Что такое программа смены

Деятельность вожатого имеет два больших направления – работа на отряде и работа в масштабах всего лагеря. Но и в том, и в другом случае принцип деятельности подчиняется одному требованию – от малого к большому:

ДЕЛО – ДЕНЬ – ПЕРИОД — СМЕНА

Каждое дело способствует достижению целей смены. Принцип же составления программы подчиняется требованию противоположному – от большого к малому.

Подробнее, говоря о программировании смены, схему можно расписать следующим образом:

1. Пишется комплексная программа смены.

2. Общеизвестно, что лагерная смена делится на три периода: организационный, основной, заключительный. Нужно четко понимать, какие именно цели и ожидаемые результаты, поставленные и заявленные в программе смены, должны быть достигнуты и, соответственно, получены в каждый из периодов. С помощью каких мероприятий. Какой этап развития сюжетной линии приходится на каждый из периодов.

3. Определившись с комплексной программой, разбив её на периоды, осознав, какой цели нужно добиться в каждый из них, составляется план-сетка смены.

Скачай это приложение! Программа для изменения голоса в реальном времени!

4. Зная профиль смены, сюжетную линию, имея план-сетку, логично и просто перейти к подробному прописанию ключевых общелагерных мероприятий.

5. Имея план-сетку мероприятий общих, программу смены, можно писать программу работы для отряда, учитывая возрастные особенности конкретной категории детей.

6. И завершающим аккордом в программировании смены является подробная подготовка всех отрядных дел.

Для того, чтобы рассуждения о правилах написания программы смены не были абстрактными, рассмотрим программу конкретной профильной смены.

Что такое профильная смена? Профильная смена помимо сюжетной линии и общей тематики мероприятий обязательно имеет образовательный компонент и ориентирована на конкретную категорию детей («трудные» подростки, дети, одаренные в какой-либо сфере, дети из социально незащищенных семей и т.п.). Но для того, чтобы смена называлась профильной, недостаточно придумать, для какой категории детей вы делаете смену. Универсальных программ не бывает. Нужно четко представлять, для кого и зачем. Примеры тематики профильных смен:

— творческая и т.п.

Важным замечанием является тот факт, что данный шаблон изменяет свое наполнение в зависимости от требований предъявляемых к заявленной вами программе, желательно проработать все пункты данного шаблона для более полного раскрытия сущности программы.

1. Общие данные
1.1. Полное наименование программы Профильная смена «Человек – проблемы, взаимосвязь, закономерности»
1.2. Авторы программы Педагогический отряд «Солнышко» на базе математического факультета Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарева Дунаева Т.В. – кандидат биологических наук, методист Учебного образовательного центра г. Саранск Петров Н.К. – доцент кафедры психологии МГУ
Программы профильные, включающие образовательный компонент, подразумевают наличие спецкурсов и мастер-классов по соответствующему профилю. Поэтому помощь специалистов, даже консультативная, не просто не будет лишней, а даже необходима. Если программа не предусматривает привлечение таких специалистов в качестве преподавателей спецкурсов, и провести их решено своими силами, не ленитесь показать профессионалам готовые программы занятий. Грамотный педагог сразу укажет на слабые места. И, конечно, присутствие «громких» фамилий в информационной карте программы только повысит её «цену».
1.3. Руководители программы Иванушкина А.П. – командир педагогического отряда «Солнышко»
Руководитель – не обязательно командир, но это обязательно человек, несущий персональную ответственность за каждую букву в программе.
2. Описание программы
2.1. Категория участников Учащиеся 6-10 классов республиканских образовательных учреждений, проявившие способности в академической (успеваемость), интеллектуальной (победы в предметных олимпиадах), творческой (дарования в гуманитарных областях) сферах и имеющие медицинские показания для санаторного лечения.
2.2. География участников Города и районы Республики Мордовия
2.3. Специализация программы Изучение Человека как высшего существа животного мира, с точки зрения естественных и гуманитарных наук.
2.4. Цель программы 1. Укрепление здоровья одаренных детей РМ 2. Дополнительное образование детей этой категории в области наук, связанных с всесторонним изучением Человека, его места и способов выживания в условиях современного мира (биология, биофизика, косметология, физическая культура, психология), творческое развитие путем привлечения научно-интеллектуального потенциала РМ. 3. Разработка серии мероприятий, посвященных всестороннему изучению Человека в территориях РМ 4. …
Чаще всего при написании программ, план-сеток, концепций смен, как раз пункт «Цели и задачи» вызывает у авторов неприязнь и нежелание думать. И совершенно напрасно. Для постановки конкретных целей концепции детского лагеря прежде всего нужно знать основные функции лагеря: 1. Социальную – это накопление социального опыта участия в общественной жизни, в труде, в коллективе. 2. Коммуникативная – это развитие навыков общения у ребят, умение жить в коллективе, быть в ладу с самим собой, со своей природой. 3. Развивающая, образовательная, воспитательная – это развитие познавательной активности детей и подростков, их эрудиции, сообразительности, приобретение практических навыков в разнообразной деятельности. 4. Досуговая – это воспитание культуры свободного времени. Предоставление детям свободы выбора своего досуга, возможность удовлетворять свои различные интересы, запросы в целях саморазвития и личностного роста. Это не список для выбора. Детский оздоровительный лагерь, независимо от реализуемой в нём программы, должен выполнять все эти функции. Поэтому цели и задачи программы должны быть поставлены таким образом, чтобы их реализация способствовала достижению вышеперечисленных функций. Итак, каковы же цели программы? Можно предложить следующий вариант. Есть готовый список целей и задач: — для физической закалки и укрепления здоровья; — для развития кругозора и интеллекта детей; — для развития творческих способностей детей; — для эстетического развития; — для развития коммуникативных навыков, общения, приобретения новых друзей; — для познания и приобщения детей к природе; — для приобщения детей к туризму; — для самовыражения личности ребенка; — для того, чтобы родители немного отдохнули от своих детей; — для смены обстановки ребенком и пополнения новыми впечатлениями; — для того, чтобы ребенок стал более самостоятельным; — для того, чтобы дети не болтались без дела в городе, а были на свежем воздухе под присмотром взрослых. Из перечисленных предложений каждый разработчик программы лагеря выбирает 3 наиболее значимых для него и проставляет их по порядку. Затем путем простого подсчета голосов определяются приоритетные в данном педколлективе цели детского летнего лагеря. Из этого можно сделать выводы о том, какие ценности определили для себя будущие вожатые, воспитатели, словом, все те, кому предстоит строить политику лагеря, и на что будут направлены основные усилия педагогов.
2.2. Ожидаемые результаты Возникновение рабочих групп из числа детей-участников и руководителей из территориальных муниципальных учреждений для проведения серии мероприятий, посвященных всестороннему изучению Человека, его места в современном мире. Поддержка и укрепление здоровья детей-участников профильной смены
2.4. Сроки проведения 28 декабря 2004г. — 17 января 2004г.
2.5. Место проведения Московская область, детский санаторий «Васильевское». (Приложение 1)
Приложение 1 должно содержать полное описание базы лагеря: местонахождение, условия размещения, инфраструктура, лечебная база и т.д.
2.6. Возраст участников 11-15 лет включительно
