Представьте компанию с уникальной, очень ответственной деятельностью, в которой цена ошибки — не только комфорт, но порой и жизнь людей. Эта компания нуждается в постоянном притоке уникальных специалистов — таких, которых невозможно «взять с улицы» и обучить с нуля за пару месяцев. Причем речь не о десятках вакансий в год, а о сотнях. Правда, настоящий вызов для HR-службы?
С такими масштабными задачами можно справляться только масштабными же решениями, для которых одна только разработка стратегии занимает немало времени и сил, а реализация — и подавно.
Наглядный пример того, как это происходит, — проект Московского аэропорта Домодедово (группы DME). Много лет здесь действует программа «Приток»: работой в аэропорту стараются заинтересовать молодых ребят, начиная еще со школьного возраста.
Для понимания масштаба задачи достаточно сказать, что в Домодедово работает более 13 тысяч сотрудников 1400 специальностей. Как в любой крупной компании, аэропорту нужен постоянный равномерный приток новых кадров. Это требует системного подхода. В Домодедово потребность в новых кадрах рассчитывается с помощью специальной математической модели, которая помогает спланировать, сколько новых специалистов надо привлечь, когда и на какие должности.
ВОПРОСЫ СОТРУДНИКУ DME I СПЕЦИАЛИСТ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ПРОГРАММЫ ПРИТОК
А уникальность функционала и условий работы персонала требует разработки серьезной обучающей инфраструктуры.
Проблема: нехватка людей, которые готовы приступить к работе сразу
Аэропорту требуется множество разных специалистов: не только персонал, который занимается оформлением пассажиров и багажа, техническим обслуживанием эксплуатации транспортных средств, но и архивариусы, архитекторы, специалисты по процессному управлению, повара, инспекторы транспортной безопасности. Всем этим профессиям студенты учатся в вузах и средне-специальных учебных заведениях. Но получаемых там теоретических знаний обычно недостаточно для начала полноценной работы в аэропорту. Понять специфику нужно до начала самой работы.
«Каждый год аэропорт обслуживает почти 30 миллионов пассажиров, и все они ожидают, что без задержек пройдут регистрацию и вылетят по расписанию. Мы обязаны обеспечить аэропорт квалифицированными сотрудниками на всех этапах обслуживания рейса и не можем ставить бизнес-процессы в зависимость от состояния внешнего рынка труда», — объясняет Джамал Халилов, руководитель HR-коммуникаций группы DME.
Решение: создание специальных учебных программ под свои нужды
Почти 20 лет назад в Домодедово была организована комплексная программа для старшеклассников и студентов «Приток».
Продолжительность программы — около 4 лет в зависимости от специальности и формы обучения.
Приток появился в 2000 году, но современные масштабы программа приобрела с 2009-го.
Суть в том, что аэропорт стал заключать соглашения с учебными заведениями, чтобы совместно разработать программу подготовки специалистов, которые сразу после окончания вуза могли бы приступить к работе.
Так, на базе Московского колледжа управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно» и профессионального колледжа «Московия» были открыты специальности: «Организация перевозок и управление на транспорте», «Сервис на транспорте» и «Технология продукции общественного питания». В колледжах создали мини-аэропорты, оснащенные аэропортовой техникой, на которой студенты отрабатывают практические навыки.
При чем здесь школьники?
Организовать возможности для учебы — это только полдела. Надо еще как-то заинтересовать этими учебными программами молодежь, чтобы ребята выбирали их осознанно, не по принципу «лишь бы где-то отучиться и забыть про диплом», а потом так же осознанно приходили бы на работу в аэропорт. Проще говоря, нужно заинтересовать очень молодых людей не самыми романтичными профессиями. Как это сделать?
Домодедово работает еще и со школами: презентует восьмиклассникам и десятиклассникам специальности, которые есть в аэропорту, приглашает их к себе на специальные мероприятия (например, симуляторы) и целые учебные программы, во время которых с помощью технологий виртуальной реальности правдоподобно моделируются различные бизнес-процессы аэропорта. Каждый участник может попробовать себя в разных ролях: от технического специалиста до директора. Так формируются интерес к профессии и представление о ней, близкое к реальности.
«Для меня «Приток» — во-первых, возможность изучить свое будущее место работы, освоить специфику деятельности Домодедово и познакомиться с его структурой. Во-вторых, симуляторы, турслеты и другие мероприятия — это эмоции. В-третьих, это, конечно, расширение круга общения — ты знакомишься со своими будущими коллегами, заводишь новых друзей. Думаю, преимущества этого пункта объяснять излишне», — рассказывает участница программы, студентка РГГУ Екатерина Ницуляс. Она была еще абитуриенткой, когда попала в «Приток».
Как можно больше виртуальной реальности
Технологии виртуальной реальности, виртуальные симуляторы рабочих процессов, которые происходят в аэропорту, активно используются и для обучения студентов. Причем самых разных направлений.
Это не только удобно для организации процесса обучения, но и увлекательно для представителей поколений Y и Z, любителей геймификации.
В этих целях в программе «Приток» используются RTS-симуляторы разных видов. Одни рассчитаны на многодневное погружение для моделирования масштабных бизнес-задач и отработки практических навыков, другие — для более простых и краткосрочных активностей.
Например, для студентов колледжей в огромных помещениях воссозданы три аэропорта, в которых учащиеся отрабатывают буквально все профессиональные действия, в том числе можно заправить самолет и подготовить его к полету.
Есть RTS-симуляторы, с помощью которых команды студентов «строят» новые терминалы, «закупают» самолеты и заключают другие специфические договоры для обслуживания нужд аэропорта. В одной из версий можно даже провести IPO и вывести компанию на биржу. Одним словом, это виртуальные имитаторы реальных рабочих процессов.
Ежегодно концепция симуляторов обновляется: добавляются новые задачи, модернизируются системы учета и подготовки. Всё как в реальной жизни.
В третьем-четвертом семестрах участников программы распределяют по предприятиям группы DME, где они проходят уже настоящую практику в качестве младших сотрудников.
Роль мотиватора для хорошей учебы, кроме интереса, играет и стипендия. Ее выплачивают предприятия группы DME, но только в зависимости от успеваемости.
Результат: регулярный приток новых специалистов
Ключевая особенность программы «Приток» — гарантированное трудоустройство. Каждый участник программы заключает договор с условием гарантированного трудоустройства в группу DME после окончания учебы на определенное количество лет (от трех до пяти). Согласно трудовому законодательству в случае расторжения договора из-за некомпетентности сотрудника он обязан возместить затраченные на его обучение средства.
Можно отнестись к этой практике скептически — ну конечно, только за счет обязательной отработки коллектив и пополняется, а после установленного срока молодежь все равно уходит. На самом деле нет. Статистика показывает, что почти половина (47%) участников программы продолжают работать в Домодедово и после окончания срока отработки. Благодаря этой системе штат пополняется хорошо подготовленными и действительно мотивированными сотрудниками.
«Когда я впервые услышала о программе «Приток», у меня появилось много вопросов и сомнений: стоит ли заключать такой контракт? Получится ли оправдать свои ожидания в дальнейшем, ведь необходимо отработать три года после получения диплома? — признается Яна Шишкина, студентка МГИУ и участница программы «Приток». — Я, конечно, посоветовалась с родителями и разузнала мнения о программе из первых уст, то есть от студентов-притоковцев.
Став участником программы, я ни разу за четыре года не пожалела об этом. Мой совет абитуриентам: необходимо понимать, что программа направлена на то, чтобы подготовить отличного специалиста. Здесь не место лени — нужно прикладывать много усилий, успешно учиться в университете и реализовывать свои навыки на производственной практике, посещать дополнительные занятия от аэропорта, хорошо сдавать тесты и проявлять активность».
На сегодняшний день в группе DME работают более четырех тысяч выпускников программы.
Если вы тоже заинтересованы в создании кадрового резерва из талантливых студентов, но деятельность вашей компании не настолько уникальна, что нужно создавать специальные учебные программы в партнерстве с вузами и сузами, вы можете подобрать стажеров с помощью hh.ru. Для этого нужно разместить вакансию, отметив в ней профобласть «Начало карьеры» и указать тип занятости «Стажировка».
Источник: hh.ru
Программа «Приток» в аэропорту Домодедово
С 1 июля в Московском аэропорту Домодедово традиционно начинается практика студентов-участников целевой программы Приток: в этом сезоне применить полученные знания смогут 935 человек на 15 предприятиях аэропорта. Всего в программе участвуют почти 3000 человек, а к началу нового учебного сезона в их ряды вольются еще более 500 студентов ВУЗов и ССУЗов.
Программа Приток по праву считается ноу-хау Московского аэропорта Домодедово: она позволяет эффективно решать сразу несколько проблем, с которыми сталкиваются как работодатели, так и студенты-выпускники средних и высших учебных заведений России.
Домодедово, как крупнейшему по пассажиропотоку аэропорту страны, требуется большое количество квалифицированных кадров. Однако на текущий момент на рынке труда создалась парадоксальная ситуация – теоретически он существует, но на практике найти профессионального специалиста сложно. С другой стороны, студенты высших и средних учебных заведений зачастую сталкиваются с проблемой трудоустройства на работу. Программа Приток позволяет функционально определить сферы взаимодействия ВУЗов и ССУЗов и предприятий, входящих в состав аэропорта Домодедово, и подготовить квалифицированных специалистов под конкретные специальности. Студенты буквально с первого курса готовятся к работе в аэропорту: слушают лекции и участвуют в мастер-классах, тренингах, разработанных специально для них специалистами аэропорта Домодедово.
Стремясь создать наиболее привлекательную мотивацию обучения в программе, аэропорт Домодедово руководствуется дифференцируемым подходом. Студентам, сдающим успешно экзамены, гарантирована стипендия – в среднем 15000 руб. в месяц, а отличникам с сентября 2012 года будет выплачиваться повышенная стипендия.
Особой формой поощрения лучших студентов является их участие в деловых играх, которые проводятся ежегодно с 2009 года. Игры моделирует разные этапы работы на предприятиях аэропорта Домодедово, формируя у студентов навыки планирования и проведения основных расстановочных и мотивационных мероприятий. Каждый год для деловой игры разрабатываются новые правила и сценарий, но в главном она неизменна – игровые должности являются аналогом реальных должностей в кадровой структуре аэропорта Домодедово. В 2012 году деловая игра под названием «Paper circles» (бумажный документооборот) будет проходить 25-26 июля. Ожидается, что в игре примут участие более 100 студентов.
Участие в деловых играх и успешное обучение в рамках программы открывает для целеустремленных студентов возможность войти в «социальный лифт», который позволяет руководству аэропорта выявлять и поддерживать наиболее перспективные молодые кадры.
Помимо студентов программа Приток ориентирована на школьников 9 и 11 классов: они могут посещать подготовительные курсы в партнерские высшие и средние учебные заведения. Аэропорт Домодедово реализует программу Приток совместно с восьмью высшими и средними учебными заведениями: РГГУ, МИФИ, МГЮА, МГИУ, РГГУ (колледж), «Видновский Политехнический колледж», «Политехнический колледж 31», Московский технологический колледж. В перспективе планируется заключить договора о сотрудничестве с РУДН, МАДИ, «Егорьевским авиационно-техническим колледжем Гражданской авиации», Технологическим колледжем №34.
Московский аэропорт Домодедово — крупнейший по пассажиропотоку аэропорт России. По итогам 2011 года аэропорт обслужил 25 701 610 человек, что позволило ему войти в группу крупнейших аэропортов Европы по классификации ACI. Московский аэропорт Домодедово выбран для полетов в Москву членами ведущих мировых авиационных альянсов – Star Alliance, oneworld. С 2009 г. Московский аэропорт Домодедово возглавляет рейтинг лучших аэропортов Восточной Европы по качеству обслуживания, согласно ежегодному опросу независимой исследовательской компании Skytrax Research (Великобритания).
Поделиться в соцсетях:
Источник: domodedovod.ru
Программа Приток
Программа Приток — Программа предоставляет школьникам и студентам возможность приобрести профессиональные знания, познакомиться со структурой, сферой деятельности и корпоративной культурой компании. В рамках программы Приток проводится целевая подготовка учащихся для последующего трудоустройства на штатные должности предприятий DME.
Участие в программе Приток — это:
- Гарантированное трудоустройство на штатные должности DME Программа
- Ежемесячная стипендия по результатам обучения для студентов до 19 000 рублей
- Обучение в собственном Учебном центре на территории аэропорта
- Производственная и преддипломная практика
- Сопровождение в разработке и написании курсовых и дипломных работ
- Участие в образовательных симуляторах
- Обучение основам деятельности по выбранной специальности
- Мастер-классы ведущих специалистов DME
- Дополнительные лекции по специализированным предметам
DME LIVE PRACTICE
DME Live Practice — профориентационный проект, в рамках которого имитируются производственные процессы, используя действующую материально-техническую базу аэропорта, для отработки практических производственных навыков студентов профильных средне-специальных учебных заведений.
DME SWAT CHALLENGE
DME SWAT Challenge — спортивно-образовательный проект аэропорта Домодедово, в котором сотрудники различных подразделений службы безопасности и студенты программы Приток соревнуются в силе, ловкости, меткости и выносливости.
Контакты:
ОБРАЩЕНИЕ ДИРЕКТОРА КОЛЛЕДЖА
Для России с её необъятными просторами гражданская авиация играет особую роль, связывая между собою регионы, которые могут отстоять друг от друга на тысячи километров. Ни один другой вид транспорта не обеспечивает такое оперативное перемещение пассажиров внутри страны и за её пределами как авиация. Возможности гражданской авиации стремительно возрастают благодаря появлению всё более совершенных летательных аппаратов. В современном воздушном судне сходятся достижения многих отраслей науки и техники. Обеспечить работоспособность и надёжность самолета, самого сложного в техническом отношении устройства, могут только высококвалифицированные специалисты, обладающие чувством особой ответственности за свое дело. Таких специалистов уже более 100 лет с успехом готовит Егорьевский авиационный колледж имени В.П.Чкалова. Наши выпускники во славу своего учебного заведения трудятся во всех аэропортах России и более чем в 60 странах мира. Роль гражданской авиации во всем мире неуклонно растет. Следовательно, у наших выпускников всегда радужные перспективы. Мы приглашаем молодых людей, мечтающих об интересной, перспективной профессии, в наше учебное заведение. Многоопытный коллектив колледжа обладает всеми необходимыми средствами для подготовки высококвалифицированных, влюбленных в авиацию специалистов. Директор Егорьевского АТК имени В.П. Чкалова — филиала МГТУ ГА Шмельков А.В.
1 | 2 | |||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 |
Источник: eatkga.ru