Сайт является сборником научных статей и книг по истории Московского государства в XV-XVII веках.
Восстание Степана Разина – причины, участники, требования, этапы восстания, итоги
Опубликовано 20.05.2022 автором Threerome
Степан Разин был предводителем одного из крупнейших восстаний в истории России. По масштабам с событиями 1667-1671 гг. могут сравниться бунты под руководством Пугачева и Болотникова. Крестьянское восстание Разина завершилось неудачей, но громко заявило о необходимости перемен в обществе. Боевые действия охватили Поволжье, бассейны рек Дон и Северский донец. Армия повстанцев планировала захватить Москву, однако подойти на расстояние ближе 400 км от столицы им не удалось.
Причины восстания
В 1649 г. вышло Соборное уложение царя Алексея Михайловича — свод законов, который сильно ограничивал права низших слоев населения. Срок сыска беглых объявлялся бессрочным, а свободные крестьяне привязывались к месту жительства и не могли перемещаться по стране. Феодальный гнет рос, стабильно увеличивался государственный налог, уровень жизни крепостных снижался.
ИСКУССТВЕННЫЙ РАЗУМ ВЫНЕС жалких людишек в ГО — Восстание машин не за горами?
В 1654-1655 гг. на русской земле началась эпидемия чумы, ставшая крупнейшей в XVII в. Вслед за ней пришло массовое заболевание моровой язвы. В стране начался голод, вызвавший бунты.
Еще одна причина — массовое бегство крепостных в «казачью» вольницу на Дону. Крестьяне вступали в ряды казачества, но становились «голытьбой» — самым бедным безземельным слоем в казачьей иерархии. В отличие от «домовитых», «голытьба» не имела средств к существованию и вынуждена была грабить и промышлять разбоями.
Кто входил в отряды Степана Разина
Основу повстанческой армии составляли беглые крестьяне, казачья «голытьба», бурлаки, бедный посадский люд и мелкие служилые. К ним присоединились недавно закрепощенные народ Поволжья: татары, башкиры, марийцы, мордва, чуваши. Дисциплина и военная подготовка отрядов находилась на низком уровне.
Восстание было воспринято неоднозначно даже в среде казачества. К Степану Разину отказались присоединяться яицкие и запорожские казаки, большинство атаманов. В составе восставших не было представителей дворянства и боярской знати.
Требования и цели восстания
Базовая концепция — «за доброго царя против злых бояр». Цельной программы у восставших не было, часто дело ограничивалось избиением и убийством приказных людей, дворян и боярской знати.
Сам Степан Разин заявлял, что сражается не против Алексея Михайловича, а с его окружением, которое оказывало плохое влияние на государя. Масло в огонь подлило загадочное убийство жены царя Марии Милославской, ее сыновей Алексея и Симона. По слухам, причиной смерти стал подмешанный яд.
В среде крестьянства и бедноты переговаривались о том, что наследнику престола 16-летнему Алексею удалось выжить и сбежать на Волгу. Вскоре появился самозванец, выдававший себя за царевича.
Основная цель восстания под предводительством Разина — дать свободу «черному» люду и избавить его от гнета дворян и бояр. Помимо земли и воли, задачей повстанцев стояло распространение общинного самоуправление по примеру Донского казачества.
Программа «Время» Южная Корея — Восстание в Кванджу, 1985.05.18
Этапы и основные события
В историографии есть несколько подходов к хронологии. Часть исследователей включают в восстание «Поход за зипунами» (1667-1669), другие — называют произошедшее Крестьянской войной и ограничиваются 1670-1671 гг.
«Поход за зипунами»
Зипунами в простонародье называлась полученная добыча. В первые годы активных действий отряды грабили русские и персидские корабли на Волге. География была масштабной: повстанцы разграбили персидское побережье Каспийского моря, захватили Яицкий казачий городок на реке Яик и стремительно набирали силу на Поволжье.
В октябре 1669 г. участники крестьянского восстания возвращаются на Дон после успешного Каспийского похода. В ставке у Кагальницкого городка Разин начинает активно собирать войска и готовить поход на Москву. В маю 1670 г. численность отрядов повстанцев выросла в 3 раза: с 1.5 тыс. до 4.5 тыс. штыков. Единственным казачьим атаманом, присоединившимся к Разину, был Василий Ус.
Крестьянская война
Второй этап восстания начинается в мае 1670 г. Количество восставших продолжает расти: 15 мая отряды Разина численностью в 7 тысяч человек начинают осаду Царицына. Город удалось захватить после бунта внутри крепостных стен. Далее повстанцы отправляются к Черному Яру, где без боя присоединяют к себе уклонившиеся от сражения царские войска. 22 июня 1670 г. отряды Разина захватывают Астрахань, где казнят около 500 дворян и бояр.
Из Астрахани часть войск направляется в верховья Дона и в район Черкасска, а сам предводитель с 10 тысячами бойцов уходит на север. Без боя Разину сдаются Самара, Саратов, осажден Симбирский кремль. К повстанцам присоединяются поволжские народы, численность армии возрастает до 200 тысяч человек.
Этот момент стал переломным в восстании. В Москве напуганы растущей силой Разина. В районы Шацка, Казани, Арзамаса и Симбирска отправляется войско под руководством Ю.А.Долгорукого. Царская армия превосходит отряды Разина по численности и подготовке, начинается разгром восстания. В ноябре 1670 г. случилась битва под Симбирском, где отряд Ю.Н.Борятинского разгромил повстанцев.
Завершение восстания
Царская армия жестоко подавила восстание. По оценкам историков в Поволжье в 1670-1671 гг. были казнены более 100 000 человек. В апреле 1671 г. в Кагальницком городке был схвачен Степан Разин, которого позже четвертовали на Болотной площади в Москве. Последним оплотом бунта была Астрахань, которая успешно оборонялась до конца ноября 1671 г. Падение крепости стало финальной точкой в восстании.
Причины поражения восстания
Основная причина — отсутствие политической программы. Лидеры бунта не выдвинули разумных требований и не сформулировали цели. Воодушевленная популистскими идеями армия восставших развалилась после встречи с подготовленным царским войском. Состав повстанцев не был однородным: начались брожения внутри казачества, разногласия между социальными группами, борьба за власть.
Итоги и последствия
Восстание жестко подавлено царской армией. Руководители и значительная часть повстанцев были казнены. По всей стране начались массовые чистки. Вопрос отмены крепостного права не был решен, другие цели не достигнуты. Отряды Разина мародерствовали в Поволжье, что повлекло разорение этих земель.
Власти в Москве задумались над преобразованием в обществе и провели ряд реформ в последующие годы.
Запись опубликована автором Threerome в рубрике Научно-популярные статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Источник: moscowstate.ru
Что такое программа восставших
Восстание подавлено, и другого исхода быть не могло: кое‑как вооруженные и плохо организованные толпы повстанцев не могли долго противостоять полкам регулярной армии. Главный итог крестьянской войны точно определен современными историками: «Борьба за лучшую долю оказалась во власти стихии и превратилась в кровавую мясорубку, стоившую огромных жертв и нанесшую огромный ущерб российскому хозяйству».
Нельзя не согласиться с оценкой крестьянской войны как «трагедии, с которой одна часть населения связывала несбыточные надежды, другим же были уготованы безмерные страдания». Потому здесь нечем восторгаться и гордиться, как это многие годы было в советской историографии. К сожалению, не историки, а публицисты первыми заявили, что противоестественно гордиться количеством пролитой собственным народом крови. Однако это не ставит под сомнение право крестьян феодальной эпохи на силовые формы социального протеста, когда нерезультативными оказываются попытки изменения своей участи в лучшую сторону иными способами (прошения, отказ повиноваться до удовлетворения каких‑то конкретных требований и пр.).
