Для реализации дополнительных возможностей развития детей в детском саду функционируют кружки и секции. Это эффективное подспорье в том, чтобы выявить предпочтения ребенка, заинтересовать новым делом, развить способности. Родители, желающие, чтобы их ребенок посещал кружки в детском саду, заключают специальный договор с администрацией образовательного учреждения. Информация, изложенная в данной статье, поможет родителям разобраться с организационными моментами и принять решение о посещении кружка их ребенком.
Условия кружковой работы в детском саду
Для проведения кружковой работы в ДОУ создаются условия в соответствии с требованиями СанПиН (санитарные правила и нормы). Если ДОУ имеет лицензию на оказание платных услуг, то кружки, студии и секции работают на платной основе.
Деятельность, дополняющая основную образовательную программу дошкольного учреждения, регламентируется следующими нормативно-правовыми документами:
- Лицензией (если услуги платные);
- Уставом ДОУ;
- положением о кружке (секции).
Кружковая работа, программа «Город Мастеров».
Обязательно наличие программы кружка, секции или студии, специалистов, помещений, оборудования. Педагог, который ведет кружковую деятельность, может быть из коллектива ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, воспитатель) или работать по договору (логопед, хореограф).
Например, кружок «Островок тренажеров». Цель: формирование основ ЗОЖ. Необходимо помещение с детскими тренажерами; инструктор по физкультуре (воспитатель), владеющий информацией об использовании каждого из них; программа с комплексом занятий.
Как организационно включены кружки в режим ДОУ
Кружки и секции в ДОУ проводятся после сна во вторую половину дня. Это связано с тем, что первая половина дня предназначена для организованной образовательной деятельности и прогулок.
В соответствии с графиком и списком, воспитатели групп отводят детей к специалистам, которые задействованы в этом виде услуг. Время проведения занятия – 30 минут. Если кружок бесплатный, и его ведет сам педагог, то он имеет форму занятия со всей группой.
Направления кружковых занятий в ДОУ
Кружки в ДОУ по ФГОС должны давать материал, выходящий за рамки государственного стандарта дошкольного образования. Востребованы направления:
- Интеллектуальное («развивайки»).
- Творческое (изодеятельность, театрализация, музыкальное, танцевальное).
- Физкультурное (спортивные секции, тренажеры).
- Подготовка к школе (чтение, математика).
- Коррекционное (занятия по развитию мелкой моторики, логопедия).
Таким образом, каждый дошкольник имеет возможность получить дополнительные знания, развить природные задатки, подкорректировать проблемы логопедического характера, получить помощь в физическом развитии. Работа с одаренными детьми может вестись по индивидуальной программе.
Организация кружковой работы в школе
Кружки для дошкольников младших и средних групп
Кружки в младшем и среднем возрасте помогают увлечь интересной деятельностью, развивают усидчивость, способствуют всестороннему развитию малышей. Для этой возрастной группы актуальны следующие направления:
- развитие речи;
- активизация познавательного интереса;
- развитие мелкой моторики.
Рекомендуются также кружки, связанные с творчеством, интеллектуальной («развивайки») и оздоровительной (спортивные секции) деятельностью.
Например, кружок «Акварелька» по изобразительной деятельности обучает воспитанников техникам нетрадиционного рисования. Рисование с детьми 3-4 лет всесторонне влияет на их развитие. У детей не только появляются знания и умения в этой области, но и развивается моторика, коммуникативные умения, пополняется словарный запас, малыш получает положительные эмоции.
Кружки в ДОУ для детей старшей группы
Для детей старшей группы в ДОУ появляется возможность расширить перечень предлагаемых услуг по кружковой деятельности. Ребенка после 5 лет может заинтересовать:
- театральный кружок;
- музыкальная студия;
- экологический кружок;
- техника оригами;
- обучение грамоте;
- ментальная арифметика;
- студия интеллектуальных игр;
- спортивные секции («Шахматы», «Школа мяча»).
Например, студия интеллектуальных игр предполагает мотивацию к размышлению посредством развивающих игр и существенно развивает логическое мышление дошкольников. В работе с детьми используются блоки Дьенеша, цветные палочки Х.Кюизенера, игры Б.П. и Л.А. Никитиных и другие.
В музыкальной студии «Веселые нотки» воспитанников обучают пению. Педагог уделяет индивидуальное внимание развитию музыкального слуха, ладового чувства и способности к музыкальному импровизированию. Такой кружок вызывает большой интерес у детей, имеющих музыкальные способности.
На занятиях экологического кружка дети пополняют свой запас знаний о природных явлениях, фиксируют свои наблюдения с помощью пиктограмм в специальных дневниках, размышляют. Для них разрабатывают оригинальные маршруты Экологической тропы.
Дополнительные занятия для детей подготовительной группы
В подготовительной группе приоритетом становится подготовка к школьному обучению. Помимо творческих студий и спортивных секций востребованы кружки познавательного развития. Например:
- «Детская лаборатория» (дети проводят опыты и учатся делать выводы по результатам экспериментов);
- «Страна динозаврия» (познание основ развития планеты, сведения о динозаврах и др. вымерших животных);
- «Обучение чтению»;
- «Интересная математика»;
- «Скоро в школу» (комплексная подготовка);
- «Говорим правильно» (занятия с логопедом).
Комплексная подготовка к школе подразумевает обучение чтению, основам математики и письму. На занятиях используется игровая мотивация, чтобы дошкольник не терял интерес к процессу обучения.
Например, при обучении чтению используется игра «Собери слова из букв». Вокруг картинки вразброс расположены буквы. Ребенок должен расположить их в клеточках, чтобы получилось слово, обозначающее нарисованный предмет.
Польза участия в кружках для ребенка
Дополнительные услуги в образовательном учреждении помогают решать следующие задачи гармоничного развития ребенка:
- углубление базовых знаний и умений;
- развитие специальных способностей;
- получение социально значимого опыта взаимодействия;
- испытание «ситуации успеха»;
- развитие личностных качеств ребенка;
- приобщение к здоровому образу жизни;
- развитие творческих способностей.
Например, театральная студия «Маски» развивает артистические способности, фантазию, речь, воображение, активизирует словарный запас, воспитывает в детях интерес к театральному искусству.
Очевидно, что кружки по интересам несут дополнительные возможности развития детей в детском саду. Кружок, являясь неформальным свободным объединением детей из разных групп, способствует развитию коммуникативных навыков и формирует такие качества, как самостоятельность, усидчивость, целеустремленность, любознательность. Это те качества, которые пригодятся уже в ближайшем будущем – они необходимы будущему первокласснику для успешного обучения в школе.
- Чем занять ребенка летом;
- Как научить ребенка считать.
Источник: alldoshkol.ru
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Олимпиадная математика»
Данная программа составлена для работы с учащимися, проявляющими повышенный интерес к изучению математики. В неё включены вопросы, которые не изучаются по обычной программе, но являются важными для развития логического мышления учащихся. Данная программа направлена на оказание обучающимся квалифицированной помощи в расширении, углублении, систематизации и обобщении их знаний по отдельным темам курса математики.
12.04.23 в 20:18 Юлия Мукминова 0
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (социально- педагогической направленности)
Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации, позволяет формировать те социально¬психологические функции, которые заблокированы у детей с ЗПР от рождения, либо утрачены вследствие болезни или травмы.
11.04.23 в 19:48 Лунина Наталья Владимировна 0
Программа «Биогеоценозы Ленинградской области» летнего экологического лагеря «Симбиоз» для профильных 5-х классов естественнонаучной направленности
Программа «Природа родного края» летнего экологического лагеря для профильных 5-х классов естественнонаучной направленности
05.04.23 в 18:57 Гуськова Светлана Анатольевна 0
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ» Направленность: социально-гуманитарная
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ» Направленность: социально-гуманитарная Возраст 12-15 лет
05.04.23 в 18:55 Макшова О.А. 0
Программа кружка «Далаьа»
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
КРУЖОК – КАК ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В настоящее время дополнительное образование, в отличие от общеобразовательных учреждений, является одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, где обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.
С учетом возраста и интересов детей, дополнительное образование становится основой для воспитания нового творчески мыслящего поколения, профессиональной ориентации, развития компетенций, востребованных на новом этапе технологического развития.
Указом Президента от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» дан целевой показатель охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными образовательными программами к 2020 году в 70-75%, что фактически определило повышение вовлеченности детей в дополнительное образование в качестве приоритета государственной образовательной политики в долгосрочной перспективе.
КРУЖОК – КАК ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости. Кружок является наиболее распространенной, традиционной формой добровольного объединения детей.
1. Приоритет предметно-практических задач.
