Что такое результативность целевой программы

Содержание

Отслеживание показателей эффективности позволяет компаниям измерять рост и развитие. Производительность, маржа прибыли, объем и стоимость — вот некоторые примеры показателей эффективности, которые может отслеживать компания, чтобы определить, выполняются ли поставленные задачи и цели. Существуют различные области бизнеса, и в каждой из них есть свои ключевые показатели эффективности.

В этой статье мы обсудим, что такое показатели эффективности, почему вы должны их отслеживать и четыре типа ключевых показателей эффективности.

Что такое показатели эффективности?

Показатели эффективности — это измеримые данные, используемые для отслеживания процессов в бизнесе с использованием деятельности, поведения сотрудников и производительности в качестве ключевых показателей. Эти метрики отслеживают и измеряют достижение общих целей бизнеса. Показатели эффективности — это набор данных, которые работодатели оценивают в сравнении с установленными целями (например, производительность труда сотрудников или цели продаж).

Программно-целевой метод финансирования злравоохранения

Важно отметить разницу между показателями эффективности и ключевыми показателями эффективности (KPI). Показатели эффективности измеряются в пределах области бизнеса в соответствии с установленной задачей или целью. Показатели эффективности дают более широкие данные, чем ключевые показатели эффективности. KPI использует конкретную целевую метрику для измерения эффективности.

Например, метрика эффективности может измерять производительность отдела маркетинга по сравнению с поставленной целью, в то время как KPI измеряет вклад отдела маркетинга в продажи от кампании по электронной почте.

Зачем отслеживать показатели эффективности?

Отслеживание этих показателей эффективности важно, поскольку оно может принести пользу организации, предоставляя ценную информацию о том, что работает для обеспечения роста и прибыли. Показатели эффективности помогают в реализации стратегий для достижения целей во всех аспектах организации. Отслеживание показателей производительности может способствовать планированию улучшений, корректировок и изменений в бизнес-процессах для достижения целей

Типы показателей эффективности для отслеживания

Организация использует стратегии управления эффективностью, отслеживая показатели, которые измеряют такие области, как продажи, управление проектами, производительность сотрудников и общие бизнес-процессы. В рамках каждой из этих областей эффективности бизнеса существуют метрики, которые измеряют различные ключевые аспекты. Например, показатели продаж являются одним из видов показателей эффективности бизнеса, которые измеряют данные о продажах.

Большинство компаний отслеживают общую группу показателей эффективности для измерения успеха и достижения целей. Хорошие показатели эффективности должны предоставлять данные, которые можно сразу же применить для достижения бизнес-целей. Ниже перечислены важные показатели, которые предприятия используют для отслеживания эффективности в каждой области.

Ставка на футбол «Результативность таймов», а также ТБ2,5+программа ПК для прогнозов.

  1. Показатели эффективности бизнеса
  2. Показатели эффективности продаж
  3. Показатели эффективности управления проектами
  4. Показатели эффективности работы сотрудников

1. Показатели эффективности бизнеса

Показатели эффективности бизнеса отслеживают и оценивают конкретные процессы в бизнесе, такие как продажи, маркетинг и прибыльность. Это позволяет сравнивать данные с установленными задачами или целями. Данные, полученные в результате отслеживания показателей эффективности, помогают компаниям определить, в какие области необходимо внести коррективы для достижения поставленных целей. Три важных показателя, которые необходимо отслеживать в рамках общего роста бизнеса, включают:

  • Показатели рентабельности инвестиций: Показатели ROI являются важными метриками для отслеживания, поскольку эти данные могут определить, приведут ли инвестиции к возврату (прибыли) или нет. Отслеживание рентабельности инвестиций может помочь бизнесу решить, какие инвестиции стоит осуществлять, а какие нет. Например, инвестиции, гарантирующие доходность в 20%, обеспечивают большую рентабельность инвестиций по сравнению с инвестициями, которые могут обеспечить доходность только в 10%.
  • Рентабельность: Рентабельность — это важный показатель эффективности, который отслеживает маржу прибыли предприятия и сравнивает эти данные с целевыми показателями. Это поможет определить, нужны ли какие-либо корректировки для достижения поставленных целей. Например, бизнес может использовать показатели рентабельности для отслеживания средней нормы прибыли по сравнению с целевой нормой прибыли. Компания может использовать эти данные для изменения методов продаж, используемых для получения прибыли.
  • Производительность: Показатели продуктивности измеряют соотношение произведенной работы и использованных ресурсов. Например, работник сборочной линии, который может произвести 100 изделий за час, более продуктивен, чем тот, кто может произвести только 50 изделий за час.

2. Показатели эффективности продаж

Показатели продаж измеряют эффективность работы отдельного сотрудника или команды по продажам продуктов или услуг компании. Общие показатели эффективности продаж могут включать в себя такие показатели, как действия по продажам, генерация и удержание лидов, а также такие ключевые показатели эффективности, как общий доход и охват клиентов. Компании отслеживают показатели продаж, сравнивая эти действия с целями продаж, которые ставит команда или компания. Мониторинг каждой области позволит получить ценную информацию о том, как работают методы продаж в бизнесе. Основные показатели эффективности продаж включают:

  • Деятельность: Показатели активности предоставляют данные о том, что ежедневно делают продавцы компании. Менеджеры по продажам могут влиять на активность продаж (например, внедрять ежедневные квоты продаж или минимальное количество телефонных звонков по продажам), делая их отслеживаемыми. Активность продаж измеряется с помощью таких показателей, как количество совершенных звонков или электронных писем и предложений, отправленных потенциальным клиентам.
  • Генерация лидеров: Показатели генерации лидов важно отслеживать, чтобы компании могли оценить перспективность этапа получения новых продаж. Среднее время отклика на запрос и процент последующих действий — два примера хороших показателей эффективности генерации заказов, которые необходимо отслеживать в отделе продаж.
  • Продуктивность продаж: Показатели продуктивности продаж отслеживают скорость, с которой продавец или команда достигают целей по выручке. Чем меньше времени требуется для достижения цели по выручке, тем выше продуктивность продаж. Такие данные, как время, затраченное на продажи, и среднее количество инструментов продаж, использованных за это время, являются примерами показателей эффективности продаж.

3. Показатели эффективности управления проектами

Показатели эффективности управления проектами используются для измерения эффективности и прибыльности проекта. От первого брифа до завершения проекта, процессы на каждом этапе проекта измеряются и сравниваются с целями и задачами. Эти данные могут дать представление о том, как должен быть завершен проект. Менеджер проекта обычно отслеживает показатели эффективности в таких областях, как:

  • Производительность: Отслеживание производительности предоставляет данные, которые позволяют менеджеру проекта оценить ресурсы, использованные для завершения проекта, и общие усилия, приложенные в рамках параметров проекта.
  • Объем работ: Метрики, измеряющие объем проекта, предоставляют данные, которые могут помочь определить сроки и бюджет, необходимые для завершения проекта.
  • Качество и удовлетворенность: Показатели качества и удовлетворенности измеряют качество результата проекта по его завершении и включают данные, ориентированные на клиента.
  • Стоимость: Показатели затрат являются ключевыми показателями эффективности, которые необходимо отслеживать при управлении проектами. Управление затратами должно учитывать любые непредвиденные переменные, которые могут возникнуть в течение срока реализации проекта.
  • Валовая маржа: Валовая маржа — это разница между общей стоимостью проекта и доходом, который он приносит организации. Валовая маржа является ключевым показателем эффективности и обычно устанавливается в начале проекта, чтобы процесс был направлен на достижение поставленной цели по выручке.

