О чем речь? Различные виды программ образования содержат в себе описание того, чему будет посвящен процесс обучения и какие методы будут применяться. В государственных учебных заведениях этот документ регламентируется законом «Об образовании».
На что обратить внимание? Классификация программ зависит от типа учебного заведения, автора разработки и ряда иных факторов. При этом любая из них должна обладать определенной структурой и отвечать поставленным задачам.
- Понятие образовательной программы
- Виды программ образования
- Структура программы образования
- Создание образовательной программы
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.
Бесплатно от Geekbrains
Понятие образовательной программы
Когда говорят об образовательной программе, имеют в виду непосредственно сам учебный материал, а также документы, регламентирующие объем, формы, конечный результат и критерии контроля обучения (уровень знаний, умений, навыков).
Киану Ривз. Разбор языка тела в реальной жизни. Кто для него Александра Грант?
На законодательном уровне при разработке учебных программ для образовательных учреждений всех уровней и типов (детские сады, средние школы, средние специальные и высшие учебные заведения, организации дополнительного образования) опираются на Федеральный закон «Об образовании в РФ». Согласно ему, в образовательной программе должны быть прописаны все ее компоненты: учебные материалы, объем информации для усвоения, календарно-тематическое планирование, критерии оценки, формы и виды контроля и т.д.
Таким образом, правильно составленная учебная программа содержит сведения о длительности полного курса обучения, а также по каждому конкретному предметному циклу (в академических часах); список применяемых учебно-методических комплексов; форму проведения аттестации и т.д. Документация может состоять из нескольких отдельных документов.
Значение термина «образовательная программа» можно найти в Международной стандартной классификации образования (МСКО). В этом источнике он определяется как «… единый комплекс или последовательность видов образовательной деятельности или коммуникации, спланированной и организованной для достижения заранее поставленных целей обучения или конкретных образовательных задач в течение определенного периода времени».
Для вас подарок! В свободном доступе до 18.06 —>
Скачайте ТОП-10 нейросетей,
которые помогут зарабатывать
от 120 000 рублей
Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне
Любая образовательная программа подразумевает получение документа, свидетельствующего об успешном окончании курса или полном его прохождении.
Виды программ образования
Типология программ образования по различным критериям
Типовая (примерная) программа:
- Проходит утверждение государственного органом управления образованием, предлагается в качестве образца или примерного шаблона.
- Служит учителям опорой при разработке собственной программы.
- Служит ориентиром для отбора минимального количества обязательного материала для изучения. Учитель на свое усмотрение может создавать собственный учебный курс, включая свои разработки и предложения касательно формы подачи материала, его уровня сложности, глубины и т.д.;
- Удобна в применении. Сопроводительные записки и методические указания дают возможность пошагово реализовывать программу без каких-либо изменений и адаптаций.
Педагог обязан взять официальное разрешение у директора образовательного учреждения на работу по данному виду программы образования.
Программа обучения «Куратор онлайн-обучения: быстрый старт карьеры»
Модифицированная (адаптированная) программа. Учитель берет за основу готовую примерную или авторскую программу. Но не следует ей строго, а вносит коррективы, продиктованные конкретными условиями и особенностями образовательного процесса в том или ином учебном заведении. На изменение содержания программы влияют показатели обучаемости и обученности детей, их возраст, форма организации учебного процесса, длительность занятий, специфика изучаемого предмета.
Например, если это творческая дисциплина, итоговый или промежуточный контроль, сдача отчетности может проходить в форме концертов, выставок, соревнований, научных конференций и т.д. Балльная система оценивания может применяться параллельно. Корректировать базовые компоненты программы-основы педагоги не должны (принципы построения учебного процесса, его ход и т.д.)
Этот вид учебной программы также должен быть одобрен руководством учебного заведения после вынесения на обсуждение методсовету.
Экспериментальная программа. Создается преподавателем как ответ на необходимость реформирования имеющейся программы или потребность в решении конкретной педагогической проблемы. То есть возникает в результате поиска выхода из нестандартной ситуации, осложненной какими-либо условиями.
