Что такое программа информатизации

5.1. Использование ИКТ в образовательной деятельности.

5.2. Использование ИКТ в управленческой деятельности.

5.3. Модернизация материально-технической базы школы,

обеспечивающей информатизацию образовательного процесса.

5.4. Информационно-компьютерные технологии в исследовательской

VI. Мероприятия по реализации программы (календарный план).

VIII. Механизм реализации программы.

IX. Контроль реализации программы.

X. Планируемые результаты.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

1.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

За последние десять лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. Реализация Концепции модернизации образования предусматривает широкое применение новых информационных технологий и использование Интернет — ресурсов для формирования информационной компетентности учащихся, что предполагает наличие высокого уровня информационной культуры учителя как части его профессиональной культуры и соответствующее изменение образовательного пространства школы. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

Реализация программы информатизации

-использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;

-использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;

-рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;

-использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

-использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

-организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

-использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.

По-настоящему использовать ИКТ можно только в том случае, когда учащиеся активно применяют их как непосредственно в образовательном процессе, так и при подготовке учебных заданий. За последние годы возросли возможности образовательных учреждений в информатизации школьной среды. Однако информационную среду школы характеризуют не столько установленные компьютеры и наличие другой техники, сколько эффективное применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе. С целью оптимизации информационно-технических ресурсов образовательного учреждения, создания условий для развития ИКТ-компетентности всех участников педагогического процесса, организации информационно насыщенной среды и разработана Программа информатизации. Программа информатизации школы как документ, отражающий системные, целостные изменения в образовательном учреждении, позволит обеспечить новое качественное состояние образовательной системы ОУ.

Система мониторинга выполнения программ информатизации

1.2. АНАЛИЗ ИСХОДНОГО СОСТОЯНИЯ.

Показателем уровня развития школы, а также критерием ее эффективности является уровень развития и использования информационных технологий и средств телекоммуникаций.

Учителя-предметники начали вести электронные журналы, стали участниками электронных сообществ, все обучающиеся и родители имеют доступ к электронным дневникам.

На начало 2010-11 учебного года в школе насчитывается 8 компьютеров объединенных в локальную сеть, 1 кабинет информатики. Кабинет информатики соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и противопожарным нормам. Имеется высокоскоростной выход в Интернет по выделенной линии с 1 компьютера, электронная почта. Имеются устройства тиражирования: принтеры, сканер.

Медиатека школы включает учебно-методические комплексы по предметам, электронные энциклопедии, справочники, контрольные и обучающие программы практически по всем предметам.

Все педагогические работники владеют компьютерными технологиями. Имеется опыт участия учащихся и их учителей в различных сетевых мероприятиях (проектах, викторинах, конкурсах и т.п.) самого разного уровня: регионального, областного, районного. Внутри школы осуществляется электронный документооборот, а также между школой и РОО, между школой и другими образовательными учреждениями. Для дальнейшего совершенствования пользовательских навыков работы учителей за компьютером проводятся краткосрочные тренинги, педсоветы и заседания МО школы по обмену опытом, идет изучение компьютерных программ по предметам для дальнейшего применения по различным дисциплинам.

Постоянно обновляется сайт школы. В настоящее время приказом по школе закреплен учитель для постоянного обновления сайта.

Особое внимание уделяется предмету информатика. Информатика ведётся во всех классах. Учителем информатики разработан элективный курс в 9 классе.

С целью повышения эффективности методической работы, полной реализации запросов педагогов в школе начата деятельность по созданию единого информационного пространства. Активно используется Интернет – ресурсы.

Через Интернет учителя школы имеют возможность познакомиться с новыми педагогическими технологиями, условиями районных, региональных, всероссийских конкурсов и олимпиад. Идет целенаправленная работа по систематизации, обновлению и пополнению информационных ресурсов образовательного процесса, расширению использования мультимедийного сопровождения.

Созданы и непрерывно пополняются:

• база данных по отслеживанию результатов обучения (приложение MicrosoftExcel);

• база данных о выпускниках школы;

• социальный паспорт школы (MicrosoftWord);

• электронные дидактические материалы по предметам.

Заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе с помощью компьютерных технологий осуществляется изучение:

• нормативных документов управления образования, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса;

• результативности работы учителя;

• уровня обученности школьников;

• психолого-педагогических проблем обучения и воспитания отдельных школьников;

• актуального педагогического опыта работы педагогов из других школ города, области и других регионов России.

Все учебные программы по предметам есть в электронном виде, что значительно облегчает работу учителя на начало учебного года. Таким образом, в школе созданы необходимые предпосылки для реализации программы информатизации школы.

Реализация отдельных направлений информатизации осуществляется не только учителем информатики, но и другими учителями- предметниками. Практически все учителя регулярно применяют ИКТ в своей работе.

В основном используют текстовый редактор для подготовки и распечатки материалов, программы для создания презентаций, табличный процессор, разнообразные цифровые инструменты (цифровые фотоаппараты, компьютерные лаборатории, программы обработки изображений и др.). Используют также компьютерное тестирование, электронные учебники и энциклопедии. Все перечисленные выше цифровые технологии и инструменты используются при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности, во внеклассной работе. Учителями и учащимися разрабатываются совместные проекты. Учащиеся регулярно получают задания, для выполнения которых применяется ИКТ, например: распечатка рефератов, подготовка презентаций и т.п.

Читайте также:
Установить две программы 1с на один компьютер

Эпизодически ИКТ используется для работы с родителями: рассылки материалов по электронной почте, подготовка презентаций для проведения родительских собраний, ведение базы данных оценок и посещаемости.

В последние годы нарастающими темпами идет компьютеризация общества, что является еще одним фактором, способствующим развитию информатизации.

С каждым годом увеличивается процент учащихся, которые имеют дома компьютер. Сознание детей подготовлено к восприятию информационного мира, они интуитивно понимают законы информационного мышления. Вместе с тем в области информатизации существуют и проблемные зоны.

Первой проблемой в реализации проекта информатизации школы является нехватка компьютерной техники. Вторая проблема заключается в том, что имеющаяся техника быстро устаревает, требуются материальные затраты на ее модернизацию, ремонт, обслуживание.

Третья проблема заключается в том, что наблюдается разрыв между потенциальными возможностями, которые предоставляют современные технические средства и телекоммуникации, и пониманием большей части педагогов, как эти новшества использовать для обеспечения профессиональной деятельности и организации учебно-воспитательного процесса, отсутствие системности, эпизодичность применения ИКТ. Четвертая проблема — неполная сформированность информационных баз данных. Пятая проблема — трудности, возникающие у школьников при использовании информационных ресурсов. Не у всех учащихся есть дома компьютер (или доступ к интернету).

ii. Паспорт

Программа информатизации Муниципального казенного общеобразовательного учреждения

Источник: pedagogru.ru

Программа информатизации.
статья по теме

Программа информатизации образовательного пространства школы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Программа информатизации школы.

Введение . Важнейшей тенденцией в развитии современной цивилизации является переход к информационному обществу, поэтому внедрение информационных технологий в образовательный процесс становится одним из приоритетных направлений развития школы. Современному выпускнику предстоит жить в мире, в котором умение использовать информационно-коммуникационные технологии будут во многом определять его жизненный успех. По настоящему научиться использовать эти технологии, можно только активно применяя их во всем учебном процессе, а не только на уроках информатики. Для этого в школе должна быть создана целостная система активного использования информационно-коммуникационных технологий всеми участниками образовательного процесса (Ученик – Учитель – Администрация – Родители).

Анализ реализации программы информатизации образовательного процесса за 2004-2009гг.

Анализ работы школы по реализации программы информатизации образовательного процесса, принятой в 2006 году, показал, что данная программа выполняется. Была обеспечена работа в школе по информатизации, что позволило учителям школы овладеть навыками работы на компьютере на уровне пользователя . Были организованы курсы для учителей школы по программе «Базовый курс по информационно-коммуникационным технологиям». В результате большая часть педагогов стали систематически использовать информационные технологии в своей практической деятельности.

Технической основой информатизации образования является наличие в учреждении компьютеров – универсальных устройств для передачи, хранения и обработки информации, принтеров, сканеров, модемов, а также магнитофонов (аудио, видео, DVD), телевизоров, видеокамер и т. д. как единого программно — технического комплекса.

Обучающиеся нашей школы изучают информатику в 4-х оборудованных современной компьютерной техникой кабинетах, имеют возможность использовать цифровые образовательные ресурсы, смотреть видеоматериалы и прослушивать аудиозаписи на уроках истории, химии, литературы, биологии, иностранного языка и т.д.,

В школе 64 компьютероа подключены к сети Интернет, оборудована серверная , где через Интернет учителя нашей школы имеют возможность познакомиться с новыми педагогическими технологиями, с методической работой других школ. Идет целенаправленная работа по систематизации, обновлению и пополнению информационных ресурсов образовательного процесса, расширению использования мультимедийного сопровождения.

Созданы и пополняются:

— база данных по педагогическим кадрам;

— данные по отслеживанию результатов обучения;

— мониторинг здоровья обучающихся;

— социальный паспорт школы;

— предметные презентации(биология, география, история, физика, химия, математика, информатика, иностранный язык, астрономия, литература, русский язык(начальные классы), мир вокруг нас, математика(начальные классы), ОБЖ;

— электронные дидактические материалы по предметам;

В настоящее время школа имеет технические средства:

Мультимедийный проектор для учебных кабинетов

Цветной струйный принтер

Лазерный принтер (формат А4)

Копировальный аппарат малой мощности

Многофункциональное устройство (принтер, сканер, копир)

Исходя из выше изложенного и следуя общим рекомендациям по информатизации школы, возникла необходимость продолжения работы по информатизации образовательного процесса. Поэтому разработана программа информатизации на 2009 – 2014 годы.

Целью программы информатизации МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Минеральные воды» является качественно новый уровень подготовки учеников среднего общеобразовательного учреждения, соответствующий требованиям современного общества, который позволит сформировать полноценную личность, в полной мере владеющей навыками обработки информации – ключевого умения в развивающемся постиндустриальном мире.

1. Повышение компьютерной грамотности учителей-предметников для организации учебно-воспитательного процесса на основе информационных технологий, путем создания необходимых условий для самообразования педагогов школы.

2. Использование компьютерных коммуникаций в организации учебного процесса по направлениям:

программно-методическое обеспечение образовательного процесса

обобщение и распространение передового опыта

подготовка расписания учебных , факультативных занятии , итоговой аттестации.

3. Реализация программы обучения информатике учащихся начальной школы с компьютерной поддержкой.

4. Осуществление школьной программы «Одаренные дети»:
создание базы данных;

проведение индивидуальных занятий;

проведение занятий по подготовке к предметным олимпиадам (школьным , территориальным , зональным , краевым)

5. Повышение педагогического мастерства педагогов школы на основе использования новых информационных технологий:

  1. ознакомление педагогического коллектива с предметными программами
  2. использование ИКТ на заседаниях МО для изучения передового педагогического опыта .
  3. создание сайта, презентаций передового педагогического опыта учителей школы.
Читайте также:
Как сделать презентацию в программе прези

6. Использование ИКТ для совершенствования образовательного процесса по профессиональной подготовке «Оператор ЭВМ».

7. Использование ИКТ для создания оптимальной компьютерной учебно-методической среды при организации профильного обучения в профильном информационно-технологическом классе.

8. Использование ИКТ для внеклассной работы по предмету:
подготовка конкурсных работ

подготовка материалов к предметной декаде по различным предметам;

использование ИКТ на занятиях предметных кружков, факультативов.

9. Использование ИКТ в организации воспитательной работы:
в работе МО классных руководителей;

создание банка информации по проведению классных часов, вечеров;

создание и использование материалов по работе детско-юношеских объединений в школе;

подготовка и использование материалов и документов по организации летнего отдыха.

10. Использование ИКТ в работе психологической службы школы:
тестирование учащихся по различны методикам

проведение профориентационной работы;

организация консалтинговой помощи учащимся

подготовка и использование материалов в работе с детьми «группы риска»

11. Использование ИКТ для реализации программы «Семья», работы с родителями:
подготовка и использование материалов для проведения родительских собраний;
организация консалтинговой психологической службы для родителей.

12. Использование ИКТ для подготовки материалов для интегрированных уроков и проведения их в I, II, III ступени:

литература+история и т.д.

13. Анализ и структурирование полученных результатов: разработка моделей работы педагогического коллектива школы на основе новых ИКТ, целевых общешкольных программ с использованием ИКТ с дальнейшим ознакомлением педагогического коллектива нашей и других школ с полученными результатами, размещение полученной информации на сайте школы, публикации в газетах о достижениях и успехах, а также трудностях, возникших в результате работы.

Достижение поставленной цели требует значительного изменения схемы работы всей школы – необходимо не только оснастить компьютерной техникой классы и администрацию, провести обучение с ответственными работниками, но и максимально эффективно разработать и реализовать схемы взаимодействия между всеми участниками процесса обучения. Программа информатизации состоит из трёх этапов.

На первом этапе происходит увеличение доли использования информационных технологий в обучении за счет имеющихся ресурсов – компьютерных классов, в которых можно проводить уроки не только по информатике, но и по множеству других дисциплин с использованием современных мультимедийных энциклопедий и тестов.

По мере освоения и привыкания учеников и преподавателей к ведущей роли информационных технологий в процессе обучения наступает

Второй этап — производится внедрение общешкольной системы управления образовательным процессом – происходит объединение документооборота, мультимедийной и учебно-методической информационных составляющих в единую информационную среду – своеобразную базу знаний образовательного учреждения, в которой каждый учитель, ученик или руководитель имеет собственные полномочия и степень воздействия на систему в целом. Этот этап предполагает модернизацию как аппаратной (создание общешкольной локальной сети, дооснащение компьютерами школьных кабинетов), так и программной архитектуры – необходима единая система управления образовательным процессом.

Переход к Третьему этапу является развитием подхода, заложенного на первых двух – за счет усиления роли информационных технологий и увеличения компьютерной грамотности всех участников образовательного процесса, а также при наличии информационной среды, появляются возможности по управлению информационными потоками – преподаватели получают возможность участвовать не только в школьной, но во внешкольной подготовке учащихся на качественно новом уровне – интерактивном. Это во многом определяется тем, что цифровая среда взаимодействия становится естественной как для учеников, так и для педагогов и администрации школы, это как эффект резонанса – если «частота» обучающих и обучаемых совпадает, то эффективность обучения и усвоения знаний повышается.

Поэтапная реализация программы

1 Этап – организация изучения информатики на качественно новом уровне – на этом этапе необходимо в полной мере использовать имеющийся потенциал школы для обучения информатике. Он предполагает:

  1. развитие познавательного интереса учащихся в области информационных технологий – создание факультативов и кружков по информатике, компьютерной графике и анимации, дизайну;
  2. усиление межпредметных связей в образовательном процессе за счет интеграции с информационными технологиями – графических редакторов для подготовки чертежей на уроках технологии, черчения, электронных энциклопедий на уроках истории, географии, биологии, мир вокруг нас, обществознание, литературы;
  3. обеспечение повышения компетентности преподавательского состава образовательного учреждения в области информационных технологий, различные формы переподготовки и повышения квалификации, в том числе с использованием дистанционных образовательных курсов;
  4. формирование библиотеки электронных учебных курсов по всем разделам обучения – на этом этапе необходима апробация различных учебных курсов для отбора наиболее эффективных и интересных;
  5. формирование библиотеки собственных методических наработок в электронном виде;
  6. формирование библиотеки работ учащихся, выполненных с использованием информационных технологий и в электронном виде – для этого используется дополнительное оборудование – цифровая камера и сканер;
  7. привлечение учащихся к накоплению информации о школе, ее выпускниках и преподавателях, истории развития школы (выпуск школьной стенгазеты в бумажном и электронном виде;
  8. апробирование создания электронных журналов на примере 5 классов ( размещение их на школьном сайте)

Длительность данного этапа – 1 год.

2 этап – внедрение системы управления учебным процессом – предполагает полную информатизацию школы. К этому времени уже должна быть сформирована необходимая инфраструктура – как аппаратно-техническая, так и психологическая, связанная с переходом на работу с использованием современных информационных систем. Уже сформирована минимальная база знаний школы, используя которую можно формировать первоначальное электронное образовательное пространство, центром которого должен стать Интернет-сайт, а интерактивное «окно» в школу, где учащиеся смогут не только смотреть текущие домашние задания, но и общаться друг с другом, используя популярные в настоящее время в Интернет-сообществе форумы.

Читайте также:
В какой программе создать этикетку для Вайлдберриз

Задачи, которые необходимо решить на данном этапе:

  1. Оснащение школьных классов компьютерной техникой
  2. Создание общешкольной локальной сети
  3. Создание и внедрение программного обеспечения, интегрирующего основные информационные потоки образовательного учреждения – административные, общеинформационные, контролирующие.

Здесь потребуется привлечение специалистов в разработке и внедрении информационных систем, поскольку сложность данного этапа сродни автоматизации крупного предприятия и непрофессиональный подход к его выполнению способен во многом нивелировать положительный эффект от первого этапа – если система управления школой будет неудобной, то это приведет к разочарованию.

Усовершенствование школьного Интернет-сайта с использованием новейших технологий. Это необходимо в первую очередь для формирования среды общения между учащимися на школьном сайте – если этого не сделать, то страница школы так и останется «картинкой», никому не интересной (интересно попасть на статичный сайт только в первый раз – познакомиться с историей школы, ее учениками, но если на нем нет постоянно меняющейся информации – общения самих учеников на форумах.

Продолжительность данного этапа – 3 года.

