Чистякова, А. Р. Программа поддержки местных инициатив как инструмент управления местными сообществами / А. Р. Чистякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 401-403. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98835/ (дата обращения: 03.07.2023).
Реализующиеся более 5 лет проекты инициативного бюджетирования в Башкортостане, в частности Программа поддержки местных инициатив, выступают инструментами развития территорий, консолидации экономических гражданских интересов населения, власти и бизнес-сообщества. Типология проектов, выбираемых населением, отражает наиболее актуальные, наболевшие проблемы людей на местах, позволяют эффективно и максимально открыто (прозрачно) их решить. Местное сообщество выбирает территорию и то, что будет облагораживать.
Ключевые слова: инициативное (партисипаторное бюджетирование), социальная инфраструктура, софинансирование, доверие к местной власти, типология проектов.
Initiative budgeting projects that have been implemented for more than 5 years in Bashkortostan, in particular The Local initiatives program are the most important tools for developing territories, consolidating the economic and civil interests of the population, the government and the business community. The typology of projects chosen by the population reflects the most urgent, urgent problems of people on the ground, and allows them to be solved effectively and as openly as possible (transparently).
Программа поддержки местных инициатив: население решает, какой проект будет реализовывать.
Keywords : initiative (participatory budgeting), social infrastructure, co-financing, trust in, local authorities, project typology.
Одна из важнейших проблем в функционировании системы местного самоуправления (далее МСУ) — недостаточность бюджетно-материальной базы российских муниципальных образований, которая не позволяет обеспечить полное и качественное осуществление полномочий муниципальными органами. В российском обществе осуществляются поиски наиболее эффективных способов решения данной проблемы.
В последние годы, на территориях МСУ стали популярны программы поддержки местных инициатив (ППМИ), сущность которой заключается в инвестировании социально-значимых моментов МСУ гражданами, заинтересованными в процветании своей территории. Финансирование проектов осуществляется из нескольких основных источников: региональный бюджет, бюджет муниципального образования, средства, выделяемые субъектами местного бизнеса, и обязательный вклад населения. Софинансирование проектов может реализовываться в денежной форме, в форме услуг или строительных материалов, которые учитываются в смете заявки. Региональный бюджет выделяет субсидию на финансирование ППМИ, которая передается в муниципальные бюджеты. Финансовые ресурсы из других источников, включая софинансирование, обеспечиваемое местными предприятиями и населением, оформляются как целевые добровольные пожертвования.
В рамках проекта ППМИ в республике Башкортостан ежегодно проходит более 850 итоговых собраний жителей, участвуют все муниципальные районы и городские округа. За 5 лет реализации ППМИ реализовано более 2800 проектов.
Елена Розова: Что такое программа местных инициатив?
Их реализация позволяет объединить ресурсы республиканского бюджета, бюджетов муниципалитетов, финансовые и нефинансовые ресурсы местных сообществ (местных жителей, спонсоров) и направить их на решение социально важных проблем. Анализируя предпочтения граждан в выборе приоритетных проектов, стоит отметить, что ожидаемо на первое место выходят проекты, связанные с ремонтом дорог, обустройством детских площадок, общественных территорий, ремонтом учреждений культуры и образования.
В последние два года реализации ППМИ большинство заявок, выдвинутых на конкурс, представляли собой проекты по ремонту и обустройству учреждений образования, что вызывало сомнения проектного центра по поводу инициативности данных проектов 1. Однако результаты опроса инициативных групп подтверждают реальную заинтересованность граждан в таких проектах (Центром изучения гражданских инициатив Института стратегических исследований Республики Башкортостан в 2019 г. и 2020 г. был проведен комплексный мониторинг).
Таким образом, на данный момент мы имеем реализованные проекты по ремонту 669 общеобразовательных школ и детских садов, что составляет почти 22,5 % от общего количества поданных заявок (2891 заявка) за 5 лет. При этом в городских округах (далее ГО — авт.) типология образования была выбрана в 250 случаях из 604, т. е., более 40 % всех проектов. Для сравнения данный показатель в окне муниципальных районов и поселений (далее МР и П — авт.) составил лишь чуть более 18 % или 419 проектов из 2287, тем не менее и здесь этот вид проектов занимает первое место среди выбранных проектов местным сообществом. Пик предпочтений указанная типология проектов получила в 2018 г. 2.
Приоритет решения проблем по обустройству мест захоронения у жителей сел и деревень по сравнению с горожанами вполне логичен. Более 12 % проектов-победителей (или 278 проектов из 2287) от МР и П на конкурсе ППМИ за 5 лет составили ремонт мест захоронений, в то же время в окне от ГО всего было 3 проекта из 604 Вполне прогнозируемым был более высокий уровень поддержки выдвигаемых проектов, связанных с типологией «Спорт» по конкурсу в окне ГО — почти 8 % от числа победителей (47 проектов из 604) против 3,3 % (75 проектов из 2287) от окна МР и П. Примечательно, за все 5 лет реализации программы поддержки местных инициатив от всех МР и П была подана лишь одна заявка по типологии «Библиотеки», в то же время от ГО таковых заявок было 6 В определенной
Степени успех использования партисипаторных механизмов улучшения объектов социальной инфраструктуры в Башкортостане может находиться и в плоскости духовно-культурной традиции жителей региона, в первую очередь коренных его жителей — башкир, а также близкородственных им — татар (в совокупности эти два тюркских народа составляют около 55 % жителей республики). Партисипаторные практики гармонично легли на сложившиеся веками у тюркских народов традиции, связанные с взаимопомощью между членами своей общины, родственниками и соседями Указанный аспект реализации проектов инициативного бюджетирования был рассмотрен нами в ряде вышедших ранее статей3. Исследователи, приводя примеры регионов страны, где практика инициативного бюджетирования реализуется уже много лет, совершенно справедливо отмечают, что несмотря на то, что заметный рост качества жизни требует продолжительного периода
времени, некоторые изменения можно обнаружить уже сейчас. Качество жизни меняется не только благодаря новым объектам социальной инфраструктуры, но и из-за изменений общей атмосферы в населенных пунктах, культуры его жителей. В качестве примера отметим слова главы одного из поселений Арзгирского района Ставропольского края: «Мне кажется, что культура у людей изменилась за эти годы, пока мы все вместе реализовывали эти проекты». В ходе мониторинга реализованных проектов в рамках ППМИ нашим проектным центром также получены немало аналогичных отзывов. 4.
Таким образом, реализация проектов ИБ невозможны без максимального учета интересов различных слоев населения и сторон, что на практике позволяет реализовать принцип государственно-гражданского партнерства. Совместные усилия участников ИБ — органов государственной власти и управления, муниципалитетов, местного сообщества — бизнеса и граждан (населения) и проектных центров ИБ — выступают основными факторами и гармонизации их взаимодействия и развития объектов социальной инфраструктуры.
А типология проектов, выбираемых населением в рамках инициативного бюджетирования, отражают наиболее актуальные, наболевшие проблемы людей на местах, позволяют эффективно и максимально открыто (прозрачно) их решить. Разрабатывая данную статью, основной целью было изучение ППМИ в Республике Башкортостан и выявление дальнейшей необходимости развития этой программы в регионе. Как итог, мы видим, что инициативное бюджетирование устраивает все стороны (как население, так и органы власти). Соответственно, есть необходимость продолжать работу в данном направлении.
Литература:
- Типология проектов инициативного бюджетирования в Башкортостане. Некоторые социокультурные аспекты / Р. Р. Асылгужин, Л. Ф. Насретдинова //Евразийский юридический журнал. -2017 — № 9. С. 366–368.
- Инициативное бюджетирование. Российский опыт в области участия граждан в решении вопросов местного значения / И. Е. Шульга, В. В. Вагин, Г. Н. Хачатрян, А. С. Сухова, Л. А. Шилов, Н. В. Гаврилова, Н. А. Шаповалова. М.: «Алекс», 2017.
- Барлыбаев А. А., Барлыбаев У. А., Колечкина М. А. Перспективные направления цифровизации инициативного бюджетирования в регионе // Экономика и управление: научно- практический журнал, 2020, № 3. С. 38–41.
- Асылгужин Р. Р., Абдрахимов Э. Ф., Некоторые аспекты реализации проекта инициативного бюджетирования — программы поддержки местных инициатив в республике Башкортостан: анализ типологий проектов // «Институт стратегических исследований, Уфа, Россия», 2020, С.214–217.
Основные термины (генерируются автоматически): Башкортостан, проект, социальная инфраструктура, местное сообщество, типология проектов, наболевшая проблема людей, население, программа поддержки, проектный центр, региональный бюджет.
Источник: moluch.ru
ЧТО ТАКОЕ ППМИ
Проект по поддержке местных инициатив (далее — ППМИ) – это механизм, позволяющий объединить финансовые ресурсы областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, средства физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и направить их на решение социально-значимых проблем. Его уникальность в том, что повышение качества жизни муниципального образования зависит в первую очередь от активности самих жителей. Именно население решает, какой проект оно будет реализовывать, и какие усилия оно готово для этого затратить.
Наше поселение впервые участвует в этом проекте, поэтому мы предлагаем не упускать такого шанса и принять активное участие в данном проекте.
Дата создания: 19-01-2023
Поддержка/Отзыв
Выдержка из Закона N 124-ФЗ
Классификация информационной продукции
Глава 2. Классификация информационной продукции
Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
ГАРАНТ:
Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений «бегущей строки» см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.
4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Источник: polnovoadm.ru
КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРОГРАММЕ ПОДДЕРЖКИ МЕСТНЫХ ИНИЦИАТИВ (ППМИ)
ППМИ — программа поддержки местных инициатив, стартовала в Республике Башкортостан в конце 2014 году. ППМИ предусматривает выделение на конкурсной основе субсидий из республиканского бюджета на реализацию проектов, наиболее важных для небольших сельских территорий, направленных на благоустройство территорий.
При этом, отбор и реализация проектов в поселениях осуществляется при активном участии населения.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ:
Объекты культуры, объекты физической культуры и спорта, места массового отдыха населения, детские площадки и прочие объекты благоустройства.
ЗАДАЧИ ППМИ:
-активизация населения в решении местных проблем;
— развитие общественной инфраструктуры в сельской местности.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
1. Проведение собраний населения для выбора приоритетного проекта
2. Подготовка и направление заявок
3. Конкурсный отбор
4. Реализация проектов
ФИНАНСИРОВАНИЕ:
• субсидия из республиканского бюджета
• не менее 5% средств из местного бюджета
• не менее 3% средств за счет вкладов населения
• неоплачиваемый вклад населения в реализацию проекта (помощь в уборке, посадке, помощь материалами).
ЧТО НУЖНО ОТ ЖИТЕЛЕЙ:
1. Желание и вера в победу!
2. Голосование за проект.
3. Определение актива из числа жителей (только те, кому небезразличны проблемы). Выдвижение представителей в состав инициативной группы, утверждаемой решением общего собрания.
4. Участие в подготовке и проведении подготовительных мероприятий.
5. Участие в общем собрании населения.
6. Вклад в денежной форме (совсем небольшой) или обеспечение нефинансового вклада (труд, материалы и пр.)
КАК ПОБЕДИТЬ?
У нас есть все шансы! Для победы необходимо:
1. Максимально привлечь внимание населения в участии, пригласить на собрание всех друзей, родных и близких.
2. Принять участие в финансировании (денежный вклад или вклад трудом, материалами).
3. Наличие дополнительных источников софинансирования проекта (юридические лица, ИП и пр.)
Еще записи по теме
- Презентация. Информационный материал
- Объявление.
- Протокол собрания граждан коллектива Администрации СП, библиотеки и СДК
- Протокол собрания жителей сельского поселения Айдаралинский сельсовет муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан
- Договор № купли-продажи земельного участка
- Коммерческое предложение на поставку мобильного пожарного комплекса МПК 4.0 г. Уфа,
- Протокол собрания граждан коллектива детского сада, школы и родителей учащихся.
Источник: aidarali.ru