После окончательных доработок, когда все большие, маленькие и совсем маленькие замечания устранены, наступает «момент истины». Проект переходит на новый и самый сложный, как бы это странно не казалось, этап — ввод программного обеспечения в промышленную эксплуатацию.
Иногда этот этап называю внедрением программного продукта. И действительно, это уже не просто программа, установленная на нескольких компьютерах, а рабочий инструмент, внедренный в действующие непрерывные бизнес-процессы организации. И, как правило, начало промышленной эксплуатации подразумевает изменение этих привычных бизнес-процессов — когда несущественно, а когда просто кардинально.
И в этот момент успех всего проекта полностью зависит от организаторских компетенций Заказчика — на сколько сотрудники технически и морально подготовлены к работе с новым программным обеспечением, на сколько они готовы к структурным изменениям, которые часто происходят при внедрении автоматизированных систем. Появляется множество мелочей, которые препятствуют реализации всего задуманного, появляются люди, которые планомерно пытаются доказать руководству, что созданная система не работает или работает совсем неправильно. Практика показывает, что около 30% всех IT-проектов терпит фиаско именно на этапе внедрения.
Инструктаж по эксплуатации подъемных сооружения для ООО «Газпром трансгаз Уфа» (2018).
Но как бы-то ни было, разработка завершена, тестирование проведено и его результаты задокументированы, подписаны акты приема-передачи работ и осуществлены все необходимые взаиморасчеты. В проекте ставится точка, которая по всем ожиданиям должна означать всего лишь окончание абзаца в сотрудничестве разработчика и Заказчика.
После сдачи программного продукта мы обязательно предоставляем гарантийную техническую поддержку, подразумевающую исправления найденных проблем в работе ПО и консультации по работе с ним. Также, уже по дополнительным соглашениям с Заказчиком, возможны дополнительные работы по расширению функциональности и эргономики программного продукта.
Вернуться на страницу «Порядок работы».
Связаться с нами и заказать разработку программного обеспечения.
Посмотреть все услуги компании «ИндивИТ»
Online консультант:
Skype: iterus-moscow
Skype: iterus.ekb
ICQ — 431729570
Источник: www.iterus.ru
Опытная и промышленная эксплуатация программы, авторский надзор
При реализации задачи с использованием компьютера следует знать ту последовательность действий, которая позволит воплотить наш замысел с целью удовлетворения информационной потребности.
Рассмотрим в общих чертах периоды, которые присущи разработке любой задачи.
Обоснование целесообразности решения задачи на персональный компьютер
Разработка любой задачи Должна начинаться с изучения класса задач, к которому она относится. В результате подробного анализа формулируются главные цели решения данной задачи с детальным описанием ее содержания.
Б3 — Эксплуатация сосудов, работающих под давлением.
Функциональный анализ задачи
ущность функционального анализа задачи заключается в том, чтобы уточнить цели решения задачи, а так же всесторонне охарактеризовать выбранный на первом этапе вариант ее реализации на персональный компьютер.
Алгоритмизация задачи
На этом этапе наряду с разработкой структурно-функциональной схемы решения задачи, разрабатывается ее детальная схема с возможным уточнением и конкретизацией каждого блока функциональной части. При этом в качестве изобразительных средств могут быть использованы:
Кроме того, должны быть специфицированы все объекты алгоритма задачи, то есть описаны атрибуты и структура данных, возможно и словесно.
Программирование задачи
Конечной целью разработки задачи является создание программного продукта, реализующего данную задачу на конкретном персональном компьютере.
Разработка контрольного примера
Контрольный пример – это ограниченная совокупность реальных данных,
На которых проверяется корректность алгоритма и устанавливается работоспособность программы. Выполняя программу на персональном компьютере [2]с этими данными, следует установить соответствие между исходной, промежуточной и выходной информацией.
Разработка программы решения задачи на персональном компьютере
Результатом данного этапа является отлаженный вариант программного продукта.
Существенным моментом при разработке задачи на персональный компьютер является ее испытание и отладка на контрольном примере или тестовых данных. Различают два вида испытаний программы на контрольных примерах
Испытание правильности результатов, получаемых в процессе работы программы
Предполагает выявление правильности программы в части получаемых результатов.
Испытание объемных и временных характеристик программы
Предполагает хронометраж времени, в течение которого работает данная программа, а так же определение объемов памяти, необходимой как для размещения собственно программы, так и ее исходных, промежуточных, постоянных и выходных данных.
Исходные данные
На этом этапе уточняются поставщики данных и определяются окончательные объемы перерабатываемой информации. Выполняется физический перенос исходных данных на машинные носители и организуется контроль достоверности подготовленной информации с использованием различных методов контроля с возможным привлечением технических средств для этих целей.
Составление инструктивно-методической документации
Удобочитаемая, лаконичная и своевременная документация является основой успешной эксплуатации программного продукта задачи. Документация должна составляться для пользователей различных категорий:
Опытная и промышленная эксплуатация программы, авторский надзор
На этом этапе проверяются различные ситуации, которые возникают в процессе работы программы. Этап опытной эксплуатации завершается составлением и подписанием соответствующего акта, после чего задача передается в промышленную эксплуатацию.
Текст «Этапы реализации задачи» подготовил студент группы 203 факультета ПАЭ
Таблица 1- Урожай гибридных семян
Варианты | Повторения X | Сумма | ||
I | II | III | ||
1. | 62,7 | 64,6 | 64,3 | 191,6 |
2. | 94,3 | 96,3 | 95,1 | 285,7 |
3. | 121,8 | 116,4 | 119,7 | 357,9 |
4. | 93,1 | 90,3 | 89,7 | 273,1 |
Таблица 2 — Посевная площадь и урожайность
Культуры | Посевная площадь (га) | Валовый сбор (m) | Урожайность с га (и/га) |
Пшеница озимая | 100,05 | ||
Зерновые | 108,63 | ||
Ячмень | |||
Овощи | 150,21 |
Рисунок 2 — Посевная площадь
[1] Р-схема (R-chart) — нагруженный по дугам ориентированный граф, изображаемый с помощью вертикальных и горизонтальных линий и состоящий из структур (подграфов), каждая из которых имеет только один вход и один выход.
[2] Персональный компьютер — настольная микро-ЭВМ, имеющая эксплуатационные характеристики бытового прибора и универсальные функциональные возможности.
Источник: megalektsii.ru
Промышленная эксплуатация
На этом этапе происходит загрузка БД. Загрузку проводит разработчик специальной программой загрузки. После заполнения БД необходимо приступать к опытной эксплуатации. Для опытной эксплуатации достаточно загрузить часть записей БД. Но при этом все тестовые примеры должны охватываться БД – это условие для проверки запросов.
Запросы должны иметь неоднократную проверку для того, чтобы быть уверенным в правильности работы БД. Опытная эксплуатация необходима для нахождения и устранения ошибок, допущенных заказчиком и разработчиком. Иногда на этом этапе приходится заново проектировать БД.
Кроме того, во время опытной эксплуатации разработчик обязан обучить реальных пользователей БД работе по ее эксплуатации. Опытная эксплуатация длится около года, в течение которого БД проверяется. Если ошибки не выявляются, БД считается составленной верно.
На этапе промышленной эксплуатации основной задачей является поддержка работоспособности БД. Разрушение БД – более серьезная проблема, чем разрушение обычного файла: при разрушении одного из файлов можно найти способ восстановления разрушенных данных, так как они могут храниться в нескольких экземплярах в других файлах. Разрушение же данных в одном месте БД может вызвать цепную реакцию в других местах. В любом случае возвращение БД в состояние, свободное от ошибок, требует кропотливой работы.
Для восстановления базы данных в случае ее разрушения рекомендуется принять следующие меры:
· Выявить ошибку, которая привела к БД; выяснить, когда она возникла, какая часть БД разрушена, какова причина возникновения ошибки: прикладная программа, транзакция, логический или физический терминал в оперативном режиме или пользователь.
· Проследить все действия с базой данных, выполнявшиеся с момента разрушения до начала восстановления.
· Восстановить базу данных до состояния, свободного от ошибок, и выполнить действия, определенные в предыдущем пункте.
Кроме перечисленных мер, может оказаться целесообразным введение механизма, не допускающего появления этой ошибки. Для реализации вышеописанных действий в системе должно быть предусмотрено дублирование базы данных и ее восстановление по системному журналу.
Большинство СУБД предоставляет средства для ведения журнала, записывающие все действия с БД на ленту журнала или на специально выделенный диск. Хранимая на ленте информация привязана к транзакциям (логическим действиям с БД) и включает следующие основные компоненты:
· запись о транзакции. Этот компонент содержит данные, идентифицирующие транзакцию, такие, как идентификатор пользователя, идентификатор логического терминала, время и дата; данные по входному сообщению: тип транзакции, подлежащей обработке, и входное сообщение транзакции; данные о выходном сообщении: насколько успешно завершилась транзакция и список прочитанных блоков;
· состояние базы данных до изменения. Записывается копия состояния блока, сегмента, страницы или записи до изменения;
· состояние базы данных после изменения. Записываются копии состояний после изменений.
При восстановлении база данных «прокручивается» вперед от контрольной точки (точки, когда было зафиксировано ее корректное состояние) до более позднего момента. Лента журнала может использоваться для проведения ревизии. С ее помощью можно также проверить непротиворечивость данных в базе данных, анализируя состояние до и после изменений, выполненных этой транзакцией.
Контрольные точки
Если в результате обнаружения ошибки требуется сделать откат к началу транзакции или прикладной программы, то это может привести к значительным затратам времени. Чтобы иметь возможность повторно запускать процесс с определенных точек, целесообразно воспользоваться контрольными точками. Контрольная точка – это процесс записи информации на физические носители (из всех буферов) через определенные промежутки времени. Контрольные точки могут выполняться:
· по команде оператора;
· по истечении определенного временного интервала, который в течение дня может изменяться. При «пиковой» нагрузке он может уменьшаться и возрастать, когда нагрузка уменьшается;
· после определенного числа изменений базы данных;
· после внесения определенного числа записей в журнал или после обработки определенного числа транзакций.
Для систем, функционирующих в оперативном режиме, из-за одновременного выполнения нескольких процессов запись контрольной точки может составлять значительную проблему. До записи контрольной точки процессы необходимо вывести из активного состояния. В тех случаях, когда процессы нельзя сделать неактивными, контрольные точки берутся раздельно по процессам.
Во время восстановления должна быть проведена их синхронизация. Выполнение контрольных точек снижает общую производительность. Необходимо установить рациональное число контрольных точек и временной интервал между двумя соседними контрольными точками. С увеличением числа контрольных точек снижается общая производительность, но уменьшается время восстановления.
И наоборот, с увеличением интервала между соседними контрольными точками уменьшаются потери производительности, но увеличивается время восстановления. В ряде систем, где введение дубликатов является недостаточным средством, необходимо вести две идентичные копии базы данных, одновременно обновляемые системой. На администраторе БД лежит большая ответственность за введение соответствующих процедур дублирования и восстановления, а также и контроль их выполнения.
Источник: studopedia.su