Культурно-просветительская деятельность – это совокупность мероприятий, которые направлены на развитием патриотизма, приобщение к культуре народа и его устоям, а также развитие у граждан активной социальной позиции.
Основное направление всех типов культурно-просветительской деятельности –формирование определенных представлений, касающихся конкретного вопроса или события. Заниматься этим могут не только государственные и муниципальные учреждения, но и отдельные некоммерческие фонды, а также коммерческие организации и сами граждане.
Формы культурно-просветительской деятельности могут очень отличаться друг от друга. Основные из них направлены на процесс распространения знаний и информации о роли каких-либо событий или государства в определенный промежуток времени.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Образовательные учреждения могут осуществлять культурно-просветительскую деятельность в виде факультативных занятий, полноценных уроков или творческих кружков, которые занимаются изучением культуры или истории страны на конкретном историческом этапе. Если рассматривать культурно-просветительскую деятельности в глобальном масштабе, то сферы ее могут быть любыми, включая и политическую.
Культурно-просветительская программа.
Также культурно-просветительская деятельность реализуется через проведение разнообразных конкурсов и фестивалей. Масштаб их проведения может разниться от уровня муниципалитета или поселка до уровня федерации.
Основными сферами культурно-просветительской деятельности являются:
- СМИ;
- библиотеки, музеи;
- ДОУ;
- школы;
- заведения средне-специального и высшего образования;
- армия.
Средства массовой информации
Для реализации культурно-просветительской деятельности СМИ используются достаточно часто. Для этого выделяют отдельные программы и эфиры. Специалистами и журналистами собирается материал и формируется интересный репортаж, в котором будут более детально освещены определенные события или люди.
«Культурно-просветительская практика»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Зачастую репортажи связывают с этапом становления активной гражданской позиции и социальной ответственности перед обществом. Например, телепередачи, интервью и статьи, в которых разбирают поступки, заслуживающие всеобщего поощрения или порицания.
Библиотеки и музеи
Культурно-просветительская деятельность библиотек направляется на привитие интереса к государству и его народу, истории и обычаям. В таких учреждениях содержится большой объем информации, зачастую в их стенах проводятся конкурсы, предполагающие написание разнообразных эссе или мини-исследований для школьников и студентов.
Культурно-просветительскую деятельность библиотек можно организовать и своими силами, то есть только заведующими учреждением, а также вместе с вузами или школами. Могут быть разработаны конкурсные программы на основании имеющихся материалов. Часто инициаторами данной деятельности выступают сами педагоги, осуществляя ее вместе со своими учениками.
Просветительская деятельность | «Понятным языком»
Дошкольные образовательные учреждения
Культурно-просветительская деятельность в ДОУ является начальным этапом приобщения к гражданскому обществу детей. Именно там педагогами формируются программы, при выполнении которых дети знакомятся с государством и народом в целом. Для этого проводят разнообразные конкурсы и интересные игры, которые должны привлекать внимание и заинтересовывать. Мероприятия могут быть посвящены государственным и городским праздникам.
Школы
Культурно-просветительская деятельность учителей всегда задействована в школах. Особенно часто организация этой деятельности лежит на плечах самих классных руководителей. Именно они не только контролируют успеваемость своих учеников, но и организовывают различные мероприятия и кружки. Часто проводят собрание после уроков, на которых учитель беседует со своими учениками на некоторые темы. Дети готовят доклады, посвященные событиям и памятным датам.
Заведения средне-специального и высшего образования
В средне-специальных заведениях и вузах преподавательский состав и кураторы организуют культурно-просветительскую деятельность. Активные студенты организуют инициативные группы и собрания, которые занимаются социальными вопросами, касающимися не только студенчества, но города, в котором они живут. Зачастую студенты организуют помощь пострадавшим от несчастных случаев или стихийных бедствий. Студенты могут участвовать в волонтерских организациях и студенческих отрядах.
Многие вузы могут благодаря своим студентам брать под свое шефство детские дома и школы.
Также могут проводиться просветительские занятия. Часто к студентам приходят специалисты разных органов и организаций, которые доносят до слушателей важную информацию. Старшекурсники на основании такой деятельности часто принимают участие в социальной работе.
Задачи культурно-просветительской деятельности направлены на то, чтобы сплачивать коллектив или целостное общество. Лучше всего граждане в стране объединяются в культурном и социальном смысле на событиях, праздничных и памятных датах. Именно на таких мероприятиях и происходит единение, когда целостное общество может проявлять себя с хорошей стороны.
Яркий пример – общественные мероприятия. Одно из таких популярных мероприятий – субботник. На всей территории страны весной и осенью люди собираются в парках, скверах или на площадках, для организации прилегающих территорий. Еще один пример – народные праздники и гуляния. Во многих городах страны проводят масленичные недели, а Крещение в январе, в мороз, собирает верующих и сочувствующих, люди купаются в проруби.
Разработкой программ культурно-просветительской деятельности предполагается наличие комплекса мер, результат которых — организация конкретного мероприятия. В процессе его создания могут принимать участие один или несколько сотен людей. Необходимо понимать, что вместе с государством, уполномоченными органами культурно-просветительскую деятельность могут проводить социально активные и заинтересованные люди.
Источник: spravochnick.ru
Культурно-просветительская деятельность — это. Понятие, виды, многоцелевые задачи, цели и развитие
Население любой страны старается сохранить свой самобытный устрой, а также пронести через века традиции и ценности. Особенно это актуально сегодня, в эпоху цифровых технологий, когда молодое поколение не особо стремится проявлять свою активность и участвовать в подобных мероприятиях.
Культурно-просветительская деятельность – это комплекс мер, направленных на организацию различного типа мероприятий, связанных с развитием патриотического духа, приобщения к культуре народа и его устоям, а также развитию у общества активной социальной позиции.
Именно эти типы мероприятий и деятельность различных организаций позволяют сплотить молодежь и старшие поколения. Выражаться КПД (или культурно-просветительская деятельность) может в различных сферах. Установленных правил или требований по проведению мероприятий или организации концертов нет.
Определение
Культурно-просветительская деятельность – это не активная государственная пропаганда, а инициатива самих граждан. К такому типу мероприятий можно отнести учреждение конкурсов и грантов по социально значимым вопросам. Волонтерские организации также относятся к этой категории деятельности.
Главное направление всех видов КПД относится к формированию определенного представления по конкретному вопросу либо событию. Заниматься этим могут не только государственные и муниципальные учреждения, но и некоммерческие фонды, а также коммерческие организации и сами граждане.
Что касается финансирования деятельности, то здесь все зависит от характера самого мероприятия и выбранного направления. Неоднократно спонсорами таких действий становятся крупные компании, которые заинтересованы в общем социальном, духовном и нравственном развитии граждан страны.
В каких сферах проводится
Формы культурно-просветительской деятельности могут быть разными. Основные из них в первую очередь направлены на распространение знаний и информации о роли какого-либо события или государства в определенное время. На уровне образовательных учреждений это могут быть факультативные занятия, полноценные уроки или творческие объединения, изучающие культуру или историю страны в конкретную эпоху.
Если рассматривать КПД в глобальном масштабе, то сферы могут быть любые, в том числе и политические. Деятельность формируется посредством учреждения различных конкурсов и грантов, а также мероприятий. Размер проведения может быть на уровне муниципалитета или поселка или же на уровне федерации.
Из основных сфер выделяются:
- Средства массовой информации.
- Библиотеки, музеи.
- Дошкольные образовательные учреждения.
- Школы.
- Заведения средне-специального и высшего образования.
- Армия.
