Что такое программа мониторинга в спорте

Лекция № 1 Тема: ОСНОВЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО МОНИТОРИНГА 1. 2. 3. 4. 5. План лекции: Значение спортивно-оздоровительного мониторинга. Понятие о мониторинге. Основные этапы мониторинга. Цель, задачи и принципы спортивно-оздоровительного мониторинга. Методы спортивно-оздоровительного мониторинга.

1. ЗНАЧЕНИЕ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО МОНИТОРИНГА Эффективность занятий физической культурой и спортом во многом определяется адекватностью физических нагрузок индивидуальным особенностям занимающихся, их функциональным возможностям и другим показателям. Только при такой адекватности может быть достигнут оздоровительный эффект, рост и стабильность спортивных результатов.

Преподаватель по физической культуре и тренер должны постоянно помнить, что при неправильном выборе вида физической нагрузки, организации и методике проведения занятий возможны негативные изменения в состоянии здоровья занимающихся, поэтому преподаватель и тренер должны в совершенстве владеть комплексом знаний по медикобиологическим дисциплинам, т.е. иметь естественнонаучную базу знаний, умений и навыков. Постоянный мониторинг физического состояния особенно важен в современных условиях, когда к занятиям физической культурой и спортом привлекается все больше школьников и людей, ранее не занимавшихся спортом, вводится ранняя спортивная специализация, физической культурой занимаются люди зрелого и пожилого возраста с различным уровнем здоровья и двигательной подготовленности.

ПИРС. Система мониторинга показателей спортсменов. Ознакомление с бета версией.

Тренировки спортсменов сопряжены с предельным психоэмоциональным и физическим напряжением, с форсированной подготовкой, с удлинением соревновательного сезона. В этих условиях постоянный мониторинг физического развития, физической подготовленности и физического состояния — необходимое условие безопасности, эффективности занятий физической культурой и спортом.

В последние десятилетия спортивно-оздоровительный мониторинг в процессе занятий физической культурой и спортом приобрел высокую значимость. Причина этого – ухудшение в среднем показателей здоровья населения, «омоложение» многих заболеваний, возросшие нагрузки в спорте высших достижений, приближение спортивных рекордов к пределу человеческих возможностей, а также общая тенденция к стремлению сохранить здоровье и высокую работоспособность как можно дольше в онтогенезе.

Мониторинг функционального состояния осуществляется в рамках врачебно-педагогического контроля за состоянием здоровья в процессе совместной деятельности тренера и спортивного врача. Часто в этом процессе совместно с врачом участвует комплексная научная группа, особенно в спорте высших достижений.

2. ПОНЯТИЕ О МОНИТОРИНГЕ Мониторинг (от лат. monitor — тот, кто напоминает, предупреждает , надсмотрщик, надзиратель). Мониторинг – технологический процесс, основной задачей которого является 1 наблюдение, оценка и прогноз состояния некого биологического объекта с целью рационального на него воздействия.

Мониторинг – процесс наблюдения за объектом, оценивание его состояния, осуществление контроля за характером предстоящих событий, предупреждение негативных тенденций развития. Мониторинг имеет проблемно-целевую направленность, т.е. основан на анализе основных болевых точек и проблем (территории в целом, социальных групп и личности), поиске нестандартных способов и путей их решения.

Обзор возможностей АИС «Мониторинг физической культуры и спорта» (запись вебинара)

Мониторинг представляет собой непрерывный процесс, что позволяет фиксировать состояние объекта в определенные моменты и оценивать тенденции процессов, осуществлять прогноз развития этих тенденций. Различают мониторинг параметров и мониторинг состояния объекта. Мониторинг параметров — это наблюдение, за какими либо параметрами.

Результат мониторинга параметров представляет собой совокупность измеренных значений параметров, получаемых на неразрывно примыкающих друг к другу интервалах времени, в течение которых значения параметров существенно не изменяются. Мониторинг состояния — наблюдение за состоянием объекта для определения и предсказания момента перехода в предельное состояние.

Результат мониторинга состояния объекта представляет собой совокупность диагнозов составляющих его субъектов, получаемых на неразрывно примыкающих друг к другу интервалах времени, в течение которых состояние объекта существенно не изменяется. Принципиальным отличием мониторинга состояния от мониторинга параметров является наличие интерпретатора измеренных параметров в терминах состояния — экспертной системы поддержки принятия решений о состоянии объекта и дальнейшем управлении.

3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МОНИТОРИНГА Проведение мониторинга предполагает выделение 5 основных этапов его организации: 1. Подготовительный. 2. Аналитико-диагностический. 3.Диагностико-прогностический. 4. Организационно-корректирующий. 5. Итоговый.

На первом, подготовительном, этапе основными действиями (шагами) являются выявление проблемы, определение объекта и его типичных особенностей; постановка цели, целеполагание; установка сроков проведения; изучение литературы имеющегося по данной проблеме опыта; определение показателей измерений; подбор методик и инструментария проведения мониторинга. На втором, аналитико-диагностическом, этапе осуществляется сбор информации и ее анализ.

Диагностика (с греч. — «способность распознавать») понимается как процесс постановки диагноза, то есть определения сущности и особенностей диагностируемого процесса или явления. Функциями диагностики являются информационная, оценочная, корректирующая.

Виды диагностики: начальная (при постановке конкретных задач в начале какого-либо вида деятельности); текущая (отслеживание хода педагогического процесса на разных его этапах); обобщающая (подведение итогов реализации конкретной задачи). Данный этап предполагает использование наблюдения, собеседования, тестирования, анкетирования, контрольных срезов и др.

Основные действия на третьем, диагностико-прогностическом этапе- диагноз состояния объекта и прогноз его дальнейшего развития. Диагноз состояния объекта строится на основе анализа с использованием специально подобранных методик. Диагностика быть оперативной и долговременной.

Для проведения мониторинга особенно важна долговременная диагностика, которая рассматривает отклонения и недостатки в развитии объекта (учащийся, учитель). Под прогнозом, или научным предвидением, в педагогике 2 понимают специально организованную систему методов, направленных на получение опережающей информации об объекте исследования.

В литературе рассматривают два вида прогнозирования: поисковое прогнозирование, которое направлено на выявление возможностей развития объекта (с учетом внешних условий); нормативное прогнозирование, определяющее оптимальные пути достижения будущего состояния объекта, его максимальную приближенность к норме (критериям). На четвертом, организационно-корректирующем, этапе основными действиями являются организация деятельности и корректирование, которые тесно взаимосвязаны.

Организация деятельности предполагает определение и выбор оптимального сочетания разнообразных форм, видов, способов проведения корректирования, распределение задач между исполнителями. В ходе корректирования необходимо установление обратной связи в целях координации и регулирования процесса реализации мониторинга.

Корректирование устранение причин отклонения объекта от нормы — включает в себя различные средства и методы психолого-педагогического воздействия. На данном этапе важным представляется сформировать информацию, полученную в результате аналитического этапа мониторинга, приемлемую для каждого участника воспитательно-образовательного процесса.

Читайте также:
В каком виде записываются команды управляющей программы

На пятом, итоговом, этапе производится сравнение результата с нормой, критериями и его анализ. По итогам проведенной коррекционной работы уточняется уровень реальных достижений объекта мониторинга, который сопоставляется с нормативными показателями, устанавливаются причины отклонений, выдвигаются предположения о возможных затруднениях и способах педагогического воздействия.

4. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО МОНИТОРИНГА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ Одним из наиболее важных разделов мониторинга при занятиях физической культуры и спорта является спортивно-оздоровительный мониторинг, который включает в себя мониторинг здоровья и мониторинг функциональной подготовленности. Спортивно-оздоровительного мониторинг – это система мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья и функциональной подготовленности лиц, занимающихся ФКиС.

Мониторинг здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом является важным и необходимым на конкретном временном отрезке, поскольку полученные данные являются основой для разработки системы мер и мероприятий, направленных на укрепление здоровья, а также предупреждение, смягчение и нивелирование негативных последствий действия неадекватных физических нагрузок. Мониторинг функциональной подготовленности позволяет определить состояние готовности различных функциональных систем организма (ССС, дыхательной, ЦНС, вегетативной, нервно-мышечной) к выполнению физических нагрузок.

Обследование проводится по перечню официально принятых и утвержденных показателей. Именно уровень кондиционной физической подготовленности с наибольшей мерой объективности отражает морфофункциональное состояние организма, определяющего потенциал здоровья.

Цель мониторинга при занятиях массовой физической культурой – повышении уровня здоровья на основании рационального использования физических нагрузок. Цель мониторинга при занятиях спортом – сохранение здоровья и повышение эффективности тренировочного процесса.

Задачами спортивно-оздоровительного мониторинга являются: 1. Исследование и оценка состояния здоровья, физического развития, 3 функционального состояния различных органов и систем для определения пригодности к занятиях спортом и различными формами оздоровительной физической культуры, выбора двигательного режима (в массовой физической культуре). 2. Осуществление регулярного наблюдения за занимающимися ФКиС с целью изучения влияния занятий на показатели здоровья, оценки переносимости и адекватности физических нагрузок, режима тренировок, соревнований.

3. Выявление факторов риска развития патологических состояний и факторов, лимитирующих достижение высоких результатов при занятиях спортом. 4. Определение уровня тренированности и резервных возможностей организма спортсмена с учетом этапа подготовки; 5. Решение вопроса о допуске к соревнованиям.

6. Своевременная коррекция учебно-тренировочного процесса 7. Назначение индивидуальных реабилитационных и восстановительных мероприятий с учетом выявленных особенностей здоровья, функционального состояния, показателей адаптации организма к нагрузкам. Основными принципами мониторинга являются 1. Комплексность — исследование различных систем организма, обеспечивающих адаптацию к мышечной деятельности.

Например, нельзя только по состоянию сердечнососудистой системы оценить уровень готовности спортсмена к соревнованиям. 2. Соответствие виду занятий физической культурой, цели и задачам подготовки, квалификации, анатомо-физиологическим особенностям занимающегося (пол, возраст и т.д.).

3. Объективность – соответствие используемого метода или показателя оцениваемому качеству или свойству. 4.Принцип непрерывности- наблюдения должны осуществляться последовательно и регулярно. Необходим также контроль действий, по устранению ранее выявленных нарушений. 5. Принцип эффективности.

Результаты мониторинга должны обеспечивать: ⋅ полноту выявления отклонений (фактического состояния от требуемого), ⋅ своевременность выявления таких отклонений, ⋅ установление причин отклонений, ⋅ помощь в разработке практических рекомендаций 6. Научность – использование научно обоснованных методов и технологий. 7. Законность – соблюдение правовых норм.

Мониторинг здоровья и функциональной подготовленности при занятиях ФКиС проводится на основании: — постановления Правительства РФ от 2001 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» — приказа Минздравсоцразвития России от 2010 г. «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий». Организационно-структурными учреждениями, осуществляющими мониторинг здоровья и функциональной подготовленности лиц, занимающихся ФКиС являются: — медицинские кабинеты, которые находятся при общеобразовательных учебных заведениях, спортивных сооружения, в ДЮСШ, спортивных федерациях; — врачебно-физкультурный диспансер — центры здоровья.

5. МЕТОДЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО МОНИТОРИНГА При осуществлении мониторинга могут использоваться инструментальные и неинструментальные методики. Кроме того, в настоящее время достаточно широко распространены сложные компьютерные технологии.

4 К основным методам спортивно-оздоровительного мониторинга относят: • Общие клинические методы (анамнез, соматоскопия, пальпация, перкуссия, аускультация) • Антропометрия • Методы оценки биологического возраста. • Лабораторные методы исследования. • Изучение генетических маркеров • Методы функциональной диагностики Результаты мониторинга обычно фиксируются письменно в виде протокола, компьютерной распечатки, занесения в личную карту, графика или таблицы и т.д. Можно провести разовый (срезовый) мониторинг, но чаще всего прослеживают изменение результатов в динамике, т.е. за какой-то временной интервал измеряют уровень показателей, сравнивают, оценивают степень и характер изменений.

В тренировочном процессе спортсменов экстра-класса обычно используют постоянный регулярный мониторинг (1 раз в неделю) по некоторым показателям. Кроме того, 2-4 раза в год в физкультурном диспансере проводится углубленное медицинское обследование (УМО).

Цель УМО — определение состояния здоровья и физического развития, функционального состояния, адаптации к физическим нагрузкам, выявление симптомов негативного изменения уровня здоровья, выявление предпатологии, перетренированности и т.д. В случае выявления указанных состояний принимаются соответствующие меры и спортсмен берется на контроль.

Мониторинг обычно осуществляется по заранее разработанной программе и может быть индивидуальным и групповым. Индивидуальный мониторинг — это отслеживание параметров одного человека, сравнение полученных результатов в динамике или в возрастном аспекте. Обычно индивидуальный мониторинг проводится с целью оценки влияния и адекватности воздействия физической нагрузки.

Групповой мониторинг — проводится на выборке людей достаточного объема (в зависимости от цели), объединенных одним полом, возрастом, уровнем физической подготовленности. Групповой мониторинг проводится с разными целями, например: • 1) Изучение возрастных закономерностей развития какого-либо показателя (рост, вес, ОГК, ЖЕЛ, уровень физической подготовленности и т.д., например, с 8 до 16 лет). • 2) Изучение уровня физической подготовленности и физического состояния данной конкретной группы (секция, класс, тренировочная группа, группа ОФП и т.д.) в динамике, т.е. в процессе занятий физической культурой и спортом. • 3) Изучение возрастных особенностей каких-либо показателей в различных возрастных группах населения (например, младший школьный возраст, дошкольники, пожилой возраст и т.д., согласно периодизации). Возрастные особенности могут также изучаться с позиции какой-либо категории населения (например, дети с нарушением зрения, слуха, речи, водители автотранспорта, балерины и т.д.). 5

Читайте также:
Программа которая улучшает фотографии

В закладки

Разместил пособие

manulemont1988

Эксперт по предмету «Физическая культура»

Поделись лекцией и получи скидку 30% на платформе Автор24

Заполни поля и прикрепи лекцию. Мы вышлем промокод со скидкой тебе на почту

Твоя лекция отправлена! Жди скидку на почте. Есть еще материалы? Загрузи прямо сейчас

Загрузить еще лекции

Поделись лекцией и получи промокод на скидку 30% на платформе Автор24

Заполни поля и прикрепи лекцию. Мы вышлем промокод со скидкой тебе на почту

Твоя лекция отправлена! Жди скидку на почте. Есть еще материалы? Загрузи прямо сейчас

Источник: spravochnick.ru

Введение

Управленческая пирамида XXI века направлена на созидание и формирование технологий, методик, приемов, тренажеров, способствующих укреплению здоровья человека, продление его жизни, устранение болезней. Отсюда наиболее актуальным становиться рассмотреть проблемы, связанных с развитием технологий, позволяющих делать свое тело более здоровым, а свою душу более стрессоустойчивой и спокойной.

Проблема здоровья человека уже давно привлекает внимание мировой научной, медицинской, педагогической общественности. Между тем стабильно ухудшаются физические и нравственные кондиции молодежи. К основным причинам, негативно влияющих на состояние их здоровья, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение физической подготовленности физического развития.

Современная стратегия оздоровления нации основана на том, что вместо пассивного принятия проводимых органами здравоохранения мер формируется индивидуальная активность самого населения, направленная на заботу о своем здоровье, физическом совершенствование среды обитания, всего образа жизни, искоренение вредных привычек и внедрение полезных. Физическая культура, являясь составным элементом культуры личности, мощной предпосылкой здорового образа жизни, значительно влияет не только на повышение физической подготовленности, улучшение здоровья, но и на поведение человека в быту и в процессе учебы.

Ретроспективный анализ состояния здоровья показывает, что существует статистически достоверная тенденция ухудшения здоровья и физического состояния детей и учащихся в процессе их воспитания и обучения на этапах от начальной к средней, а затем и старшей школы.

Совокупное количество детей и учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе и полностью освобожденных от физкультуры по состоянию здоровья, в среднем составляет 12%. Это значит, что в среднем каждый восьмой школьник не только имеет плохое здоровье, но и не получает профессиональной помощи и навыков по правильной организации здорового образа жизни.

Сегодня у нас отсутствует система постоянного, динамического мониторинга за здоровьем и физической подготовленностью детей и учащихся. В связи с этим процесс физического воспитания плохо поддается управлению, контролю и анализу. Отсутствует полная и объективная информация о фактическом состоянии физического развития и физической подготовленности детей, подростков.

В настоящее время проблемами физического здоровья и физической подготовленности детей и учащейся молодежи занимаются различные организации: комитеты по физической культуре и спорту, управления образования, здравоохранения, отделы по делам молодежи и т.д. Эти организации действуют изолированно друг от друга, отсутствуют унифицированные и стандартизированные программы контроля над состоянием физического здоровья и физическим развитием детей и учащихся.

Решать указанные проблемы можно с помощью мониторинга, так как он позволяет на основе комплексного тестирования школьников, используя современные информационно-диагностические технологии, оперативную информацию об уровне развития физических качеств каждого ребенка на протяжении всех лет учебы. Кроме этого, принимать управленческие решения по совершенствованию, обновлению организации учебного процесса содействующего здоровью учащихся.

Первоочередными мероприятиями в рамках Плана действия Правительства РФ в области социальной политики, модернизации экономики и мерами по повышению роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян, является создание и реализация общероссийской системы мониторинга, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения, а так же физического развития детей и подростков.

Мониторинг рассматривается с двух сторон: во-первых, как способ исследования реальной действительности, используемый в различных науках, во-вторых, как способ обеспечения различными материалами для принятия решений посредством предоставления, современной и качественной информации. В общем виде, мониторинг можно определить как «постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению».

Мониторинг, как способ научного исследования, может, применятся в качестве инструментария различных научных дисциплин. Наиболее значимым аспектом практического применения мониторинга следует рассматривать информационное обслуживание потребности управления в различных областях научной и практической деятельности. Принципиально важной позицией представляется открытость и доступность предоставляемой мониторингом информации.

Наиболее важным с точки зрения приобретения исходных материалов на различных уровнях управления, является мониторинг, построенный на статистических данных, вследствие наличия стабильных источников их получения. Практическая работа по осуществлению мониторинга состоит в систематическом накоплении вторичной информации и анализа совокупности показателей и статистических характеристик, определяющих состояние какого-либо явления и как следствие, позволяющих выявить перспективы его развития.

Принципы современного управления включают в себя ориентацию на постоянный учет человеческих потребностей, поддержку постоянного контакта с потребителем, тесную связь с жизнью, рассмотрение людей как главной силы экономического прогресса. Для реализации этих принципов необходима развернутая информация, важнейшая часть которой составляет мониторинг.

2. Мониторинг в сфере физической культуры и спорта: проблемы, методология, цели и задачи

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных, оздоровительных задач. Одной из важнейших государственных задач является организация регулярного контроля динамики развития физических качеств детей дошкольного и школьно возраста, так как уровень физической подготовленности подрастающего поколения является отражением эффективности функционирования всего физкультурного образования в стране и результативности действующих программ физического воспитания.

Именно поэтому в настоящее время особое значение приобретает осуществление мониторинга физической подготовленности и физического развития детей и подростков. Принятое Правительством РФ постановление № 916 от 29 декабря 2001г. «Об общероссийской системе мониторинга физического здоровья населения и физического развития детей, подростков и молодежи» подтверждает своевременность и необходимость этого. Результаты комплексных мониторинговых исследованиях, позволяющих отслеживать динамику показателей физического развития и физической подготовленности различных возрастных групп населения РФ, могут использоваться как эффективное средство для осуществления мер по сохранению и укреплению здоровья, в этом числе за счет профилактики заболеваемости.

Читайте также:
Как быстро печать на клавиатуре программа

Опыт работы по организации и проведению мониторинга показывает, что наиболее успешно эта работа осуществляется при тесном взаимодействии органов образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, при наличии соглашения об информационном взаимодействии этих структур, образования специального аналитического центра мониторинга, который координирует работу заинтересованных структур, собирает, обобщает и анализирует данные мониторинга.

Наиболее актуальными проблемами дальнейшего развития системы мониторинга физического состояния здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи являются разработки унифицированного программного обеспечения обработки данных мониторинга по стандартным показателям физической подготовленности с единой нормативной шкалой оценки, совершенствование системы показателей и отработка передачи данных на всех этапах сбора и обработки информации.

В сфере физической культуры и спорта понятие мониторинга определено и принимается большинством научного сообщества, статус его закреплен на законодательном уровне. Мониторинг состояния физического здоровья населения и физического развития детей, подростков и молодежи представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи и является частью социально гигиенического мониторинга.

Цель мониторинга – получение информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья населения.

Задачи по достижению цели:

  • выявление причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, прогнозирование состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи;
  • установление факторов оказывающих негативное воздействие на состояние физического здоровья и физического развития населения.

Ретроспективный анализ состояния здоровья и параметров физического развития и физической подготовленности детей и учащихся молодежи последних десятилетий указывает на достоверно выраженную тенденцию к ухудшению этих жизненно важных для растущего организма составляющих. Многочисленные исследования целого ряда ученых (П.А. Виноградов, С.И. Изак, Б.Х. Ланда и др.) свидетельствуют о том, что существует достоверная тенденция ухудшения здоровья и физического состояния детей и учащихся в процессе их воспитания и обучения, начиная от начальной к средней и старшей школе.

А.А. Семенов, в своих исследования подчеркивает, что для решения задач, стоящих перед образовательными учреждениями в связи с проведением мониторинга необходимо привлечение разных специалистов образовательного учреждения и рациональное упорядочение их деятельности.

Мониторинг состояния физического здоровья становится системообразующим основанием для управления здравосберегающей деятельностью образовательных учреждений.

Источник: nsportal.ru

Мониторинг в спортивной медицине

Сама по себе программа мониторинга предусматривает текущую оценку: — тренировочного процесса; — недомогания; — повреждения; — питания; — гематологии; — сывороточных энзимой и гормонального статуса; — признаков перетренированности и потери чувства свежести; — физиологических параметров. Документация тренировочных занятий должна содержать сведения об интенсивности ЧСС, продолжительности, частоте и типе занятий.

Дневник тренировок спортсмена помогает количественно определить величину выполняемых физических нагрузок. Следует также регистрировать и анализировать результаты тестов соревнований, а также вести учет заболеваний и травм. Пищевой статус можно анализировать с помощью системы, предложенной специалистом в области питания.

Гематологические исследования могут включать определение содержания гемоглобина и лейкоцитов, а также уровней ферритина сыворотки (для оценки запасов железа в организме). Дефицит железа встречается у многих спортсменов, занимающихся аэробными видами спорта, и может свидетельствовать о неадекватном питании, повышенном гемолизе, пониженной абсорбции железа и повышенных потерях железа.

Изменения в ферментах сыворотки (креатин фосфокиназа, холестерин низкой плотности) обычно наблюдаются во время физических нагрузок и указывают на мышечную гипоксию и клеточное истощение, вторичное по отношению к метаболическим или травматическим факторам. Повышенные уровни ферментов могут свидетельствовать о перегрузках, обусловленных повторяющимися эксцентрическими упражнениями.

Анализ тифоидного надпочечникового (уровни кортизола утром и днем) и свободного тестостерона может выявить спортсменов с хроническим утомлением, обусловленным перетренированностью. Перетренированность представляет собой синдром нарушенной адаптации. К сожалению, отсутствуют тесты, которые с большой точностью позволяли бы его выявить.

Спортсмены, как правило, жалуются на: — отсутствие аппетита (анорексия); — сонливость, нежелание тонироваться; — раздражительность и изменения настроения; — бессонницу; — миалгию; — восприимчивость к травмам и заболеваниям. Объективными показателями перетренированности являются: — снижение массы тела (в сочетании со снижением содержания жира в организме); — повышенная ЧСС в покое и при восстановлении после физической нагрузки; — пониженное артериальное давление в покое.

Ученые отмечают, что дисфункция системы гипоталамус — гипофиз является причиной дефицита рилизинг гормонов гипоталамуса, что, например, наблюдается в случаях вторичной аменореи у сильнейших бегуний на длинные дистанции. Простые практичные показатели мониторинга могут успешно применяться для предупреждения перетренированности; они включают: — изменения массы тела; — повышенное чувство жажды; — изменения нормального цикла сна; — изменения утренней ЧСС в покое.

Анализ общего уровня физической деятельности спортсмена должен проводить специалист в области физиологии двигательной активности. Физиологическое тестирование должно соответствовать виду спорта. Для мониторинга выносливости спортсменов могут использоваться следующие показатели: — аэробная мощность; — анаэробный порог; — легочная функция; — сила; — гибкость; — состав тела.

Другие аспекты медицинского обслуживания В последнее время при подготовке спортсменов к соревнованиям все чаще пользуются услугами специалистов по психологии спорта, которые могут помочь спортсменам выработать методы снижения степени стресса и усилить акцентирование собственных умений и навыков. Очень важно свести к минимуму проблемы, связанные с участием в международных соревнованиях. Вопросы переезда и выступления в непривычных (нередко неблагоприятных) условиях требуют внимания психолога.

  1. Мониторинг состояния здоровья спортсменов
  2. Особенности медицинского обследования в спорте
  • Имуннология
  • Офтальмология
  • Дерматология
  • Гематология
  • Маммология
  • Легкие и бронхи
  • Ревматология
  • Нервная система и психика
  • Печень и желчные пути
  • Позвоночник
  • Половые трудности

Источник: www.medmoon.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru