Конькобежцу, имеющему в запасе достаточно произвольных фигур из всех рассмотренных нами отделов, предстоит еще задача выбрать и сгруппировать их в одну программу трех-, четырех- или пятиминутного катания так, чтобы она представляла собой нечто цельное, по возможности, характерное для исполнителя, и чтобы в ней рельефнее выступила его индивидуальность, как фигуриста.
Поэтому прежде всего посоветуем не заимствовать фигур, особенно из отдела комбинаций, у других лиц.
Второе правило — никогда не включать в программу такие фигуры, которые исполняются не вполне уверенно: какова бы ни была трудность такой фигуры, неудача в ней испортит все впечатление, которое будет несравненно хуже, чем от фигур более легких, но сделанных безукоризненно.
Далее, вопрос о выборе материала для программы уже отчасти предрешается требованием правил соревнований: фигуры должны быть трудны и разнообразны; но этого мало, необходимо считаться и с художественной стороной дела. Поэтому, выбирая фигуры, следует обратить внимание на то, чтобы они были в исполнении красивы, плавны и непременно динамичны.
Alexandra Trusova’s #Beijing2022 free program!
Все самые эффектные и трудные вещи, которые знает фигурист, обязательно включаются в программу и составляют основание ее; сюда относятся трудные прыжки, фигуры с корабликом, пируэты всех родов и т. д. Остальное время катания должно быть заполнено фигурами хотя и более легкими, но интересными и, по возможности, из всех отделов, описанных в этой части, причем, однако, необходимо избегать фигур, сопряженных с замедлением или остановкой хода; надо помнить, что живость катания — главный залог успеха; поэтому наибольшее место следует отвести всевозможным комбинациям, в которых живые короткие шаги и переходы чередовались бы с крутыми, но плавными и красивыми дугами, а эти без замедления хода превращались бы в новые переходы, переплетались бы змейками и быстрыми циркулями, сменялись смелым прыжком, пируэтом и вновь неслись непрерывным узором, не повторяясь, без запинок и без лишних нерешительных шагов, постоянно в такт музыки.
В таких комбинациях должно предпочесть фигуры не слишком сложные, чтобы зрители могли распознать их, и, по возможности, симметричные, т. е. исполняемые одинаково с правой и левой ноги.
Хороши также исполненные с темпераментом танцы по кругу, например вальсы и марши, но ими не следует злоупотреблять во избежание однообразия.
Вообще надо остерегаться повторения не только тех же самых, но даже очень похожих переходов и фигур.
Выбирая фигуры, следует иметь в виду и возможную группировку их; ведь исполнение их должно быть связно и безостановочно, следовательно, из одной фигуры всегда должен быть удобный переход в другую, а это не для всех фигур возможно: значит, такие фигуры лучше не ставить рядом, но взять другой порядок их или вставить для перехода какое-нибудь интересное соединение, например змейку, американский переход, вексир и т. п., но не простые голландские шаги или тройки.
Так например, для перехода от танца по кругу с большим ходом к пируэтам берут не слишком длинную спираль с красивой постановкой тела; от пируэта к комбинациям с большим ходом ищут перехода посредством змеек или танцев; для фигуры с разбегом в середине или в конце программы необходимо сначала отойти подальше назад или в сторону, — следовательно надо выдумать такую фигуру с движением вперед, которая, не роняя интереса, позволила бы удалиться.
Кроме того, очень важно распределение фигур на протяжении положенного для катания времени; совершенно неудачной пришлось бы признать программу, в которой все трудные и интересные фигуры были бы поставлены одна за другой в начале, а остальная часть была бы занята только легкими и менее видными; это выглядело бы так, как будто исполнитель, что называется, «сдал»; лучше было бы поставить все трудные фигуры в конце, но и тут неладно: первая часть будет плоха и оставит невыгодное впечатление, которое уже трудно загладить, а, кроме того, к концу силы уже не те, и делать подряд все самые трудные фигуры уже рискованно — глядишь, что-нибудь и сорвется; а потому лучше всего распределять трудные и легкие, полные эффекта, и более слабые фигуры так, чтобы они чередовались; тогда и силы лучше сберегутся. В интересах же наилучшей общей картины как начало программы, так и заключение должны быть обязательно выдающимися, особенно последнее: зрители остаются под непосредственным впечатлением его; наилучшая же фигура помещается, если не в самый конец, то во вторую половину; например, волчок служит традиционным заключением первоклассной программы.