4. Показатели эффективности работы сотрудников

Показатели эффективности работы сотрудников оценивают производительность и эффективность сотрудников в достижении установленных контрольных показателей, которые способствуют общему росту бизнеса. Отслеживание показателей эффективности работы сотрудников помогает менеджерам влиять на корректировки или вносить необходимые улучшения, чтобы помочь сотрудникам достичь своих рабочих целей. Общие показатели эффективности работы сотрудников, которые отслеживают предприятия, включают в себя:

  • Качество: Показатели качества работы используются для измерения качества работы сотрудников. Субъективная оценка является наиболее известной метрикой для измерения качества работы, поскольку она разбивает более широкие цели бизнеса на более мелкие, индивидуальные цели сотрудников, которые могут быть достигнуты при поддержке руководства.
  • Количество: Количество работы — это еще одна метрика производительности сотрудников, которую необходимо отслеживать, поскольку ее легче измерить, чем качество. Обычно измеряются такие показатели, как количество продаж или произведенных товаров.
  • Эффективность: Показатели эффективности работы объединяют данные о качестве и количестве работы для отслеживания ресурсов, используемых для получения результата. Время или деньги, необходимые для производства продукта, являются примером показателя эффективности работы, который необходимо отслеживать.
  • Производительность: Производительность сотрудников — это ключевая метрика эффективности, которая может помочь бизнесу изменить процессы, поведение и достичь поставленных целей.
Читайте также:
Программа чтобы загрузить винду на флешку

Ключевые слова:

Источник: hr-portal.ru

Методика оценки эффективности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ярошенко Татьяна Петровна

рассмотрены долгосрочные и ведомственные целевые программы как инструмент бюджетирования, ориентированного на результат; разработана авторская методика оценки эффективности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ муниципального образования; предложена модель оценки эффективности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ярошенко Татьяна Петровна

Оценка эффективности реализации долгосрочных целевых программ Кемеровской области
Анализ методик оценки эффективности целевых программ субъектов Российской Федерации
Методика оценки эффективности ведомственных целевых программ регионального бюджета

Государственные программы как новый инструмент государственного управления: к вопросу об оценке эффективности

Оценка эффективности разработки и реализации городских целевых программ
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика оценки эффективности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ»

Методика оценки эффективности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ

Ярошенко Татьяна Петровна, аспирант кафедры финансов, денежного обращения и кредита ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского

Аннотация: рассмотрены долгосрочные и ведомственные целевые

программы как инструмент бюджетирования, ориентированного на результат; разработана авторская методика оценки эффективности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ муниципального образования; предложена модель оценки эффективности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ.

Ключевые слова: долгосрочная целевая программа, ведомственная целевая программа, бюджетные ассигнования, эффективность.

Abstract: Long-term and departmental target programs as a results-oriented

budgeting tool were considered; author’s methodology of effectiveness evaluation of realization of long-term and departmental target programs is developed; the model of effectiveness evaluation of realization of long-term and departmental target programs is proposed.

Keywords: long-term target program, departmental target program, budget allocation, effectiveness.

Федеральная программа повышения эффективности бюджетных расходов предусматривает широкое внедрение программно-целевого метода планирования бюджетных расходов на всех уровнях бюджетной системы РФ. В связи с этим финансовые органы муниципальных образований сталкиваются с проблемой отсутствия методических разработок в области оценки эффективности долгосрочных и ведомственных целевых программ.

На федеральном и субфедеральном уровнях уже разработан ряд методических документов, которые нуждаются в соответствующей адаптации для их применения на муниципальном уровне. Нами предложена методика оценки эффективности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ муниципального образования, модель которой представлена на рисунке 1.

Оценка эффективности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ проводится по действующим программам и программам, срок реализации которых завершен; может проводиться по программам, предлагаемым к реализации для принятия решения о целесообразности их разработки.

Оценка эффективности целевых программ осуществляется в целях достижения оптимального соотношения связанных с их реализацией затрат и достигаемых в ходе реализации результатов, а также обеспечения основных принципов бюджетной системы Российской Федерации: эффективности использования бюджетных средств, прозрачности, достоверности бюджета, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Система критериев, используемых для оценки эффективности целевых программ, включает пять критериев, формируемых из подкритериев:

К 1 — соответствие целевой программы основным направлениям

стратегии социально-экономического развития города;

К 2 — соответствие содержания программы предъявляемым к

ней унифицированным требованиям; качество представления отчетности по реализации программы;

КЗ — выполнение плановых объемов освоения, привлечение дополнительных средств для реализации программы;

К 4 — уровень достижения целевых индикаторов и показателей;

выполнение мероприятий программы;

К 5 — коэффициент эффективности реализации целевых программ, оценка динамики эффективности реализации программы.

Критерии оценки эффективности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ

Соответствие целевой программы основным направлениям стратегии социальноэкономического развития города

Соответствие Выполнение Уровень Коэффициент

содержания плановых достижения эффективности

программы объемов целевых реализации

предъявляемым освоения, индикаторов целевых

к ней привлечение и программ, оценка

унифицирован- дополнитель- показателей; динамики

ным ных средств выполнение эффективности

требованиям; для мероприятий реализации

качество реализации программы программы

Коэффициент значений показате-

эффективности лей целевой програм-

реализации целевых = мы * 100%

программ (Е) Степень достижения

уровня затрат на реали-

зацию целевой програм-

Индекс в отчетном

программы эффективности в

Рейтинг эффективности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ ^) Качественная характеристика целевой программы

R >= 10 баллов эффективная

Рис.1. Модель оценки эффективности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ

Коэффициент эффективности реализации долгосрочных и

ведомственных целевых программ рассчитывается как отношение результативности достижения целевых показателей (индикаторов) целевой

программы к степени достижения запланированного уровня затрат на ее реализацию:

Е = (Р / З) х 100%, (1)

где Е — коэффициент эффективности реализации целевой программы;

Р — результативность достижения целевых значений показателей целевой программы;

З — степень достижения запланированного уровня затрат на реализацию целевой программы.

Для расчета результативности достижения целевых значений показателей целевой программы используются следующие их виды:

— прямые (положительной динамикой является увеличение значения показателя);

— обратные (положительной динамикой является снижение значения показателя).

Расчет коэффициента эффективности реализации ведомственных целевых программ производится для каждого мероприятия (комплекса мероприятий), в отношении которых определен объем финансирования и соответствующий показатель(и) результативности.

Расчет показателя результативности Рi по соответствующему

мероприятию (комплексу мероприятий) i производится по формуле:

а) для прямого показателя результативности:

Рi = Рфi / РП х 100%, (2)

б) для обратного показателя результативности:

Рi = РП / Рфi х 100%, (3)

где Рф — фактическое значение показателя результативности,

характеризующего выполнение мероприятия (комплекса мероприятий) ц

РП — плановое (уточненное) значение показателя результативности, характеризующего выполнение мероприятия (комплекса мероприятий) ^

Если мероприятие (комплекс мероприятий) характеризуется

несколькими показателями результативности, в расчете Рi используется

средняя арифметическая уровня достижения всех соответствующих показателей.

Расчет показателя степени достижения запланированного уровня затрат Зi по соответствующему мероприятию (комплексу мероприятий) i осуществляется по формуле:

Зi = Зфi / ЗП х 100%, (4)

где Зфi — фактические бюджетные ассигнования, направленные на выполнение мероприятия (комплекса мероприятий) ц

ЗП — плановые (уточненные) бюджетные ассигнования, направленные на выполнение мероприятия (комплекса мероприятий) ^

Для комплекса мероприятий, выполнение которых характеризуется одним показателем результативности и определены объемы финансирования для каждого мероприятия из указанного комплекса, расчет показателя Зi осуществляется на основе сопоставления совокупного объема

финансирования по указанному комплексу мероприятий (отношение

исполнения запланированного объема финансирования к уточненному объему финансирования).

Расчет коэффициента эффективности реализации целевой программы в отчетном периоде (Е) осуществляется посредством расчета средней арифметической от всех частных значений показателя Еi для каждого мероприятия (комплекса мероприятий).

Динамика эффективности реализации программы определяет

изменение эффективности реализации программы в отчетном году относительно года, предшествующего отчетному.

За первый отчетный год и весь период реализации программы оценка динамики эффективности реализации программы не осуществляется.

Читайте также:
Виды программ в образовании

Расчет динамики эффективности реализации программы осуществляется по следующей формуле:

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где А Е — индекс динамики эффективности реализации программы;

j — отчетный период.

Степень соответствия целевых программ подкритериям Kij оценивается по балльной шкале. При этом присвоенная балльная оценка аргументируется соответствующими функциональными характеристиками программы, текущими параметрами и показателями, отражающими ход ее реализации и деятельность государственных заказчиков (субъектов бюджетного планирования) по обеспечению достижения целей и конечных результатов программы. Максимальная оценка по подкритериям равна 10 баллам.

На основе оценок по подкритериям Kij и их весовых коэффициентов рассчитываются баллы по критериям Ki:

Ki = SUM Kij x zij, (6)

где zij — весовой коэффициент подкритерия, используемого для оценки эффективности целевых программ.

Система определения критериев (подкритериев) и их балльная оценка представлена в таблице 1.

Система критериев (подкритериев) оценки эффективности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ

Критерий (подкритерий) Краткое обозначение критерия (подкритерия) Весовой коэффициент Г радации Балл

1. Соответствие целевой программы основным направлениям стратегии социальноэкономического развития города К1 Z1 = 0,1

1.1. Соответствие цели целевой программы основным направлениям стратегии социальноэкономического развития города К1.1 Z1.1 = 0,4 Проблемная область целевой программы отнесена стратегией социальноэкономического развития города, прогнозом социальноэкономического развития города, муниципальными правовыми актами 10

Критерий (подкритерий) Краткое обозначение критерия (подкритерия) Весовой коэффициент Г радации Балл

Администрации города к приоритетным направлениям социальноэкономического развития города

Проблемная область целевой программы не отнесена стратегией социально экономического развития города, прогнозом социальноэкономического развития города, муниципальными правовыми актами Администрации города к приоритетным направлениям социальноэкономического развития города 0

1.2. Степень охвата программными мероприятиями проблемного направления: определенной группы населения; хозяйствующих субъектов; иных проблемных отраслей К1.2 Z1.2 = 0,3 не менее 80 процентов 10

в интервале от 50 до 80 процентов 8

в интервале от 20 до 50 процентов 6

менее 20 процентов 4

1.3. Наличие целевой программы, реализуемой за счет средств автономного округа, аналогичной направленности, которая содержит рекомендации о разработке органами местного самоуправления соответствующих целевых программ К1.3 Z1.3 = 0,3 целевая программа соответствует критерию 10

целевая программа не соответствует критерию 0

2. Соответствие содержания программы предъявляемым к ней К2 Z2 = 0,1

Критерий (подкритерий) Краткое обозначение критерия (подкритерия) Весовой коэффициент Градации Балл

унифицированным требованиям; качество представления отчетности по реализации программы

2.1. Соответствие комплекса мероприятий программы достижению ее целей К2.1 Z2.1 = 0,35 комплекс мероприятий программы полностью обеспечивает достижение поставленных целей 10

комплекс мероприятий программы частично обеспечивает достижение поставленных целей 5

комплекс мероприятий программы не обеспечивает достижение поставленных целей 0

2.2. Наличие инвестиционных расходов, научноисследовательских и опытноконструкторских работ (НИОКР) на реализацию целевой программы К2.2 Z2.2 = 0,1 доля инвестиционных расходов и НИОКР в структуре расходов целевой программы более 80 процентов 10

доля инвестиционных расходов и НИОКР в структуре расходов целевой программы в интервале от 50 до 80 процентов 5

доля инвестиционных расходов и НИОКР в структуре расходов целевой программы менее 50 процентов 0

2.3. Наличие стандартной структуры программы К2.3 Z2.3 = 0,35 структура программы соответствует установленным требованиям 10

структура программы не соответствует установленным требованиям 0

2.4. Качество и К2.4 Z2.4 = 0,2 Информация отчета 10

Критерий (подкритерий) Краткое обозначение критерия (подкритерия) Весовой коэффициент Градации Балл

достоверность ежеквартально и ежегодно предоставляемого администратором целевой программы отчета об исполнении целевой программы полностью соответствует установленным требованиям

Информация отчета не содержит полного объема сведений, что затрудняет объективную оценку хода выполнения целевой программы 5

Информация отчета не соответствует установленным требованиям и материал должен быть переработан, так как имеются недостоверные данные, приведены некорректные факторы обоснования невыполнения программных мероприятий, повлекших недостижение целей, установленных в целевой программе 0

3. Выполнение плановых объемов финансирования и привлечение дополнительных средств для реализации программы К3 Z3 = 0,1

3.1. Уровень фактического финансового обеспечения целевой программы в отчетном году К3.1 Z3.1 = 0,7 финансовое обеспечение составляет более 80 процентов 10

финансовое обеспечение составляет от 40 до 80 процентов 6

финансовое обеспечение составляет менее 40 процентов 2

3.2. Доля средств, полученных в порядке К3.2 Z3.2 = 0,3 доля средств превышает 40 процентов от общих 10

Критерий (подкритерий) Краткое обозначение критерия (подкритерия) Весовой коэффициент Градации Балл

межбюджетных трансфертов из бюджета автономного округа на мероприятия целевой программы затрат в отчетном году

доля средств находится в интервале от 20 до 40 процентов 5

доля средств составляет менее 20 процентов 0

4. Уровень достижения целевых индикаторов и показателей, выполнение мероприятий программы К4 Z4 = 0,35

4.1. Соответствие достигнутых в отчетном периоде показателей целевым показателям, утвержденным в целевой программе К4.1 Z4.1 = 0,5 достигнутые целевые показатели соответствуют значениям всех целевых показателей, утвержденным в целевой программе 10

среднее значение выполнения целевых показателей составляет более 80 процентов 8

среднее значение выполнения целевых показателей составляет от 40 до 80 процентов 6

среднее значение выполнения целевых показателей составляет от 10 до 40 процентов 4

среднее значение выполнения целевых показателей составляет менее 10 процентов 0

4.2. Степень выполнения мероприятий программы в отчетном году К4.2 Z4.2 = 0,5 в отчетном году выполнено мероприятий

Критерий (подкритерий) Краткое обозначение критерия (подкритерия) Весовой коэффициент Г радации Балл

информация не представлена 0

5. Коэффициент эффективности реализации целевых программ, оценка динамики эффективности реализации программы К5 5 СП о» II 5 N

5.1. Коэффициент эффективности реализации целевых программ К5.1 Ъ5.1 = 0,8 значение коэффициента эффективности больше или равно 100% 10

значение коэффициента эффективности находится в промежутке между 75% и 99% 8

значение коэффициента эффективности находится в промежутке между 50% и 74% 5

значение коэффициента эффективности меньше 50% 0

5.2. Оценка динамики эффективности реализации программы К5.2 Ъ5.2 = 0,2 Значение индекса динамики эффективности реализации программы больше или равно 1 10

Значение индекса динамики эффективности реализации программы меньше 1 0

Рейтинг эффективности программ R формируется с использованием

весовых коэффициентов 7і критериев Кі:

R = К1 х 71 + К2 х 72 + КЗ х 73 + К4 х 74 + К5 х 75 (7)

По результатам оценки эффективности реализации целевых программ программам присваивается рейтинг эффективности R в отчетном году:

— эффективная целевая программа — при R > 10 баллов;

— умеренно эффективная целевая программа — при 8 < R < 10 баллов;

— малоэффективная целевая программа — при 5 < R < 8 баллов;

— неэффективная целевая программа — при R < 5 баллов.

Предложенная методика универсальна и отличается относительной простотой. Она может быть использована для оценки эффективности ведомственных целевых программ, в том числе, в сфере обеспечительной деятельности администрации муниципального образования.

Источник: cyberleninka.ru

Оценка целесообразности и эффективности целевых программ.

В России для реализации крупных научно-технических и социально-экономических проектов в приоритетных для страны областях научного знания используется система федеральных целевых программ (ФЦП). На региональном уровне внедрение программно-целевого подхода осуществляется посредством системы долгосрочных и ведомственных целевых программ.

Процедурно-технологически формирование целевых программ происходит в несколько этапов. На первом этапе необходимо создавать банк данных по проблемам блока, состоящий из соответствующих элементов. Банк данных создается централизованно, постоянно пополняется и накапливается. Изменения, происходящие в банке данных до создания целевой программы и после ее реализации, должны анализироваться, а выявленные недостатки программы устраняться в последующих разрабатываемых программах.

На втором уровне работают алгоритмы возможного развития ситуации с выдачей вариантов оптимистического, средневзвешенного и пессимистического развития. На третьем уровне работают алгоритмы поиска наилучших вариантов достижения оптимистического развития. На четвертом этапе осуществляется оптимизация вариантов и вырабатывается определенный комплекс, содержащий полный перечень мероприятий для принятия решения.

На основе некоторого набора оценок (методик) на стадии формирования, реализации и после завершения программы, осуществляется контроль за проведением и окончанием работ. Однако сложившаяся в настоящее время практика разработки и реализации программ не полностью отвечает современным требованиям программно-целевого метода планирования. В лучшем случае проводится процедура контроля за выполнением принятых решений и проведением намеченных субъектом бюджетного планирования мероприятий. При этом ни ожидаемый, ни полученный эффект от выполнения программных мер чаще всего не оценивается.

Читайте также:
Программа обмена авто старого

Распределение бюджетных ресурсов при этом осуществляется преимущественно на основе сметного планирования с использованием формы программ. Тем самым субъект бюджетного планирования осуществляет свою деятельность в соответствии с определенными на начальном этапе предельными объемами финансирования.

В конечном итоге это приводит к тому, что целевые программы не воспринимаются как инструменты управления развитием. Эффективность их выполнения минимальна. В большинстве случаев назначение программ видится в распределении бюджетных средств по отраслевому принципу, а не в выполнении приоритетных задач социально-экономического развития территории.

Важнейшим из этапов разработки и реализации целевых программ является оценка их результативности. Данная оценка производится как на стадии утверждения (оценка целесообразности) программы, так и на стадии ее реализации (оценка эффективности). Необходимо разграничить оценки целесообразности принятия целевых программ и оценки эффективности целевых программ. Показатели, оценивающие целесообразность и эффективность должны быть различны.

Определить целесообразность принятия целевых программ для отдельного региона означает выявить приоритетные реализуемые направления возникающих проблем, что является наиболее важным для развития региона. Вопрос же эффективности целевых программ относится к оценке уже отдельных программ либо мероприятий этих программ.

Проводимые в России бюджетная и административная реформы повысили актуальность вопроса оценки результативности целевых программ. И как следствие этого, появилась необходимость в формализации методов оценки эффективности и целесообразности. Это повлекло за собой множество разработок в данной области, в том числе на региональном уровне, закрепленных чаще всего в соответствующих нормативных актах [см., напр., 1, 2, 3, 5, 6 и др.].

Оценка эффективности на региональном уровне в данный момент регламентируется двумя видами документов. Во-первых, это методики оценки эффективности целевых программ, оформленные отдельным нормативно-правовым актом. Во-вторых, это сами целевые программы, содержащие разделы, посвященные оценке эффективности расходования бюджетных средств, а также методику оценки эффективности программы (с учетом ее особенностей). В обоих случаях методики в основном делают акцент на общие формальные условия эффективности программы (соответствие целей программы целям развития региона, обоснованность целевых индикаторов и т.д.). Другими словами, раздел «Методика оценки эффективности программы (с учетом ее особенностей)», как правило, содержит описание того, каким образом в рамках данной программы будет контролироваться достижение запланированных целевых показателей во взаимосвязи с объемом произведенных затрат, как будут анализироваться причины отклонений фактических результатов от запланированных.

Существующая на сегодняшний день российская практика, как правило, сводит оценку эффективности разрабатываемых программ к качественной экспертизе. Оценка реализуемых программ проводится на основе показателей эффективности и результативности, заложенных в самих программах. При этом, как правило, такие показатели характеризуют отдельные специфические эффекты исполнения не столько самой программы в целом, сколько отдельных ее мероприятий.

Оценка целесообразности в отличие от оценки эффективности не может строиться на соотношении понятий «Запланировано» — «Выполнено». Методики оценки целесообразности должны давать ответ на вопрос, какие из целевых программ входят в программу финансирования, а какие из нее исключаются. Трудности при этом вызывает тот факт, что целевые программы направлены на достижение целей в различных областях социально-экономического развития региона, а соответственно имеют разно размерные показатели измерения. Это самым непосредственным образом накладывает свой отпечаток на разрабатываемые и применяемые методики.

В большинстве случаев суть методик сводится к расчету интегральной оценки или рейтинга на основе частных оценок и весовых коэффициентов [см., напр., 3, 4, 5, 6, 7, 8 и др.]. Рассчитанное значение соотносится с заранее заготовленной шкалой интервалов и тем самым дает представление о характере программы. Соответственно, общая схема оценки эффективности целевых программ включает в себя следующие этапы.

1. Выбор системы критериев оценки и определение их приоритетности с помощью весовых коэффициентов. Как правило, условием при этом является равенство суммы весов всех критериев единице.

где Vi – удельный вес i-го критерия.

2. Выбор шкалы оценки. Наиболее часто применяется шкала балльных оценок критериев программы с заданным интервалом значений (например, от 0 до 10).

3. Оценка программы по выбранным критериям. По каждому критерию программе присваивается оценка, которая впоследствии умножается на весовой коэффициент. Сумма полученных значений составляет общую оценку программы.

где Bi – оценка программы по i-му критерию.

4. Подведение итогов оценки. Область возможных значений общей оценки разбивается на три или четыре интервала, обозначающих степень эффективности целевой программы.

Подобный подход широко распространен и применяется не только для оценки региональных целевых программ, но и для оценки качества государственного управления в целом. Например, один из наиболее известных международных индексов, используемых при характеристике качества государственного управления и его институтов, так называемый GRICS (Gоvегпапсе Rеsеагсh Iпdicator Соntry Snapshot), также оценивает качество государства с помощью шести критериев (индексов), в последующем приходя к общей интегральной оценке.

Основной вопрос при построении интегральных оценок на основе данного подхода заключается в выборе набора критериев, позволяющему с наибольшей адекватностью оценить рассматриваемый объект.

Таким образом, оценка результативности и тех и других программ (разрабатываемых и принятых к реализации) должна строиться на разных критериях: для утверждаемых программ приоритетами в оценке является актуальность целей программы, проработанность мероприятий, степень достижения цели при выполнении всех мероприятий программы, возможные риски и т.д. Утверждение программы к реализации уже означает, что программа актуальна и ее цели соответствуют целям и приоритетам развития регион. На стадии утверждения осуществляется выбор «лучших» программ из перечня предоставленных на экспертизу проектов путем сравнения суммарных балльных оценок программ друг с другом.

Для реализуемых программ акцент смещается на управляемость программой, степень выполнения намеченных мероприятий и др. На стадии реализации контролируется сам ход выполнения программы и эффективность расходования бюджетных средств. Для этого внимание сосредотачивается на критериях, отражающих бюджетную эффективность, социальный и экономический эффекты от реализации мероприятий программы, степень выполнения мероприятий программы, а также совокупность специальных индикаторов программы. На стадии реализации программы перечень реализуемых программ уже сформирован и анализ эффективности имеет целью не выбор лучшей из программ, а контроль текущего состояния каждой программы. Поэтому отслеживание эффективности целевых программ на данном этапе осуществляется на основе сравнения итоговых балльных оценок с эталонным значением.

Обобщенная методика оценки эффективности целевых программ приведена на рис. 1.

Рис. 1. Алгоритм методики оценки эффективности целевых программ

1. Постановление Правительства РФ от 19.04.2005 № 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ» // СПС «Консультант Плюс».

2. Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 594 «Об утверждении порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» // СПС «Консультант плюс»

3. Постановление Администрация Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 15.01.2008 г. № 4 «Об утверждении методики оценки эффективности бюджетных и ведомственных целевых программ» // СПС «Консультант Плюс».

4. Приказ Министра экономического развития и внешнеэкономических связей Рязанской области от 04.12.2008 г. № 50 «Об утверждении методики оценки целесообразности разработки долгосрочных целевых программ в Рязанской области» // СПС «Консультант Плюс».

5. Постановление Правительства Рязанской области от 08.10.2008 № 248 «Об утверждении положения о порядке определения сроков реализации и принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Рязанской области» // СПС «Консультант Плюс».

6. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31 марта 2009 года N 345 «О целевых программах» // СПС «Консультант Плюс».

Источник: cyberpedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru