Что такое развлекательная программа

В этой главе дается определение жанра развлекательной программы, приводится классификация программ такого рода на телевидении и радио. Рассматриваются исторические особенности отечественного развлекательного вещания, а также исследуются структурно-композиционные особенности развлекательных программ на телевидении и радио. В отдельном параграфе рассматривается роль журналиста в создании развлекательной программы. Проводится сравнительный анализ отечественных и передовых зарубежных технологий в сфере конвергенции.

Жанры развлекательных программ на телевидении и радио

Развлечение — это, прежде всего, процесс, вид поведения человека, помогающий ему расслабиться и получить удовольствие.

Передачу можно назвать развлекательной, если она удовлетворяет хотя бы несколько следующих зрительских потребностей в получении удовольствия, позитивных эмоций, снятии напряжения (рекреация и релаксация), редукции тревоги, уходе от реальности (эскапизм), в азарте и эмоциональном осмыслении комического (юмор).

Познавательно-развлекательная программа для детей «Что? Где? Почему?»

В процессе анализа становится видно, насколько сложным и неоднозначным представляется исследователям определение термина «развлекательная программа». Так как передачу нельзя назвать развлекательной, исходя только лишь из одного из вышеперечисленных признаков — в противном случае невозможно будет найти между ними ничего общего. Поэтому, только учитывая все признаки в комплексе, можно дать определение понятию «развлекательная программа».

В своем исследовании мы опирались на общепринятую теорию жанров журналистики, согласно которой развлекательная программа на телевидении — это программа, сочетающая в себе признаки азарта, юмора, игры, рассчитанная на эмоциональную реакцию аудитории, связанную с получением удовольствия, наслаждения, эмоционального комфорта и релаксации.

Развлекательная программа на радио — это программа, также рассчитанная на эмоциональную реакцию аудитории, где за основу берутся потребности слушателей в рекреации, отдыхе или наоборот акцент делается на азарт, соревновательный дух, стремление к выигрышу.

Развлекательные передачи можно разделить на реалити-шоу, ток-шоу, хроники, викторины и шоу. Развлекательное телевидение, наряду с телевидением информационно-аналитическим, является важнейшим фактором социального ориентирования зрителей, выработки их этических принципов и моделей поведения в обществе.

Отечественное развлекательное вещание принято делить на несколько этапов:

  • 1) 1941 — 1945 — послевоенные годы — В годы Великой Отечественной Войны — радио было не только источником информации, оно поднимало дух людей, вселяло надежду и уверенность в победе. Транслировались практически все новые произведения отечественных композиторов и поэтов, на радио звучали концерты «По вашим письмам», «Концерт для воинов», «Встреча с песней».
  • 2) 1957 — 1970гг. — зарождение и формирование развлекательного телевидения. На радио в этот момент культурно-просветительские программы уже пронизывают все пласты и уровни радиовещания: это и новости о театре, кино, литературе, и трансляции концертов классической и народной музыки, и художественное чтение, и различные радиокомпозиции.
  • 3) 1970 г. — первая половина 80-х годов — время жёсткого партийного контроля на телевидении, приостановившего качественное развитие развлекательного телевещания. Радио в этот момент также делает упор на образовательные программы («Радионяня», «КОАПП»), развлекательных жанров в чистом виде практически не встречается.
  • 4) вторая половина 80-х годов — переходный период, начало становления российского развлекательного телевидения. При этом на российских радиоканалах четко обозначилась экспансия медийных продуктов западного образца. Все больший вес приобретает массовое коммерческое вещание.
  • 5) 1991 г. — наши дни — с появлением жанра реалити-шоу, а также повсеместным распространением викторин, ток-шоу и юмористических передач российский развлекательный теле- и радиосектор приобретает свои сегодняшние очертания.

Важной составляющей современного вещания становится феномен инфотейнмента. Он работает по формуле информация + развлечения, т.е. преподнесение основной информации, идет в форме развлечения. Это явление проникает практически во все сферы теле и радиопроцесса. Возможно, уже говорить о том, что новостные программы транслируются с некой долей упрощенности и развлекательности, для того, чтобы быть доступнее и интереснее.

