Почти любой автовладелец и каршеровод сталкивался с понятием «телематика». Но наверняка не каждый понимает, что за этим стоит, в чем плюсы и минусы телематического оборудования в собственном авто и в машине каршеринга и как все это устроено с технологической точки зрения. В нашем материале — подробный ликбез с комментариями от операторов каршеринга и «Ренессанс страхования».
Что такое телематика и для чего она нужна
Если совсем просто, то телематика — это аппаратный блок с особым программным обеспечением, собирающий информацию об автомобиле в реальном времени. Часть телематических охранных систем способна обеспечить навигацию, удаленную диагностику, мультимедийные функции и связь. Кроме того, любой телематический комплекс может собирать всю информацию о том, как, где и когда движется водитель. Что он о вас узнает?
- Среднюю скорость движения, соблюдение скоростного режима
- Соблюдение правил остановки и стоянки
- Характеристику маневров и соблюдение правил маневрирования
- Время поездок
- Зафиксированные резкие разгоны и торможения.
В зависимости от типов телематических устройств, назначение у них может быть разным. Телематику используют для мониторинга автомобилей в крупных автопарках (такси, каршеринг, операторы грузоперевозок и др.), а в личных автомобилях телематика чаще всего используется в добровольном автостраховании.
Программы для диагностики АВТОМОБИЛЯ. Кто лучше читает ошибки через OBD2 и Андроид? Часть 1.
Как все устроено
В автомобиль устанавливается мобильный модуль, состоящий из приемника спутниковых сигналов и модулей хранения и передачи данных. Мобильный модуль — единственная аппаратная часть телематической системы. Все остальное решает программное обеспечение. Мобильный модуль собирает информацию и отправляет ее в онлайн-сервис. В модуль устанавливается SIM-карта, а доступ к управлению модулем предоставляется через внешние устройства — от смартфона до сервера.
На российском рынке телематики работают автопроизводители, страховые компании, операторы связи, независимые автосервисы и онлайн-сервисы. Для сбора данных они могут использовать разные устройства — от смартфонов до транспондеров.
Согласно опросу, который проводила аудиторская компания ErnstРенессанс страхование»
Зачем это автовладельцу? При оформлении полиса Safedrive устанавливается франшиза в размере 20 000 рублей, клиент получает скидку до 50%. Если балл вождения за три месяца не падает ниже 7.5, франшиза полностью отменяется, и водитель получает «полное» КАСКО с экономией до 50%. Если средний балл составит от 6.5 до 7.4, франшиза уменьшится вдвое. А для не самых осторожных водителей, чей балл не дотягивает до 6,5, условия договора остаются прежними (то есть, с франшизой).
Помимо банального соблюдения скоростного режима и ПДД есть несколько лайфхаков, помогающих поддерживать высокий балл. Например, если поездка длится больше полутора часов, надо делать небольшие остановки на отдых — после пятиминутной остановки время в пути обновляется. Важный момент: лучше избегать ночных поездок. Баллы за езду ночью начисляются по другому коэффициенту, потому что к концу дня человек устает, его внимание рассеивается, а в темноте еще и ухудшается видимость. Помимо этого, баллы могут снимать за резкое торможение и старты на светофорах, значительные изменения скорости и несоблюдение дистанции.
Следить за формированием рейтинга можно самостоятельно через мобильное приложение. Оно предупреждает пользователя о критичных для оценки маневрах, позволяет следить за историей поездок и предлагает игры и упражнения на концентрацию, стрессоустойчивость и внимание. В приложении телематика работает уже не на компанию, а на пользователя, помогая ему корректировать манеру езды, что снижает вероятность ДТП.
Телематика в каршеринге
Телематика представляет огромную ценность с точки зрения таргетирования, скоринга, логистики, картографии, развития транспортной инфраструктуры. Неудивительно, что она активно используется в каршеринге, являя собой основу системы удаленного контроля и безопасности каршеринговых авто. Кроме того, телематическое оборудование помогает операторам каршеринга и в общении со все теми же страховыми компаниями, ведь каршеринговые автомобили страхуются по ОСАГО и КАСКО с неограниченным числом водителей, что дороже, и потому в интересах оператора держать все под контролем.
«Для каршеринга важна как геопозиция транспорта, так и возможность открыть автомобиль из мобильного приложения. Кроме того, в каршеринге, как и в такси, активно внедряется анализ характера управления автомобилем для предотвращения неприятных последствий – как ДТП, так и технических поломок автомобиля. Мы рады выступать экспертами в этом вопросе и помогать каршеринговым компаниям снижать аварийность».
Дмитрий Усанов, директор по корпоративному автострахованию «Ренессанс страхование»
«Работа с данными телематики — неотъемлемая часть бизнес процессов. Телематика используется для автоматизированного определения клиентов, совершающих нарушения ПДД: на основе телематики выставляются штрафы.
Спорные ситуации возникают редко, но, в случае возникновения, по телематическим данным спорные случаи зачастую можно решить — такое было уже не раз».
Представитель YouDrive
«Телематика безусловно помогает, всегда. Мы «логируем» состояние автомобиля во всех временных точках (сигнал идет постоянно). То есть мы видим, что происходило с автомобилем и в момент аренды, и пока автомобиль стоял без нее. Например, можем сделать перерасчет стоимости поездки или при эвакуации автомобиля до деталей проследить, было ли нарушение правил парковки. Кстати, парковка на территориях подземного паркинга отчасти поэтому и запрещена сервисом: во-первых, следующему пользователю может быть неудобно выезжать (если парковка была платной); во-вторых, уровень сигнала на подземных парковках плохой, все процессы могут идти дольше.
Наличие телематики позволяет оператору каршеринга управлять автопарком эффективно: вовремя осуществлять заправку, осмотр и ремонт авто».
Пресс-служба Anytime и Делимобиля
Помимо вопросов стиля вождения пользователей, телематика в каршеринге позволяет оператору всегда точно знать, сколько топлива в баке, каков заряд аккумулятора и, конечно, где находится каждый автомобиль. В общем, для операторов каршеринга телематика представляет собой один сплошной плюс.
А вот многие пользователи с опаской относятся к технологии, переживая за свои персональные данные. Однако операторы пояснили нам, телематический блок не содержит устройств фиксации происходящего внутри автомобиля. Телематика и приложение каршеринга никак не сообщаются напрямую, а соответственно, не имеет доступа к персональным данным.
При любом действии пользователя в приложении, оно отправляет запрос серверу. Сервер, не передавая данных о пользователе, обращается к автомобилю, например, с командой открыться. Телематический блок в машине отправляет информацию об открытии замков на сервер, и с сервера эта информация попадает в приложение.
«Телематика обезличена и сама по себе не содержит какой-либо полезной информации. Ценность имеет объединение данных телематики и персональных данных пользователей. Но персональные данные находятся в отдельном защищенном хранилище со строгим контролем доступа в соответствии с ФЗ 152. Поэтому наличие телематики в машинах каршеринга не несет дополнительных рисков для клиентов».
Представитель YouDrive
«Саму по себе телематику взломать, конечно, можно — отверткой, но получить из датчиков данные о чём-либо невозможно. Если разбить градусник то содержимое его вытечет, но информация о том, где находится подмышка, получить не удастся».
Пресс-служба МатрёшCar
Минусы для пользователя
К сожалению, есть у телематики и слабые стороны. Например, попытка объехать яму на дороге может быть интерпретирована системой как опасный маневр, срабатывание антиблокировочной системы при торможении на гололеде может быть воспринято как экстренное торможение.
Кроме того, бывали случаи технических неполадок, из-за которых телематика передавала оператору каршеринга ложные сведения о движении автомобиля. Например, один из участников нашего чата поделился историей про то, как Anytime выставил ему штраф за дрифт, которого он не совершал. Согласно телематическим данным, пользователь хаотично ездил по территории ТРЦ “Мега Белая дача”. В итоге ситуация решилась в пользу пользователя.
Однако технологии совершенствуются, и чем больше телематика используется, тем скорее недочеты будут устранены, а кроме того, даже на сегодняшний день серьезные ошибки случаются редко. К тому же, в компаниях работают люди, а людям всегда можно объяснить, как все было на самом деле.
