Что такое teacch программа

Изучение зарубежными авторами особенностей познавательного развития лиц с аутизмом привело их к пониманию того, что при этом расстройстве восприятие и мышление организованы иначе, чем в норме. У лиц с аутизмом нарушена способность структурировать в достаточной степени отдельные аспекты восприятия и понимать смысл происходящего.

Окружающий мир кажется им хаотичным, действия людей необъяснимыми и непредсказуемыми. Своеобразие познания затрудняет, а в тяжелых случаях делает невозможной адаптацию ребенка с аутизмом к миру. Соответственно, коррекционно-развивающая работа при аутизме включает создание соответствующих особенностям ребёнка условий существования. В её основе – чёткое структурирование в визуальной форме окружающего мира и действий в нём, поскольку для ребёнка с аутизмом «знать» означает то же самое, что и «видеть». Именно в этом заключается суть ТЕАССН или структурированного обучения.

ТЕАССН (Treatment and Education of Autistic Children and Related Communication Handicapped Children) – коррекционно-развивающая работа с детьми с аутизмом и сходными нарушениями общения и их обучение. Этот подход был разработан Э. Шоплером, Р. Райхлером и Г. Месибовым в начале 70-х годов в университете штата Северная Каролина. В настоящее время в США TEACCH-подход является государственным; он широко распространен во многих странах западной и восточной Европы, Азии и Африки.

The Teacch Approach

TEACCH понимает аутизм как нарушение в развитии органического происхождения, соответственно не стремится к его лечению. TEACCH даёт возможность лицам с аутизмом вести независимый образ жизни при условии адаптации окружающей действительности: структурирования пространства, времени, деятельности и материалов.

Подход подчеркивает необходимость осуществления коррекционно-развивающей работы с раннего детства до взрослого возраста и требует сотрудничества с семьей. Усилия направляются на развитие у ребёнка способов невербальной коммуникации, воспитание простых бытовых и досуговых навыков, формирование познавательных и учебных умений и др. Развитие речи считается целесообразным только при IQ > 50% и не расценивается как обязательное. Обучение осуществляется на основе тщательной диагностики для составления индивидуальной программы формирования ключевых компетенций. Индивидуальные цели и стратегии достижения этих целей продолжают эволюционировать в течение всей жизни человека, исходя из индивидуальной оценки и измеряемых успехов.

TEACCH не обеспечивает достаточно высокого уровня адаптации к реальной жизни, однако позволяет довольно быстро достичь положительных устойчивых изменений в работе даже с очень тяжелыми случаями аутизма в особых, ограниченных или искусственно созданных условиях.

Структурирование как основное средство педагогической помощи в teacch

Структурирование базируется на необходимости модифицировать окружение там, где когнитивный дефицит, вызванный аутизмом, мешает развитию способностей. При помощи структурирования пытаются свести к минимуму нарушения в коммуникации, внимании, обработке слуховой информации, обобщении и прогнозировании, организации временных интервалов и др. При этом используются сильные стороны лиц с аутизмом в области визуальной обработки информации, заучивания наизусть и стремления к постоянству.

How to Use the TEACCH Approach | Autism

Несмотря на эти данные, существуют нарекания на то, что структурирование создает ригидность и препятствует гибкости поведения. Однако смысл и цель структурирования прямо противоположны. Создание структур делает действительность предсказуемой.

Временные и пространственные отношения становятся наглядными, последовательность действий и ожидания других людей являются понятными, что препятствует возникновению неуверенности и потере ориентации, повышает степень самостоятельности. При этом структурирование никогда не должно становиться самоцелью. Структуру следует задавать там, где она действительно необходима.

Существуют три области структурирования: структурирование пространства, структурирование времени, структурирование деятельности и материалов.

Источник: studfile.net

Презентация «программа TEACCH»

TEACCH Treatment and Education of Autistic and Related Communication Handicapped Children * *п ер. Лечение и образование аутичных детей и детей с нарушением коммуникативных способностей.

Азы этой методики поддержки аутичных и отстающих в развитии детей были заложены в 70-е годы прошлого века доктором Эриком Шоплером из Медицинской школы Чепел -Хилл при Университете Северной Каролины (группа психоаналитиков). TEACCH Эрик Шопле р

TEACCH Эта методика активно развивалась в Университете Северной Каролины США и теперь используется в качестве государственной программы обучения аутичных детей в Бельгии, Дании и некоторых штатах США. Медицинская школа Чепел -Хилл при Университете Северной Каролины

Читайте также:
Какие программы туров бывают

Формирование как можно большего количества стереотипных форм взаимодействия с окружающим миром. TEACCH идея

Структурированное обучение с особым вниманием к среде. TEACCH подход, Принципы Исследование, ориентированное на психологическое развитие Разработка стратегий развития ребенка Индивидуальные программы развития

TEACCH стратегии Структурирование пространства обучения. Структурирование времени. Структурирование материала. Применение индивидуальных учебных программ с использованием методического пособия.

Максимально развить независимость ребенка. Помочь ребенку эффективно взаимодействовать с людьми. Увеличивать и развивать интеллектуальные навыки, умения и индивидуальные способности. Стимулировать генерализацию навыков (все новые навыки ребенок мог максимально часто и эффективно использовать в разных ситуациях дома, в саду, школе). Развивать чувство себя, понимание себя (развитие эмоциональной сферы) TEACCH основные цели обучения

имитация; восприятие; крупная моторика; мелкая моторика; координация глаз и рук; речь; элементарная познавательная деятельность; самообслуживание; социальные отношения. TEACCH сферы развития

TEACCH среда для ребенка

TEACCH среда для ребенка Шаг 1. Создание специальной образовательной среды: Предметная организация среды: Сведение к минимуму отвлекающих и стрессовых факторов. Использование близкого к повседневной жизни учебно-дидактического материала. Использование привлекательных для ребенка предметов, которые могут создать дополнительную мотивацию для обучения. Использование сигнальных опор, которые облегчают поиск и распознавание объектов.

TEACCH среда для ребенка Визуальная маркировка

TEACCH среда для ребенка Шаг 1. Создание специальной образовательной среды: Пространственная организация среды. Деление пространства на секторы по видам деятельности. Четкое разграничение и обозначение пространственных зон. Открытый доступ к ресурсному обеспечению релаксационной зоны. Обеспечение относительного постоянства пространства.

Информирование о его изменениях. Рациональная пространственная организация рабочего листа. Упорядоченное расположение учебных материалов на рабочем месте.

TEACCH среда для ребенка Логика пространства

TEACCH среда для ребенка Логика пространства

TEACCH среда для ребенка Организация рабочего пространства на столе

TEACCH среда для ребенка Шаг 1. Создание специальной образовательной среды: Смысловая организация среды. Использование расписаний и памяток, пооперационных карт. Визуализация течения времени. Выделение важной информации цветом, контуром. Заблаговременные предупреждения о предстоящих изменениях.

Использование правил и требований в разрешающей формулировке и наглядной форме. Составление списка от ожиданий от ребенка.

TEACCH среда для ребенка Стратегия завершения Стратегия завершения Позитивное подкрепление Очередность выполнения действий

Стратегия завершения TEACCH среда для ребенка

TEACCH среда для ребенка Список дел

Визуализация времени TEACCH среда для ребенка

Визуализация времени TEACCH среда для ребенка

Инструкции TEACCH среда для ребенка

TEACCH среда для ребенка Структурированные пособия

TEACCH среда для ребенка Шаг 1. Создание специальной образовательной среды: Социальная организация среды. Усиление положительного имиджа ребенка с аутизмом. Обеспечение наставничества и создание групп дружбы. Персонализация обращений. Организация косвенных контактов. Четкое немногословная формулировка инструкции в разрешающей форме без повышения голоса.

Сопровождение речи простыми и ясными мимикой и жестами. Включение родителей.

TEACCH среда для ребенка Шаг 2. Коррекционно-педагогическая помощь с учетом индивидуальных особенностей и интересов : Структурированное обучение особенно подходит в следующих случаях: Ребенок неусидчив, отвлекается, невнимателен; При обучении ребенка выполнять задания самостоятельно; При обучении ребенка новому навыку, при трудностях в понимании ребенком того, что от него требуется.

TEACCH среда для ребенка Шаг 2. Коррекционно-педагогическая помощь с учетом индивидуальных особенностей и интересов : Уроки и занятия должны строиться по принципу структурированного обучения. От простого к сложному. Занятия начинаются с простых знакомых ребенку упражнений, которые связаны с положительными эмоциями. Занятие строиться исходя из интересов ребенка.

Любое задание, просьба или игра нуждаются в завершении. Это помогает структурировать деятельность ребенка. Дети вместе с педагогом обозначают свои успехи в течение дня, что служит им определенной наградой и стимулом к последующим достижениям.

TEACCH среда для ребенка Шаг 3. Включение ребенка в учебное и социальное взаимодействие: Визуализация – одна из важнейших составных компонентов структурированной среды обучения. Варианты расписаний (режимов дня): Предметный (ящик с предметами); Фотографический (фотографии на табличках или в альбоме); Рисуночный; Письменный. Расписание должно быть организовано в формате «сверху вниз» или «слева направо».

TEACCH среда для ребенка Предметное расписание Надо сделать Сделано

TEACCH среда для ребенка

TEACCH среда для ребенка

Читайте также:
Как установить в планшет программу навигации

TEACCH среда для ребенка

TEACCH среда для ребенка Шаг 3. Включение ребенка в учебное и социальное взаимодействие: Социальные истории являются кратким описанием определенной ситуации, события или деятельности, и включают информацию о том, чего можно ожидать в такой ситуации и почему. Необходимо структурировать события, важные в жизни детей, моменты настроений, например, «Дни рождения», «Мое настроение» и т.д.

TEACCH среда для ребенка

TEACCH среда для ребенка Различные системы обучения и терапии: сенсорная интеграция, система коммуникации с помощью обмена картинками, игровая терапия Гринспэна , АВА – терапия успешно совмещаются со стратегией структурированного обучения TEACH

Источник: nsportal.ru

TEACCH-Программа

ТЕАССН (сокращенно от Treatment and Education for Autistic and related Communication handicapped Children — терапия и обучение аутистичных и имеющих коммуникационные нарушения детей) – комплексная программа, позволяющая обучать детей с аутизмом и детей с особыми потребностями. Программа ТИЧ была впервые разработана в 1965 году Школой Медицины, Университет Северной Каролины, Чапел Хилл. На данный момент ТИЧ широко используется для помощи и сопровождения людей с аутизмом на протяжении всей жизни.

Цель — создать для людей с аутизмом условия для достижения максимальной степени самостоятельности и высокого качества жизни. При этом должны сочетаться два аспекта: максимально возможная интеграция в общество и наличие специального окружения, где может быть достигнута максимально высокая степень самостоятельности.

В основе программы лежит идея структурированного обучения, когда классная комната поделена на зоны, в каждой из которых ребенок учится отдельным навыкам и умениям. В ТЕАССН идет работа по 9-ти функциональным сферам коррекции аномального поведения.

  • Крупная моторика
  • Мелкая моторика
  • Координация руки и глаза
  • Имитация
  • Восприятие
  • Познавательная деятельность
  • Речь
  • Самообслуживание
  • Социальные отношения

Для того, чтобы все эти знания ребенок усваивал быстро и качественно, психолог использует метод визуальных подсказок или индивидуальных расписаний.

Для каждой сферы выпущены отдельные книги с рекомендациями, оценочными листами и возможными заданиями. На русском они не издавались.

На русский язык достаточно давно был переведен сборник упражнений по программе ТЕАСН (Эрик Шоплер, Маргарет Ланзинд, Лезли Ватерс Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет) Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACH). То есть это не сама программа – а примерные упражнения, которые можно использовать при работе по данной программе. Данные упражнения также могут быть интересны тем, кто занимается с детьми по АВА.

  1. Максимально развить независимость ребенка.

При построении программ и выборе заданий акцент делается на возможностях ребенка справиться с ними максимально самостоятельно. Для этого в самом задании заложены подсказки для ребенка. Кроме того, цели, которые психолог и родители ставят перед ребенком, максимально приближены к актуальному уровню развития ребенка.

  1. Помочь ребенку эффективно взаимодействовать с другими (общаться, играть)

Психолог уделяет много внимания развитию навыков коммуникации. Это может быть вербальная или невербальная (жестовая, знаковая, карточная) коммуникация. Основная задача – научить ребенка общаться социально приемлемым и понятным для других способом. Для отработки навыков коммуникации дети работают не только один на один с педагогом, но и включаются во взаимодействие с другими детьми во время групповых заданий.

  1. Увеличивать и развивать интеллектуальные навыки, школьные умения и индивидуальные способности

В программу ребенка включены задания на развитие основных академических навыков в чтении, письме, математике, ориентации в окружающей среде, времени и т.д.

  1. Стимулировать генерализацию навыков так, чтобы все новые знания ребенок мог максимально часто и эффективно использовать дома, в саду, школе

Очень важно, чтоб приобретенный навык ребенок мог применить вне кабинета психолога, в других условиях и с другими людьми. Для этого очень важно, чтобы родители активно включались в процесс обучения и придерживались одной стратегии с психологом. Для того, чтобы навык сформировался, необходимо, чтобы все то, что сформировано в кабинете, родители отрабатывали дома, в естественной среде.

  1. Развивать чувство себя, понимание себя

В программу включены задания на развитие эмоциональной сферы, которые помогают ребенку лучше понимать себя, свои чувства, свою реакцию на те или иные ситуации. Кроме того, важная часть работы – это развитие понимания того, что мои чувства, желания, потребности могут не совпадать с чувствами других людей.

Читайте также:
Типы и принципы программ восстановительного правосудия

Основные принципы концепции ТЕАССН

  • Аутизм – это всестороннее нарушение развития. Люди с аутизмом в течение всей своей жизни ограничены данным расстройством. Поэтому они нуждаются в поддержке и сопровождении во всех сферах жизни и на протяжении всего жизненного пути.
  • Помощь в сопровождении людей с аутизмом осуществляется в форме так называемого принципа двух путей. Их, образно выражаясь, можно рассматривать как людей другой культуры. Они воспринимают мир по-другому, учатся по-другому, у них другие ценности, правила и интересы. Однако, тем не менее, они живут в мире, который создан нашей «неаутистической культурой», которая предъявляет соответствующие требования людям другой культуры, т.е. людям с аутизмом. Чтобы вести максимально независимую жизнь, они должны получать поддержку при развитии их способностей и навыков, которые помогают им соответствовать предъявляемым нашим миром требованиям. Но вместе с этим мы должны «прислушиваться» к людям с аутизмом и создавать им такое окружение, где в значительной мере компенсируется дефицит и трудности, вызванные аутистическим нарушением. Это дает возможность изучать новые типы поведения.
  • Люди, которые работают с аутистами, не должны являться специалистами только в своей узкой области (логопедия, психология, дефектология), они должны быть специалистами по аутизму.
  • Существенную роль играет сотрудничество с родителями. В то время как профессионалы могут помогать своими знаниями как «специалисты по аутизму», родители предстают в роли «специалистов по своему ребенку». Родители – важный источник информации для составления программы помощи и неотъемлемые партнеры при осуществлении такой программы. Без их помощи практически невозможна эффективная помощь, которая должна включаться в повседневную жизнь ребенка.
  • Существенным признаком аутистического расстройства является неравномерный профиль развития такого человека, который не позволяет по уровню развития способностей в одной области сделать вывод о развитии способностей в другой. Это значит, что люди с аутизмом, с похожими проявлениями аутистического нарушения и похожим уровнем развития могут иметь абсолютно разные трудности и проблемы. Следовательно, им требуются также разные виды и масштабы помощи. Поэтому центральное значение имеет индивидуализация помощи. Каждому человеку необходима своя специальная программа, и при ее внедрении важно определить, что же может быть полезно именно этому конкретному человеку.
  • Для индивидуального подбора и адаптации развивающей программы необходима полная и актуальная информация о способностях, интересах и специфических проблемах в различных сферах жизни. Сильная сторона ТЕАССН – это наличие диагностики РЕР (Psychoeducational Profile) — психолого-образовательный профиль. РЕР предлагает возможность оценки развития аутичных и психотических детей, а также детей с задержками в развитии. Результаты теста используются для составления индивидуальных программ обучения для таких детей.
  • Все программы помощи ориентированы на сильные стороны и интересы человека с аутизмом и используют их для компенсации слабых сторон. Особое значение в конкретном планировании оказания помощи имеют способности, уже сформированные у человека с аутизмом и которые можно усовершенствовать путем целенаправленной поддержки.

Как определяется программа обучения?

Первым этапом работы является диагностика. Определяются стиль обучения ребенка, актуальные потребности развития, сильные стороны. На основе собранных данных и с учетом возраста ребенка определяется программа обучения. Важным процессом в работе является консультирование родителей по обучающим стратегиям с целью поддержания их дома.

Цель программы TEACCH — максимальное развитие самостоятельности и гибкости детей с аутизмом. Программа включает не только интеллектуальное развитие, но и обучение навыкам социального взаимодействия, саморегуляции, ориентации в быту. Вся программа построена на актуальных способностях ребенка, преследует планомерное развитие, основанное на ИНТЕРЕСАХ и СИЛЬНЫХ СТОРОНАХ ребенка. Психолог, работающий с ребенком, не использует подкрепление, а помогает ребенку получать удовольствие от самого процесса обучения.

Программа имеет четкую структуру, позволяющая получать видимый результат и постоянно увеличивать объём и сложность учебного материала. TEACCH включает не одну, а сразу несколько сфер, с которыми психолог и родители работают одновременно, помогая ребенку социализироваться и развиваться.

Ответственный за размещение материала — М.Ю. Спичак, методист

Источник: semyabalakovo.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru