Общеобразовательная программа: учебная программа «Спортивная гимнастика» для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства, Москва, 2005, разработана коллективом авторов (Гавердовский Ю.К., Лисицкая Т.С., Розин Е.Ю., Смолевский В.М.)
Автор программы: Алтунина Алина Александровна, тренер-преподаватель МБУДО «Спортивный центр»
Дополнительная модифицированная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по спортивной гимнастике рассмотрена на заседании педагогического совета муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
30 августа 2016 г., протокол № 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по спортивной гимнастике для учащихся спортивно-оздоровительной группы, разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Как получить бесплатную постановку упражнения? Ответ в конце 😉
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008);
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 04.06.2014 №41;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.06.2003г. №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
Письмо Министерства образования и науки РФ, Департамент молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Программа имеет физкультурно-спортивную направленность и носит учебно-познавательное и прикладное функциональное предназначение.
Программа ориентирована на подготовку спортсменов для дальнейшего перехода в спорт высших достижений
Новизна и актуальность, педагогическая целесообразность:
Состоит в том, что она ориентирована на подготовку гимнасток определенного возраста на один год, с учетом изменений к композиционным требованиям исполнения упражнений и изменений норм, требований и условий выполнения разрядных требований.
Изменения, внесенные в программу, продиктованы сложившимися условиями современного образования, необходимостью совершенствования учебно-тренировочного процесса в связи с ростом требований к подготовке гимнастов.
Целью данной программы является формирование здорового образа жизни, развитие физических и нравственных способностей, достижение уровня спортивных успехов сообразно способностям.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
образовательные:
— формировать специальные знания, умения, навыки, необходимые для успешной деятельности в спортивной гимнастике
Лига гимнастики России: перекладина ( Дагестан ) Джамбулатов Абдусалам, обязательная программа
развивающие:
— развивать физические качества (ловкость, быстроту, гибкость, прыгучесть, функции равновесия, выносливость)
— вырабатывать представление о работе на снарядах и соблюдение правил техники безопасности во время занятий.
воспитательные:
— прививать обучающимся интерес к занятиям спортом, любовь к спортивной гимнастике.
— воспитывать морально-волевые качества гимнастов: целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, терпеливое отношение к неудачам, уважительное отношение к тренеру и товарищам В ходе реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по спортивной гимнастике у ребенка формируются компетенции осуществлять универсальные действия :
• личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация),
• регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
• познавательные (общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем),
коммуникативные (планирование сотрудничества, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации).
В реализации данной программы участвуют дети от 8 до 10 лет.
Данная программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время и рассчитана на 312 учебных часов, 276 часов (46 недель) учебно-тренировочных занятий непосредственно в условиях спортивного центра и дополнительно 36 часов (6 недель) – в условиях оздоровительного лагеря спортивного профиля или по индивидуальным планам обучающихся на период их активного отдыха
Формы и режим занятий:
Учебный материал включает теоретические, практические занятия и тестирования. Занятия проводятся в системе дополнительного образования, в спортивном зале.
Учебная нагрузка для данной группы составляет 6 часов в неделю (3 раза по 2 часа).
Ожидаемые результаты и формы их проверки:
Улучшение показателей физического развития учащихся в конце года, по сравнению с показателями начала учебного года, определяются способом измерения физической подготовки и контрольными тестированиями.
В процессе занятий по данной программе учащиеся должны приобрести необходимые знания, умения и навыки по спортивной гимнастике для выполнения норматива III юношеского разряда.
Должны знать:
— виды шагов и бега
— наклоны, подскоки и прыжки
— упражнения в равновесии
Должны уметь выполнять:
— на гимнастической скамейке выполнять:
— прыжок на стопку матов в упор присев.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
— анализ результатов сдачи контрольных тестов по общей физической и специальной физической подготовке,
— анализ результатов участия в соревнованиях,
— анализ динамики выполнения требований спортивных разрядов.
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем
Общее количество
В том числе
Теоретические занятия:
Вводные занятия: инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения
История развития спортивной гимнастики
Режим, питание и гигиена гимнастов
Значение музыки в спортивной гимнастике
Практические занятия:
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Психологическая подготовка
Участие в соревнованиях
Контрольное тестирование и контрольно-переводные испытания
Всего часов на 46 недель учебно-тренировочных занятий
Всего часов на 6 недель в условиях оздоровительно-спортивного лагеря и по индивидуальным планам обучающихся на период их активного отдыха
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ
Наименование материала
Теоретические занятия
Практические занятия
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Психологическая подготовка
Участие в соревнованиях
Контрольные и переводные испытания
Всего часов на 46 недель учебно-тренировочных занятий
Всего часов на 6 недель в условиях оздоровительно-спортивного лагеря и по индивидуальным планам обучающихся на период их активного отдыха
Содержание дополнительной образовательной программы
Теоретическая подготовка
1. Техника безопасности на учебно-тренировочных занятиях. Правила дорожного движения.