Остановка хода в середине катания допустима только в одном случае: если на быстром движении фигурист внезапно и моментально останавливается в какой-нибудь красивой позе, например, прыгнув на носок конька или поднявшись на носки со скрещенными ногами после резкого циркуля назад наружу, остается несколько мгновений совершенно неподвижным и тотчас вновь переходит в энергичные смелые фигуры с большим ходом и сильным наклоном тела. Впрочем наилучший эффект производит такая фигура перед самым концом, чтобы после нее тотчас следовало и заключение, например, в виде низкого пируэта.
При исполнении так составленной программы надо обращать внимание не только на связность и гармонию отдельных фигур, что в значительной мере обусловливается постоянным наличием большого остаточного хода, но и на уверенность всех движений и переходов при условии красиво держаться, иметь сильный ход и хорошо пуантировать каждую фигуру, придавая этим достаточно жизни всему катанию.
Совокупность последних трех условий составляет главное в произвольном катании; умение спокойно, правильно и красиво исполнять все движения и переходы на большом ходу — это такое преимущество, перед которым отступает на второй план трудность самой программы. Во всяком случае не может быть двух мнений о том, что лучше: очень трудная программа, некрасиво, вяло и неуверенно исполненная, или же более легкая, но полная жизни, свободного движения и непринужденной грации. Может быть, по букве соревновательных правил обе будут оценены одинаково, но сердце зрителя всегда на стороне последней. Идеальным фигуристом был бы тот, кто соединил бы в своей программе наивысшую трудность и разнообразие фигур с живым, красивым и уверенным катанием.
При исполнении программы нельзя упускать из виду еще одно важное обстоятельство: это размещение фигур на отведенной для катания площади. Чрезвычайно неблагоприятное впечатление производит катание по краям этой площади; поэтому надо так распределять катание, чтобы все фигуры исполнялись на виду, к краям же площади можно удаляться разве только для разбега.
Для достижения хорошего исполнения программы нужна прилежная тренировка: от нее в наибольшей мере зависит успех. Кататься в полную силу непрерывно в течение пяти или даже трех минут вовсе не легко, и без основательной подготовки не всякий организм выдержит это; а потеряв дыхание, уже будет не до пируэтов.
При тренировке в произвольном катании надо как можно чаще работать под музыку, чтобы привыкнуть к ней: это имеет здесь очень большое значение. Выше мы уже упоминали, что все движения должны исполняться, но возможности, в темп музыки: и действительно, это настолько же необходимо в искусстве катания на коньках, как и в хореографическом искусстве.
От выбора музыки в значительной степени зависят и характер исполнения, и впечатление на зрителя; поэтому мы советуем останавливаться на красивых, оживленных и хорошо маркированных мелодиях, как, например, марши и мазурки; вальсы также весьма пригодны, если ведутся в должном темпе. Решить здесь вопрос о том, которая именно музыка заслуживает предпочтения,—невозможно; это зависит как от вкуса каждого отдельного лица, так и от доступной ему программы. Мы можем лишь указать, что катание под марш живее, чем под вальс, но зато и приспособить характер исполнения к характеру этой музыки гораздо труднее. Еще в большей степени это относится к мазурке.
Некоторые конькобежцы стараются разнообразить свою программу переменой музыки во время катания. Если оркестр хорошо ловит момент перемены, то этим можно кое-что выиграть; в противном случае нарушается целостность впечатления.
- Виток надежды: 1960—1964
- Обучение фигурному катанию
- Конек
- Что такое фигурное катание на коньках
- Очерк истории развития фигурного катания на коньках
- Теория фигурного катания на коньках
- Организация и методика преподавания
- Техника школьного катания
- Техника произвольного катания
- Специальные фигуры
- Организация соревнований
- Упражнения по специальной гимнастике фигуриста
- Фигурное катание — это красиво!
Источник: www.offsport.ru
Без права на ошибку: в чём особенность короткой программы у фигуристов
В сегодняшнем обзоре мы уделим внимание короткой программе в фигурном катании и объясним, почему в ней не стоит делать ошибок. Также попытаемся понять, из-за чего именно эта программа для многих спортсменов считается очень сложной, несмотря на то, что в ней в два раза меньше технических элементов, если сравнивать с произвольной.
