В данной статье речь пойдет о цифровой экономике, а именно — сквозных технологиях, но прежде всего необходимо определиться с этими понятиями.
Цифровая экономика — это система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых технологий.
Термин также относится к радикальным изменениям, вызванным цифровыми вычислительными и коммуникационными технологиями во второй половине XX века.
Сквозные цифровые технологии — ключевые научно-технические направления, которые будут оказывать наиболее существенное влияние на развитие рынков. Кроме того, они тесно связаны с Национальной технологической инициативой и оказывают неотъемлемое воздействие на формирование в России научно-технологического задела, что позволит создать глобально конкурентоспособные высокотехнологичные продукты и сервисы.
В Послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года в качестве одного из приоритетов государственной политики была обозначена Национальная технологическая инициатива (НТИ). Затем, в 2017 году, была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», где был приведен перечень основных сквозных цифровых технологий. Однако, к 2019 году она перестала действовать. На тот момент в нее входили следующие направления:
Сквозная аналитика — что такое и зачем она нужна?
- большие данные;
- нейротехнологии и искусственный интеллект;
- системы распределенного реестра;
- квантовые технологии;
- новые производственные технологии;
- промышленный интернет;
- компоненты робототехники и сенсорика;
- технологии беспроводной связи;
- технологии виртуальной и дополненной реальностей.
Характеристика основных направлений сквозных цифровых технологий
Большие данные
Под большими данными понимают структурированные и неструктурированные массивы данных значительного объема, которые зачастую разрозненны относительно места своего хранения и различаются по своему типу (видеозаписи, машинный код, текстовые документы и так далее) и обрабатываются с помощью программных инструментов.
В широком смысле о больших данных принято понимать анализ масштабных наборов информации в конкретных проблемных областях. Сама суть технологии заключается не в создании большого количества данных, а в их структурном оформлении, которое отличается от общепринятого формата баз данных.
Нейротехнологии и искусственный интеллект
Искусственный интеллект (ИИ) — комплекс технологических решений, имитирующий когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и позволяющий при выполнении задач достигать результаты, как минимум сопоставимые с результатами интеллектуальной деятельности человека.
Комплекс технологических решений включает информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение, в котором в том числе используются методы машинного обучения, процессы и сервисы по обработке данных и выработке решений.
СКВОЗНАЯ АНАЛИТИКА: ТОП-4 СЕРВИСА
Нейротехнологии — технологии, которые используют или помогают понять работу мозга, мыслительные процессы, высшую нервную деятельность, в том числе технологии по усилению, улучшению работы мозга и психической деятельности.
В рамках дорожной карты «Искусственный интеллект и нейротехнологии» выделяют семь субтехнологий:
- компьютерное зрение;
- обработка естественного языка;
- распознавание и синтез речи;
- рекомендательные системы и интеллектуальные системы поддержки принятия решений;
- перспективные методы и технологии в ИИ;
- нейропротезирование;
- нейроинтерфейсы, нейростимуляция и нейросенсинг.
Системы распределенного реестра
В отличие от распределенных баз данных каждый участник системы распределенного реестра хранит всю историю изменений и верифицирует добавление любых изменений в систему с помощью определенного алгоритма, что гарантирует невозможность подделки данных. Ни один участник не может изменить данные в системе таким образом, что другие участники не узнают об этом. Благодаря этому данные, которые находятся внутри системы распределенного реестра, становятся доверенными, а все изменения – прозрачными.
Квантовые технологии
Цель квантовой технологии состоит в том, чтобы создать системы и устройства, основанные на принципах квантовой физики. Основная отличительная черта современных квантовых технологий — выход на новый технологический уровень, позволяющий манипулировать одиночными квантовыми объектами — атомами, ионами, электронами, фотонами и др.
Основы квантовых технологий составляют три субтехнологии:
Квантовые вычисления
Вычислительное устройство, которое использует явления квантовой механики для передачи и обработки данных.
Квантовые коммуникации
Создание защищенных сетей связи.
Квантовая сенсорика
Область по разработке сверхточных и чувствительных датчиков, которые можно будет применять в медицине, системах спутниковой связи и археологии.
Привычные для нас смартфоны и плоские телевизоры — результат изучения квантовых технологий. Однако на этом развитие технологий в этой области не останавливается, сегодня одно из самых обсуждаемых направлений — создание квантового компьютера.
Помогаем компаниям получить грантовую поддержку до 30 млн «под ключ»
Оставить заявку
Новые производственные технологии
Новые производственные технологии — это комплекс процессов проектирования и изготовления на современном технологическом уровне кастомизированных (индивидуализированных) материальных объектов (товаров) различной сложности, стоимость которых сопоставима со стоимостью товаров массового производства.
Сюда относятся:
- новые материалы;
- цифровое проектирование и моделирование, включая бионический дизайн;
- суперкомпьютерный инжиниринг;
- аддитивные и гибридные технологии.
Промышленный интернет
Промышленный интернет вещей — система объединенных компьютерных сетей и подключенных промышленных (производственных) объектов со встроенными датчиками и ПО для сбора и обмена данными, с возможностью удаленного контроля и управления в автоматизированном режиме, без участия человека.
Принцип работы состоит в том, что на ключевые части оборудования устанавливаются датчик, контроллеры и человеко-машинные механизмы. Это позволяет собрать объективные и точные данные о предприятии для совершенствования целого ряда процессов, например: принятия обоснованных решений, замены бумажной документации, предотвращения простоев и поломок.
Компоненты робототехники и сенсорика
Робототехника — прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем и являющаяся важнейшей технической основой интенсивного развития производства.
Робот — это программируемое механическое устройство, способное выполнять задачи и взаимодействовать с внешней средой без помощи со стороны человека. Применение особенно актуально в среде труднодоступной или опасной для человека.
Робототехника опирается на такие дисциплины, как электроника, механика, телемеханика, механотроника, информатика, а также радиотехника и электротехника. Выделяют строительную, промышленную, бытовую, медицинскую, авиационную и экстремальную (военную, космическую, подводную) робототехнику.
Сенсорика роботов (система чувствительных датчиков) обычно копирует функции органов чувств человека: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Чувство равновесия и положения тела в пространстве, как функция внутреннего уха, иногда считаются шестым чувством. Функционирование биологических органов чувств базируется на принципе нейронной активности, в то время как чувствительные органы роботов имеют электрическую природу.
Технологии беспроводной связи
К данному виду связи относятся такая передача данных, которая осуществляется в обход проводов или других физических сред: Bluetooth, Wi-Fi, сотовая связь.
Сама по себе беспроводная связь уже не представляет собой прорывную технологию в современном мире, но по основным показателям и скорости передачи данных беспроводная связь все еще не обходит проводную. Однако улучшение протоколов происходит год от года и большие надежды возлагаются на LTE.
Технологии виртуальной и дополненной реальностей
Виртуальная реальность — созданный техническими средствами мир (объекты и субъекты), передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и другие.
Виртуальная реальность имитирует как воздействие, так и реакции на воздействие. Как правило, поведение объектов виртуальной реальности приближено к поведению объектов материальной реальности. Данное направление особенно востребовано в рамках образовательных процессов, например в медицинской и промышленной отраслях.
Дополненная реальность — результат введения в поле восприятия любых сенсорных данных с целью дополнения сведений об окружении и улучшения восприятия информации.
Таким образом, эта технология позволяет на экране девайса визуализировать 3D-объекты в реальном времени и сочетать их с физическим пространством. Как и виртуальная реальность, она стремительно развивается и уже сейчас окружает простых пользователей – в мобильных приложениях карт или при покупке интерьера. С каждым днем открываются все новые области применения технологий дополненной реальности, что значительно сокращает временные и трудовые затраты на выполнение тех или иных процессов.
В новой национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной в конце 2018 года, перечень сквозных технологий не приводится, но в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» были разработаны дорожные карты по приведенному выше списку технологий.
Данные дорожные карты предполагают вариативность инструментов государственной поддержки: гранты, субсидирование процентной ставки по кредиту, финансирование лидирующих исследовательских центров (ЛИЦ), разработка и внедрение промышленных решений.
Для реализации этих мер используется ряд операторов, где каждый отвечает за определенный тип технологических задач. К ним относятся: Минпромторг, Министерство связи и цифрового развития, фонд «Сколково», Российский фонд развития информационных технологий, Фонд содействия инновациям, Российская венчурная компания (РВК). Само же финансирование предоставляется на конкурсной основе.
Для государственной поддержки отечественных разработчиков Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры) регулярно предоставляет гранты на разработку и внедрение российских цифровых решений. Осуществляется это посредством операторов, которыми выступают:
- Фонд содействия инновациям (ФСИ);
- Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ);
- Фонд «Сколково».
Данные меры осуществляются в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика». Проекты, участвующие в конкурсах, должны соответствовать приоритетным направлениям поддержки, утвержденным президиумом правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий и условий ведения предпринимательской деятельности.
Фонд содействия инновациям
Большая часть программ Фонда содействия инновациям (ФСИ) ориентирована на ИТ-стартапы (грант до 4 млн рублей) и те ИТ-компании, которые состоят в Реестре МСП в статусе малого или микропредприятия (гранты до 30 млн рублей). В зависимости от программы бюджетные средства могут быть предоставлены для:
- Создания или доработки программного решения, где важной составляющей является технологическая и пользовательская новизна.
- Основная расходная статья – заработная плата разработчикам.
- Вывода продукта на новые рынки: незначительные доработки (например, перевод интерфейса на иностранные языки) и расширение производства (закупка оборудования и маркетинговые услуги).
Российский фонд развития информационных технологий
Более зрелые компании могут получить поддержку по программе «Разработка» Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ). Здесь сумма финансирования составляет до 500 млн рублей. Они предназначены, в том числе, для проектов, направленных на разработку программного обеспечения, включая дистанционные сервисы для удаленной работы, платформы для онлайн-образования или здравоохранения.
Кроме того, есть возможность получить финансирование в рамках цифровой трансформации производственных и управленческих процессов. Максимальная сумма грантов — до 300 млн рублей. Обязательное условие их получения — цифровые решения должны быть отечественными и соответствовать приоритетным направлениям поддержки. Грантовые средства могут быть направлены на расходные статьи, связанные с покупкой и внедрением отечественного решения на предприятии, а также соответствующей доработкой под нужды заказчика: зарплаты сотрудникам, приобретение программного обеспечения, оборудования и другие расходы.
Фонд «Сколково»
Фонд «Сколково» предлагает гранты до 80 млн рублей компаниям на пилотное внедрение отечественных цифровых продуктов, сервисов и платформенных решений. Поддержку могут получить решения на базе технологий ИИ, виртуальной и дополненной реальности, робототехники и сенсорики, новых производственных технологий и технологий распределенных реестров, а также проекты дистанционных сервисов. Программа рассчитана на помощь для оптимизации бизнес-процессов компаниям из разных отраслей — промышленности, сельского хозяйства, медицины и других. Грант может покрыть до 80% стоимости проекта. Его можно потратить, например, на услуги разработчика, приобретение оборудования и лицензий.
Источник: get-grant.ru
Понятие и особенности «сквозных» программ обучения в вузах
Современная система по подготовке квалифицированных кадров весьма разнообразна. Существуют как традиционные подходы в подготовке дипломантов, когда выпускники школ мечутся между сузами и вузами в поисках подходящей специальности. Также можно выделить тотальный способ становления компетентных специалистов, который пролегает в одном окне между разными учебными заведениями – в этом случае реализуются так называемые сквозные программы обучения.
Современная система по подготовке квалифицированных кадров весьма разнообразна. Существуют как традиционные подходы в подготовке дипломантов, когда выпускники школ мечутся между сузами и вузами в поисках подходящей специальности. Также можно выделить тотальный способ становления компетентных специалистов, который пролегает в одном окне между разными учебными заведениями – в этом случае реализуются так называемые сквозные программы обучения.
Понятие и признаки сквозных программ подготовки
Под сквозными программами подготовки дипломированных специалистов понимают многоступенчатый процесс формирования узких специалистов. Он протекает в течение длительного времени на разных уровнях образования, но при этом в оценке воссоздает единую тотальную траекторию по формированию компетентных кадров для разных отраслей.
Сквозная программа называется таковой, так как постепенно готовит экспертов в рамках одного и того же направления, но захватывая самые разные ступени обучения. Как правило, «учебный коридор» протекает последовательно в рамках партнерских связей между учебными заведениями и работодателями.
Сквозные программы подходят только осознанным индивидам, которые уже имеют четкие представления о том, кем желают стать и где могут трудиться, какое образование им потребуется получить для допуска к работе и построению карьеры и пр. Рассматриваемая парадигма в сфере профессионального образования нацелена на максимальное и последовательное развитие молодых специалистов с учетом потребностей отрасли и конкретных компаний.
«Сквозное окно» в данном случае предполагает плавный переход от одной части программы или уровня к последующему с минимальными усилиями и отрывами от развития. То есть в данной нише приветствуется единое пространство и четкие требования к качеству подготовки индивида. Вся траектория обучения будет пролегать в рамках одной специальности или отрасли и нацелена на совершенствование имеющихся знаний и представлений, обновление теоретического и практического багажа.
«Сквозные программы» обучения можно смело отнести к системе непрерывного образования и развития кадров, которые на фоне своей безмятежности и последовательности, тщательного планирования позволяет подготовить более качественных специалистов, тотально владеющих не просто базовыми данными и навыками, но и успешно и легко осваивающих современные технологии и подходы.
Среди ключевых признаков «сквозного профессионального образования» можно выделить:
- Одна целостная схема подготовки кадров с акцентом на каждый освоенный уровень;
- Тесные партнерские связи между учебными заведениями и работодателями, государством;
- Обучение в рамках конкретного плана с последующим переходом из одного заведения в другое по условиям договора, притом вступительные испытания никто не отменял, но шансы на зачисление в рамках сквозного обучения выше;
- Акцент на современных правилах, приемах и отраслевых потребностях, условиях работодателей и ФГОС;
- Возможно получение основного профессионального образования с дальнейшим совершенствованием подготовки новоиспеченного специалиста в рабочих условиях или путем дополнительного обучения;
- Выпускники получают диплом об образовании государственного образца.
В целом, сквозной способ подготовки дипломантов можно представить как единую образовательную траекторию, которая предполагает подготовку кадров на основе комплекса специальных программ в определенной последовательности. Каждый последующий шаг в обучении призван закрепить ранее полученные знания или развить их на более осознанном и глубоком уровне, привить более узкие компетенции и представления, сузив тем самым профессиональное поле от общих полномочий до специфических.
Таким образом, сквозные программы подготовки квалифицированных кадров представляют собой единый комплекс разноуровневых схем воспитания специалистов с учетом общих и частных требований к уровню их компетентности. Как правило, они пролегают в стенах одного заведения или могу захватывать разные ниши и объединять разные образовательные учреждения для исполнения поставленной цели.
Классификация сквозных программ обучения
Сквозные программы обучения в настоящее время не редкость. Они успешно реализуются на всех уровнях подготовки учащихся, начиная от детских садов, школ и заканчивая колледжами и вузами.
Сквозная программа по подготовке специалиста – это не просто единая траектория, пролегающая в разных плоскостях или учреждениях. На самом деле можно выделить целую градацию подвидов рассматриваемой системы обучения, каждый из которых обладает рядом специфических черт.
В зависимости от связи образовательного заведения с партнерами можно выделить общие и целевые сквозные программы. В рамках первой разновидности происходит всестороннее развитие индивида, который в последующем может выбрать одно из предприятий-партнеров текущего учебного центра для дальнейшего развития. Притом продолжение обучения будет либо в виде стажировки на территории работодателя, либо базовым в рамках суза/вуза-партнера. В данном случае индивид самостоятельно решает, где и как будет продолжать профессиональную подготовку из предложенного списка партнеров.
Целевые сквозные программы предполагают, что учебное заведение заключило договор с конкретным работодателем, который выделил четкие требования к подготовке молодого специалиста. В данном случае становление может проходить на разных уровнях профессионального образования, но преимущественно на базе одного и того же заведения. То в этом случае наблюдается поступление в суз/вуз на программу бакалавриата, с дальнейшим переходом на специалитета или в магистратуру и трудоустройством к целенаправителю. То есть целевые сквозные программы четко ориентированы на потребности отрасли или конкретного предприятия и обеспечивают непрерывный ход подготовки специалиста до намеченного уровня с гарантией трудоустройства.
В зависимости от обретаемых полномочий студент может осваивать базовые и специальные сквозные программы. Базовые варианты, как правило, предполагает развитие рабочих или основных полномочий в рамках выбранной специальности. Как правило, такие «окна» действуют между школами (где функционируют специализированные классы с уклоном в определенную науку, отрасль) и колледжами или программами бакалавриата при вузе.
Специальные сквозные программы ориентированы на непрерывную и поэтапную подготовку узкоквалифицированных специалистов с переходом от одного уровня к следующему до обозначенных пределов. Чаще всего подобные схемы действуют между сузами и вузами или в стенах одного университета. Специальные (или специализированные) сквозные программы чаще всего адаптированы под частные нужды – конкретный отдел, предприятие или отрасль с акцентом на освоение современных ил новейших механизмов, теорий и пр.
В зависимости от количества постигаемых ступеней и количества обретаемых дипломов об образовании, можно выделить двухуровневые и многоуровневые сквозные направления подготовки. Первый предполагает, что индивид постигает две образовательные ступени и получает базовые полномочия в рамках выбранной специальности.
Второй сценарий сквозного профессионального образования предполагает постепенный переход к каждой последующей ступени. В этом случае студент получает как минимум диплом профессионалитета, затем бакалавра, а далее специалиста или магистра. Притом последующее образование (начиная от специалитета и магистратуры) может отличаться от предыдущего: ориентировано на смежную профессию или кардинальную смену профессиональной плоскости. В этом случае сквозные программы проектируются по согласованию с учебными заведениями. Для их полноценной реализации допустимо использование программ национальной академической мобильности, международной академической мобильности и пр.
В зависимости от места реализации учебной программы можно выделить внутриорганизационные и межорганизационные траектории сквозного обучения. Первый вариант предполагает, что сквозные программы реализуются на одной и той же базе: колледж при вузе с дальнейшим поступлением в основной вуз, или освоение программы бакалавриата и затем магистратуры в стенах одного вуза.
Второй сценарий сквозного профессионального воспитания предполагает реализацию намеченной комбинации программ в разных учреждениях на основе партнерских связей и специальных соглашений, договоров. В этом случае по окончании каждой ступени индивид обретает диплом от конкретного образовательного центра с присвоением соответствующей квалификации и продолжает обучаться далее в рамках условий договора.
Фактически вид сквозной программы подготовки специалиста предопределяет условия и возможности освоения профессии: где и как будет проходить обучение, требования к качеству подготовки дипломанта, перспективы трудоустройства и пр.
Способы реализации сквозных образовательных программ
Сквозная программа может затрагивать одну и ту же специальность или смежные профессии в рамках единой траектории подготовки, объединяя при этом самые организации.
Студент в данном случае будет один, а место обучения и способ освоения выбранной профессии разниться в зависимости от выше обозначенной классификации комплексных (единых) программ подготовки дипломантов.
Одной из тотальных и глубоких сквозных программ по подготовке узкоспециализированных специалистов выступает реализация учебной траектории на трех уровнях: школа – колледж – вуз. Данная схема считается самой долгой, кропотливой и качественной.
На базе школ организуют специальные профильные или специализированные классы, где учащиеся будут усиленно изучать определенные группы предметов, дисциплины и развивать помимо общие наиболее глубокие представления и умения, свойственные определенной научной плоскости, отрасли или приближенные к конкретной профессии. Далее после освоения специальной школьной программы индивиды отправляются в колледж. Выбор суза может быть абсолютно добровольным (но тогда «сквозное окно» становится лишь визуальным) или необходимо поступать в тот техникум, который является партнером школы. Затем по окончании среднего профессионального образования индивид «перетекает» в стены конкретного вуза на определенную ступень (вышестоящую от бакалавриата) и получает заветный диплом об образовании.
Второй сценарий по реализации сквозных образовательных программ предполагает подготовку специалиста в рамках постепенного освоения определенного уровня образования. Здесь наблюдается обучение в определенной последовательности: сначала профессионалитет, бакалавриат и затем специалитет, магистратура. Соблюдение действующих правил покорения каждой последующей ступени образования является обязательным.
Реализация второго варианта сквозного образования возможно в рамках следующих траекторий:
- Училища или колледжи по уровню профессионалитет с дальнейшим переходом на бакалавриат;
- Освоение бакалавриата сначала в колледже и затем с переходом на вышестоящие ступени вуза;
- Освоение бакалаврской специальности с дальнейшим переходом к специалитету или магистратуре в стенах одного итого же вуза;
- Обучение по программе бакалавриата в одном вузе с дальнейшим поступлением или переходов в магистратуру или специалитет другого вуза.
Третий сценарий сквозного обучения предполагает задействование заведений профессионального образования с центрами дополнительного образования. В данном случае возможно параллельное или поэтапное развитие специалистов. Первичным считается освоение профессии на базе суза или вуза, то есть важно получить диплом об образовании, а дальнейшее развитие новоиспеченного специалистов возможно в рамках курсов переподготовки кадров (освоение смежной специальности), прохождения дополнительных курсов по профессии и пр.
Указанные варианты реализации сквозных программ – самые распространенные и весьма эффективные, пользующиеся спросом среди абитуриентов.
Специфика обучения в рамках сквозных образовательных программ
В целом схема обучения в рамках сквозных образовательных программ будет типичной, но их проектирование вызывает немало сложностей. Очевидным нюансом становится сплетение действующих траекторий и ученых планов в едином комплексе без дублирования информации с постепенным углублением материалов, следование одной цели. Более того, проработкой сквозных программ занимаются специалисты всех задействованных в цепи партнеров: важно распределить, что, где, как и когда будет постигать учащийся. Более того, требования к качеству подготовки на каждом этапе сквозного обучения будут меняться и ужесточаться, а также они могут зависеть от правил образовательной организации.
Подготовка студентов в рамках программ сквозного типа обладает рядом специфических черт.
Во-первых, учебный процесс протекает по тщательно продуманной траектории. Здесь по-прежнему действует комбинация аудиторная работа + самостоятельная работа + практика + НИР + аттестация. Но важно отметить, что на каждом уровне подготовки происходит закрепление ранее пройденного материала с дальнейшим углублением знаний и совершенствованием навыков.
Во-вторых, как правило, в рамках сквозного обучения студенты осваивают сначала программу прикладного бакалавриата, а затем переходят к активной исследовательской части на уровне специалитета и магистратуры. Такой ход позволяет лучше осознать суть правил, механизмов и методов работы и в дальнейшем работать с конкретной профессиональной проблемой.
В-третьих, без выполнения письменных работ не обходится обучение в рамках каждой постигаемой ступени. Сквозные программы предполагает выполнение классических студенческих работ и научно-исследовательских проектов. В данном случае будет разниться лишь требования и уровень подготовки исследований: бакалавры будут рассматривать основные правила, методы работы и проверять их на практике, а учащиеся специалитета и магистратуры будут проводить именно научные исследования с акцентом на совершенствование подходов, их адаптацию к текущим условиям и пр.
В-четвертых, сквозное образование не обходится без прохождения практики. В данном случае программа практической подготовки специалиста будет более продуманной и углубленной. Студент уже будет иметь определенную базу знаний и умений, закрепленную на предшествующей ступени. Поэтому каждая последующая практика учащегося будет нацелена на развитие узких или новых компетенций с учетом его подготовки. Более того, практики будет больше на протяжении периода непрерывного обучения, что позволит подготовить более адаптированного дипломанта, готового к работе.
В-пятых, на каждом этапе сквозного образования выпускнику предстоит защищать дипломную работу. Несмотря на единство траектории, освоение определенной ступени требует соответствующей итоговой аттестации и получения диплома об образовании. Поэтому не стоит думать, что один раз поступил, и защищать дипломный проект придется только по мере полного освоения сквозной траектории.
Нужна помощь преподавателя?
Развитие цифровых сквозных технологий
Dt1i main.png Развитие цифровых сквозных технологий Сквозные цифровые технологии – передовые научно-технические отрасли, обеспечивающие создание высокотехнологичных продуктов и сервисов и наиболее сильно влияющие на развитие экономики, радикально меняя ситуацию на существующих рынках и(или) способствуя формированию новых рынков. 50 Цифровые сквозные технологии Средняя Важно IT/soft Да Инфраструктура и инструменты (раздел) Цифровые технологии (раздел) Производные понятия (раздел) Межотраслевое (раздел) Сквозные технологии (раздел) Технологические решения (раздел) 4 Сквозные цифровые технологии , Цифровые технологии Развитие цифровых сквозных технологий
Развитие цифровых сквозных технологий
Сквозные цифровые технологии – передовые научно-технические отрасли, обеспечивающие создание высокотехнологичных продуктов и сервисов и наиболее сильно влияющие на развитие экономики, радикально меняя ситуацию на существующих рынках и(или) способствуя формированию новых рынков.
Рекомендовано
Направление исследований
Понятие сквозные применено в связи с тем, что эти технологии не связаны с каким-то отдельным продуктом или сферой деятельности, а могут применяться во многих индустриях, отраслях и секторах экономики, например, в образовании, медицине, энергетике, строительстве, сельском хозяйстве, машиностроении и т.д.
Государство в отношении сквозных цифровых технологий выступает в двух ролях:
- Регулятор, призванный способствовать развитию новых технологий
- Потребитель новых технологий, изменяющих функционирование государственного сектора и органов власти.
Сквозные технологии универсальны, используются не только в частном (коммерческом), но и в государственном секторе экономики. Поэтому применение сквозных технологий является одной из профессиональных компетенций участника команды цифровой трансформации в государственном управлении. Государственная поддержка по стимулированию развития сквозных технологий осуществляется в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика РФ».
Цель проекта «Цифровые технологии» – обеспечение технологической независимости России, возможности коммерциализации отечественных разработок, ускорение технологического развития российских компаний, обеспечение конкурентоспособности разрабатываемых ими продуктов и решений на глобальном рынке.
В программе «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной премьер-министром России Дмитрием Медведевым в 2017 году и ныне уже не действующей, был приведен перечень основных сквозных цифровых технологий: большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный интернет, компоненты робототехники и сенсорика, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальностей.
В новой национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной в конце 2018 года, перечень сквозных технологий не приводится, но в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» были разработаны дорожные карты по развитию сквозных цифровых технологий. Правительственная комиссия по цифровому развитию под председательством вице-премьера Максима Акимова одобрила семь дорожных карт по развитию сквозных технологий цифровой экономики. Ниже представлены семь технологий и входящие в них субтехнологии, описанные в дорожных картах.
Источник: cdto.wiki