Понятие о технике безопасности во время проведения учебно-тренировочных занятий. Понятие о травмах. Подготовка к местам проведения занятий. Беседа о правилах поведения при переходе дороги.
2. История развития спортивной гимнастики.
Истоки спортивной гимнастики. О развитии спортивной гимнастки в Белгородской области.
3. Режим, питание и гигиена гимнастов.
Понятие о режиме, его значение в жизнедеятельности человека. Рекомендации к режиму для гимнастов. Рекомендации по питанию гимнастов. Личная гигиена. Гигиена при занятиях спортом.
4 . Значение музыки в спортивной гимнастике.
Метр, такт, размер. Ритм и мелодия музыки. Темп, музыкальная динамика. Прослушивание обсуждение музыкальных иллюстраций.
Практическая подготовка
1.Общая физическая подготовка:
Лазание по канату
Прыжки на возвышенность
Прыжки через скакалку
Шпагаты (поперечный шпагат, правый левый)
Складка (ноги вместе, ноги врозь)
2. Специальная физическая подготовка:
Прыжок в длину с места
Стойка на время
Стойка силой на голове
3. Тактико-техническая подготовка:
Акробатические элементы:
Стойка на голове
Длинный кувырок вперед
Упражнение III юношеского разряда.
«Мост» из положения лежа на спине, наклон назад Р.О.
«Мост » из положения стоя
«Шпагат, полушпагат. П.-Р
Фронтальный (прямой) шпагат П.Р.
Равновесие на одной ноге (ласточка) П.Р.
Стойка на лопатках с страховкой, у стены, в парах, самостоятельно
Из упора присев стойка на голове и руках ноги в группировке.
Стойка на голове и руках, ноги прямые
Стойка на руках махом одной толчком другой у опоры или с партнером
Простой прыжок (подскок)на месте и приземление в доскок (на полу)
Темповой подскок (вальсет)
Группирование из положения лежа на спине и разгруппировка
В положении группировки лежа на спине активное раскачивание с циклическом раскачивания вперед и назад
Из упора присев и положения «старт пловца» длинный кувырок вперед
Из седа ноги вместе с прямыми ногами кувырок назад в упор присев
Прыжок: III юношеского разряда
Бег с высоким подниманием бедра
Бег с захлестом голени
Бег в шаге (олень)
Разбег, наскок, отталкивание
Прыжок, вытянувшись и «приклеивание»
Вскок, упор присев, соскок
Прыжки с упором на руки
Прыжок в упор присев на возвышенность 100см
Длинный кувырок вперед на маты
Гимнастическая скамейка :
(ласточка, березка, шаги, прыжки, ходьба вперед и спиной вперед)
Приставным шагом в правую и в левую стороны
Ходьба на носках
Ходьба вперед и назад со сменой уровня
Ходьба в упоре присев
Ходьба вперед и назад с подъемом голени
Ходьба по скамейке на четвереньках
Поза на коленях (равновесие на одном колене)
Скачки хропика (скачковый шаг, низкий прыжок вытянувшись, низкий прыжок шагом)
Низкий прыжок согнув ноги
Выпад, поворот вперед на 90градусов в положение стоя ноги врозь
Разворот на месте (разворот в приседе, разворот с махом)
Кувырок ноги врозь
Стойка на лопатках
Вскок шагом в равновесие, вскок шагом в присед
Соскок — шагом, соскок прыжком вытянувшись,
Соскок — прыжком согнув ноги
Психологическая подготовка
1. Формирование благоприятных отношений к спортивному режиму и тренировочным нагрузкам.
2. Развитие волевых качеств: целеустремленности, упорства, смелости, решительности, самообладания.
3. Формирование эмоциональной устойчивости к соревновательному стрессу.
Участие в соревнованиях
Участие в первенстве спортивного центра по спортивной гимнастике
согласно календарному плану спортивно-массовых мероприятий.
V . Контрольные нормативы
1. Сдача контрольного тестирования.
2. Сдача контрольно-переводных нормативов.
Средства контроля
Критерии оценки контрольных нормативов
Прыжок в длину с места (см)
Запрыгивание на возвышенность (30 сек)
Шпагат (пр, лев, поп,)
Длинный кувырок вперед
Методическое обеспечение
Формы занятий, планируемых по каждой теме или разделу : практические, теоретические, групповые и индивидуальные, эстафеты, самостоятельное выполнение заданий.
Тренировочное занятие проходит по типовой схеме:
— подготовительная (вводная) часть,
На занятиях спортивной гимнастикой теория и практика не отделимы. На практических занятиях обязательно отводится 5-7 мин. для теории.
Приемы и методы организации : практический (показ отдельных движений, комбинаций,) словесный ( рассказ, беседа, объяснение); методы сравнения и анализа (показ, беседы, диалог); интенсивный ( выполнение большого объема двигательных упражнений на занятиях); метод эмоционального воздействия , обеспечивающий психологический комфорт воспитанниц, в процессе выполнения движений под музыку.
Учебно-тренировочные занятия проводятся в спортивном зале на базе МОУ «Северная СОШ №2».
Список литературы
Васильков Г. А. Гимнастика для детей младшего школьного возраста, М.: Просвещение, 1986.
Гавердовский Ю. К. Техника гимнастических упражнений. Издательство «ТЕРРА спорт», 2002.
Мартен П. Спортивная гимнастика: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2004. (Уроки спорта).
Шинков В. П. Обучающие программы для освоения акробатических упражнений основной гимнастики, Екатеринбург. УГТУ – УПИ. 2005
5. Усольцева О. «Спортивная гимнастика» ООО «Издательство Эксмо), 2013
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Техника выполнения упражнений
1. Прыжок в длину с места:
Выполняется в зале на помосте для вольных упражнений. От стартовой линии, за которую нельзя заступать, расчерчивается разметка. Через каждые 10 см в зоне предполагаемого приземления наносятся поперечные линии, которые дают возможность с точностью до 5 см (по положению пяток) определить результат прыжка. Выполняются две попытки подряд, засчитывается лучший результат.
Первая фаза — стать прямо, ноги параллельно на ширине ступни. Полу приседая, отвести руки назад. Вторая фаза — с энергичным движением рук вперед-вверх оттолкнуться двумя ногами вперед-вверх. Третья фаза — полет. Вынести сравнительно прямые ноги вперед.
Руки совершают движение вперед – вниз – назад до отказа, одновременно производится наклон корпуса вперед, голова приближается к коленям. Четвертая фаза — приземление. Вначале касаются земли пятки почти прямых ног, затем происходит перекат на всю ступню с одновременным сгибанием ног, руки при этом опускаются вниз.
2. Запрыгивание на возвышенность:
Высота горки 45 см. Тестирование проводится на помосте для вольных упражнений, на полужесткую опору. Оценивается количество повторений за 30 секунд.
3. Отжимание :
Для выполнения упражнения необходимо принять положение упора лежа на полу. После этого согнуть руки в локтях, опустив при этом тело до параллели с полом, после чего, напрягая тело, медленно разогнуть руки, вернувшись в исходное положение. Все это считается одним отжиманием.
Положение тела, при котором расставленные в противоположных направлениях ноги находятся на одной линии, а внутренние линии бёдер образуют угол в 180 градусов. Указывается нога, находящаяся спереди, туловище прямо, разрешается опора на руку (руки).
Лежа на спине сильно согнуть ноги, и развести их (на уровне стопы), носки развернуты наружу, руками опереться у плеч (пальцами к плечам). Выпрямляя одновременно руки и ноги прогнуться и наклонить голову назад. Сгибая руки и ноги наклоняя голову вперед, медленно опуститься на спину в исходное положение.
Сед ноги вместе (врозь) ноги прямые, максимально наклонить туловище вперед так, чтобы грудная клетка касалась колен вплотную, и удерживать это положение в течение 3 секунд.
7. Кувырок вперед:
Из упора присев (с опорой руками впереди стоп на
25-35 см), выпрямляя ноги, перенести массу тела на руки. Сгибая руки и наклоняя голову вперед, оттолкнуться ногами и, переворачиваясь через голову, сделать перекат на шею и лопатки. Опираясь лопатками о пол, резко согнуть ноги и выполнить группировку. Заканчивая кувырок, принять упор присев.
исходное положение основная стойка, из исходного положения переместить вес тела на опорную ногу (правую, левую) другую ногу поставить назад на носок руки в стороны, с этого положения максимально поднять ногу назад на 90 градусов, спина прямая. И удерживать равновесие 5 секунд.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Календарно-тематическое планирование на сентябрь
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Рабочая программа секции «Гимнастика»
рабочая программа по физкультуре по теме
Методический материал для учителей физической культуры, ведущие секцию «Гимнастика» в школе. Рабочая программа имеет следующую структуру:
1. Пояснительная записка
2. Содержание курса
3. Учебно — тематический план
4. Требования к уровню подготовки обучающихся.
5. Учебно — методическое обеспечение
6. Календарно — тематическое планирование.
Программа реализуется в течение 3 лет. Здесь представлен план первого года обучения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа секции «Гимнастика» разработана на основе примерной программы по предмету «Физическая культура»; программы «Физическая культура» (1-4 класс) автора А.П.Матвеева, изд. М. «Просвещение», 2011 год; программы «Акробатика для всех» В.В.Козлова, изд.М. «Владос», 2003 г.
Тема здоровья и физического развития детей была, есть и будет актуальной во все время.
В системе физического воспитания гимнастике принадлежит ведущая роль в деле укрепления здоровья.
Гимнастика – это тренирующие упражнения, направленные на конкретные мышечные группы. Они оказывают трофическое влияние, усиливают регулирующую роль коры головного мозга, способствуют тренировке двигательного и лежащих рядом с ним речевых центров.
Отличительной чертой гимнастики является многообразие средств и методов их применения, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма.
Углубленное обучение детей гимнастике в доступной для них форме
- Обучение детей акробатическим упражнениям;
- Совершенствование двигательной деятельности детей и формирование у них правильной осанки;
- Воспитание здоровых, всесторонне развитых, волевых и дисциплинированных школьников;
- Обучение основам техники гимнастических упражнений и формирование необходимых умений и навыков для дальнейшего совершенствования;
- Воспитание интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями;
- Пропаганда физической культуры и спорта.
Программа рассчитана на три года обучения:
I год — начальное обучение. Набор в группы детей 7-8 лет;
II год – формирование и закреплдения основных двигательных навыков и умений;
III год – углубленное усвоение акробатических элементов, подготовка к выступлениям на концертах и праздниках;
Занятие проводится в группе по 10-12 человек, так как предусматривается работа индивидуально. Проводиться занятие 2 раза в неделю, в год 68 часов
С целью более эффективного осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в соответствии с его природными особенностями программа построена по принципу «Каждый ребенок продвигается в своем физическом развитии от программы – минимум до программы – максимум, независимо от возраста». Этот принцип был сформирован на основе идей Л.В. Выготского, А.И. Леонтьева, Л.В.
Занкова и другие. Его применение позволяет вызывать у детей личную заинтересованность в самостоятельном совершенствовании своих результатов.
Для успешного решения задач используются следующие методы и приемы :
- Наглядные (показ, помощь);
- Словесные (описание, объяснение, название упражнений);
- Практические (повторение, самостоятельное выполнение упражнений);
2.Мотивационные (убеждение, поощрение);
Основной формой работы по программе является групповое учебно–тренировочное занятие. Кроме организованных учебно–тренировочных занятий, дети должны самостоятельно ежедневно проводить утреннюю зарядку, а также выполнять индивидуальные задания руководителя по совершенствованию своей физической и специальной подготовленности. Для выработки правильной осанки развития координации движения, овладения основам техники и стилем выполнения гимнастических упражнений рекомендуется на каждом занятии, выполнять комплекс хореографических упражнений у гимнастической стенки или в кругу, на занятиях использую игровой метод. Для музыкальной окраски композиций использую технические средства обучения. Музыкальное сопровождение дает особый жизнеутверждающий ритм.
Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом физической и технической подготовленности обучающихся.
Изучение теоретического материала проводятся в процессе практических занятий в форме бесед, презентаций.
Физическая подготовка обучающихся является основой их будущих спортивных достижений. С целью ее обеспечения учебный материал содержит упражнения для общей и специальной физической подготовки, которые даются раздельно для каждой группы.
Техническая подготовка осуществляется с помощью комплексов упражнений, описанных в программе. На разных этапах подготовки задачи её меняются и становятся более целенаправленными.
Запись в секцию должна производится с разрешения врача, а в течение всего периода обучения необходимо совместно с медицинским работником проводить диагностику показателей развития физических качеств и двигательных навыков детей.
ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:
Соблюдение правил техники безопасности, создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.
Учитывают индивидуальные возможности детей.
Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формируют «зону ближайшего развития».
Активное использование предметной среды, в том числе искусственно организованной, опосредуемой вспомогательными приспособлениями.
Учет индивидуальных способностей и физического развития ребенка.
Совместное обсуждение увиденного, почувствованного на занятиях и краткое резюме педагога в конце занятия.
Форма подведения итогов – контрольные занятия. Разработаны контрольные упражнения и нормативы для оценки общей и специальной физической подготовленности по гимнастике.
Успех в достижении высоких результатов зависит не только от физической и технической, но и от волевой подготовки детей. Обучая, следует воспитывать умение преодолевать трудности, настойчивость, выдержку, целеустремленность.
Полученные знания и умения дети могут показать в различных физкультурных досугах, развлечениях и спортивных праздниках.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ
Подготовительная часть по продолжительности занимает 8-10 минут и имеет собственные задачи:
- Задачи биологического аспекта — подготовка организма детей к предстоящей работе (настрой центральной нервной системы, подготовка опорно-двигательного аппарата к выполнению упражнений основной части занятия.)
- Задачи педагогического аспекта — формирование у детей умение выполнять двигательные действия в разном темпе с разной амплитудой и степенью мышечного напряжения, овладение школой движения.
Для решения этих задач в подготовительной части используются различные средства: строевые упражнения, разновидности передвижений, танцевальные упражнения, подвижные игры, вольные упражнения с элементами на координацию движений. Упражнения с высокой интенсивностью выполнения подготовительную часть включать; нецелесообразно, т.к. они могут снизить работоспособность детей в основной части. Поэтому здесь не ставятся задачи развития у детей таких двигательных качеств как сила, выносливость.
Основная часть занятия занимает 15-20 минут и содержит следующие задачи: 1.Формирование жизненно необходимых и специальных (гимнастических) двигательных навыков.
2. Развитие волевых и физических качеств детей.
Для решения этих задач в основной части занятия используется значительный подъем упражнений прикладные, акробатические и вольные.
Заключительная часть занимает 3-5 минут. Основными ее задачами являются подготовка организма детей к предстоящей деятельности, подведение итогов данного занятия, задание на дом.
В заключительной части занятия обычно используются успокаивающие упражнения (ходьба, упражнения на расслабление), отвлекающие (на внимание, на координацию, спокойные игры, выполняемые с музыкальным сопровождением), упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния (танцевальные и т.п.).
Источник: nsportal.ru
Спортивная гимнастика: что это за вид спорта
спортивная гимнастика
Гимнастика
Спортивная гимнастика – это вид гимнастики, традиции которой восходят к античности. Этот термин относится к двигательным упражнениям, которые помогают обеспечить хорошую осанку, а также сохранить правильные пропорции тела. Гимнастика – популярная дисциплина на многих спортивных мероприятиях, она стала олимпийским видом спорта уже в 1896 году и с тех пор претерпела серьезные изменения. Далее будут рассмотрены все основные моменты, связанные с этим видом спорта.
История спортивной гимнастики
- искусство;
- музыка;
- философия.
Греки верили в баланс между разумом и телом, который мог быть достигнут только благодаря сочетанию физических упражнений и интеллектуальной деятельности. Сегодня спортивная гимнастика представляет собой искусное сочетание спорта и искусства, но основная идея остается неизменной и по сей день.
Современная спортивная гимнастика берет свое начало в 19 веке. В 1881 году была основана Международная федерация гимнастики (FIG) для продвижения этого вида спорта. В 1886 году спортивная гимнастика была включена в число олимпийских видов спорта, а в 1903 году в бельгийском городе Анверс был проведен первый чемпионат мира по гимнастике, названный 1-м гимнастическим турниром.
Когда-то спортивной гимнастикой занимались исключительно мужчины. В настоящее время в гимнастике соревнуются как мужчины, так и женщины.
В чем заключается суть спортивной гимнастики?
Спортивная гимнастика отражает двигательные функции человеческого тела. Простые гимнастические упражнения, выполняемые ежедневно, улучшают осанку. Спортивная гимнастика также помогает улучшить физическую форму, поэтому многие люди, тренирующиеся в других видах спорта, используют гимнастику как способ повысить свою работоспособность.
Занятия спортивной гимнастикой приносят много пользы:
разогревают суставы и выравнивают кровяное давление; подходят для повышения гибкости тела, улучшения координации, моторики и ловкости; улучшают общее состояние организма. Спортивная гимнастика – это в первую очередь работа со снарядами.
Она также включает в себя элементы акробатики и калистеники (последняя – это физическая активность с использованием веса собственного тела, например, отжимания или приседания). Спортивная гимнастика включает в себя сложные упражнения продолжительностью от 30 до 90 секунд с использованием различных инструментов. На всех видах спортивных соревнований выступления мужчин и женщин оцениваются судейской коллегией, которая присуждает баллы за сложность упражнений и правильность техники. Правила подсчета очков установлены Международной федерацией гимнастики.
Участники завоевывают индивидуальные или командные медали в отдельных видах. Участники соревнований по спортивной гимнастике, как правило, люди невысокого роста. Невысоким людям легче выполнять большинство упражнений. Спортивная гимнастика требует развития высокого уровня физической подготовки. Люди, тренирующиеся в этом виде спорта, в первую очередь работают над такими элементами, как:
- двигательная координация;
- сила;
- гибкость;
- динамика движений;
- техника выполнения упражнений.
Выполнение свободных последовательностей упражнений требует от спортсменов хорошей работы дыхательной и кровеносной систем, поэтому во время тренировок состояние их организма также укрепляется. Как и любой вид спорта, спортивная гимнастика также связана с огромными нагрузками на организм и может привести к травмам. Однако при любительской практике количество преимуществ оказывается непомерно высоким.
Соревнования по спортивной гимнастике
Соревнования по спортивной гимнастике у мужчин и женщин включают различные упражнения. Женщины участвуют в 4 соревнованиях, а мужчины – в целых 6. Участники завоевывают медали индивидуально в каждом соревновании, а также в гимнастическом многоборье (сумма очков из всех соревнований). Подсчетом очков в спортивной гимнастике занимается судейская коллегия, которая оценивает сложность комбинации упражнений и правильность техники их выполнения. Спортсмен, набравший большее количество баллов, становится победителем.
Женская спортивная гимнастика
Соревнования по женской гимнастике включают такие снаряды, как:
- опорный прыжок;
- разновысокие брусья;
- бревно;
- вольные упражнения на ковре.
Опорный прыжок – это соревнование, которое включает в себя прыжок через гимнастический стол сразу после отталкивания от него двумя или одной рукой и сочетающееся с представлением гимнастических элементов на лету, таких, как многократные вращения вдоль оси тела. Разбег до прыжка не должен превышать 25 метров. Для женщин длина гимнастического стола составляет 125 см.
Равновесные брусья – это упражнения, требующие комбинации маятниковых движений, стоек на руках, вращений и сальто с использованием двух параллельных шестов на высоте 1,95 см и длиной 3,5 м.
Бревно – это приспособление, основным элементом которого является деревянный брус, покрытый мягким материалом, по нему гимнаст перемещается для поддержания равновесия.
Вольные упражнения на ковре – это акробатические прыжки в сочетании с гимнастическими элементами: силой, гибкостью и балансом. Они выполняются спортсменом на ковре размером 12х12 метров.
Выступление может длиться максимум 90 секунд и выполняется под специально подобранную музыку. Женская гимнастика была включена в олимпийскую программу еще в 1928 году и впервые была представлена на Играх в Хельсинки в 1952 году. В 1992 году Международная федерация гимнастики повысила минимальный возраст для гимнасток до 17 лет.
Мужская спортивная гимнастика
Соревнования по мужской спортивной гимнастике включают такие упражнения, как:
- опорный прыжок;
- вольные упражнения на ковре;
- конь-махи;
- кольца;
- параллельные брусья;
- перекладина.
Опорные прыжки, как и в женских упражнениях, включают в себя прыжки через гимнастический стол. Разница заключается в длине стола, которая для мужчин должна составлять 135 см.
Вольные упражнения на ковре, как и женские, представляют собой ритмичную и гармоничную композицию, в которой представлены акробатические прыжки в сочетании с гимнастическими элементами. Разница в том, что для мужчин продолжительность выполнения не должна превышать 70 секунд.
Конь-махи – это упражнение, которое включает в себя круговые движения с соединенными или разведенными ногами, при этом руки держат весь вес тела.
Кольца – это упражнение, включающее в себя элементы выносливости, маха и силы, и предполагающее висение в упоре или стояние на руках.
Параллельные брусья – это упражнение, которое состоит из элементов полета и взмаха на двух параллельных шестах (поручнях).
Последним гимнастическим упражнением, которое выполняют мужчины, является перекладина. Ее суть заключается в выполнении вращательных движений тела от опоры к опоре вокруг оси тела. Это упражнение состоит исключительно из маховых элементов.
Источник: www.sports.ru