Завалить короткую программу для многих спортсменов означает завалить все. Конечно, бывают и исключения. Все зависит от конкретного турнира и от подготовки самих спортсменов. Например, американский спортсмен Натан Чен на Олимпийских играх мог бы претендовать на медаль из-за своей гиперсложной произвольной программы, но завал короткой и низкое место в турнирной таблице после нее не позволили ему бороться.
«Короткой программой ничего нельзя выиграть», — говорила как-то заслуженный тренер России Татьяна Тарасова. При этом она отмечала, что проиграть-то в ней можно многое. В этих словах есть много истины, но в целом Татьяна Анатольевна отчасти была неправа, так как олимпийская чемпионка Алина Загитова Игры выиграла именно короткой, где установила мировой рекорд. В произвольной у них с Евгенией Медведевой была одинаковая сумма баллов.
Что собой представляет короткая программа!
Короткую программу часто называют технической, потому что в ней спортсмены должны продемонстрировать владение основными элементами фигурного катания.
Для одиночников (мужчин и женщин) программа состоит из одного и того же технического набора – всего их семь: три прыжковых элемента, три вращения и дорожка шагов . Среди прыжков нужно выполнить элементы трех разновидностей – один каскад из двух прыжков (минимально допустимы каскады тройной-двойной, двойной-тройной прыжки до четыре-три, четыре-два оборотов), один сольный прыжок не ниже тройного, а также умение прыгать аксель (два с половиной оборота или три с половиной).
Сложность заключается в том, что, если спортсмен падает на элементе, где должен быть каскад, у него остается единственная возможность «прицепить» прыжок к сольному, но не акселю, иначе фигурист вообще остается без элемента. Еще одной особенностью выступает правило, что при исполнении двойного сольного прыжка вместо тройного, такой элемент не засчитывается вовсе. В произвольной программе прыжок был бы засчитан. Для мужчин, например, настоящая катастрофа, если он прыгнул в короткой два оборота вместо четырех. Надеялся получить больше 10 баллов за элемент, а на выходе – ноль.
Также спортсмены должны исполнить три вида вращения – прыжок во вращение, заклон и комбинированное вращение со сменой позиций и ног. Все они сами по себе не являются очень дорогими по стоимости элементами, но три вращения в целом дают возможность заработать около 13-15 баллов, если все вращения будут выполнены на четвертый уровень сложности и большие плюсы от судей.
Дорожка шагов также оценивается по уровням сложности (от первого до четверного). В ней фигуристы под музыку и в нее исполнить разнообразный набор шагов, который ставится хореографом. Среди шагов могут быть дуги, петли, тройки, скобки, крюки, выкрюки, перетяжки, твизлы и другие. Именно с шагов и начинают осваивать фигурное катание дети, которых родители приводят в спорт. Однако разобраться в них любителям этого вида спорта подчас оказывается сложнее, чем научиться различать прыжки и вращения.
Короткая программа для парного катания состоит из следующих семи элементов: подкрутка, параллельный прыжок, тодес, поддержка, выброс, вращение и дорожка шагов . То есть сложность в том, что для подготовки к всего лишь в короткой программе от спортсменов требуют продемонстрировать владение одним из элементов каждой группы. Если в короткую программу у одиночников входят прыжки, вращения и шаги, то здесь же таких групп не три, а семь.
Подкрутка – сложный и дорогостоящий элемент парного катания, при котором партнер подбрасывают свою партнершу в воздух, ловит ее, а затем ставит на лед. В воздухе фигуристка должна продемонстрировать вращение на большой высоте – не более трех оборотов (в произвольной программе разрешено и четыре).
Параллельный тройной прыжок выполняется, как и в одиночном катании. Только оценивают судьи еще и его параллельность. В основном парники пытаются прыгать в короткой программе не самые сложные прыжковые элементы – тройные тулупы или сальховы. Но есть ряд пар, которые рискуют и вставляют в прокат параллельный тройной лутц.
В отличие от одиночного катания двойной сольный прыжок будет засчитан не нулем баллов, а как двойной. Но вот при падении одного спортсмена на прыжке, судьи оценят его на максимальный минус, даже если второй партнер исполнит его шикарно. Пара – все-таки есть пара.
Дорожка шагов исполняется примерно также, как и у одиночников. Выбросы – важнейший элемент парного катания, при котором партнер выбрасывает партнершу, она крутит в воздухе обороты ( в короткой допустимо три) и приземляется на одну ногу, как и на прыжке. Причем, примечательно, что разновидность выбросов такая же, как и у прыжков: различают выбросы лутц, флип, сальхов, ритбергер. Все зависит от того, как будет исполнен толчок при заходе на выброс.
Существующий только в парном катании элемент – тодес , который на английском дословно звучит как «спираль смерти». При выполнении этого элемента партнера описывает спираль на льду вокруг своего партнера, который находится в положении сидя и удерживает спортсменку одной рукой. Для получения высокого уровня необходимо выполнить три полных оборота вокруг партнера. Оборот считается полным только с момента, когда голова партнерши находится ниже колена партнера.
Одна обязательная поддержка обычно выбирается техкомом ИСУ на сезон. Точнее выбирается одна из групп для обязательного исполнения, исходя из чего тренеры со спортсменами придумывают поддержку, отвечающую правилам.
Вращений у парников две разновидности – парное комбинированное, исполняющее совместно. Или же параллельное, когда спортсмены делают его по отдельности, но требуется синхронность во вращении. До этого года в короткой исполнялось комбинированное вращение, а в произвольной – оба. Теперь же в короткой программе будет исполняться параллельное, а в произвольной – только комбинированное.
Короткий танец в этом году был переименован в ритмический. Но правила по нему не изменились. Этот вид программы существенно отличается от одиночного и парного катания. И, как показывает практика, детально разбираются в танцах на льду – единицы.
Так вот…ритмический танец состоит из обязательных элементов – серия твизлов, одна из разновидностей танцевальной дорожки шагов, одна из разновидностей танцевальной поддержки, а также обязательной секции ритмического танца (его выбирают каждый год, в новом сезоне – это танго-романтика) или две секции . Иногда второй ритм исполняется не обязательно под секцию. Например, когда обязательным ритмом был свинг, его исполняли с помощью частичной дорожки шагов.
Украшением программы танцоров являются твизлы . Они похожи на вращение, но отличаются тем, что исполняются не на места, а на ход вперед или назад. Фигуристы в танцах должны выполнять их синхронно, сменяя несколько положений, выполняя две или три секции по 3 -4 оборота вращений в каждом.
Врашения Юлии Липницкой
Программы превращают фигурное катание в искусство: на них тратят тысячи долларов, зовут актеров и балетмейстеров
Этери Тутберидзе
Скотт Моир
Марина Зуева
Нэтан Чен
мужское катание
женское катание
Даниил Глейхенгауз
Николай Морозов
танцы на льду
Юдзуру Ханю
Юлия Липницкая
Алина Загитова
Ше-Линн Бурн
Фигурное катание
Прокаты фигуристов, состоящие только из набора прыжков, поддержек и других травмоопасных упражнений, вряд ли имели хотя бы половину нынешней популярности. Фигурное катание – спорт на грани с искусством; и все благодаря вписанным в музыку элементам, образам участников, взаимодействиям партнеров. Удачная постановка заносит спортсмена в историю: мы сравниваем все «Болеро» с танцем Торвилл и Дина, «Кармен» – с Катариной Витт, а варианты «Матрицы» с Жубером. Аранжировки Эдвина Мартона напоминают о Евгении Плющенко, а «Дон Кихот» бесполезно брать в ближайшие годы из-за ассоциаций с Алиной Загитовой. Разберемся, как появляются программы.
Какие требования к постановкам?
Главное ограничение – по времени. На короткие программы одиночникам и парникам отведено 2,5 минуты (+/- 10 секунд), ритмические танцы – на 10 секунд длиннее. Все произвольные у взрослых длятся 4 минуты (+/- 10 секунд), у юниоров – 3,5. За нарушение хронометража штрафуют на 1 балл, но время проката отсчитывается от первого до последнего движения фигуриста, а не по звучанию музыки.
