Под радиовещанием понимается сложная технология передачи широкой аудитории определенной информации, что реализуется при помощи радиоволн, проводных сетей (тогда подобное радиовещание можно назвать проводным) или с использованием сетей с пакетной коммутацией (интернет-радио в компьютерных сетях).
Технологии вещания, эфирное радиовещание и интернет-радио
Существуют следующие технологии вещания:
- эфирное радиовещание. Вещание проходит с использованием радиопередатчиков (а приём передач – с применением радиоприёмников) какой-либо мощности, что способны передавать информацию на какой-либо частоте электромагнитного излучения;
- радиовещание на цифровом телевидении. Радиовещание, организованное на технологии передачи звука с помощью кодирования сигнала с применением цифровых каналов;
- проводное вещание. Однонаправленная передача звука от центральной вещательной станции к широкой аудитории посредством кабеля;
- интернет-радио. Возможность вещания в сети Интернет;
- спутниковое радиовещание. Радиовещание с использованием искусственных спутников Земли.
Сдай на права пока
Автоматизация Эфира Вашей Вещательной Радиостанции
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Замечание 1
Одной из самых распространенных технологий вещания в настоящий момент является эфирное радиовещание. Главной характеристикой радиовещательной станции в этом случае является частота.
Также набирает обороты интернет-радио. Подобная возможность появилась совсем недавно — программное обеспечение радиовещания в Глобальной сети в реальном масштабе начало использоваться только к середине 1990-ых гг.
Технологически возможность интернет-радиовещания включает в себя следующие элементы:
- станция. Она создает аудиопоток из списка звуковых файлов оцифрованием с аудиокарты или копируя поток, что уже существует в интернете, и направляет его серверу;
- сервер. Сервером принимается аудиопоток от станции, и он отправляет его копии клиентам, что подключены к серверу;
- клиент. Клиент принимает аудиопоток от сервера и форматирует его в аудиосигнал для аудитории.
Журналистские особенности процесса радиовещания
«Радиовещание. Особенности процесса»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Радиовещание любопытно реализацией передачи сигнала по принципу «от одного — ко многим» чаще всего по заранее известному расписанию.
Процесс радиовещания необходимо строить учетом некоторых особенностей, например, внутренних взаимосвязей между фрагментами эфирных материалов, логики материалов, аргументации и пр. Все эти особенности должны базироваться на законах звучащей речи, на психологических особенностях восприятия речи и музыки людьми.
Для радио имеет значение как то, что сказано, так и то, как это было сказано. Так для радиовещания характерны особые приемы обращения к слушателям, приемы влияния на них: логические ударения, паузы, усиления, темп речи, ее ритм и прочее.
Радиовещание в Интернете на основе домашней студии
Основными выразительными и формообразующими средствами радио выступают музыка, звучащее слово, монтаж и шумы. Все эти средства должны быть подчинены решению задачи журналиста, причем, любопытным вопросом является и вопрос связи всех этих компонентов, что всегда выбирается индивидуально в зависимости от идеи материала, особенностей стиля, подготовки радиожурналиста и пр.
Замечание 2
В настоящий момент в радиоэфире можно найти большое количество диалоговых передач, например, программ, в которых журналист общается с гостями студии, беседует с дозвонившимися по телефону радиослушателями, берет интервью и пр. Это обуславливает высокую роль журналиста-ведущего в общении с аудиторией — он как бы фокусирует интересы слушателей только на себе самом, поскольку все остальные участники процесса не общаются со слушателями и не видны.
Источник: spravochnick.ru
Технология формирования программ звукового вещания
Создание программ ЗВ – сложный творческий, технический и технологический процесс, в котором участвуют большие коллективы программных и технических работников. В их распоряжении находятся устройства приема внешней информации — выходы абонентских телефонных линий и соединительных линий, телеграфные аппараты, дисплей факсимильной связи, внутренние источники — выходы линий, идущих из других аппаратных, фонограммы, хранящиеся в фонотеке, банк информационных данных, хранящийся в памяти ЭВМ, устройства регулирования и преобразования электрических сигналов ЗВ.
Современная технология формирования частей программы основана на раздельной записи электрических сигналов, источниками которых являются микрофоны, аналоговые или цифровые электронные музыкальные инструменты или синтезаторы. Это делается для того, чтобы независимо регулировать сигналы каждого источника.
Перед каждым исполнителем или группой исполнителей устанавливают свой микрофон. Для лучшего разделения сигналов иногда некоторых исполнителей с их инструментами помещают в отдельные звукоизолированные кабины.
Разные составляющие ансамблевого звучания — голоса о солистов, партии отдельных инструментов, звучание оркестра, хора — записывают на разные дорожки ленты многодорожечного магнитофона. По необходимости партии разных исполнителей записывают даже в разное время. Можно записать партию какого-либо исполнителя, не занимая других участников ансамбля. Это выгодно экономически, кроме того, предоставляет более широкие возможности для создания наилучшего варианта звучания.
Для лучшего перекрытия шумов аппаратуры магнитной записи максимальный уровень электрического сигнала каждого источника устанавливают равным максимально допустимому (номинальному) уровню записи данного магнитофона. Лишь в дальнейшем, при сведении электрических сигналов различных источников в общую фонограмму звукорежиссер совместно с руководителем ансамбля принимает решение о желаемом соотношении громкостей (музыкальном балансе) отдельных инструментов, голосов солистов и оркестровых групп.
Части музыкального произведения записывают в разных вариантах. В окончательную фонограмму включают лучшие в художественном техническом отношениях варианты.
Автоматизация процессов подготовки и выдачи программ звукового вещания в эфир
Технология формирования программ достаточно сложна, требует много времени, включает в себя наряду с творческими задачами множество рутинных операций. К тому же это весьма дорогостоящий процесс. Снижение затрат может быть достигнуто лишь путем его максимальной автоматизации. Наиболее просто и самое главное эффективно это может быть реализовано лишь на базе применения цифровых технологий, обеспечивающих следующие преимущества:
• удобство, быстроту и возможность постоянного доступа к материалам, многократное их использования без потери качества, практически неограниченный срок хранения;
• эффективную и гибкую систему поиска информации, удобство ее обработки и хранения;
• эффективность работы обслуживающего персонала;
• возможность организации гибкой системы безопасности и учета, унификацию и взаимозаменяемость рабочих мест;
• гибкость структуры и возможность постепенного расширения аппаратно-программных средств комплекса автоматизированного радиовещания по набору и сложности выполняемых функций.
Типовая структура автоматизированного радиовещательного комплекса, учитывающая все этапы технологического процесса подготовки и выдачи программ в эфир, показана на рис. 19.4. Здесь на каждом этапе технологического процесса используются свои специализированные компьютерные рабочие станции с определенным аппаратно-программным обеспечением, устанавливаемым исходя из круга решаемых задач.
Представленная структура содержит выделенные пунктиром функциональные блоки, каждый из которых в свою очередь может включать несколько рабочих станций. К числу этих основных блоков следует, прежде всего, отнести:
• блок первичного сбора материалов, включающий станции приема и записи телефонных репортажей, станции приема новостей подсистемы NЕWSRООМ, станции первичной записи музыкальных фонограмм, а также мобильные станции радиожурналистов;
• блок подготовки материалов к эфиру содержит ряд рабочих станций, предназначенных для записи, обработки, простого и сложного монтажа музыкальных фонограмм, обработки авторских текстов, телефонных репортажей и новостей; расшифровки репортажных фонограмм и музыкального их оформления;
• блок формирования программы радиостанции, включающий рабочие станции для планирования сетки и расписания выхода в эфир программ радиовещания, программирования музыкального эфира, планирования загрузки аппаратных средств комплекса;
• блок вещания, позволяющий выдавать программы в эфир в автоматизированном и ручном режимах, делать рекламные и живые дикторские вставки, отбивки, заставки и т.п. с возможностью автоматического резервирования всех этих материалов;
• блок радиомониторинга и записи эфира;
• сервер фонограмм для централизованного хранения звуковых, текстовых и плановых материалов, базы данных архива и фонотеки, для управления и администрирования сети.
Итак, основными элементами при цифровой технологии являются рабочие станции на базе персональных компьютеров. При этом все необходимые для производства программ материалы хранятся в цифровом виде. Таким централизованным местом хранения большого числа материалов являются серверы.
Рабочие станции объединяются посредством локальной высокоскоростной сети в общее информационное пространство. Система обеспечивает полностью безленточную и безбумажную технологию подготовки и выдачи в эфир любых радиовещательных программ. Подключение комплекса рабочих станций к глобальной сети Internet позволяет обмениваться данными с удаленными рабочими станциями, а также собирать информацию по всему миру.
На базе каждой рабочей станции, входящей в состав того или иного блока технологического процесса радиокомпании, организуются автоматизированные рабочие места (АРМ) для персонала. Совокупность взаимосвязанных АРМ позволяет реализовать весь технологический процесс радиовещания от сбора и обработки информации и планирования сетки вещания до выпуска радиовещательных программ в эфир (рис. 19.5). Необходимое число автоматизированных рабочих мест, конкретный состав оборудования каждого такого места зависят от формата вещания, видов, структуры и объема передач собственного производства.
В России для автоматизации технологических процессов радиовещания сегодня широко применяются пакеты программ французской фирмы Dalet dital media system, американской фирмы Enco System, пакеты Vault Express, AVProd, AVScheduler, New Boss, WaveStation, Automax, CBT electronics b.v., а также продукты DT-FM, Ultra, Digiton ATM, DJin оттечественных фирм «Дигитон» и «Тракт». При их разработке использованы новейшие достижения информационных технологий, обобщен и учтен опыт и пожелания пользователей.
Рис. 19.4. Блочно-модульная структура технологического процесса подготовки и выдачи программ в эфир
Рис. 19.5. Автоматизированный радиовещательный комплекс для подготовки и выдачи программ в эфир
Источник: studfile.net
Типы и виды радиопрограмм. Новые сферы радиовещания
Радио как неотъемлемая часть жизни общества существует уже довольно давно. Создателем первой успешной системы обмена информацией с помощью радиоволн (радиотелеграфии) считается итальянский инженер Гульельмо Маркони (1895г.) в Италии, в России изобретателем радиотелеграфии традиционно считают А. С. Попова, в США изобретателем радио считается Никола Тесла, запатентовавший в 1893 году радиопередатчик, во Франции изобретателем беспроволочной телеграфии долгое время считался Эдуар Бранли. Но а кто и когда явил миру первую передачу, транслируемую с помощью радиоволн?
«Типы и виды радиопрограмм. Новые сферы радиовещания»
Радио как неотъемлемая часть жизни общества существует уже довольно давно. Создателем первой успешной системы обмена информацией с помощью радиоволн (радиотелеграфии) считается итальянский инженер Гульельмо Маркони (1895г.) в Италии, в России изобретателем радиотелеграфии традиционно считают А. С. Попова, в США изобретателем радио считается Никола Тесла, запатентовавший в 1893 году радиопередатчик, во Франции изобретателем беспроволочной телеграфии долгое время считался Эдуар Бранли.
Но а кто и когда явил миру первую передачу, транслируемую с помощью радиоволн? Первую трансляцию радиопередачи, в её современном понимании, в Рождественский вечер 1906 года провёл «отец радиовещания» Реджинальд Фессенден. Таким образом, начиная с 1906 года, радиопередача начала своё существование. Разумеется то, что сегодня мы понимаем под словом «радиопередача», в корне отличается от своего прародителя.
ТИПЫ И ВИДЫ РАДИОПРОГРАММ
На сегодняшний день выделяют три типа радиопрограмм: информационные, аналитические и документально-художественные.
Информационные передачи на радио функционируют в контексте вещательного дня. Они прямо и опосредованно связаны с другими программами. Можно представить вещание и как непрерывный информационный поток. Информационная программа не существует сама по себе.
Она лишь часть информационного потока, который постоянно дополняет, обогащает, развивает ранее прозвучавшую информационную картину мира. Это организованное по определенным законам и принципам отражение потока самой жизни во всей ее сложности, противоречивости и многозначности. Для выражения всего многообразия общественной жизни, наиболее важных, актуальных, значительных фактов, событий, явлений действительности, для удовлетворения ожиданий, запросов аудитории и звучат в эфире различные типы информационных программ:
Выпуски оперативной информации (например, «Последние известия») представляют собой структурное единство, различные блоки, имеющие монтажное соподчинение. Они определяются значимостью информации и условно делятся на основные части по темам: политика, экономика, культура, спорт, погода, реклама.
Информационно-аналитические программы подводят, как правило, итоги вещательного отрезка. Они более объемны по времени и разнообразны по жанрам (в них могут звучать корреспонденции, интервью, обозрения, комментарии). Более активно выступает в них и ведущий.
Информационно-музыкальные программы (например, «Маяк») представляют собой небольшие по объему, но часто звучащие информационные выпуски в структуре музыкального потока. Обычно они делятся по темам: экономика, культура, события в Думе, в правительстве, спорт и т.д.
Информационно-развлекательные программы, характерные для зарубежного вещания, появились и у нас на коммерческом вещании.
Информационно-рекламные передачи используют рекламу в самых актуальных передачах радиоэфира – информационных. Поначалу практики остановились на следующей организации выпусков: реклама шла после окончания собственно информационных текстов, а не в середине самих выпусков. Потом она стала появляться и «внутри» событийной информации.
Информационные программы обладают рядом типологических признаков, которые присущи и другим программам вещания:
– постоянное место в эфире в вещательной сетке;
– постоянный объем звучания;
– фирменное оформление (музыкальная обложка, постоянные разбивки, рубрики);
– анонс выпуска, краткое изложение наиболее важных тем. Но есть и ряд особенностей, характерных только для информационных программ:
– более частая периодичность выхода в эфир;
– мозаичность подачи материала (блоки).
Современные информационные программы характеризуются следующими чертами:
– постоянное расширение спектра информации;
– большая острота и актуальность тем;
– большая свобода ведущего;
– ускорение речевого темпа подачи информации;
К непременным, постоянно проявляющим себя тенденциям развития информационного вещания нужно отнести:
– снижение объема официальных сообщений;
– увеличение объема рекламы;
– удовлетворение широкого круга интересов слушателей;
– повышение роли местного, регионального вещания.
Аналитические передачи называют также информационно- публицистическими. В таком определении отражены специфика профессиональных задач, особенности структуры материала и языка. «Информационный» – значит насыщенный принципиально новыми или повторяемыми, но сохраняющими актуальность социально значимыми фактами. «Публицистический» означает, что эти факты изложены через призму индивидуального восприятия и субъективных оценок журналиста, что личность журналиста, его нравственная, профессиональная позиции непременно открыты и откровенно выражены в материале. Но если в чисто информационных передачах самой главной задачей репортера является точное и четкое изложение фактов и событии, то в аналитических программах (где также необходимы объективность и точность) не менее важными становятся авторские оценки, выраженные с помощью различных средств, включая интонацию и прямое обращение к мыслям и чувствам аудитории. Факты, на которых построены аналитические материалы, являются своего рода строительным материалом радиожанра. Но, к сожалению, к такого рода передачам на радио обращаются редко, пожалуй, самым ярким примером будет служить ток-шоу «Поговорим» с Михаилом Веллером на «Радио России».
Документально-художественные передачи именуются также художественно- публицистическими, так как в них соединены информативное начало, авторская личностно-чувственная оценка и образное представление о человеке или событии. К радиопроизведениям такого типа относятся прежде всего радиоочерк, радиорассказ, радиофельетон (документальная драма), и радиокомпозиция.
Все они находятся на грани между собственно радиожурналистикой и радиодраматургией. Но анализ их структуры, характеризующейся синтезом и взаимодействием документальных и литературно-художественных элементов, показывает, что практически в каждом из видов, переплетаясь, в различных соотношениях фигурируют корреспонденция, беседа, интервью и репортаж.
Документальные факты, портреты и характеристики конкретных людей, анализ реальных жизненных ситуаций соединяются в радиоочерке, радиорассказе, радиофелъетоне и документальной драме с широкими обобщениями, публицистическими отступлениями – авторскими комментариями и откровенным художественным домыслом. Следует подчеркнуть, что эти элементы равноправны в рамках этих жанров, ибо только в комплексе они позволяют добиться цели: воздействовать в полной мере и на разум, и на чувства слушателей. В основе подобных радиопроизведений лежат, как правило, достаточно яркие и неординарные случаи, факты, жизненные коллизии, но в центре, в фокусе журналистского, а следовательно, слушательского внимания всегда остаются человек – творец события, его дела, желания, поступки, действия и только через них переданные чувства и мысли. Радиоочерк, радиорассказ и документальная драма в отличие от информационных и информационно-публицистических передач показывают не столько внешние, пусть даже очень важные обстоятельства жизни, сколько ее глубинные, внутренние конфликты.
ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ВЕЩАНИЯ
Радио РЕТРО ФМ Биробиджан и ФМ-Биробиджан – коммерческие радиоканалы, входящие в состав ООО «Технорад». На сколько всем известно, любая коммерческая редакция живёт за счёт рекламы, которую выпускает в эфир в гораздо большем объёме, относительно любой государственной. Таким образом, в эфире обоих радиоканалов появляются лишь передачи информационного блока: новостные, развлекательные, музыкальные и рекламные.
Наша современная жизнь очень динамична. Это своего рода реакция на годы застоя, топтания на месте. Многое в ней, в ее животрепещущих проблемах, волнующих каждого из нас, рождено прежней жизнью. Такова диалектика проявления внутренних взаимосвязей, влияющих на ход общественных процессов, тенденции их дальнейшего развития.
Особенности нашей нынешней социальной жизни определяют и динамику современной журналистики, в том числе, естественно, и радиожурналистики. Радиовещание в России, как и другие средства массовой коммуникации, находится сейчас в активном поиске новых форм, новых моделей работы в эфире, нового общения с аудиторией. Современная радиожурналистика активно осваивает новые взаимоотношения со слушателями. Основные тенденции развития вещания – это увеличение объема новостных и авторских программ, разнообразие передач, рассчитанных на самые разные интересы аудитории, диалогизация вещательных форм и жанров, углубление анализа текущих политических и социальных процессов, усиление значения местного вещания, увеличение объема вещания коммерческих радиостанций, повышение роли ведущего, все большая зависимость радиоорганизации от властных структур и финансовых группировок. Эти тенденции определяют его дальнейший путь в бесцензурном эфире.
Источник: www.myunivercity.ru