После грандиозного провала России на международном конкурсе рабочих профессий стало понятно, что в системе профессионального образования есть серьезные пробелы. Новый закон об образовании, принятый Госдумой в декабре прошлого года, не упростит жизнь предприятиям, остро нуждающимся в рабочих кадрах: срок обучения рабочим профессиям сокращается на полгода, то есть доучивать выпускников придется самим работодателям.
От теории до практики
Откуда берется дефицит квалифицированных рабочих кадров? Многие указывают на несостоятельность отечественной системы образования. И связывают с этим неудачный дебют в июле российской сборной на международном конкурсе рабочих профессий «Worldskills» в Лейпциге, где Россия заняла последнее место среди 52 стран. Уровень подготовки российских и европейских специалистов в рамках этой олимпиады значительно отличался. Там, где отечественные токари и сварщики, выполняя конкурсные задания, работали с миллиметрами, их иностранные коллеги – уже с микронами.
Образовательная программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих как предмет анализа
Современный рабочий – это высококвалифицированный специалист, подготовка которого занимает несколько лет, обходится в большие деньги и в ряде случаев требует высшего образования. К сожалению, сегодня престиж рабочих профессий в России невысок. В программах большинства профильных учебных заведений остро не хватает часов производственной практики для «выращивания» будущих мастеров. Недостаточно современного оборудования, тренажеров. И хотя теория опережает практику в несколько раз, рекорды ставить на международных конкурсах нам пока рано.
Чем мы хуже Европы?
Австрия, Германия и Швейцария сегодня остаются лидерами по уровню квалификации рабочих кадров. Эту тройку часто ставят в пример. Система обучения в этих странах, конечно, другая. О разнице между системой профессионального образования в этих странах и в России говорил на заседании президиума Совета при Президенте РФ и вице-президент по кадрам и системе управления НЛМК Станислав Цырлин:
– Проблема связана с сокращением сроков обучения на рабочие профессии. По правде говоря, и раньше трех лет не хватало, но теперь 2,5 года приводят к тому, что мы доучиваем выпускников уже после прихода на производство. Мы изучаем зарубежный опыт, например, австрийских рабочих школ, там не только срок обучения 3,5 года, там структура серьезно отличается.
За всю программу собственно обучение составляет в Австрии 112 недель против наших 79, но производственная практика там – 52 недели против 20 у нас. В 2,5 раза больше! При этом за 3,5 года на каникулы у них отводится 18 недель, а у нас за меньший общий срок – целых 26.
Интересная деталь – более половины выпускников школ в России стараются поступить именно в вуз, в то время как, например, австрийская молодежь того же возраста предпочитает профессионально-техническое образование и с уважением относится к профессиям, где можно научиться что-то делать своими руками.
Взгляд работодателя
Вопрос подготовки квалифицированных рабочих кадров сегодня широко обсуждается не только в профильных учебных заведениях и компаниях, обеспокоенных дефицитом специалистов на местах, но и на высшем уровне. На заседании президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике министр образования и науки Дмитрий Ливанов поставил в пример базовое учебное заведение НЛМК – профессиональный лицей №10. Министр сообщил, что в лицее успешно работает инновационная образовательная программа, где государственное финансирование составляет 28 млн рублей, а софинансирование со стороны НЛМК – 75 млн рублей.
Уникальная программа иммиграции без требований к кандидатам
Но не все крупные предприятия готовы вкладывать большие суммы на подготовку кадров в базовых профессиональных учебных заведениях. Когда предприятие готовит кадры для себя – это большое преимущество, это решение проблем текучести кадров и дефицита профессионалов-рабочих. Это и решение проблем отечественного образования. В чем заключается инновационность лицея №10, учебного заведения с 80-летним стажем? На этот вопрос нам ответил директор лицея Алексей Волков:
– Коротко рассказать о всех преимуществах нашей программы довольно сложно. Но можно выделить ключевые приоритеты. Во-первых, у нас весьма современные технические средства обучения: тренажеры, компьютерные стенды, учебно-методические комплексы. Мы входим в так называемый «металлургический кластер», созданный НЛМК из трех базовых учебных заведений.
Это позволяет нам вместе с комбинатом строить всю образовательную цепочку от практики учащегося до его государственной итоговой аттестации и трудоустройства. НЛМК оплачивает также производственную практику на договорной основе. Кроме того, компания доплачивает преподавателям, стипендию учащимся, а еще в преподавательском составе лицея есть «эксперты», 11 человек, получающих зарплату исключительно на предприятии. Все это в совокупности позволяет снимать взаимные претензии по подготовке рабочих.
Австрийский опыт на Стойленском ГОКе
В Австрии изобрели дуальную систему обучения, которая заключается в совмещении обучения с работой на производстве, когда учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на заводе. Например, ученик два дня в неделю проводит в училище, а оставшееся время – на предприятии. Таким образом, не получается традиционной схемы накопления теории в ожидании практики.
Все делается сразу. По этой системе готовит будущие кадры и всемирно известный австрийский металлургический концерн Voestаlpine. Дуальная система образования по австрийской модели – хороший пример для подражания. Стойленский ГОК тоже не обошел вниманием такую систему подготовки кадров «точно под заказ».
Тем более что такой путь решает и другие немаловажные задачи: быстрая адаптация к «взрослой жизни», плавное вхождение в работу, закрепление кадров на местах, управление собственной карьерой и т.д. Все это положительно сказывается и на HR-бренде компании, улучшая ее имидж на рынке труда.
С 1 сентября этого года Старооскольский техникум строительства, транспорта и ЖКХ перешел на дуальную систему обучения. Такой опыт планируется внедрить и в локомотивном депо Стойленского ГОКа. Подобная инициатива – отличная стратегия по формированию кадрового резерва, считают на предприятии.
Яна Ларина
Источник: up-pro.ru
Общегосударственная система подготовки квалифицированных рабочих кадров
Профессиональное образование как процесс – это одно из звеньев единой системы непрерывного образования, а как результат – подготовленность человека к определенному труду, профессии, подтверждена документом (аттестатом, дипломом, свидетельством) об окончании соответствующего учебного заведения.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
Процесс обучения человека протекает всю его сознательную жизнь. Первичное обучение осуществляется в школах, профессионально-технических училищах, техникумах, колледжах, лицеях, вузах.
Вторичное обучение происходит в вузах, институтах и на факультетах повышения квалификации и переподготовки кадров, в учебных центрах, специально организованных курсах.
Целью обучения является получение образования, которое должно осуществляться непрерывно.
Непрерывное образование предусматривает не только повышение квалификации, но и переподготовку для изменяющихся условий и стимулирование постоянного самообразования.
Профессиональное образование дает система учебных заведений, включающая: профессионально-технические училища, техникумы, высшие учебные заведения, институты, учебные центры и т.д.
Преобразование государственной системы профессионально-технического образования Республики Беларусь.
В настоящее время квалифицированные рабочие готовятся в системе профессионально-технического образования и на предприятиях. Основной формой подготовки квалифицированных рабочих кадров для соответствующих отраслей народного хозяйства являются средние профессионально-технические училища (СПТУ).
Средние профессионально-технические училища осуществляют подготовку квалифицированных рабочих кадров со средним образованием из числа молодёжи окончившей неполную среднюю школу, как правило, со сроком обучения три года и выпускников средней общеобразовательной школы с дифференцированным сроком обучения до одного года с учётом их трудовой подготовки и сложности профессии.
СПТУ создаются в установленном порядке на базе производственных объединений, предприятий, строек, организаций. Предприятие, на основе которого создаётся и действует среднее профессионально-техническое училище, подготавливающее для него квалифицированные рабочие кадры является базовым предприятием данного учебного заведения.
Базовое предприятие совместно с СПТУ разрабатывает исходя из потребностей производства и наличием необходимой учебно-материальной базы проекта планов приёма молодёжи в училище и выпуска квалифицированных рабочих по профессиям, представляет в установленные сроки в это училище заявки на подготовку кадров.
На современном этапе в системе образования и профессиональной подготовки рабочих кадров осуществляется качественная перестройка, призванная привести её в соответствие с требованиями труда.
Одним из направления реформирования средней профессионально-технической школы Республики Беларусь является разработка нового перечня специальностей, специализаций квалификаций 1 . В его основу положен принцип укрепления специальностей, объединение их в ряд ведущих направлений подготовки квалифицированных рабочих, что позволяет выпускникам расширить возможности трудоустройства, смены профессий и переквалификации. Интеграция существующих специальностей и специализаций осуществляется исходя из реально складывающихся потребностей предприятий. В перечень вошли как специальности, по которым ранее подготовка специалистов о Беларуси не велась, но эти специальности были в союзном перечне, так и новые специальности.
В средних профессионально-технических заведениях ведётся подготовка квалифицированных рабочих кадров с учётом потребности каждого региона и пожеланий учащихся получить избранную специальность по месту жительства. Этому способствует и равномерное расположение учебных заведений по областям республики.
В условиях рыночных отношений в Республике Беларусь поднимается вопрос о системе непрерывного профессионального образования.
Впервые термин «непрерывное образование» был использован в Западной Европе в конце 60-х годов 2 . Непрерывность образования – одна из наиболее прогрессивных педагогических идей современности.
В Республике Беларусь концепция непрерывного профессионального образования рассматривается как комплекс государственных и частных образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство, преемственность и взаимосвязь всех звеньев первоначального профессионального образования каждого человека с учётом актуальных и перспективных общественных и экономических потребностей и личностных образовательных устремлений и возможностей.
В начале 70-х годов в республике появились различные учебно-производственные объединения. Затем на базе Минского ПТУ № 115 в советской системе появилось высшее профессиональное училище, которое интегрировало первую и вторую ступень профессионального образования (рабочий-техник).
Появились колледжи, как интеграция второй и третьей ступени (техник-инженер) и высшее техническое училище, как интеграция первой, второй и третьей ступени профессионального образования (рабочий-техник-инженер). В последние годы стали интенсивно развиваться структуры, обеспечивающие интеграцию трудового (профессионального) обучения школьников и профессионального образования более высоких ступеней. Это региональные центры профессионального образования (ЦПО). Имеет место дифференциация обучения на старшей ступени школы (профильные классы с углубленным изучением предметов, лицеи, гимназии), которые создают хороший фундамент для профессионального становления личности в системе непрерывного образования.
Кроме того, в результате организационно-педагогического взаимодействия отдельных учебных заведений различного типа создаются учебно-производственные комплексы и сети, реализующие принципы преемственности и непрерывности (школа – ПТУ, УПК – ПТУ, ПТУ – ССУЗ, ПТУ – ВПУ, ССУЗ – ВУЗ, ПТУ – ССУЗ – ВУЗ).
На перспективу предполагается, что система будет развиваться на принципах постинституционного образования, что характерно на сегодняшний день для Запада.
Попробуем перечислить причины, которые привели к необходимости таких изменений:
· демократизация общества (возможность для экспериментирования);
· необходимость повышения престижа учебных заведений;
· возрастание конкурса для поступления в них;
· возможность получить определённые льготы (финансовое и материальное обеспечение);
· значительное возрастание потенциала некоторых учебных заведений, выходящего за рамки существующих типов ПТУ и техникумов;
· отсутствие в регионе соответствующего учебного заведения (техникума, ПТУ).
Существовали причины и более фундаментальные, совпавшие с социально-экономическими реформами. Стало понятным: чтобы выжить – надо сделать систему профессионального образования более гибкой, расширить профиль подготовки как по горизонтали, так и по вертикали и тем самым получить возможность эффективно реагировать на потребности республиканского рынка труда. Второй важный момент – поиски возможностей предоставления молодёжи альтернативных путей приобретения профессий. На сегодняшний день некоторые из них уже реализуются
Положительные результаты такого подхода к профобразованию следующие:
· обеспечение преемственности в содержании образования;
· дифференциация общеобразовательной и профессиональной подготовки в соответствии со способностями и желаниями учащихся;
· новые формы квалификационных испытаний;
· новая организационная структура учебных заведений;
· взаимодействие преподавателей вузов, техникумов, ПТУ.
Но имеются отрицательные моменты:
появилось большое количество «минивузов», «минитехникумов», где обучаются одна – три группы при отсутствии нормальных педагогических условий. Отсутствует лабораторная база – эти типы учебных заведений готовят по тем же специальностям и профессиям, что и другие ПТУ, техникумы или ВУЗы.
По сути дела в системе профессионального образования республики в настоящее время идёт широкомасштабный эксперимент по созданию системы непрерывного профессионального образования, в который в различной степени вовлечены более 1/3 учебных заведений. Примерно столько же учебных заведений включается в работу или желает включиться. Этот эксперимент развивается на всех уровнях профессионального образования.
Следует отметить, что в целом идёт положительный процесс, который следует поддержать и, в пределах существующих условий, создать дополнительные возможности для его развития. Из-за своей значимости в новых социально-экономических условиях непрерывное профессиональное образование из педагогической идеи должно превратиться в ведущий принцип развития. В Республике Беларусь должна сложиться национальная система непрерывного профессионального образования.
Следует различать два вида обучения.
Подготовка кадров -планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности.
Повышение квалификации кадров — обучение кадров с целью совершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.
Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции обучения квалифицированных кадров:
Концепция специализированного обучения ориентирована на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеет отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но с точки зрения работника, способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.
Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и внепроизводственную мобильность работника. Однако последнее обстоятельство представляет собой известный риск для организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет возможность выбора и поэтому менее к соответствующему рабочему месту.
Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных им в практической деятельности. Эта концепция относится в первую очередь к персоналу, имеющему склонность к научным исследованиям и обладающему талантом руководителя, педагога, политика, актера и.т.п.
Потребности в обучении квалифицированных кадров необходимо рассматривать дифферинцированно, т.е. по целевым группам или целевым лицам, с тем, чтобы качественно составить программу профессионального обучения для конкретного работника.
Обучение может осуществляться на рабочем месте и вне рабочего места (внутрипроизводственное и внепроизводственное обучение). Критериями выбора вида обучения являются: с одной стороны, доходы (повышение квалификации приводит к росту экономических результатов работы), с другой — внушительные расходы. Внепроизводственная профессиональная подготовка связана со значительными изменяющимися расходами, внутрипроизводственная – со значительными, но фиксированными расходами, поскольку в сфере обучения занято определенное количество и имеется соответствующая инфраструктура.
Обучение квалифицированных кадров на своем производстве имеет преимущества: методика обучения составляется с учетом специфике предприятия, передача знаний осуществляется простым наглядным способом, результат легко контролируется. Внепроизводственное обучение проводится опытными преподавателями в широком диапазоне своего опыта, однако потребности предприятия при этом не всегда в достаточной степени учитываются.
Характеристика видов обучения кадров.
Профессиональная подготовка кадров. Приобретение знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленных на выполнение определенных производственных работ (обучается учащаяся молодежь).
Профессиональное совершенствование (повышение квалификации). Расширение знаний, умений, навыков с целью приведения их в соответствие с современными требованиями производства, а также для стимулирования профессионального роста (обучаются занятые в производстве работники, имеющие практический опыт).
Профессиональная переподготовка (переквалификация). Получение знаний, умений, навыков и овладение способами обучения для освоения новой профессии и качественно другой профессиональной деятельности (обучаются занятые в производстве работники или безработные, имеющие практический опыт).
Задачи обучения для разных целевых групп разные.
Для учащейся молодежи – теоретическая начальная подготовка вне сферы деятельности с практической подготовкой по специальности на рабочем месте.
Специалисты с опытом работы – повышение квалификации для углубления специальных знаний по специальности.
Руководители с опытом работы – отработка поведения на случай возникновения конфликтных ситуаций, ведение переговоров, методика принятия решений и т.п.
Различают методы профессионального обучения на рабочем месте и вне рабочего места.
Методы обучения на рабочем месте следующие:
-направленное приобретение опыта- систематической планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального обучения, в котором изложены цели обучения.
-производственный инструктаж – информация, введение в специальность, адаптация, ознакомление обучающегося с его новой рабочей обстановкой.
-смена рабочего места (ротация) – получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места.
-использование работников в качестве ассистентов, стажеров – обучение и ознакомление работника с проблемами высшего и качественно нового порядка задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности.
-подготовка в проектных группах – сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач.
Методы обучения персонала вне рабочего места:
— чтение лекций – пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических и методических знаний, практического опыта.
-программированные курсы обучения – более активный метод обучения, эффективен для получения теоретических знаний.
-конференции, семинары — активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях.
-метод обучения руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач из производственной практики – моделирование организационной проблемы, которую должны решить участники группы. Позволяет соединить теоретические знания и практические навыки.
-деловые игры- обучение манере вести себя в различных производственных ситуациях, при ведении переговоров.
-методы решения производственно-экономических проблем с помощью моделей – моделирование процессов, происходящих на конкурирующих предприятиях. Слушатели распределяют между собой роли конкурирующитх между собой фиктивных предприятий. С помощью исходных данных слушатели должны принять соответствующие решения для нескольких стадий производства продукции (производство, сбыт, финансирование и т.д.).
-рабочая группа («кружок качества») – молодые специалисты разрабатывают конкретные решения по проблемам управления организации, объединившись в рабочие группы. Разработанные в рабочих группах предложения передаются руководству, которое рассматривает предложения, принимает по ним решения и информирует группу о принятии или отклонении ее предложений.
Источник: studopedia.su
Квалифицированный труд: что это такое, квалифицированный и неквалифицированный труд и типы квалифицированных рабочих мест
В зависимости от выбранной профессии от вас может потребоваться обучение определенному набору навыков. Профессии, требующие специальных навыков, называются квалифицированной рабочей силой. Как только вы поймете, что такое квалифицированный труд, вы сможете определить, применимо ли это к вашей будущей карьере. В этой статье мы определяем квалифицированный труд, различные типы работы и чем он отличается от неквалифицированного труда.
Что такое квалифицированный труд?
Квалифицированный труд относится к работе, которая требует определенного уровня подготовки или навыков. Этот тип работы представлен электриками, помощниками по административным вопросам, врачами, сантехниками и другими. Квалифицированные рабочие бывают либо синими воротничками, либо белыми. Эти работники должны иметь набор специализированных навыков для эффективного выполнения своих должностных обязанностей.
Это означает, что они могут иметь степень в соответствующей области, где они смогли получить навыки и обучение, необходимые для продолжения своей профессии. Благодаря этому дополнительному обучению работники, выполняющие квалифицированную работу, обычно получают больше и имеют больше должностных обязанностей, чем те, кто выполняет неквалифицированную работу.
Программы для Windows, мобильные приложения, игры — ВСЁ БЕСПЛАТНО, в нашем закрытом телеграмм канале — Подписывайтесь:)
Вот три типа навыков, которыми должны обладать эти специалисты:
1. Базовые навыки
Эти навыки считаются фундаментальными, поскольку они служат основой и поддержкой для дополнительных навыков, обучения, операций и многого другого.
2. Переносимые навыки
Для работающего профессионала важно иметь навыки, которые можно адаптировать к различным областям и условиям.
3. Технические и профессиональные навыки
Эти практические навыки относятся к способности выполнять определенные задачи.
Квалифицированный и неквалифицированный труд
Чтобы полностью понять квалифицированный труд, важно знать, что такое неквалифицированный труд и чем он отличается. Неквалифицированный труд относится к работе, которая не требует определенного набора навыков или формального образования. Некоторые примеры неквалифицированного труда включают кассиров, продавцов бакалейных товаров и уборщиков.
Основное различие между этими двумя видами труда заключается в том, что квалифицированный труд требует специальной подготовки, а неквалифицированный – нет. Кроме того, из-за множества технологических достижений сегодня спрос на квалифицированную рабочую силу выше, чем на неквалифицированную. В связи с этим многие неквалифицированные рабочие предпочитают приобретать специальные навыки, чтобы перейти на квалифицированные рабочие должности. Наконец, квалифицированные рабочие, как правило, получают больше, чем неквалифицированные рабочие, из-за их происхождения, образования, навыков и подготовки.
Виды квалифицированного труда
Многие рабочие места сегодня требуют от работников специального набора навыков, соответствующих их роли. Некоторые примеры включают врачей, плотников, инженеров и архитекторов. Хотя есть еще несколько, которые следует рассмотреть, вот 12 типов квалифицированных рабочих мест более подробно:
1. Готовить
Средняя заработная плата по стране: $12,21 в час
Основные обязанности: повара несут ответственность за приготовление пищи и управление другим кухонным персоналом. Для этого они должны иметь опыт работы с различными видами продуктов питания и кухонной утварью.
2. Административный помощник
Средняя заработная плата по стране: $15,56 в час
Основные обязанности: Административные помощники отвечают за выполнение различных офисных задач. Они демонстрируют свои различные практические навыки посредством создания отчетов, заказов на поставку, бронирования встреч и многого другого.
3. Тур-агент
Средняя заработная плата по стране: 42 746 долларов в год
Основные обязанности: Туристические агенты демонстрируют свои географические навыки, планируя и продавая различные туристические услуги. Туристические агенты несут ответственность за помощь клиентам в планировании поездок, включая все, начиная с пункта назначения, транспорта и общих расходов.
4. Плотник
Средняя заработная плата по стране: 21,61 доллара в час
Основные обязанности: Плотники умеют следовать чертежам и различным планам строительства. Они владеют общими методами строительства, такими как измерение и резка. Также на них есть возможность установки различных приспособлений и конструкций.
5. Офицер полиции
Средняя заработная плата по стране: 50 316 долларов в год
Основные обязанности: Сотрудники правоохранительных органов понимают различные законы, чтобы соблюдать их и обеспечивать их соблюдение на работе. Они несут ответственность за аресты, ответы на звонки и дачу показаний в суде, когда это необходимо. Эти обязанности требуют от них понимания закона и надлежащих методов его соблюдения.
6. Водопроводчик
Средняя заработная плата по стране: 25,17 долларов в час
Основные обязанности: Сантехники несут ответственность за понимание чертежей и знание того, как работают трубы и дренажные системы. Они владеют различными практическими навыками, такими как установка труб, установка унитаза и установка других опор для этих светильников.
7. Электрик
Средняя заработная плата по стране: $26,12 в час
Основные обязанности: Электрики имеют навыки интерпретации чертежей и диаграмм. Они устанавливают различные системы, такие как освещение и электропроводка. Они также знают, как проводить испытания, чтобы убедиться, что все электрические системы находятся в надлежащем рабочем состоянии.
8. Торговый представитель
Средняя заработная плата по стране: 54 398 долларов в год
Основные обязанности: Торговые представители несут ответственность за ведение переговоров по контрактам, достижение целей продаж и создание отчетов. Они знают различные вещи, такие как соглашения между покупателем и продавцом и вопросы квалификации.
9. Водитель грузовика
Средняя заработная плата по стране: 60 019 долларов в год
Основные обязанности: водители грузовиков несут ответственность за поездки на большие расстояния для перевозки различных товаров на склады. Они должны знать основные правила дорожного движения, как разгружать груз и как соблюдать правила дорожного движения.
10. Дипломированная медсестра
Средняя заработная плата по стране: $33,90 в час
Основные обязанности: Дипломированные медсестры используют свои медицинские знания, наблюдая за пациентами и отслеживая любые изменения симптомов. Они также несут ответственность за введение лекарств и регистрацию медицинской информации пациента по мере необходимости.
11. Адвокат
Средняя заработная плата по стране: 74 605 долларов в год
Основные обязанности: Юристы представляют своих клиентов в суде и имеют возможность помочь им в решении различных юридических вопросов. Они хорошо разбираются в практике общего права и проводят исследования, чтобы наилучшим образом помочь своим клиентам. Юристы должны обладать хорошими коммуникативными навыками и твердой этикой, чтобы защищать закон.
12. Врач
Средняя заработная плата по стране: 202 416 долларов в год
Основные обязанности: Врачи обладают очень специализированными медицинскими навыками для выполнения своей работы. У них есть знания о здоровье человека и способность понимать медицинскую практику. Врачи выполняют различные задачи, такие как интерпретация результатов лабораторных исследований, проведение операций, постановка диагнозов и общение с другими членами медицинского персонала.
Источник: buom.ru