Принятие федеральной программы развития туризма вызвало разработку соответствующих региональных программ. В них определены возможности расширения сферы обслуживания туризма, как для российских граждан, так и иностранцев. Определены задачи и конкретные меры по расширению инфраструктуры, материальной базы, рекламно-информационных служб, развития народных художественных промыслов, подготовки кадров, разработки новых маршрутов на внутреннем и внешнем рынках туристских услуг и т.д.
Такие программы в настоящее время имеются во многих российских регионах. Хотя разработаны они на разные временные периоды и с разной степенью детализации, исходя из конкретных возможностей регионов. Но большая часть регионов, к сожалению, еще не определилась с использованием своих ресурсов для вовлечения их в социально-экономическое развитие в части выделения средств на строительство современного гостиничного фонда, сферы общественного питания и пр.
Постановлением правительства Москвы на период 2000-2010 г. на региональную программу развития туризма за счет всех источников финансирования предполагается выделить 168, 1 млрд. руб., в том числе из городского бюджета 3, 4 млрд. руб., а остальная сумма с помощью привлекаемых различных источников. Подсчитано, что выполнение этой программы позволит к 2010 г. увеличить туризм до 5 млн. человек и повысить доходную часть городского бюджета на 10%.
Проблемы туризма в России. Почему мы едем за границу?
По Московской области общий объем финансирования региональной программы развития туризма на 2002-2005 гг. определен в сумме 3, 2 млрд. руб. — преимущественно из внебюджетных средств. Ожидается, что поступления от туризма за этот период возрастут в 5 раз по сравнению с 2001 г.
В Санкт-Петербурге программа рассчитана на 2002-2005 гг., что позволит увеличить объем туристских услуг до 150 млрд. руб., а намеченные поступления в областной бюджет на 14 млрд. руб.
Ярославская программа на 2003-2004 г. определила общий объем ее финансирования в 1 млрд. руб. (в том числе лишь 2, 3 млн. руб. за счет федеральных средств; 12, 9 млн. руб. из областного бюджета; 15, 1 млн. руб. из местных бюджетов, а остальные средства — из прочих источников).
Волгоградская программа на 2001-2005 гг. предполагает вложить в ее осуществление всего 5 млн. руб. (3, 9 млн. руб. из областного бюджета и 1, 1 млн. руб. за счет лицензирования турпредприятий). Выполнение намеченных мероприятий позволит увеличить поток приезжих туристов на 10% и существенно увеличить валютные поступления.
Астраханская программа на 2003-2006 гг. рассчитана на 649 млн. руб. (финансируемых из бюджета области 43 млн. руб., а остальные средства по программе «Юг России»). Выполнение намеченных мероприятий позволит увеличить приезд туристов до 516 тыс. человек (2-2, 5 млн. чел./дней пребывания ежегодно). Это позволит дополнительно получать около 25 млн. руб. ежегодно и существенно расширить обслуживающий персонал сферы туризма как штатного, так и сезонного.
В Чите программа туризма рассчитана на 2003 г. и выделяет на ее мероприятия 6, 4 млн. руб., в том числе 2, 3 млн. руб. из областного бюджета и 4, 1 млн. руб. из внебюджетных источников. Предполагается увеличить ежегодно приезжающих туристов на 17 тыс. человек.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА 2021-2030 года! БУДЕТ ЛИ СУЩЕСТВОВАТЬ ТУРИЗМ ДАЛЬШЕ?
Программа Ивановской области на 2003-2010 гг. исходит из того, что за это время в районную сферу туризма будет вложено 606 млн. руб., в том числе из федерального бюджета 115, 8 млн. руб. Предполагается, что к 2010 г. объем туристских услуг увеличится в 5 раз. Наряду с этим увеличится число занятых в этой сфере и пополнятся бюджеты всех уровней области.
Во Владимирской области намечена программа на 2001-2004 гг. с общим объемом финансирования в сумме 19, 9 млн. руб. без привлечения федеральных средств. Предполагается приоритетное развитие материальной базы как для внутреннего, так и для въездного туризма, особенно культурного и детского. Организуется ансамбль «Бабушек-балалаечниц» и др.
Следует отметить, что в российских регионах стали уделять больше внимания удовлетворению потребности в туристских поездках для их жителей. Этому способствовали специальные обследования, проводимые статистическими органами регионов совместно с работниками Россоюза туриндустрии. Наиболее ярким примером служат специальные обследования граждан, желающих приобрести туры за рубежом и в отдельные регионы на территории России, которые проводятся с 1997 г. на территории Москвы и Московской области, в которых сосредоточена преобладающая часть туристских фирм и экскурсионных бюро. Собранная в процессе указанных обследований информация позволяет более квалифицированно анализировать процессы функционирования рынка туристских услуг и формировать потоки туристов по важнейшим регионам России.
Помимо этого с 2002 г. проводятся обследования распределения сезонного спроса москвичей на туристские путевки по кварталам. Это также содействует более эффективному решению региональных программ развития рынка туристских услуг.
Аналогичные обобщения информации о туристских потоках производятся в Санкт-Петербурге, в частности о круизах иностранных туристов по Балтийскому морю за 1995-2002 гг. Интересен опыт анализа информации о развитии курортно-туристского комплекса Краснодарского края за 1999-2001 гг. с помощью специальных обследований работниками Крайкомстата.
В этих обследованиях выявлены масштабы неорганизованного туризма (свыше 3 млн. человек) на территории края, мест их размещения, учета налоговых поступлений и пр. — по городам и районам края. Большой интерес для развития сферы туризма проявляли административные органы в Псковской области, проведя специальные обследования в 1998-2002 гг.
В результате выявлена тенденция значительного увеличения потока российских туристов на территорию области. Потоки российских туристов прибывают из Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, а иностранных — из Балтии. Наибольший рост размещения туристов произошел в гостиницах области. Наряду с этим выявлено также, что около 70% мест в гостиницах снимают туристы, приехавшие на отдых и с деловыми целями: обращает внимание, что с 2000 г. пятая часть гостиниц заполняется лицами с частными визитами.
За последние годы Госкомстат усовершенствовал формы статистической отчетности (N1-турфирма, N1-отдых, N1-ТЭ, N1-гостиница и др.). Это позволяет существенно расширять анализ развития сферы туризма в регионах страны. В свою очередь, такая статистическая информация позволяет содействовать обоснованности разработки региональных программ развития туризма и экскурсионного дела на всей территории страны.
В частности на базе имеющихся данных Свердловский облстаткомитет подготовил обстоятельный анализ функционирования сферы туризма в области. На его основе определены тенденции и возможности развития этой сферы в области, в том числе въездного и выездного туризма на территории области. Выявлены основные потоки туристов.
Так, за 2000 г. область приняла 50, 8 тыс. и отправила 58, 1 тыс. туристов. Однако из дальнего зарубежья обслужено всего 0, 5 тыс. туристов, а в дальнее зарубежье выехало 38, 5 тыс. Туристские услуги за 2001 г. определены в сумме 1, 8 млн. долл. в общем объеме импорта и 5, 6 млн. долл. — в экспорте области, что привело к отрицательному сальдо платежного баланса области в 3, 8 млн. долл.
Это ставит задачу серьезного повышения в области эффективности сферы туризма и решения проблем развития объема и качества всех туристских услуг, особенно гостиничного хозяйства, тем более что рентабельность существующих гостиниц значительно повысилась. В приведенном аналитическом материале госстатистики Свердловской области имеется масса другой важной информации, которая позволяет комплексно оценивать результаты развития ее туристской сферы.
Вполне очевидно, что в большинстве регионов России имеется аналогичная статистическая информация, которая поможет наиболее эффективно мобилизовать имеющиеся региональные ресурсы развития этой важной отрасли хозяйства.
По данным платежного баланса, составляемого Банком России, за 2001 г. поездки россиян за рубеж оценены в сумме 3, 5 млрд. долл., а поступления от иностранного туризма составили почти 10 млрд. долл. США. Тем самым «чистый доход» России от иностранного туризма оценен в сумме 6, 4 млрд. долл., т.е. примерно 44 долл. на каждого россиянина. Однако это вдвое ниже среднемирового уровня расходов на туризм в настоящее время. Вполне очевидно, что осуществление программы развития туризма в России призвано существенно оживить туристские потоки во многие регионы и оживить их экономику, в том числе за счет доходов от туризма, особенно иностранного.
Одной из исключительно важных и приоритетных программ развития туризма на 2002-2010 гг. можно выделить уникальный в мире природный комплекс озера Байкал, расположенный на территории Республики Бурятия, Читинской и Иркутской областей. Для развития этого комплекса разработан комплекс проектов, в том числе с международным участием. Среди таких проектов можно выделить «Развитие экотуризма в Байкальском регионе», «Генеральный план развития экологического туризма в регионе озера Байкал», которые финансировались Всемирным банком, «Информационно-консультативный центр туризма» и ряд других программ по линии технической помощи ООН, включая разработку мультимедийного справочника на русском и английском языках «Баргузинская долина», «Пушкинская долина» с методическими указателями.
Сотрудники Байкальского института природопользования из Сибирского отделения РАН проанализировали ресурсы региона и обосновали возможность дальнейшего развития этого природного комплекса, включая богатые рекреационные и туристские ресурсы. Оценены и проанализированы имеющиеся данные о становлении туризма в регионе, выявлены важнейшие проблемы его развития и направления развития туризма в регионе, что определило его как важную альтернативу промышленного развития и освоения территории региона.
В регионе функционируют 85 туристских фирм, из которых в Бурятии расположены 17. В регион за год приезжает 30 тыс. въездных туристов, а в Бурятию — лишь примерно 6 тыс. Байкальский регион приобрел значение одного из международных центров туристского бизнеса. Развитию этого центра содействует принятие целевой программы «Развитие туризма в Республике Бурятия на 1997-2005 гг.».
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Глава 14. Государственные программы развития туристской деятельности в Российской Федерации
§1.Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации
В первые годы после образования Российской Федерации положение туризма было неоднозначно. С одной стороны перед россиянами открылись бесконечные возможности завоевания международного рынка, казалось, что с обретением «свободы» передвижения в Россию хлынут потоки иностранцев, и она встанет в ряд с развитыми странами мира. Да, прибытие иностранных граждан резко возросло, но что же увидели зарубежные гости? Старый, не соответствующий международным стандартам гостиничный фонд, неподготовленный персонал гостиниц, отсутствие туристкой инфраструктуры и прочие прелести, которые и в настоящее время понимаются, как «экзотические особенности».
Вот тогда стала очевидна другая сторона: в период с «переходной экономикой» невозможно было быстро и эффективно реформировать туриндустрию, ибо это предполагало не только создание рынка туристских услуг, но и реформирование индустрии транспорта, питания, размещения, развлечения, а для это была необходима четная программа действий.
Первая попытка упорядочить стихийное, неконтролируемое развитие туризма была предпринята в 1995 году, посредством разработки плана мероприятий содержащегося в Концепции реорганизации и развития туризма в Российской Федерации, призванного обеспечить прогрессирующее становление туристкой индустрии в России. Среди основных мер развития туризма следует назвать следующие:
включение туризма в перечень основных направлений структурной перестройки российской экономики;
выполнение Федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации»;
создание нормативно — правовой базы развития туризма, соответствующей мировому опыту и правовой практике;
формирование экономических механизмов стимулирования развития иностранного и внутреннего туризма, привлечения инвестиций в эту сферу и защиты внутреннего туристического рынка путем предоставления налоговых и таможенных льгот, государственных гарантий и иных мер государственной поддержки;
введение жесткой системы сертификации и лицензирования туристической деятельности;
создание благоприятных условий для кооперации туристических, банковских структур, транспортных, гостиничных и страховых компаний в целях формирования высокотехнологичных комплексов туристического обслуживания и развития материально — технической базы отрасли 75 .
Конкретных положений о том, каким образом и при помощи каких средств, будут осуществляться основные меры по развитию туристской деятельности, в данной Концепции не содержится. Поэтому совершенно неясно как будет создаваться нормативно-правовая база в области туризма, как будут разрешаться спорные гражданско-правовые вопросы, какие нормативные акты и в какие сроки должны быть разработаны и приняты, какие организационные меры должны быть осуществлены для создания правового туристского рынка в России.
§2.Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации»
В 1996 году в целях конкретизации и дополнения положений Концепции российское Правительство утвердило Федеральную целевую программу «Развитие туризма в Российской Федерации» 76 . Принятие Программы развития стало первым шагом в решении проблемы интеграции российского туристического продукта на мировой рынок в условиях сложившейся политической и экономической нестабильности.
Становление в России современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса как основной цепи программы связано с решением ряда актуальных задач, таких, как создание нормативно-правовой базы и основ системы государственного регулирования туристской деятельности, формирование современного отечественного туристского рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских предприятий, обеспечение условий для развития различных видов внутреннего и въездного туризма, интеграции России в систему мирового туристского рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма.
Проведение программы предусматривает 2 этапа. Первый этап был рассчитан на два года (с 1996 по 1998), в основном, для вывода туризма из состояния структурного кризиса, формирования правовых и организационных механизмов его защиты, а также предполагал развитие материальной базы в рамках реконструкции и завершения строительства туристских объектов, расположенных в районах с наиболее высоким туристским потенциалом. В результате реализации первого этапа программы ожидались стабилизация и начало постепенного роста внутреннего и въездного туризма на 4% ежегодно, а ежегодный
прирост валютных поступлений должен был составить 1 млрд. долл.
Второй этап более продолжительный, чем первый, с 1998 по 2005 г., предполагает активное строительство новых объектов для размещения туристов и туристской инфраструктуры, модернизацию существующей материальной базы, а также проведение широкомасштабной рекламной кампании по продвижению туристского продукта России на мировом рынке. В результате реализации второго этапа авторы Федеральной программы ожидают дальнейшего роста туристских потоков на 14-15%.
Система программных мероприятий первого этапа предусматривала следующие основные направления:
нормативно — правовую область;
организацию туристической деятельности и управление развитием туризма;
содействие развитию материальной базы туризма;
рекламно — информационное обеспечение продвижения отечественного туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках;
кадровое обеспечение развития туризма;
научное обеспечение туризма.
Предполагалось, что реализация этих мероприятий позволит создать систему государственного регулирования и стимулирования развития туризма, адекватную природе рыночных отношений и учитывающую мировой опыт в этой области.
Для реализации программных мероприятий предполагалось использование различных источников финансирования: средств федерального бюджета, субъектов федерации и внебюджетных средств. Для проведения мероприятий первого этапа в области нормативно-правового регулирования туризма предусматривалось использование 451 млн. руб. 77 . Большинство средств выделяемых для реализации программы предусматривается затратить на формирование имиджа России за рубежом как привлекательной страны с точки зрения туризма. Именно на эти цели направляется более половины средств национальных туристских администраций в странах, которые занимают ведущие позиции на мировом туристском рынке.
В качестве государственной поддержки реализации данных проектов предусматривается также возможность использования государственных инвестиционных ресурсов из Бюджета развития Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О Бюджете развития Российской Федерации» посредством выделения денежных средств или предоставления государственных гарантий на конкурсной основе.
Трудно оценить результативность осуществления этой программы. Безусловно ситуация по сравнению с 1995 годом изменилась в лучшую сторону. Россия участвовала в проведении международных туристских выставок; проводись рекламные компании в прессе для формирования положительного имиджа России; созданы бесчисленные ресурсы в Интернет с данными об отечественных и зарубежных туристских фирмах и предлагаемых услугах; созданы новые рабочие места; осуществляется подготовка квалифицированных кадров; улучшилась ситуация с инфраструктурой. Поражают лоском столичные гостиницы, особенно принадлежащие интернациональным гостиничным цепям.
Меры предусмотренные программой и реализованные в действительности помогли решить часть проблем, но создается впечатление, что многие мероприятия имели эффект косметического ремонта, оставляя более глубокие проблемы нерешенными. Подведение итогов реализации первого этапа программы показало, что не произошло формирования цивилизованного современного туристского рынка в России, хотя отдельные тенденции наметились, а государственный бюджет не ощущает увеличения доходной части от туристской деятельности, в итоге бюджету страны наносится огромный вред. Большая часть запланированных мероприятий реализовывалась либо в большой спешке, либо с незнанием основ туристского бизнеса, что повлекло за собой не улучшение, а ухудшение положения на российском туристском рынке.
В 1999 году Правительство России утверждает Мероприятия реализации второго этапа Федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации» 78 .
Среди плановых мероприятий обозначены следующие направления:
научное обеспечение развития туризма;
организация туристической деятельности и управление развитием туризма;
обеспечение реализации инвестиционных проектов в сфере туризма;
нормативно-правовое обеспечение развития туризма.
В целях обеспечения материально-технического развития туристской деятельности на территории Российской Федерации в рамках реализации второго этапа Программы была создана Межведомственная комиссия по вопросам использования федеральной собственности в сфере туризма и гостиничного хозяйства. Основными ее задачами являются: разработка предложений по формированию единой государственной политики в области управления федеральной собственностью в сфере туризма и гостиничного хозяйства; подготовка рекомендаций по вопросам повышения эффективности использования федеральной собственности в сфере туризма и гостиничного хозяйства и ряд иных задач, направленных на формирование конкурентоспособного туристско-гостиничного рынка в России.
Сравнение мероприятий первого и второго этапов Программы позволяет определенно обозначить, что часть мероприятий первого этапа была реализована. Невыполненные мероприятия перенесены во вторую часть, рассчитанную на более длительный срок.
11 июля 2002 г. распоряжением Правительства Российской Федерации была одобрена и принята Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года, которая «направлена на обеспечение в стране правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристической индустрии» 79 .
В Концепции развития туризма определяется место туризма в мировой экономике, анализируется современное положение отрасли туризма в РФ, и устанавливаются основные цели и задачи развития туризма в Российской Федерации. В Концепции сделан акцент на реализацию основного принципа туристской деятельности: турист должен приехать в туристский центр и потратить все свои деньги, только в этом случае туристская деятельность становится окупаемой и интересной для множества сервисных организаций. В связи с этим одними из приоритетных видов туризма признаны въездной и внутренний.
В Концепции развития туризма перечисляются мероприятия, планируемые в период с 2002 по 2005 года: устанавливаются примерные сроки проведения мероприятий и назначаются ответственные ведомства. По характеру мероприятия, возможно, разделить на пять групп:
нормативная правовая деятельность;
межведомственная и межрегиональная координация, совершенствование туристической инфраструктуры;
формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на внутреннем и международном рынках;
повышение качества обслуживания в сфере туризма, подготовка кадров;
- Важным в становлении государственной политики в области туризма и развитии туристских отношений является разработка и утверждение региональных программ или концепций развития туризма. Многие вопросы, возникающие в процессе развития туристской деятельности в России, не могут быть решены на федеральном уровне, по причине отдаленности центра от регионов и неведения его о специфических проблемах, возникающих вследствие природно-климатических, экономических, этнографических и иных особенностей субъекта. Выход из сложившейся ситуации в принятии региональных программ развития туризма, учитывающих особенности туристской индустрии регионов.
- Определите основные принципы государственного регулирования туристской деятельности
- Охарактеризуйте Программу развития туризма в России
- Назовите основные мероприятия Концепции реорганизации и развития туризма в РФ
- Установите основные этапы развития туризма
- Представьте свое мнение о возможности реализации Программы в России
Источник: studfile.net
Что такое программы развития туризма в стране
В России запускается госпрограмма «Развитие туризма» до 2030 года. Её утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин. Общий объём финансового обеспечения государственной программы до 2024 года составляет 724 млрд рублей. Из них 168,4 млрд – средства федерального бюджета, 75,8 млрд рублей – средства консолидированных бюджетов регионов, 542,1 млрд рублей – внебюджетные источники.
Структура государственной программы включает в себя три федеральных проекта – «Развитие туристической инфраструктуры», «Повышение доступности туристических продуктов» и «Совершенствование управления в сфере туризма», входящих в национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», а также комплекс мероприятий «Обеспечение системы управления в сфере туризма».
«Развитие внутреннего туризма в России является национальным приоритетом. Страна имеет колоссальный туристический потенциал. В этом году принят национальный проект “Туризм и индустрия гостеприимства”, а с начала 2022 года заработает утверждённая Председателем Правительства Михаилом Мишустиным госпрограмма “Развитие туризма”.
Инвесторы в этом году получили льготные кредиты на строительство отелей общей вместимостью почти 14 тыс. номеров. В рамках новой госпрограммы до 2024 года за счёт льготных кредитов по всей стране должно появиться уже свыше 19,5 тыс. номеров. Содействие инвесторам будет оказываться в том числе при строительстве обеспечивающей инфраструктуры к туристическим объектам.
И работу в этом направлении ведут совместно Минстрой России и корпорация “Туризм.РФ”. В ближайшие три года гранты получат не менее 2,5 тыс. предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего туризма. В 2021 году аналогичную меру поддержки получило 452 проекта. В комплексе все эти меры позволят нам к 2030 году увеличить количество путешествий внутри страны до 140 млн поездок в год, создать не менее 1,7 млн новых рабочих мест и повысить вклад отрасли в экономику до 8,3 трлн рублей», – сказал Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко.
Участниками государственной программы стали 17 министерств и ведомств, в частности Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства – ответственный исполнитель указанной государственной программы, а также Федеральное агентство по туризму, которое является ответственным исполнителем национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
В результате реализации госпрограммы должны быть достигнуты следующие цели:
— граждане обеспечены современной туристической инфраструктурой;
— создана и внедрена система поддержки общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего туризма;
— созданы условия для обеспечения доступности гражданам поездок по стране в условиях комфортной и безопасной туристической среды;
— созданы и внедрены цифровые решения, обеспечивающие гражданам доступ к информации о возможностях отдыха внутри страны, а также к туристическим цифровым сервисам;
— создана сквозная система финансовой и нефинансовой поддержки, направленной на развитие экспорта туристских услуг;
— увеличено число рабочих мест и повышен кадровый потенциал отечественной туристической отрасли;
— реализованы мероприятия по цифровизации государственного управления в сфере туризма;
— усовершенствовано государственное управление в сфере туризма.
Работа Правительства:
- Государственная программа «Развитие туризма»
- Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства»
- Внутренний и въездной туризм
Источник: government.ru