Учиться, приобретать новые знания и навыки сейчас модно. Онлайн-школы, курсы и семинары можно найти буквально на любую тему – от астрологии до медиации. Не говоря уже о разнообразных лекциях и мастер-классах.
Если вы занимаетесь или планируете заниматься чем-то подобным, неизбежно возникает необходимость определиться с тем, какую же деятельность вы ведете – образовательную или просветительскую? И в чем вообще разница? Давайте разбираться.
Образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ (п. 17 чт. 2 Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). То есть без образовательной программы вы #образовательную деятельность вести не можете.
Образовательную деятельность могут вести образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, и ИП.
В чем здесь разница? В том, что для образовательной организации такая деятельность является основной, а для организации, осуществляющей обучение – дополнительной. Основной вид деятельности определяется ОКВЭДом, поэтому при создании компании стоит внимательно отнестись к его выбору.
Образовательно просветительская программа Мне нужно знать
На ведение образовательной деятельности нужна лицензия (ст. 91 Закона «Об образовании»), за исключением тех случаев, когда вы ИП и самостоятельно (в законе указано «непосредственно») осуществляете такую деятельность.
Важно! ИП может вести образовательную деятельность только по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. То есть обучать по программе переподготовки, например, ИП не сможет — придется создавать юридическое лицо.
Если обучение ведется от имени ИП, но у него есть приглашенные преподаватели, менторы – лицензия тоже потребуется. Иногда есть возможность избежать этого, и не оформлять лицензию, но это тема для отдельного разговора.
Получить лицензию вполне реально, а требования к лицензированию онлайн-обучения не так давно упростили. Но нужно помнить, что получить #лицензию – это только полдела. После её получения вам нужно будет убедиться, что вы соответствуете требованиям законодательства для организаций-лицензиатов (тех, у кого лицензия уже есть).
Но даже если вы не ведете образовательную деятельность, вы все равно можете подпадать под действие Закона «Об образовании». В прошлом году в него были внесены изменения, и введено такое понятие как просветительская деятельность.
Просветительская деятельность – это деятельность вне рамок образовательных программ , которая направлена на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (п. 35 ст. 2 Закона «Об образовании»).
Выдачу каких-либо документов об образовании такая деятельность не предполагает.
12 июля 2022 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ 1 июля 2022 г. № 1195, которым были утверждены Правила осуществления просветительской деятельности.
«Театр детям» Информационно-просветительская программа
На что стоит обратить внимание в этих Правилах:
· осуществлять #просветительскую деятельность может кто угодно: государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели;
· формы просветительской деятельности тоже могут быть любыми: лекции, презентации, семинары, мастер-классы, круглые столы, дискуссии и иные формы ;
· просветительская деятельность в отношении несовершеннолетних, которую осуществляют частные организации, ИП и физические лица, должна проводиться по программе, которую нужно предварительно направить в Министерство просвещения РФ;
· нельзя использовать просветительскую деятельность и размещать материалы, направленные на разжигание розни, совершение преступлений, экстремистские и другие материалы, запрещенные законодательством РФ;
· граждане и организации могут сообщать о возможных нарушениях закона при осуществлении просветительской деятельности в соответствующие госорганы и напрямую в Министерство просвещения; срок рассмотрения таких обращений Министерством просвещения составляет 10 дней;
· если просветительская деятельность ведется иноагентом, обязательно должен быть соответствующий дисклеймер;
· на культурно-просветительскую деятельность религиозных организаций положения Правил не распространяются.
Сомневаетесь в том, к какой именно деятельности – образовательной или просветительской – относится ваша деятельность? Организуете онлайн-проект, но не знаете, как лучше подготовить почву и все сопроводительные документы? Мы с радостью проконсультируем вас на эту тему.
Также можем предложить вам разработку пакета документов для вашего проекта – будь то онлайн или оффлайн проект. Для этого ознакомьтесь с нашими Специальными предложениями и свяжитесь с нами. Предложим вам индивидуальное решение и поддержку.
Автор статьи: юрист Ярова Юлия
#юридическая консультация #axislaw #юристы аксис #онлайншколы #упаковка онлайн #онлайн бизнес
Источник: dzen.ru
Просветительская деятельность среди населения
Просветительская деятельность во все времена была важнейшим средством продвижения прогрессивных идей. В нашей стране имеются давние традиции общественного просвещения: деятельность российских просветителей XVIII века, декабристов и народников в XIX веке, сельской интеллигенции в первые годы Советской власти и других подвижников просветительства.
Просветительство — передача знаний, распространение знаний и культуры.
Просвещение — целенаправленный процесс информирования населения об имеющемся социально-культурном опыте, рассчитанный на большую, обычно не расчлененную на устойчивые группы аудиторию, и не предполагающий каких-либо формализованных процедур контроля за успешностью освоения сообщаемых сведений.
Просветительская деятельность — разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию.
Под целями просветительской деятельности понимаются социально значимые результаты, на достижение которых направлена деятельность всех компонентов системы просвещения. Основная цель просветительской деятельности — повышение уровня общей культуры и социальной активности населения. Названная цель достигается посредством выполнения приоритетных задач.
Приоритетными являются задачи, имеющие первостепенное значение по отношению ко всем остальным и интегрирующие деятельность различных компонентов системы просвещения. К их числу относятся:
· использование научного и культурного потенциала страны в интересах личностного развития ее граждан;
· своевременное информирование граждан о планируемых политических решениях органов власти и управления и разъяснение сути этих решений;
· содействие адекватному пониманию гражданами своих интересов, а также условий и обстоятельств их жизнедеятельности;
· способствование активному и компетентному участию граждан в различных видах практической деятельности, в том числе участию в общественных объединениях и движениях;
· содействие профессиональной, социальной, политической, культурной ориентации граждан;
· формирование общественного мнения по тому или иному актуальному вопросу.
Просветительская деятельность планируется и осуществляется исходя из общих принципов образовательной политики в демократическом обществе, таких, как:
· признание права на пожизненное образование и личностное развитие в качестве одного из фундаментальных прав человека;
· ориентация на общечеловеческие ценности и идеалы гуманизма;
· недопустимость пропаганды войны, этнических и религиозных распрей, насилия и жестокости;
· широкая доступность просветительских мероприятий всем категориям населения;
· автономность и самоуправляемость просветительских учреждений и организаций
· плюрализм: право политических партий, общественных движений и иных добровольных объединений граждан заниматься просветительской деятельностью, отражающей их идеологию;
· недопустимость какой-либо цензуры по отношению к просветительским программам, проектам и мероприятиям;
· государственная (в том числе финансовая) поддержка просветительских учреждений и организаций;
· достоверность сообщаемых сведений;
· партнерство социальных субъектов, причастных к организации просветительской деятельности;
· учет региональных и местных особенностей территории;
· учет общегосударственных интересов.
Кроме того, просветительская деятельность строится на основе следующих принципов:
· профессионализма. Профессионализм — особое свойство людей системно, эффективно и надёжно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Педагоги, специалисты-консультанты, социальные работники, пропагандирующие и распространяющие научные знания и иные социально значимые сведения, должны быть профессионалами;
· оперативности. Оперативность — качество работника, характеризующее его способность быстро включаться в деятельность, легко переходить в работе от выполнения одного задания к другому, доводить начатое дело до конца, не затягивать его, принимать решение и умело действовать в меняющихся условиях;
· соблюдения этических норм. Специалисты, занимающиеся просветительской деятельностью, обязаны соблюдать этические нормы, установленные правила профессиональной деятельности.
Просветительская деятельность осуществляется по двум основным направлениям:
· общеобразовательное: просветительские программы, адресованные всем категориям населения (научное, культурное, экономическое, правовое, экологическое, медицинское и прочее просвещение);
· специализированное: просветительские программы, адресованные людям какой-либо профессии или категории.
Просветительская деятельность среди населения направлена на формирование потребности в дальнейшем обучении в различных образовательных учреждениях, а также потребности в самообразовании и самовоспитании.
Формы просветительской деятельности подразделяются на индивидуальные (беседы), групповые (тематический урок), публичные выступления (сообщение перед массовой аудиторией, лекция).
Средства просветительской деятельности подразделяются на: вербальные (беседа, лекция, выступление по радио и телевидении), наглядные (буклет, памятка, плакат), интерактивные.