Например, на Гран-при Франции Алину Загитову оштрафовали за движение рукой на секунду позже окончания программы, а азербайджанец Владимир Литвинцев в конце произвольной на московском этапа эффектно скользил на одном колене и не смог вовремя затормозить – и это тоже минус балл. Техническое наполнение программ строго регламентировано: постановка всегда начинается с калькулятора.
В правилах указано, какие прыжки можно исполнять, как строятся дорожки шагов и сколько секунд длится танцевальная поддержка. В выборе музыки с 2014 года полная свобода – разрешены не только инструментальные композиции, но и песни – в фигурное катание пришли рэп, мюзиклы и тексты. Костюмам нужно соответствие программе, а за излишнюю театральность или наготу оштрафуют. В танцах для девушек обязательны юбки, исключения прописываются отдельно (например, под хип-хоп допускались шорты или брюки).
В программе обязателен сюжет? А реквизит разрешен?
От программы не требуется превращение в спектакль: даже под узнаваемый саундтрек из фильма не нужно укладывать весь сюжет в 4 минуты. Часто популярные постановки не строились на известных образах: «Зима» Ягудина, танцы Пападакис и Сизерона, олимпийская произвольная Савченко и Массо – по сути абстракции, которые каждый зритель трактует по-разному.
Впрочем, наличие образа часто помогает спортсмену лучше интерпретировать музыку. Этери Тутберидзе вспоминала, что Марина Зуева, ставя программу Адьяну Питкееву, просила его придумать историю, которую он будет катать. «Как-то на тренировке она вдруг спросила Адьяна: «Что ты хочешь купить?».
Он ответил – машину. «Сейчас ты посмотришь на нас так, как будто попытаешься рассмотреть салон этой машины». И когда Адьян это проделал, остановила его и продолжила: «Увидел? Какого цвета салон? Красный? Так вот, когда будешь делать «тройку», ты должен вдохнуть запах этого салона».
Лори Николь, которая плотно работает с китайской сборной, как правило, сама выбирает подходящие композиции – смотрит современные танцы, балет, слушает песни в iTunes и Spotify, считая, что зрители устали от бесконечных Кармен, Болеро и The Beatles. Если Лори недостаточно хорошо знает спортсмена, то приносит музыкальную подборку на лед и смотрит, под какой отрывок фигурист двигается органичнее всего. Идея программы может прийти откуда угодно: Зуева предложила «Болеро» Тарасовой и Морозову из-за рыжих волос партнера; Даниэль Самохин выбрал «Кони привередливые», посмотрев «Белые ночи» с танцем Барышникова под песню Высоцкого.
На фигурном катании впервые зазвучал Высоцкий: программа под «Кони привередливые» очаровала Москву
Некоторые программы ждут своего часа годами: «Черного лебедя» Даниил Глейхенгауз предлагал еще Липницкой, но Юля отказалась от идеи, а постановка сделала олимпийской чемпионкой Загитову. Одна из самых ярких постановок в карьере канадских танцоров Вирчу и Моира – «Кармен» – задумывалась, чтобы выдвинуть на первый план Тессу.
Идея альтернативного прочтения оперы возникла у их тренера Зуевой давно, но она дожидалась, пока пара созреет технически и артистически. «В начале карьеры этого дуэта все говорили про Скотта. Он и брюнет, он и темпераментный, и танцор, как говорится, милостью Божьей. Тесса оставалась немного в тени такой яркой энергетики.
Даже официальные лица канадской федерации указывали мне на это. Конечно, нужна была идея, которая позволила бы вывести на первый план партнершу – а значит, нужна была женская тема».
Реквизит запрещен правилами – полная свобода только в показательных номерах. Татьяна Волосожар и Максим Траньков в олимпийском «Маскараде» задумали интересную фишку: в конце проката по лермонтовскому сюжету партнерша снимала с руки браслет и вручала партнеру. Так было в первой половине сезона, но перед Сочи-2014 финал поменялся: спортсменов предупредили, что за съемное украшение могут оштрафовать на 1 балл.Качество и оригинальность программы влияет на оценки?
Вторая оценка складывается из пяти компонентов: навыки скольжения, связки, представление, композиция и интерпретация. Пожалуй, на все, кроме первого, влияет постановка: судьи учитывают, как спортсмен чувствует музыку, работает с аудиторией и выстраивает программу.
Заезженная музыка – не приговор: «Кармен» может выглядеть свежо даже в 2020-м, а очередной «Мулен Руж» вдруг пробрать до мурашек. Но, конечно, ставить программы под ледовые хиты сложнее: сравнение со звездами из прошлого не всегда помогает.
Качественная программа начинается с подготовки в зале: спортсмены берут танцевальные и актерские мастер-классы, чтобы убедительнее выглядеть на льду. Яркий пример – работа Дайсуке Такахаши над шоу-номером, а впоследствии короткой программой для чемпионата Японии-2019:
Юдзуру Ханю, готовя олимпийского «Сеймея», встречался с исполнителем главной роли в одноименном фильме; Столбова и Климов для программ под модерн работали с балетмейстером Юрием Смекаловым.С сезона-2019/20 за лучшие развлекательные программы ISU вручает аналог «Оскара», а в отдельной номинации награждает самых талантливых хореографов. Дебютная церемония пройдет после чемпионата мира в Монреале вместо привычных показательных выступлений. Впрочем, оценки судей и премии – не единственная мотивация придумать качественную программу. Музыканты благодарят фигуристов за прокаты под их песни; а Камиле Валиевой после трогательного исполнения «Девочки на шаре» написала внучка художника Пикассо. Самая известная история – письмо Липницкой от Стивена Спилберга, режиссера фильма «Список Шиндлера», по мотивам которого она катала произвольную на Играх-2014.
Кто ставит программы фигуристам? Сколько это стоит?
Самый очевидный путь – программу придумывает тренер. Чаще это происходит на детском уровне, где нет смысла переплачивать за эксклюзивную постановку, или у специалистов с танцевальным прошлым. Например, Николай Морозов и Александр Жулин самостоятельно обеспечивают спортсменов программами.
Это удобно: по ходу сезона любые постановки нуждаются в доработке и шлифовке – делать это у себя на катке собственными ресурсами проще и дешевле. «Программа может начать «сыпаться» через три часа после постановки.
В одном месте пропадет пара рук, через неделю уже может не быть 30 процентов того, что ставили», – рассказывал Даниил Глейхенгауз. Тренеры, которые не ставят программы сами, обычно годами сотрудничают с проверенными хореографами. Например, Валентине Чеботаревой помогает Ольга Зотова, а с учениками Светланы Пановой работает Илона Протасеня.
Команда Тутберидзе раньше отдавала постановки на аутсорс: звезды группы летали в США к Зуевой (Питкеев и Липницкая весной 2015-го), приглашали Жулина и Авербуха (оба несколько лет сотрудничали с Медведевой). Сейчас ситуация изменилась: и малыши, и примы работают с Даниилом Глейхенгаузом, а Этери считает, что требование особого подхода породило конфликт с бывшими ученицами. «Почему я должна звать для тебя отдельного хореографа, потому что ты выиграл медаль?
Ты сошел с подиума, и ты никто, ты должен ее доказать на следующем старте». Часто успешными хореографами становятся бывшие спортсмены. Миша Ге не брал медалей на чемпионатах мира, зато сейчас ставит программы и шоу-номера по всему миру. Ше-Линн Бурн закончила карьеру в танцах по прихоти партнера – а теперь работает с Ханю, Ченом и Медведевой.
Два последних олимпийских золота в женском одиночном выиграли фигуристки с постановками от российских специалистов: Петра Чернышева и Даниила Глейхенгауза. В танцах на льду программы нередко делают совместно с артистами балета или хореографами, специализирующимися на конкретных жанрах.
Им необязательно стоять на коньках: на катке постановку доведут до ума тренеры. Важнее помочь фигуристу с правильно постановкой корпуса, фиксацией поз и характерными жестами – например, в танго или фламенко.
За испанскими танцами обычно обращаются к Антонио Нахарро: он работал с дуэтами Анисина – Пейзера, Ильиных – Жиганшин, а также с одиночниками Жубером и Ламбьелем. «Я стараюсь развивать у фигуристов эмоциональность. Начинаю с самых разнообразных движений, но уже на третий день мы приступаем к работе над эмоциями.