«Как и любое оборудование, телематика может дать какие-либо сбои, но служба поддержки клиентов работает 24/7 и всегда оперативно помогает решить возникшие затруднения. Комфорт пользователя остаётся нашей заботой и в этом случае».
Пресс-служба МатрёшCar
За сбои в работе телематики пользователи могут ошибочно принимать сбои в работе сотовых операторов. Напомним, что данные телематики передаются на сервер посредством каналов мобильной связи, откуда посредством тех же каналов отправляются в мобильное приложение. Таким образом, при проблемах у мобильных операторов, сигнал не проходит на сервер и в приложение, а пользователь может думать, что проблемы возникли в приложении или в работе телематики. Как рассказали нам операторы каршеринга, наиболее частый пример сбоев мобильных операторов — невозможность завершить аренду через приложение.
Подведя итог
Телематическое оборудование позволяет собирать практически любые данные об автомобиле в режиме реального времени. Несмотря на то, что система пока что несовершенна, количество преимуществ, которые появляются при ее использовании, значительно превышает количество недочетов. Частным автовладельцам использование телематики может обеспечить высокий уровень безопасности, а также скидки на страхование. Для операторов каршеринга телематика и вовсе незаменимая вещь, поскольку один телематический блок позволяет решить огромный спектр задач.
Источник: truesharing.ru
Автомобильное ПО: варианты стратегического развития
В своей предыдущей статье я писал о росте важности автомобильного ПО и использовал концепцию «Разработка-сборка-маркетинг-использование» для того, чтобы показать чем ПО отличается от аппаратной части. Суть той статьи заключается в том, что стратегия использования программных платформ – лучший способ добиться успеха на рынке автомобильного ПО.
Печально известен тот факт, что разработку ПО очень сложно планировать и реализовывать – особенно трудно оценивать времязатраты на создание больших программных продуктов. Такое положение дел тянется уже с 1960-ых годов, все это подробно описано в книге «Мифический человеко-месяц». Это книга Фреда Брукса, она была опубликована в 1975 и дополнена в 1995. Проблемы доведения процесса разработки программных продуктов до конца могут быть сформулированы законом Брукса: если вы не укладываетесь в сроки, дополнительные человеческие ресурсы только увеличат время на разработку.
В этой статье мы рассмотрим текущее состояние рынка платформ автомобильного программного обеспечения. Любая программная платформа полагается на аппаратную, требующуюся для работы программ. Я расскажу о сегментах рынка автомобильного ПО и приведу примеры важных продуктов. Но сначала нам нужно понять что такое программные платформы, а также рассмотреть их преимущества и недостатки.
Обзор платформ
Платформа – это технология, позволяющая создавать похожие между собой продукты, использующие результаты прошлых разработок. В рамках стратегии реализации платформ многие продукты или семейства продуктов могут быть разработаны с гораздо меньшими затратами, чем при разработке каждого продукта по отдельности. В автомобильной промышленности широко используются распространенные шасси с различными двигателями, салонами и форм-факторами. Платформы BEV в настоящее время становятся важной тенденцией в автомобильной промышленности. Кроме того, этот подход очень распространен в компьютерной индустрии – часто можно встретить платформы разных уровней (начиная с процессорных и аппаратных, и заканчивая программными платформами и платформами приложений).
Использование программных платформ стало ключевой стратегией во всех сегментах компьютерной индустрии — от мейнфреймов и миникомпьютеров до персональных компьютеров и планшетных ПК. Программные платформы также являются основой на рынке смартфонов и стали ключевым фактором, за счет которого лидерами рынка стали iOS и Android. Программные платформы также приобретают все большее значение в автомобильной промышленности и становятся особенно важны на развивающемся рынке автомобилей, зависящих от программного обеспечения.
У программных платформ есть и недостатки. Для их реализации требуется написание больших объемов кода, а работают они зачастую медленнее. Также они могут повышать требования к аппаратной части. Впрочем, в большинстве случаев, преимущества перевешивают недостатки.
Программная платформа обычно представляет собой набор из множества программных модулей для реализации определенной функциональности. Впрочем, это могут быть и небольшие программы, которые используются в более крупных платформах. Таким образом, программные платформы могут значительно отличаться по размерам и сложности кода. Ключевой аспект – переиспользование программных модулей для экономии затрат на разработку и обслуживание, а также повышение уровня надежности за счет снижения общего количества ошибок в ПО.
Ключом к использованию и реализации программных платформ являются API, позволяющие создавать модульную структуру блоков и обеспечивать связь между модулями или разными платформами. API конкретных сегментов рынка ПО, в случае успеха, создают формируют экосистему из взаимодополняющих программных модулей, которые с течением времени значительно увеличивают стоимость и возможности использования платформы.
Платформы для автомобильного ПО
Программные платформы на автомобильном рынке быстро растут и оказывают большое влияние на всю индустрию автомобильного ПО, причем ожидается, что в следующем десятилетии тенденция роста сохранится. В таблице ниже приведена сводная информации о состоянии основных программных платформ, используемых в автомобильной промышленности. Существует и множество других платформ – в данной статье они не рассматриваются из-за отсутствия подробностей об их разработке. В следующих разделах приводится обзорная информация о каждой из программных платформ, приведенных в таблице.
Операционные системы
Все автомобильные ECU нуждаются в ПО, которое будет управлять различными аппаратными компонентами, а также в приложениях, которые и будут выполняться блоком управления.
Все автомобильные блоки управления нуждаются в ПО, контролирующем работу разнообразных программ, управляющих аппаратными компонентами и приложениями, на которые рассчитаны все ECU. Консорциум автомобильной промышленности разработал и продолжает расширять возможности платформы AUTOSAR.
AUTOSAR представляет собой многоуровневую программную архитектуру со стандартными API-интерфейсами для приложений, исполняемых ECU. Также эта платформа имеет независимый интерфейс, совместимый с большинством микропроцессорных архитектур, используемых в автомобильной промышленности. AUTOSAR – ведущая программная программная платформа в отрасли систем помощи водителю и других традиционных приложениях для ECU. Впрочем, AUTOSAR не может управлять блоками со сложной и обширной кодовой базой так, как это делают информационно-развлекательные системы.
Все это открыло двери для операционных систем, которые стали использоваться в высокотехнологичной промышленности в применении к автомобильным системам. Операционные системы первыми высокотехнологичными программными платформами, оказавшими большое влияние на автомобильную промышленность. В современных информационно-развлекательных и телематических системах используются высокотехнологичные ОС. Также сложные операционные системы используются в ECU, системы ADAS тоже двигаются в этом направлении.
Некоторые блоки управления имеют повышенные требования к безопасности, и им нужны системы, прошедшие сертификацию (например, по стандарту ISO 26262). В настоящие момент, ни у одной из версий Linux нет таких сертификатов. В таких блоках используют QNX, Green Hills и другие аналогичные операционные системы, имеющие сертификаты безопасности.
Информационно-развлекательная системы – высший уровень развития систем, использующих ОС. На рынке платформ ОС идет битва между QNX и различными версиями Linux – AGL, Android и GENIVI-совместимыми версиями. Android от Google развивается семимильными шагами. Успех Android связан с основанием Открытого автомобильного альянса (OAA) в 2014 году. В настоящее время в этот альянс входят 60 брендов, включая ведущих OEM-производителей вроде Chrysler, Fiat, Ford, GM, Honda, Hyundai, Mazda, Mercedes-Benz, Nissan, Renault, Toyota и VW.
В платформу ОС обычно встроены многочисленные программы, относящиеся к так называемому промежуточному программному обеспечению, необходимому для обеспечения разнообразной функциональности. Промежуточное ПО – своего рода программный клей. Это программное обеспечение предоставляет различным приложениям доступ к сервисам, недоступным из ядра ОС. Промежуточное ПО варьируется от утилитарных программ до аппаратных интерфейсов для автомобильных компонентов. HMI и пользовательские интерфейсы также часто относят к промежуточному ПО.
ОС-гипервизор
Гипервизор — это небольшая программная платформа для управления несколькими ОС и их приложениями.
Эту платформу также можно назвать монитором виртуальных машин (VMM). Виртуализация используется в компьютерной индустрии с 1960-х годов и является ключевой технологией для центров обработки данных. Гипервизоры приобретают все большее значение для автомобильного программного обеспечения, поскольку они решают целый ряд проблем и могут быть экономичным решением.
Можно привести два примера, демонстрирующих преимущества гипервизоров. Первый пример: резервный монитор, который должен обязательно быть установлен на всех продаваемых в США автомобилях является компонентом систем с повышенными требованиями к безопасности. Второй пример: дисплей в информационно-развлекательных системах может быть идеальным запасным средством для вывода информации, но при этом в этой схеме не может использоваться ОС Linux, поскольку у нее нет необходимых сертификатов безопасности. Решением может стать гипервизор, интегрирующий Linux с QNX, Green Hills или другими ОС с сертификатами безопасности.
Интеграция кластера приборов и информационно-развлекательной системы – еще один пример ситуации, в которой гипервизор является решением. Также гипервизоры могут применяться в сочетании с специфическими электронными блоками управления.
Телематические системы
Телематические системы имеют встроенные программные платформы, взаимодействующие с SaaS-сервисами, работающими с телематическими данными. В бортовых телематических системах используется операционные системы, и лидером в этом сегменте рынка является QNX (за счет того, что именно QNX используется в OnStar). Ведущие поставщики первого уровня встраивают в телематические системы программное и аппаратное обеспечение. Некоторые из Tier-1 поставщиков информационно-развлекательных систем также являются ведущими поставщиками телематических систем.
Программные платформы для телематических систем на основе SaaS являются собственностью поставщика телематических услуг (TSP) (таких как OnStar, SiriusXM, Verizon Telematics и WirelessCar). OnStar используется только в автомобилях от GM, но у других поставщиков есть целый ряд OEM-клиентов. Система WirelessCar в настоящее время в основном принадлежит VW, и вливание дополнительных ресурсов, вероятно, расширят его позиции на рынке.
Поставщики телематических услуг начинают использовать облачные ресурсы Microsoft, AWS и Google – эти компании внедряют SaaS-платформы для функциональности сетевых автомобилей.
Информационно-развлекательные системы
Высокотехнологичные информационно-развлекательные системы – самые сложные автомобильные системы в серийном производстве. Обычно в них встроены сложные системы отображения со звуковыми и навигационными системами, а также целым рядом различных приложений.
Существуют системы с возможностью возможности подключения к телематическим системам, кластерам приборов и HUD. Информационно-развлекательные системы также имеют обширный пользовательский интерфейс для управления и взаимодействия с водителем или пассажиром. Во многих информационно-развлекательных системах реализовано подключение к программной платформе для использования смартфонов и различных приложений в связке с виртуальными личными ассистентами (VPA), описанными далее. Информационно-развлекательные системы также активно используют технологии установки обновлений по воздуху и ПО для кибербезопасности, о чем также пойдет речь в следующих разделах.
Таким образом, в связке с информационно-развлекательной системой могут использоваться несколько разных программных платформ. Ключевой программной платформой в данной схеме является ОС, поскольку именно она косвенно управляет всем ПО, связанным с информационно-развлекательной системой. В этих системах основную долю рынка занимают различные ОС из группы Linux, в частности все более важной становится Android. Впрочем, выбор ОС для информационно-развлекательной системы сильно варьируется в зависимости от OEM-производителя.
Также во многих информационно-развлекательных платформах используются навигационные программные системы – примерно в 25% (доля зависит от страны). Навигационные программные платформы, как правило, поставляются компаниями, специализирующимися на навигации в автомобильной и других промышленностях. Tier-1 Поставщики также могут поставлять навигационное программное обеспечение.
В большинстве современных информационно-развлекательных систем используются дисплеи, и средний размер дисплея растет с каждым годом. В настоящее время дисплеи встроены примерно в 60% информационно-развлекательных систем. В некоторых высококлассных системах используются даже графические ускорители для повышения производительности вывода на дисплей.
Интеграция смартфонов и мобильных приложений
В настоящее время смартфон стал неотъемлемой частью жизни водителя. Многие водители хотят использовать приложения из своих смартфонов в информационно-развлекательных системах для того, чтобы меньше отвлекаться не девайс. Некоторые OEM-производители разработали платформы для интеграции мобильных приложений в информационно-развлекательные системы.
Впрочем, популярность CarPlay от Apple и Android Auto затмила всех остальных. Многие информационно-развлекательные системы поддерживают как CarPlay, так и Android Auto, чтобы иметь возможность взаимодействовать с большинством современных смартфонов. Baidu CarLife используется в основном в Китае, и там у этой системы очень сильные позиции, поскольку Android Auto в Китае недоступна.
Популярность CarPlay и Android Auto вызвана двумя основными факторами: знакомым пользовательским интерфейсом и большим количеством специфических для автомобилей приложений для обеих платформ. Впрочем, приложения для iOS и Android не работают как приложения для CarPlay или Android сами по себе. Эти приложения должны быть модифицированы для работы с определенной платформой. Наиболее популярными являются приложения с картами, данными о парковках и трафике, музыкой, подкастами, аудиокнигами, новостями, сообщениями и календарем.
С CarPlay работают более 500 моделей автомобилей от 65 разных автопроизводителей. Android Auto работает в примерно сопоставимом количестве автомобилей от 60 автопроизводителей.
Виртуальные личные ассистенты
Голосовые ассистенты, они же виртуальные личные ассистенты (VPA) хорошо зарекомендовали себя в автомобильной промышленности. Многие водители используют голосовых ассистентов в своих смартфонах или в домашних устройствах. OEM-производители пробовали создавать своих ассистентов, но высокотехнологичные платформы с голосовыми ассистентами взяли верх. Ведущими разработчиками голосовых ассистентов являются те же компании, что лидируют и на рынке умных домов и смартфонов: Amazon и их Alexa, Google и их ассистент, Apple и Siri. Достижения в области ИИ и технологий распознавания голоса сформировали спрос на голосовых ассистентов, поскольку они помогают водителям меньше отвлекаться.
Существует два способа использования голосовых ассистентов в автомобиле: через интеграцию мобильных приложения в CarPlay или Android Auto или через отдельную программную платформу с ассистентом в рамках автомобильной информационно-развлекательной системы. Лидером в области интегрированных ассистентов является Alexa, ассистент от Android держит крепкое второе место. Siri от Apple в основном используется в CarPlay, поскольку Apple является лидером на рынке интеграции смартфонов. Alexa и ассистент от Google также используются для интеграции мобильных приложений.
О компании ИТЭЛМА
Что такое и как работает бортовой компьютер автомобиля
Не так давно бортовой компьютер автомобиля считался роскошью. Сейчас это привычный и незаменимый атрибут любого современного авто. Он предупреждает водителя о различных неполадках, информирует о рабочих параметрах и многом другом.
Функции бортового компьютера
Современный автомобиль «нашпигован» различной электроникой, системами и датчиками. Уследить за всем водителю самостоятельно трудно. Именно в этом и заключается основная роль бортового компьютера (БК) – контролировать работу основных систем в автомобиле и вовремя сообщать необходимую информацию водителю. Как правило, результаты отображаются на мониторе.
Штатный бортовой компьютер обычно устанавливается на приборной панели или на передней консоли. В бюджетных вариантах это небольшой, монохромный экран, в более дорогих версиях используется цветной ЖК-дисплей.
Управление бортовым компьютером может осуществляться либо через собственный блок, либо оно может быть интегрировано с информационно-развлекательной системой.
Возможности БК во многом зависят от модели. Компьютер может представлять следующие данные:
- текущий расход топлива, а также средний расход и запас хода в километрах;
- время в пути, общий и текущий пробег;
- управление режимами и настройками движения, если такая функция предусмотрена производителем;
- заданный маршрут поездки (навигатор);
- неисправности различных систем автомобиля.