Если же говорить о последствиях восстания в сугубо экономическом плане, то только на восстановление разрушенного (заводов, рудников, помещичьих имений и т. д.) потребовался не один год и не один десяток тысяч рублей. А сколько времени ушло на достижение прежних объемов производства, на его наращивание? Об этом можно только гадать, таких подсчетов никто не делал.
О чем же мечтали участники крестьянской войны, включаясь в борьбу? Какова была их «программа»?
Прежде всего следует отметить, что своеобразным идеологическим стержнем, вокруг которого только и могли объединиться все основные требования и экономического, и политического свойства, была идея «истинного», «мужицкого» царя, реализовавшаяся в самозванчестве. Несмотря на всю утопичность и непоследовательность наивного монархизма, идея «доброго, мужицкого царя на троне» была единственно возможной политической альтернативой абсолютистско‑крепостническому режиму, приемлемой и понятной трудовым массам, а потому и способной поднять их на вооруженную борьбу против существующих порядков.
Что же касается конкретных представлений предводителей крестьянской войны об обществе будущего, то цитированный выше Манифест от 31 июля 1774 г., в котором концентрированно отражены ее лозунги на последнем этапе, отчетливо показывает их утопичность и противоречивость. Так, обещание освобождения крестьян от всех повинностей и «награждения» их всеми казачьими вольностями ставит вопрос: из каких же источников в таком случае предполагалось изыскивать средства для естественного функционирования государства?
Об этом ни предводители, ни тем более его участники даже не задумывались. Все большая часть историков ныне согласна в мнении, что программы нового общества будущего предводители крестьянской войны «не дали и дать не могли», «крестьянское общество неминуемо должно было прийти к тому же самому феодальному строю, породить новых господ и новых эксплуататоров».
Об этом, в частности, свидетельствует учреждение Пугачевым в первые же дни пребывания в Берде Военной коллегии – органа, прямо заимствованного из структуры самодержавной власти. Своим сподвижникам Пугачев‑Петр III присваивал чины и титулы, соответствующие атрибутике последней. Так, казак Зарубин‑Чика возведен в графское достоинство, он превращен в «графа Чернышева». На последнем этапе восстания последовали и другие подобного рода судорожные «царские» пожалования лицам из ближайшего окружения: А. А. Овчинников стал генерал‑фельдмаршалом, А. П. Перфильев – генерал‑аншефом, Ф. Ф. Чумаков – генерал‑фельдцейхмейстером и т. д. Для личной охраны «Петра Федоровича» создана и «гвардия», а у его новой супруги – казачки Устиньи Кузнецовой (в девичестве) – по примеру двора появились и свои «фрейлины». Таким образом, даже при самом невероятном исходе восстания – его победе – все бы пошло по‑старому.
И последнее. Теперь большинство историков не склонны ограничивать такие сложные, как крестьянские войны, явления только рамками классовой борьбы феодального периода. Их природа гораздо шире. Они – порождение не только «классового антагонизма», как долгие годы принято было считать, а «сгусток различных социальных, имущественных, национальных, религиозных противоречий и конфликтов, просто борение и кипение человеческих страстей».
Борьба крестьянства заставила дворянство и правительство ослабить степень его эксплуатации, повысить оплату труда приписных на уральских заводах. Указ от 21 апреля 1775 г. извещал и о «материнском попечении» о подданных: «для народной выгоды и облегчения сбавить с продажи соли с каждого пуда 5 копеек». Однако главным следствием крестьянской войны стали реформы, приведшие к упрочению господствующего строя.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 175.
Источник: findout.su
17. Швабский район Великой крестьянской войны в Германии. Программы восставших.
Первые вооружённые выступления крестьян, положившие начало Крестьянской войне в Верхней Швабии, произошли в феврале 1525 г. в районе Кемптена и Кауфбейрена, в Аль-гау. Первыми поднялись крестьяне Кемптенского монастыря, которые уже ранее находились в постоянной борьбе с аббатами, проводившими полигику их насильственного закрепощения.
В конце 1524 и начале 1525 г крестьяне составили перечень своих жалоб против кемптенского аббата. Однако их борьба вылилась в более высокую форму в феврале 1525 г., когда волна крестьянских волнений и пропаганда сторонников Мюнцера дошла до Альгау. Кемптенские крестьяне собрались у Луибаса и решили отказаться от судебного разбирательства поднятого против аббата дела.
Речь идёт теперь, говорили они, не о суде на основе существующего нрава, а об установлении нового порядка на основе «божественного права», согласно которому не должно быть ни монастырей, ни дворянских замков. К кемптенским крестьянам примкнули крепостные и зависимые крестьяне других духовных и светских феодалов Альгау.
Решив немедленно ввести «божественное право», крестьяне сразу же перешли к действиям. Феодалы в панике бежали в самые крупные замки и за монастырские иены. Однако размах развернувшихся революционных действий всей крестьянской массы был так велик, что даже наиболее укреплённые замки не могли устоять. Крестьяне завладевали многими замками и монастырями и разрушали их.
Такие же события развернулись в конце февраля и в начале марта по всей Верхней Швабии, в районе между Боденским озером и Верхним Дунаем. Всюду возникали крестьянские лагери и отряды, разрушались монастыри и дворянские замки.
Альгауский рыцарь Верденштейн рассказывает в оставленной им хронике, как его крепостные крестьяне после принятия решения о введении «божественного права» собрались ночью перед его замком большой толпой и гневно говорили о своём бедственном положении и существующем неравенстве, «Вы тут пьёте вино, — кричали из толпы, — а нам остаётся только пить воду и выцарапывать из земли своими ногтями ничтожное питание!». На следующий день, рассказывает рыцарь, в замок явились все его крестьяне и заявили о своём отказе платить поборы и нести повинности. На вопрос рыцаря: «В чём же вы меня, любезные братья, обвиняете и что же я вам сделал?» — кузнец от имени всех крестьян ответил ему: «Ничего особенного, только то, что все господа делают, но мы вообще не хотим иметь господ!». Крестьяне потребовали также дать им другого священника, который «правильно проповедует слово божье».
О том же рассказывают и феодалы других районов Верхней Швабии. По этим рассказам можно судить, какое огромное влияние оказывала на восставшую крестьянскую массу пропаганда реформации в революционном духе, истолкование «божественного права» как устранение феодалов и разрушение их замков.
Требование о введении «божественного права» сделалось в Верхней Швабии, как и в других местах, охваченных Крестьянской войной, общим требованием всех восставших. Однако в крупных крестьянских лагерях, возникавших в районах городов Кемптена, Кауфбейрена, Меммингена, Бибераха, Ульма, Лейпгейма и у Боденского озера, не было единства в понимании сущности «божественного права». В то время как революционеры толковали его в духе «Статейного письма» — как требование устранения всех господ, — сторонники умеренной тактики, находившиеся под влиянием швейцарского реформатора Цвингли, понимали под лозунгом «божественного права» лишь требование смягчения существующих феодальных тягот и упразднения крепостного состояния крестьян. Пропаганда умеренной тактики имела успех у зажиточных крестьян и многих руководителей Массы же бедного крестьянства, так же как и городской плебс, жадно слушали революционные речи сторонников Мюнцера.
Внутренняя борьба в крестьянски лагерях в Верхней Швабии, имевшая свои корни в социальной разнородности восставшей массы, препятствовала их согласованным действиям и ослабляла их в борьбе с господами и со Швабским союзом, приступившим к собиранию военных сил для подавления восстания. И даже после того, как в начале марта 1525 г. три главных отряда Верхней Швабии образовали «Христианское объединение», не было достигнуто единства в вопросе о понимании «божественного права». Главные руководители «Христианского объединения», придерживавшиеся умеренной тактики, вступили в переговоры со Швабским союзом о перемирии, которого добивались господа с целью выигрыша времени и завершения своей военной подготовки. Но крестьянские массы действовали в духе «Статейного письма», разрушали дворянские замки и монастыри, устанавливали контакты с городскими низами и разоблачали вероломные планы Швабского союза.
Как мы видим, «12 статей» касались самых злободневных вопросов крестьянской жизни, являвшихся объектом многовековой борьбы. Этим в первую очередь объясняется большое распространение их среди восставших крестьян и превращение в общую для всех слоев крестьянства программу.
Однако мирный тон «12 статей» и содержавшиеся в них оговорки не произвели в восставшей массе того эффекта, на который рассчитывали их авторы. Наоборот, широкие слои крестьян сочетали конкретные и популярные требования «12 статей» с революционной тактикой и Статейного письма», которой они по-прежнему придерживались, не считаясь с заключённым руководителями «Христианского объединения» перемирием и не признавая его. Расчёты руководителей Швабского союза и господ на внутренний распад крестьянских лагерей не оправдались. «12 статей» сделались фактически общей программой антифеодальной борьбы. Открытые военные действия стали неизбежными.
В этой напряжённой обстановке многое зависело от положения в городах, которое внушало феодалам немалую тревогу. Плебейские массы открыто высказывали свои симпатии крестьянам и помогали им. Поступавшие в Швабский союз сведения о настроениях городских низов убеждали его руководителей в том, что городские власти сами не справятся с положением, что дальнейшие успехи революционных крестьян могут привести в движение и средние слои горожан. Руководители опасались за судьбу самого Швабского союза, которому грозил распад в случае отпадения городов.
Сознавая опасность сложившейся ситуации, руководители Швабского союза решили форсировать события, поскольку они убедились, что время работает на крестьян: в крестьянские лагери прибывают всё новые и новые силы; всё больше усиливается связь крестьян с городскими низами. В начале апреля 1525 г. командир войск Швабского союза Георг Трухзес, нарушив заключённое с умеренными крестьянскими руководителями перемирие, внезапно напал на крестьянский лагерь у Лейпгейма, близ Ульма. Разбив здесь крестьян, Трухзес двинул свои регулярные силы против плохо вооружённых и организационно не связанных между собой главных крестьянских лагерей Верхней Швабии. Преимущества войск Швабского союза в вооружении и военной организации были очевидны. И всё же расчёты Трухзеса покончить с крестьянами одним ударом не оправдались.
Вероломное нападение Трухзеса на Лейпгеймский лагерь вызвало новую мощную волну революционных выступлений крестьянских масс, которые вышли далеко за пределы Верхней Швабии и Шварцвальда, распространяясь по всей Средней Германии. Отдельные отряды революционных крестьян оказывали Трухзесу ожесточённое сопротивление. В горных районах Трухзес вынужден был прибегать к длительной позиционной войне. У городка Вейнгартен, севернее Боденского озера, Трухзес, зажатый крестьянскими отрядами, почувствовал, по его собственному признанию, опасность военной катастрофы.
Но Трухзес стремился использовать не одни только военные преимущества своих регулярных войск. Значительное внимание он обратил на то, чтобы деморализовать крестьян переговорами с руководителями отдельных отрядов, противопоставлять одни отряды другим и действовать всюду обманом, шантажом и предательством.
В этом Трухзесу помогали те крестьянские руководители из зажиточных слоев, которым, по словам Энгельса, «было что терять». Они прислушивались к увещеваниям Трухзеса и шли на переговоры с ним, внося этим в ряды крестьян разложение и деморализацию. Трухзес смог, кроме того, использовать доверчивость крестьян и их неспособность действовать длительное время большими массами.
Решающее значение имела также позиция городов. Не только власти верхнешвабских городов, лицемерно взявшие на себя вначале роль посредников между господами и крестьянами, но и часть городского бюргерства оставила крестьян в самый тяжёлый для них моменТ, а в ряде случаев — прямо помогала Трухзесу. Только плебейские массы городов не участвовали в этом предательстве.
Разбив в конце апреля 1525 г. основные силы верхнешвабских крестьян, Трухзес направился на север — в сторону Франконии и Тюрингии, где создавались новые очаги движения.
Источник: studfile.net