Для привлечения к данным вопросам молодежи часто организуются конкурсы и соревнования. Сюда же относится и деятельность, связанная с изучением конкретного периода истории или события более углубленно. Акцию «Бессмертный полк» также можно относить к культурно-просветительской деятельности.
Средства массовой информации
Направления культурно-просветительской деятельности СМИ используют довольно часто. Для этого выделяются отдельные программы и эфиры. Специалисты и журналисты собирают материалы и формируют интересный репортаж, где более углубленно рассматривается определенное событие или человек.
Нередко направление связано с формированием активной гражданской позиции и социальной ответственности перед обществом. Примером могут стать телепередачи, интервью и статьи, в которых разбираются поступки, заслуживающие как всеобщего поощрения, так и, наоборот, порицания.
Нередко телеканалы и радио освещают различные общественные мероприятия и конкурсы, приуроченные к событию или дню рождению значимой личности в истории страны.
Библиотеки, музеи
Культурно-просветительская деятельность библиотеки направлена на прививание интереса к государству, его народу, обычаям и истории. Так как подобные учреждения содержат большой объем информации, нередко в их стенах проводятся конкурсы, связанные с написанием различных эссе или мини-исследовательских работ для школьников и студентов.
Культурно-просветительская деятельность библиотеки может быть организована как самостоятельно заведующими учреждения, так и совместно со школами либо вузами. Разрабатываются конкурсные программы на основании имеющихся материалов. Нередко сами педагоги выступают инициаторами данной деятельности и осуществляют ее совместно со своими учениками.
Дошкольные образовательные учреждения
Культурно-просветительская деятельность в ДОУ — это начальный этап приобщения к гражданскому обществу детей. Именно там педагоги формируют программы, выполняя которые подопечные все больше узнают о государстве и народе в целом.
Для этого проводятся различные конкурсы и интересные игры, призванные привлечь внимание и заинтересовать. Мероприятия посвящаются государственным и городским праздникам. Детям показывают, что необходимо заботиться не только о себе, но и о своем окружении. Прививают им добропорядочность и ответственность.
Для этого подопечные принимают участие в различных памятных мероприятиях, их возят на концерты. Вместе с воспитателями старшие группы посещают театр или отправляются вместе на субботник.
Школы
Культурно-просветительская деятельность педагога всегда задействована в школах. Особенно часто этим занимаются сами классные руководители. На их плечи ложится обязанность не только заниматься контролем успеваемости своих подопечных в классе, но и организовывать различные кружки и мероприятия.
Часто проводится собрание после уроков, где преподаватель беседует со своими учениками на определенные темы. Выбираются активные ребята из класса, которые готовят доклады по событиям и памятным датам. Нередко учителя выезжают на экскурсии со своими учениками.
Заведения средне-специального и высшего образования
Организация культурно-просветительской деятельности в средне-специальных заведениях и вузах также контролируется преподавательским составом и кураторами. Дополнительно активные студенты организуют инициативные группы и собрания, которые заниматься социальными вопросами не только студенчества, но и города, где они проживают.
Нередко студенты организовывают помощь пострадавшим в результате несчастных случаев или стихийных бедствий. Ребята принимают участие в волонтерских организациях и студенческих отрядах. Многие вузы в лице своих студентов берут под шефство детские дома или школы, активно взаимодействуют с детьми.
Занятия также могут проводиться с просветительным уклоном. Студентов нередко посещают специалисты различных органов и организаций, которые делятся со слушателями важной информацией. Старшие курсы на основе такой деятельности нередко активно участвуют в социальной работе.
Армия
Здесь программа культурно-просветительской деятельности не такая обширная, как в вузах, и направлена на воспитание патриотического духа у защитников Отечества. Офицеры, занимающие должности командиров отделений, проводят со своими солдатами ежедневные беседы и рассказывают о значимых личностях, которые меняли историю страны.
Патриотическое воспитание также проявляется в виде посещения различных культурных мероприятий. Деятельность подкрепляется еще и тем, что в военных частях, где находятся солдаты срочной службы, соблюдаются традиции, которые идут еще со времен войн, в которых участвовала страна.
Рядовые и сержанты не только изучают военное дело и отрабатывают физические упражнения, укрепляя тело и дух, но и много времени проводят в классах, изучая военную историю и героические поступки различных воинов.
Цели и задачи
Главная цель КПД направлена на развитие социальной ответственности и культурной просвещенности населения. Граждане должны знать свои традиции и историю и с уважением относиться к различным памятным датам. Важно понимать, что подобного рода мероприятия проводятся не в принудительном порядке, а в качестве инициативы.
Задачи культурно-просветительской деятельности направлены на сплоченность определенного коллектива или общества в целом. Лучше всего граждан в стране объединяют в культурном и социальном смысле события, праздничные и памятные даты. Именно тогда происходит единение, при котором общество в целом может проявить себя с хорошей стороны.
Ярким примером служат общественные мероприятия. Одним из таких является субботник. По всей стране в весенний и осенний периоды люди собираются в парках, скверах или на площадках, чтобы организовать уборку прилегающих территорий.
Еще одним примером служат народные праздники и гулянья. Во многих городах страны проводятся масленичные недели, а на Крещение в январе, в мороз, верующие и сочувствующие люди окунаются в прорубь.
Разработка программ
Культурно-просветительская деятельность – это комплекс мер, при котором организовывается конкретное мероприятие. В его создании могут участвовать один или сотни граждан. Важно понимать, что наряду с государством в лице его уполномоченных органов КПД может проводиться социально активными и заинтересованными людьми.
Нередко в дни рождения поэтов или писателей проводятся открытые чтения отрывков произведений. Часто такие мероприятия посещают деятели культуры, а также известные артисты по собственной инициативе. Чтобы придать этому огласку и показать хороший пример КПД, СМИ снимают о мероприятии репортаж. В итоге о концерте в память о поэте узнают миллионы людей по всему миру.
Так, инициатива небольшой, но активной группы граждан помогла узнать много нового и интересного о писателе миллионам людей.
На кого нацелена КПД
Виды культурно просветительской деятельности направлены на всех граждан. В зависимости от самого типа мероприятия могут быть привлечены молодые или, наоборот, люди старшего возраста. Для более молодого поколения организовываются мероприятия с целью просвещения. Это, скорее, определенный открытый урок, который позволяет ребятам узнать больше об истории, событии или памятном дне.
Люди среднего и старшего возраста участвуют в подобных мероприятиях с целью приобщиться к ним. Многим это просто доставляет радость. Нередко в таких мероприятиях участников вовлекают в деятельность. Это позволяет лучше ознакомится с материалом и запомнить много интересной информации.
Если рассматривать КПД как социальную модель, то здесь действия навалены на сплочение определенной группы активных граждан с целью решения конкретной проблемы или задачи, например уборки территории или помощи людям, пострадавшим в результате стихийного бедствия.
Форма проведения
Культурно-просветительская деятельность – это также способ просвещения граждан. Проведение подобных мероприятий позволяет лучше узнать о человеке, культуре, народности и обычаях в конкретном регионе страны. Нередко, особенно в отдаленных регионах, где сохранились традиции малочисленных народов, организуются местные праздники, на которых приглашают гостей со всей страны. Благодаря этому общество больше узнает о культуре и традициях такого поселения.
С этой целью проводятся и памятные вечера, которые посвящаются залуженным артистам и культурным деятелям. Они организовываются в виде благотворительных мероприятий, где собранные средства отправляются на помощь нуждающимся.
Какие трудности возникают при разработке программы КПД
Основные трудности связаны с соблюдением законодательства, а именно цензурой. Важно, чтобы все приводимые мероприятия соответствовали установленным в гражданском законодательстве формам. Если организовывается шествие или митинг, тогда следует данный вопрос согласовывать заранее с мэрией, чтобы было выделено конкретное место для проведения мероприятия.
Есть также трудность, связанная с реализацией самого проекта КПД. На это часто требуются средства. Финансирование может осуществляться как от благотворительных организаций, так и от спонсоров. Если деятельность проводится при ДОУ, школах либо вузах, то здесь необходимо заранее формировать бюджет и согласовывать все нюансы с муниципальными службами.
Однако сегодня политика государства направлена именно на культурное просвещение граждан. На подобные цели выделяются ежегодно большие денежные суммы. Кроме этого, сами коммерческие организации нередко оказывают финансовую помощь в случае недостатка денежных средств.
Источник: fb.ru
Проект по развитию
учебных центров
В связи с изменениями в ФЗ 273, устанавливающими понятия “Просветительская деятельность”, был опубликован подзаконный акт – Постановление Правительства РФ, утверждающий положение об осуществлении просветительской деятельности.
Это первый документ, устанавливающий новые “правила игры” для субъектов предпринимательства, оказывающих услуги без образовательной лицензии в форме семинаров, вебинаров, тренингов, мастер-классов и консультирования.
Давайте разберемся!
Определение просветительской деятельности
Изменения, которые утверждены Федеральным законом об образовании № 203 статья 2 п.35 устанавливающий определение просветительской деятельности вступят в силу с 1.06.2021 года
Смысл заложенный в этот термин следующий:
Просветительская деятельность – осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространения знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенций и т.д .
Если сравнивать с определением “образовательной деятельности” из Федерального закона об образовании так как оно существовало с декабря 2012 года, мы увидим повторяющиеся формулировки – знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенций.
Это определение построено таким образом, что фактически стирает четко определенные рамки между двумя этими видами деятельности – образовательной и просветительской – за тем только исключением, что просветительская деятельность осуществляется вне рамок образовательных программ.
Важно понимать, как попасть в ту или иную категорию.
Необходимо сформулировать для себя четкие понятия и критерии, которые помогут отнести себя к тому или иному виду деятельности, или остаться за рамками одного из них.
Проект постановления Правительства РФ “Об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности” опубликован на официальном сайте Правительства РФ.
Там можно ознакомиться на каком этапе находится согласование, какие вносятся поправки, какие комментарии даются к новым добавленным изменениям и в режиме онлайн можно наблюдать за судьбой этого документа.
Положение устанавливает порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности в организациях:
-осуществляющих образовательную деятельность;
-научную деятельность;
-деятельность в сфере культуры.
Обратите внимание что появляется понятие трех видов управомоченных организаций, которые имеют право осуществлять просветительскую деятельность:
– Организации, осуществляющие образовательную деятельность т.е. образовательные, некоммерческие организации, которые осуществляют образовательную деятельность в качестве основной.
– Научные организации.
– Организации в сфере культуры.
Эти три вида организаций имеют право вести образовательную деятельность.
Каким образом можно понять, попадаете вы в ту или иную категорию?
К организациям, осуществляющим образовательную деятельность относятся организации осуществляющие обучение.
Это, например, организации коммерческие формы ООО.
Чаще всего в таких организациях образовательная деятельность указана в качестве дополнительной.
Индивидуальные предприниматели, которые в силу ст.21 ч.2 также относятся к организациям, осуществляющих образовательную деятельность и несут все права, обязанности и ответственность как и все образовательные организации.
Субъекты осуществления просветительской деятельности (кто имеет право оказывать услуги просветительской деятельности):
Органы государственной власти,
иные государственные органы,
органы местного самоуправления или уполномоченные ими организации,
-физические лица
-индивидуальные предприниматели
-и (или) юридические лица
Т.е. фактически всеми без ограничений – кто захотел и соответствует определенным квалификационным требованиям, имеет право на этот вид деятельности.
Направления просветительской деятельности:
-распространение духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национальных традиций;
-распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека;
-развитие способности творческого самовыражения и эстетической образованности;
-популяризация достижений современной науки и техники, образцов отечественной и мировой культуры;
-формирование экологической культуры, бережного отношения к природе;
-распространения знаний о здоровом образе жизни;
-распространение знаний о психологии человека, выборе жизненного пути, профессии, отвечающей индивидуальным способностям, склонностям и интересам человека;
-повышение осведомленности о деятельности органов власти, а также освоения знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений;
-распространение знаний о формах и методах генерации инновационных подходах, нацеливающих сознание людей на создание новых инновационных социально значимых продуктов, открытий;
-по иным направлениям, соответствующим целям просветительской деятельности.
Последний пункт универсальный.
Если вы не увидели свою деятельность в этом исчерпывающем списке, по иным признакам вполне можете попадать в последний пункт.
Форма осуществления просветительской деятельности:
-организация презентации, лектории
-проведение семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссий
-организация размещения или распространения информационно-печатной продукции, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;
-организация демонстрации или распространения видео-, аудиоматериалов
-создание просветительских интернет-порталов;
-в иных формах, обеспечивающих достижение целей просветительской деятельности.
Каким же образом предполагается взаимодействие участников просветительских мероприятий?
п.4 гласит:
“Просветительская деятельность осуществляется на основании договора об оказании услуг , заключенных субъектами осуществления просветительской деятельности с организациями, осуществляющими образовательную, научную деятельность и деятельность в сфере культуры.”
Другими словами – если вы как субъект просветительской деятельности (физическое лицо, ИП или организация) заключаете договор с уполномоченной организацией – проще, если это будет организация осуществляющая образовательную деятельность и имеющая лицензию.
Вы заключаете договор на оказания услуг.
Договор этот может быть как возмездным, так и безвозмездным.
Суть этого договора – предоставление площадки , имеющей все необходимые ресурсы и самое главное возможность действовать от лица этой управомоченной организации (образовательной, научной или ведущей деятельность в сфере культуры) и нести свои знания в массы, т.е. участникам просветительских мероприятий.
Отношения между вами как субъектом просветительской деятельности и управленческой организацией будут регулироваться договором об оказании услуг.
Есть предположение – подобная форма договора будет приложением к этому постановлению.
Отношения с участниками просветительского мероприятия регулируются модераторами этих платформ, на базе которых проводятся мероприятия.
Условия, на которых предоставляется доступ, регулируется организаторами мероприятий.
Если мы в свободной форме распространяем знания, например на Youtube – в этом случае применяются общие требования любого пользователя, с которыми он должен согласиться, чтобы войти на Youtube, зарегистрироваться там, стать авторизованным пользователем и иметь доступ ко всем материалам, которые распространяют на платформе Youtube или другой образовательная платформы.
Т.е. прямого договора между участником и организатором просветительского мероприятия нет.
Более того, чаще всего признаком просветительской деятельности является то, что знания и информация, которую мы даем в публичное пространство, направлено на неопределенный круг лиц.
Прямых правоотношений зафиксированных договором с этим кругом лиц нет.
Тем ни менее законодательство не исключает, что при привлечении на просветительские мероприятия у нас вполне могли быть построены взаимоотношения на базе еще одного договора – возмездного оказания услуг.
Например, когда продают билеты, озвучивают социально-значимую тему интересную аудитории и на основании купленных билетов допускают их на интернет платформу или в очную аудиторию, конференц-зал и проводят это просветительское мероприятие на возмездной основе.
В таком случае это регулируется возмездными договорами на оказание услуг или договорами офертами.
Это формат, который вы определяете самостоятельно, в зависимости от того, возмездное это мероприятие или безвозмездное.
В цепочки взаимодействия просветитель и участник просветительского мероприятия появляется три типа управомоченных организаций:
-организации, осуществляющие образовательную
-научную деятельность
-деятельность в сфере культуры.
Субъекты просветительской деятельности, имеющие право заниматься этими видами деятельности
Если раньше этим могли заниматься кто угодно -можно было заявить о себе как о эксперте в какой-либо сфере и освещать тему. Сейчас же появились требования к физлицам и ИП:
-необходимо являться совершеннолетним;
-принимать участие в реализации общественно значимых инициатив на протяжении не менее 2-х лет, предшествующих заключению договора;
-осуществлять деятельность, соответствующую направлениям просветительской деятельности, указанном в п.2 настоящего Положения;
-должны отсутствовать ограничения к занятию педагогической деятельностью, предусмотренной статьей 331 Трудового Кодекса РФ :
1.отсутствие судимости или уголовного преследования по установленной форме (справка МВД)
2.отсутствие заболеваний утвержденных федеральным перечнем Минздрава (как правило, это заключительный акт медицинского обследования, либо наличие медицинской книжки).
Есть такие же требования и к организация.
-организации должны быть не включены в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;
-не иметь задолженности по налогам и сборам;
-отсутствовать ограничения к занятиям педагогической деятельностью (отсутствие заболеваний, судимости или уголовного преследования по определенным статьям)
-размещать на своем сайте следующую информацию:
о дате создания юрлица,
об учредителях,
месте нахождения юрлица и его представительств ,
контактных телефонах и адресах электронной почты
Контроль
Последний раздел этого постановления говорит о контроле осуществления за деятельностью участников просветительской деятельности.
Поскольку рынок этот обширный и игроков на нем много – поэтому вводятся в структуру только три типа управомоченных организаций, на базе которых может проводиться просветительская деятельность.
Спрос за нарушения требований установленных положений будет с учредителей этих образовательных организаций, научных организаций либо осуществляющих деятельность в сфере культуры.
Эти организации принимают решения, заключают договоры с субъектами просветительской деятельности, и за то что они их привлекают – несут за это ответственность.
Есть предположение, что в течении мая месяца в кодекс РФ будет внесена статья, которая будет регламентировать ответственность за нарушения при осуществлении просветительской деятельности с серьезными мерами воздействия на субъектов предпринимательства.
Поэтому нужно это понимать, что ответственность будет возлагаться на эти образовательные организации, которые допустили нарушения при осуществлении просветительской деятельности.
Если вы имеете лицензию на образовательную деятельность и к вам поступает обращение на заключение подобного договора c предложением под вашим флагом вести просветительскую деятельность, надо понимать что ответственность будет возлагаться прямо на вас.
Логика законодателей в этом смысле понятна.
Организаций, которые имеют лицензию на осуществление образовательной деятельности гораздо меньше чем субъектов малого предпринимательства, которые действуют на свой страх и риск без лицензий.
Проще возлагать ответственность на узконаправленный сектор предпринимателей, имеющие специальные разрешения от государства и таким образом воздействовать на всю оставшуюся группу участников просветительской деятельности.
Предположим, если центр ведет подготовку к ЕГЭ и не имеет лицензии на образовательную деятельность относиться ли эта деятельность в связи с последними изменениями к просветительской?
Подготовка к ЕГЭ относиться к дополнительным общеобразовательным и общеразвивающим программам и уже требует лицензии на образовательную деятельность.
И если раньше возможно было прикрывать эту деятельность информационно-консультационными договорами, то сейчас эта деятельность является просветительской.
Но поскольку есть аттестация, есть запланированный результат по программам подготовки к ЕГЭ, а именно – ребенок должен сдать итоговую аттестацию с определенным положительным результатом – это имеет все признаки образовательной деятельности.
И в этой ситуации лучше иметь лицензию на образовательную деятельность чем пытаться обойти законодательство.
На этапе анонсирования изменений в законе об образовании была информация что для ведения просветительской деятельности будет требоваться специальное разрешение.
В самом постановлении ни о каком порядке и получении специальных разрешений, аккредитаций упоминания не ведется.
Надо соответствовать тем критериям, которые выдвигает законодательство.
Персонал который привлекается для ведения просветительской деятельности должен соответствовать:
требованиям к физическим лица – это требования к опыту работу, к образованию, отсутствию заболеваний и отсутствию судимости;
и требованиям к юридическим лицам –
прикрепления к организациям в сфере культуры, в сфере досуга или научным организациям на основании договора.
Это хорошая инновация.
Она предполагает соблюдение договоренностей между субъектами просветительской деятельности юр лицами, ИП и физлицами.
Никаких уведомлений о начале такой деятельности и в дальнейшем не требуется.
Как кажется, на первый взгляд, это сильно не на что не повлияет, кроме того, что – эти специальные организации придется находить, вести переговоры, договариваться о порядке расчетов с участниками мероприятий. Технические моменты необходимо будет учитывать.
Приведем пример.
Центры, которые занимаются повышением квалификации психологов. Коучи ведут самостоятельное консультирование, после повышения квалификации образования психолога, нутрициологов и тд.
При прямой работе с клиентом – это можно отнести к сфере деятельности “консультирование”.
Отдельно разбирая ситуацию каждого пациента и составляя индивидуальный план по выходу из кризиса – это относится к консультированию, и относить к просвещению не нужно.
Но если набирается группа, составляется определенная программа, идет взаимодействие с аудиторией, которая представляет собой неопределенный круг лиц или попросту идет трансляция в интернете – это в чистом виде относиться к просветительской деятельности.
Если взять подготовку к школе, подготовке к ЕГЭ, репетиторству – и ранее это истолковывалось как информационно-просветительские услуги – то с 1 июня это является просветительской деятельностью.
Индивидуальная работа с индивидуальным участником по выходу из кризиса, индивидуального плана соблюдения дисциплины в питании, образа жизни, нарушении сна и т.д. отдельного субъекта – это консультирование.
Когда же работа направлена на группу лиц, имеет запланированные результаты, прививает новые знания, навыки и компетенции – это образовательная программа в чистом виде и как минимум это просветительство.
Важно видеть эти различия. Не путать обучение и просветительскую деятельность.
ИП имеющее лицензию на образовательную деятельность автоматически в силу определения относится к организациям, осуществляющим образовательную деятельность.
ИП уже управомочен вести просветительскую деятельность при условии что лица, ведущие мастер-классы, семинары, круглые столы, дискуссии обладают опытом работы более 2 лет и обладающие образованием, знаниями в этой сфере.
Раннее развитие тоже можно отнести к просветительской деятельности, если это группы. Эту деятельность можно отнести также к присмотру и уходу, если оно не включает обучающих занятий.
Если же появляются обучающие занятия – это относится к развивающим программам и тут надо задуматься о лицензии на образовательную деятельность.
Проведение тренингов по психологии является просветительской деятельностью.
Если образовательная организация с лицензией привлекает ИП по гражданско-правовому договору для оказания преподавательских услуг – лицензия ИП не нужна. Для этого она имеется у образовательной организации.
Если ИП действует самостоятельно, без привлечения педагогического персонала, но оказывает образовательные услуги лицензия тоже ему не требуется.
Как только ИП привлекает хоть одного преподавателя – необходимо получать лицензию.
Если у организации есть лицензия и она занимается просветительской деятельностью, как оформляется эта деятельность?
1. Эта информация должна быть задекларирована на сайте организации.
2.Отдельно указывается информация о лицах, которые проводят просветительские мероприятия.
3.На сайте указываются эти мероприятия не как образовательные – чтобы органы контроля и надзора Управления Образования не трактовали это как нарушение лицензионных требований при наличии образовательной лицензии.
Указывайте что это мероприятия за рамками реализации образовательных программ. И они автоматически, в силу закона, будут отнесены к просветительской деятельности. Специального декларирования не требуется.
Источник: centr5.ru