При какой-либо неисправности простой штатный контролер обычно показывает сигнал «check engine» и выдает код ошибки. Расшифровку кода ошибки нужно искать в руководстве по эксплуатации или обращаться в сервисный центр для диагностики. В любом случае, игнорировать такие сообщения от БК не стоит.
В более дорогих версиях возможности БК куда шире. Он может запоминать индивидуальные параметры водителя. Например, положение сидений, стиль вождения. Также БК выдает рекомендации по оптимальному стилю вождения на определенном участке маршрута для экономии топлива.
Виды БК
БК разделяют по назначению и функциональности. Учитывается направленность предоставленной информации. Таким образом, их можно разделить на следующие виды:
- универсальные;
- маршрутные;
- сервисные;
- управляющие.
Универсальный
Отличие универсального БК – это многофункциональность. Такие компьютеры приобретаются отдельно и подключаются в диагностический разъем автомобиля. Управление происходит через сенсорный дисплей или пульт. В функционал может входить следующее:
- навигация через спутник;
- развлекательная система (телевизор, DVD, вся мультимедиа);
- предоставление информации о параметрах поездки (расход топлива и т.д.);
- расшифровка кодов ошибок от системного бортового компьютера;
- контроль работы парктроников и других датчиков, камера заднего вида.
Маршрутный
Маршрутный компьютер может устанавливаться как отдельно, так и быть штатной системой. Его основная задача – это показывать данные о поездке:
- скорость;
- расход топлива;
- маршрут (навигатор);
- продолжительность пути и другое.
Сервисный
Сервисный БК также называется «диагностическим». Этот вид автокомпьютера относится к штатным и позволяет диагностировать и выявлять различные неполадки. В его функции входит:
- диагностирование работы двигателя;
- состояние масла в двигателе и других системах (давление, температура);
- состояние тормозной системы (износ тормозных колодок, тормозная жидкость);
- проверка электрической цепи авто (заряд АКБ, короткое замыкание).
Коды ошибок хранятся в памяти компьютера. Для их считывания в сервисных центрах производится диагностика специальным устройством.
Управляющий
Управляющий автокомпьютер устанавливается на автомобилях с инжекторными и дизельными моторами. Это основной блок в системном управлении автомобиля. Имеет сложный функционал и может управлять следующими системами:
- зажиганием;
- форсунками;
- настройкой автоматической коробки передач;
- режимами движения (спорт, эко, стандарт и другие);
- климат-контролем;
- напряжением в электрической цепи.
Как считает расхода топлива
Многих водителей интересует работа БК в автомобиле и точность предоставляемых им данных. При исправных системах прибор показывает достаточно точные данные.
Расход топлива вычисляется по интервалу открытия и закрытия форсунок. Это микросекунды. При нажатии на газ интервал увеличивается и подается больше горючего. Компьютер берет в расчет пропускную способность форсунок, которая точно известна. Также важно состояние бензонасоса и фильтра.
Исходя из этих данных, БК показывает средний и текущий расход при заданной скорости. Зная объем топлива в бензобаке и его расход, компьютер без труда определяет оставшееся расстояние поездки. По похожему принципу рассчитываются и многие другие параметры (масло, давление). Данные могут не совпадать, если какая-то из систем неисправна.
Например, забиты форсунки или сбились настройки. Даже использование нестандартной резины может существенно повлиять на результат.
Как «обнулить» бортовой компьютер автомобиля
Иногда необходимо стереть данные о прошлых ошибках и обновить работу БК. «Обнуление мозгов» приводит компьютер в нормальный режим работы. Сделать это несложно. Нужно снять минусовую клемму с аккумулятора и подождать 3-5 минут. Затем снова подключить батарею. Далее «обнуленный» БК должен собрать рабочую информацию о состоянии авто.
Рекомендуется также совершить поездку в разных стилях вождения. Так БК будет работать более корректно.
Бортовой компьютер – это полезная и необходимая вещь в современном автомобиле. Он помогает водителю выбрать оптимальный стиль вождения, предупреждает о поломках и ошибках. Это не только сэкономит время и деньги на возможный ремонт, но и повысит безопасность водителя и пассажиров.
Источник: techautoport.ru