Что такое программа развития классного коллектива

Виноградова Оксана Юрьевна

Виноградова Оксана Юрьевна

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации. Воспитание реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать – это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Изменения в государственной программе «Развитие образования» и регулирование классного руководства

Характерными психологическими особенностями младшего школьного возраста, имеющими непосредственное отношение к духовно-нравственному воспитанию детей, являются активность, любознательность, стремление к развитию; формирование моральных чувств под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера и собственного действия; зависимости формирования ценностных ориентаций от предъявленных образцов – факторов культуры. Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека.

Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни. В отличие от дошкольника жизнь младшего школьника коренным образом меняется, он вынужден быть более самостоятельным, ответственным, должен уметь управлять собой. В его жизни возникают проблемы, каких не было раньше, успешность решения которых начинает определять и отношение к нему взрослых, и положение среди сверстников, и его собственную самооценку. Со всей остротой в начальной школе встает вопрос об активизации внутрен­них возможностей личности в процессе духовного самостроительства.

Данная программа представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, мотивированности взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формиру­ется личность каждого ребенка.

Одна из самых острых в школе проблема культуры общения. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно.

Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе.

Программа развития классного коллектива «Радуга»

На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20-25 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного воспитания детей в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе.

Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. В школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия – вот главное условие успешного воспитания. Ребёнок растёт, развивается, несмотря ни на что. И класс как ячейка этой среды становится вторым домом, где должны быть созданы все условия для полноценного всестороннего развития ребёнка, а самое главное, созданы такие условия, при которых он мог бы раскрыть свои способности, удовлетворить свои познавательные и образовательные потребности, условия, при которых его бы обязательно заметили и оценили. Только при таких условиях из ребёнка может вырасти свободная творческая, социально адаптированная личность. Эта программа для учащихся — образ жизни, правила жизни, для родителей — возможность получить информацию о том, как идёт развитие ребёнка, каков уровень его воспитанности.

Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной культуры личности в процессе педагогически организованного самоуправления, сотрудничества, сотворчества, содружества. Она рассчитана на 3 года, предполагает участие учащихся со 2 по 4 класс, реализуется на базе одного класса.

Ее новизна заключается в том, что ее основу составляет игровые ролевые ситуации, объединенные в рамки «Звездной недели». Актуальность программы обусловлена обострением проблем межличностного общения, потерей обществом многих нравственных устоев, все возрастающим вниманием общества к вопросам духовно-нравственного воспитания младших школьников.Данная программа представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, мотивированности взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Актуальность программы обусловлена также и обострением проблем межличностного общения, потерей обществом многих нравственных устоев, все возрастающим вниманием общества к вопросам духовно-нравственного воспитания младших школьников. Очевидны противоречия между требованиями, которые предъявляет к младшим школьникам современная жизнь, и реальным уровнем духовно-нравственной воспитанности. Личностно-ориентированный подход к образованию и воспитанию, ориентация на его интересы, создание условий для развития и максимальной реализации склонностей и способностей ребенка – основная тенденция современной школы.

Цель программы: создание благоприятных условий для развития личности и ее самоутверждения, формирования качеств, необходимых для общения с другими людьми, дружелюбных коллективистских взаимоотношений в классном коллективе и этической культуры.

Задачи:

1. формирование и сплочение классного коллектива, воспитание доброжелательного отношения к товарищам и уважения к старшим, любви к школе и школьным традициям;

2. развитие коммуникативной культуры школьника – умение работать в паре, минигруппе, коллективе;

3. создание игрового пространства, обеспечивающего формирование у младших школьников эмоционального опыта взаимодействия с людьми, позитивного опыта ролевого взаимодействия

4. организация творческой нравственно ориентированной деятельности в целях формирования позитивного отношения к окружающему миру.

Срок реализации программы – 3 года

Участники программы: учащиеся 3в класса, классный руководитель, педагоги, работающие в классе, родители учащихся.

Прогнозируемый результат:

1. Высокий уровень сплоченности детского коллектива и доброжелательные взаимоотношения в классе, проявления любви к школе и школьным традициям;

2. стабильный положительный настрой к активной познавательной и творческой деятельности, увлечение каким-либо видом внеурочной деятельности

3. организация модели взаимодействия в форме ситуативных ролевых игр в рамках воспитательной системы класса

4. сформированность коммуникативной культуры школьника – умение работать в паре, минигруппе, коллективе;

5. достижение высокого уровня культуры классного коллектива, высокая результативность деятельности детского творческого коллектива, личностных достижений учащихся.

Результаты для ребенка: интерес, положительное отношение и активность ребенка в реализации Программы, позитивное изменение самооценки и ценностных ориентаций, степени удовлетворенности ребенком своих потребностей и интересов, проявление чувств сострадания и милосердия, самоопределение в творческой и общественной деятельности, проявление интереса к событиям общественной жизни, повышение уровня воспитанности школьников.

Результаты для классного коллектива: выявление лидеров; ролевое самоопределение учащихся, обретение навыков организации; умение принимать совместные решения, коллективно планировать работу, совместно подводить итоги и анализировать результаты собственной деятельности, вести коллективный поиск истины, умение жить и действовать в группе, коллективе.

Результаты для педагога: знание и совершенствование форм и методов работы, направленных на совершенствование личности ребенка, приобретение опыта по социально-профессиональному сопровождению школьников, совершенствование навыков организации и проведения мероприятий различной направленности.

Результаты для родителей: участие в делах класса и школы, выявление индивидуальных особенностей своего ребенка, единение в совместной деятельности детей и родителей, позитивное изменение степени удовлетворенности родителей образовательным процессом.

Принципы реализации программы:

Принцип уважительного отношения к личности

· Принцип опоры на положительное в ребенке

· Принцип воспитывающей рефлексии

· принцип взаимодействия личности и коллектива

· принцип учёта возрастных особенностей.

Основные формы деятельности

Игры, упражнения, тренинги, беседы, ролевые игры, конкурсы, часы общения, экскурсии, встречи, ярмарки, тематические дискотеки, выставки, праздники, устные журналы, уроки Мужества, акции, круглые столы, смотры, декады, фестивали, марафоны, концерты, проектная деятельность, гостиные, Дни открытых дверей, фотовыставки, олимпиады, вечера, дискуссии, соревнования, викторины, мастерские, трудовые десанты, кружки по интересам, поездки, благотворительные мероприятия, акции, анкетирования, тестирования, наблюдения,

Читайте также:
Как активировать программу адгуард

Условия реализации программы

· чёткое определение целей, к которым необходимо стремиться всегда и в данный момент;

· конкретное планирование деятельности школьного коллектива;

· владение информацией обо всех участниках учебно-воспитательного процесса, об уровне их знаний, о физическом, нравственном, умственном развитии детей, культурно-образовательном и нравственном уровне родителей;

· систематический контроль направлен за результативностью деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса, с целью коррекции достижения наилучшего результата.

Этапы реализации программы.

Во 2-м классе уделяется внимание обучению коллективной деятельности:

o создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;

o воспитывать коммуникативную культуру школьника – умение работать в паре, минигруппе, коллективе;

o нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;

o формировать у детей способности стремиться к здоровому образу жизни;

o использовать разнообразные формы организации работы с детьми.

2-й год реализации программы (3-й класс):

После заложенного начала формирования качеств личности и обучения коллективной деятельности основной целью работы в 3-м классе является формирование культуры личности:

o совершенствовать познавательную активность учащихся;

o нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;

o воспитывать у учащихся потребность к расширению своего культурного кругозора;

o создавать условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса;

o формировать организационно-деятельностные умения учащихся;

o использовать разнообразные формы организации работы с детьми.

3-й год реализации программы (4 класс):

При условии доверительного отношения к классу и каждому ребенку в отдельности, основной целью воспитательной работы в 4-м классе становится формирование самосознания:

o обеспечивать устойчивую потребность у учащихся к совершенствованию способностей;

o поддерживать увлеченность учащихся различными видами внеурочной деятельности;

o обеспечивать формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, участие класса в общешкольных мероприятиях.

o нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд

Основные направления программы и программные мероприятия

2 класс 2010-2011 учебный год.

«Доброе отношение украшает человека»

Цель: Выявить и развить добрые отношения детей живой практической деятельностью, cпособствовать обогащению жизненного опыта общения с людьми, учить дружбе, взаимопомощи.

Воспитание общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества.

Создание условий для проявления обучающимся класса своих индивидуальных способностей.

Формирование умения общаться друг с другом, сообща выполнять одно общее дело.

Классные часы, уроки этикета (этика отношений к окружающему, этика отношений в коллективе), дни детства, беседы – практикумы, беседы – диалоги, фестиваль искусств.

Участие в школьных и городских кружках, выставках.

3 класс 2011-2012 учебный год.

«Добрый нрав возвышает человека»

Цель: Раскрытие и развитие способностей каждого ученика.

Создание условий для саморазвития личности ребенка в классе

Развитие чувства сопереживания, радости за успехи одноклассников.

Пробуждения интереса ребенка к себе самому, формирование адекватной самооценки, уверенности в своих силах.

Формирование у обучающихся культуры общения, развитие коммуникативного умения.

Шефство над младшими братьями и сестренками, старыми людьми, акция «добрых дел».

Видеокурсы «Смешарики. Азбука дружелюбия»

Ролевая игра «Звездная неделя»

Кукольные, драматические постановки

Классные дела, беседа «Наш класс – семья»,

разработка и принятие законов о дружбе;

игра-соревнование «Если с другом вышел в путь» и т.д.

4 класс 2012- 2013 учебный год

«Приносить радость людям».

Цель: Создание условий для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих ценностей, для формирования навыков сотрудничества взаимодействия со сверстниками и взрослыми, для освоения правил культуры поведения в обществе.

Создание условия для развития творческой личности.

Воспитание чувства собственного достоинства.

Воспитание положительных качеств: дружелюбие, товарищества, коллективизма.

Формирование активной жизненной позиции обучающихся, ценностных ориентаций.

Научить детей действовать по правилам и законам, которые они должны научиться исполнять.

Классные часы, акции, трудовые операции, творческие игры, проекты, праздники, культпоходы

Программа классных часов:

1. Классные часы:

· Любопытство или любознательность.

· Секреты формирования интересов.

· Разгаданные и неразгаданные тайны.

· Самопрезентация “Мои увлечения”

2. Беседы для развития позитивного отношения ученика к собственному интеллекту:

· Чем себя заинтересовать? – советы психолога.

· “Я” в моих мечтах.

· Диалог с самим собой.

· Эстафета “Мир наших увлечений”

· “Час вопросов и ответов”

3. Ролевые игры, конкурсы, праздники;

· Аукцион знаний. “Что? Где? Когда? Праздник эрудитов Турнир знатоков. Практикум-игра “Формула интересов”.

Конкурсы-смекалки. Карнавал профессий. Решение интеллектуальных задач.

Воспитательные технологии

1. Технология длительной игры

Поставленные задачи воспитательной работы решаются в форме игры врамках воспитательной системы «Строим город Дружелюбнинск», которая проводится длительное время и сюжетно-ролевая основа – игра(3 класс) — «Звездная неделя».

2.Технология организованного общения младших школьников

Последовательность работы:

· Изучение межличностных отношений (наблюдение, социометрия, психологические тесты)

· Организация малых групп

· Обеспечение эффективной деятельности и дружеского общения детей в группе

Концептуальные основы программы

Источник: nsportal.ru

Программа развития классного коллектива (10-11 классы)

Программа включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование по направлениям (спортивному, духовно-нравственному и т.д.).

Оценить 5597 1

Содержимое разработки

Программа развития классного коллектива

(для учащихся 10-11 классов)

Составитель:

Байгулова Светлана Валерьевна,

Классный руководитель 11-го класса

МБОУ СОШ № 2, г. Конаково

Пояснительная записка.

Ребенка воспитывает все, что окружает.

Лучшее воспитание – это воспитание добрыми

отношениями друг к другу, к окружающему миру,

к самим себе, ибо «нравственность постигается и

применяется не из чьих-то речей, а из реальных

отношений между людьми, которые

ребенок видит, испытывает и осуществляет сам»

. (Соловейчик В.)

В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодёжи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение.
В этом русле особо актуальным представляется развитие и внедрение в теорию и практику современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической педагогики. В центре внимания гуманистической парадигмы воспитания стоит целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей.
На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования.
Воспитательный процесс, построенный на положениях гуманистической педагогики, опирается на личность учащегося, основывается на конструктивной работе ученика и классного руководителя, в процессе которой учитель старается всемерно развивать инициативу своих подопечных и создать все условия для их личностного и творческого развития.
Одним из важнейших проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми. К основным понятиям, которые способны раскрыть человеческие отношения с другими людьми относятся:
— забота и взаимопонимание, т.е. эмоциональная отзывчивость, сострадание, способность разделять чувства и мысли другого, его печаль и радость;
— взаимоуважение, т.е. способность принимать человека таким, какой он есть, признавать его право иметь собственные убеждения и развиваться по собственному пути;
— взаимодействие, т.е. способность к сотрудничеству, взаимопомощь и содействие, принципы ненасилия в разрешении конфликтов.
Таким образом, в центре моей программы воспитания стоит разработка модели воспитательного пространства класса с гуманистическими характеристиками и обеспечение условий ее реализации.
Воспитательное пространство — это лишь часть единого социального пространства. Его эволюция — непременное условие развития всех субъектов процесса воспитания. Воспитательное пространство, в отличие от среды, формируется, что позволяет придавать ему определенные свойства и характеристики. Оно может возникнуть в результате как инициативной деятельности «сверху», так и деятельности детей по освоению и присвоению жизненного пространства, в основе которой лежат их потребности.
Характеристики воспитательного пространства задаются воспитательной системой и характером воспитательной деятельности. Если система сориентирована на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, создание социальной защищенности, творческое содружество, она гуманистична по своему типу.

Читайте также:
Как работает программа Smart view

В настоящее сложное время нашему государству жизненно необходимо воспитывать патриотов, способных вывести страну из экономического нравственного кризисов, защитить Россию от любого нашествия извне и любых проявлений терроризма. Чтобы выявить суть направлений процесса гражданско – патриотического воспитания, необходимо определить на чем оно базируется. Вера в Россию, в её будущее – это основа, краеугольный камень всей системы патриотического воспитания.
Военно–патриотическое воспитание – это составная часть воспитания, ориентированная на формирование у школьников глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите, воспитание чувства гордости за русское оружие, уважение к его военной истории, стремление к военной службе, сохранение и приумножение его воинских традиций. Патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяния героических предков.

Самое ценное, что есть у человека жизнь, а самое важное в его жизни- здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически необходимо. Поэтому данная программа охватывает не только физическое воспитание, но и многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены, туризма, борьбы с вредными привычками.

Исходя из всего сказанного выше можно определить приоритетные направления работы классного руководителя по данной программе:

— формирование здорового образа жизни;

Данная программа является перспективной и рассчитана на 2 года

Этапы реализации программы:

Аналитический этап (диагностика, анализ): август-сентябрь 2010 года

Прогностический этап (подготовка методической и материальной базы): сентябрь-ноябрь 2010 года.

Этап реализации ( введение программы, накопление фактического материала): ноябрь 2010- май 2012 года.

Обобщающий этап (анализ, отслеживание результатов, корректировка программы): май-июнь 2012 года

Цель программы:

— создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.

— сформировать личность, обладающую интеллектуальным и нравственным потенциалом, необходимым для любого вида деятельности, умеющую выстроить себя в современных условиях, социально адаптированной к окружающему миру через интеграцию урочной и внеурочной деятельности;

— повысить социальную активность учащихся, их самостоятельность и ответственность в организации жизни детского коллектива и социума;

— сформировать активную жизненную позицию учащихся;

— развивать стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию, к тем качествам личности, которые необходимы для последующего обучения в ВУЗах и работы во всех возможных отраслях хозяйства страны;

— сформировать первоначальные теоретические знания психологии личности и общества;

-способствовать осознанному самостоятельному выбору профессии;

— способствовать получению и расширению у учащихся знаний о России, её истории, традициях;

-изучать военную историю России и Советского Союза, их Вооружённых Сил, боевых традиций Армии и Флота;

-формировать у школьников чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее;

— прививать учащимся любовь к родному краю;

— формировать личность школьника, способную самостоятельно развивать себя духовно и физически в течение всей жизни;

-обеспечивать получение знаний в области физической культуры и спорта;

— формировать умение контролировать и корректировать изменения своего физического состояния.

Формы реализации задач:
— изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование, мини исследования);
— систематическое посещение уроков с программой наблюдения с последующим анализом на классных и родительских собраниях;
— организация малых педагогических консилиумов;
— дискуссии, диспуты;
— ролевые, деловые, образовательные игры;
— экскурсии, походы;
— «круглые столы», ток-шоу, брейн-ринги;
— соревнования;
— викторины;
— интеллектуальные марафоны;
— проектные игры;
— сотрудничество со службой занятости, организация встреч с представителями разных профессий;
— участие в общешкольных и городских благотворительных акциях и т.д.

Приоритет отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности.

Достоинства программы:

— развитие у школьников чувства патриотизма;

-формирование исторической памяти;

— формирование здорового образа жизни;

— самостоятельное жизненное самоопределение;

— формирование жизненных целей и планов.

Характер и результативность цели воспитательной программы определяются принципами, которые важны для учителя, доступны для понимания детей:
1. Гуманизм во взаимоотношениях «учитель-ученик», «ученик-ученик»;
2. Демократизм, уважение ученика;
3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
4. Преемственность и взаимодействие в воспитательном процессе;
5. Принцип индивидуальности;
6. Принцип развития;
7. Принцип творчества и успеха;
8. Принцип поддержки и доверия;
9. Принцип ответственности;
10. Принцип общения (умение говорить, слушать, понимать);
11. Принцип элективности направлен на умение делать выбор в различных ситуациях.

В основе программы воспитания в классе лежат следующие педагогические теории:
• педагогика гуманизма (Сухомлинский В.А.);
• гуманно-личностная технология (Ш.А. Амонашвили);
• личностно-ориентированная педагогика;
• концепция поликультурного образования (З.М.Малькова, В.В.Макаев, Л.Л.Супрунова);
• педагогика сотрудничества (И.П. Иванов, В.А. Караковский);
• педагогика педагогической поддержки (О.С. Газманов);
• технология коллективно-творческих дел;
• игровые технологии.

План реализации программы.

Направление «Профессиональное самоопределение»

Источник: www.prodlenka.org

Программа развития классного коллектива

Программа развития классного коллектива разработана на 4 года.

Олимпиады: Литературное чтение 1 — 4 классы

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красночетайская средняя общеобразовательная школа»

Программа развития классного коллектива «Путь к успеху»

учитель начальных классов

с. Красные Четаи

Паспорт Программы

«От творческой личности к творческому коллективу»

Администрация МБОУ «Красночетайская СОШ »

Классный руководитель 3 Б класса МБОУ «Красночетайская СОШ»

Ермолаева Лилия Фридриховна

Коллектив учащихся 3 Б класса, родители, классный руководитель

Создание максимально благоприятных условий для развития творческого детского коллектива через раскрытие и развитие личностных качеств и творческих сил каждого члена в конкретных делах и поступках в контексте с традициями и духовной культурой чувашского народа

— Определить общую стратегию развития коллектива, его функционирования, безболезненный переход от одной ступени развития до другой;

— создать эмоционально-насыщенную деятельность, адекватную возрастным особенностям младшего школьника, носящую творческий характер и социальную направленность, с использованием эффективных средств воспитания в конкретных условиях с конкретными учениками;

— развить активность и инициативность, организаторские навыки самих учащихся по формированию ученического самоуправления в детском коллективе;

— формировать целостное восприятие родителями общественной деятельности детей (стереотип нужности, необходимости);

— воспитать гражданина своего Отечества, Республики, края на традициях чувашского народа в контексте с его духовной культурой.

1 этап — изучение классного коллектива

2 этап — формирование, углубление и развитие творчества учащихся, переход в режим функционирования.

3 этап – обобщение опыта

Перечень приоритетных мероприятий

«День знаний», «День учителя», «Осенний бал», «День Матери», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День семьи», «Таланты среди нас», «Ученик года», «Последний звонок».

Ожидаемые конечные результаты

умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;

обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

любящий свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Научить человека быть счастливым — нельзя,

но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно.
Макаренко А.С.

Программа развития классного коллектива разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Школа России». В основу Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества

Читайте также:
Пример программы с потоком

Современная жизнь ставит перед школой новые сложные задачи — поиск эффективных средств воспитания молодого поколения, которому предстоит действовать в условиях демократического, самоуправляющего и динамичного общества. Все это требует высокого уровня развития культуры личности, ее самосознания, ответственности. Способности осуществлять свой выбор в мире современных социальных и нравственных ценностей.

Социальная среда, в которой растет большинство учащихся школы, неблагоприятна. Родители, заботясь о «хлебе насущном», забывают, что ребенок должен расти и духовно. Отсюда и вытекают противоречия:

• между реальным состоянием и требованием к уровню интеллектуального и личностного развития дошкольников при поступлении в школу;

• между возможностями обучения и условиями развития личности;

• между индивидуальным развитием личности и коллективным способом обучения;

• между индивидуальным темпом развития и едиными программными требованиями, реальным уровнем обучаемости.

Наиболее важными в воспитательной деятельности считаю идеи:

• индивидуального и дифференцированного обучения и воспитания;

• идеи всестороннего развития личности через компетентный подход в воспитании и обучении.

Младший школьный возраст – самый важный период в жизни ребенка, благоприятный для физического, духовного, нравственного, умственного развития школьника. В этот период он становится более самостоятельным и должен научиться управлять собой, строить отношения с взрослыми и одноклассниками, иметь свою точку зрения на происходящие события и т.д.

В этом возрасте у ребенка есть огромное желание участвовать во всех мероприятиях и быть активным во всем. И педагогам необходимо поддержать это желание, что способствует воспитанию ответственности, трудолюбия, самостоятельности. Счастливый человек должен жить в гармонии с собой и окружающим его миром. В ходе работы я пришла к твердому убеждению в том, что осуществление программы воспитательной работы с младшими школьниками — это коллективное творчество учителей, психологов, родителей, всей общественности и, конечно же, самих учащихся.

Начальная школа — это свой особый мир. Учителя, которые работают в старших классах, часто замечают, что мы сами похожи на детей. «Подумаешь, наука — научить писать и считать», — так или примерно так рассуждает человек, лишь приблизительно знакомый со спецификой и сложностью труда педагогов начальной школы. Известный педагог современности, доктор педагогических наук, профессор Ямбург Е.А. очень точно сравнил начальную школу с фундаментом школьного здания, а сдачу ЕГЭ, поступление выпускников в вузы и их успешную социализацию — с его крышей. Полностью согласна с тем, что при отношении к учителям начальной школы, как к «братьям нашим меньшим», рано или поздно этот фундамент даст трещину, а затем неизбежно съедет и крыша.

За 25 лет работы в школе я пришла к выводу, что главное в работе учителя — это искренняя любовь к выбранной профессии, душевная чуткость, забота о детской радости и плюс ко всему дружная творческая атмосфера, определяющая уклад жизни и стиль отношений в коллективе.

Учитель начальных классов — это одна из самых благородных, чистых и трудных профессий. Заложенные в детские годы основы культуры, нравственности, знаний определяют в дальнейшем характер и судьбу маленького человека. И воистину счастлив тот, кто попадает в мудрые, добрые руки первого учителя и наставника. Это придает мне двойное чувство ответственности за организацию жизнедеятельности в школьный период жизни учащихся своего, теперь уже 3 Б класса.

Работая над программой, училась новому педагогическому мышлению, училась быть в постоянном творческом поиске эффективных средств воспитания в конкретных условиях с конкретными учениками. Старалась участвовать с классом в различных творческих дистанционных конкурсах и проектах.

Каждый учитель ищет свои ответы на эти вопросы. Волнуют они и меня. Я считаю, что проблемные моменты современной школы заключены в следующем:

-в недостаточной активности и инициативности самих учащихся, в слабых навыках организаторской деятельности;

-в равнодушии педагогических коллективов к развитию ученического самоуправления, отсутствии доверия, авторитарности педагогов, нежелании поддержать детские инициативы;

— в негативном восприятии родителями общественной деятельности детей (стереотип ненужности, обременительной обязанности);

-в слабости общественно-полезной направленности работы детских коллективов;

— в использовании устаревших, примитивных форм работы, неадекватных природе современных школьников;

Эти проблемы можно решить и нужно решать через:

-углубление программно-целевого подхода к деятельности детских организаций и органов ученического самоуправления как части образовательно-воспитательного процесса;

-создание организационно-педагогических условий для развития активности и инициативности самих учащихся;

-введение в процесс воспитания традиций народов в контексте с его духовной культурой.

В данной Программе работы с классным коллективом делается попытка найти ответы на эти вопросы. В Программе отражены основные, но далеко не все, направления воспитательной деятельности классного руководителя. Особое внимание обращено на воспитание нравственных качеств личности через ценностную и культурологическую модель воспитания, на формирование творчески развитой личности, на пробуждение творческой активности и творческого мышления, на выработку умений воспринимать традиции чувашского народа в контексте с его духовной культурой, а также выявление способностей к самовыражению ребёнка через различные формы коллективно-творческой деятельности, начиная с первого класса.

С семи лет ребёнок живёт и растет в социальной среде, называемой школой. Эта среда бывает разной по отношению к этому подрастающему человечку, бывает доброй, бывает суровой, а бывает, что греха таить, и враждебной. Ребёнок растёт, развивается, несмотря ни на что. И класс как ячейка этой среды становится вторым домом, где должны быть созданы все условия для полноценного всестороннего развития ребёнка, а самое главное, созданы такие условия, при которых он мог бы раскрыть свои способности, удовлетворить свои познавательные и образовательные потребности, условия, при которых его бы обязательно заметили и оценили. Только при таких условиях из ребёнка может вырасти свободная творческая, социально адаптированная личность.

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»… Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гения.

Творчески мыслящие люди отличаются способностью переделывать, переопределять среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.

Развивать в наших детях творческую личность – одна из важнейших задач современной школы.

Многие исследователи детской психологии и психологии творчества утверждают, что ребенка можно и нужно учить творить, чтобы в течение жизни он имел осмысленный импульс к творческой деятельности. Обучение творчеству – важный социальный аспект. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач, то формирование личности этого школьника будет происходить отлично от того, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии повторения, сказанного учителем.

Обращение к проблеме развития творческой деятельности определяется положением Л.С. Выготского и его школы о том, что «…творчество…является нормальным и постоянным спутником детского развития», что творческая работа учащихся — это деятельность, где наиболее полно реализуется потенциал ребенка. Рассматривая творческие способности как путь к развитию всесторонне развитой личности, я как классный руководитель направляю свою деятельность именно на развитие творческих способностей учащихся 6 – 10 лет.

Вся моя работа с классным коллективом соответствует принципу: «Растить будущих граждан в полном сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на пользу другим людям».

Эта Программа для учащихся — образ жизни, правила жизни, а для родителей — возможность получить информацию о том, как идёт развитие ребёнка, каков уровень его воспитанности.

Источник: intolimp.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru