Родители, интересующиеся развитием своего дитя с раннего возраста, не раз слышали о методике Зайцева, которая обещает научить малыша бегло читать уже в дошкольном возрасте. Педагог с большим опытом разработал собственную систему подачи материала для самых маленьких, которые в процессе игры с кубиками познают азы чтения, письма и даже счета. С годами методика усовершенствовалась автором и теперь практикуется в детских садах и начальной школе, но быстро научить читать своего ребенка можно и в домашних условиях.
Методика Зайцева: основная суть и особенности
Педагог выступает против поэтапного знакомства с буквами в процессе обучения малышей, а напротив, утверждает, что ребенок должен видеть весь объем информации сразу и понимать, чем отличаются разные слоги, сколько их может быть в целом и какие действия с ними можно совершать. Для этого различные вариации слогов и отдельные буквы нанесены на стороны кубиков, с которыми можно играя учиться читать.
Кубики Зайцева. Кубики Зайцева методика.
Методика Зайцева для детей раннего возраста помогает быстрее начать читать
Зайцев предлагает начать обучение именно со складов, а не со слогов, например, в слове «КРОТ» — один слог, но три склада – К-РО-Т. Так малышам будет проще составлять самостоятельно слова из складов, нанесенных на стороны куба.
Одна из важнейших особенностей подобной методики – это то, что ребенок запоминает не отдельные буквы, а сразу склады, поэтому во время чтения ему не нужно будет вспоминать, что за слог составляют две буквы Б и Ю, он не будет его читать как БЭ-Ю, а сразу вспомнит склад БЮ и назовет его, не вдаваясь в подробности, из каких букв он состоит.
Обучение чтению по методу Зайцева
Талантливый российский педагог настаивает на том, что для успешного раннего развития малыша нужно весь материал давать сразу и только в форме игры: дитя дошкольного возраста быстро утомляется от монотонной подачи информации и теряет интерес к обучающему процессу. Поэтому важно подобрать индивидуальную игровую форму изучения материала, которая увлечет именно вашего малыша.
Обучение чтению по методике Зайцева позволяет еще до школы научиться бегло читать
- дать малышу сразу все кубики и позволить с ними играть, рассматривать, определять их различие по цветам, весу, цвету;
- не нужно ничего объяснять и долго рассказывать, что к чему: сразу покажите весь набор и называйте изображенные на них склады;
- сразу начинайте составлять из складов простейшие слова – МАМА, ДЯДЯ;
- весь процесс обучения вести только в игровой форме;
- склады нужно пропевать, затем научиться петь цепочки из слогов. Настаивать на том, чтобы ребенок пропевал вместе с вами, не нужно. Когда он будет готов, малыш сам начнет подпевать;
- добиться хороших результатов можно только при регулярных уроках.
Методика Зайцева больше похожа на игровой процесс и отличается тем, что ее можно адаптировать под запросы каждого ребенка: если малыш – любитель сказок, можно придумывать различные сюжеты о том, как один склад ходил к другому в гости или они вместе играли на лесной поляне. Если ребенок – прирожденный строитель, соорудите вместе с ним башни МА-ГА-ЗИ-Н, ДО-М, ГА-РА-Ж. Если дитя больше любит играть с машинками, составляйте паровозик или играйте со складами в гонки. В игровом процессе можно фантазировать безгранично, дети должны двигаться, танцевать, петь, прыгать, им это будет интересно. В результате они научатся быстро воспринимать на слух сразу склады, а затем и целые слова.
Технология обучения
Пошаговый процесс обучения чтению по Зайцеву базируется на определении и запоминании различных складов, поэтому ребенок должен научиться различать их. Для этого разработчик методики наглядно продемонстрировал на примере кубиков, как отличаются звонкие, глухие, приглушенные, мягкие, твердые склады.
Такое пособие для детей представляет собой следующий набор демонстративного материала:
- 52 кубика и 7 дополнительных, на которых содержатся повторяющиеся склады для создания простейших слов – МАМА, ПАПА;
- всего изображено 200 складов, из которых можно собрать любое слово;
- все кубические элементы различны по размеру, материалу изготовления, цвету, весу;
- на больших изделиях изображены склады с твердым звучанием, на маленьких – с мягким;
- звонкие склады написаны на металлических кубиках, глухие – на деревянных;
- золотые – гласные буквы, на железно-деревянных элементах – склады с твердым знаком, на железно-золотых – с мягким;
- белые служат для изображения знаков препинания;
- есть и цветовой подбор букв, который кардинально отличается от школьной формы подачи материала: гласные обозначаются голубым цветом, согласные – синим, твердый и мягкий знаки нарисованы зеленым цветом.
Для повышения эффективности уроков можно использовать дополнительные пособия – таблицы со складами, картинки, организовать игровое поле, когда демонстративный материал располагается на стене.
Для придания занятиям игровой формы используются кубики со складами, предназначенные для раннего развития ребенка
Аналогичным образом малышу преподается математика. Для этого используют четырехцветную картонную ленту, на которой сгруппированы числа от 0 до 99. Обучение счету состоит из дополнительных пособий в виде таблиц и кубических элементов, которые визуально представляют процесс сложения и вычитания чисел, образно поясняют состав числа и знакомят с многозначными числами.
Как организовать процесс обучения
Чтобы родителям и детям процесс обучения давался легко и понятно, Зайцев дает примеры проведения уроков и подсказки, как завлечь дитя в игру:
- начинать знакомство с пособием нужно в виде непринужденной игры, когда малыш сначала сам потрогает кубические элементы, построит башню, определит их разницу. Только потом можно начинать проговаривать и пропевать склады, изображенные на них;
- важно познакомить ребенка со звучанием железных, золотых и деревянных изделий, если с первого раза малышу будет понятна разница, можно переходить к формированию одинаковых по звучанию групп из кубиков;
- можно раскладывать все изделия по размеру и рассказывать, что большие и крепкие – это твердые склады, а малютки – это мягкие по звучанию малыши;
- пропевая склады, ребенку проще их воспринимать и запоминать, поэтому полезны в процессе обучения попевки, которые есть в методическом материале от разработчика;
- можно просить ребенка найти свою любимую букву, когда знакомство со складами уже состоялось, можно переходить к поиску любимых или заданных складов или составлению простейших слов. Эффективно для улучшения восприятия просить выбирать золотые, деревянные, железные кубики: малыш должен понимать, чем одни отличаются от других;
- желательно соблюдать алгоритм занятия: сначала пропевать склады на кубах, затем в таблицах, после переходить к составлению слов;
- средняя продолжительность урока – 20 минут, не стоит заставлять ребенка заниматься через силу.
Методика дает результаты только при соблюдении указанных автором рекомендаций и регулярности занятий.
С какого возраста можно начинать обучение
Методика интересна тем, что практиковать ее можно начиная с рождения, но в этом возрасте малыш будет только рассматривать кубики, после сможет трогать их, знакомиться с формой, цветом, разницей в материале изготовления. После года малыш может строить из них сооружения и узнавать буквы. Ближе к двухгодовалому возрасту можно переходить к изучению складов, когда ребенку уже знакомы изделия, а родители предлагают с ними новые игры. Чем старше дитя становится, тем сложнее будут задания.
Каких результатов можно достичь
На основе отзывов практикующих методику преподавателей была составлена статистика, в которой отображено достаточное количество занятий для того, чтобы малыш определенного возраста начал читать:
- в 3-летнем возрасте потребуется примерно полгода, чтобы малыш начал читать свои первые слова;
- после 4 лет для этого нужно 16 уроков;
- в 5 лет процесс пойдет быстрее – 5–10 занятий;
- в 6 лет для получения навыков чтения будет достаточно 4–6 раз.
Уроки по методике российского педагога помогают сформировать у малыша навыки моментального восприятия складов и составления их в слова, что позволяет в игровой форме научить его бегло читать еще в детском саду. Используя дополнительные обучающие материалы, можно научить дитя и математике, при этом его знакомят сразу не с десятью числами, а с сотней или тысячей. Такой способ раннего развития требует не только усердия, регулярности и индивидуального подхода, но и специальные изделия, а также методические материалы.
Источник: www.baby.ru
Методические рекомендации «Кубики Зайцева»
Кубики Зайцева — это новая методика обучения детей чтению, основанная на чтении слова по складам (не путать со слогами). По мнению автора методики, таким способом можно научить детей читать с 2-3х летнего возраста. Складовой принцип чтения — основа Зайцевского метода обучения детей чтению.
Публикация «Методические рекомендации „Кубики Зайцева“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Кубики. Игры с кубиками
- Методика и кубики Зайцева Н.А.
- Темочки
Актуальность развивающего обучения детей дошкольного возраста в наше время не вызывает сомнения. По словам Л. С. Выготского «только — то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой». Многие авторы (Глен Доман, Никитины, Н. А. Зайцев) настаивают на том, что такое раннее – не раннее, а как раз своевременное развитие.
Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте. Наша задача состоит в том, чтобы прививать пожизненную любовь к познанию. Чтение – один из важнейших источников познания и речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Чтение заложено в основу обучения и является одним из необходимых навыков в жизни.
Оно играет ключевую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями. Универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер. Это и повседневное общение, и залог успешного обучения в школе, овладение будущей профессией.
Зачем ребёнку читать до школы? Преимуществ очень много:
• На раннем этапе улучшается произношение – постоянное проговаривание слов по складам способствует тому, что речь ребёнка становится чище;
• Обогащается словарный запас;
• Ребёнок умеющий читать, более самостоятелен: его можно приучить к мысли, что знания он может добывать сам из книг (очень полезный навык, который хорошо бы выработать с детства);
• Дети, которые научились читать книги рано, читают книги с большим удовольствием;
• Раннее чтение влияет на грамотность.
• Навык чтения, правильно сформированный в дошкольном возрасте, благотворно влияет как на становление дальнейшей учебной деятельности, так и на общее развитие личности ребёнка.
Основные принципы обучения детей по Зайцеву
• Чтобы научиться читать, не обязательно знать названия букв.
• По слогам читать сложно.
• Человек сначала учится писать, а потом читать.
Первым несомненным плюсом является то, что методика основана на естественной потребности и любви ребенка к игре. По сути, в легкой, ненавязчивой, интересной, игровой форме ребенок очень быстрыми темпами овладевает различными навыками.
Цель применения развивающих игрушек по методике Зайцева
• Научить детей уверенно, осознанно читать и сохранять смысл прочитанного. Тренировать зрительная память
• Учить детей удерживать внимание
• Подготовка глазных мышц к движениям совершенно необходимым для будущего чтения
• Развивать навыки грамотного чтения и письма
• Создавать радостное настроение и развивать быстроту реакции.
• Закреплять навыки классификации предметов
• Активизировать и обогащать словарь детей
Статистика преподавателей, работающих много лет с Кубиками по методике Н. Зайцева доказала, что при условии проведения игровых занятий от 30-ти до 60 минут 2 раза в неделю, дети двух- и трёхлетнего возраста начинают читать через 6-9 месяцев; дети четырёхлетнего возраста – через 16 занятий; дети пяти лет – уже через 5-10 занятий; а шестилетки начинают читать после 4-6 игровых занятий с кубиками. И даже взрослые иностранцы, которые раньше не знали ни одной буквы русского алфавита, уже после первого занятия могут составлять из кубиков слова, которые произносит преподаватель, а еще через одно-два занятия – начинает читать.
Методика Зайцева позволяет задействовать и развить такие органы чувств как слух, осязание, зрение. Развитие этих органов чувств способствует повышению уровня восприятия мира, что в свою очередь приводит к активному развитию речи и творческих задатков ребенка.
Система не привязана к возрасту
Кубики Зайцева позволяют обучать ребенка чтению хоть с полугодовалого возраста. Но даже пятилетним начинать не поздно. Система не привязана к определенному возрасту.
• познакомить детей с кубиками и таблицами, научить различать кубики по цвету, звучанию, величине, классифицировать их;
• уверенно называть склады на кубиках и таблице, составлять слова;
• учить читать отдельные слова, способствовать улучшению дикции у детей;
• воспитывать интерес к чтению, уверенность в своих возможностях, навыки сотрудничества;
• развивать внимание, память, мышление.
I этап «Знакомство с кубиками и таблицами. Изучение складов».
Цель: познакомить детей с кубиками и таблицами, научить детей отличать кубики по цвету и звучанию; учить называть склады на кубиках и таблицах.
II этап «Чтение одного слова»
Цель: закрепить умение детей находить и называть склады, учить детей четко произнося слова, читать слова.
III этап «Чтение текста. Игры-тесты с кубиками.
Цель: учить детей уверенно, осознанно читать слова в предложениях и сохранять смысл прочитанного.
Ожидаемый (прогнозируемый) результат обучения:
К концу обучения дети должны уметь:
• Изолированно произносить нужный звук;
• Выделять первый и последний звук в словах;
• Производить анализ и синтез слогов;
• Производить звукобуквенный анализ слова;
• Уверенно, осознанно читать слова в предложениях и сохранять смысл прочитанного.
Организация учебного процесса:
Описание форм и методов проведения занятий :
1. Словесные методы обучения :
• пропевание (звуков и складов).
2. Наглядные методы обучения :
• показ кубиков, таблиц;
• использование дополнительных пособий (иллюстрации, карточки,
настольно — печатные игры)
в) показ способов действия.
3. Практические методы обучения :
• совместная деятельность взрослого и детей;
• самостоятельная детская деятельность.
Сущность методики
Единица чтения – склад!
Дети учатся читать по складам!
Склад – это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква (М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ).
Пользуясь этими складами ребенок начинает составлять слова.
Складовой принцип чтения
Складовой принцип чтения – это основа данного метода обучения детей чтению.
Методы обучения
Метод затрагивает 3 сенсорные области: слуховую, зрительную и тактильную.
• Склады написаны на гранях кубиков.
• Кубики различны по цвету, размеру и звуку, который они издают.
• Каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия.
• математика (цифры, счет, дроби, степени,
Когда заниматься кубиками Зайцева?
Если вашему ребенку 4-6 лет, имеет смысл отвести его в группу, где занимаются по Зайцеву. Дети такого возраста любят коллектив, тянутся друг за другом, соперничают, кто лучше, кто быстрее, и обучение в группе их очень увлекает. А параллельно хорошо заниматься кубиками Зайцева и дома. Особенно если вам удастся создать ребенку мотивацию к обучению.
А вот детишки в возрасте от 3 до 4 лет не всегда хорошо адаптируются в группе. Особенно это касается тех малышей, которые не ходят в детский сад или кружки. Приходя на занятия, они будут долго привыкать к работе в коллективе и слушать педагога. Таким крошкам лучше заниматься кубиками Зайцева дома с мамой. Дети до 3 лет еще неспособны эффективно заниматься в группе.
Они быстро устают, не умеют внимательно слушать педагога, не могут заниматься больше 10-15 минут подряд. Согласитесь, из-за такого небольшого „урока» не стоит никуда водить или возить маленького ребенка. Занятия проходят 1-2 раза в неделю, и ваш малыш успевает забыть, что было на прошлом уроке. С крошками лучше заниматься кубиками Зайцева каждый день понемножку и делать это старайтесь конечно же дома.
Обобщение многолетнего опыта работы родителей, воспитателей, учителей вот о чё м говорит:
• Многие родители способны обучать детей сами. У особо нетерпеливых складывают слова из кубиков и начинают читать-считать даже двухлетки.
• Дети, знакомые с Кубиками Зайцева, быстрее выходят в речь, чище берут звуки.
• Дошкольники четырёх-пяти лет начинают читать и считать в пределах ста через 10-12 занятий.
• Дети с отклонениями в развитии успешно реабилитируются.
• Первоклассники начинают читать, складывать-вычитать в пределах ста в первую неделю.
• Изучение русского языка из трудного и занудного предмета можно сделать легким и увлекательным.
• Зрение и осанка не только сохраняются, но даже улучшаются (имеются заключения серьёзных учёных, резко снижается число проблем, связанных с гиподинамией.
Процентов 70-80 детей к семи годам без всяких перегрузок и даже с укреплением психофизических характеристик можно подготовить к занятиям по программам нынешних третьих-четвёртых классов.
Правила проведения занятий по методике Зайцева
Во-первых, следует всегда помнить, что с ребенком нужно вести занятие только в игровой форме. Раскованность обстановки, постоянное движение, переключение внимания между развивающими игрушками таблицами и физическими игровыми упражнениями. Материал ни в коем случае не должен навязываться ребенку, иначе это приведет к обратной реакции — угасанию интереса к обучению.
Посему родителям, которые желают дома самостоятельно обучать ребенка по данной методике следует быть очень аккуратным. Помните: развитие в среднем темпе (не спеша) приводит к наиболее эффективным результатам, развитие в быстром темпе может иметь результат как более быстрое обучения ребенка, так и привести к полному отрицанию обучения, отсутствию интереса, замедлению развития. Один из негласных слоганов методики «Воспитай гения!» Собственно в этом и заключалась основная идея методики : возможность донести и научить ребенка программе младших классов еще в дошкольном возрасте.
Стандартный урок Зайцева продолжается 25 минут в игре. Дети могут ходить, стоять, лежать на мате, они не портят осанку, они не портят зрение, потому что смотрят на большие таблицы. Зайцев не упраздняет систему Домана (больше о Г. Домане и его системе мы расскажем в наших других статьях, работающую во всем мире: используется сама идея раннего развития. Параллельно с методом Зайцева можно применять систему физического развития по Доману. Очень часто методику Зайцева используют наряду с методикой по системе Монтессори.
Развивающие занятия с использованием Кубиков Зайцева
Как же ребенок любит имена, особенно свое. Естественно возникает желание поскорее научиться его читать. Увлекательно и с пользой ребенок может осуществить свое желание и по таблице, и по кубикам. Кроме того, что ребенок уже счастлив, что умеет писать свое имя указкой или кубиками, он развивает свою память, а также производит звуковой анализ и составной анализ.
«Песни, хлопки, притопы»
В данном упражнении заложен принцип пения складов как вертикально, так и горизонтально. А хлопки и притопы превращают упражнение в интересную форму игры. Если вас пугает что производится вертикальное пропевание всех складов согласных с гласными, не страшно, ведь это не заучивание, а привыкание к различным звукам, и корректировка звукопроизношения. Вот увидите, ребенок сам вас удивит, когда узнает в журнале ту или иную букву, а может даже склад, которые он «пел» на занятии.
«Кто быстрее»
Упражнение соревновательного характера. Какой ребенок не любит соревнования, при этом происходит непринужденное развитие зрительной памяти, быстроты реакции и восприятия. Допустим, требуется найти тот или иной кубик по описанию педагога, а кубиков то много. Игровой процесс поиска приведет к достойному результату. И детям не скучно, и педагог продвигается к своей цели.
«Музыкальный поезд»
Дети – артисты с самого рождения. Артисты поют, танцуют, в общем, выступают и показывают себя. Данное упражнение позволяет проявить свои артистические способности каждого ребенка.
Составляем складовый поезд из вагончиков (кубиков, например все согласные с гласной А (БА, ПА, ВА, ФА, ГА, КА и т. д., далее выбираем любимую и знакомую песню для малышей, например, «В лесу родилась елочка», и на мотив этой песни пропеваем наш веселый поезд. Проявляем творческие способности, развиваем звукопроизношение и зрительное восприятие.
В данной методике большое количество разнообразных игр и упражнений, которые вызывают не менее значимый интерес у ребенка в познании страны букв и слов, а также вызывают положительные эмоции у родителей, наблюдающих за результатами своих чад. Следствием этого является снятие комплексов и стрессов у детей, улучшение психологического состояния ребенка.
• Ребята удивительно рано и удивительно быстро соглашаются на письмо указкой по таблице
• Приобретение навыков закрепления и автоматизации грамотного письма.
• Постепенно у детей происходит превращение знаков в звуки — чтение
Конспект занятия по чтению (методика Зайцева) .
Тема: «Путешествие в сказку».
Материалы к занятию:
– Картинки домашних животных и их детёнышей
– Кубики Зайцева
Ход занятий
– Ребята здравствуйте к нам прикатился гость кто это?
– Правильно ребята, это колобок. Он приглашает нас к своим друзьям. Пойдём за ним?
Колобок катится, и останавливается около домика, где нарисовано окошко.
– Правильно ребята. А как она зовёт своих малышей котят пить молоко?
– Молодцы ребята. А давайте найдём её котят.
“Их ребята ищут среди картинок. Нашли и кладут около дома кошки”
Катится колобок к домику собаки
– Ребята кто в этом домике живёт?
– Молодцы правильно. А как она зовёт своих детей щенят кушать?
– Молодцы ребята, а давайте найдем ее щенят.
“Их ребята ищут среди картинок. Нашли и кладут около домика собаки”
Катится колобок к домику лошади, коровы, козы. Вопросы аналогичные.
А сейчас ребята мы с вами поиграем, принесите мне “золотые кубики”, “деревянные”, “каменные”. Покажите мне какие кубики звенят? Какие стучат?
Подходим к таблицам:
– Ребята найдите мне песенку барабана:
– Найдите песенку молоточка:
– Найдите песенку капризульки:
Так же аналогично находят песенку мамы, папы.
– Подойди сюда Саша. Давай Саша найдем твою песенку, Са-ша.
– Катюша давай напишем твоё имя. Ка-тя.
– Ребята посмотрите, а колобок тоже хочет написать своё имя, ко-ло-бок.
Колобок прощается с ребятами и уходит.
– Ребята вам понравилось занятие? А вам было трудно?
1. Письмо. Чтение. Счет. Учебник нового типа для учителей, воспитателей, родителей. Зайцев Н.
А. – С – Петербург, «лань», 1998г.
2. Обучение с пеленок. Кубики Зайцева в семье. Данилова Л. – С-Петербург, Издательский Дом «Нева», Москва «ОЛМА – ПРЕСС», 2003г.
3. Кубики Зайцева. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – С-Петербург,
Публикации по теме:
Как мы играем в кубики Зайцева Уважаемые коллеги и друзья! Хочу рассказать как мы с малышами играем в кубики Зайцева. Кубики нам подарили родители двух близняшек,которых.
Методические рекомендации по использованию игр по автоматизации звука [с] Автоматизация звука С в словах с использованием многофункционального дидактического пособия Цель: уточнить правильное произнесение звука.
Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ» МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» Методическая рекомендация «Танцевальная деятельность в ДОУ»Подготовила: Музыкальный руководитель.
Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».
Методические рекомендации по работе с «Лентой букв» «Лента букв» — учебно-наглядное пособие. Когда я училась в школе, данное пособие висело у нас в классе над доской. Я им не пользовалась,.
Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, посетившие мою страничку! Рада всем вам! Сегодня предлагаю Вашему вниманию материал,.
Методические рекомендации при разучивании песни «Праздничная» Методические рекомендации при разучивании песни «Праздничная» музыка Т. Попатенко, слова Е. Найденовой. Диапазон песни: ля — ми Программное.
Методические рекомендации при разучивании песни «Флажки» Методичесукие рекомендации при разучивании песни «Флажки» музыка Е. Тиличеевой, слова Л. Некрасовой. Диапазон песни: ми — си Программное.
Методические рекомендации при разучивании песни «Машина» Методические рекомендации при разучивании песни» Машина», музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой. Диапазон песни :фа — си — бемоль Программное.
Источник: www.maam.ru
Как пользоваться кубиками Зайцева
Многие родители, которые хотят научить ребенка чтению, сталкиваются с большим количеством различных программ и не знают, какую лучше выбрать. Кубики Зайцева — одна из эффективных, популярных и простых методик обучения детей чтению с раннего возраста. Это подтверждают многочисленные положительные отзывы.
Для какого возраста предназначены
У системы Зайцева нет возрастного ограничения. С ее помощью можно обучать детей от нескольких месяцев до 7 лет или до того, пока ребенок не пошел в школу. Чем он старше, тем меньше занятий требуется для освоения чтения. Например, в 5-6 лет дошкольникам достаточно 1-2 недель ежедневных занятий, а обучение детей 3-4 лет может длиться около полугода.
В чем заключается методика Зайцева
Программа представляет собой обучение чтению по кубикам Зайцева в форме игры, где задействуются следующие виды восприятия: зрение, слух, мышление, движение, осязание. Во время занятий используются не только кубики со складами, но и таблицы, картинки, игровое поле.
Методика подходит практически для всех детей, даже имеющих психические отклонения, нарушения зрения, слуха, страдающих аутизмом. Занятия проходят без предварительного изучения алфавита и слогов (вместо них используются склады). Во время обучения можно двигаться, петь, говорить, танцевать.
Важным фактором является атмосфера во время уроков. Она должна быть спокойной, чтобы дошкольник находился в хорошем расположении духа, ему было интересно и весело. Если у детей нет настроения, не нужно заставлять их. Родители должны выступать в качестве друга-наставника, а не строгого учителя. Это облегчит, а также ускорит процесс обучения.
Главные цели программы:
- расширение словарного запаса;
- умение писать грамотно;
- избавление от речевых проблем, невнятности;
- развитие мышления, логики;
- обучение работать самостоятельно.
Используемый комплект
- кубики — 61 шт.;
- карточки в виде таблицы из картона с буквами, слогами — 6 шт.;
- картонные таблицы в формате В3 — 4 шт.;
- диск для прослушивания;
- методическое пособие — инструкция в виде конспекта для проведения уроков.
Наборы бывают 3 видов:
- С собранными кубиками.
- С пластиковой основой.
- С раскладкой, которую нужно собирать.
Лучше выбрать набор, где кубики Зайцева уже собраны, поскольку не придется тратить время на их изготовление. Единственный минус такого набора в том, что он обойдется дороже.
Чтение по складам
Склады — минимальная единица, произносимая ребенком, которую ему легко воспринимать. То есть это первые слова у детей: «да», «ма», «па». Они состоят из 1 или 2 букв.
Склады могут быть следующими:
- гласная и согласная вместе («ве», «ни»);
- отдельная гласная или согласная как слог («я-ма», «ло-д-ка»);
- согласная с мягким или твердым знаком («ль», «сь», «дь»).
На всех сторонах кубиков написаны склады по правилам:
- склады начинаются с одной и той же согласной, если она есть («на», «но», «ну», «ни»);
- на больших кубиках находятся твердые согласные, а на маленьких — мягкие;
- звонкие согласные располагаются на серых кубиках с железным наполнителем внутри, а глухие согласные — на оранжевых с деревянным наполнителем;
- отдельные гласные находятся на кубиках желтого цвета;
- на белые нанесены знаки препинания;
- на двойных кубиках на каждой стороне объединены склады, которые пишутся по-разному, но читаются одинаково («же», «жо», «шь», «ш»).
Это сделано для того, чтобы дошкольникам было легче найти необходимые склады среди остальных, быстрее запомнить.
Во время занятий склады показываются, устно проговариваются или напеваются. Родитель или педагог в детском саду рассказывает о звучании складов на желтых, деревянных и железных кубиках, предлагает ребятам разложить их по звуку, объему, а также показать и напеть склады с кубиков, таблиц, картинок. Таким образом дети постепенно учатся складывать полностью слова, читать и писать.
Преимущества и недостатки метода
К достоинствам метода Зайцева относятся следующие:
- Нет возрастного ограничения.
- Ребенок быстро обучается.
- Благодаря занятиям развиваются слух, мелкая моторика, память.
- Используется личностный подход к ребенку (учитываются возраст, уровень развития).
- Уроки проходят в форме игры, поэтому дошкольники чувствуют себя спокойно, непринужденно, никуда не торопятся, расслабляются, лучше и быстрее запоминают.
- Для обучения не всегда нужны взрослые. Достаточно провести несколько уроков, и ребенок сможет заниматься самостоятельно.
- Дети учатся писать грамотно.
У этой системы есть и недостатки:
- Методика учит читать по складам, поэтому позднее в школе могут быть проблемы с фонетическим разбором слова и школьника придется переучивать. Склады не соответствуют слогам, и может возникнуть путаница.
- Не все смогут приобрести наглядное пособие, потому что оно недешевое.
- Перед началом проведения занятий с ребенком придется некоторое время уделить пошаговому изучению методики, чтобы полностью разобраться в ней и ничего не упустить.
- Занятия не влияют на развитие творческих способностей и малоэффективны для дошкольников, у которых хорошо развито левое полушарие (у них слабо работает образное мышление).
Отзывы родителей
Ольга, 30 лет, Москва
Ребенок быстро научился читать. Начали в 3 года, сейчас сыну 4, уже читает небольшие сказки. Единственное, что не понравилось, — цена. Дороговато.
Олег, 36 лет, Саратов
Метод понравился. Сын в 6 лет читает книги. Правда, кубики собирали сами, пришлось потратить на это несколько дней.
Татьяна, 25 лет, Краснодар
Купила набор дочери на 5-летие. Оценить результат методики не получилось: дочка воспринимает кубики только как игрушки.
Мария, 28 лет, Брянск
Начала заниматься с дочерью в 2 года и 5 месяцев. Занимаемся 4 месяца, но не каждый день, а когда получается. Дочь уже различает склады, небольшие слова может складывать. Методика нравится: ребенок с удовольствием включается в игру, а результат налицо.
Источник: gotovluskshkole.ru