Программа развития классного коллектива «Росток» разработана на 2016-2020 годы и направлена на самораскрытие ребёнка как личность.
Сегодня все говорят о гуманизации и демократизации школы, которые должны привести к новому качеству воспитания. Что стоит за словами — новое качество воспитания? За этими словами стоит иной подход к содержанию воспитания. Возникает вопрос: «А каким должно быть «новое» воспитание, от чего он зависит?» Ответ простой — от психофизических качеств, присущих каждому возрасту.
Воспитание – это процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.
Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, так и в школе. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут любят.
Примерная программа воспитания: «с небес на землю»
Самое высокое творчество – это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое Я. Основная задача классного руководителя – быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении.
Моя задача как классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.
Период младшего школьного возраста является наиболее благоприятным для воспитания, для развития способностей детей, для закладки основ духовного, физического и нравственного здоровья. Младшие школьники очень любят творить, исследовать. В процессе творческой деятельности можно формировать в ребенке все нравственные и духовные ценности, прививать культурные навыки, всесторонне развивать личность ребенка. Мне, как педагогу и классному руководителю, хотелось бы видеть своих питомцев духовно богатыми, уважающими традиции своего народа, любящими свою Родину, родителей, семью, культурными. Все это воспитывается и приобретается не за один год и только соответствующей воспитательной среде, которая создается в союзе с родителями и учителями.
Начальная школа — подходящий период, когда еще впереди целых четыре года работы, чтобы создать воспитывающую среду и заложить фундамент будущего.
Дети начинают лучше всего договариваться между собой примерно в семь лет. И если мы упустим момент, не станем это свойство ребенка на своих уроках сохранять и поддерживать, то потом, позже, детям будет гораздо сложнее договориться друг с другом, а нам, взрослым, сформировать у них это умение договариваться. Мы должны на своих уроках давать детям возможность нормальной жизни.
Чтобы они могли двигаться договариваться, предполагать и располагать, и по-своему понимать. Чтобы сохранить каждого ребенка как человека говорящего (другим людям слушающего (других людей), действующего (вместе с другими). Чтобы он развивался вместе с коллективом, развивая и сам коллектив.
Ведь, как известно, всякое развитие проходит через свои этапы. Так и в развитии ученического коллектива можно выделить пять основных этапов :
1) «песчаная россыпь» , 2) «мягкая глина» , 3) «мерцающий маяк» , 4) «алый парус» , 5) «горящий факел»
Главная идея воспитания состоит в формировании человека самосовершенствующегося, обладающего чувством собственного достоинства, ценностного отношения к собственной жизни, способностью к самопознанию, самоопределению, самореализации, саморегуляции и объективной самооценке. А это представляется возможным только через творческое саморазвитие личности.
Актуальность и новизна данной программы в том, что она ориентирует на коллективное сотворчество, ставит учащихся перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнера, выражать свое понимание, т.е. программа направлена на формирование и развитие социальных компетенций.
Программа «Росток» включает в себя четыре этапа обучения и воспитания младших школьников с 1 по 4 класс. В основе ее лежит система коллективного творческого дела.
Участники программы: учащиеся 1-4 классов, классный руководитель, педагоги, работающие в классе, родители учащихся.
Права участников:
-выбирать дело себе по душе
-участвовать в выборе, проведении и обсуждении КТД;
-высказывать свое мнение, смело отстаивать свои позиции;
-самостоятельно выбирать полянку развития для КТД;
-использовать КТД для воплощения своих идей;
-обращаться за помощью к взрослым, если в этом есть необходимость.
Обязанности участников:
-прилежно учиться, познавать окружающий мир;
-воспитывать в себе трудолюбие, честность, ответственность;
-уважать старших, учителей, родителей, с почтением относиться к пожилым;
-помогать младшим, передавать им свои знания;
-любить и уважать традиции коллектива, школы, страны, в которой ты живешь
Цель программы: формирование личности младшего школьника через создание и развитие классного коллектива.
1-й год реализации программы (1-й класс):
Основная цель: формирование качеств личности
— обеспечить успешную адаптацию учащихся на первом этапе образования;
— обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся к активной коллективной деятельности через проведение конкурсов, игр;
— создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;
— нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;
— формировать у детей способности стремиться к здоровому образу жизни;
— использовать разнообразные формы организации работы с детьми;
— привлечь родителей к реализации данной программы.
2-й год реализации программы (2 класс):
Основная цель: обучению коллективной деятельности:
— создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;
— воспитывать коммуникативную культуру школьника – умение работать в паре, минигруппе, коллективе;
— нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;
— формировать у детей способности стремиться к здоровому образу
— использовать разнообразные формы организации работы с детьми.
3-й год реализации программы (3-й класс):
Основная цель: формирование культуры личности:
— совершенствовать познавательную активность учащихся;
— нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;
— воспитывать у учащихся потребность к расширению своего культурного кругозора;
— создавать условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса;
— формировать оргдеятельностные умения учащихся;
— использовать разнообразные формы организации работы с детьми.
4-й год реализации программы (4 класс):
Основная цель: формирование самосознания:
— обеспечивать устойчивую потребность у учащихся к совершенствованию способностей;
— поддерживать увлеченность учащихся различными видами внеурочной деятельности;
— обеспечивать формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, участие класса в общешкольных мероприятиях.
Принципы построения воспитательной работы
Принцип открытости: классный руководитель планирует жизнь в классе совместно с ученическим коллективом.
Принцип привлекательности: классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.
Принцип деятельности: желание учащихся участвовать во всех мероприятиях, проводимых в классе и в школе.
Принцип свободы участия: представление возможности выбора заданий с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей.
Принцип обратной связи: совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.
Принцип сотворчества: в этом принципе объединяются два понятия: сотрудничество и творчество.
Принцип успешности : и взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет его отношение к окружающим людям, окружающему миру .
Результатом реализации программы является личность воспитанника, обладающая:
-комплексом знаний, умений, навыков в общении, познании себя
-потребностью в общении и саморазвитии
-способностью к творческому самовыражению и самоанализу
— развитым эмоционально-эстетическим отношением к народным традициям и культурным ценностям
-создание единого коллектива родителей, неравнодушных к жизни коллектива учащихся,
активно участвующих в учебном и воспитательном процессах.
По окончании реализации программы, обучающиеся должны:
— иметь понятия основных человеческих ценностей (честность, доброта, ответственность,
трудолюбие, отзывчивость, взаимоуважение);
— иметь устойчивую гражданскую позицию, положительное отношение к сверстникам,
родителям, обществу, малой родине и т.д.;
— овладеть первичными навыками самоуправления и здорового образа жизни;
быть мотивированы на дальнейшее развитие (саморазвитие) своих индивидуальных
способностей (творческих, интеллектуальных и др.).
Мы хотим видеть своих воспитанников:
уважающими нормы законов и знающими свои права,
уважающими традиции и обычаи своего народа;
патриотами своей Родины.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. «Растим в себе человека» (изучение личности)
2. «Я — росток и мир вокруг» ( учимся жить вместе)
3. «Расти умным!» ( интеллект)
4. «Росток силён корнями, а человек — делами!»
(коллективные творческие дела — КТД)
5. «Крепкий росток — здоровое дерево» (здоровый образ жизни — ЗОЖ)
6. «Семья – мой исток, я — новый росток» (Семья)
1 раздел: « Растим в себе человека» ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Цель : оказание помощи учащимся в познании себя как личности, обучение учащихся пониманию межличностных отношений, передача им знаний, умений и навыков социального общения людей.
— составить социально-психологические портреты учащихся, а на их основе социально-психологическую картину ученического коллектива;
— формировать у учащихся культуру межличностных отношений;
— создать условия для проявления личностных качеств каждого учащегося;
— формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель- ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»
Формы работы (1 класс)
1) изучение готовности будущих первоклассников к обучению в школе;
2) отслеживание динамики адаптации первоклассников к школьному обучению;
3) социометрическое исследование взаимоотношений в коллективе;
4) диагностика интеллектуального потенциала учащихся, изучение учебной мотивации;
5) диагностика нравственной воспитанности школьников;
6) консультации, индивидуальные беседы с учащимися и их родителями;
7)изучение классного коллектива Приложение №1. (Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив?» — методика Лутошкина)
8)моделирование индивидуальных программ развития. Приложение №2. (Индивидуальная программа ученика)
9)изучение уровня воспитанности Приложение №3.
Формы работы (2- 4 классы)
1) диагностика психического развития учащихся;
2) социометрическое исследование взаимоотношений в коллективе;
3) диагностика изучение учебной мотивации Приложение №4.
4) диагностика нравственной воспитанности учащихся;
5)консультации, индивидуальные беседы с учащимися и их родителями;
Совместная программа психолога и классного руководителя Приложение №5
САМОУПРАВЛЕНИЕ
Успешное развитие ученического коллектива невозможно без самоуправления, которое обеспечивает выработку таких личностных качеств и умений, как самостоятельность, ответственность, терпимость, активность, общительность, целеустремленность, умение управлять, анализировать.
Целью д еятельности классного руководителя в этом направлении является становление воспитательной системы через формирование единого ученического коллектива.
— приобщить личность к общечеловеческим ценностям и социальным нормам через участие в общественной жизни класса и школы;
— создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через преставление широкого выбора направлений и видов деятельности;
— развивать творчество, инициативу, формировать активную жизненную позицию учащихся;
— довести до сознания учащихся, что общий успех, общая радость зависят от личного участия каждого.
Порядок работы Центров активности
Организует и направляет работу Центров активности староста (мэр города) класса. Староста выбирается большинством голосов из числа представленных кандидатур. Учащийся может стать старостой класса по собственному желанию либо, по предложению учащихся. Выборы старосты проводятся в год один раз.
В начале каждой недели, на утреннем сборе, учащиеся выбирают центр, в котором они хотели бы «поработать». При выборе центров применяется процедура жеребьевки, которая проводится с использованием жетонов разных цветов, соответствующих центрам: красный- центр творчества; жёлтый — центр порядка; голубой — центр познания; зелёный — центр здоровья.
В Центрах учащиеся учатся выполнять обязанности ответственно, вырабатывают в себе привычку активно участвовать в выполнении общественного поручения. Классный руководитель стимулирует участие ребят в выполнении поручений, поощряет инициативу и самостоятельность.
Схема функционирования системы самоуправления в классе.
В течение всей недели учащиеся проводят работу, соответствующую функциям в Центрах. А в конце недели проходит презентация Центров, на которой учащиеся отчитываются о проделанной работе и выставляют себе оценку по следующей системе: «У меня получилось!» –зелёный , «Всё хорошо, но…»- жёлтый , «Надо постараться»- красный.
Деятельность ребят анализируется и фиксируется в экране учета деятельности «Наши дела». По результатам анализа методом голосования выбирается Звезда недели. Звездой может стать учащийся, наиболее активно участвующий в жизни класса в течение недели.
По результатам месяца выбирается Звезда месяца, по результатам четверти — Звезда четверти, Звезда года.
Центры активности
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Программа развития классного коллектива «Мы-будущее»
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Формирование классного коллектива, способного к творчеству, навыкам социально-значимой и исследовательской деятельности в процессе учебно-воспитательной работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Паспорт программы
Программа развития классного коллектива «Мы-будущее»
Основание для разработки
Нерешенность проблемы духовно-развитой личности и творческого развития современных детей в условиях общеобразовательной школы.
Формирование классного коллектива, способного к творчеству, навыкам социально-значимой и исследовательской деятельности в процессе учебно-воспитательной работы .
1.Создать условия для развития:
- духовно – нравственного, физического, интеллектуального, эстетического потенциала детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений, желаний;
- Умений и навыков, связанных с основами декоративно-прикладного искусства, музыки, танца, учебно-исследовательской работы;
- Благоприятного психологического климата в классе для детей и родителей.
2. Воспитывать и развивать в детях:
- Творческие способности и интерес к творчеству;
- Любовь к малой Родине, традициям своего народа, народному искусству, родному дому;
- Эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде;
- Потребность в здоровом образе жизни;
- Потребность в творческом труде, воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни;
- Стремление к самопознанию, самосовершенствованию,
3. Связать в единое целое: коллектив детей, учителей и родителей.
Срок реализации программы
Ориентация программы на потенциал ребенка: физический, интеллектуальный, эстетический.
Перечень основных направлений
— Гражданско-патриотическое воспитание
«Я – гражданин России»
— Нравственное воспитание
«Я — человек и личность»
— Экологическое воспитание
«Я отвечаю за окружающий мир»
— Физическое воспитание и здоровый образ жизни
«Здоровый образ жизни»
— Эстетическое воспитание
«Мир прекрасного».
— Трудовое воспитание
— Ученическое самоуправление .
Учащиеся 5-9 классов.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
Реализация выбранных направлений позволит комплексно обеспечить организацию познавательной, эстетической и оздоровительной деятельности. В результате обучения и воспитания по программе у детей планируется:
- Проявление самостоятельной творческой активности;
- Позитивное изменение числа учеников, участвующих в делах класса, школы;
- Стремление к здоровому образу жизни;
- Призовые места в школьных и других мероприятиях;
- Устойчивые положительные результаты обучения;
- Готовность и стремление к постоянному поиску знаний, самосовершенствованию и самообразованию;
- Качественный “прорыв” в достижениях результативности отдельных (малоинициативных) учащихся;
- Увеличение количества родителей, вовлеченных в УВП класса
Воспитание – великое дело:
им решается судьба человека.
В. Белинский
В условиях сегодняшнего дня цель и задачи воспитательного процесса в школе требуют особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
- формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров, здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- формирование экологической культуры,
- формирование антикоррупционного сознания.
- формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе социокультурных и духовно-нравственных ценностях и принятых в обществе правилах и нормах поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона;
- усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию;
- приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;
- социальную самоидентификацию обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности;
- формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
- приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;
- приобщение обучающихся к общественной деятельности и традициям организации, осуществляющей образовательную деятельность, участие в детско-юношеских организациях и движениях, спортивных секциях, творческих клубах и объединениях по интересам, сетевых сообществах, библиотечной сети, краеведческой работе, в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных);
- в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения;
- в благоустройстве школы, класса, города;
- формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды;
- развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье;
- учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей;
- формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;
- приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся.
3 . Цель и задачи программы.
Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания является воспитание духовно-нравственного развития ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма.
Воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией – главная цель воспитательной программы.
В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:
1. Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
2. Формирование гражданско-патриотических качеств личности.
3. Воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.
4. Формирование культуры здоровья.
4.1 Основные направления реализации программы.
— Гражданско-патриотическое воспитание
«Я – гражданин России»
— Нравственное воспитание
«Я — человек и личность»
— Экологическое воспитание
«Я отвечаю за окружающий мир»
— Физическое воспитание и здоровый образ жизни
«Здоровый образ жизни»
— Эстетическое воспитание
«Мир прекрасного».
— Трудовое воспитание
— Ученическое самоуправление.
4.2Этапы реализации программы:
I этап. Подготовительный :сентябрь
II этап. Организационный :октябрь
III этап. Практический :ноябрь
IV этап. Аналитический :май
4.3. Необходимые условия реализации программы.
Для реализации программы в данном классном коллективе наиболее эффективными будут следующие формы воспитательной работы — интерактивные формы интеллектуальной деятельности, спортивные командные игры и соревнования, встречи с интересными людьми, развлекательные мероприятия, походы и экскурсии.
Реализация программы необходима с постоянным взаимодействием с родителями.
Программа рассчитана на период 3 годы. В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые.
Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся, дискуссии, диспуты, образовательные и интеллектуальные игры,соревнования, викторины, экскурсии.
4.4 Предполагаемые результаты.
На первом этапе развития личности 5-6 класс :
- лидерские качества;
- сплоченность коллектива.
На втором этапе развития личности 7-9 класс :
- способность включения в работу;
- способность к выполнению намеченных целей;
- способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.– желание самосовершенствоваться;
- формирование социально активной личности, удовлетворяющей потребностям общества.
В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели:
• Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития.
• Активная гражданская позиция.
• Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
• Творческий подход к любому делу.
4.5 Мониторинг результатов.
Для исследования эффективности программы воспитания целесообразно использовать следующие критерии:
1. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе;
2. Уровень воспитанности;
3. Сформированность ценностных отношений учащихся;
4. Формирование мотивации к обучению;
5. Умение общаться, сознавать свои поступки.
Для изучения эффективности программы воспитания используются:
• различные методики диагностики;
• беседы с учащимися;
• наблюдения;
• интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою
позицию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития классного коллектива.
Указаны направления развития классного коллектива, методы и приёмы работы классного руководителя.
Программа развития классного коллектива.
Методическая помощь классному руководителю.
Дополнительная образовательная программа развития классного коллектива «Я и другие Я»
Введение Осуществление программы воспитательной работы со школьниками — это коллективное творчество учителей, воспитателей, психологов,, всей общественности.Давно известно, что наиболее инт.
Программа развития классного коллектива
Программа развития классного коллектива на 2 года.
Программа развития классного коллектива «Ступенька в будущее»
Методическая помощь классному руководителю.
Программа развития классного коллектива классного руководителя
В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных .
Программа развития классного коллектива «Классная жизнь» 8 класс
Программа развития классного коллектива «Классная жизнь» 8 класс.
Источник: nsportal.ru
Программа развития класса.
Данная разработка содержит программу развития класса на 4 года.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Программа развития класса.»
МАОУ СОШ № 22 города Перми
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
«Я и мой класс»
Разработала: классный руководитель 3 б класса
Савельева Светлана Александровна
В 3 классе планируется продолжение работы по основным направлениям программы. Особое внимание будет сосредоточено на мероприятиях, связанных на сплочение класса, на развитие толерантности в коллективе, доброжелательной обстановки среди учеников.
Пояснительная записка
В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. В наших с вами руках сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя в школе любимым и успешным.
Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно не особенно любят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом.
(Я.Коменский)
Восточная мудрость гласит: “Если ты думаешь на год вперед, посади семя, если ты думаешь на десятилетие, посади дерево, если ты думаешь на век вперед, воспитай человека”.
Программа развития класса предназначена для определения направлений развития коллектива учащихся класса. Становление открытого, гражданского общества в России, продолжение демократических реформ нуждается в консолидации общества. Сохраняется социальная напряженность в обществе, продолжаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Наблюдаются всплески ксенофобии, насилия, терроризма. Именно школа имеет реальную возможность приостановить деструктивные процессы в обществе и помочь сформировать у школьников толерантное поведение, веротерпимость, миролюбие.
^ Предполагаемый срок реализации программы:
сентябрь 2015- май 2019 год
В программе развития:
- отражены основные направления и задачи развития классного коллектива;
- указаны виды мероприятий по выполнению поставленных задач
Формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности.
Программа реализуется через систему классных часов, урочные и внеклассные формы работы; коллективную, групповую, индивидуальную работу. Приоритетной на данном этапе является индивидуальная и групповая работа.
^ Педагогические задачи
1. Продолжение изучения классного коллектива и личности каждого ученика в отдельности
2. Обучение воспитанника определению своей роли в общем деле, умению выдержать до конца эту роль.
3. Создание условий для активного овладения ключевыми компетенциями, такими, как умение организовывать, сравнивать, систематизировать, находить причинно-следственные связи, проектировать результат.
4. Содействие построению равноправных отношений со сверстниками, основанных на взаимопонимании, взаимооценке, формах дружеского общения.
5. Создание условий для делового и доброжелательного контакта между всеми участниками учебно-воспитательного процесса.
^ Проектируемый результат:
Создание условий для формирования творческой, самостоятельной личности, способной к самореализации и к саморазвитию, умеющей ценить себя и уважать других.
- воспитывая, располагаем к общению;
- воспитательные цели – это цели ребёнка;
- воспитание, но не опёка (самостоятельность решения);
- не подсказывать готового решения, но пути к нему;
- хвалить за успех;
- оценивать поступок, но не личность;
- вера в ребёнка, даже при совершении ошибки;
- требовательность, но доброта воспитания.
Ожидаемые результаты:
— дальнейшее развитие познавательной активности, повышение уровня общеобразовательной подготовки, усиление мотивации учащихся к учёбе;
-формирование у учащихся сознательной дисциплины, навыков культурного поведения;
-вовлечение всех учащихся в активную деятельность класса и школы;
- распределение поручений в классе;
- организация работы дежурных;
- организация питания учащихся;
- забота о внешнем виде учащихся;
- работа с активом класса;
- организация внеклассных мероприятий.
- систематический контроль над посещаемостью учащихся, анализ причин пропусков учащимися уроков;
- работа с дневниками учащихся, анализ дневниковых записей и контакт с родителями по поводу учебных результатов за неделю;
- создание условий для интеллектуального развития учащихся, их способностей и достижений, познавательных интересов и кругозора;
- развитие индивидуальных качеств личности учащихся с помощью школьного социального педагога.
- создание здорового микроклимата в коллективе;
- развитие у учащихся е навыков общения, умения отвечать перед коллективом за порученное дело, помогать в выполнении дела, контроль над его исполнением;
- организация и проведение в соответствии с планом воспитательной работы творческих дел, классных часов с привлечением всего класса или отдельных учащихся;
- охрана здоровья учащихся класса с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья на основе вовлечения учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность.
- привитие навыков работоспособности и воспитание ответственного отношения к трудовой деятельности;
- воспитание эстетической, нравственной культуры учащихся, воспитание личности;
- воспитание гражданственности;
- привитие санитарно — гигиенических навыков и навыков бережного отношения к собственному здоровью.
- изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье;
- индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование;
- проведение тематических родительских собраний;
- привлечение родителей класса к благоустройству классного помещения.
Школа – твой родной дом. Ты пришел в этот дом получить образование, профессиональные умения и навыки, эти заповеди твои.
1. Учись, потому что учение – твой главный труд, приложи все усилия, чтобы учиться по способностям. Не нарушай дисциплину на уроках и не мешай товарищам.
2. В общем доме ты можешь и имеешь право участвовать в управлении жизнью ученического коллектива через Совет самоуправления.
3. Ты имеешь право участвовать в общественной жизни класса и школы. Если критикуешь – предлагай, предлагаешь – выполняй. Относись с уважением к мнению других.
4. Ты имеешь право на уважение человеческого достоинства и защиту от унижения, оскорбления, но помни, что это право имеет каждый, не только ты. К друзьям относись с добротой и искренностью.
5. Выбирай профиль обучения согласно своим интересам, возможностям, состоянию здоровья, с учетом желания и учись. Не оставайся в стороне от общих дел класса.
6. Ты имеешь право на доверительное, товарищеское, партнерское общение со сверстниками и учителями и их поддержку в добрых поступках и делах.
7. В твоем доме не принято нарушать установленные правила: нельзя сквернословить, обижать других, не держать собственное слово.
8. В твоем доме стараниями администрации, учителей и родителей – все новое. Это для того, чтобы тебе было комфортно. А сберечь школьное имущество – твоя обязанность. После окончания тобой школы на твое место придут другие.
9. Приходи в школу с деловым отношением. Будь собран, опрятен, приходи в школу за 15 минут до начала первого урока, а в кабинет – за 5 минут до звонка, не пропускай занятий без уважительной причины. Береги труд технических работников школы и своих товарищей дежурных – соблюдай чистоту и порядок в школе, носи в школе сменную обувь.
10. Дежурные отвечают за порядок в школе – выполняй их требования.
11. Работай на уроке. Отдыхай на перемене, не мешай другим.
^ Основные направления воспитательной работы:
Направление «Интеллект»
— воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательной активности и культуры умственного труда;
— развивать индивидуальные и интеллектуальные способности детей;
— оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
— выработать у школьников ответственное отношение к учебе;
— развивать индивидуальные и интеллектуальные способности детей;
— формировать культуру мыслительной деятельности, познавательную активность.
- Формирование и развитие интереса к учению и познанию мира.
- Удовлетворение потребностей учащихся в общении с учителем и одноклассниками во внеурочное время.
- Привитие интереса к новому, неизвестному, любви к чтению.
- Работа над умением развивать память, размышлять, доказывать, опровергать, отстаивать свою точку зрения.
- Воспитание самостоятельности, старательности, аккуратности в выполнении каждого учебного задания.
- Воспитание бережного отношения к учебникам, книгам, учебным принадлежностям, содержания их в чистоте и порядке.
Ученики принимают участие в познавательных играх, викторинах, конкурсах, в играх на внимание и сообразительность. Организуют совместно с классным руководителем выставки поделок, рисунков, творческих работ. Учатся внимательно относиться к одноклассникам, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей в учебе.
Направление «Общение»
Цель: Передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.
Задачи: формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик «.
-знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
Направление «Досуг»
Цель: Создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности
Задачи: — создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности
— использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся
— изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности
— просвещение и консультация учащихся в выборе кружков, клубов, секций, обществ
Направление «Семья»
— воспитание любви к родителям;
— налаживание плодотворных связей между семьёй и школой:
— максимальное сближение интересов родителей и интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности
— создание духовной близости, теплоты между детьми и родителями;
— создание условий для взаимопониманий и совместной работы между учителем и родителями;
— организация проведение совместного досуга детей и родителей;
-организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
-создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса — педагогов, детей и родителей;
Направление «Я и мое здоровье»
— воспитание здорового образа жизни и высокого уровня физической культуры.
— овладение навыками общей физической культуры;
— развитие двигательной активности;
— профилактика различных заболеваний, отказ от вредных привычек.
- Формирование у учащихся представления о физической культуре, её возможностях в повышении работоспособности и улучшения состояния здоровья.
- Укрепление здоровья, закаливание организма, повышение уровня физического развития.
Направление «Природа»
— формирование у школьников представлений о взаимосвязи природы, явлений окружающего мира с человеком и обществом;
— формирование экологического сознания школьников.
— выработать познавательный интерес к изучению природы и происходящих явлений в ней;
— выработать навыки природоохранительного поведения в окружающем мире.
- Продолжение знакомства с окружающей природой.
- Природа — основа всех материальных благ, здоровья и духовного богатства людей.
- Человек — совершенное творение природы, и он не может существовать без неё.
- Взаимодействие человека и природы: природа как источник средств существования человека.
- Умение понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, заботиться о зимующих птицах и зверях, мастерить птичьи домики, кормушки, замечать недостойные человека случаи обращения с живой и неживой природой, бороться против расхищения природных ресурсов.
- Помнить правила поведения в природе.
- участие в природоохранительных мероприятиях
- рассказы о природе своего края
- беседы о растениях, деревья, кустарники, травах своей местности
- знакомство с Красной книгой России и Пермского края
- экологические субботники
Направление «Красота вокруг»
— воспитание эстетических чувств у детей;
— приобщение детей к национальной культуре, обычаям и традициям родного края и других народов, к их духовным и нравственно-эстетическим ценностям.
— привлечение учащихся к работе по сохранению и приумножению, возрождению исторических, культурных, нравственных ценностей родного народа;
— знание различных видов искусства;
— привитие интереса к произведениям искусства, к осознанному творческому процессу, стремления видеть прекрасное во всех жизненных проявлениях.
— развитие у детей общих художественных и изобразительных способностей, творческого воображения, стремления к достижению гармонии в жизни.
- Формирование знаний о культуре народа.
- Развитие интереса к прошлому своего народа, пробуждение генетической и культурной памяти.
- Знакомство с высказываниями русских писателей, учёных, путешественников о Чувашии и культуре её народа в прошлом и настоящем.
Направление «Труд»
— формирование трудовых навыков школьников;
— воспитание добросовестного отношения к труду и народному достоянию как к источнику благополучия общества в целом и личности в частности.
— воспитание положительного отношения к труду как к высшей человеческой ценности;
— воспитание бережливости, экономного использования средств.
- Знакомство с понятием трудовых норм жизни: учебный труд, труд в семье. Труд — постоянная забота о человеке и о себе. Труд — источник обеспечения средствами существования. Труд как способ создавать материальные ценности, сохранять и приумножать их.
- Воспитание трудолюбия, бережного отношения к вещам и школьным принадлежностям.
- Физический труд и умственная работа.
- Формирование у учащихся не только исполнительской, практической, но и познавательной самостоятельности, чтобы процесс их труда стал осмысленным, интеллектуально насыщенным, приносил детям радость.
Направление «Моя безопасность»
— формирование культуры безопасного поведения.
— формировать у ребёнка положительные навыки и стереотипы, из которых складывается бытовая культура безопасности человека.
- Формирование у учащихся навыков аккуратности, чистоплотности.
- Формирование внимания к огню, запаху газа или свисающему проводу.
- Воспитывать навыки правильного поведения на улице, дома, в общественных местах, на дороге.
- Знание правил оказания первой помощи, сигналов оповещения о ЧР, номеров телефонов экстренных служб.
Источник: kopilkaurokov.ru