Что такое расширение учебной программы

В дополнительном образовании детей расширяется применение новых образовательных форм и технологий. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы , позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса и реализовать их творческие способности, воплотить имеющиеся знания и навыки в практической деятельности.Общими характеристиками новых форм выступают открытость, направленность на использование информационной образовательной среды, изменения связей основного дидактического отношения между педагогом и учеником, расширить границы для раскрытия новых граней детской личнности. Возникновение в процессе проведения занятий таких вопросов как: повышение творческой активности учащихся, эмоциональной отзывчивости на музыкальные образы, обогащение учащихся знаниями о музыке, пополнение слухового опыта – все это рождает проблему оптимизации использования творческих методов на уроках музыки как развивающего фактора обучения детей.

Оценить 577 0

У-09. Федеральные образовательные программы НОО, ООО, СОО

Содержимое разработки

Государственное бюджетное учреждение

«Дом детского творчества «Левобережный»

Невского района Санкт-Петербурга

Расширение форм организации образовательного процесса

в обучении игре на гитаре

Ансамбль гитаристов «Акцент»

Составитель: Горохова Н.В.
педагогдополнительного образования

В дополнительном образовании детей расширяется применение новых образовательных форм и технологий. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы , позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса и реализовать их творческие способности, воплотить имеющиеся знания и навыки в практической деятельности. Общими характеристиками новых форм выступают открытость, направленность на использование информационной образовательной среды, изменения связей основного дидактического отношения между педагогом и учеником , расширить границы для раскрытия новых граней детской личнности. Возникновение в процессе проведения занятий таких вопросов как: повышение творческой активности учащихся, эмоциональной отзывчивости на музыкальные образы, обогащение учащихся знаниями о музыке, пополнение слухового опыта – все это рождает проблему оптимизации использования творческих методов на уроках музыкикак развивающего фактора обучения детей.

Для педагога важно уметь проявлять себя в самых разных формах работы, а также знать, какие возможности он может использовать при организации и планировании своей работы с той категорией учащихся, с которой в данное время он занимается музыкальным воспитанием и образованием.

С амыми продуктивными дополнениями организации работы с использованием гитары являются:

Назначение расширений конфигурации — Курс 1С:Учебного центра №1

— т ворческий подход к обучению игре на инструменте.

— г итарные ансамбли.

— п осещение гитарных концертов, фестивалей.

В процесс е обучения игры на гитаре , необходимо ориентир оваться на возможности учащегося, на его личные качества, сложившиеся интересы. Однако, к сожалению, данные условия не всегда используются для решения задач музыкального воспитания.

Подчас цель занятий сводится лишь к техническому освоению определенного репертуара и овладению суммой навыков, необходимых для его исполнения. При этом недостаточное внимание уделяется методам, активизирующим творческое воображение. Их место занимает данный «образец» исполнения. В результате у ребят угасает интерес к такой работе, и они предпочитают искать себе более увлекательное занятие.

Учитывая эти особенности, в своей работе я использую методическо е пособи е А.Д. Лазаревой «Учимся играя». А.Д. Лазарева — преподаватель по классу гитары музыкальной школы, организатор и ведущая клуба любителей гитарной музыки . Она проводит неуклонную линию всё более интенсивного вовлечения детей в процесс музицирования.

Главные достоинства этой работы — предоставление нетрадиционной практической гитарной методики, базирующейся на основе пробуждения творческого начала у ребёнка, живость и увлекательность эмоционального тона повествования. В курсе методики представлены сорок уроков, с помощью которых автор стремиться пробудить художественную фантазию детей, их стремление к проявлению творческой инициативы, к выражению своего творческого потенциала.

Читайте также:
Список программ для Смарт ТВ

Материал уроков построен на нескольких видах работы. Все они могут использоваться параллельно и объединяться по мере необходимости, по мере усвоения. Уже с первых уроков дети побуждаются к пению знакомых песен и выявлению их ритмического рисунка, вовлекаются в простейшее ансамблевое м узицирование.

В данном пособии детям предлагается сочинение рассказа на основе прослушанного музыкального произведения, и другие важные для активизации познавательного интереса детей методы.

Пособие «Учимся играя» способно внести важный вклад в совершенствование методики и практической педагогики начального обучения на гитаре.

Посещение гитарных концертов, фестивалей также является важной частью работы педагога. Такая форма знакомства детей с музыкальным (гитарным) искусством продуктивна тем, что помогает расширить и обогатить полученные знания о возможностях инструмента, приобщиться к творчеству. Эти формы внеклассной работы заранее планируются, в условиях концерта многие учащиеся замечают недочеты в своем поведении и начинают заниматься самовоспитанием.Формируемая таким образом музыкально-просветительская деятельность всегда способствует воспитанию положительных личностных качеств учащихся, стимулирует интерес к занятиям.

Таким образом, расширяя рамки урока, создаются большие возможности для проявления склонностей, развития музыкальных, творческих способностей учащихся.

Еще одна из форм опытной работы, это лекция-концерт , цель котор ого – в доступной форме осуществить знакомство детей с историей гитары, возможностями инструмента, композиторами-гитаристами. Такая форма является наиболее продуктивной, а использование нестандартного плана проведения урока способствует пробуждению художественного интереса и мышления детей, а также развитию их творческих способностей .

Лекция проходила по следующему плану:

1. Рассказ об истории гитары, о гитаристах, которые внесли огромный вклад в развитие инструмента. При этом использовался музыкальный материал — запись гитарной музыки VII,IX веков; иллюстрированный материал – портреты композиторов-гитаристов М. Джулиани, Ф. Сора, А. Сеговии, А. Иванова-Крамского.

2. Музыкальные записи, раскрывающие возможности гитары:

Народная музыка – обработки С.Руднева русских народных песен «Степь, да степь кругом…», «Ах вы, сени»

Гитара Фламенко – альбом «В пятницу вечером», «Солнечный танец», другие фрагменты

Сюита современного композитора-гитариста Н.Кошкина «Игрушки принца: Заводная обезьяна, Игра в солдатики»

Собственный показ учителя разнохарактерных пьес для гитары: Э. Вила Лобос «Прелюдия №1», Н. Кошкин «Эльфы» IV часть

Пение песни из репертуара группы «Любэ» под аккомпанемент гитары.

Анализируя результаты, мы пришли к выводу, что наиболее яркое впечатление у обучающихся оставила музыка Фламенко и спец-эффекты сюиты Н.Кошкина; народная музыка заинтересовала лишь 20% учащихся ; музыка классиков, к сожалению, заняла последнее место у современных детей. Отсюда мы сделали выводы об интересах детей, склонностях современного мышления учащихся. Музыка Фламенко и спец-эффекты сюиты Н.Кошкина являются яркими образцами гитарной музыки, но не требуют большой сосредоточенности мышления, памяти при восприятии музыкальных образов. Народная музыка более содержательна, требует от слушателей большего внимания – мы видим, что дети практически не заинтересовались. К восприятию классической гитарной музыки дети не готовы.

Проанализировав полученные факты, мы пришли к выводу, что педагогу необходимо решать такие задачи, как :

— формирование более высокого уровня культуры восприятия классической музыки;

— развитие понимания народной этики, народной музыки и её роли;

— пропаганда лучших образцов гитарной музыки, воспитание чувства уважения к ней.

Общее впечатление от урока у детей сложилось положительное, что подчеркивает необходимость внедрения нового, необычного для учащихся материала на уроках. Таким образом, предложенная нами система способов использования творческих методов является развивающим фактором обучения детей, а также если применять в процессе обучения систему творческих методов, способов и приёмов с использованием гитары, то развитие личности учащихся в школе искусств будет более эффективным.

Читайте также:
Не является внутренней или внешней командой исполняемой программой или пакетным файлом что делать

О дна из перспективных форм образовательного процесса в системе дополнительного образования является технологи я дистанционного обучения. Она позволяет решать задачи формирования информационно-коммуникационной культуры обучающихся, развивать их творческий потенциал.

Благодаря современным информационным технологиям , обучающиеся могут использовать различные информационные ресурсы. Это актуально на сегодняшний день и очень востребовано. Обучающиеся самостоятельно используют самые разные источники информации, тем самым, приобретают знания, сами для себя определяют способы познавательной деятельности.

Познавательная деятельность носит активный характер, способствует раскрытию внутренних резервов каждого ребёнка.

Сегодня время диктует свои условия и педагогам , и ребятам детских общественных объединений, в рамках дополнительного образования для которых активные, очные коммуникативные методы и очные формы работы ближе для самовыражения, приходится строить всю работу в условиях онлайн по средствам Интернет – технологий.

Конечно же каждый педагог предпочёл бы очную деятельность дистанционной, но в связи с возникшими обстоятельствами (карантинные условия) мы вынуждены научиться применять формы дистанционного обучения в учреждениях дополнительного образования.

Благодаря расширению форм образовательного процесса за счет процесс внедрения в процесс обучения новейших современных информационных технологий , работ а педагога дополнительного образования стала более творческой, более свободной, где предостав ляется возможность самому решать, как выстроить систему обучения.

Достоинства дистанционного обучения:

— Отсутствие географических ограничений

— Доступность, открытость и гибкость взаимодействие участников учебных программ

— Индивидуальный график обучения

— Экономия времени и материальных затрат

— Социальное равноправие в отношении всех категорий учащихся,

— Возможность доступа к различным источникам информации

— Возможность получения информации разнообразной по объему и содержанию

Недостатки дистанционного образования:

— Недостаточно тесное общение преподавателя с обучающимися

— Сильная зависимость качества дистанционного обучения от технической оснащенности оборудования

— Субъективное ощущение обучающимися перегруженностью информацией

— Высокие требования к постановке задачи

— Высокая трудоемкость разработки курсов

— Необходимость наличия целого ряда индивидуально- психологических условий

— Недостаток практических знаний

— Неполнота и противоречивость нормативной базы

И тем не менее исходя из выше перечисленного, возникла необходимо сть адаптироваться в тех условиях, в которых мы оказ ались , и найти способы реализации своих образовательных программ в формате дистанционного образования.