2.7. Количество участников 100 человек
2.8. Официальный язык Русский
3. Компоненты программы
3.1. Оздоровительный Медицинские процедуры по назначению врача, работа психолога, общеукрепляющие мероприятия, в том числе — спортивные игры на свежем воздухе и занятия в бассейне.
Оздоровительный компонент должен отражать не представления составителей программы о том, как должна быть построена оздоровительная работа в лагере, а из реальных возможностей базы.
3.2. Обучающий Проведение спецкурсов: — «Здоровье и здоровый образ жизни», — «Биофизика Человека», — «Модель биокомпьютера. Нейросети ХХI века» — «Твой образ», — «Будь сильным», — «Основы конструктивного общения». (Приложение 2)
Выбирая спецкурсы для программы, необходимо делать поправку на то, что не все дети приедут в лагерь по профилю, это допустимая погрешность на блат, родственников и недобросовестность при распределении путевок, поэтому в смене обязательно будут дети, которые попали туда, совершенно не подозревая, что в лагере есть какая-то программа. И уж тем более, эти дети не собираются заниматься микробиологией или физикой химических процессов. Да и заниматься специализацией целый день очень утомительно. Актуально в любую профильную смену включать спецкурсы по разговорному английскому и компьютерной грамотности. Наличие этих или других «универсальных» спецкурсов обеспечит занятость и заинтересованность всех категорий детей, попавших в ваш лагерь. Приложение 2 должно содержать не тексты лекций и упражнения для практических занятий, но подробную программу каждого курса.
3.3. Развивающий Развлекательно-развивающая программа в форме сюжетно-ролевой игры «Наша Земля». (Приложение 3)
Приложение 3- это и есть непосредственно концепция лагерной смены. Полное название: «НАУЧНЫЙ ЦЕНТР LZ-2105» Педагогическая программа смены в форме информационной сюжетно-ролевой игры. Если сюжетная концепция смены служит приложением к комплексной программе, то цели и задачи прописывать не нужно. Если же она пишется автономно, то, не начиная нумерацию, перечислить цели. 1. Сюжетная основа Здесь нужно подробно расписать ту сюжетную оболочку, которую вы придумали для своей программы смены. Сюжет не обязательно должен быть сказочным, он может быть основан и на реальных, и на исторических событиях. Примеры основ для сюжетной линии: — съёмки фильма или передачи, где участники смены являются членами съёмочной группы или, наоборот, участниками («Последний герой», «Фабрика звезд» и т.п.); — фестиваль или конкурс рекламных компаний, телеканалов и т.п.; — жизнь города, республики, государства, острова, континента, царства – вымышленных или реальных, древних, современных или из фантастического будущего; — разработка какого-либо проекта или обучение в институте, академии, исследовательском институте и т.д.; — сюжеты из известных произведений фантастов и сказочников — Сергей Лукьяненко, Джон Толкиен, Ник Перумов, Роберт Желязны, Василий Головачев, Владимир Васильев, Дмитрий Емец, Макс Фрай, Роберт Сальваторе, Кир Булычев и т.д.; — путешествия – по странам, сказкам, временам и т.п. Помимо самой идеи сюжетная основа должна содержать: — предысторию – что привело в возникновению именно этого государства, или съёмке именно этого фильма, или разработке именно этого аппарата и т.п.; — логику развития сюжета – что участники смены должны совершить за период смены, какие этапы пройти, что найти, к чему прийти, кого спасти и т.д. Вы должны знать про свою сюжетную основу абсолютно всё, быть готовыми ответить на любой вопрос детей. 2. Терминология Здесь нужно быть предельно достоверными, если программа основана на реальных событиях или произведениях. Если у вас царство, то исключена президентская система правления, если Древняя Русь, то неактуальны термины отряд, вожатый и т.п. 3. Основные этапы смены: Оргпериод 1 – 3 день Основной период 4 – 18 день Заключительный период 19-21 день Желателен перечень основных мероприятий периода. 4. Система детского самоуправления Если вы решили, что системе детского самоуправления быть, то обязательно продумайте следующие моменты: — она должна согласовываться с выбранной сюжетной основой и логически и в терминах, — она должна быть реальной, а не номинальной, то есть каждая должность должна быть необходимой, иметь четко очерченный функционал, работать на достижение конкретной цели, — она должна иметь продуманную программу демократичных публичных выборов, — вы должны четко представлять, как именно вы донесете до каждого (!) ребенка в лагере, что такое система самоуправления, зачем она нужна, как она будет работать, чем будет заниматься каждый член этой системы и с каким вопросом к нему можно обратиться. 5. Рейтинговая система Здесь важно, чтобы система: — была объективной, то есть абсолютно все категории детей, не зависимо от возраста, пола, степени активности, должны участвовать в ней с равными шансами на победу; — имела четкую систему начисления баллов, денежных единиц, звездочек и т.п., учитывающую абсолютно все сферы деятельности участников смены; — имела конкретную конечную цель, к достижению которой у детей был бы стимул стремиться. 6. План-сетка: включает в себя так же информационные карты мероприятий лагерной смены, с их описанием целями, задачами, принципом организации и планом проведения (сценарием). 7. Замечания, дополнения
Читайте также:
Список программ kali linux

Программа для изменения голоса с ИИ. iMyfone MagicMic Ai Voice Changer

Пример информационной карты мероприятия

Источник: studopedia.ru

Факторы программы смены

0 506a7 8390875 Lm.jpg

При составлении программы важно учитывать следующие факторы:

  1. Форма проведения летних каникул у школьников год от года практически не меняется и концентрируется в основном на внутригородском или пригородном отдыхе.
  2. Необходимо отметить одну из главных проблем — почти полное отсутствие в рамках летнего отдыха поля деятельности вне школы. Это приводит к тому, что ребенок не умеет распорядится свободным временем. Неумение занять себя порождает апатию, асоциальные поступки, уход в себя.
  3. Постоянно растущее неблагоприятное влияние экологической ситуации, а также психоэмоциональной обстановки, стресс, учебные перегрузки приводят к истощению организма ребенка, его частой заболеваемости.

Представляется важным создать адекватные педагогические условия для развития и отдыха ребенка в летний период, используя для этого разнообразные формы организации деятельности и общения.

Исходя из вышеизложенного выделяются несколько основных понятий, на которых строится программа смены:

Летний отдых — это

  • расширение для ребенка поля социального взаимодействия, изменение поля общения как со взрослыми, так и со сверстниками;
  • реализация интересов, способностей, возможностей ребенка;
  • получение ребенком нового опыта в организации собственного досуга;
  • оздоровление ребенка (в широком смысле слова) физическое, психологическое, социальное, духовное.

Творчество — это совместная деятельность детей и взрослых, с целью определения ребенком его собственных интересов, целей, возможностей; развитие творческих, интеллектуальных, физических способностей, познавательных интересов ребенка, навыков общения со сверстниками и взрослыми через включение в различные виды деятельности.

Оздоровление — это восстановление, расширение адаптационных возможностей организма, повышение его устойчивости к воздействию разнообразных факторов.

Оздоровительная деятельность предполагает создание условий и проведение комплекса мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья ребенка. Исходя из особенностей смены, наличия специалистов она включает в себя:

  • утреннюю гигиеническую гимнастику — проводится ежедневно на свежем воздухе. Ее основная задача, помимо физического развития и закаливания, создать положительный эмоциональный заряд и хороший физический тонус на весь предстоящий день. Зарядка в организационный период смены проводится специалистами (физруками), в основной и итоговый период проводят со своим отрядом вожатые;
  • купание, утреннее и вечерние окунания — водолечение в период летнего отдыха приобретает особое значение. Вода воздействует на организм комплексом физико-химических и биохимических факторов: температурой воды, экологически чистым химическим составом, механическим движением, электрическим состоянием (ионизация);
  • распорядок дня — не только организующий, но и важнейший оздоравливающий элемент. Он варьируется в зависимости от периода пребывания в нем ребенка, состояния его здоровья, характера адаптационных процессов. В распорядке дня должны быть учтены все необходимые оздоровительные компоненты на основе регулярности, систематичности их применения, оптимального чередования интеллектуальных нагрузок и физического отдыха. Распорядок должен служить примером и основой здорового образа жизни;
  • режим дня (распределение ежедневных мероприятий)- отражает интенсивность воздействия на организм ребенка общей совокупности мероприятий, предусматривая при необходимости включение дополнительных элементов в распорядок и различную интенсивность проведения оздоровительных мероприятий (щадящий, тренирующий режимы);
  • лечебная физкультура — это дыхательные упражнения (внимание на правильность выполнения!), ходьба простая, дозированный бег, различные общеукрепляющие, общеразвивающие упражнения, упражнения на снаряде (гимнастическая скамейка, гимнастическая стенка) и со снарядом (мячи, гимнастическая палка). Для группы детей, имеющих специфические заболевания (например, сколиоз) — занятия в зале ЛФК под руководством специалиста;
  • санитарно-просветительская деятельность — в первые дни пребывания ребенка в лагере на уровне отрядов медицинскими работниками и другими специалистами будут проводиться встречи информирующего характера. Для детей младшего и среднего возраста (9-12 лет) помимо вопросов личной гигиены будет уделено внимание профилактике травматизма и отравлений. Ребятам старшего возраста (13-16 лет) наряду с вопросами личной гигиены будет уделено внимание вопросам взаимоотношений полов, последствиях курения, алкоголизма, наркомании, болезнях, передающихся половым путем и их профилактике;
  • обучение плаванию и иным видам спорта;
  • организация и проведение походов и туристических троп;
  • проведение тренингов на психоэмоциональную разгрузку;
  • отрядные оздоровительные мероприятия:
  • беседы (философические, индивидуальные)
  • интеллектуально — творческие игры по тематике «здоровье»
  • веселые старты, эстафеты
  • спортивные игры и спортчасы
  • подвижные игры
  • тематические огоньки
  • ктд спортивной тематики
  • и др.
Читайте также:
Как соединить 2 компьютера с помощью программы

Оздоравливающий эффект комплекса мероприятий может быть достигнут только тогда, когда соблюдается дифференцированный подход в назначении видов и интенсивности нагрузок, поэтому, в зависимости от возраста, состояния здоровья ребенка необходимо как можно раньше определить к какой медицинской группе здоровья он относится.

Разнообразие предполагаемых форм оздоровительной деятельности дает возможность максимально активизировать интерес ребенка к собственному здоровью, научить простым и эффективным способам его сохранения и укрепления

Создание условий для физического оздоровления ребенка, реализация его интересов, демонстрация способов активного отдыха.

  1. Диагностика интересов и притязаний ребенка, удовлетворение их в различные периоды смены;
  2. Отработка педагогических технологий по включению ребенка в процесс совместного творчества на уровне отряда, центра, лагеря;
  3. Отработка механизмов организации процесса оздоровления ребенка;
  1. Улучшение состояния здоровья детей и подростков по сравнительным медицинским, психологическим показаниям, самооценке.
  2. Высокий уровень качества результата деятельности педагогов, взаимодействия с подростками на индивидуальном, групповом и коллективном уровнях;
  3. Определение эффективности педагогических средств (способов, приемов, методов, форм) повышения уровня здоровья ребенка в условиях летнего отдыха;
  4. Высокий уровень активности участников смены в различных видах деятельности, в работе детских органов самоуправления.

Показатели качества результатов:

  1. Уровень заинтересованности, инициативности и активности участников смены в основных делах программы.
  2. Уровень взаимодействия взрослых и детей.
  3. Уровень ответственности педагогов за результаты собственной деятельности.
  4. Качество содержания и организация проводимых отрядных, центровых и общелагерных дел.
  • опора на возможности и способности личности;
  • сотрудничество, содействие, сотворчество;
  • доброжелательность;
  • реализация принципа «не навреди»;
  • совместный анализ процесса и результата;

Этапы реализации программы:

1 этап — соответствует рамкам и задачам организационного периода: адаптация подростков в условиях центра или лагеря, знакомство и включение в программу смены, организационное оформление центров, презентация студий по интересам, самоопределение участников смены, исследование интересов и уровня притязаний участников смены, диагностика уровня здоровья ребенка.

2 этап — этап реализации интересов участников программы и получения ими нового опыта в организации собственного досуга; работа студий по интересам с целью демонстрации и обучения ребят умениям и навыкам в отдельных видах деятельности; реализация внутреннего потенциала и способностей подростков; диагностика уровня удовлетворенности интересов, проведение форм оздоровительной работы с детьми; работа совместных творческих групп детей и взрослых по подготовке дел смены.

3 этап — этап демонстрации детьми полученных умений и навыков посредством участия в конкурсной неделе; демонстрация личных достижений, реализация собственных интересов, возможностей, целей ребенка; диагностика уровня осознания ребенком ценности собственного здоровья и улучшения его физического состояния.

4 этап — заключительный — соответствует итоговому периоду смены: подведение итогов реализации программы на уровне отряда, центра, лагеря; работа на последействие.

Источник: summercamp.ru

Что такое программа смены

В последние годы, одной из самых перспективных форм организации летнего отдыха детей являются так называемые профильные лагеря или смены. Предпосылкой этому послужило то, что подход к организации летнего лагерей кардинально изменился. Профильные смены выполняют очень важную миссию – летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и площадка для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.

Помочь детям интересно отдохнуть, получить новые позитивные впечатления, опыт разнообразной самостоятельной творческой деятельности и общения с интересными людьми, развить свои способности, научиться понимать себя и других – вот основные задачи, которые решаются при проведении профильных смен. Ведь именно во время летних каникул можно создать комфортное социально-образовательное пространство для взаимодействия и творчества детей.

“Профильная смена” – форма учебно-воспитательной работы, при которой учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для максимального развития в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями.

По абсолютному убеждению большинства теоретиков, воспитательное пространство детского оздоровительного лагеря является уникальным фактором социализации и адаптации ребенка во временном детском коллективе, а значит, требует осознанного подхода: научной разработки, поэтапного формирования последовательного развития, наконец, анализа получаемых результатов.

Пребывание в летнем оздоровительном лагере для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Летние профильные смены подразумевают:

  • проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом;
  • создание благоприятных условий для укрепления здоровья и осмысленного отношения каждого к своему здоровью;
  • сокращение детского и подросткового травматизма;
  • профилактику детской и подростковой безнадзорности, правонарушений в летний период;
  • формирование навыков общения и толерантности, культурного поведения, санитарно-гигиенической и экологической культуры;
  • привитие навыков здорового образа жизни и культуры поведения;
  • развитие творческих, организаторских, интеллектуальных способностей детей;
  • создание условий для самоопределения каждого ребёнка через выявление его интересов и способностей;
  • расширение сферы познавательных интересов об окружающем мире;
  • обучение нормам социальной жизни, культуре взаимоотношений;
  • создание доброжелательной атмосферы, способствующей ориентации ребёнка на положительные действия и поступки.
Читайте также:
Программа для авто субтитров

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ

Моделью называют формальное выражение существенных элементов проблемы в образной или математической форме. Мы постоянно имеем дело с моделями, создаем их для исследования собственных проблем, хотя и не называем их именно так. Мы просто окружены ими: выкройки, планы, договоренности, картины, музыка и многое другое представляют собой физические, знаковые, житейские, художественные модели.

Если мы говорим о профильной смене, то уже понимаем, что в процессе пребывания в детском лагере ребенок не только отдыхает и оздоравливается, но и получает знания, опыт, непосредственно того профиля (содержания), на котором основывается вся воспитательная и учебная работа в данном лагере.

Подобный подход позволит минимизировать риск от непреднамеренных отрицательных воздействий воспитателей и воспитанников, в целом, создавая условия компенсации и комфорта воспитанников, позволяя решать более сложные воспитательные задачи.

Итак, говоря о моделировании, мы выделяем рад существенных этапов в осуществлении данного процесса.

  1. Составление концептуальной модели смены.
  2. Составление целеопределяющей модели смены.
  3. Составление структурной модели смены
  4. Составление игровой модели смены
  5. Составление содержательной модели смены
  6. Составление кадровой модели смены

Концептуальная модель смены

Концептуальная модель смены – это обоснование общих подходов, лежащих в основе воспитательной системы лагерной смены.

К первой группе мы относим принципы:

  1. Признание самоценности личности ребенка.
  2. Признание периода детства как самоценного этапа жизни ребенка.
  3. Определение целей и задач, функций лагеря с учетом обобщенной характеристики детей.
  4. Адекватность воспитательной системы центра системе социальных отношений.
  5. Целостный подход к развитию личности ребенка.
  6. Развивающий характер деятельности в центре.
  7. Дифференцированный подход к включению в деятельность.
  8. Преемственность, систематичность и последовательность в организации деятельности центра.

Ко второй группе относятся организационные принципы, определяющие методы, приемы, и средства взаимодействия с детьми и детей друг с другом.

  1. Активного участия детей в организации жизнедеятельности центра.
  2. Обязательного анализа дел, отношений, поступков.
  3. Организация общественно и лично-значимой деятельности.

Целеопределяющая модель смены

Основная цель воспитателя создать условия для реализации потенциала воспитанника, основываясь на индивидуальности его развития, и формирование у него готовности к выполнению разнообразных функций в обществе.

Анализируя предшествующий опыт, накопленный педагогикой, мы утвердились во мнении, что воспитание возможно только через ту деятельность, которая присуща данному возрасту. Цель воспитательного процесса мы сформулировали так: формирование деятельностного отношения воспитанника к себе, к людям, которые его окружают, к миру, в котором он живет.

Формирование отношения к себе решается в процессе воспитания через ряд задач:

  • организация заботы о себе в процессе деятельности;
  • регулирование своего поведения;
  • самоопределение, самоутверждение и самовыражение в деятельности;

Формирование отношения к людям – осуществление трех задач:

  • познание людей в процессе общения;
  • регулирование своих норм с нормами других людей;
  • забота о других людях.

Формирование отношения к миру возможно через его познание во всем многообразии форм и через организацию познавательной деятельности воспитанника.

Воспитательный процесс включает в себя различные виды деятельности:

  • познавательная деятельность (знакомство с природой Родного края, туризм, медицина, экология);
  • ценностно-ориентационная деятельность (выработка норм поведения в лесу, общения между людьми);
  • коммуникативная деятельность (организация коллективного творчества);
  • преобразовательная (организация самообслуживания);
  • физическая (организация спортивных мероприятий).

Структурная модель смены

Структурная модель летней профильной смены – это представление о содержании дней и этапов смены в соответствии с целым рядом факторов: логикой развития лагерной смены, логикой эмоционального развития, соотношения отрядных и общелагерных дел в разные периоды смены, особенностями воспитательной системы детского центра, особенностями контингента воспитанников.

В любой смене в независимости от ее продолжительности, специфики выделяют 5 периодов: подготовительный, организационный, основной, итоговый, постлагерный.

Подготовительный период неограничен во времени. Это период подготовки воспитателей к проведению смены, формированию содержания и способности воспитателей реализовать его.

Это период, в котором мотивируется участие воспитанника в профильной смене.

Организационный период – первые 3 дня, если смена 18-21 день; 1 день, если смена 10 дней. Организационным он является, потому что происходит адаптация ребенка к новым условиям быта, окружению, особенностям питания, санитарно-гигиеническим условиям и т.п.

Главное условие успешной адаптации ребенка – это формирование доброжелательных отношений внутри коллектива. Важно создать условия для самораскрытия ребенка, реализации его потребностей и интересов.

Это период установления правил, законов, традиций, внутри коллектива и в лагере в целом. Необходимо педагогу сделать так, чтобы правила были не навязаны сверху, а разработаны и приняты самим детским коллективом. Опыт показывает, что многие педагоги используют в своей практике “Орлятские законы”, совершенно не объясняя, зачем они нужны. Педагог должен помнить, что любое правило (Закон) должно приниматься коллективно и работать.

Основной период смены – это период реализации целей и задач смены, личностной самореализации детей.

Он делится на два самостоятельных и взаимопроникающих этапа:

  • учебно-демонстрационный;
  • демонстрационно-закрепляющий.

На первом этапе происходит:

  • овладение ребенком знаниями и умениями в соответствии с профилем лагерной смены; правилами, позициями, ролями, отвечающими ожиданиям и интересам подростков;
  • организация деятельности воспитанников, закрепляющей приобретенные навыки и мотивирующей на дальнейшее овладение учебной программой.
  • корректировка ценностно-ориентационной сферы подростка.

На втором этапе происходит:

  • организация разнообразной творческой деятельности при активном включении детей в ее подготовку и проведение;
  • демонстрация полученных знаний, умений и навыков на уровне самодеятельности и самоорганизации;
  • корректировка межличностной сферы взаимоотношений;
  • анализ поведения и деятельности воспитанников.

Заключительный период – время подведения итогов, определения степени результативности проведенной программы. Итоговый период в большей степени настроен не на прощание, а на ожидание дальнейшей реализации программы, новой радостной перспективы.

Постлагерный период – это период реализации задуманного в течение смены. Это встреча с отрядом, коллективом всей смены, для реализации программы последействия, формирование детских коллективов, базирующихся на профильном интересе к смене и подготовке вместе с ними следующей смены.

Эмоциальные ритмы лагерной смены

Разработка структурной модели смены осуществляется с учетом закономерностей эмоционального развития временного коллектива, определенных в работах А.Н. Лутошкина. В эмоциональном развитии коллектива существует выраженная пульсация эмоциональных состояний. Это явление получило название “маятникового эффекта”.

Раскачивание эмоционального маятника происходит с определенной периодичностью, создавая эмоциональный ритм жизни коллектива.

Эмоциональные подъемы большой силы не задерживаются долго в крайней точке, за ними следует спад настроения. Попытки удержать состояние подъема за счет эмоционально насыщенных дел приводят к самопроизвольному включению механизма “маятника”. В свою очередь задержка эмоциональных состояний в положении “спад” вызывает симптомы “эмоционального голода”.

В течение смены имеет место общий эмоциональный ритм, который характеризуется единым циклом с четко просматриваемыми тремя фазами (подъем – спад – подъем). Первая и третья фазы характеризуются высокой тональностью и большой динамичностью эмоциональных состояний; вторая фаза характеризуется снижением частоты эмоциональных состояний.

Преобладает уравновешенный спокойный тон настроения.

Источник: neobionika.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru