Сегодня мы продолжаем с вами изучение основ духовнонравственной культ уры народов России.
И остановимся с вами на теме: «Самовоспитание». Каждый из
вас попробует сейчас дать определение этому слову.
Проверьте себя, открыв стр. 136 учебника.
3.
Запишите,
пожалуйста,
число.
Тему
занятия:
«Самовоспитание». Оформлять в тетради в виде классной
работы.
Для выполнения этого задания вам помогу т стр. 136-137.
4.
Помимо
«самовоспитания»
у
нас
есть
«самообразование». Попробуйте дать определение.
термин
5.
Самообразование — это форма индивидуальной познавательной
деятельности человека, в которой цели, мотивы, план и формы
познания определяются человеком самостоятельно.
Запишите в тетрадь 2-3 предложения о том, что бы вам
хотелось изучать, что вам интересно было бы узнать.
Почему?
6.
В учебнике на стр. 138 описан один из примеров как можно
С Чего Начать САМОРАЗВИТИЕ? 5 ВАЖНЫХ ШАГОВ На Пути к Самосовершенствованию / Саморазвитие Личности
развивать свое мышление. Предлагаю в тетради написать
за 5 мину т все слова на –ция, которые приходят в голову.
Например, нация, организация, революция, станция…
продолжайте. Важно! не использовать Интернет и иные
вспомогательные инструменты.
7.
Каждый человек должен давать оценку себе, своим
положительным
и
отрицательным
качествам.
Это
называется самооценка.
Лев Николаевич Толстой говорил: «Человек есть дробь, у которой числитель
есть то, что человек собой представляет, а знаменатель – то, что он о себе
думает».
Важно, чтобы это дробь равнялась 1 . Если же она меньше
или больше, это говорит о низкой или высокой самооценке.
И то, и другое негативно сказывается на формировании
личности человека.
8.
Продолжите письменно в тетради предложение: «Чтобы
чувствовать себя комфортно и счастливо, необходимо…»
Ученые выделили 5 правил, которые делают
счастливее. Их вы можете найти на стр. 140.
человека
9. Выполните данные задания письменно в тетради
ВЫПОЛНИТЕ ДАННЫЕ ЗАДАНИЯ
ПИСЬМЕННО В ТЕТРАДИ
Выпишите те слова, которые не подходят к
«Самовоспитание». Придумайте с ними предложения.
теме
10.
Пропущенные слова запишите в столбик, после ответьте на вопрос, как
можно бороться с эгоизмом
11.
Перепишите цитаты в тетрадь, подчеркните пропущенные слова и автора
высказывания.
12.
Откройте стр. 141-142, выполните номер 3 устно. Напишите
в тетрадь количество полученных баллов и напишите вывод,
содержащий совет по поводу ваших волевых качеств (2 -3
предложения).
13.
Домашнее задание: тема 12 читать, отвечать на вопросы
после раздела устно.
Фотографию или скан выполненных заданий в тетради
прислать до 13.04 на почт у [email protected]
Не забудьте подписать Фамилию Имя и класс. Не забываем
оформлять записи в тетрадях аккуратно!
СПАСИБО!
Источник: ppt-online.org
Сочинение-рассуждение на тему «Самовоспитание»: план и рекомендации
Школа считается одним из лучших времен в жизни. И это не удивительно – ведь именно здесь ребенок растет и становится взрослым.
Школьная пора полна различных моментов – как печальных, так и веселых. В отдельную категорию стоит отнести выполнение различных работ, которые задают в школе. Одним из самых распространенных заданий является написание сочинений.
Это непростая задача для ребенка или подростка в любом классе. Потому мы постараемся разобрать принципы написания работы, используя сочинение-рассуждение на тему самовоспитания.
Создаем условия работы
Поскольку выбранная нами тема достаточно философская, то ученику не потребуется какой-либо специальной литературы или узких знаний по теме. Для того чтобы написать сочинение-рассуждение на тему «Самовоспитание», достаточно лишь уметь рассуждать и грамотно излагать свои мысли.
Кроме того, чтобы работа получилась более наполненной, можно воспользоваться цитатами различных философов, драматургов и литераторов на данную тему. Также если данная тема выбрана в качестве работы для ОГЭ, то ребенку потребуется приводить аргументацию своих слов, а для этого необходимо знать произведения, в которых затрагивается тема самовоспитания.
Такими произведениями могут являться «Обломов» Гончарова, «Война и Мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова и т. д.
Пишем план работы для 5-8 класса
Для того чтобы написать сочинение-рассуждение на тему «Самовоспитание», план необходимо составить заранее. Он может состоять из различных пунктов. Если сочинение пишется ребенком 5-8 класса, то оно может иметь достаточно простую структуру:
- Вступление. Этой части мы уделяем примерно 2-4 предложения, в которых задаем основную мысль текста. К примеру: «Самовоспитание – это неотъемлемая часть взросления ребенка, становления его личности. Самовоспитание необходимо для того, чтобы не совершать ошибок под воздействием окружающих факторов».
- Основная часть. Кульминация текста является самой объемной, и здесь задачей ребенка является максимальное раскрытие темы. «Каждый занимается самовоспитанием по-разному. Кто-то составляет себе распорядок дня и четко следует ему, кто-то борется со своими фобиями и страхами, а кто-то просто стремится не совершать ошибок и не идти на сомнительные соблазны».
- Заключение. Данная часть по объему равняется вступлению. Здесь ученик подводит заключение своим словам и делает вывод. «Я считаю, что каждый должен заниматься самовоспитанием. Ведь если не делать этого, в мире будет полнейший хаос».
Но такую простую структуру имеют сочинения только в начальных и средних классах. Для старшеклассников задача стоит несколько иначе.
9 класс
В 9 классе чаще всего пишут сочинение-рассуждение на тему «Самовоспитание». ОГЭ – экзамен, который ждет каждого девятиклассника, потому ученик должен уметь писать сочинение согласно всем критериям ОГЭ.
В данном случае изменения заключаются лишь в необходимости приведения 2 аргументов из текста или литературы. Как тогда будет выглядеть план?
- Вступление. Здесь ребенок выражает основную мысль текста, по которой он пишет сочинение.
- Основная часть. Здесь присутствует личное мнение самого ученика, а также те самые 2 аргумента, которые будут подтверждать слова экзаменуемого.
- Заключение остается таким же – это завершение мыслей и самого сочинения.
10-11 класс
А вот старшеклассникам написать сочинение-рассуждение на тему «Самовоспитание» будет намного сложнее, поскольку критериев оценивания в данном случае значительно меньше.
- Для начала ученику необходимо написать краткое вступление по теме. Далее следует определение проблемы текста. Экзаменуемому необходимо выделить основную мысль и проблематику текста и выразить ее своими словами.
- Следующий этап – комментарий к проблеме. Ученик должен теоретически объяснить проблему и максимально описать ее.
- Мнение автора. Этот пункт является достаточно простым, потому что ученику необходимо лишь пересказать позицию автора текста.
- Личная позиция – в этом пункте ребенок должен выразить свое отношение к проблеме.
- Далее идет аргументация – ученик приводит 2 примера, один из которых обязательно должен быть взят из литературы. Второй пример может быть написан по собственному опыту, из истории или СМИ.
- Заключение.
Вот по такому плану необходимо писать сочинение-рассуждение на тему «Самовоспитание». Особенности такой работы заключаются в том, что в отличие от планов средних и младших классов, структуре надо следовать четко и не отклоняться от нее.
Давайте разберем несколько пунктов отдельно.
Вступление, проблема и комментарий
Поскольку само вступление и проблематика достаточно близки по смыслу друг к другу, то одно может переходить в другое.
«Что такое воспитание в жизни человека? Достаточно ли того, что в нас закладывают родители? Я думаю, что нет. Существует такая вещь, как самовоспитание, и стать Человеком с большой буквы без этого нельзя. Самовоспитание – непростая задача в жизни каждого человека.
В наши дни нравственность общества в целом значительно упала по сравнению с прошлыми десятилетиями, и это является серьезной проблемой для всего человечества».
Вот так просто в 2 предложениях удалось раскрыть три пункта сочинения.
Мнение автора и личная позиция
Сочинение-рассуждение на тему «Самовоспитание» требует не только изложения мнения автора, но и подразумевает высказывание личной позиции самого ученика.
Поскольку с мнением автора все более-менее понятно, обратимся сразу к личному мнению. Что необходимо здесь писать?
Можно пойти достаточно простым путем – опровергнуть мнение автора или согласиться с ним. Если экзаменуемый сможет подобрать верные аргументы и к той, и к другой точке зрения, то он может выбрать любую из них.
Также ученик может пойти другим путем и высказать собственное мнение, которое не является полным согласием с позицией автора, но и не будет являться противопоставлением ей.
Аргументы и заключение
Для того чтобы написать сочинение-рассуждение на тему «Самовоспитание» с аргументами, необходимо хорошо знать произведения русской литературы. Потому предшествующий этому пункт так сильно зависит от аргументации. Если вы решились опровергнуть точку зрения автора, то должны уметь грамотно привести аргументы из литературы. К примеру:
«Я считаю самовоспитание неотъемлемой частью становления человека как индивидуальности. Отрицательным примером тому может являться Обломов из одноименного произведения Гончарова. Обломов – полностью безвольный человек, он может сутками лежать на кушетке и ничего не делать, не иметь своего мнения вовсе и даже не пытаться стать чуточку образованнее. Это самый настоящий пример отсутствия самовоспитания».
Вот таким образом пишется сочинение-рассуждение на тему «Самовоспитание». Самое главное в этой работе – составить правильный план работы и стараться максимально следовать ему, тогда все обязательно получится.
Источник: fb.ru
Как воспитать в себе личность: методы и примеры самовоспитания
Психически здоровый человек с развитой силой воли, долгое время прилагая усилия, способен изменить себя: избавиться от вредных привычек, нормализовать режим дня, поднять работоспособность, смягчить негативные черты характера и усилить уверенность в себе.
Подобная работа над собой называется самовоспитанием. Чтобы определить, как воспитать себя, важно проанализировать собственную личность и понять, что в ней требует коррекции, а после начать поиск эффективных методов.
Как развить в себе лидерские качества личности? Узнайте об этом из нашей статьи.
Что такое самовоспитание: определение
О самообучении слышали многие люди; оно предполагает, что человек самостоятельно начнет изучать какое-либо направление, составит планы, каждый день будет выполнять что-либо, что увеличит объем его знаний и опыта, и сделает все возможное для того, чтобы поддерживать мотивацию.
В итоге через несколько лет упорного труда будет виден явный положительный результат. Если, конечно, обучение не будет заброшено через некоторое время.
Самовоспитание по характеру напоминает самообучение: чтобы изменить себя в лучшую сторону, нужно прикладывать старания каждый день в течение месяцев или даже лет, составлять планы, поддерживать мотивацию. За короткое время изменить что-то в себе практически невозможно.
Самовоспитание — это процесс работы над собой, нацеленный на развитие личности и на изменение отдельных черт характера в лучшую сторону.
При этом радикально измениться при помощи самовоспитания сложно, но возможно скорректировать некоторые отрицательные характеристики, повысить работоспособность и уверенность в себе.
Проблема в том, что личность человека во многом обусловлена генами, определяющими особенности работы головного мозга.
У каждого из нас есть незначительные мутации в генах. К примеру, несколько таких мутаций могут затронуть механизм функционирования префронтальной коры, заставив ее хуже реагировать на работу лимбической системы.
В итоге люди, имеющие подобные особенности (а таких людей немало), будут иметь слабую волю, поскольку не смогут отказаться от сиюминутных удовольствий ради чего-то более важного, ведь их префронтальная кора не подавляет лимбическую систему настолько хорошо, насколько нужно.
Никакими упражнениями, самовоспитанием это не изменить. Разве что могут помочь некоторые специфические уловки.
И чем больше будет подобных мутаций, тем меньше шансов, что человек добьется успеха, пытаясь изменить свою жизнь в лучшую сторону стандартными методами.
Также самовоспитание практически бесполезно, если речь идет о людях, страдающих психическими заболеваниями, например депрессией, неврозом, тревожным расстройством.
Заниматься самовоспитанием нужно после того, как болезни будут побеждены, иначе попытки требовать от себя того, что никак не получится совершить на должном уровне, поскольку нет ресурсов, лишь усугубят заболевание.
Самовоспитание не следует рассматривать как метод лечения ментальных расстройств.
Методы
Основные методы самовоспитания:

Возможности самовоспитания открыты для психически здоровых людей. Они смогут добиться хороших результатов, если будут работать над собой ежедневно в течение долгого времени.
При этом важно не только целенаправленно выполнять важные задачи, но и читать художественные книги, фильмы, анализировать поступки героев и сопоставлять их с собственной жизнью, делать выводы.
Примеры
Примеры самовоспитания из реальной жизни:
- А. В. Суворов. Легендарный российский полководец, который ни разу не потерпел поражения на поле боя, в детстве был слабым, болезненным мальчиком, и отец предполагал, что жизнь сына не будет связана с военным делом. При этом сам Александр с раннего возраста активно интересовался всем, что связано с войной, читал тематические книги, которых было немало в библиотеке, позднее начал закаляться и заниматься физической активностью, что дало ему возможность начать военную карьеру.
- Демосфен. Этот известный древнегреческий оратор до начала упорных тренировок имел массу серьезных проблем: его голос был слаб, дыхания не хватало на продолжительные выступления, он не умел достойно и красиво высказывать свои мысли. Упорные многолетние тренировки помогли Демосфену справиться с трудностями.
- Ник Вуйчич. Это современный христианский оратор, родившийся без ног и рук, который написал несколько книг и стал всемирно известным. Его детство было крайне тяжелым, он задумывался о суициде, но смог найти себя в ораторстве и благодаря долгим тренировкам научился хорошо использовать единственную крошечную конечность (частичную стопу).