3 этап – активизация, интенсификация и дифференциация процесса обучения –используя опыт, накопленный на первых двух этапах, преподаватели, совместно с учениками, формируют качественно новые программы обучения – направленные не только на групповое обучение, но и на индивидуальное. Преподаватели получают возможность удаленного обучения и контроля за выполнением своих заданий. Формируется образовательная инфраструктура, охватывающая все время обучения и определенную часть свободного общения учащихся. Преподаватели и администрация школы получают возможности мониторинга эффективности обучения.

Основными задачами на данном этапе являются:

  1. Перенос большей части учебно-методической работы и подготовку учебных материалов в цифровую форму;
  2. Предоставление возможности родителям учеников участвовать в школьной жизни с помощью дистанционных технологий;
  3. Дальнейшее развитие Интернет-сайта школы как информационного портала – предоставление родителям доступа к информации об успеваемости, посещаемости и т.п. своих детей; предоставление возможности ученикам выполнять и получать задания с помощью сайта;
  4. Выработка схем анализа и использование различных индикаторов эффективности обучения, основанных на дистанционных технологиях.

Прогнозируемые результаты программы

эффективность реализации программы информатизации школы оценивается по следующим критериям:

  1. создание единого информационного пространства в школе

— повышение эффективности образовательного процесса;

— автоматизация организационно – распорядительной деятельности школы;

  1. повышения уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя.

— создание условий для творческого роста всех участников образовательного процесса с помощью использования информационных технологий;

— повышение качества образования;

— повышение квалификационных категорий учителей;

— распространение и обобщение опыта учителей через участие в научно-методических и научно-практических семинарах, конференциях, публикациях, в том числе в Интернет – форумах;

— создание оптимальных условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство образовательного учреждения;

— эффективность использования сайта;

  1. повышение информационной культуры обучающихся показатели:

— использование компьютерной технологии в самостоятельной работе;

— участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях с использованием Интернет -технологий и Интернет ресурсов.

Продолжительность данного этапа – 1 год.

Источник: nsportal.ru

Программы информатизации

Государственное участие в процессах информатизации оформляется в виде специализированных программ, причем каждое государство определяет свою тактику поддержки процессов перехода к информационному обществу. Анализ национальных планов информатизации позволяет выделить ключевые факторы, определяющие различия между ними. К ним относятся:

  • экономический потенциал, государственное устройство, политическая ситуация;
  • специфика законодательства, обеспечивающего (или тормозящего) движение к информационному обществу;
  • макроэкономическая политика государства в контексте формирования информационного общества;
  • особенности идеологии построения информационного общества;
  • характеристики национальной культуры и менталитета.
  • социальная сфера;
  • информатизация социального обеспечения;
  • информатизация системы образования;
  • материальное производство;
  • управление;
  • информатизация государственного управления;
  • информатизация армии.
  • содействие динамичной конкуренции в области развития телекоммуникаций;
  • поощрение частных капиталовложений в развитие информационной инфраструктуры;
  • участие в разработке гибкого, способного к адаптации законодательства в сфере информатизации;
  • обеспечение открытого доступа к информационным сетям;
  • содействие предоставлению гражданам эффективных и доступных информационных услуг;
  • участие в обсуждении международных проблем построения глобального информационного общества.
  1. использование возможностей цифровых технологий;
  2. преодоление электронно-цифрового разрыва;
  3. содействие всеобщему участию;
  4. дальнейшее развитие.
  1. Информационно-коммуникационные технологии (ИТ) — один из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI в. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества.
  2. Суть стимулируемой ИТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей.
  3. Руководители стран «восьмерки» подтверждают свою приверженность принципу участия в этом процессе, исходя из того, что все люди повсеместно, без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобальногоинформационного общества.
  4. Руководители стран «восьмерки» будут осуществлять руководство в продвижении усилий правительств по укреплению соответствующей политики и нормативной базы.
  5. Руководители стран «восьмерки» отмечают, что Хартия является, прежде всего, призывом ко всем как в государственном, так и в частном секторах ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний.
  • сохранение и развитие контактов граждан;
  • беспрепятственное и нецензурируемое распространение открытой информации о жизнедеятельности государств — участников СНГ и органов Содружества;
  • развитие образования, науки, техники и культуры;
  • обеспечение доступа граждан, предприятий и организаций, органов государственного управления к национальным и международным информационным ресурсам по различным сферам согласованной деятельности на основе соответствующих межгосударственных договоров;
  • создание условий взаимовыгодного использования информационных ресурсов государств — участников СНГ.

Ограничение

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru