В данной работе мы ограничимся очень простым рабочим определением психокоррекционной и развивающей работы.
Развивающая деятельность школьного психолога ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития школьников, а психо-коррекционная — на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Выбор конкретной формы определяется результатами психодиагностики.
Первая форма в большей степени ориентирована на «психологически благополучных» школьников, уровень развития и актуальное состояние которых позволяет им решать достаточно сложные психологические задачи.
Вторая форма позволяет работать с психологическими проблемами, которые выявлены в обучении, поведении (общении) или внутреннем психологическом состоянии школьников. Она ориентирована на работу с группой «психологически неблагополучных» школьников.
Коррекционно-развивающую работу мы рассматриваем как основное направление работы школьного психолога с детьми и подростками. Диагностика служит основой для ее правильной организации, другие формы — дополняют или заменяют ее при необходимости.
Развивающая программа — Эмоциональный интеллект. EQ – ЯСАМ
Главный принцип, лежащий в основе ее содержательного наполнения и организации, — целостность. Это означает для нас следующее:
Содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка или подростка.
У психолога, естественно, есть представления о том, в какой именно сфере психического мира школьника локализуется проблема, так же как ему известны различные научные представления о возрастных потребностях и особенностях.
Однако работать надо со всей личностью в целом, во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных и прочих проявлений.
С одной стороны, это положение может показаться совершенно очевидным и даже банальным, но, с другой стороны, анализ современной отечественной литературы по школьной психологии показывает, что на практике о нем часто забывают.
Появилось очень много методической литературы по психологическому развитию школьников, в которой единая личность ребенка дробится на мелкие составные части.
Так, предлагаются наборы упражнений для развития когнитивной сферы младших школьников и младших подростков, по коррекции эмоциональной сферы, развитию социальных навыков и т. д.
Чаще всего — это неструктурированные банки конкретных техник и упражнений, реже — системы логически связанных занятий, что, несомненно, предпочтительнее. Вопрос же возникает относительно целесообразности такого искусственного разделения.
Даже в тех случаях, когда речь идет об оказании конкретной психотерапевтической помощи школьнику, имеющему проблемы в определенной сфере психической жизни, можно ли считать, что остальные аспекты этой жизни развиваются благополучно, что возможен изолированный, частный внутренний конфликт?
Если же речь идет о развивающей работе с психологически благополучными детьми, смысл такой узко ориентированной деятельности теряется совсем.
Упражнение «Тучка». Тренинг «Всё в твоих руках!». Февраль 2020
Коррекционно — развивающая программа педагога – психолога по подготовке детей к школе
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
— Развитие когнитивных процессов ребенка (мышление, внимание, память, речь).
— Развитие эмоционально-волевой сферы;
— Развитие коммуникативных навыков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 1482
Рассмотрено и одобрено
на Педагогическом совете
ГБОУ Школа №1482
Протокол № от ____ августа 201 г.
ГБОУ Школа №1482
КОРРЕКЦИОННО — РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Составитель: педагог – психолог ГБОУ Школа № 1482
Козловская Екатерина Игоревна
Программа «Психологическая готовность к школе» разработана и предназначена для психологических занятий с детьми в возрасте от 6 до 7 лет.
Актуальность программы психологической готовности детей к школе связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями: введены новые разнообразные программы обучения в школах, изменилась сама структура преподавания, все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс.
Далеко не все дети к моменту поступления в школу достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому школьному обучению. У таких детей, как правило, отсутствует учебная мотивация, отмечается неразвитость словесно- логического мышления, низкий уровень произвольности внимания и памяти, неправильное формирование способов учебной работы, низкий уровень развития самоконтроля, отмечается
неразвитость тонкой моторики и слабое речевое развитие.
Практическая значимость программы
У ребенка, поступающего в школу, должны быть сформирован определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться; кроме того должна быть сформирована адекватная позитивная самооценка.
Совокупность указанных психологических свойств и качеств и составляет психологическую готовность к школьному обучению.
Подготовка детей к школе — задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка.
Одним из важных аспектов, связанных с созданием данной программы, является
продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем.
Данная комплексная модифицированная программа «Психологическая готовность к школе» является интегрированным продуктом, включающим в себя элементы программ «Азбука общения» (авторы Шипицына Л.М., Защиринская О.В.), «Цветик – семицветик» (Куражева Н. Ю. и др.) и «Психологическая готовность к школе» (авторы Яничева Т.Г. , Соломахо Н.В.).
Выбранные элементы программ взаимно дополняют друг друга и позволяют полно решать вышеуказанные задачи, направленные на формирование навыков, психологических качеств и умений, которые помогут ребенку влиться в новый коллектив и стать успешным учеником, легко справляющимся с новыми непростыми задачами его школьной жизни.
Психологическая подготовка ребенка к началу школьного обучения;
— Повышение мотивации к школьному обучению;
— Повышение интереса к обучению в школе;
— Воспитание культуры поведения и общения в социуме.
— Формирование навыков произвольной регуляции эмоций и поведения;
— Развитие уверенности в себе и успешности общения со сверстниками и взрослыми;
— Развитие когнитивных процессов ребенка (мышление, внимание, память, речь).
— Развитие эмоционально-волевой сферы;
— Развитие коммуникативных навыков;
Данная программа основана на теоретических идеях Л.С. Выготского и его концепции о зоне ближайшего развития ребенка. Раскрывая механизм, лежащий в основе обучения, Л. С. Выготский выдвигает положение о «зоне ближайшего развития» ребенка, которая определяется как «расстояние между уровнем его
актуального развития, определяемым с помощью задач, решаемых самостоятельно, и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными сотоварищами» (Л. С. Выготский, 1991, с. 399-400).
Принципы реализации программы
1.Принцип системности — программа представляет собой систематизированное,
структурированное изложение методического материала по работе с детьми.
2.Принцип личностного подхода — развитие личности рассматривается в единстве и взаимосвязи с физическим и общим психическим развитием ребенка.
3.Принцип активности — активное участие каждого ребенка в занятии.
Этапы реализации программы, их описание и взаимосвязь
Программа включает в себя 7 блоков, выделенных в соответствии с теми трудностями и сложностями, с которыми на практике сталкивается ребенок, приходя учиться в первый класс и критериями психологической готовности ребенка к школе.
Блок 1. Регуляция эмоций поведения.
Основная задача – развитие произвольной регуляции деятельности детей. С одной стороны это связанно с формированием произвольного внимания, памяти и мышления как важнейших компонентов учебной деятельности, с другой стороны, с умением регулировать своё поведение и эмоциональное состояние.
В этом блоке используются развивающие задания и игры направленные на умение подчинять свою деятельность и поведение заданным правилам, требованиям и инструкциям. Упражнения, направленные на развитие способности регулировать своё состояние, контролировать проявление эмоций и справляться с переживаниями. Используются упражнения на напряжение/расслабление,
Блок 2. Развитие творческих способностей.
Основная задача – раскрытие творческого потенциала ребёнка, а также повышение его способности к нестандартному мышлению и поведению.
В программе используются элементы арт-терапии: рисование, аппликация, оригами, игра с песком — всё то, что способствует раскрытию и проявлению его внутреннего мира, чувств, переживаний, идей и мыслей.
Блок 3. Повышение самооценки и уверенности
Основная задача — повышение уверенности, адекватной самооценки ребенка в ситуациях взаимодействия и проявления своих способностей.
Используются соревновательные игры и творческие задания, где необходимо выступать перед другими детьми, делиться своими переживаниями, чувствами и рассказывать о себе.
Блок 4. Успешное общение со сверстниками и взрослыми
Основная задача — развитие коммуникативных навыков общения детей и расширение их опыта социального взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми.
В каждое занятие включаются упражнения и игры, направленные на умение устанавливать отношения, слушать другого человека, научиться объяснять и отстаивать свою позицию. Игры направлены на решение задачи командой: создание совместной постройки, рисунка, постановки.
Блок 5. Развитие интеллектуальной сферы
Основная задача — развитие памяти, мышления, внимания, восприятия ребенка. Большое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым членом группы, поэтому при распределении заданий учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.
Используются задания на развитие концентрации, переключения, распределения внимания.
Предлагаются игры, направленные на развитие произвольной памяти (слуховой, зрительной, тактильной, двигательной, словесно-логической, эмоциональной) и упражнения, связанные с развитием форм, операций и видов мышления.
Блок 6. Этикет и развитие речи
Основная задача — развитие способности четко и ясно формулировать свои мысли, высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Используются игры и задания, где необходимо вместе договориться или обсудить что-то, упражнения на описание и пересказ.
Блок 7. Готовность к роли ученика
Основная задача — формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции (роли школьника), новым правам и обязанностям.
В этом блоке используются задания и упражнения, которые связаны с проигрыванием школьных ситуаций.
Возрастные особенности детей 6 – 7 лет.
Целью подготовки к обучению в предлагаемой концепции является всестороннее развитие детей 6-7- летнего возраста, позволяющее им успешно овладеть школьной программой.
Подготовка к школе нацелена на охрану психического и соматического здоровья детей. Переход от дошкольного к школьному возрасту определяет смену ведущей деятельности.