Занятие в онлайн режиме должно быть познавательным, интересным ребенку и доступным. Поэтому основной задачей стало систематизация занятия, выдавая материал последовательно и в доступной форме. Для выполнения этой задачи был подготовлен необходимый видеоматериал с наглядными объяснениями и комментариями. Таким образом появился своего рода «банк знаний», где хранится личная база с материалом, котор ую можно использовать для проведения дистанционных занятий , назначать курсы, тесты, отслеживать успеваемость и анализировать результаты .

Итогом этой работы явилось создание и разработка видео комплекса технических упражнений для совершенствования техники игры на гитары для начального этапа обучения, а также разработка видеоуроков для 1, 2 и 6 года обучения по программе «Пой, гитарная струна».

Показ разучиваемого материала

Организация дистанционной работы участников образовательного процесса проходит посредством сервисов Zoom , Skype , электронной почты, социальных сетей YouTube , ВКонтакте, мессенджеров Viber , WhatsApp .

Читайте также:
ПК долго грузит программы и игры

Наиболее удобной являеется форма видеозанятий,когда педагог в режиме онлайн показывает технику выполнения того или иного занятия. Такую форму можно чередовать с самостоятельной работой по инструкции, которая отправляется файлом.

Благодаря эффективной системе обучения в дистанционном формате и используя не один, а несколько методов в совокупности, реализация программы была успешно продолжена и подкреплена новыми знаниями и умениями.

  • Разработка открытого занятия Музыкальный подарок
  • Стандарты обучения музыкально-теоретическим дисциплинам в учреждении дополнительного образования. Методы промежуточного контроля и критерии оценки усвоения программы.
  • СИМВОЛИКА ФОЛЬКЛОРА И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО НА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
  • Конспект открытого урока. Тема: «Работа над полифонией — трехголосная инвенция И.С.Баха №7- ми минор»
  • Развитие музыкального слуха учащихся ДМШ в работе над полифонией в фортепианном классе

Источник: www.prodlenka.org

Расширение образовательного пространства УДОД в современных условиях
статья по теме

Расширение образовательного пространства учреждения дополнительного образования детей в современных условиях .

Предоставление образовательных услуг является одним из доходных и быстрорастущих видов экономической деятельности. При этом сферу образования оценивают не только как высокодоходную форму вложения капитала, но и как мощный потенциал экономического развития любого государства в лице высоко подготовленных специализированных кадров. Сфера образования является важным инструментом по созданию конкурентоспособных специалистов на рынке труда. Однако для увеличения спроса на предоставляемые услуги того или иного учебного заведения требуется приложить немало усилий. Одним из факторов эффективного менеджмента в организации дополнительного образования является расширение образовательного пространства учреждения.

Наше учреждение постоянно расширяет свое образовательное пространство. Для этого существует несколько способов , которые мы применяем :

  1. Увеличение видов деятельности, предложенных детям:

художественно –эстетической направленность

Всего образовательных программ

Распределение коллективов по направленностям в 2010-2011 учебном году :

Распределение коллективов по направленностям в 2011-2012 учебном году :

Распределение коллективов по направленностям в 2012-2013 учебном году :

МОДЕЛЬ «ТРИ ВИДА ОБОГАЩЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ» ДЖ. РЕНЗУЛЛИ

В современной педагогической теории предпринимаются попытки структурировать виды обогащения содержания образования. Созданные таким образом теоретические модели, будучи внедренными в практику, в большей степени гарантируют положительный результат, чем варианты фрагментарного, случайного обогащения (Дж. Рензулли, А.И. Савенков и др.).

Эта проблематика широко представлена в ряде зарубежных исследований. Наибольшую популярность получила модель известного американского ученого Дж. Рензулли, названная им «Три вида обогащения учебных программ».

Первый вид обогащения предполагает знакомство учащихся с самыми разными областями и предметами изучения, которые могут их заинтересовать. В результате расширяется круг интересов и у ребенка формируется представление о том, что он хотел бы изучать более глубоко. Причем в системе Дж. Рензулли выбор ребенком определенной сферы деятельности является обязательным.

Второй вид обогащения предполагает ориентацию на специальное развитие мышления ребенка. С целью его реализации проводятся занятия на тренировку наблюдательности, способности оценивать, сравнивать, строить гипотезы, анализировать, синтезировать, классифицировать, выполнять другие мыслительные операции. Приобретаемые умения и навыки необходимы для решения широкого круга проблем и призваны служить основой для перехода к более сложным познавательным процессам.

Третий вид обогащения — проведение самостоятельных исследований и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Ребенок принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Приобщение его к творческой, исследовательской работе, по справедливому заключению автора, является важным условием не только развития и обучения, но и воспитания одаренного ребенка.

Источник: studme.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru