Сельская местность на территории России сталкивается с комплексом проблем, не позволяющим развиваться инфраструктуре, повышать уровень жизни населения. Подобные негативные тенденции провоцируют отток граждан в города, что снижает степень экономической активности на селе.
Сложная ситуация в сельской местности фактически исключает возможность участия частных инвесторов в развитии территорий, а также застройщиков, способных в массовом порядке возводить благоустроенное жилье. Жители небольших поселений вынуждены проживать в ветхом фонде, а при возведении нового строения использовать устаревшие конструкционные материалы.
Также влияние оказывает бюджетная политика, оставляющая незначительное количество собранных налогов на уровне муниципалитетов. Поскольку обеспеченность средствами населения, а, следовательно, оборот денежной массы на селе ниже, сборы в пользу местного самоуправления в сельской местности гораздо ниже, чем в городах. Подобная структура бюджета не позволяет власти на местах вкладывать деньги в обновление коммунального хозяйства, строительство дорог и учреждений социальной направленности.
Минсельхоз Чувашии ждет заявки от муниципалитетов на участие в программе развития села
Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!
Министерство сельского хозяйства разработало программу, направленную на устойчивое развитие сельских территорий. Действие комплекса мер устанавливается постановлением 598 «О Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий». Согласно положениям программы, среднесрочный эффект улучшения ситуации на селе должен проявиться к 2017 году, а долгосрочный – до 2020 года.
Основные положения программы
Законодатель постулирует следующие цели, реализация которых должна быть осуществлена в указанный срок:
- Создание достойных условий проживания граждан на территории сельских поселений.
- Организация поддержки инвестиционной деятельности путем развития недостающей инфраструктуры, дорожной сети и снабжения.
- Развитие занятости на селе, в том числе через организацию высокотехнологичных мест для работы.
- Вовлечение лиц, проживающих в сельской местности, в проведение социально-экономических и общественно-значимых мероприятий.
- Популяризация образа жизни в селах, путем формирования федеральных рекламных кампаний.
Для достижения перечисленных целей, будут осуществлены следующие задачи:
- Предоставление помощи в получении современного жилища в первую очередь молодым семьям и специалистам, переезжающим в сельскую местность.
- Строительство инфраструктуры в первую очередь асфальтированных дорог, направленных к основным объектам жизнедеятельности и коммерческим предприятиям аграрной промышленности.
- Концентрация государственных финансовых ресурсов в пользу сельской местности.
- Формирование системы грантов, направленной на вознаграждение и поощрение специалистов в технологических отраслях агрокомплекса.
- Проведение мероприятий по привлечению людей на село и популяризации образа жизни в деревне.
Программа «Устойчивое развитие сельских территорий» предусматривает сложную систему софинансирования бюджетов разных уровней и привлечение внешних средств. В частности, большая часть денег будет перечислена из федерального бюджета – 252 миллиарда рублей, солидарные бюджеты передадут 139 миллиардов, а прочие внебюджетные источники – 38 миллиардов.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЕЛА
Заказчиком и ответственным органом в рамках проводимых мероприятий выступает Министерство сельского хозяйства, контролирующее поддержку агропроизводителей в рамках других мер. Регламентом предусмотрено два этапа:
- На начальном – 2014-2017 годы – будет произведена первичная подготовка инфраструктуры и выделение средств основным производителям.
- На заключительном – 2018-2020 годы – средства будут направлены на привлечение специалистов, финансирование концепций и проектов в области глубокой переработки продукции.
Размеры социальных выплат по программе «Устойчивое развитие сельских территорий»
Количество средств, которые жилищная программа «Устойчивое развитие сельских территорий» выделяет гражданам, варьируется в зависимости от задачи, которую должна решать субсидия. При получении гранта на развитие сельской инфраструктуры и экологические проекты, государство руководствуется ограничением в 2 миллиона рублей. Кроме того, сумма не должна превышать 60% от общей стоимости проекта, указанной в бизнес-плане. Среди допустимых видов деятельности присутствуют:
- Обустройство мест для отдыха населения, в том числе несовершеннолетних (детские и спортивные площадки).
- Реставрация памятников культуры и поддержка природоохранной деятельности.
- Сохранение этнокультурной самобытности, обычаев и традиций.
Молодые специалисты и семьи, планирующие улучшить свои жилищные условия, могут претендовать на финансирование в размере до 70% от стоимости:
- Приобретения жилья на вторичном или первичном рынке.
- Проведения строительных мероприятий.
- Материалов, используемых в строительстве.
- Проведения ремонта имеющихся помещений.
Оставшиеся 30% могут быть погашены из уже имеющихся собственных средств или привлечены в виде ипотечного кредитования. Наибольшую роль в предоставлении займов играет «Россельхозбанк», аккредитованный Министерством сельского хозяйства на участие в реализации жилищной программы.
Если гражданин или организация планируют производить ремонт, а также строительство дорог, им может быть предоставлена государственная поддержка из средств программы на сумму не более 10 миллионов рублей за 1 километр дорожного полотна.
Кто может участвовать в программе?
Участие в мероприятиях производится на основе приоритета, указанного в пункте 37 Программы. Согласно перечню, к получению денежных средств допускаются:
- Молодые семьи, работающие или изъявляющие желание начать трудовую деятельность в сельской местности по ТК РФ. Важным условием является трудоустройство на социально значимую должность.
- Молодые специалисты. Таковыми считаются граждане, не достигшие возраста 35 лет и имеющие высшее образование в области сельского хозяйства и иных общественных отраслей.
- Учащиеся последних курсов специальностей, необходимых в сельской местности. Данные граждане также должны заключить договор с муниципалитетом о целевом направлении на трудоустройство.
Все перечисленные лица должны отвечать следующим критериям:
- Работать или стремиться работать в аграрной промышленности в рамках муниципального района.
- Постоянно зарегистрированы на территории района. Имеют собственное или арендованное жилье.
- Непосредственно в сельской местности не имеют никакого жилья.
- Признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий или предоставлении помещения.
Как стать участником программы?
Порядок подачи документов и принятия лица в состав участников программы состоит из следующих этапов:
- Собрать необходимые документы. Учащиеся обращаются в ректорат своего ВУЗа, а работающие – к руководителю предприятия или кадровую службу. Часть документов выдается в местной администрации.
- Лицо обращается в Жилищный комитет района с заявлением и собранным пакетом бумаг.
- Специалист проверяет предоставленные документы и выдает расписку в принятии оригиналов.
- Рассмотрение заявления может длиться не более двух месяцев. В течение этого срока определяется размер выплаты.
- Если в процессе работы возникли нарушения, гражданин обязан предоставить исправленную информацию в течение одного месяца.
- По результатам проверки, выносится решение, зафиксированное в акте. Гражданин, улучшающий свои жилищные условия, получает сертификат на государственную субсидию, который может быть истрачен на строительство или покупку строения.
- Денежные средства невозможно обналичивать (если это не грант), строительство оплачивается непосредственно подрядчику без участия заявителя.
Список необходимых документов
Для участия в программе необходимо предоставить следующие бумаги:
- Общегражданский паспорт заявителя.
- Документы, свидетельствующие о статусе и составе семьи (свидетельство о рождении, о браке).
- Диплом и иные документы об образовании. Учащиеся старших курсов предоставляют справку о курсе обучения.
- Документы о владении имуществом (при наличии): договор, свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРП.
- Трудовая книжка, в которой зафиксирован факт работы на предприятии агропромышленного комплекса.
- Копия трудового договора, заключенного между гражданином и предприятием.
- Свидетельство о регистрации ИП, если лицо является самозанятым в области сельского хозяйства.
- Выписка из банка об открытии счета.
- Акт Жилищной комиссии о признании гражданина нуждающимся в помещении.
Документы можно предоставлять в виде оригиналов или копий, заверенных нотариально.
Наиболее популярные вопросы и ответы на них по социальной программе «Устойчивое развитие сельских территорий»
Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Ирина. Я с мужем и детьми проживаю у родителей в деревне. Мы хотели бы построить свой дом и заняться сельским хозяйством. Могу ли я участвовать в программе, если фактически никуда не переезжаю? Влияет ли наличие в семье детей на предоставление субсидии по программе «Устойчивое развитие сельских территорий»?
- У вас уже есть трое и более детей.
- Вы включены в очередь на улучшение жилищных условий.
Пример по социальной программе «Устойчивое развитие сельских территорий»
- Возраст жилья. Согласно Программе, приобретаемый дом не может быть старше 5 лет (с момента вступления в эксплуатацию).
- Площадь помещения. К частным домам применяются санитарные правила, аналогичные обычным квартирам. Например, семья с ребенком не могла приобрести по государственной программе жилье, площадью менее 54 квадратных метров.
Федеральная программа «Устойчивое развитие сельских территорий» служит целям улучшения уровня жизни лиц, осуществляющих трудовую деятельность в деревнях. Государство, поддерживая граждан и предприятия, отталкивается от следующих принципов:
- Необходимость переустройства и обновления сельской инфраструктуры.
- Реализация социальных обязательств в первую очередь в пользу трудоспособного и активного населения.
- Поддержка молодых семей и специалистов в приобретении собственного жилья.
Список законов
Вам будут полезны следующие статьи
- Социальные программы для приобретения жилья
- Ипотека под материнский капитал
- Покупка доли в квартире
- Виды перепланировки жилого помещения
Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!
Источник: estate-advisor.ru
Развитие сельских территорий: государственная поддержка села
Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» работает в стране второй год. Ее цель – повышение качества жизни в сельской местности: развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, повышение доступности объектов социальной сферы, улучшение жилищных условий. На реализацию программы будет выделено, согласно поручению Президента РФ, не менее 6 млрд рублей.
Поможет ли такое финансирование в развитии села, что мешает сейчас развиваться сельской местности и зачем вообще инвестировать в сельские территории? Отвечала на вопросы газеты «Известия» Ксения Архипова, Старший партнер, Исполнительный директор Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ».
Помогут ли в развитии только деньги? Что еще нужно сегодня для развития сельских территорий?
На реализацию программы развития сельских территорий ежегодно бюджетами всех уровней выделяются колоссальные средства. Однако такие вливания до сих пор не смогли сколько-нибудь переломить неблагоприятную ситуацию в комплексном развитии сельских территорий.
Для того, чтобы село стало более комфортным для проживания и работы, выделяемых государством средств не хватит, необходимо активнее задействовать банковский капитал. В современных условиях банки осуществляют выдачу ипотечных кредитов только под залог уже готового жилья. При этом доля ипотеки в индивидуальном жилищном строительстве не превышает 5%, в то время как на рынке многоквартирного жилья ипотекой покрывается почти половина всех покупок.
Что реально мешает развитию сельских территорий?
Чтобы село развивалось, нужно проработать механизмы предоставления ипотечных ссуд под ведущееся индивидуальное строительство. Сегодня ипотеку на строительство жилого дома получить практически невозможно, или же сумма кредита ограничивается стоимостью земельного участка, и под незавершенное строительство банки кредитовать отказываются.
Выдавая ипотечную ссуду, банки должны отталкиваться от сметной стоимости нового строительства. Но для снижения рисков кредитования достаточно, чтобы сумма кредита покрывала преобладающую часть фактически осуществленных и подтвержденных документально расходов будущего домовладельца на индивидуальное строительство. А после завершения определенных его этапов, сумма ипотечного кредита могла бы быть увеличена пропорционально удорожанию возводимого объекта жилой недвижимости.
Зачем нужно развивать сельские территории? Сколько в реальности это может стоить стране?
Государство, выделяя финансовые ресурсы, задействует механизмы точечной поддержки и все равно не сможет решить проблемы развития сельских территорий в полной мере. Но только у государства есть возможность регулирования данной сферы с помощью нефинансовых механизмов. Например, снижение налоговой нагрузки не только для сельскохозяйственных производителей, но и для многих других сфер бизнеса в селах могло бы поспособствовать повышению деловой активности и снизить демографическую напряженность.
Льготирование инвестиций промышленных предприятий в строительство жилья, инфраструктуры коттеджных поселков, создаваемых для проживания работников, сделало бы проживание в сельской местности более комфортным.
И стране не нужно будет тратить бюджетные деньги, а недополученные из-за предоставленных льгот средства смогут мультиплицироваться в экономике и вернутся ростом других налоговых поступлений.
Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», Газета «Известия»
Источник: delprof.ru
Как устроена программа развития сельских территорий
Действующая госпрограмма комплексного развития сельских территорий в России рассчитана на 2020-2025 годы. Ее общий объем финансирования (по паспорту) — почти 2,29 трлн руб., в том числе свыше 1 трлн руб. из федерального бюджета, 174 млрд руб. — из бюджетов субъектов, еще более 1 трлн руб. — из внебюджетных источников. План по финансированию на 2021 год — 362,7 млрд руб. (160,6 млрд руб. из федерального бюджета, 24,4 млрд руб. — из региональных и 177,6 млрд руб. — из внебюджетных источников). Цели госпрограммы на 2021 год — сохранение доли сельского населения в РФ на уровне 25,3%; достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств в размере 73%; повышение доли благоустроенного жилья в сельской местности до 37%.
В рамках действовавшей ранее подпрограммы по устойчивому развитию сельских территорий Воронежская область только в 2009-2018 годах освоила 6,59 млрд руб. Наибольший объем средств (3,9 млрд руб.), по данным „Ъ“, был направлен на улучшение жилищных условий граждан (переселено 2,34 тыс. семей). На комплексное обустройство объектов инфраструктуры было выделено 2,7 млрд руб.
За эти средства построено и реконструировано 718 км водопроводных и 627 км газопроводных сетей, почти 19 км электросетей, возведено пять фельдшерско-акушерских пунктов (основная их часть строилась вне программы), десять спортплощадок, две школы, один культурно-досуговый центр и 43 км автодорог. Тем не менее, как отмечал ранее Виктор Логвинов, к 2019 году обеспеченность сельского населения питьевой водой составляла лишь 67,3% (в городах — 90%), газификация — 74,6%, охват дошкольным образованием — 41,1% (77,6% в городах). Наибольшие надежды власти связывали именно с новой госпрограммой, финансирование которой теперь хотят урезать.
- Коммерсантъ (Воронеж) №179 от 01.10.2020
Источник: www.kommersant.ru