Закономерности движения от игры к учебе определяются основными новообразованиями, которые возникают при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту.
В период дошкольного детства (4—6 лет) закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития, начинают складываться привычки и черты характера. Этот период особенно благоприятен для приобретения и закрепления необходимых двигательных навыков. Естественно, развитие ребенка находится в большой зависимости от условий среды, организации всей его жизни, воспитания, в частности физического.
Дошкольный возраст характеризуется ускоренными темпами роста и ограниченными двигательными возможностями. Заметно изменяются пропорции тела. Повышается выносливость организма.
Развитие нервной системы находится уже на более высоком уровне, чем у детей ясельного возраста.
Заканчивается созревание нервных клеток в головном мозге. Характерно, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Дошкольники быстро утомляются от однообразных движений, внимание их крайне неустойчиво, они быстро отвлекаются. Поэтому в ходе занятий необходимо ограждать их от длительных, монотонных, непосильных нагрузок, так как
это приводит к чрезмерному утомлению. Очень важно предусматривать в режиме чередование разнообразных по характеру игр и занятий. Шумные подвижные игры должны сменяться более спокойными.
В связи с относительной слабостью костно-мышечного аппарата, быстрой утомляемостью мышц дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.
Сердечно-сосудистая система детей хорошо приспособлена к требованиям растущего организма.
В возрасте 5—6 лет происходят очень глубокие перестроения, во многом меняющие физиологические возможности растущего организма.
В этом периоде ребенок активно взаимодействует с другими детьми и взрослыми. Иногда этот период называют игровым, так как игра, причем преимущественно коллективная, занимает центральное место в развитии высших психических функций на данном этапе. Однако и общий план строения тела, и структурные особенности многих органов и тканей как бы подчинены этой задаче, приспособлены к интенсивной двигательной активности, с которой обычно связаны коллективные игры. Так, скелетные мышцы детей этого возраста состоят преимущественно из аэробных волокон, отличающихся высокой активностью окислительных систем, малоутомляемых и хорошо приспособленных к длительным, но не слишком интенсивным нагрузкам.
Основными направлениями реализации образовательной программы и деятельности педагога — психолога является: психологическая диагностика, психологическое просвещение, психологическая профилактика, развивающая и коррекционная работа, психологическое консультирование.
Структура занятий включает в себя следующие этапы:
1 Ритуал приветствия. Он позволяет создавать атмосферу группового доверия и принятия.
2 Разминка. Является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность.
4 Рефлексия. Представляет эмоциональную и смысловую оценку занятия, подведение итогов.
5 Ритуал прощания. Способствует групповому сплочению детского коллектива.
Перечень диагностического инструментария для определения уровня готовности детей к обучению в школе
Источник: nsportal.ru
Программа «Психология для дошкольников»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Психология для дошкольников» социально-педагогической направленности разработана с учетом:
Закона Российской Федерации «Об образовании»;
Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р)
Приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 N 196
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41
Методических рекомендаций Министерства Образования и Науки России № 09-3242 от 18.11.2015
В программе учитывается следующее:
— современные теории и технологии в области методики обучения и воспитания;
— возрастные психолого-физиологические особенности детей;
— потребности детей и социальный заказ общества.
Актуальность:
Самой большой загадкой для каждого человека является он сам. Вопросы самопознания волнуют людей любого возраста, маленьких детей тоже. Но, узнать самого себя можно, только активно познавая окружающий мир, вступая во взаимодействие с другими людьми. Чем богаче и разнообразней жизненные впечатления ребенка, тем более ярким, неординарным является его воображение, тем интереснее, продуктивней его мышление, тем легче он адаптируется в окружающем мире.
Курс «Психология для дошкольников» предлагает в игровой, доступной форме дать детям представления об окружающем мире, о других людях, о собственной личности, развить способность к творчеству, самореализации, открыть путь к формированию положительной «Я-концепции».
« Ощущения, эмоции, чувства — первый инструмент, с которым ребенок приходит в мир. Именно чувства учат нас думать. Раскрывая каналы восприятия (слуховой, зрительной, кинестетический) мы даем ребенку возможность, обогащая свой жизненный опыт, развивать свои чувства.
Эмоции , как солнце, питают нашу жизнь энергией, наполняют её светом.» (1) Полноценное интеллектуальное развитие невозможно без раскрытия эмоционального потенциала, без необходимой базы ощущения. Но, при этом, человек способен стать человеком только среди людей, и, от того, как он строит взаимоотношения с людьми, зависит его успешность в жизни. Общению, умению строить отношения, взаимодействовать, сотрудничать, тоже необходимо учиться.
Дошкольный возраст это период, когда у детей только начинает формироваться произвольность, внимание неустойчиво, нет усидчивости, терпения, ещё очень сильны проявления эгоцентризма. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при построении программы занятий.
Программа предполагает создание развивающей среды, обеспечивающей развитие чувственного аппарата, обогащение эмоционального опыта ребенка, реализацию и развитие творческих способностей, формирование навыков социального взаимодействия. Решение всех этих задач способствует профилактике социальных проблем и успешной адаптации в жизни. Программа реализуется в рамках Школы раннего развития.
Направленность программы – социально-педагогическая, уровень освоения содержания образования – общекультурный, способ освоения содержания – креативный.
Дети получают новые знания через призму своего реального опыта, опыта познания, переживания. Включение в сказочные сюжеты, идентификация себя с героями, персонажами, природными и социальными явлениями способствует эмоциональному, социальному, интеллектуальному росту.
При составлении программы учитывались следующие принципы : принцип системности развития психической деятельности, природосообразности, культуросообразности, принцип нормативности развития.
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы: Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сфер ребенка, его личностных качеств, формирование навыков, способствующих успешной социальной адаптации, развитие эмоционального интеллекта, формирование позитивной «Я-концепции»,
Задачи программы:
Расширение знаний и представлений о мире, об окружающих людях, формировать нравственно-этические эталоны.
Формирование умений различать и выражать эмоции, интонации, расширять эмоциональный репертуар.
Формирование коммуникативных навыков, навыков взаимодействия
Интеллектуальное и речевое развитие, развитие познавательных процессов, развитие произвольности, формирование навыков самоконтроля.
Раскрытие творческого потенциала, развитие фантазии, ассоциативного мышления.
Принципы реализации программы:
культуросообразность на основе общечеловеческих ценностей культуры;
сотрудничество как опыт взаимодействия с окружающими для позитивно-направленного самопознания, эстетического самоопределения;
принцип природосообразности на основе научного понимания взаимосвязи естественных и социальных процессов согласия с общими законами природы и человека.
Направленность программы – социально-педагогическая, уровень освоения содержания образования – общекультурный , способ освоения содержания – креативный.
Дети получают новые знания через призму своего реального опыта, опыта познания, переживания. Включение в сказочные сюжеты, идентификация себя с героями, персонажами, природными и социальными явлениями способствует эмоциональному, социальному, интеллектуальному росту.
Ожидаемый результат – осознание ребёнком себя как личности, как носителя различных социальных ролей, умение соотносить своё поведение, как со своими внутренними потребностями, так и с потребностями общества.
Программа рассчитана на 2 года. Возраст детей 1-го года обучения 5-6 лет, 2-го года обучения 6-7 лет. Занятия в группах по 8-10 человек. Занятия групп 1-го года обучения проводятся 2 раза в неделю, занятия групп 2-го года обучения 1 раз в неделю. Состав группы постоянный.
1.3 Содержание программы
Занятия построены в форме игры-сказки, игры-театрализации, импровизации, тренинга.
Основным методом, в котором реализуются цели и задачи программы является эстетическая игра. В ней можно выделить основные компоненты:
создание мнимой ситуации : (действие в воображаемом поле по Выготскому). Это может быть сказка, история, придуманная педагогом, ситуация, придуманная детьми;
факт перевоплощения : в игре ребенок принимает на себя различные роли, учится понимать чувства и мысли персонажа;
обращение к собственному опыту : ребенок учится анализировать, все, что происходило с ним, осмысливать свои чувства;
игра с неоформленным материалом ; провоцирующая фантазию. В качестве неоформленного материала могут выступить звук, цвет, форма, ощущение и т.д.
создание творческой работы . Закрепление опыта ребенка происходит в словесной и изобразительной деятельности, где маленький ребенок может легко выразить то, что его волнует.
Активно используются в занятиях элементы арт-терапии и сказкотерапии.
Для детей старшего дошкольного возраста актуальны такие методы как беседа-диспут , позволяющая ребёнку сформировать своё мнение по какому-либо вопросу, и поделится им с другими, а также анализ ситуации , способствующий развитию рефлексии.
Занятия также включают в себя игры и упражнения на развитие внимания, памяти, коммуникативных качеств, волевых качеств, мелкой моторики. Используются психогимнастические упражнения, способствующие снятию эмоционального напряжения, развитию фантазии, мышечному раскрепощению.
В качестве диагностического инструментария используется проективный рисунок (ДДЧ, «Несуществующее животное», «Рисунок семьи»), методика цветового выбора.
Учебно-тематический план
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai