Что такое программа развития дома культуры

Содержание

Отдел культуры администрации г. Назарово Красноярского края

Концепция развития

МБУК «Городской Дворец культуры»

г. Назарово Красноярского края

до 2020 года.

Назарово 2009г.

1. Введение_________________________________________с.2

2. Приоритетные направления деятельности МБУК «Городской Дворец культуры»_____________________с.4

3. Механизмы реализации приоритетных направлений деятельности МБУК «Городской Дворец культуры»__с.5

  1. 4.Миссия МБУК «Городской Дворец культуры»_______с.6

5. Цели МБУК «Городской Дворец культуры»__________с.6

  1. 6.Задачи по достижению целей МБУК «Городской Дворец культуры»_______________________________________с.6
  1. 7.Целевые ориентиры развития МБУК «Городской дворец культуры» ______________________________________с.8
  1. 8.Ожидаемые результаты реализацииприоритетных направлений деятельности МБУК «Городской Дворец культуры» _____________________________________с.9

МБУК «Городской Дворец культуры» г. Назарово Красноярского края за свою более чем 50-ти летнюю историю неоднократно менял своё название, ведомство и статус.

Семейские в интернете. Как работает программа развития культуры старообрядцев в Бурятии

Дом культуры «Угольщик» был сдан в эксплуатацию в 1956 году. Строительство осуществлялось одним из самых крупных предприятий, имеющего статус градообразующего предприятия, Разрезом «Назаровским». Дом культуры «Угольщиков» открыл свои двери для специалистов, участников художественной самодеятельности и зрителей 14 апреля 1957 года.

Сразу сформировался очень мощный творческий потенциал, много коллективов, массовые мероприятия, которые становились событием, им не было равных в городе. Здесь зарождалось множество интересных традиций в любительском художественном творчестве. Вся культурная жизнь города Назарово складывалась вокруг него.

В годы перестройки Дворец культуры находился на грани полного исчезновения. В 1987 г. администрация города передала здание в долгосрочную аренду Городскому Телецентру, в деятельности которого культурно-просветительская работа занимала весьма незначительное место. Об эффективной работе речи не велось.

В 1997 году бывший Дом культуры «Угольщиков» был передан в муниципальную собственность и переименован в Назаровский «Городской Дворец культуры».

В настоящее время специалисты МБУК «Городской Дворец культуры» сформировали новый имидж учреждения культуры. Здесь работает 56 любительских объединений, студий, театров, клубных формирований и т.д. Основной задачей коллектива является сохранение огромного багажа традиций, форм, методов работы, и поиск новых форм и видов социально-культурной деятельности.

На сегодняшний день МБУК «Городской Дворец культуры» это:

  • Коллектив общей численностью 87 человек;
  • Из них 59 специалистов по творческим направлениям, имеющих высшее и среднее профессиональное образование;
  • 56 клубных формирований самодеятельного творчества различных жанров и клубов по интересам различных направлений деятельности и 1500 участников;
  • 11 имеют звание «народный» и «образцовый»;
  • Более 350 мероприятий в год;
  • Большой и малый концертные залы на 600 мест, оснащённые современным световым и звуковым оборудованием.
  • 8 кабинетов для занятий любительских творческих коллективов.

2. Приоритетные направления деятельности МБУК «Городской Дворец культуры»

  • Стимулирование новаторства и творческих экспериментов в досуговой и просветительской деятельности, применение новых управленческих технологий и активное внедрение современных моделей их работы.
  • Создание эффективной организационной и методической системы, способной осуществлять полноценную досуговую и просветительскую деятельность для удовлетворения спроса всех категорий населения на современные социально-культурные услуги.
  • Совершенствование системы межмуниципального, межрегионального и международного информационного, методического и культурного обмена в сфере любительского художественного творчества и культурно-досуговой деятельности.
  • Развитие фестивальной практики как средства стимулирования и активизации культурной жизни, формирования благоприятного имиджа города, расширения контактов с территориями, городами и поселениями Красноярского края, а также регионами Российской Федерации и зарубежными странами.
  • Создание системы непрерывного обучения кадров в сфере эффективных социально-культурных инноваций и технологий.