«Зажигай!» – развлекательная программа для детей

Исследователь С.И. Акинфиев делит все современные развлекательные программы на несколько больших групп: ток-шоу, реалити-шоу, хроники, викторины, шоу. Каждая группа имеет свои подвиды и различные критерии классификации. Рассмотрим подробнее каждую из них:

Ток-шоу. В соответствии с той аудиторией, которой они предназначены, делятся на три группы: семейные, женские и узкоспециализированные.

Знаковым годом для ток-шоу стал 1996 год, когда телеканал НТВ запускает первый по-настоящему развлекательный проект «Про это». В том же 1996 году на ОРТ выходит первый выпуск программы Валерия Комиссарова «Моя семья», а в 1998 году в эфире НТВ появляется ток-шоу Юлии Меньшовой «Я сама». Радиоэфир в это время больше наполнен политическими ток-шоу, что обусловлено обстановкой в стране. Однако и здесь со временем появляются развлекательные программы в жанре ток-шоу.

Ток-шоу показывает человеку, столкнувшемуся с проблемой, что он не одинок, что вокруг достаточно людей с идентичными проблемами, однако истинная суть подобных передач не в бесстрастном отражении окружающей действительности и не в пессимистичной констатации фактов. Ценность ток-шоу в том, что подобные передачи консолидируют различные ячейки общества в единое целое, находя сходство в жизненных позициях, утверждая приемлемые для всех моральные ценности и помогая найти универсальное решение общих проблем. Все участники ток-шоу — от зрителей до экспертов — пытаются смоделировать общую для каждого единичного случая ситуацию, проецируя ее не только на конкретного, сидящего перед нами участника, но и на каждого телезрителя, имеющего к этой проблеме непосредственное отношение. Итак, группы ток-шоу:

  • — «Женские» ток-шоу. В программе обсуждаются те вопросы, которые интересуют или могут заинтересовать только женщин (личная жизнь, мода, красота, здоровье, карьера), проблема рассматривается, как правило, сквозь призму женского видения мира, героями повествования являются женщины, ведут передачи женщины-ведущие: «Я сама» (НТВ), «Лолита. Без комплексов» (Первый канал), «Чего хочет женщина» («Россия»), «О стиле все и сразу» («Эхо Москвы»), «Домашняя академия» («Радио России»).
  • — «Семейные» ток-шоу. В отличие от сугубо «женских», они ориентированы уже на семью, обсуждаются проблемы, одинаковые для обоих полов, участниками в равной степени являются как мужчины, так и женщины. Это «Пусть говорят» (Первый канал), «Моя семья» («Россия»), «Научите меня жить» (ТВ3), «Принцип домино» (НТВ), «Счастливый билет» («Радио России»), «Ищем выход» («Эхо Москвы»), «Взрослым о взрослых» («Эхо Москвы»), «Родительское собрание» («Эхо Москвы»)
  • — Узкоспециализированные, например, музыкальные ток-шоу («12 злобных зрителей» (MTV), «Группа разбора» (Муз-ТВ), «Dнамика» («Dfm»)), кулинарные («Спросите повара» (Домашний), «Смак» (Первый канал)), медицинские («Мединфо» («Эхо Москвы»), «Жить здорово» («Первый канал»), «Рецепты здоровья» («Радио России»)).
Читайте также:
Как вести табель в программе 1с

Некоторые исследователи также предлагают ввести дополнительный критерий классификации ток-шоу — этический. Он подразумевает деление на группы в соответствии с морально-этическим контентом и оформлением передачи:

  • — Конфликтные ток-шоу. Передачи, делающие акцент на скандалах, разногласиях, зачастую на драках участников. Суть программы, как правило, не в поиске решения, а в самом обсуждении проблемы: «Окна» (ТНТ), «Большая стирка» (Первый канал).
  • — Ток-шоу — совет. Такие программы помогают участникам найти выход из ситуации, решить проблемы, дать нужный совет. Авторы стараются избегать открытых конфликтов в студии. Это «Принцип домино» (НТВ), «Пять вечеров» (Первый канал), «Кто куда?» («Эхо Москвы»).

Реалити-шоу. Делятся на две группы: реалити-шоу, посвященные соревнованиям, борьбе, и реалити-шоу, направленные на самореализацию героев. Сразу оговоримся, что этот жанр развлекательных программ возможен только на телевидении, так как при трансляции его на радио терялся бы основной принцип — «подглядывания» за жизнью героев.

Реалити-шоу впервые появились в 2001 году, с выходом в эфир программы «За стеклом» (ТВ-6). Их основной признак — наблюдение за жизнью героев передачи в реальном времени, обращение к реальности во всех её проявлениях, начиная с участников и заканчивая декорациями. Реалити-шоу, как и любое другое вещательное направление, несёт в себе определённый смысл, имея при этом отчётливо утилитарное значение. Во-первых, реалити показывают человеку способы решения определённых жизненных ситуаций (как правило, конфликтов), а, во-вторых, как считает, например, Д.Б.Дондурей, именно реалити-шоу способны стать уникальным инструментом, с помощью которого можно учить людей быть более толерантными, изживать социальные фобии, строить взаимоотношения в социуме.

  • — Соревновательные реалити-шоу эксплуатируют, прежде всего, человеческие инстинкты и эмоции. Это передачи, построенные по принципу «отношения — конкурс — изгнание». Целью является не столько победа участника в каком-то конкретном соревновании или в проекте вообще, сколько проверка его умения «выжить», умения выстроить отношения с другими персонажами на протяжении всего цикла передач («Последний герой» (Первый канал), «Дом-2» (ТНТ), «Остров искушений» (REN — TV)).
  • — Реалити-шоу, основанные на самореализации участников — «Голод» (ТНТ), «Фабрика звёзд» (Первый канал), «Офис» (ТНТ). Здесь вероятность победы или проигрыша героя зависит не только и не столько от его социального чутья, сколько от его умений. Отношения, хотя и являются важной составляющей проекта, уходят на второй план.

Хроники. Это передачи, находящиеся на стыке реалити и шоу, передачи, которые нельзя назвать реалити-шоу в полном смысле этого слова: здесь нет соперничающих друг с другом участников, а временные и территориальные рамки определяются лишь главным героем, иногда единственным, который в ряде случаев является одновременно и ведущим. Хроники делятся на три вида, которые можно условно назвать «жизнь звезды», «новая профессия» и «скрытая камера» (иначе «розыгрыш»). Последние два жанра с успехом функционируют и на радио. Итак,

  • — Хроники жизни известной личности — это передачи, в которых камера следует за звездой шоу-бизнеса, записывая все моменты её жизни («Полный Fashion» (Муз-ТВ), «Блондинка в шоколаде» (Муз-ТВ), «По домам» (MTV)). Этот жанр возможен только на телевидении.
  • — «Новая профессия» — программы, в которых звезды или журналисты пробуют себя в непривычной для них профессии в течение определённого времени («Проверено на себе» (REN — TV), «Звёзды на льду» (Первый канал), «Цирк со звёздами» (Первый канал), «Король ринга» (Первый канал)). На радио такие материалы часто начинают носить репортажный характер («Послужной список» («Эхо Москвы»).
  • — «Скрытая камера» или «Розыгрыш» — на телевидении эти передачи используют съёмки скрытой камерой или хоум-видео («Сам себе режиссёр» («Россия»), «Розыгрыш» (Первый канал), «Голые и смешные» (REN — TV). На радио этот жанр трансформируется в шуточные звонки ничего не подозревающему человеку. Инициатором могут выступать ведущие или слушатели, желающие разыграть своих друзей (утренние и дневные шоу на «Русском радио», «Европе плюс»).

Викторины. Массовое производство телевикторин начинается лишь в 1989 году, когда в эфире появляются «Счастливый случай» и «Брэйн-ринг». Начиная с этого времени, программы подобного рода становятся неотъемлемым компонентом сетки вещания, в том числе и на радио. Поскольку центральной фигурой викторин является именно ведущий, подобные программы достаточно чётко делятся на две группы в зависимости от того, кто является антагонистом ведущему в ходе игры: один игрок или команда.

  • — Викторины, в которых ведущему противостоят каждый раз новые, незнакомые ему игроки («Кто хочет стать миллионером» (Первый канал), «Поле чудес» (Первый канал), «Угадай мелодию» (Первый канал), «Сто к одному» («Россия»), «Будилка» (Dfm), «Игра без слов» («Русское радио»)). Потерпевшие поражение игрок или команда в викторинах первого типа в программу больше не возвращаются.
  • — Передачи, в которых с ведущим играет определённое количество одних и тех же эрудитов. Игры, как правило, проходят в течение определённого цикла, проигравший игрок может вернуться в программу в следующем цикле. Так же, как и в первом случае, игроки могут объединяться в команды («Что? Где? Когда?» (Первый канал)), или сражаться каждый сам за себя («Своя игра», (НТВ)). Но в радиоэфире подобных программ нами отмечено не было.
Читайте также:
Требования к медицинским программам

Телевизионные игры — программы популярные по многим причинам. Первой причиной можно назвать «народность», доступность для всех, вторая связана с возможностью человека объективно оценить свои знания. Третьей причиной является желание каждого человека постоянно самосовершенствоваться. Четвёртая, меркантильная, основана на естественном для каждого человека желании выиграть. Пятая связана с эффектом соучастия, и, наконец, последней причиной привлекательности телеигр можно назвать сам феномен игры, с её непредсказуемостью, эффектом неожиданности и поворотами сюжета, всегда носящими спортивный характер.

Шоу. На первый взгляд может показаться, что передачи эти имеют к журналистике опосредованное отношение, однако, чтобы доказать обратное, достаточно, например, вспомнить учебное пособие В.Л. Цвика «Введение в журналистику», где уточняется, что журналистика — это не только «средство выражения и формирования общественного мнения, инструмент опосредованного общения (средство коммуникации)», но и «в ряде случаев — способ эстетического осмысления реальной действительности». Все шоу можно разделить на две группы: так называемые «концерты» и «юмор».

  • — Концерты, трансляции различных масштабных событий, фестивалей, юбилейные вечера известных артистов и просто набор сценических зрелищ и эстрадных номеров. («Субботний вечер» (Россия), «Рождественские встречи» (Россия)), на радио это, как правило, трансляция концертов известных музыкантов («Шедевры, шлягеры, хиты» («Радио России»)).
  • — Юмористические программы, подобные «Аншлагу» («Россия»), «КВНу» (Первый канал), «Кривому Зеркалу» (Первый канал) и прочим, суть которых — в выступлении юмористов, исполняющих свои или чужие миниатюры. С появлением радио «Юмор FM», зачастую транслирующего записи прямо с концертов известных юмористов, этот жанр стал доступен и радиослушателям («В гостях у смеха», «Большая разница», «Фабрика смеха» («Юмор FM»)). К юмористическим программам относят и скетч-шоу, то есть набор сыгранных группой актеров комедийных сценок, обычно протяжённостью 2-5 минут каждая. Основоположниками жанра в начале и середине 90-х годов были такие проекты, как «Джентльмен-шоу» (РТР), «Оба-на» (ОРТ), «Осторожно, модерн» (СТС), «Маски-шоу» (РТР), «Городок» («Россия»), «ОСП-Студия» (ТВ-6). Сегодня это «Каламбур» (ДТВ), «Наша Russia » (ТНТ), «Шесть кадров» (СТС), «Дорогая передача» (REN — TV). Все большую популярность приобретает и жанр стендап-комеди («Comedy club » (ТНТ), «Comedy Women» (ТНТ). Суть передач подобного рода в появлении на сцене конферансье-эмси, который свободно общается с публикой на модные темы, интересно шутит, иногда задирает сидящих в зале.

Что касается функционального аспекта, то в подавляющем большинстве случаев развлекательные программы выполняют только рекреативную функцию. Если обратиться к учебному пособию В.Л, Цвика «Введение в журналистику», то окажется, что в шоу-передачах проявляется ещё и непосредственно-организаторская функция, заключающаяся в распространении в повседневной жизни чисто журналистских находок вроде «КВНа» или «Голубых огоньков», реализуется культурно-просветительская функция и т.д. Однако, как правило, именно шоу-программы представляют собой классический вариант развлекательной программы.

Источник: studwood.net

3. Развлекательное телевидение и понятие формата

Современный человек часто не отдает себя отчета в том, что его мировоззрение пронизано идеями постмодернизма. Влияние постмодернизма на повседневную жизнь людей можно заметить, в частности, анализируя телевизионные предпочтения аудитории. Мы уже говорили во введении о все возрастающем количестве и популярности развлекательных программ.

Сегодня развлечение перестало быть одной из функций телевидения. Оно проникает в информационные, научные, просветительские программы, образуя с ними гибриды (инфотейнмент, сайнстейнмент, спорттейнменст, калчертейнмент эдьютейнмент). «Сегодня очевидно движение наших электронных СМИ в сторону развлечения – оно захватило практически все форматы телевидения» 4 — пишет главного редактора журнала «Искусство кино» Д.Б.Дондурей. Как и прочие явления массовой культуры, развлекательные программы можно расценивать как легкомысленные и бессодержательные. Однако нельзя не признать, что они интегрируют общество, формируютновые социальные связи, вырабатываюти транслируют правила и модели поведения, утверждают систему ценностей. Развлекательные программы — самый легкодоступный и эффективный в современных условиях вариант проведения досуга, способ рекреации.

Развлекательные программы (определение):

«Программа, предназначенная в первую очередь для отдых, направленная на доставление удовольствия и/или эстетического наслаждения».

( Методика по практическому применению и использованию «Единых требований (классификатора) к системам фиксации и расшифровки факта выхода в эфир телепродукции» М., 2008. С. 44.)

Читайте также:
Какая программа работает под девизом чувствовать познавать творить

«Развлекательные программы – это те программы, которые без специальной предварительной подготовки позволяют любому зрителю снять напряжение, получить удовольствие, позволяют ему отдохнуть, эмоционально (как правило, позитивно) осмыслить происходящее вокруг него. Развлекательные программы – это программы, которыми человек заполняет своё свободное время, не имея на то жизненной необходимости, причём основными их признаками является сочетание юмора, азарта, лёгкости, получения удовольствия, наслаждения, эмоционального комфорта и снятие напряжения».

(Акинфиев С. Жанрово-тематическая структура современного российского развлекательного телевидения. Диссертация на соискание ученой степени к.ф.н. М., 2008)

На наш взгляд, к вышеназванным характеристикам надо добавить еще и коммерческую успешность развлекательных программ. Как часть массовой культуры они должны быть понятны максимальному количеству зрителей, хорошо «продаваться» и пользоваться массовым спросом (т.е. иметь высокий рейтинг). В погоне за рейтингом (что не всегда надо расценивать как негативное явление) создатели современных телевизионных зрелищ создают столь замысловатые гибриды жанров телевизионного искусства и телевизионной журналистики с жанрами старших видов зрелищных искусств (драматического театра, эстрады, цирка, кино), что их чаще всего почти невозможно описать с точки зрения жанровых признаков.

В условиях современной медиаиндустрии, подчиненной законам бизнеса, телепрограмма, как правило, не может быть штучным продуктом. Для оптимизации производственных процессов было введено понятие формат, которое используется в разных контекст. В узком смысле формат — шаблон, по которому делается программа, а в более широком — направление вещания.

Формат:

«Эта характеристика программы используется для классификации ее формальной структуры, другими словами, показывает, как построена программа, все зависимости от ее содержания. В большинстве случаев эту характеристику программы можно правильно определить даже без просмотра».

( Методика по практическому применению и использованию «Единых требований (классификатора) к системам фиксации и расшифровки факта выхода в эфир телепродукции» М., 2008. С.35.)

«Понятие “формат” − так, как оно складывается в настоящий период, − чаще всего обозначает совокупность признаков какого-либо предмета коммуникации, выделяемых по тому или иному основанию для соотнесения его с другими предметами коммуникации. Эти признаки выступают в качестве критериев, по которым определяется возможность предъявления данного произведения аудитории и наиболее подходящая его подача. Так же, как площадь, объем, форма предметов определяют их место в вещном мире, так и формат определяет место информационных продуктов в процессе коммуникации. Поскольку в каналы коммуникации поступают и журналистские произведения, они тоже могут рассматриваться с точки зрения того места, которое должны занимать в каналах коммуникации на основании своих смысловых или формальных характеристик. Поэтому и возникает частичное совпадение объемов понятий “жанр” и “формат”».

(Из доклада Г.В. Лазутиной «Терминологическая дискуссия как экспертиза профессионального сознания и путь к конвенции» на межкафедральном семинаре «Динамика жанров и форматов» Факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова// Медиаскоп. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/520)

Цитированный выше классификатор телепрограмм, разработанный Некоммерческим партнерством «Медиа Комитет» предлагает делить программы по формату на постановочные (требующие больших финансовых затрат на сценарий, декорации, актеров и т.д.) и не постановочные (требующие меньше финансовых затрат).

Там же названы следующие форматы развлекательных программ:

— Шоу с ведущим. («Программа, которую нельзя отнести к непостановочным программам, носящая обычно легкий развлекательный характер, в которой один или несколько человек выполняют роль конферансье, диктора, ведущего, комментатора, председательствующего или выступающего» 5 ).

— Простое игровое шоу. («Состязательное шоу чисто развлекательного характера (как правило, на выигрыш) с низкими производственными затратами» 6 Пример: шоу «Поле чудес»).

— Большое игровое шоу. («Состязательное шоу чисто развлекательного характера (как правило, на выигрыш) с высокими производственными затратами» 7 . Пример: «Ключи от форта Байард».)

— Телевикторина/конкурс. («Состязательные шоу, требующие от участников демонстрации определенных знаний и интеллекта и/или связанные со значительной продюсерской работой и составляющие часть культурно-просветительной деятельности вещателя» 8 . Пример: «Умники и умницы».)

— Эстрадное шоу. («Программа с эстрадными номерами различных испольнителей – комиков, фокусников, певцов и т.п.». Пример: трансляция циркового представления» 9 .)

Источник: studfile.net

Что такое информационно-развлекательная программа? — определение из техопедии

Определение — Что означает информационно-развлекательная программа?

Информационно-развлекательная система — это тип средств массовой информации, который пытается объединить учебную или полезную информацию и развлекательный контент. Информационно-развлекательная программа призвана содействовать приобретению конкретной информации, навыков или профессий в формате, который нравится пользователям. Информационно-развлекательная программа обычно относится к телевизионному новостному контенту и считается уничижительным термином, поскольку подразумевает контраст качества и респектабельности между этим типом контента и правдивыми новостями.

Онлайн-конкурсы, опросы и инфографика считаются формами информационно-развлекательной деятельности, найденными в Интернете.

Техопедия объясняет развлекательно-информационную деятельность

Информационно-развлекательная программа призвана сделать обучение проще и проще. Некоторые также сказали бы, что это разработано, чтобы привлечь большую аудиторию, возможно за счет сообщения. Информационно-развлекательная программа была первоначально задумана на телевидении, где документальные фильмы начали включать развлекательный элемент, такой как фоновая музыка, визуальные эффекты, юмор, экшн или контент, представляющий интерес для человека. Информационные развлечения также могут быть использованы профессионалами и бизнес-работниками, которые включают развлекательные элементы в бизнес-презентации, видео или демонстрации, чтобы сделать их более увлекательными для аудитории.

Что такое информационно-развлекательная программа? - определение из техопедии

В чем разница между информатикой и информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ)?

В чем разница между информатикой и информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ)?

Люди часто путают информатику и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Хотя они и похожи, они представляют собой разные области исследования.

Источник: ru.theastrologypage.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru