Вода является ценнейшим природным ресурсом. Она играет исключительную роль в процессах обмена веществ, составляющих основу жизни. Рост городов, бурное развитие промышленности, интенсификация сельского хозяйства, значительное расширение площадей орошаемых земель, улучшение культурно-бытовых условий и ряд других факторов все больше усложняет проблемы обеспечения водой.
Дефицит чистой пресной воды уже сейчас становится мировой проблемой. Все более возрастающие потребности промышленности и сельского хозяйства в воде заставляют все страны, ученых всего мира искать разнообразные средства для решения этой проблемы. На современном этапе определяются такие направления рационального использования водных ресурсов: более полное использование и расширенное воспроизводство ресурсов пресных вод; разработка новых технологических процессов, позволяющих предотвратить загрязнение водоемов, и свести к минимуму потребление свежей воды. Под мониторингом водных ресурсов понимается система непрерывного (текущего) и комплексного отслеживания состояния водных ресурсов, контроля и учета количественных и качественных характеристик во времени, взаимообусловленного воздействия и изменения потребительских свойств, а также система прогноза сохранения и развития в разных режимах использования. Государственный мониторинг водных объектов (Росгидромет ведет наблюдения на 4 тыс. пунктах – на реках, озерах и водохранилищах) включает поверхностные воды суши, морей, водохозяйственные системы и сооружения (в том числе водохранилища).
Мониторинг озёрной воды
Объектом мониторинга окружающей природной среды является оценка ее качества и уровня загрязнения как необходимого условия для принятия научно обоснованных решений об эффективности природоохранных мер.
Основными целями мониторинга являются:
1. своевременное выявление и прогнозирование развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработка и реализация мер по предотвращению негативных последствий этих процессов;
2. оценка эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов;
3. информационное обеспечение управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе в целях государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.
Мониторинг водных ресурсов состоит из:
1. мониторинга поверхностных водных объектов с учетом данных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
2. мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон;
3. мониторинга подземных вод с учетом данных государственного мониторинга состояния недр;
4. наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, а также за объемом вод при водопотреблении и водоотведении.
Ведение государственного мониторинга водных объектов осуществляется на локальном, территориальном, региональном (бассейновом) и федеральном уровнях.
Организация программ мониторинга качества питьевой воды
На локальном уровне мониторинг водных объектов осуществляют водопользователи, которые ведут систематические наблюдения за водными объектами в порядке, определяемом территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации, и представляют данные наблюдений в указанные органы в соответствии с водным законодательством Российской Федерации.
На территориальном уровне мониторинг водных объектов осуществляют территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Федеральной служб России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской ведение территориальных банков данных и передачу данных мониторинга на региональный (бассейновый) уровень.
На региональном (бассейновом) уровне мониторинг водных объектов осуществляют бассейновые водохозяйственные управления, региональные геологические центры и другие уполномоченные на то территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации и территориальные управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
На региональном (бассейновом) уровне проводится обобщение, накопление, хранение, распространение информации, ведение региональных (бассейновых) банков данных по соответствующему региону (бассейну) и передача данных на федеральный уровень.
На федеральном уровне ведение мониторинга водных объектов обеспечивается Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. На федеральном уровне осуществляется обобщение данных мониторинга регионального (бассейнового) уровня, ведение банков данных, подготовка данных мониторинга водных объектов для государственных докладов и официальных публикаций, информационный обмен на межведомственном и международном уровнях в установленном порядке
На территории России практически все водоемы подвержены антропогенному влиянию. Качество воды в большинстве из них не отвечает нормативным требованиям. Многолетние наблюдения за динамикой качества поверхностных вод выявили тенденцию к росту их загрязненности. Ежегодно увеличивается число створов с высоким уровнем загрязнения воды (более 10 ПДК) и количество случаев экстремально высокого загрязнения водных объектов (свыше 100 ПДК).
Источник: studfile.net
Программа мониторинга подземных вод
Мониторинг подземных вод — комплекс регулярных мероприятий, включающий в себя наблюдения и оценку гидрогеологической обстановки на водозаборном участке Вашего предприятия. Данная мера является обязательным условием использования подземных вод. Программа мониторинга подземных вод необходима абсолютно всем владельцам водозаборных скважин. Согласно Постановлению Правительства РФ № 94 от 16.02.2016 года, абсолютно все скважины на воду должны быть оборудованы приборами для контроля уровня подземных вод и учета их потребления.
Нормативные акты
Основные нормативные акты, осуществляющие контроль за проведением мониторинга подземных вод:
- Постановление Правительства РФ от 28.02.2009 №215.
- Федеральный закон «О недрах».
- Санитарные нормы и правила 2-1-4-1074-01. «Требования к качеству и контролю качества питьевой воды и систем водоснабжения».
- Приказ («Методические рекомендации») Минприроды РФ об организации ведения мониторинга.
Программа мониторинга подземных вод разрабатывается квалифицированными специалистами согласно рекомендациям местных территориальных органов Роснедр.
Преимущества проведения программы мониторинга:
- круглосуточный контроль качества подземных вод;
- сведения о расходе ресурса, температуре, давлении в скважине, уровне подземного водоносного горизонта;
- обеспечение максимально стабильного функционирования водозаборной скважины;
- оптимальное использование источника водоснабжения;
- возможность своевременного проведения профилактических мероприятий и ремонтных работ, в случае выявления истощения скважины.
Для проведения данных мероприятий наша фирма использует лишь современные приборы, компьютерное оборудование и датчики. Мониторинг воды и результаты всех соответствующих исследований отражаются в специальном журнале, в котором прописываются даты проведения химических исследований на предмет наличия вредных веществ. Все данные предъявляются контролирующим органам вместе с лицензией на использование недр.
Что входит в программу:
- ведение журнала учета водозабора. Для этого все скважины должны быть оборудованы счётчиками воды (проводится 1 раз в 10 дней);
- замер статического и динамического уровней в водозаборных скважинах. Для этого все скважины должны быть оборудованы пьезометрическими трубками (проводится 1 раз в месяц);
- регулярное проведение анализа на химический состав воды в лабораториях, которые имеют соответствующую аккредитацию (для питьевых вод 3 сокращенных и 1 полный химический анализ в год, для технических – 1 сокращенный анализ в год).
Штрафы при отсутствии ведения мониторинга подземных вод
При несоблюдении всех норм законодательства, а также отсутствия у заказчика программы ведения мониторинга подземных вод, к нему применяются штрафные санкции. Их размер варьируется от 300 тысяч рублей и выше. Однако, помимо штрафов, соответствующие органы могут изъять у заказчика лицензию на право пользования подземными водами, а также и вовсе закрыть скважину.
Для того, чтобы получить ответы на все интересующие Вас вопросы, свяжитесь с нами по номеру телефона 8 (800) 550-19-45, WhatsApp: +7 (938) 53-888-48 или по электронной почте Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. . Мы всегда рады сотрудничеству с Вами.
Заказав у нас данную услугу, Вы получите готовую программу мониторинга в течении нескольких дней, а также полную гарантию безопасности Вашего бизнеса.
Источник: kvresurs.ru
Мониторинг водных объектов: цель, категории пунктов наблюдения, периодичность проведения
Мониторинг водных объектов – это система текущего (непрерывного), а также комплексного анализа состояния водных ресурсов. К нему относится учет и контроль качественных и количественных характеристик во времени, а также система развития и сохранения водных объектов в различных режимах применения.
Мониторинг водных объектов ведется во всех местах, которые находятся в федеральной собственности, а также во владении юридических или физических лиц.
Нормативная база
Регулируется процесс следующими локальными нормами:
- Водным кодексом РФ.
- Положением о проведении.
Мониторинг водных объектов РФ — это часть государственного мониторинга ОС.
Цель проведения
Она заключается в своевременном выявлении и прогнозировании появления отрицательных процессов, которые влияют на качество воды в объектах и их состояние. Также мониторинг водных объектов предполагает разработку и выполнение мер по недопущению отрицательных последствий из-за низкого качества воды. Подобные мероприятия предполагают информационное обеспечение управления в сфере применения и охраны ресурсов, надзора и контроля их применения.
Основные задачи
Государственный мониторинг водных объектов призван решать следующие задачи:
- регулярно анализировать состояние, проверять режим применения водоохранных зон;
- внесение сведений, которые получены в ходе наблюдений, в водный государственный реестр, оформляемый Федеральным агентством водных ресурсов РФ.
Компоненты
Какова его структура? Государственный мониторинг водных объектов состоит из следующих компонентов:
- анализа водных поверхностных объектов с учетом информации мониторинга, который осуществляется при проведении работ в сфере гидрометеорологии и смежных областях;
- оценки состояния берегов и дна водных ресурсов, особенностей водоохранных зон;
- исследования подземных источников;
- наблюдений за всеми техническими сооружениями, объемом вод при отведении и потреблении.
Пункты наблюдений
Подобные мероприятия проводятся систематически. Экологический мониторинг водного объекта предполагает создание специальной сети пунктов наблюдения. Осуществление наблюдений на них регламентировано ГОСТом 17.1.3.07-82, а также определенными методическими указаниями.
Созданная система контроля предполагает системную деятельность по гидрологии, гидрохимии, гидробиологии. Осуществление мониторинга водных объектов предполагает получение информации о качестве воды по химическим, физическим, гидробиологическим показателям.
В зависимости от хозяйственного предназначения водных объектов, экологического состояния и размеров, пункты наблюдения делят на категории (допустимо включение одного либо нескольких створов, представляющих собой поперечные условные сечения водоема).
Особенности расположения
Размещение створов наблюдения определяется морфологическими и гидрологическими особенностями водного объекта, положением источников загрязнения, составом и объемом сточных вод, а также интересами водопользователей.
Одни створ ставят на водостоках, которые не имеют системного сброса сточных вод. Еще один устанавливают в километре выше от основного источника загрязнения (за зоной его влияния). Иные ставят за зоной воздействия загрязненных источников. При расположении створов учитывают степень загрязненности местности и смещение речных и сточных вод.
Ведение мониторинга водных объектов предполагает установку не меньше трех створов, которые должны располагаться по акватории равномерно. При установке пунктов наблюдений учитывают интенсивность движения, а также глубину водоема.
В створе водного объекта допускается несколько вертикалей с взятием проб из различных горизонтов. Число вертикалей характеризуется шириной загрязненной зоны, а также условиями смещения сточных и природных вод. Численность горизонтов определяется глубиной объекта.
Периодичность и особенности наблюдений
Мониторинг водных объектов предполагает ежедневные визуальные наблюдения. Ежедекадно проводят отбор проб, гидрохимические и гидрологические наблюдения. Для многих водных объектов по обязательной программе исследования проводят семь раз в год:
- при половодье (подъем, пик, спад);
- в период летней межени (прохождение дождевого паводка, при минимальном расходе воды);
- перед ледоставом;
- в рамках зимней межени.
Как берут пробы
Осуществляется отбор для анализа физических параметров и химического состава согласно ГОСТу 17.1.5.-85. Отбирают из поверхностного горизонта пробы бутылью либо эмалированным ведром, а из глубинных вод – батометром. С каждого створа предполагается взятие 78 литров пробы. Мониторинг состояния водных объектов предполагает анализ природных вод с помощью специальных лабораторных методик. Проверка качества ведется с помощью газохроматографического, фотометрического, абсорбционного методов.
При отборе проб на химический состав и физические свойства применяются специальные емкости, каждая из которых предназначается для выявления отдельных загрязняющих веществ и ингредиентов.
Учитывая, что именно вода является тем веществом, без которого невозможна полноценная жизнедеятельность человека, организация мониторинга водных объектов является важным этапом в общей системе работы экологов.
Специфика комплексного мониторинга
Он подразумевает организацию полноценной системы наблюдений за состоянием природных объектов с целью оценки фактической их загрязненности, а также предупреждения о появляющихся критических состояниях, которые способны нанести вред здоровью человека и иных живых организмов.
Существует подразделение мониторинга на фоновый, региональный, локальный. В рамках подобных исследований осуществляются следующие мероприятия:
- осуществляется стабильная оценка экологических условий среды, в которой обитает человек и иные биологические объекты (микроорганизмы, животные, растения), анализ состояния целостности и работоспособности экосистемы;
- формируются условия для выявления корректирующих действий в ситуациях, при которых это действительно необходимо.
Система мониторинга водных объектов является одним из важнейших элементов комплексного мониторинга. Она предусматривает комплекс мероприятий:
- определение источника наблюдений;
- его детальный анализ;
- составление для объекта информационной модели;
- оценка состояния объекта, идентификация его модели;
- предположение изменения состояния;
- оформление информации в необходимой форме, доведение ее до потребителя.
Предназначение
В качестве основных целей комплексного мониторинга выступает получение информации:
- оценка показателей функциональности и целостности среды обитания человека и экосистем (анализ соблюдения экологических нормативов);
- выявление причин изменения показателя, оценки последствий изменений (диагностика состояния);
Структура в РФ
Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов характеризует систему, которая в настоящее время функционирует в нашей стране. В нее входят следующие элементы: служба наблюдения за загрязнением ОС, служба мониторинга и агрохимических наблюдений Роскомзема, служба мониторинга водных ресурсов.
Разновидности
В мониторинг природных ресурсов входит сразу несколько составных исследований:
- земель;
- водных объектов;
- недр;
- горных экосистем и опустынивания;
- животного мира.
Особенности
Осуществляется мониторинг специальными государственными уполномоченными органами согласно законодательным актам, существующим в нашей стране. Анализ водных объектов предполагает проведение регулярных наблюдений за гидрогеологическими, гидрологическими, химическими, санитарными, паразитологическими, микробиологическими, токсикологическими, радиологическими показателям их состояния. Также мониторинг касается сбора, обработки, оценки, предположения их развития, продумывание рекомендаций по недопущению негативных следствий.
Мероприятия в рамках единой государственной системы мониторинга природных ресурсов и окружающей среды представляют собой многоцелевую информационную системы, которая включает наблюдение за средой и ресурсами. Анализ данных о фактическом ее состоянии позволяет принимать хозяйственные и управленческие решения в целях обеспечения безопасности, воспроизводства, охраны вместе со специальными государственными органами.
Принципы Единой системы мониторинга
Они представляют собой:
- функционирование на базе методологического, информационного, организационного, информационного подхода;
- применение возможностей иной мониторинговой системы.
В качестве основных задач оценки состояния природных ресурсов и окружающей среды выделяют:
- сбор достоверной информации об ОС, экосистемах и биологическом разнообразии, видах антропогенных воздействий, факторах среды обитания, воздействии на здоровье человека;
- прогноз и оценка состояния среды, анализ антропогенного действия показателей состояния биосферы, целостности экосистем;
- предоставление данных для анализа результативности принимаемых экономических решений и мероприятий по гарантированию экологической безопасности.
Организация мониторинга
Государственный контроль качества водных объектов осуществляется в рамках следующих мероприятий:
- систематические наблюдения за всеми видами водных объектов, качественными и количественными показателями подземных и поверхностных вод;
- хранение, сбор, обработка, пополнение наблюдений, организация банков данных;
- оценка и прогнозы состояния водных объектов, их изменений.
Подведем итоги
В мониторинге водных проектов, проводимом в настоящее время в Российской Федерации, выделяют несколько важных подсистем:
- подземных вод;
- водоохранных зон и состояния дна водоема;
- вод при водопотреблении и водоотведении.
Мониторинг может быть режимным, оперативным (в экстренных ситуациях), специальным. В наше время основная информация о качестве и состоянии поверхностных вод суши приходит в рамках режимных исследований. Фоновые наблюдения проводят по аналогии с режимными, а оперативный контроль основывается на проведении работ, позволяющих решать конкретные проблемы.
В РФ государственным мониторингом водных объектов занимается Федеральное агентство водных ресурсов, служба по мониторингу и гидрометеорологии, по надзору в рамках сферы природопользования.
На региональном уровне его осуществляют водопользователи, осуществляющие системные наблюдениями за водными объектами, который определен территориальными органами Министерства природных ресурсов нашей страны.
На территориальном уровне подобные мероприятия проводит Росгидромет и органы МПР, обеспечивающие сбор, наблюдение, контроль, а также накопление, обобщение информации, передачу ее на бассейновый (региональный) уровень.
На нем мониторинг водных объектов проводят водохозяйственные бассейновые управления, геологические региональные центры, а также иные уполномоченные органы и управления Росгидромета.
От качества и своевременности продумывания комплекса мероприятий, которые касаются анализа различных водных ресурсов, напрямую зависит их безопасность для человека, экосистемы. При выявлении нарушителей законодательства, принятого в экологической области, к ним применяются административные наказания.
Источник: fb.ru