3. Механизмы реализации приоритетных направлений деятельности МБУК «Городской Дворец культуры»:

АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОМА КУЛЬТУРЫ Тема 2.1.

  • Формирование информационно-методической базы с целью эффективной досуговой и просветительской деятельности коллективов любительского художественного творчества и специалистов.
  • Программа поддержки лидеров инновационной досуговой и просветительской деятельности.
  • Развитие проектной деятельности, поиск, определение и внедрение современных и эффективных технологий досуговой и просветительской деятельности.
  • Расширение культурных связей, формирование партнерских отношений с другими учреждениями и предприятиями всех форм собственности г. Назарово.

4. Миссия МБУК «Городской Дворец культуры».

Создание благоприятных и комфортных условий для жизни, развитие и реализация культурного и духовного потенциала граждан как основы целостности, устойчивого и динамичного развития города Назарово.

5. Цели МБУК «Городской Дворец культуры».

1. Формирование единого культурного пространства г. Назарово: создание условий для равного доступа граждан к культурным ценностям и услугам.

2. Расширение спектра услуг и их доступности в сфере досуговой и просветительской деятельности.

3. Формирование имиджа г. Назарово как одного из культурных центров Красноярского края с благоприятной средой проживания.

6. Задачи по достижению целей МБУК «Городской Дворец культуры».

1. Формирование единого культурного пространства г. Назарово, создание условий для равного доступа граждан к культурным ценностям и услугам:

  • Углубление и развитие содержательной составляющей деятельности учреждения по всем направлениям;
  • Создание условий и инициация межкультурной коммуникации народностей, населяющих г. Назарово;
  • пропаганда толерантного отношения и культуры добрососедства среди населения г. Назарово;
  • расширение спектра культурных услуг, в целях сохранения исторического и культурного наследия города Назарово;
  • модернизация материально-технической базы;
  • разработка мер по закреплению талантливой и активной молодежи для занятий в любительских художественных коллективах и участия в культурных акциях;
  • сохранение и развитие кадрового потенциала, поддержка учащихся и талантливой молодежи;
  • обеспечение доступности культурных благ и услуг для граждан с ограниченными возможностями.

2. Повышение качества и доступности услуг в сфере досуговой и просветительской деятельности МБУК «Городской Дворец культуры»:

  • реализация инновационных форм и методов работы, обеспечивающих повышение качества услуг культуры в области любительского художественного творчества;
  • внедрение информационных технологий в сферу досуговой и просветительской деятельности.

3. Формирование имиджа г. Назарово как одного из культурных центров Красноярского края:

  • формирование и развитие благоприятной среды проживания со всем спектром культурных услуг для удовлетворения духовных потребностей и развития творческого потенциала;
  • реализация проектов культурного сотрудничества в рамках гастрольной, фестивальной, конкурсной, выставочной деятельности с профессиональными коллективами Краевого и Государственного уровня;
  • расширение фестивальной деятельности любительских художественных коллективов.

7. Целевые ориентиры развития МУК Городской дворец культуры.

Наименование показателя

Источник: gdknazarovo.ru

Программа развития центров культурного развития

Программа развития центров культурного развития в Российской Федерации (далее — Программа) направлена на выравнивание диспропорций в качестве предоставления и разнообразия спектра культурных услуг для населения и повышение уровня жизни населения.

В целях реализации Программы понятие Центр культурного развития (далее – Центр) может применяться как к строительству новых зданий, так и к модернизации, перепрофилированию и (или) реконструкции существующих учреждений культуры в малых городах и сельских поселениях.

Ответственным исполнителем Программы является Министерство культуры Российской Федерации.

Участниками Программы являются Министерство культуры Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Целями Программы являются:

— выравнивание диспропорций в качестве предоставления и разнообразия спектра культурных услуг для населения в малых городах России;

— обеспечение максимальной вовлеченности местного населения в совместную культурно-творческую деятельность;

— создание новых возможностей для творческой самореализации, духовного обогащения и культурного развития жителей;

— создание условий для межнационального культурного обмена;

— повышение качества жизни граждан;

— развитие инфраструктуры и создание новых рабочих мест;

— предотвращение оттока населения.