Каждое движение должно передавать эмоцию, потому что движение само по себе – ничто. Эмоции без техники – тоже ничто. Все должно быть взаимосвязано», – рассказывает Нахарро. За хип-хоп и другие современные ритмы в танцах на льду отвечает Сэм Шуинар. Он, например, ставил огненную хореодорожку из произвольной Нэтана Чена: «По-моему, получилось весело.
Уже после выступления в Японии Мари-Франс Дюбрей призналась мне, что в определенной степени рисковала, предложив мне эту музыку. Первоначально это был выбор, сделанный для танцоров. Но так получилось, что никому из тех, кто тренируется у Мари-Франс и Патриса Лозона, музыка не подошла. И тут появился я».
Спортсмены, тренирующиеся у Дюбрей и Лозона – частые гости мастер-классов Сэма. На видео с занятий по хип-хопу мелькали Вирчу – Моир, Хаббел – Донохью и Пападакис – Сизерон, при этом сам Шуинар о фигурном катании узнал только 6 лет назад, а имена олимпийских чемпионов Тессы и Скотта перед первой встречей даже гуглил. Фигуристам программа обходится от символической суммы в рублях (если поставлена студентом-хореографом начинающему фигуристу) до нескольких тысяч долларов, когда речь идет о постановках у топ-специалистов. Оплаты требует не только за программа, но и за аренда льда (плюс еще несколько сотен долларов), перелет и проживание.
Почему многие фигуристы оставляют программы на второй год?
Большинство спортсменов к новому сезону готовят две соревновательные программы и показательный номер, но есть и фигуристы, катающие одно и то же пару сезонов подряд или повторяющие лучшую постановку четырехлетия к Олимпиаде. Конечно, программа заслуживает второго сезона, если она не примелькалась зрителям и судьям.
Например, юниорские старты собирают меньше просмотров, поэтому удачную постановку можно оставить на взрослые соревнования – старые программы оставляли Косторная, Загитова, а Камила Валиева не меняла короткую при переходе из новисов в юниоры. Еще одна причина – спортсмен из-за болезни или провала на национальном отборе пропустил главные старты, показав программы только на этапах Гран-при. Кроме того, спортсмены возвращают значимые для них программы. Например, к Олимпиаде-2018 Ханю вспомнил произвольную «Сеймей» – лучшее, что он катал за 4 года перед Пхенчханом. Вагнер возвращала «Мулен Руж», Жубер – «Матрицу», ставшую его визитной карточкой.
«Матрица» Жубера – главный разрыв нулевых: латексный костюм, дорожки шагов из соседней галактики, безумие на трибунах
Старые постановки обычно слегка перерабатываются, чтобы добавить новизны: меняются музыкальная нарезка, костюм или набор элементов.
Наконец, программы оставляют, чтобы не тратить время на разучивание новых движений, а освободившиеся часы посвящают работе над прыжками – техника, в отличие от компонентов, вещь более объективная.Кроме того, Эшли Вагнер признавалась, что из-за 5 сотрясений мозга долго не могла запомнить хореографию, и каждая новая постановка превращалась в маленький стресс. ISU не наказывает спортсменов, оставляющих программы на второй сезон – такой пункт просто отсутствует в правилах.
Впрочем, в танцах на льду катать один и тот же произвольный считается моветоном – постановки там играют куда большую роль, чем в других дисциплинах. Но программы повторяются и здесь: Уивер – Поже спустя шесть лет вспомнили яркий танец «Je suis malade», а Боброва и Соловьев после неудачных экспериментов в олимпийском сезоне выступали в Сочи с прошлогодним танцем «Сумасшедшие». *** Удачной постановкой не всегда выигрывают медали, но с ней можно войти в историю. На прокатах легендарных программ плачут зрители, их исполнителям пишут кинорежиссеры, актеры и музыканты. На лучшие постановки равняются следующие поколения фигуристов, а фанаты помнят их наизусть спустя десятки лет. И дело точно не в четверных прыжках и идеально синхронных твиззлах.
Телеграм-канал автора, где еще больше о шедеврах в фигурном катании
Фото: globallookpress.com/Yutaka/AFLO; Gettyimages.ru/Jamie Squire; РИА Новости/Владимир Песня, Виталий Белоусов; East News/AP Photo/Dusan Vranic
Источник: www.sports.ru