Авторская программа. Всегда отвечает на запросы современного общества, не повторяет какие-либо другие, уникальна в своем роде. Авторской считается программа, разработанная от начала до конца одним человеком или несколькими совместно. Они считаются ее правообладателями (интеллектуальная собственность). Авторская образовательная программа может писаться специально под новую учебную дисциплину или возникает как результат пересмотра автором старых методов и форм в конкретном учебном курсе.
Если авторская программа создавалась как экспериментальная (например, обновленная и переработанная типовая), перед ее разработчиком стоит задача доказать оригинальность внесенных им изменений и существенность их отличий от образца. Кроме того, важно, чтобы данная программа была первой в своем роде и не копировала идеи предшественников.
Авторская программа должна быть утверждена методическим советом во главе с директором учебного заведения. Но документ о том, что программа признана авторской, может выдать только вышестоящий орган управления образованием. В зависимости от региона, в России можно встретить практику, когда после специальной экспертизы разработчик программы, признанной авторской, получает документ с подтверждением ее статуса и принадлежности ему лично как интеллектуальной собственности.
Узнай, какие
ИТ-профессии входят
в ТОП-30 с доходом от 200 000 ₽/мес
Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.
Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Александр Сагун
Эксперт GeekBrains
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT
ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains
Безопасные и надежные программы для работы в наши дни
Скачать подборку бесплатно
Уже скачали 21222
Чтобы иметь основание причислить учебную программу к экспериментальной или авторской, экспертам необходимо выявить доказательства того, что автором были внедрены собственные разработки, не имеющие отношения к опыту предыдущих педагогов. Методическую работу, в которой лишь немного скорректированы те или иные компоненты типовой работы, не правомерно причислять к авторской.
Типология программ по форме подачи материала и организации процесса педагогической деятельности
Комплексные. Создаются как результат комбинирования различных подходов, методик, форм организации в единый цельный процесс. Площадками для их реализации являются:
- Учебные заведения системы дополнительного образования (музыкальные, художественные, спортивные и т.д.), группы длительного пребывания для школьников. Этот вид программ дополнительного образования включает преподавание разнообразных предметов, распределенное на несколько этапов обучения. Используются различные методы и технологии преподавания и формы организации деятельности.
- Кружки и студии с преподаванием дисциплин, связанных с конкретной профессией или направлением деятельности (театральная студия, детское телевидение и т.д.).
- Специализированные группы обучения различных направлений, нацеленные на решение одной задачи. Единая программа обучения подразумевает в данном случае применение общих образовательных принципов, критериев выбора учебного материала, формата проведения занятий и т.д. Как пример, логопедические группы в дошкольных учебных заведениях.
Интегрированная программа может объединять, например, экологию и эстетику. Таким образом, преподавание предмета «Эстетическая экология» построено на информации об интересных и живописных уголках родного города, области, о важности защиты природы и роли человека в ее сохранении.
Модульные программы. Представляют собой комплекс самостоятельных модулей, которые могут быть использованы автономно. В зависимости от поставленных учебных целей, педагог может выбрать один или несколько модулей и собрать из них на свое усмотрение собственный вариант программы. Также отдельные модули можно включать в другие готовые составные учебные курсы.
Только до 15.06
Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы
Список документов:
Тест на определение компетенций
Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»
Инструкция по выходу из выгорания
Чтобы зарегистрироваться на бесплатный интенсив и получить в подарок подборку файлов от GeekBrains, заполните информацию в открывшемся окне
Сквозные программы. Позволяют объединить несколько программ, подвести их под один знаменатель с учетом общих образовательных целей, на которые влияют такие факторы, как психолого-физиологические особенности детей, состав групп и т.д.
Структура программы образования
Согласно государственным стандартам общего образования основная образовательная программа (ООП) обязательно должна включать следующие компоненты:
- пояснительная записка;
- учебный план;
- программа для каждой дисциплины;
- ожидаемые результаты;
- специальные программы;
- обязательные условия для применения программы;
- план внеклассной работы;
- диагностические инструменты (дидактические, психологические, социально-педагогические);
- критерии и методы оценки полученных результатов прохождения программы (с точки зрения личностного развития, освоения предметов и т.д.);
- воспитательные и образовательные технологии, методы и методики.
Внутри общей образовательной программы выделяют следующие узконаправленные программы:
- выработки у учеников навыков общих учебных действий;
- формирования духовно-нравственных ценностей;
- формирования представлений об экологической культуре, а также привычек здорового образа жизни и правил безопасности жизнедеятельности;
- устранения дефектов развития;
- учебных программ и циклов, входящих в ООП.
Вне зависимости от вида, программа высшего профессионального образования составляется отдельно по каждой специализации, исходя из ступени образования.
- учебного плана по каждой дисциплине;
- календарно-тематического планирования;
- рабочих программ отдельных учебных курсов, предметов и модулей;
- программ всех видов учебной и производственной практики;
- методических инструкций, содержащих критерии определения уровня обучения студентов;
- методическую информацию по внедрению упомянутых технологий.
Создание образовательной программы
Образовательный вектор каждого учащегося зависит от программы обучения, которой он следует. Она, в свою очередь, формируется на нескольких уровнях, начиная от государственной политики Министерства образования, заканчивая региональными директивами и направленностью той или иной школы. Решающую роль играет педагог, вносящий изменения и дополнения в учебную программу в зависимости от учебного контекста, особенностей класса и т.д.
- подразумевали многообразие образовательных программ;
- учитывали разный подход в формировании целей обучения со стороны преподавателей и со стороны учеников;
- допускали разные пути реализации поставленных целей, а также их замену другими;
- поддерживали равновесие в компонентах между жестко директивными указаниями и компонентами, которые определялись бы ученикам самостоятельно.
Создание любого вида программы среднего, среднего специального или профессионального образования происходит динамично и безостановочно. Главным ориентиром всегда остается годовая программа обучения. По ней разрабатываются отдельные программы преподавания дисциплин, тем на месяц, четверть, полугодие. Здесь важно, чтобы преподаватель вносил коррективы, исходя из меняющейся ситуации, актуальных данных по усвоению материала, уровня подготовки класса в общем и отдельных учеников.
Выделяются три главных метода создания программ образования: спиральный, линейный и концентрический.
- При спиральном способе построения учебного материала учащимся обозначается проблема, которую они продолжают изучать на протяжении всего учебного курса, расширяя и углубляя свои знания по ней.
- Линейный алгоритм преподнесения материала подразумевает, что отдельные темы следуют друг за другом без повторений и взаимодополнений.
- Концентрический метод составления учебной программы выстраивает образовательный материал таким образом, что ученики могут возвращаться к ранее изученной теме и рассматривать ее под новым углом, с высоты приобретенного опыта и накопленных знаний.
Источник: gb.ru
7-шаговое руководство по созданию эффективной программы обучения
При эффективной работе программы обучения персонала могут привести к повышению производительности и эффективности труда при одновременном снижении затрат компании. Ценность эффективной программы обучения персонала может привести к повышению вовлеченности сотрудников, более высокому уровню соблюдения правил и политики и снижению текучести кадров. Если вы работаете в отделе кадров или занимаете руководящую должность, изучение программ обучения и способов их реализации может помочь вам добиться успеха в карьере.
В этой статье мы дадим определение программы обучения и обсудим несколько методов обучения с шагами, которые вы можете выполнить, чтобы узнать, как создать программу обучения.
Что такое программа обучения?
Программа обучения — это процесс, который компании используют для обучения персонала своим процессам и политике при приеме на работу. Обучение также помогает людям изучать и совершенствовать соответствующие навыки для повышения эффективности их работы и профессионального роста. Такое развитие может также повысить производительность и продуктивность на их текущих и будущих должностях.
Типы программ обучения
Существует несколько методов обучения, которые менеджеры могут применять самостоятельно или вместе с другими методами. Выбранный вами метод может предоставить возможность для значимого обучения и роста, что позволит людям постоянно совершенствоваться в своей роли. Соответствие обучения потребностям команды может гарантировать получение необходимой информации.
Выбранные вами программы обучения могут учитывать тип работы, выполняемой на рабочем месте, и обучаемость персонала. Вот несколько примеров различных программ обучения:
Тематические исследования
Тематические исследования — это углубленное изучение предыдущей ситуации решения проблемы. Они могут служить быстрым справочником для людей, чтобы узнать о реальных ситуациях на рабочем месте. Тематические исследования лучше всего использовать для гиперфокусированных тем, поскольку более сложные темы обычно требуют более глубокого обучения.
Наставничество
Этот тип обучения один на один направлен на развитие рабочих отношений между членом команды и тренером или наставником, как правило, руководителем или доверенным сотрудником-ветераном. Стиль обучения один на один позволяет оказывать постоянную поддержку на протяжении всего обучения. Проконсультируйтесь с сотрудниками старшего или среднего звена, чтобы выяснить, есть ли у них время и интерес стать наставником для нового сотрудника.
Электронное обучение
Электронное обучение включает в себя онлайн-курсы, материалы для тестирования и другие учебные материалы. Электронное обучение позволяет людям проходить обучение в своем собственном темпе и является одним из наиболее удобных видов обучения для больших рабочих групп, особенно если люди работают удаленно. Электронное обучение может быть интерактивным, что может повысить уровень вовлеченности сотрудников в программу. Программа электронного обучения может удовлетворить многие потребности, при условии, что она будет постоянно обновляться и быть актуальной.
Групповые учебные мероприятия
Групповое обучение может быть полезным для стимулирования дискуссий и обучения через сотрудничество и создание команды. Он позволяет людям тренироваться вместе в среде, которая наилучшим образом соответствует потребностям их группы. Инструктор или онлайн-подсказка могут предложить мероприятия и обсуждения для группового обучения, которые руководители смогут просмотреть позже. Многие компании, работающие в сотрудничестве, считают, что групповое обучение лучше всего подходит для работы над сложными проектами.
Практическое обучение
Практическое обучение включает в себя любые практические занятия, проводимые непосредственно на рабочем месте. Этот тип обучения фокусируется на конкретной роли и умении члена команды ее выполнять. Практическое обучение имеет как краткосрочные, так и долгосрочные преимущества для развития человека.
Обучение под руководством инструктора
Обучение под руководством инструктора происходит в условиях классной комнаты, когда инструктор или тренер представляет материал людям. Это дает им возможность задавать вопросы, чтобы лучше понять, чему их учат, особенно в случае очень технических или сложных тем. Инструкторы могут корректировать свой стиль преподавания в соответствии с уровнем опыта и стилем обучения членов команды, находящихся в аудитории.
Мероприятия, специфичные для руководства
Этот тип обучения в первую очередь ориентирован на потребности менеджеров и может включать использование симуляций, мозговых штурмов, упражнений на командообразование или других комбинированных типов обучения. Мероприятия, специфичные для руководства, могут включать обучение руководителей или ориентацию на новую политику. Правильное обучение менеджеров может помочь убедиться, что они обладают характеристиками и навыками, необходимыми для руководства командами.
Как создать программу обучения
Создание эффективной программы обучения требует знания и понимания целей обучения, а также проблем, с которыми вы можете столкнуться. Для создания программы обучения выполните следующие шаги:
1. Оцените потребности в обучении
Оценка потребностей рабочего места требует выполнения следующих шагов:
- Определите четкие цели. Полезно иметь четкую и поддерживающую цель обучения. Некоторые примеры целей включают повышение рентабельности инвестиций и снижение затрат, обучение людей новой процедуре или показ им, как использовать новое оборудование.
- Определите, каких действий требуют цели. Сравните то, что люди делают сейчас, с тем, что они могут сделать для достижения поставленных целей. Например, если вводится новый продукт, они могут узнать, что это за продукт, как его производить и любые другие ключевые детали для успешного запуска.
- Изучите варианты учебных мероприятий. Когда вы знаете, чему хотят научиться члены команды, вы можете приступить к разработке мероприятий, способствующих обучению, таких как демонстрации, брошюры или практические упражнения.
- Наблюдайте за стилями обучения людей. Используйте это наблюдение, чтобы сделать тренинг максимально эффективным, разработав его таким образом, чтобы охватить максимальное количество членов команды. Это может означать использование двух или трех наиболее распространенных методов их обучения для формирования материалов и проведения тренинга.
2. Рассмотрите методы обучения для взрослых
Продолжая последнюю часть первого шага, важно помнить, что члены команды — это взрослые люди с особенностями, которые могут облегчить или затруднить обучение при определенных методах преподавания. При разработке программы обучения помните о принципах обучения взрослых:
- Взрослые хотят чувствовать, что их ценят и уважают.
- Они имеют многолетний опыт, знания и независимое мнение.
- Они ориентированы на достижение целей и направлены на достижение собственных целей.
- Они хотят, чтобы их обучение было актуальным, ориентированным на решение конкретных задач и стоило того времени, которое оно отнимает от их повседневной продуктивности.
- Они хотят знать, какую пользу они могут извлечь из этого обучения.
Вы можете легко соотнести эти принципы с характеристиками, которые вы определили, когда оценивали свои потребности в обучении. Теперь вы можете представить, как эти характеристики могут помочь вам в создании программы обучения.
3. Разработайте цели обучения
Спросите себя, чего вы ждете от людей после завершения обучения. Это могут быть знания, навыки или простое, но необходимое умение. Это могут быть ваши цели обучения. После этого можно приступать к созданию контента, поддерживающего продвижение к каждой цели. Сосредоточьте свои занятия на поставленных целях и варьируйте свои методы проверки того, как они усваивают информацию, которую вы им предоставляете.
Представляйте свои цели в виде SMART-целей — это аббревиатура, означающая конкретные, измеримые, достижимые, актуальные и привязанные ко времени цели. Создание целей таким образом может помочь вам убедиться, что члены команды достигли важных этапов обучения.
4. Разработайте учебные материалы
5. Составлять учебные материалы
Используйте свой дизайн для разработки учебных материалов. В зависимости от вашего проекта, материалы могут включать:
- материалы для чтения, например, брошюры или раздаточные материалы
- материальные активы, необходимые для практической части тренинга
- Презентации слайдов, диаграммы, графики или другие наглядные материалы
- ссылки на электронное обучение, имена пользователей и пароли для любой онлайновой части тренинга
В зависимости от материала, который вы преподаете, стиля обучения команды и других факторов, таких как время и бюджет, вы можете обнаружить, что можете создать смесь элементов, которые помогут сделать этот тренинг успешным. Собирая материалы, старайтесь не забывать о целях обучения.
6. Проведение тренинга
Заранее предупредите людей о том, что компания ожидает их участия в тренинге, зарезервируйте все необходимые конференц-залы и комнаты для совещаний, а также запаситесь всеми необходимыми материалами. Например, возможно, этот тренинг — обед и обучение. В этом случае закажите обед за несколько минут до начала тренинга, чтобы все успели взять свои тарелки и расположиться.
Независимо от того, какой метод или комбинацию методов вы выбрали для проведения обучения, разъясните это людям с самого начала. Убедитесь, что все присутствующие точно знают, чего вы от них ждете и что они могут сделать для завершения обучения. Заранее дайте им понять, как вы планируете определить, насколько они усвоили материал по окончании обучения.
7. Оцените тренинг
После того как люди закончат обучение, оцените успех вашей программы обучения. Вы можете рассмотреть возможность использования этих показателей для оценки эффективности вашего обучения:
- Их отзывы о тренинге: Проанализируйте отзывы членов команды и попытайтесь определить, свидетельствуют ли они о том, что тренинг им понравился, что они чему-то научились и что они предлагают для будущих занятий. Вы можете узнать это, просто спросив их мнение или используя анонимный онлайн-опрос относительно эффективности тренинга.
- Знания, которые они используют в процессе обучения: Тесты, викторины или демонстрации помогут вам оценить, насколько хорошо люди усвоили представленный вами материал.
- Умение работать после обучения: Наблюдение за людьми, чтобы увидеть, применяют ли они новые знания или навыки, полученные в ходе обучения, где это применимо.
- Количественно измеримые бизнес-результаты: В течение следующего месяца или квартала проанализируйте результаты, которые принесет обучение. Определите, соответствует ли обучение росту доходов, снижению затрат, любым изменениям в производительности и другим показателям, которые вы решили отслеживать.
Источник: hr-portal.ru
Как создать программу обучения?
Концепция непрерывного образования предполагает регулярное обновление знаний, а также постоянное совершенствование имеющихся у человека навыков. Реализовать данные процессы помогают центры профессиональной переподготовки, а также корпоративные программы обучения сотрудников, которые проводит сама компания. О том, что значит корпоративное обучение, а также как создавать обучающие программы, поговорим в статье.
Что такое программа обучения?
Корпоративная программа обучения сотрудников — это специально разработанный план мероприятий по передаче знаний, формированию и развитию требуемых для работы в компании навыков. Разработка программы обучения — это слаженная работа команды специалистов по определенной методологии.
Как создать программу обучения в своей компании? Один из вариантов — воспользоваться наработками и методиками академии корпоративного обучения. Пример такой организации — Академия Росатома, программы обучения которой ориентированы на развитие личных и профессиональных качеств человека в условиях быстро меняющейся бизнес-среды.
Другой вариант — проектировать собственные программы компании. Это подход к развитию персонала, ориентированный на достижение целей конкретного бизнеса. Данная система способствует:
- развитию управленческих качеств топ-менеджеров;
- формированию и совершенствованию необходимых навыков сотрудников;
- внедрению в работу единых стандартов;
- стимулированию непрерывного образования;
- мотивации персонала к совершенствованию и развитию;
- поддержке карьерного роста сотрудников.
Важный результат обучения — приобретение нужного опыта сотрудниками, с одной стороны, развитие компании и укрепление позиций на рынке, с другой.
Разработка программ обучения
Работа над созданием программы обучения в компании включает следующие этапы:
1. Сформулировать результат обучения с позиции достижения бизнес-целей. Это влияет на выбор методологии разработки и управления всем образовательным проектом.
2. Поставить цели на обучение:
- чему должны научиться сотрудники, чтобы достичь поставленных бизнес-целей?
- поведение каких специалистов влияет на достижение цели?
- какое целевое поведение должно сформироваться за время обучения?
- каково текущее целевое поведение?
- в чем причины его неэффективности? и т.д.
- какие модели поведения подходят для эффективной работы?
- какие алгоритмы лучше использовать? и т.д.
- какие убеждения должны быть у человека, чтобы он действовал согласно целям обучения?
- какие убеждения мешают правильным действиям?
- какие знания нужны сотрудникам, чтобы правильно применять целевые навыки и модели поведения?
- что нужно знать для формирования позитивных убеждений?
- что должны научиться делать сотрудники при прохождении обучения?
- какие убеждения должны измениться?
- что из всего этого имеет ключевое значение?
- что можно пока отложить?
- какие задания предложить сотрудникам, чтобы показать важность формируемых навыков?
- какие формы отработки навыков использовать в обучении?
- какие теоретические знания укрепят формируемые практические навыки?
- какие методы обучения использовать?
- какие формы контроля усвоения знаний применить в программе?
- какой новый опыт поможет сотрудникам избавиться от негативных убеждений?
Каждый следующий этап конкретизирует предыдущий и помогает убрать лишнее. Помните, что время обучения ограничено. К тому же невозможно повлиять сразу на все. За рамками программы обучения нужно сделать еще один важный шаг — продумать меры поддержки сотрудников, прошедших обучение, на пути внедрения новых моделей поведения и использования в работе полученных знаний и навыков.
Создать авторскую программу, а также открыть собственную онлайн-школу вы сможете, пройдя обучение по программе «Тренер образовательных программ» в Академии EdPro.
Источник: edprodpo.com