Задачами Программы являются:

— строительство новых центров культурного развития в малых городах;

— строительство, модернизация, перепрофилирование и (или) реконструкция существующих зданий с целью приспособления их для использования в качестве центров культурного развития в малых городах и сельских поселениях;

— поддержка существующих учреждений культуры путем улучшения их материально-технической базы в селах и малых городах;

— создание единой гастрольной сети;

— подготовка и переподготовка кадров для работы в центрах культурного развития.

Читайте также:
Программа для скорочтения отзывы

Реализация Программы осуществляется в 2013 — 2020 годах в 3 этапа:

I этап (2013 г. — 2014 г.) — организационный (разработка технического задания, разработка проектной документации на строительство Центров, получение положительного заключения государственной экспертизы на разработанные проекты, внесение проектов в Реестр типовой проектной документации Минстроя России (далее – Реестр));

II этап (2014 г. — 2016 г.) — строительство 39 Центров с использованием разработанной проектной документации, определение финансирования и объектов культуры, подлежащих реконструкции;

III этап (2016 г. – 2020 г.) – мероприятия по развитию сети учреждений культурно-досугового типа в малых городах и сельской местности, в том числе модернизация, перепрофилирование и (или) реконструкция существующих учреждений культуры.

Показателями эффективности реализации Программы являются:

— количество Центров, построенных с использованием индивидуально разработанных проектов в малых городах;

— количество Центров, построенных в сельских поселениях;

— количество Центров, созданных путем модернизации, перепрофилирования и (или) реконструкция существующих учреждений культуры в малых городах и сельских поселениях;

— количество Центров, построенных с использованием типовых проектов;

— количество жителей, пользующихся услугами Центров;

II. Характеристики системы учреждений культуры в Российской Федерации.

Показатели обеспеченности учреждениями культуры в Российской Федерации имеют тенденцию к снижению. Повышение обеспеченности услугами учреждений культуры должно осуществляться одновременно по 2 направлениям — развитие инфраструктуры и оптимизация существующих моделей культурно-творческой деятельности.

Основной моделью развития учреждений культуры является система, предусматривающая:

— достаточное число мест для населения при пользовании услугами культуры;

— мониторинг состояния деятельности учреждений культуры;

— использование передвижных и интерактивных форм предоставления услуг.

В рамках реализации региональных программ развития культуры в 2010 – 2013 годах осуществляется ввод в эксплуатацию учреждений культуры.

Вместе с тем данные меры представляются недостаточными и требуют внимания на федеральном уровне.

Дальнейшее развитие сети Центров обеспечит повышение доступности и качества предоставления услуг учреждениями культуры, создаст условия для повышения удовлетворенности населения услугами в области культуры.

Деятельность Центров должна отвечать потребностям регионов размещения.

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области культуры самостоятельно определяются функциональные особенности и приоритетные направления деятельности каждого Центра (кино, театр, выставки, образование, спорт и т.д.). При этом определяется индивидуальная методика создания Центров в малых городах и сельских поселениях, методика их работы (на основе методических рекомендаций, разработанных Минкультуры России), осуществляется повышение квалификации и переподготовка кадров.

III. Функциональная структура центров культурного развития.

Центры являются объектами, находящимися в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в собственности муниципальных образований.

Центры должны совмещать функции учреждения культуры (выставки, спектакли, кинопоказы), образовательного центра (медиатека, курсы, творческие студии и мастерские) и общественного пространства (досуг, дискуссионные клубы, самоорганизация жителей).

В силу того, что возможности организации гастролей творческих коллективов по всей России ограничены, в Центрах предлагается широко использовать современные телекоммуникационные технологии для качественной трансляции спектаклей и музыкальных представлений, технологию виртуального музея для знакомства с произведениями искусства из ведущих музеев страны и мира, другие возможности распространения культурных продуктов в современных аудиовизуальных форматах.

Основные помещения Центра, предназначенные для проведения мероприятий, (выставочные залы, многофункциональный зал) должны быть обеспечены:

– цифровым и аудиовизуальным оборудованием для творческой деятельности;

– широкополосным доступом в интернет для обеспечения доступа к медиаконтенту (для трансляции лекций, концертов, спектаклей и обеспечения работы виртуальных музеев).

Центры обеспечат возможности для развития творческого потенциала жителей малых городов благодаря работе студий и мастерских, которые предоставят весь спектр возможностей для творческой самореализации посетителей всех возрастов и уровней подготовки:

– художественное образование (живопись, лепка);

– литературные студии и курсы;

– танцевальная и театральная студии;

– мультимедиа лаборатория (программирование, фотография, видео);

– научные лаборатории и робототехника;

– мастерские для работы по дереву, металлу, шитью и кружки декоративно-прикладного искусства;

С учетом климатических особенностей территорий большей части России Центры должны стать местом встречи, общения, открытым пространством для коворкинга и коммуникаций.

Расширенная общественная зона при входе в Центр со свободным доступом, кафе, возможностью выйти в интернет должна декларировать современные ценности – открытость, мобильность, многообразие форм и жанров, обеспечение равного доступа к культурным ценностям.

В Центре местом, в котором будут сосредоточены знания, должна стать медиатека. В условиях нехватки специалистов, владеющих актуальными знаниями и современными технологиями организации в области культуры, важной стороной деятельности Центров должны стать программы дистанционного образования, предназначенные как для посетителей, так и для сотрудников и преподавателей Центра.

Образовательные программы должны быть предназначены для максимально широкой аудитории. В них будут входить: языковые курсы, научно-популярные лекции, видеозаписи и возможности для он-лайн общения и дистанционных мастер-классов с экспертами и деятелями культуры, образовательные модули и курсы. Размещение Центров в парковых пространствах даст дополнительные возможности для организации культурно-массовых мероприятий, городских праздников. Непосредственно рядом со зданием Центра должна быть создана открытая площадка для проведения мероприятий. Организация проката спортинвентаря позволит совместить культурную направленность деятельности Центров с обеспечением круглогодичных занятий физкультурой и спортом.

В рамках работы Минкультуры России по развитию туристического потенциала малых городов России на базе Центров будут разрабатываться краеведческие программы, проекты по развитию локальной идентичности, создаваться экскурсионные программы силами местных жителей, открываться точки информации для туристов.

Важной частью деятельности Центров после их открытия станет создание единой гастрольной сети, позволяющей организовать поездки творческих коллективов в малые и средние города России, а также работа по обмену событиями и культурными продуктами, создаваемыми внутри Центров.

IV. Материально-техническое обеспечение центров культурного развития.

Центр должен иметь здание со зрительным залом, с помещениями для проведения работы с семьями, физкультурно-оздоровительных мероприятий, просмотра видеофильмов, с игровой комнатой для детей, комнатами для настольных игр, для уголка народной традиционной культуры (русская горница), для проведения салонных встреч (музыкальные, литературные, краеведческие, театральные, консультации по социальным вопросам), для работы клубных формирований и другими.

Прилегающая территория должна не только способствовать формированию привлекательного образа Центра, но и создавать дополнительные условия для реализации культурно-досуговых запросов посетителей. Основные ее характеристики включают наличие подъездных путей и пешеходных дорожек с твердым покрытием, зеленых насаждений, газонов, цветочных клумб, садовых скамеек, эстрадно-танцевальной площадки, места для детских игр с аттракционами малых форм, специально оборудованной площадки для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий и народных игр, хорошего освещения, грамотной убедительной рекламы.

V. Мероприятия Программы

Министерство культуры Российской Федерации проводит отбор субъектов Российской Федерации для строительства Центров и реконструкции существующих объектов в малых городах и сельских поселениях России в 2014 — 2020 годах.

Отбор регионов для создания Центров путем строительства осуществляется на основании следующих критериев:

— наличие земельного участка;

— возможность обеспечения Центра инженерными коммуникациями и энергетическими ресурсами;

— наличие пешеходной и транспортной доступности участка;

— уровень обеспеченности учреждениями культуры;

— возможность привлечения специалистов культурно-досуговой деятельности;

— подтверждение финансирования строительства из консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

Отбор регионов для создания Центров путем реконструкции осуществляется на основании следующих критериев:

— наличие разработанной и утвержденной проектно-сметной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы;

— копии правоустанавливающих документов на здание, в котором планируется проведение реконструкции;

— уровень обеспеченности учреждениями культуры;

— возможность привлечения специалистов культурно-досуговой деятельности;

— подтверждение финансирования мероприятий по созданию Центра из консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;

— обязательство региона об использовании данного объекта в качестве объекта культуры.

С целью реализации мероприятий по строительству и вводу в эксплуатацию Центров субъектами Российской Федерации разрабатываются региональные программы развития культуры (далее — региональные программы). Министерство культуры Российской Федерации осуществляет методическую помощь в разработке региональных программ, а также разрабатывает проекты типовых объектов культуры и вносит их в Реестр.

Региональные программы содержат цели, задачи, целевые индикаторы, сроки реализации Программы, объемы и сроки финансового обеспечения строительства, модернизации, перепрофилирования и (или) реконструкции существующих учреждений культуры и ввода в эксплуатацию Центров за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации самостоятельно готовят сетевые графики реализации указанных мероприятий, а также обоснование структуры, мощности и места расположения Центра с учетом региональных особенностей (обеспеченность учреждениями культуры, площадь, плотность населения и т.д.), план подготовки, повышения квалификации и переподготовки работников культуры, а также мероприятия по использованию возможностей учреждений культуры с учетом строительства Центра.

Читайте также:
Офисные прикладные программы и их использование в праве

Министерство культуры Российской Федерации заключает соглашение с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности.

Соглашением определяется порядок и формы предоставления отчетности о реализации мероприятий по созданию Центров в субъектах Российской Федерации, устанавливается порядок и форма предоставления отчетности об использовании средств из всех источников на финансовое обеспечение указанных мероприятий.

Высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации утверждаются региональные программы в части строительства и ввода в эксплуатацию Центров, и заключаются соглашения с Министерством культуры Российской Федерации о финансовом обеспечении мероприятий по созданию Центров в субъектах Российской Федерации.

VI. Финансирование мероприятий по созданию Центров.

Финансовое обеспечение реализации мероприятий Программы предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и привлечения внебюджетных источников.

Финансирование Центров за счет средств федерального бюджета осуществляется в пределах лимитов, предусмотренных Минкультуры России на данные цели в рамках программной и непрограммной частей федеральной адресной инвестиционной программы, путем предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности субъекта Российской Федерации.

При создании Центров в форме муниципальной собственности высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключает соглашение с руководителем соответствующего муниципального образования на предоставление субсидий из регионального бюджета в бюджет муниципального образования на софинансирование объектов, относящихся к муниципальной собственности. После подписания соглашения указанные средства направляются субъектом Российской Федерации в бюджет соответствующего муниципального образования на создание Центров.

Адресное распределение субсидий по непрограммной части ФАИП ежегодно утверждается распоряжением Правительства Российской Федерации в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2013 г. № 1121.

Министерством культуры Российской Федерации осуществляется мониторинг хода строительства Центров, включающий систему ежеквартальной отчетности в соответствии с утвержденными формами.

Контроль использования средств на цели Программы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Затраты на строительство одного Центра на II этапе реализации Программы составят порядка 100 млн. рублей, из которых до 50% будет финансироваться из средств федерального бюджета, а остальная часть – за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

На III этапе реализации Программы доля участия субъектов Российской Федерации при предоставлении субсидий из федерального бюджета составит не более 30% в соответствии с пунктом 3 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 21.05.2014
№ ДМ-П16-42р.

Финансирование текущей деятельности и содержания Центра осуществляется на основе субсидий, предоставляемых из соответствующего бюджета, и внебюджетных источников.

Источник: smgrf.ru

Дом без культуры: тысячи российских ДК хотят перевести в формат центров современного досуга

Дом без культуры: тысячи российских ДК хотят перевести в формат центров современного досуга

В России новые веяния. Волна корона-кризиса заметно поубавила аппетиты девелоперов, ориентированных на строительство объектов досуга – баров, кафе, ресторанов и развлекательных центров. Все меньше ресурсов для нового строительства. И все больше идей о том, как использовать уже имеющуюся инфраструктуру.

Поскольку самыми массовыми объектами владеет государство, взгляд не мог не упасть на бюджетные учреждения. Добралась очередь и до многострадальных российских Домов культуры. Союз московских архитекторов при поддержке Фонда президентских грантов начинает программу «ДК-21 — культура, образование, развитие». О том, как будет развиваться новая инфраструктура, и почему именно ДК — идеальный кандидат для создания новых культурных и досуговых кластеров, мы и поговорим сегодня.

Неумирающая классика

Случилось так, что десятки тысяч Домов культуры советской поры – с их кружками, студиями, народными театрами, художественной самодеятельностью — оказались в одночасье никому не нужны. Они «не вписались» в современный формат торгово-развлекательного центра, где все нацелено на получение прибыли, а во главу угла поставлена коммерческая выгода.

Этот потрясающий пласт культуры советской эпохи оказался трагически невостребованным. В итоге, вполне еще крепкие здания, без должного ухода, стали потихоньку приходить в упадок. А уникальная концепция советского ДК, предусматривающая «прививание культуры» и «воспитание искусством», в последние десятилетия подверглась тотальному обесцениванию.

Но нашлись люди, категорически не согласные с таким положением дел.

Сельский Дом культуры, построенный в стиле «советский ампир»

— Почему мы выбрали для нашего исследования систему домов культуры? – объясняют авторы концепции «ДК-21». — ДК это один из самых широко распространенных в России типов культурно-досуговых учреждений. В каждом городе и селе есть подобный объект. Это то ценное наследие, которое досталось от предыдущих лет. Однако, нельзя сказать что сейчас система на пике своего развития. Скорее наоборот, и причин этому множество.

По мнению экспертов, ситуация с домами культуры нуждается в анализе и ревизии. А главное это поиск путей решения проблемы перепрофилирования ДК.

Авторы инициативы так объясняют поиск этих путей:

— Идея состоит в том, чтобы к тем проверенным форматам, которые уже есть у ДК — творческим кружкам, концертам художественной самодеятельности, добавились те сервисы и функции, которые бы более отвечали потребностям современного человека. Сейчас основные посетители ДК — дети и пожилые люди, однако если ориентироваться на молодежь и людей средних лет, то у них совсем другие запросы.

Помимо изменений функциональных, необходимы и изменения архитектурные, дизайнерские.

Дом культуры эпохи конструктивизма

— С одной стороны – ДК ветшают и их нужно ремонтировать. Государство выделяет на это средства, и создана целая программа. Но чаще всего это ремонт в стиле «эконом», который никак не может считаться украшением для зданий, созданных по проектам лучших архитекторов советской поры. А ведь многие дома культуры – шедевры ампира и советского модернизма, — рассказывают авторы проекта.

По мнению специалистов, программа ДК-21 позволяет начать диалог между различными профессиональными направлениями (архитектура, дизайн, социология) о способах отреставрировать и обновить стиль ДК. Сюда же будут привлечены представители власти – департаментов культуры, архитектуры и конечно депаратментов туризма. Это потенциально одно из важнейших направлений.

Не потерять идентичность

Один из флагманов программы «ДК-21» — проект «Идентичность в типовом». Его руководители – архитекторы Дарья Наугольнова и Алексей Боев.

— Мы уже 10 лет живем и практикуем в Нидерландах, преподаем в Амстердамской архитектурной академии, — объясняет Дарья Наугольнова. — К созданию проекта нас подтолкнуло плохое состояние культуры в нашем родном городе – Воронеже. Все началось с инициативы реновации трех домов культуры в этом городе.

Довольно быстро стало понятно, что проблема намного больше – она на уровне городских и региональных управлений культуры, много головной боли доставляет и несовершенное законодательство. В принципе, можно говорить, что сама система много лет не подвергалась серьезной модернизации и работает по инерции.

— Многие задавались вопросом, нужна ли вообще система домов культуры на современном этапе? – продолжает Дарья. — Поговорив с людьми, многие из которых работают в отрасли по 40 лет, мы поняли, что культура – занятие творчеством – это основной инстинкт, и даже если у людей отнять все, они все равно будут собираться в подъезде и заниматься искусством на свой манер.

Система ДК огромна, она состоит из 40 тысяч учреждений, которые так или иначе функционируют, и было бы преступлением не переосмыслить ее.

Советский опыт – для Евросоюза

– У меня есть огромный опыт работы с социальными зданиями в Нидерландах, и хотелось бы перенести этот опыт на Россию, — объяснил свою позицию другой автор концепции, Алексей Боев. — В России часто смотрят на Запад и стараются перенять это для себя. Вы наверняка слышали про культурные кластеры и перепрофилирование бывших промышленных зон. Но в чем уникальности России и стран СНГ, так это в том, что у нас уже есть огромная развитая система Домов и Дворцов культуры. Нам, по сути, ничего не нужно изобретать. Нужно просто переосмыслить и перепрофилироваться.

Читайте также:
Программа по смене номера

Сельский Дом культуры с тематической мозаикой

— Наш проект был изначально поддержан Фондом креативных индустрий, ведь наша система Дворцов культуры уникальна в масштабе всего мира, — замечает Дарья Наугольнова. — Нигде в мире не было опыта такой массовой сети объектов для культурного досуга, когда каждый гражданин имел возможности для дополнительного образования, самореализации. Нужно сказать, что такая система достигала мощнейших целей, поставленных государством. Оказалось, что выводы которые мы можем сделать, изучив эту систему, будут полезны не только России, но и нашим коллегам в Нидерландах. Здесь сейчас очень остро стоит вопрос создания новой типологии мультикультурных центров.

Например, в Амстердаме количество районов растет, меняется и состав жителей. Девелопмент в голландской столице, как и в России, имеет экстремальный характер. Например, в районе где жили суринамцы, начинают строить жилье хорошего уровня, и туда приезжает множество экспатов из стран Западной Европы. Возникают межнациональные конфликты и решить их можно, переняв опыт Советского Союза.

В советское время ДК не раз выступали мощными амортизаторами социальных конфликтов, например в период индустриализации и массовой миграции людей. Культура объединяет людей.

От упадка к возрождению?

Правда, уникальный опыт может быть утерян в кратчайшие сроки. Так, за последние 30 лет количество ДК сократилось более чем на 30 тыс. Если в 1991 году их было 72 тыс., то сейчас – не более 40 тыс. Новые строятся, но качество и функционал несравнимо более низкого качества, чем в СССР.

Дом культуры в Некрасовском муниципальном округе Ярославской области

— В Советском Союзе Дворец культуры был самым продуманным и красивым зданием в районе, — поясняет Дарья Нагульнова. — Сейчас, чем дешевле проект – как в плане архитектуры, так и по реализации – тем лучше. А многочисленные неудачные реконструкции уничтожают ту физическую связь с историей, которая еще осталась. Между тем, у системы огромный потенциал: ведь это не просто здание, это столетний опыт (первые ДК появились еще в 20-х годах прошлого века) и сотни тысяч людей, которые работают в этой сфере. Это огромный пласт национальной и классической культуры, которая сохранялась и развивалась в малых населенных пунктах исключительно благодаря ДК.

Более того, зачастую само наличие ДК в малом населенном пункте гарантировало существование этого пункта. Людям было куда пойти, было где организовать досуг, это служило якорем для многих. Система охватывает «низовой» уровень по всей стране и может стать фундаментом развития креативной экономики. Сейчас государство понимает ценность человеческого потенциала, мы все-таки начинаем переходить от ресурсозависимой к креативной экономике.

— Кто, как не эта система может обеспечить креативное развитие населения? – вопрошает Дарья Нагульнова.

Но если заниматься отдельными проектами, мало что можно изменить в самой системе. Реновация должна происходить и в масштабе ДК, и в масштабе регионов, и в масштабе всей страны.

Перепрофилировать по-умному

Реновация объектов культуры – дело хорошее, но зная, как советское наследие уже перепрофилировали под нужды рынка, возникают сомнения.

— Большинство проектов ДК включает в себя такую программу как «Искусство», — поясняет архитектор Алексей Боев. — Это различные кружки – хор, танцы, преподавание английского языка. Но этого мало, там должна быть представлена наука. В советское время все было просто и прямо — ребята делали макеты самолетов, в будущем они шли работать на авиазавод. Также в ДК было общение – днем люди работали на предприятии, вечером – встречались в ДК, там проводились культурные вечера.

Сейчас многопрофильность объектов не обеспечена. Зачастую все ДК нерационально используют пространство и время. Они начинают работать с 3 часов дня, простаивают. Фактически ДК платят за воздух.

Дворец культуры железнодорожников в Краснодаре

Например, пожилые люди могли бы ходить с утра, люди трудоспособного возраста могли бы приходить вечером. Также есть объекты, к которым приписан определенный коллектив (музыкальный или танцевальный), и этот коллектив использует пространство ДК как свой офис. Они встречаются три раза в неделю, в остальное время это помещение закрыто на замок.

Еще одна проблема – сохранение местного колорита.

— В советское время проекты ДК разрабатывались в Москве, — замечает Алексей Боев. – Основа продумывалась в центре, но после этого подключали локальных художников, скульпторов, которые насыщали здание орнаментом или искусством, которое связано непосредственно с местом. Например, если ДК находится в Якутии, можно сделать деревянный декор, более уютный в зимнее время. Для дома культуры в Ельце можно использовать натуральный камень, который добывается тут же. Кстати и орнамент в виде елецких кружев будет не лишним.

Такими приемами можно на типовой каркас накладывать местную идентичность. Кстати, о Ельце, там советские паттерны были переосмыслены. Чиновники хотели снести здание, но при профессиональном подходе удалось его обустроить, сохранив ту эстетику, которая закладывалась в советское время.

ДК и эндаунтмент

В любом городе и поселке много самых обычных людей, которые соответствуют времени по своим культурным запросам. Их нужно объединить в единое культурное пространство, создать для них значимый эвент (событие).

— Наша задача состоит в том, чтобы объединить большую часть Домов культуры в составе агломераций единой событийной повесткой, — пояснила ведущий аналитик агентства стратегического исследований «Центр» Мария Седлецкая. – Наш проект в Астрахани помог увидеть, как могут коллаборировать, например, краеведческий музей и библиотека в рамках единого кластера.

По мнению Седлецкой, тренды в развитии культурных кластеров отлично пересекаются с трендами развития учреждений культуры – это прежде всего запрос на саморазвитие, на формирование постоянного обучения и рост запроса на уникальный культурный продукт.

По словам специалиста, одним из важнейших трендов для обновленных учреждений культуры станет многоканальное финансирование. ДК будут существовать как на бюджетные, так и на внебюджетные деньги, выстраивать партнерство с коммерческими структурами для проведения бизнес-мероприятий.

Проект сельского Дома культуры в Ханты-Мансийске

К слову, некоторые ДК в России уже пробуют инструменты эндаунмента, то есть создания фондов целевого капитала, которые позволяют планировать свою деятельность на долгий срок.

— Одним из важнейших плюсов обновленных ДК станет рост социо-культурной идентичности. Многие ДК являются центрами локальных инициатив, а их руководители – лидерами местных сообществ, — поясняет Седлецкая.

В основе такого культурного кластера будет тройственная цепочка. С одной стороны ДК будет сохранять функции центра досуга и занятия творчеством — при этом нужно трезво посмотреть, каков запрос населения, и каковы возможности.

С другой стороны – это создание уникальных культурных продуктов. Третьей частью функционирования ДК станут события, связанные с бизнес-партнерством – ярмарки, фестивали и сезонные мероприятия от партнеров. При этом возможно брендировать Дома культуры, сделать их символом определенной тематики.

Если же ничего не делать, то будущее Домов культуры – под большим вопросом. Советское наследие, равных которому нет в мире, постепенно приходит в упадок, ветшает, закрывается. За последние тридцать лет почти половина Домов культуры прекратила свое существование. От того, как оставшиеся встретят новые вызовы времени, зависит многое.

Есть сразу несколько путей – это и новые культурные ориентиры, и бизнес-проекты и сотрудничество с другими сферами. Главный вопрос — удастся ли ДК после такой реновации сохранить культурный код, ради которого они создавались и жили. Тот код, который виден уже из их названия – служить русской культуре.

Даниил МАЦЕЙКО

(на фото вверху — Дом культуры в Медногорке, признанный самым красивым сельским клубом в России)

Источник: rcmm.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru