Простейший вид П. м. — картинная программность (музыкальной картины природы, народных празднеств, битв и т.п.). В сюжетно-программных произведениях развитие музыкальных образов в той или иной степени отвечает контурам сюжета, как правило, заимствованного из художественной литературы. Порой в них даётся лишь музыкальная характеристика основных образов, общего направления развития сюжета, первоначального и итогового соотношения действующих сил (обобщённо-сюжетная программность), иногда отображается вся последовательность событий (последовательно-сюжетная программность).
В П. м. используются методы развития, позволяющие «следовать» за сюжетом, не нарушая собственно-музыкальных закономерностей. В их числе: вариационность и связанный с ней принцип Монотематизма, выдвинутый Ф. Листом; принцип лейтмотивной характеристики (см. Лейтмотив), который одним из первых применил Г.Берлиоз; объединение в одночастной форме черт сонатного аллегро и сонатно-симфонического цикла, характерное для созданного Ф. Листом жанра симфонической поэмы.
10 НЕДЕТСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, КОТОРЫЕ ПРОХОДЯТ В ШКОЛЕ
Программность явилась большим завоеванием музыкального искусства, стимулировала поиски новых выразительных средств, способствовала обогащению круга образов музыкальных произведений. П. м. равноправна с музыкой непрограммной и развивается в тесном взаимодействии с ней.
П. м. известна с глубокой древности (античная Греция). Среди программных произведений 18 в. — клавесинные миниатюры Ф. Куперена и Ж. Ф. Рамо, «Каприччо на отъезд возлюбленного брата» И. С. Баха. Ряд программных сочинений создан Л. Бетховеном — «Пасторальная симфония», увертюры «Эгмонт», «Кориолан» и др.
Расцвет П. м. в 19 в. во многом связан с романтическим направлением в музыкальном искусстве (см. Романтизм), провозгласившим лозунг обновления музыки с помощью единения её с поэзией.
Среди программных произведений композиторов-романтиков — «Фантастическая симфония» и симфония «Гарольд в Италии» Берлиоза, симфонии «Фауст», «К “Божественной комедии” Данте», симфонические поэмы «Тассо», «Прелюды» и др. Листа. Крупный вклад в П. м. внесли и русские композиторы-классики.
Большой известностью пользуются симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе» и фортепианный цикл «Картинки с выставки» Мусоргского, симфоническая сюита «Антар» Римского-Корсакова, симфония «Манфред», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фантазия для оркестра «Франческа да Римини» Чайковского и др. Программные сочинения написаны также А. К. Глазуновым, А. К. Лядовым, А. И. Скрябиным, С. В. Рахманиновым и др. Национальные традиции в области П. м. находят своё продолжение и развитие в творчестве советских композиторов — Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича и др.
Лит.: Чайковский П. И., О программной музыке, Избр. отрывки из писем и статей, М., 1952; Стасов В. В., Искусство XIX века, Избр. соч., т. 3, М., 1952; Лист Ф., Избр. статьи, М., 1959, с. 271—349; Хохлов Ю., О музыкальной программности, М., 1963; KIauwell О., Geschichte der Programmusik, Lpz., 1910; Sychra A., Die Einheit von absoluter Musik und Programmusik, «Beiträge zur Misik-wissenschaft», [Heft] 1, 1959; Niecks Fr., Programme music in the last four centuries, N. Y., 1969.
Ю. Н. Хохлов.
Простейший вид П. м. — картинная программность (муз. картины природы, нар. празднеств, битв и т. п.). В сюжетно-программных произведениях развитие муз. образов в той или иной степени отвечает контурам сюжета, как правило, заимствованного из художеств. лит-ры. Порой в них даётся лишь муз. характеристика осн. образов, общего направления развития сюжета, первоначального и итогового соотношения действующих сил (обобщённо-сюжетная программность), иногда отображается вся последовательность событий (последовательно-сюжетная программность).
В П. м. используются методы развития, позволяющие «следовать» за сюжетом, не нарушая собственно-муз. закономерностей. В их числе: вариационность и связанный с ней принцип монотематизма, выдвинутый Ф. Листом; принцип лейтмотивной характеристики (см. Лейтмотив), к-рый одним из первых применил Г. Берлиоз; объединение в одночастной форме черт сонатного аллегро и сонатно-симф. цикла, характерное для созданного Ф. Листом жанра симф. поэмы.
Программность явилась большим завоеванием муз. иск-ва, стимулировала поиски новых выразит. средств, способствовала обогащению круга образов муз. произведений. П. м. равноправна с музыкой непрограммной и развивается в тесном взаимодействии с ней.
П. м. известна с глубокой древности (антич. Греция). Среди программных произведений 18 в.- клавесинные миниатюры Ф. Куперена и Ж. Ф. Рамо, «Каприччо на отъезд возлюбленного брата» И. С. Баха. Ряд программных сочинений создан Л. Бетховеном -«Пасторальная симфония», увертюры «Эгмонт», «Кориолан» и др. Расцвет П. м. в 19 в. во многом связан с романтич. направлением в муз. иск-ве (см.
Романтизм), провозгласившим лозунг обновления музыки с помощью единения её с поэзией. Среди программных произв. композиторов-романтиков — «Фантастическая симфония» и симфония «Гарольд в Италии» Берлиоза, симфонии «Фауст», «К „Божественной комедии» Данте», симф. поэмы «Тассо», «Прелюды» и др. Листа. Крупный вклад в П. м. внесли и рус. композиторы-классики.
Большой известностью пользуются симф. картина «Иванова ночь на Лысой горе» и фп. цикл «Картинки с выставки» Мусоргского, симф. сюита «Антар» Римского-Корсакова, симфония «Манфред», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фантазия для оркестра «Франческа да Римини» Чайковского и др. Программные сочинения написаны также А. К. Глазуновым, А. К. Лядовым, А. Н. Скрябиным, С. В. Рахманиновым и др. Нац. традиции в области П. м. находят своё продолжение и развитие в творчестве сов. композиторов — Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича и др.
Лит.: Чайковский П. И., О программной музыке, Избр. отрывки из писем и статей, М., 1952; Стасов В. В., Искусство XIX века, Избр. соч., т. 3, М., 1952; Лист Ф., Избр. статьи, М., 1959, с. 271 — 349; Хохлов Ю., О музыкальной программности, М., 1963; Кlauwеll О., Geschichte der Programmusik, Lpz., 1910; Sусhrа А., Die Einheit yon absoluter Musik und Programmusik, «Beitriige zur Misikwissenschaft», [Heft] 1, 1959; Niecks Fr., Programme music in the last four centuries, N. Y., 1969. Ю. Н. Хохлов.
Источник: slovaronline.com
Что это — программная музыка? Примеры и определение программной музыки
Конкретика и синтез
По идее, вся музыка в той или иной степени программна, разве что почти невозможно в точности обозначить ни предметы, ни понятия, которые вызывают те или иные чувства у слушателя. Такими способностями обладает только речь, устная или письменная. Поэтому композиторы нередко снабжают свои произведения программой, таким образом заставляя словесную или литературную предпосылку работать в синтезе со всеми применёнными им музыкальными средствами.
Единству литературы и музыки помогает то, что оба эти вида искусства способны показывать развитие и рост образа во времени. Различные виды творческих действий были объединены ещё с древности, поскольку искусство родилось и развивалось в синкретическом виде, связываясь с ритуалами и трудовой деятельностью. В средствах оно было очень ограниченным, поэтому по отдельности и без прикладных задач просто не могло существовать.
Размежевание
Постепенно бытовой уклад человечества совершенствовался, искусство становилось изощрённее, и появилась тенденция к разъединению его основных родов и видов. Действительность обогащалась, и отображение этого уже достигалось во всём многообразии, хотя синкретическим искусство навсегда осталось в обрядовых, духовных, вокально-инструментальных, драматических аспектах. Совместные действия музыки и слова, однако, определяющие программность, тоже никогда от музыки далеко не уходили.
Жанры вокальной музыки, так же как и инструментальной, пройдя долгий путь развития, формировались.
Это могут быть названия, которые предусматривает программная музыка. Примеры – в сборнике фортепианных пьес П. И. Чайковского «Детский альбом», где у каждой пьесы есть не только «говорящее», но и «рассказывающее» название: «Утренняя молитва», «Нянина сказка», «Болезнь куклы» и все остальные маленькие произведения. Это его же сборник для детей постарше «Времена года», где к названию Пётр Ильич присовокупил и яркий поэтический эпиграф. Композитор позаботился о конкретном содержании музыки, тем и объясняя, что такое программная музыка и как нужно исполнять данное произведение.
Музыка плюс литература
Программная музыка для детей особенно понятна, если у произведения есть и название, и сопроводительное слово, которое составляет сам композитор или писатель, вдохновивший его, как сделал Римский-Корсаков в симфонической сюите «Антар» по сказке Сенковского или Свиридов в музыке к повести Пушкина «Метель».
Тем не менее программа музыку лишь дополняет, не являясь точным разъяснением. Просто объект вдохновения один и тот же у писателя и композитора, а средства всё-таки разные.
Музыка минус литература
Беззубая улыбка, первый шаг, чумазая рожица и даже первая слеза – всё это хочется сохранить в.
Определение
«Три кита» и национальные черты в программе
Также помогают понять, что такое программная музыка, определённые черты прикладных жанров: песни («Полюшко», например), марша во всём жанровом разнообразии («Марш Черномора» и «Марш деревянных солдатиков»), а также танца — народного, классического, фантастического. Это, с лёгкой руки Д.Б. Кабалевского, в музыке – «три кита», определяющие жанровую принадлежность.
Характерные черты национальной музыки тоже обычно служат программности музыкального произведения, задавая общую концепцию, темп, ритм сочинения («Танец с саблями» Хачатуряна, например, «Два еврея. » и «Гопак» Мусоргского).
Пейзажная и сюжетная программность
Отображение одного или ряда образов, которые на протяжении всего сочинения не претерпевают изменений, – тоже программная музыка. Примеры произведений можно найти повсеместно: «В полях» Глиэра, «По скалам и фьордам» Грига и так далее. Сюда же можно отнести картины праздников и битв, музыкальные изображения пейзажные и портретные.
Даже одни и те же литературные сюжеты композиторы воплощают в музыке по-разному: например, «Ромео и Джульетта» Шекспира у Чайковского вылилась в увертюру, где программность обобщённая, а у Берлиоза – последовательная. И то, и другое, разумеется, программная музыка. Название чаще всего может рассматриваться как сюжетная программа, например «Битва гуннов» Листа по одноимённой фреске Каульбаха или его же этюды «Хоровод гномов» и «Шум леса». Иногда произведения скульптуры, архитектуры, живописи помогают понять, что такое программная музыка, поскольку участвуют в выборе изобразительных средств для музыкальной картины.
Вывод
Программность обогащает музыку новыми выразительными средствами, помогает в поиске новых форм произведения, дифференцирует жанры. Если композитор обращается к программе в своём сочинении, это сближает его слушателя с действительностью, одухотворяет быт, способствует постижению глубинных духовных начал. Однако, если программность довлеет над остальными задачами, то восприятие музыки заметно снижается, то есть слушателю необходим простор для собственного творческого восприятия.
Источник: autogear.ru
Что такое программа в музыке?
Что такое обобщенная программа в музыке?
НАЗВАНИЕ, ЭПИГРАФ — это обобщённая, сжатая программа. ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОММЕНТАРИЙ — подробная программа. ИСТОЧНИКОМ СЮЖЕТА могут быть мифы, легенды, сказки, сказания, исторические события, литературные произведения, впечатления от пейзажа, картин, фантазия автора.
Что такое программная музыка примеры?
И «Франческа да Римини», и симфония «Зимние грезы» Чайковского, и Фантастическая симфония Берлиоза — примеры так называемой программной музыки.
Что такое Программность и Программность в музыке?
Какие программные произведения?
К программным относятся музыкальные произведения, которые имеют определенный заголовок или литературное предисловие, созданное или избранное самим композитором. Благодаря конкретному содержанию программная музыка более доступна и понятна слушателям. Ее выразительные средства особенно рельефны и ярки.
Чем отличается программная музыка от не программный?
Что такое программно изобразительная музыка?
ПРОГРАММНО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ МУЗЫКА-музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений.
Что мы называем музыкальным образом?
Музыкальным строем называют систему отношений звуков по высоте, принятой в той или иной практике настройки музыкальных инструментов, которая характеризуется заданием частот звучания нот.
Какая музыка программная?
Что такое программное музыкальное произведение?
К программным (от греческого «программа» — «объявление», «распоряжение») относятся музыкальные произведения, которые имеют определенный заголовок или литературное предисловие, созданное или избранное самим композитором. Благодаря конкретному содержанию программная музыка более доступна и понятна слушателям.
Что относится к программной музыке?
Что такое чистая музыка?
musique pure) в западноевропейской музыкальной эстетике XIX века — «чистая» инструментальная музыка, то есть такая, которая существует по специфическим имманентным законам «музыкально-прекрасного» и не связана (по крайней мере, явно) с внемузыкальными, называемыми также «функциональными», атрибутами — прежде всего, со .
Какую связь мы видим в программной музыки?
Какую связь мы видим в программной музыке? — связь вокалиста и музыканта.
Что такое симфония действо?
По-русски это называется действо. Такая хоровая симфония-действо. Есть элементы театрализации, элемент сюжетности. Это нечто среднее между оперой и ораторией.
Источник: fcessentuki.ru