2. Основной вид деятельности – обучение конкретному виду деятельности. Хотя это не означает отсутствия воспитательных и развивающих задач.
3. Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом.
Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.
Кружковая работа в общеобразовательной школе и других учебных заведениях, а также внешкольных учреждениях проводится с целью расширения общих и углубления специальных знаний учащихся, удовлетворения их индивидуальных интересов и склонностей, развития творческих способностей, а также с целью организации их досуга. Кружковая работа служит средством профессиональной ориентации учащихся, в ней тесно переплетаются образовательные и воспитательные задачи.
Кружки организуются в общеобразовательных и профессиональных школах, высших и средних специальных учебных заведениях, во внешкольных учреждениях, при клубах и библиотеках на добровольных началах. Обычно в кружке занимаются 15-20 человек, при этом каждый учащийся посещает 1-2 кружка, не более.
В кружках, особенно предметных, объединяются учащиеся одного возраста, примерно с одинаковым уровнем подготовки. В некоторых кружках (художественных, спортивных) объединение происходит по интересам, занимаются учащиеся различных классов.
Очень важно, чтобы результаты деятельности учащихся в кружках становились достоянием всей школы, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, находила отражение в организации школьных вечеров, конкурсов и олимпиад, диспутов, школьных выставок, выставок детского творчества, школьных музеев. Высшей формой кружковой работы являются разнообразные детские и юношеские клубы.
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КРУЖКА
Урок, даже самый удачный, имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа (класс) остро интересуется каким-либо вопросом, так как есть установленный план. Другое дело — внеклассные занятия, в которых учитель не связан жесткими временными и плановыми рамками. Эта деятельность является продолжением целенаправленной работы по развитию творческих возможностей и способностей школьников, формированию его как личности.
Такой подход дает возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий, исходя из уровня развития школьников. Учитель должен выполнять свою направляющую роль, учитывая то, что понадобиться детям в самостоятельной жизни.
При внеклассной деятельности учитель способен пробуждать интерес школьников, формировать их активность, развивать мышление, рациональный подход к решению возникающих проблем.
Именно внеклассная работа способна успешно культивировать те качества, без которых творческая личность может не состояться: целенаправленно развивать навыки рационального мышления, работы с всё возрастающим объёмом информации.
В наше время информацию в основном получают из интернета, это проще и быстрее, а книги незаслуженно забываются. Есть много причин, по которым очень важно пробудить у формирующегося человека интерес к чтению:
— улучшение воображения и повышение креативности;
— увеличение словарного запаса и повышение общего уровня грамотности;
— улучшение внимания и способности к концентрации;
— развитие памяти и мышления;
— развитие общительности и сопереживания;
Читая книги, человек со временем формирует свое собственное мировоззрение, его взгляд на мир углубляется и расширяется, пересматриваются и формируются ценности, убеждения и принципы. Многие книги способны мотивировать и вдохновить на самореализацию, улучшение себя, повышение своих результатов. Главное – чтобы книга приносила радость и удовольствие, дарила силы и вкус волшебства.
Для более глубокого изучения школьного предмета «Литературное чтение», во время внеурочных занятий дети посещают кружок «Волшебный мир книг».
Работа кружка строится из расчета 1 ч. в неделю в 1м – 4-м классах.
Основным отчетным документом в кружке является учебный журнал. В начале года в него вносятся сведения о всех кружковцах. Здесь указывается тема каждого занятия, отмечаются присутствующие. Кроме этого, руководителю кружка рекомендуется вести дневник работы, в который обычно вписывается план занятий, опорные понятия, перечень выполняемых заданий, краткие выводы из наблюдений за работой отдельных ребят и т. п. Итоги работы кружка подводятся в конце учебного года.
Одним из главных критериев отбора является интерес к работе в кружке.
Особого внимания требует комплектование кружка первого года обучения, его целесообразно проводить во второй половине сентября, после того, как в школе уже уточнено расписание уроков. Информация о наборе в кружок (краткие сведение о кружке, о возрасте принимаемых, о времени и месте записи) должна быть своевременно доведена до сведения учащихся. Записавшимся в кружок сообщается расписание работы, время и место проведения первого занятия.
Комплектование кружка не заканчивается с начала его работы, оно может продолжаться еще и в течении учебного года. Это происходит потому, что, с одной стороны, имеет место отсев, а с другой – нередко и после начала занятий появляются желающие записаться в кружок. Оптимальное количество членов кружка – 15 человек.
Для регулярного посещения школьниками кружковых занятий и предотвращения отсева большое значение имеет регламент работы кружка. Режим его работы должен быть стабильным, согласованным с расписанием учебных занятий и проведением других мероприятий в школе.
Существенную помощь учителю в организации работы кружка могут оказать родители учащихся. Для этого их надо ознакомить с его задачами и программой, раскрыть возможности конкретного участия в кружковых занятиях, вовлечения в них детей.
Нередко случается, что посетив 2-3 занятия, учащиеся бросают кружок. Причины этого могут быть разными, но основная – недооценка руководителя индивидуального подхода к кружковцам. Надо каждому из них помочь найти себя в кружке, преодолеть неизбежные трудности, заинтересовать увлекательной перспективой. Для этого следует создавать проблемные ситуации, вносить в работу элементы игры и соревнования, устраивать встречи с интересными людьми, посещение выставок и т. п. В методику работы следует обязательно включать доступные детям формы работы: методы поиска решений творческих задач: «мозговой штурм», морфологический анализ, контрольные вопросы. Полезно также включать в занятие решение кроссвордов, ребусов, задач на смекалку, развитие воображения.
Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности, включает множество взаимосвязанных элементов. Целью такой системы являются формирование основ гармонически развитых личностей, ее активной жизненной позиции, подготовка выпускника школы к труду в развитом обществе.
Воспитательная система строится на основе определенных принципов.
— Принцип преемственности предполагает создание и развитие традиций, помогает сформировать сплоченный коллектив, обеспечивает стабильность и возможность совершенствования различных видов деятельности, связь текущей работы с предшествующей и последующей.
— Принцип массовости предусматривает вовлечение всех и каждого ребенка во внеурочную воспитательную работу.
— Принцип последовательности обеспечивает единую логику в организации работы, ее плановость, исключает появление случайных мероприятий, предусматривает усложнение содержания, форм и методов работы с учетом возрастных особенностей детей.
— Принцип непрерывности предполагает правильное чередование напряжений и спадов в работе, равномерность ее во времени, ее насыщенность в течение не только учебного года, но и календарного года.
1.Закон РФ «О дополнительном образовании» //http://www.ubo.ru/normative/1
2. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие. – М.: Диалог культур, 2007. 512 с.
3. Антропова Е. В. Осуществление дифференцированного подхода в формировании познавательной деятельности // https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/07/05/differentsirovannyy-podkhod-v
4. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. — Под ред. Н. Е. Щурковой. — М.: Новая школа, 1998
5. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
6. ВолинаВ. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
7. Дергунова Т. А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы — — с. 41-43.
8. Майорова Т. С. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на внеурочных занятиях в свете требований ФГОС НОО // ***festival.1september.ru/articles/651905/
9. Петрова Н. Н. Направления и формы внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО // ***nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/06/19/napravleniya-i-formy-vneurochnoy-deyatelnosti-v-ramkakh
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2010. 32 с. (Стандарты второго поколения)
11. Хабибуллина Р. Р. Формирование личностных и коммуникативных УУД в начальной школе в условиях ФГОС // *** pedportal.net/nachalnye-klassy/materialy-mo/formirovanie-lichnostnyh-i-kommunikativnyh-uud-v-nachalnoy-shkole-v-usloviyah-fgos-501036
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Рекомендуем для прочтения:
РАВНОМЕРНЫЙ ПРОКАТ Рисунок 10 Равномерный прокат — равномерный круговой предельный износ колеса в плоскости круга катания.
Действия сотрудников ОВД при ОБНАРУЖЕНИИ взрывоопасных предметов и взрывных устройств 1. При обнаружении таких предметов и устройств сотрудник ОВД обязан: — провести визуальный осмотр предмета.
Виды и методы контроля качества в строительстве Контроль за качеством строительства заключается в проверке соответствия строительно-монтажных работ.
Понятие, предмет и методы конституционного права. Источники конституционного права Правоведенье Понятие: Конституционное право — это совокупность правовых норм.
Внутренняя и внешняя политика Б. Н. Ельцина. Внутренняя политика Б. Н. Ельцина. 12 июня 1991 г. всенародным голосованием Б. Н. Ельцина избрали первым Президентом РСФСР. В декабре.
Источник: studopedia.ru