После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Получить код —>
Подписи к слайдам:
Урок на тему: «Возникновение и назначение языка Паскаль»
Учитель информатики и ИКТ
Киселев Игорь Владимирович
- как строится программа;
- операторы, правила оформления;
- пунктуация языка Pascal.
Паскаль – это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации.
Состав системы программирования :
1)язык программирования ABC Pascal; 2)интегрированная среда программирования (компилятор: переводит программу в машинный код и интерпретатор: исполняет команды последовательно друг за другом)
1)латинские буквы – большие и малые; 2)буквы русского алфавита — большие и малые; 3)цифры – от 0 до 9; 4)знаки операций — +, -, /, *,=,, <>, =; 5)разделительные знаки – ( ) [ ] < >; . , ‘ _%
VAR список однотипных переменных: тип;
Информатика 8 класс (Урок№13 — Основные сведения о языке программирования Паскаль.)
PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ;
VAR список однотипных переменных: INTEGER;
список однотипных переменных:REAL;
VAR x, y, z, F : INTEGER ;
Источник: uchitelya.com
Презентация на тему Язык программирования Паскаль
Основные принципы структурного программирования: – программирование должно осуществляться сверху вниз; – весь проект должен быть разбит на модули (подпрограммы) с одним входом и одним выходом; –допускаются только три основные структуры
- Главная
- Информатика
- Язык программирования Паскаль
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Язык программирования Паскаль
Паскаль — это универсальный язык
программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки
Паскаль — язык структурного программирования, т.е. на нем с помощью нескольких конструкций можно выразить любые алгоритмы: линейные, ветвление, циклические конструкции.
Структурное программирование эффективно используется для решения различных математических задач, имеющих алгоритмический характер
Слайд 2Основные принципы структурного программирования:
– программирование должно осуществляться
сверху вниз;
– весь проект должен быть разбит
на модули (подпрограммы) с одним входом и одним выходом;
–допускаются только три основные структуры – линейная, ветвление и цикл;
– недопустим оператор передачи управления в любую точку программы (goto), т.к. нарушается условие чтения программы сверху вниз, поэтому структурное программирование часто называют программированием без GOТО.
ИНФОРМАТИКА 8 класс: Общая структура программы в языке Паскаль
–комментарии пишутся одновременно с программой.
Слайд 3Достоинства структурного программирования:
–надежность программ (благодаря хорошему структурированию
при проектировании, программа легко тестируется и не
создает проблем при отладке);
– повышается эффективность программ (структурирование программы позволяет легко находить и корректировать ошибки, а отдельные подпрограммы можно переделывать (модифицировать) независимо от других);
– уменьшается время и стоимость программной разработки;
– улучшается читабельность программ.
Слайд 4На основе стандартного Turbo Pascal создано множество
«диалектов» языка, дополненных различными возможностями, такие «диалекты»
называют реализациями языка (например, Pascal ABC).
Последние версии языка представляют полную среду для профессионального программирования, обладающую высокими характеристиками:
Наличие системных библиотечных модулей;
Наличие инструментов объектно-ориентированного программирования;
Наличие встроенного в интегрированную среду программирования компилятора, обладающего высокой скоростью и позволяющего генерировать оптимизированный код, обеспечивающий быстрое выполнение программ;
Наличие интегрированного в среду программирования отладчика, позволяющего выполнить полную проверку переменных, структур данных и выражений по шагам или в заданных точках;
Наличие встроенных процедур и функций.
Слайд 5Язык назван в честь выдающегося французского математика,
физика, литератора и философа Блеза Паскаля, который
создал первую в мире механическую машину, складывающую два числа.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ПАСКАЛЯ
Слайд 6Язык Паскаль был создан Никлаусом Виртом в
1968—1969 годах. Он был опубликован в 1970
году как небольшой и эффективный язык, чтобы способствовать хорошему стилю программирования, использовать структурное программирование и структурированные данные.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ПАСКАЛЯ
Слайд 7Program Primer2;
Var
x,y:Integer;
двух переменных, тип — целые числа>
BEGIN
BEGIN
x:=5;
y:=6;
Writeln(x+y);
END.
Слайд 8Данные и величины
Совокупность величин, с которыми работает
компьютер, принято называть данными.
Различают исходные данные,
результаты и промежуточные данные, получаемые в процессе вычислений.
Например:
А*Х2+В*Х+С=0
А, В, С – исходные данные (коэффициенты уравнения)
Х1 и Х2 – результат (корни уравнения)
D =В2 — 4*А*С — промежуточное значение (дискриминант)
Каждая величина занимает свое определенное место в памяти ПК.
Слайд 9Свойства величины
Любая величина имеет три основных свойства:
ИМЯ, ЗНАЧЕНИЕ и ТИП.
Величины подразделяются на постоянные
(Const) и переменные.
Слайд 10Идентификаторы и зарезервированные слова
Идентификаторы — это имена констант,
переменных, меток, типов, объектов, процедур, функций, модулей,
программ и полей в записях, которые задает программист.
Идентификатором считается любая последовательность латинских букв или цифр, начинающаяся с буквы. Символ подчеркивания «_ — буква.
Например, a1, _h, b123 — идентификаторы, а 1a, ф2 — нет.
Зарезервированные слова (ключевые) служат для оформления конструкций языка и не могут использоваться как идентификаторы:
аnd begin case class const else end finalization finally for mod not program var и другие
Слайд 11Описание переменных
Переменной называется величина, которая изменяет свои
значения в ходе выполнения программы и представляется
в алгоритме символическими именами:
Х, S2, SUM1
Раздел описания переменных начинается со служебного слова var, после которого следуют элементы описания вида
var a,b,c: integer; — список имен: тип Имена в списке перечисляются через запятую.
Слайд 12Константы – это данные, значения которых в
процессе выполнения программы не могут изменяться.
Константы вводятся
в блоке const:
const
a=5;
b=π;
c=’значение неизвестно’;
имя константы = выражение;
Слайд 13Оператор – предписание о выполнении конкретных действий.
) обозначает:
вычисляется выражение;
полученное значение присваивается переменной.
Формат записи
X
:= A;
где: X – имя переменной; A — выражение; := — знак присваивания.
Раздел операторов — основная часть программы. Начало и конец раздела операторов программы отмечаются служебными словами begin (начало) и end (конец).
Слайд 14Пример последовательного выполнения 4-х команд присваивания, в
которых участвуют две величины a и b.
Пример
последовательного выполнения команд для замены значений 2-х переменных X и Y. (замена жидкостей в 2-х стаканах)
Слайд 15Три основных свойства присваивания:
Пока переменной не присвоено
значение, она остается неопределенной;
Значение, присвоенное переменной, сохраняется
вплоть до выполнения следующего присваивания этой переменной;
Новое значение, присваиваемое переменной, заменяет ее предыдущее значение.
Слайд 16Основные типы данных
Слайд 17Некоторые простые типы:
1. Целые типы (ShortInt, Integer,
LongInt, Byte, Word).
2. Вещественные типы (Real, Single,
Double, Extended, Comp).
3. Логический (Boolean).
4. Символьный (Char).
5. Строковые типы (String, String [n]).
Слайд 18
Тип переменных указывается в разделе «Var».
Знаком «*» отмечены наиболее часто используемые типы.
Числовые
Shortint -128..127
* Integer -32768..32767
Longint -2147483648..2147483647
* Byte 0..255
Word 0..65535
Слайд 19Типы числовых переменных с запятой
(Вещественные типы)
Real 2.9e-39..1.7e38
(10-39 — 1038)
Single 1.5e-45..3.4e38
Double 5.0e-324..1.7e308
Extended 3.4e-4932..1.1e4932
Comp -9.2e18..9.2e18
для хранения данных типа integer используется 2 байт, а для real необходимо 6 байт
Экспоненциальная запись числа. Способ рассчитать величину степени 10 состоит в расчете числа мест, на которые нужно передвинуть десятичный знак, чтобы вернуться к первоначальному числу. Если десятичный знак должен двигаться влево, степень 10 отрицательна. Если десятичный знак должен двигаться вправо, степень 10 будет положительной.
Слайд 20Тип
Диапазон
Число цифр Память, байт
Real 2.9e-39 … 1.7e38 11-12 6
Single 1.5e-45 … 3.4e38 7-8 4
Double 5.0e-324 . 1.7e308 15-16 8
Extended 3.4e-4932 … 1.1e493 ? 19-20 10
Comp -9.2e63 … (9.2e63)-1 ? 19-20 8
12,3 = 1,23 x 101 0,123 = 1,23 x 10-1
123 = 1,23 x 102 0,0123 = 1,23 x 10-2
123 000 000 = 1,23 x 108 0,0000000000123 = 1,23 x 10-11
Величина основания 10 часто заменяется буквой E, в частности, в таблицах, созданных компьютером. ‘E’ стоит перед показателем степени. Вот некоторые примеры:
1,25 x 102 = 1,25 E 02
3,57 x 104 = 3,57 E 04
1,23 x 10-3 = 1,23 E – 03
Слайд 21Строковый тип переменной
Строковая переменная – это переменная,
которая относится к типу String и содержит
в себя некоторый набор текста.
* String Строка от 0 до 255 символов
String[10] Строка от 0 до 10 символов (используется для экономии памяти)
Слайд 22Логический тип переменных
Логической переменной называют переменную булевого
значения Boolean. Эти переменные могут иметь всего
2 значения True или False.
* Boolean — логический тип, принимает только значение True (Истина) или False (Ложь).
* Char — символьный тип, используется для ввода нажатой клавиши.
Слайд 23Комментарии
Комментарии — это участки кода, игнорируемые компилятором
и используемые программистом для пояснения текста программы.
Это комментарий >
(* Это тоже комментарий *)
Комментарием также считается любая последовательность символов после символов // и до конца строки:
var Version: integer; // Версия продукта
Слайд 24МАТЕМАТИЧЕСКИЕ КОМАНДЫ
В тексте программы используют следующие
команды:
+ Сумма
— Разность
* Произведение
/ Частное (разделить)
3*(2+4) Скобки определяют порядок выполнения действий
Abs(X) Модуль числа
Sqr(X) Квадрат числа
Sqrt(X) Квадратный корень
10 Div 3 Деление нацело (результат = 3)
10 Mod 3 Остаток от деления (результат = 1)
Trunc(x) Целая часть числа
Слайд 25read (список переменных);
write (‘сообщение’, список переменных);
read (readln)
— ввод значений с клавиатуры(читать);
write (writeln) —
вывод результата (или чего-либо) на экран.
Отличие операторов read и write от операторов readln и writeln состоит в том, что после выполнения операторов readln и writeln курсор переводится на новую строку.
Операторы ввода и вывода
Слайд 26
Интерфейс программы PascalABC
Строка заголовка
Панель инструментов
Строка меню
Слайд 27
Слайд 28program L_1;
var
a, P: real;
begin
write(‘Введите a:’);
readln(a);
P := 4 * a;
write(‘P=’,
Задача L_1. Дана сторона квадрата a. Найти его периметр P = 4·a.
Слайд 29Задача L_2. Дана сторона квадрата a. Найти его
площадь S = a2. При решении данной задачи
воспользуемся функцией sqr.
program L_2;
var
a, s: real;
begin
write(‘Введите a: ‘);
readln(a);
s := sqr(a);
write(‘Площадь квадрата — ‘, s);
end.
Слайд 30Задача L_3. Даны стороны прямоугольника a и b.
Найти его площадь S = a·b и
периметр P = 2·(a + b).
program L_3;
var
a, b, S, P: real;
begin
write(‘Введите a: ‘);
readln(a);
write(‘Введите b: ‘);
readln(b);
s := a * b;
p := 2 * (a + b);
write(‘Площадь прямоугольника — ‘, s, ‘; Периметр прямоугольника — ‘, p);
end.
Слайд 31
Program Lin;
var
a,b,p,z,h:real;
Begin
write(‘введите число a=’);
readln(a);
write(‘введите число b=’);
readln(b);
write(‘введите число
h=’);
readln(h);
p:=3*(sqr(a)+sqr(b));
z:=pi*h/6*(p+sqr(h));
writeln(z);
end.
Слайд 32Правила оформления отчета
Отчет должен быть предоставлен в
текстовом документе.
Имя файла: Иванов_12 ИС_лин.
В документе должен
быть колонтитул с Фамилией и номером группы студента, выставлена нумерация страниц.
Блок-схема алгоритма.
Скопированный в среде программирования код программы.
Скопированный в среде программирования результат решения задачи.
Отчет должен быть оформлен согласно требованиям:
Шрифт TNR 12, междустрочный интервал – одинарный, интервал перед и после абзаца – 0.
Источник: thepresentation.ru
Паскаль — основы языка программирования, функции и операторы
Названный в честь ученого из Франции Блеза Паскаля формальный язык Паскаль, основы программирования которого кратко рассмотрим в данной статье, разработан Никлаусом Виртом в 70-х годах прошлого столетия. Он завоевал популярность у программистов того времени.
Средство общения с машиной располагает алгоритмами, позволяющими работать с текстами, проводить сложные вычисления, составлять графики и рисунки, обрабатывать объемы информации.
Область применения Pascal ABC – обучение общим правилам программирования и системным процессам. Школьники начинают осваивать язык в 7 — 8 классах на уроках информатики.
- Язык программирования Паскаль
- Типы данных
- Типы переменных
- Операторы
- Стандартные функции
- Пользовательские функции Pascal
- Примеры программ на Паскале
Язык программирования Паскаль
Особенность Pascal в его требовательности. Компьютер не станет выполнять код с грамматическими промахами и неточностями в построении блоков данных, из-за чего новички регулярно будут сталкиваться с «ошибками компиляции».
Создание алгоритма требует точной последовательности блоков и команд, идущих в строгом порядке.
Код программы в Паскале состоит из группы частей, выделяемых ключевыми словами и следующих строго друг за другом (например, блок меток не может находиться после раздела констант).
Ввод имени программы (необязательно)
Подключение модулей для дополнительных функций.
Модуль Graph открывает рисование, а Crt позволяет очищать экран операций при помощи команды clrscr.
Указание меток. По команде goto в Pascal программа переходит к этим «закладкам», отмеченным в рабочей части.
Блок постоянных величин. Расписываются имена констант и их значений, тип определяется автоматически.
Раздел переменных. Указанному здесь идентификатору присваивается тип хранимой информации.
После ключевого слова вводится вспомогательная подпрограмма или функция, упрощающая написание основного кода.
Последовательность операторов и манипуляций с величинами для выполнения целей и задач.
Для того, чтобы написать программу, достаточно последнего раздела.
Типы данных
В ходе постижения азов программирования новичку предстоит встретиться с различными типами информации.
Элементы кода могут представать в разных видах:
- числа, как с дробной частью, так и без них;
- символы – одиночные знаки или наборы текстов и слов;
Идентификаторы, значения, хранящие информацию в конкретном типе, делятся на изменяемые и постоянные.
Неизменные величины, константы, сохраняют присвоенный показатель на любом участке программы. Для них отведен блок const, где необходимо указать их имя и нужное значение (цифрами, буквами и иными знаками).
Переменные идентификаторы объявляются в разделе var. В отличие от констант, им присваивается не значение, а тип, подходящий для хранения единственного вида информации.
Типы переменных
Переменные могут являться числами, показателями истинности выражений или текстом – все зависит от указанного типа, дающего возможность изменять величину в пределах отведенного диапазона.
Начало работы с изменяемыми значениями происходит с блоков натуральных и целых чисел. Они требуют сравнительно мало памяти и применяются для простых арифметических операций, не приводящих к выведению дробных частей.
Занимаемая память, байт
Более широкие возможности для переменных открывает вещественный тип чисел. Здесь практически нет ограничений, доступны почти все функции и действия.
Занимаемая память, байт
2,9×10 -39 … 1,7×10 38
1,5×10 -45 … 3,4×10 38
5×10 -324 … 1,7×10 308
3,4×10 -4932 … 1,1×10 4932
-2×10 63 … 2×10 63 -1
Помимо хранения чисел, другие типы данных позволяют хранить значения в виде знаков и текстов:
Строковые переменные можно складывать (например, строить слова и фразы) и сравнивать друг с другом (по количеству и значению символов).
С помощью функции Val в Pascal значение строки переводится в числовой аналог, команда Str служит для выполнения обратной процедуры. Работает в случае, если текст состоит из цифр.
Также возможно редактирование строк. Функцией Pos в Pascal выводятся номера подстрок из общей строки, Copy обеспечивает копирование символов, Delete – удаление знаков, Insert – вставка новых.
В логическом типе данных Boolean меньше всего значений: True(истина) и False(ложь). Для них допускается сравнение и логические выражения. Хранение идентификатора требует 1 байт.
Для логических идентификаторов применяются функции and (согласование), or (выбор), not (отрицание), xor (взаимоисключение).
Операторы
Операторами называются отдельные действия, отмечаемые точкой с запятой (исключение – когда команда размещена перед until, end и else).
Компьютер выполняет операции в точной последовательности и выводит на экран результат.
Присвоение переменной а значения b
Компьютер считывает значение переменной b, после чего продолжает алгоритм.
Вывести на экран показатель а
(если указать ‘а’, будет выписана буква «а»).
Эти три команды – самые частые и простые в программах Pascal. Добавив приставку ln (writeln, readln), машина выполнит переход на новую строку. Более сложные операции по обработке данных выполняются рядом иных операторов.
Переход к метке t и исполнению выделенного ею оператора.
Составной оператор – отдельная группа команд. Может выводиться как процедура.
Выполнение команды, соответствующей условию выражения if: 1, если условие соблюдено, 2 – в противном случае.
(константа 1):(оператор 1);
(константа 2):(оператор 2);
else (оператор 3)
Выбор действия в зависимости от значения переменной l. Вместо констант допускается диапазон значений.
for n:= (задаваемое значение) to (итоговое значение) do
Оператор for в pascal означает исполнение составного оператора до тех пор, пока величина n не достигнет итогового значения.
while (условие завершения) do
Постановка условия и выполнение алгоритма до его завершения.
until (условие выполнения);
Повтор действий до выполнения условия until. В отличие от оператора while, алгоритм всегда выполняется как минимум 1 раз.
Стандартные функции
Не все действия с числами в Паскале требуют формул и выражений. Для математических расчетов предусмотрены специальные функции.
Источник: sprint-olympic.ru