В художественной литературе, в фильмах, сериалах, мультфильмах существует множество образов героев, которые воспитывали себя, упорно преодолевали трудности и добивались успеха: к примеру, каждый супергерой, созданный компанией Марвел, проходил сложный путь, учился справляться с трудностями, воспитывал себя в той или иной мере.
Как составить программу?
Одна из основ самовоспитания — это планирование. Оно помогает разумнее распределять ресурсы, рационально подходить к каждому занятию и в целом вести более осознанную жизнь.
Наличие четкого плана способно подстегнуть мотивацию и удержать от совершения необдуманных поступков.
Планы самовоспитания можно разделить на:
- Долговременные. Они затрагивают более значительный промежуток времени: месяцы, годы, даже десятилетия. При этом они более расплывчаты, чем кратковременные, и в этом их проблема: сложно последовательно двигаться к долгосрочной цели, если сохраняется ощущение, что еще есть много времени, ведь можно все отложить и заняться чем-то менее полезным.
- Кратковременные. Касаются коротких временных отрезков: например, ежедневные планы, еженедельные, ежемесячные. Они более конкретны, ставят четкие задачи и в целом могут оказаться более полезными, чем долговременные, особенно для людей с не слишком крепкой волей.
Для лучшего результата стоит составлять и долговременные, и кратковременные планы.
При составлении плана важно находиться в состоянии психической устойчивости, чтобы было легче концентрироваться.
Перед составлением плана необходимо определить для себя цели.
Чтобы план был более гармоничным, важно прочесть материалы, связанные с теми или иными трудностями, зависимостями, с которыми Вы хотите справиться. Так Вы поймете, какие методы необходимо использовать, чтобы был положительный результат.
К примеру, если Вы хотите бросить курить, важно прочитать статьи с рекомендациями психологов о том, как справиться с этой зависимостью, и на основании полученной информации составлять программу.
При необходимости пункты можно расширять: например, делать сноски, подпункты, в которых Вы распишете суть методов, которые будете использовать, и примеры использования этих методов, тесно связанные с Вашей реальной жизнью (к примеру, в программе по борьбе с зависимостью от сигарет Вы можете упомянуть, что будете во время перерыва разговаривать с некурящими коллегами и прогуливаться на свежем воздухе, а не курить).
Когда Вы только начали процесс самовоспитания, необходимо составлять планы ежедневно, чтобы учиться держать себя в узде и привыкать к новым правилам. Позднее можно составлять планы на более длительные периоды.
Не забывайте хвалить себя. Можно завести блокнот и записывать в него информацию об успехах: например, можно рассказать, что Вы начали лучше ощущать запахи после отказа от сигарет и теперь наслаждаетесь чудесными ароматами, которых раньше не замечали.
Перечитывание этих записей может помочь Вам поддержать мотивацию в трудные моменты.
Советы психологов
Ответы на распространенные вопросы:
- Как перевоспитать себя в лучшую сторону? Проанализируйте свою личность и определите, с какими негативными и положительными характеристиками Вы хотите поработать прежде всего. Обдумайте, как именно Вы можете измениться, прочтите материалы и рекомендации и начните составлять план действий. Чтобы развитие проходило наиболее быстро (однако все еще не стремительно), чаще выходите из зоны комфорта. Полезно читать качественные художественные книги и анализировать их.
- Как воспитать в себе стержень? Представьте в своей голове образ себя с внутренним стержнем. Какие личностные качества Ваш образ имеет? На что он способен? Какие достижения нужны, чтобы можно было сказать, что стержень присутствует? Потратьте на анализ некоторое время, и тогда Вам будет понятнее, в каком направлении двигаться. После начинайте составление долгосрочных и краткосрочных планов, определите цели. Чтобы стать более гибким и лучше справляться с трудностями, важно как можно чаще находиться в ситуациях, требующих решать большое количество задач и справляться с нагрузкой, выходить из зоны комфорта. В таком случае Ваш мозг со временем будет работать иначе, и Вы станете более сильным человеком.
- Как воспитать в себе личность? Каждый человек является личностью. Личность — это сочетание привычек, мировоззрения, индивидуального опыта, объема знаний, поведения и других особенностей, причем эти характеристики не обязаны быть сугубо положительными. Поэтому люди являются личностями, даже если не делают головокружительную карьеру, не работают сутками и не занимаются саморазвитием в режиме 24/7. Определите для себя, какие именно качества Вы хотите смягчить, а какие — раскрыть, и работайте в этом направлении. И не забывайте о том, что Вы уже являетесь личностью.
Каждому человеку, решившему заняться самовоспитанием, может быть полезна помощь квалифицированного психолога. Он поможет подобрать программу и даст рекомендации.
Каким быть? Самовоспитание:
Источник: psyholic.ru