Для организации просветительской деятельности в стране создается система просвещения. Система просвещения является специфической составной частью образовательного комплекса страны, ее основу составляет совокупность просветительских программ и проектов, а также учреждений и организаций, обеспечивающих их разработку и реализацию.
В систему просвещения входят следующие типы учреждений и организаций со свойственными каждому из них задачами:
· исследовательские центры, вырабатывающие рекомендации по формированию политики в сфере просвещения и по содержанию просветительских программ;
· просветительские учреждения и организации, работающие по проектам и программам различной направленности;
· учреждения, организующие просветительскую деятельность на определенной территории;
· государственные и неправительственные органы управления общенационального, регионального и местного уровня, координирующие развитие просветительской деятельности и обеспечивающие правовые, финансовые и организационные предпосылки ее эффективности.
В структуре образовательного комплекса страны система просвещения выполняет следующие специфические по своему содержанию функции:
· образовательную: расширяет, дополняет и углубляет знания, получаемые в учебных заведениях и в иных обучающих центрах;
· информативную: расширяет осведомленность граждан в вопросах науки, культуры, политики;
· разъяснительную: обеспечивает адекватность понимания сообщаемых сведений;
· идеологическую: популяризует идеи и концепции, отражающие особые интересы социальных общностей и групп;
· агитационно-пропагандистскую: распространяет сведения о деятельности тех или иных организаций в целях привлечения новых членов;
· консультативную: распространяет функциональные знания и ноу-хау, необходимые гражданам в повседневной жизнедеятельности.
Система просвещения является автономным самоуправляющимся субъектом деятельности и не подконтрольна каким-либо органам государственной власти, за исключением случаев контроля за соблюдением правовых норм общего действия. Функционирование и развитие системы просвещения регулируется и направляется управленческими структурами входящих в ее состав учреждений и организаций.
В основе управления процессом развития системы просвещения лежат следующие основные принципы:
· партнерство субъектов управленческой деятельности;
· целенаправленность: ориентация на достижение результатов, соответствующих целям и задачам просветительской деятельности;
· децентрализация: четкое разграничение компетенции и полномочий субъектов управленческой вертикали;
· представленность различных категорий и групп населения;
· демократичность разработки и принятия решений;
· учет плюрализма потребностей и интересов;
· гибкость управленческих структур;
· участие граждан в формировании просветительских программ и проектов.
Под органами управления понимаются учреждения, организации и должностные лица, выполняющие задачи по обеспечению и регулированию просветительской деятельности.
В целях координации и оптимизации взаимодействия компонентов системы просвещения создаются органы управления четырех основных типов, выступающие как основные участники управленческого процесса:
· государственные, входящие в состав соответствующих органов исполнительной власти;
· муниципальные, входящие в состав органов местного самоуправления;
· неправительственные, состоящие из представителей просветительских учреждений и организаций и иных организаций, причастных к просветительской деятельности;
· общественные, состоящие из представителей политических партий, профессиональных союзов, общественных движений и иных заинтересованных в развитии просвещения добровольных объединений граждан.
Просветительские программы разрабатываются и реализуются исходя из следующих основных принципов:
· целенаправленность: ориентация на социальные цели и приоритетные задачи просветительской деятельности;
· адресность: учет специфики интересов и познавательных потребностей определенных категорий населения (дифференцированный подход);
· достоверность предлагаемых для освоения сведений;
· доступность: учет возможностей аудитории воспринять и освоить сообщаемые знания и сведения;
· научность: соответствие пропагандируемых и распространяемых знаний современному уровню развития науки;
· учет многообразия потребностей населения в знаниях и сведениях (комплексный подход);
· взаимосвязь и взаимодополняемость программ различной направленности (системный подход);
· взаимодействие системы просвещения с образовательным комплексом страны и региона;
· учет региональных и местных особенностей территории.
Просветительские программы дифференцируются в зависимости от содержания социальных функций, его приоритетных задач и направлений просветительской деятельности.
В целях содействия активному и компетентному участию населения в различных сферах жизнедеятельности общества просветительские учреждения и организации разрабатывают и реализуют следующие основные виды программ, предназначенных для взрослого населения:
· профессиональное просвещение: ознакомление с достижениями науки и передовым опытом в области специализированных оплачиваемых занятий;
· экономическое просвещение: расширение и углубление знаний, составляющих теоретические основы хозяйственной деятельности;
· политическое просвещение: повышение осведомленности о деятельности органов власти, а также освоение знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений;
· правовое просвещение: распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации;
· гражданское просвещение: распространение знаний и пропаганда культурных и социальных ценностей, формирующих у членов общества чувство принадлежности к стране, в которой они живут;
· научное просвещение: популяризация достижений современной науки;
· художественно-эстетическое просвещение: ознакомление с достижениями литературы и искусства;
· национально-патриотическое просвещение: распространение знаний об истории и культуре страны;
· медицинское просвещение: распространение сведений об охране и поддержании здоровья.
Перечень видов просветительской деятельности не является исчерпывающим.
Специальные программы предназначаются для граждан, находящихся в экстремальных условиях, затрудняющих реализацию их конституционного права на образование и просвещение. К названной категории граждан относятся: инвалиды, мигранты и беженцы, жители отдаленных районов, кочевники, лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.
Просветительские программы инициируются, планируются и осуществляются как совокупность последовательных организационных действий, предпринимаемых для достижения целей, предусмотренных той или иной программой, т.е. как совокупность просветительских мероприятий.
Просветительские проекты планируются, разрабатываются и осуществляются как комплекс программ и мероприятий, направленных на выполнение национальных программ развития просвещения. По характеру замысла и поставленных задач подразделяются на три вида:
· тематические, имеющие в виду развитие определенного направления просветительской деятельности;
· территориальные, предусматривающие меры по развитию просвещения на определенной территории (национальные, региональные, локальные проекты);
· проекты, предназначаемые для лиц определенного возраста и социального статуса (для учащихся, для работающих, для пенсионеров).
К просветительским относятся учреждения неформального образования, основной задачей которых является проведение мероприятий по пропаганде, распространению и разъяснению научных знаний и иных социально значимых сведений.
Данные учреждения функционируют как основные структурные подразделения системы просвещения, осуществляющие свою деятельность в непосредственном контакте с аудиторией.
В зависимости от реализуемых ими программ просветительские учреждения подразделяются на:
· монопрофильные — одна определенная программа или несколько программ одного профиля;
· многопрофильные, реализующие просветительские программы различного содержания и направленности.
С учетом конкретных обстоятельств просветительские учреждения могут создаваться и действовать как на постоянной, так и на временной основе.
Право на просвещение является составной частью права на образование и понимается как совокупность устанавливаемых и охраняемых государством и его органами правовых норм, обеспечивающих гражданам возможность ознакомления с достижениями различных отраслей культуры и свободного пользования ими, а также возможность ознакомления с разного рода сведениями, затрагивающими или могущими затронуть их жизненные интересы. Названное право реализуется через целенаправленную деятельность учреждений и организаций, входящих в состав системы просвещения. Право на просвещение устанавливается в соответствии со статьей 27 Всеобщей декларации прав человека и рассматривается как одно из абсолютных прав личности, устанавливаемых конституцией страны.
К работникам просвещения относятся специалисты-профессионалы, занятые на постоянной или временной основе тем или иным видом оплачиваемой деятельности, связанной с функционированием и развитием системы просвещения. Основные категории работников:
· преподаватели: лекторы и другие представители преподавательского корпуса, участвующие в реализации просветительских программ;
· организаторы просветительской деятельности: сотрудники администрации просветительского учреждения, направляющие его работу;
· организаторы просвещения: работники органов власти и управления, ведающие вопросами развития просвещения, а также штатные сотрудники негосударственных и общественных органов управления системой просвещения;
· исследователи: сотрудники научных учреждений, разрабатывающих вопросы функционирования и развития системы просвещения.
Просветительская деятельность является одной из составляющих работы педагога. Она может осуществляться в нескольких формах (проведение уроков и факультативов для учащихся, лекториев и клубов для родителей, организация конференций и выставок литературы и др.). Приоритет отдается активным формам в работе со всеми субъектами образовательного процесса, включая родителей — ролевым играм, групповым занятиям, тренингам, семинарам-практикумам и т.п. На базе образовательного учреждения педагог чаще всего осуществляет психолого-педагогическое просвещение родителей.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru