Профессия юриста в наши дни одна из наиболее значимых в обществе. Она находится под пристальным вниманием государства. Правительством даже была утверждена государственная программа Российской Федерации «Юстиция». Ее целью было провозглашено развитие в обществе правовой модели поведения граждан, преодоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону и повышение доверия к правосудию. Ответственным за исполнение большинства мер названо Министерство юстиции России.
Одной из задач программы является повышение уровня защиты публичных интересов и уровня реализации прав граждан и организаций. Для реализации этой задачи введен, в частности, целевой показатель:
- увеличить соотношение количества действующих адвокатов к населению страны в два раза;
- увеличить соотношение количества действующих нотариусов к населению страны в два раза;
- увеличить объем оказанных бесплатно юридических услуг;
- увеличить долю граждан, удовлетворенных качеством юридических услуг до 90%.
К работе судебных приставов уже имеются значительные претензии со стороны действующих юристов. Система принудительного взыскания, по нашему мнению, не оправдывает возложенных на нее задач. И получается так, что сложнейшее дело, выигранное с большими усилиями, не приводится в исполнение, поэтому вся работа юристов в России обесценивается. Но, в целом, создание точных критериев оценки процесса реализации государственной программы представляется правильным.
Что такое ювенальная юстиция?
Ожидаемыми результатами программы Правительство установило, например:
- создание единого рынка услуг по оказанию юридической помощи, доступной различным группам населения;
- наиболее полное обеспечение реализации гражданами и организациями своих имущественных и иных законных прав и интересов;
- повышение уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций, обеспечение реализации гражданами и организациями своих имущественных и иных законных прав и интересов.
В целом можно сказать, что правовая система России, хотя и развивается семимильными шагами, пока еще не соответствует высоким стандартам правового государства. Задача юриста – суметь остаться именно юристом и провести в жизнь те знания, которым его обучили в университете. Ведь многое при решении имеющихся проблем в правовой сфере зависит от личности конкретного специалиста и его качеств, его соответствия компетенциям «идеального юриста», убедительности, понимании всей системы права, веры в торжество права.
Статья подготовлена на основе материалов книги Саблина Максима Тимуровича «Карьера юриста». Подробнее об авторе можно узнать здесь.
Это может быть интересно:
Источник: moeobrazovanie.ru
Государственная программа Юстиция
Минюст опубликовал новый вариант концепции регулирования рынка профессиональной юрпомощи. Обновленная программа предусматривает введение адвокатской монополии в России с 1 января 2023 года. В документе подробно расписано, как можно будет получить адвокатский статус в упрощенном порядке и какие требования будут предъявляться к иностранным юристам. За внедрение большей части нововведений будут отвечать Минюст и ФПА.
Функции Министерства юстиции (лекция)
Первый этап: новые законы
Из опубликованного документа следует, что концепция будет реализовываться в три этапа. На первом из них в 2018 году собираются разработать нормативные акты по нескольким направлениям:
1) Создать возможности для выбора адвокатами существующих организационно-правовых форм коммерческих организаций, чтобы вести адвокатскую деятельность.
2) Обеспечить адвокатам возможность работать по трудовому договору с адвокатскими образованиями.
3) Детализировать режим налогообложения адвокатов и адвокатских образований в зависимости от той организационной формы, которую они выберут.
4) Обеспечить адвокатским образованиям возможность использовать средства индивидуализаци и участвовать в госзакупках.
5) Ввести правило о том, что иностранные юристы и защитники смогут оказывать в России юрпомощь только после регистрации в специальном реестре, который будет вести Минюст. Иностранцы смогут консультировать в нашей стране только по вопросам права своего зарубежного государства, если там власти дают аналогичную возможность для российских адвокатов (принцип взаимности).
6) Ввести правило о том, что иностранцы смогут получить статус адвоката в РФ, если они имеют высшее юридическое образование вуза России, СССР или иностранного университета той страны, где действует принцип взаимности с Россией.
7) Ввести требование к адвокатским образованиям, которое запретит прямой или косвенный контроль иностранных лиц над ними.
В документе указано, что для достижения перечисленных целей потребуется внести изменения в целый ряд актов: Закон об адвокатуре, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Налоговый кодекс, в процессуальное законодательство и законодательство о госзакупках. На первом этапе реализации Концепции для укрепления статуса адвоката планируется при участии ФПА разработать предложения, которые будут обеспечивать повышение эффективности адвокатской деятельности: дальнейшее развитие института адвокатского запроса, защиты адвокатской тайны, упрощение процедур подтверждения работы адвокатов по назначению.
Второй этап: упрощенный экзамен не для всех
В 2019 году должен пройти второй этап реализации концепции, в рамках которого планируется разработать законы, регулирующие временный упрощенный порядок перехода юристов в адвокатуру. Чтобы получить адвокатский статус по облегченному механизму, надо будет успешно пройти тест на знания только законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. Упрощенный порядок будет действовать в переходный период до 1 января 2023 года для тех специалистов, кто соответствует общим требованиям Закона об адвокатуре и одновременно отвечает ряду дополнительных критериев.
Всем остальным юристам придется сдавать квалификационный экзамен на получение статуса адвоката в общем порядке. Авторы концепции указывают на то, что сдачу экзамена надо сделать удобной и технологичной с использованием интернета. Разработкой такой системы займется ФПА.
Правила предоставления статуса адвоката как в упрощенном порядке, так и в общем предстоит унифицировать, сделать максимально прозрачными и публичными. Их должны будут совместно утвердить ФПА и Минюст. Вопрос с уплатой взносов при вступлении в адвокатуру тоже предстоит упростить. Разработчики документа предлагают установить единый необременительный размер таких сумм.
В перспективе планируется предусмотреть преференции для адвокатских образований, которые оказывают помощь pro bono. В частности, наличие такой практики у адвокатов могут сделать обязательным условием для участия в гостендерах на оказание юруслуг. Число адвокатов будет стремительно расти, поэтому ФПА в 2019 году придется создать все условия для эффективной и системной работы квалификационных комиссий адвокатских палат субъектов РФ.
Финальный аккорд: сроки могут продлить
Последний этап реализации Концепции собираются провести за 3 года – с 2020 по 2022 год. За это время собираются принять в адвокатуру в упрощенном порядке всех желающих, которые отвечают заявленным требованиям. С 1 января 2023 года представительство во всех судах вправе будут осуществлять только адвокаты, а также госслужащие, муниципальные служащие, инхаусы в интересах своих компаний, законные представители, руководители организаций и НКО.
Кроме того, с этой же даты только адвокаты и адвокатские образования смогут оказывать юридическую помощь в РФ на возмездной основе. Всем юркомпаниям придется до этого времени привести свои фирменные наименования, учредительные документы, партнерские соглашения, трудовые договоры, а также соглашения с доверителями в соответствие с новыми правилами Закона об адвокатуре, и получить статус адвокатских образований.
Во время третьего этапа ФПА и Минюст будут вести мониторинг тех результатов, которые удалось достичь с 2018 по 2020 год в процессе реализации поставленных задач:
- Установить число лиц, которые получили статус адвоката в упрощенном порядке, уточнить динамику увеличения численности адвокатского сообщества;
- Оценить доступность адвокатских услуг для всех категорий граждан в денежном эквиваленте;
- Подсчитать число вновь зарегистрированных адвокатских образований
- и их организационно-правовые формы;
- Узнать число адвокатов, которые заключили трудовые договоры с адвокатскими образованиями;
- Выявить проблемы правоприменения, которые возникли при реализации Концепции.
Если в ходе мониторинга выяснится, что к 1 января 2023 года численность адвокатов не обеспечивает потребностей граждан и организаций в получении квалифицированной юрпомощи либо имеются иные проблемные аспекты, то срок третьего этапа реализации концепции могут увеличить.
Тем временем сегодня Законодательный комитет Госдумы по итогам своего заседания рекомендовал принять в первом чтении законопроект, который предлагает альтернативные правила представительства для юристов в российских судах (см. «Представителей в судах обяжут иметь высшее юридическое образование»). Его автором является депутат Госдумы, председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.
О законопроекте
Его идея состоит в том, чтобы прописать в законе требования о наличии специального образования у тех, кто хочет представлять чьи-либо интересы в суде. При этом представитель гражданина или организации должен иметь присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности или получить образование по программе с государственной аккредитацией. К иностранным гражданам законопроект предъявляет точно такие же требования.
Если проект примут, то в АПК вместо слов «иные лица» появится такое уточнение: «дееспособные граждане, имеющие высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности, либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом, и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование». Такую же норму пропишут в ГПК и КАС.
Что касается компаний, то представителями смогут быть как российские организации, так и иностранные. Последние при этом будут обязаны иметь специальную аккредитацию от «общероссийской общественной организации, определяемой Правительством».
Источник: www.advokatorium.com
Что такое программа юстиция
Постановление от 15 апреля 2014 года №312. Основными целями госпрограммы являются, в частности, развитие в обществе правовой модели поведения граждан, преодоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону и повышение доверия к правосудию.
Документ
Постановление от 15 апреля 2014 года №312
Госпрограмма разработана Минюстом России.
Ответственным исполнителем программы является Минюст России, соисполнители – Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов.
В государственную программу включены следующие подпрограммы (в том числе федеральные целевые программы):
— «Обеспечение защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций»;
— «Развитие судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации»;
— «Регулирование государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний»;
— «Повышение качества принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц и обеспечение установленного порядка деятельности судов»;
— «Повышение эффективности государственного управления при реализации государственной программы»;
— федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007–2016 годы)».
Целями программы являются развитие в обществе правовой модели поведения граждан, преодоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону и повышение доверия к правосудию.
Главные задачи программы:
— повышение уровня защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций;
— разработка общей стратегии в сфере судебно-экспертной деятельности и модернизация федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции России;
— повышение уровня исполнения судебных актов и уголовных наказаний, включая разработку общей стратегии государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний;
— повышение уровня исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, включая модернизацию системы принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также обеспечение установленного порядка деятельности судов;
Целевые индикаторы и показатели программы:
— соотношение общего количества адвокатов, имеющих действующий статус, сведения о которых внесены в реестр, к населению России;
— соотношение общего количества нотариусов, сведения о которых внесены в реестр, к населению России;
— объём выполненных судебных экспертиз и экспертных исследований (в стоимостном выражении);
— объём выполненных судебных экспертиз и экспертных исследований (в натуральном выражении);
— соблюдение требований законодательства Российской Федерации при принятии решений о государственной регистрации некоммерческих организаций (соотношение количества решений, признанных незаконными судом или Минюстом России, к общему количеству принятых решений);
— доля оконченных фактическим исполнением исполнительных производств (в процентном отношении от общего количества находящихся на исполнении в отчётном периоде исполнительных производств);
— эффективность обеспечения охраны зданий арбитражных судов и судов общей юрисдикции (количество взятых под охрану в круглосуточном режиме зданий, помещений арбитражных судов и верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономных областей и автономных округов, а также окружных (флотских) военных судов к их общему количеству);
— доля осуждённых, освободившихся из мест лишения свободы без профессии (специальности) (в процентном отношении);
— количество исправительных учреждений, в которых условия содержания осуждённых соответствуют российскому законодательству (в процентах от общего количества исправительных учреждений);
— количество следственных изоляторов, в которых условия содержания подследственных соответствуют российскому законодательству (в процентах от общего количества следственных изоляторов).
Программа реализуется в один этап в 2013–2020 годах.
Общий объём ассигнований федерального бюджета на реализацию государственной программы составляет 2 378 553 556,70 тыс. рублей, в том числе:
2013 год – 244 965 746,10 тыс. рублей;
2014 год – 290 635 613,60 тыс. рублей;
2015 год – 301 398 868,60 тыс. рублей;
2016 год – 299 991 128,00 тыс. рублей;
2017 год – 290 137 527,20 тыс. рублей;
2018 год – 304 076 497,00 тыс. рублей;
2019 год – 317 516 878,00 тыс. рублей;
2020 год – 329 831 298,20 тыс. рублей.
Ожидаемые результаты реализации программы:
— улучшение положения с соблюдением прав и основных свобод человека и гражданина;
— повышение уровня защиты прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов;
— улучшение качества исполнения судебных решений, актов иных органов.
Оценка эффективности реализации государственной программы будет осуществляться Минюстом России путём использования показателей результативности (целевых индикаторов), которые отражают выполнение мероприятий по направлениям программы.
Работа Правительства:
- Государственная программа «Юстиция»
- Вопросы судебной системы
- Вопросы исполнительного производства
- Вопросы системы исполнения наказаний
- Общие вопросы реализации государственных программ и федеральных целевых программ
Министерства и ведомства, органы при правительстве:
- Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России)
- Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России)
Источник: government.ru