Понятие программы для ЭВМ, виды программ
Необходимым условием для функционирования ЭВМ является наличие у нее программы. Некоторые специалисты считают их неотъемлемой частью ЭВМ, рассматривая ее как единый программно-аппаратный комплекс. В обиходе программное обеспечение часто именуется «софтом» (от английского «software»), в то время, как аппаратная часть компьютера называется «хардом» или «железом» (от английского «hardware»).
Вопросу о программном обеспечении традиционно уделялось повышенное внимание. В 1979 году в СССР было принято постановление Государственного комитета СССР но науке и технике (ГКНТ) N 581 (от 10.12.79) «О повышении эффективности функционирования и использования ГосФАП». Этим постановлением создавалась единая система Государственного фонда алгоритмов и программ (ГосФАП) на базе многочисленных отраслевых и территориальных фондов, которые были в свое время учреждены постановлениями ГКНТ N 28 (1966 года), N 443 (1969 года) и N 258 (1975 года).
iSpring QuizMaker 9.3.6 Программа, предназначенная для создания интерактивных тестов.
С 01.01.1992 появилось одно из первых определений программы, которое и сейчас не утратило своей актуальности. В ГОСТ 19781—90 «Обеспечение систем обработки информации программное» указывается, что программа — это данные, предназначенные для управления конкретными компонентами системы обработки информации в целях реализации определенного алгоритма. Сильной стороной указанного определения является указание на алгоритмическую систему программы.
В настоящее время юридическое определение программы для ЭВМ закреплено в ст. 1261 ГК РФ. Согласно данной статье «программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения».
Из изложенного видно, что компьютерная программа должна отвечать следующим признакам:
- • включать в себя совокупность данных и команд, в соответствии с которыми производится их обработка;
- • восприниматься и исполняться только устройствами ЭВМ;
- • включать в себя подготовительные материалы и изображения, которые в результате выдает компьютер, чтоб эти результаты могли восприниматься человеком.
Основным критерием для классификации программ является их назначение. С точки зрения данного критерия программы делятся на:
- — базовые программы. Они начинают исполняться автоматически при запуске компьютера и обеспечивают как его работу, так и взаимодействие с пользователем. Основной базовой программой является операционная система. Именно она позволяет пользователю давать команды ЭВМ и наблюдать получаемые результаты. Примерами таких программ являются MS-DOS, Windows. В состав операционной системы входят:
- • ядро (основная часть операционной системы, которая, собственно, и управляет выполнением процессов, ресурсами вычислительной системы, включая оперативную память, процессор, а также предоставляет доступ к этим ресурсам);
- • командный процессор (компилятор, интерпретатор) — программа, обеспечивающая перевод команд в двоичный код;
- • драйверы устройств — программы, обеспечивающие обмен данными между процессором и внешними устройствами (принтером, монитором, сканером, дисководом и пр.);
- • интерфейс — оболочка, которая обеспечивает для пользователя удобство отдачи команд.
Таким образом, программа для ЭВМ представляет собой набор команд, которые должны восприниматься электронным вычислительным устройством и позволяет обрабатывать определенный вид данных с целью получения желаемого результата.
История появления и развития программирования и ЭВМ
Источник: bstudy.net
Современная компьютерная игра – это не программа для ЭВМ // A modern computer game is not a computer program
Закон.Ру – официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую статью будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. Современная компьютерная игра – это не программа для ЭВМ // A modern computer game is not a computer program [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2021. 15 ноября. URL: https://zakon.ru/blog/2021/11/15/sovremennaya_kompyuternaya_igra__eto_ne_programma_dlya_evm__a_modern_computer_game_is_not_a_computer
Настоящая заметка представляет собой отрывок из моей большой статьи «Понятие компьютерной программы (программы для ЭВМ) в российском праве», которая будет опубликована в ежегоднике «Право цифровой экономики – 2022». Публикация ее на Закон.ру нацелена на поддержку нового проекта Legal Game Book, а отчасти – и в помощь участникам IP
– объекты смежных прав, например, базы данных и фонограммы (причем не только музыкальных произведений, но и фоновых звуков, которые необходимы для воссоздания иллюзии «реальности»);
– сложные объекты, в частности, аудиовизуальные, в том числе анимационные произведения, в состав которых входят такие объекты смежных прав, как, например, режиссура этого произведения, исполнение роли, чтение, пение и иное исполнение в этом аудиовизуальном произведении, осуществленное в процессе создания этого произведения;
– иные объекты интеллектуальных прав (как, например, запатентованный пользовательский интерфейс или промышленный образец (в частности, патентно-правовую охрану в качестве промышленного образца получили танки в World of Tanks));
– не относящиеся к интеллектуальной собственности объекты (например, компоненты локации, образ известной личности).
Действующее законодательство дает основания квалифицировать такого рода упорядоченную совокупность взаимоувязанных охраняемых результатов интеллектуальной деятельности как сложные объекты (п. 1 ст. 1240 ГК РФ). Причем сложность, цифровая форма и интерактивность[5] (способность к взаимодействию с пользователем) позволяет относить современные видеоигры к такой разновидности сложных объектов как мультимедийный продукт.
В силу норм ст. 1240 ГК РФ всякий сложный объект предполагает приобретение лицом, организовавшим создание такого объекта, исключительных прав или прав использования на все входящие в состав этого объекта самостоятельные результаты интеллектуальной деятельности – выполнение этого требования является обязательной предпосылкой для возникновения у организатора исключительных прав на весь сложный объект в целом.
Причем организатор создания видеоигры (как и продюсер – организатор создания аудиовизуального произведения[6]) является только ее правообладателем, но никак не автором. Это связано с тем, что в качестве организатора создания видеоигры, как правило, выступает либо компания-разработчик видеоигры, либо компания-издатель, которая публикует / издает видеоигру (обычно издатели финансируют разработку видеоигр, приобретая права на нее). То есть организатор создания видеоигры – это юридическое лицо, за которым действующее российское законодательство по общему правилу не признает возможность становится автором. Да и вряд ли можно было бы говорить об авторстве в отношении всей видеоигры: она – результат коллективного творчества, объединяющий в себе совокупность множества разноплановых объектов. При этом организационные усилия по созданию видеоигры предполагают не осуществление творческой деятельности, а решение разнообразных оргвопросов, и, в частности, организацию процесса разработки игры, тестирование и проч., а в правовых целях – аккумулирование «в руках» названного лица прав на все результаты интеллектуальной деятельности, которые используются в этом мультимедийном продукте.
Таким образом, лицо, организовавшее создание видеоигры, не будучи ее автором, становится обладателем исключительных прав на мультимедийный продукт в целом. Авторы, создавшие объекты, которые составляют сложный объект, включая разработчиков ПО, передают исключительные права на созданные ими объекты или права использования этих объектов организатору создания видеоигры[7].
С учетом изложенного можно говорить о том, что программа, хотя и является основой для создания видеоигры с технической точки зрения, в правовом ключе представляет собой лишь одну из составляющих видеоигры, что не позволяет признавать за программой приоритет перед другими элементами этого сложного объекта. Нелишним будет добавить и то, что все информационно-коммуникационные технологии и возникающие на их основе объекты так или иначе базируются на программах, поэтому нет никаких оснований видеть за всеми такими объектами только лишь программу.
Вследствие сказанного к отношениям по поводу видеоигры в целом не могут применяться нормы о программах: сложный объект – это специфический объект авторских прав, что подразумевает распространение на него общих норм авторского права, а также специальных – о сложных объектах (ст. 1240 ГК РФ), но не нормативных положений о программах.
Бесспорно, нельзя не видеть, что, закрепляя основы правового режима сложного объекта, законодатель не смог предрешить многие возникающие на практике вопросы, а существующее правовое регулирование отношений по поводу мультимедийных продуктов вряд ли можно признать хоть сколь-нибудь достаточным. Но, соглашаясь с выводом о недостаточности правового регулирования в данной сфере, должна заметить, что нет никаких оснований восполнять недостаток норм о мультимедийных продуктах за счет применения к отношениям по поводу видеоигр положений о программах.
P.S. лента новостей IP CLUB в сфере права интеллектуальной собственности и цифрового права (IP https://zakon.ru/blog/2021/11/15/sovremennaya_kompyuternaya_igra__eto_ne_programma_dlya_evm__a_modern_computer_game_is_not_a_computer» target=»_blank»]zakon.ru[/mask_link]
Программа для ЭВМ как объект интеллектуальной собственности
Лосева, А. П. Программа для ЭВМ как объект интеллектуальной собственности / А. П. Лосева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 423-426. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80616/ (дата обращения: 16.12.2022).
В статье автор рассматривает режимы правовой охраны программ для ЭВМ, проводит сравнительно-правовой анализ, определяет отличия программ для ЭВМ от других объектов авторского права, рассуждает об охраноспособности отдельных элементов компьютерной программы.
Ключевые слова: программа для ЭВМ, авторское право, патентное право, литературные произведения, исходный код, объектный код, аудиовизуальные отображения, подготовительные материалы.
Российское законодательство под программой для ЭВМ понимает представленную в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения [11].
Охрана нормами авторского права является основным и наиболее распространенным режимом охраны программ для ЭВМ. Так, в соответствии с международным правом (ст. 2 Бернской Конвенции по охране литературных и художественных произведений, ст. 4 Договора ВОИС по авторскому праву, ст.
10 ТРИПС) и отечественным законодательством на них распространяется соответствующий режим правовой охраны. Поэтому, как и любой другой объект, претендующий на защиту средствами авторского права, программа должна соответствовать двум критериям.
Во-первых, являться результатом творческой деятельности и, во-вторых, существовать в объективной форме, доступной для чувственного восприятия человеком (п. 3, п. 7 ст. 1259 ГК РФ). Так, согласно ст. 1261 ГК РФ, программы для ЭВМ подлежат правовой охране в качестве литературных произведений.
Компьютерная программа является «нетрадиционным» объектом авторского права. Особенность заключается в ее прикладном, техническом характере. Творческое начало сказки или повести самым очевидным образом обнаруживается в их содержании, а программного кода — нет. Программист в процессе написания исходного текста руководствуется прагматическими соображениями, ведь команда должна эффективно выполнять свою функцию. Отличает программу и то, что ее назначение прежде всего заключается не в передаче информации людям, а в сообщении устройству команд, реализация которых, приведет к определенному результату [4, с. 3].
Определение критериев наличия творческого начала и в программе для ЭВМ, и в иных произведениях всегда приводило к дискуссии в доктрине. Возможно поэтому в авторском праве существует презумпция создания произведения творческим трудом, что было подтверждено в п. 80 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. N 10 [12].
Авторским правом охраняется не сама идея, а ее выражение. При этом в литературе встречается мнение, что творческая составляющая при создании программы для ЭВМ будет состоять не в содержании исходного кода, а как раз в заложенных в основу программы идеях и методах [5, с. 53].
Программное обеспечение как таковое за редким исключением не будет отличаться принципиальной новизной, уникальностью, креативностью ввиду особенностей его создания. Одинаковые части программ, как указал суд в деле Whelan Assoc., Inc. V. Jaslow Dental Laboratory, Inc. (США) [13], могут возникнуть из функциональной необходимости, т. е. когда любой среднестатистический программист в данном случае выразил бы свою идею так же. В то же время, в упомянутом постановлении ВС РФ подчеркивается, что «само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права».
Справедливой представляется позиция Чурилова А. Ю. Он указывает, что функциональные элементы программного кода представляют собой слияние идеи и ее выражения [7, с. 96]. То есть в случае, если для достижения определенной задачи существует один единственный способ «написания» части кода программы, выражение идеи автора не будет носить творческий характер и, соответственно, охраняться в режиме авторского права. Следование иной логике означало бы признание возможности монополизировать идеи.
По этой причине идея охраны программ нормами патентного права широко поддерживается в научной литературе [8; 10]. Целесообразность введения в РФ нового режима правовой охраны можно рассмотреть на примере дела, приведенного в проекте Обзора практики Суда по интеллектуальным права по вопросам, возникающим при применении норм Гражданского кодекса РФ о правовой охране программ и баз данных [14].
СИП в п. 1.8 Обзора указал, что сходство или совпадение целей и функций программ само по себе не служит основанием для вывода об их тождественности и, соответственно, нарушении исключительного праванесмотря на то, что работа этих программ на устройствахприводит к сходному результату. О наличии заимствования, и, соответственно, нарушении исключительного права лица свидетельствовать будет лишь факт идентичности исходного текста (кода) программ. Получается, авторским правом охраняется лишь форма, но не суть. Возможно создать аналогичную по функциям программу, не заимствуя текст из чужой. Достоинство патентной охраны, которая способна защитить суть, смысл программы (определенный алгоритм), в условиях возрастающей конкуренции на IT рынке очевидна.
Вышеперечисленные отличия подтверждают, что компьютерная программа не является литературным произведением, хотя и подлежит охране в качестве такового. Тем не менее, некоторые права, которыми наделен автор литературного произведения, в отношении программ для ЭВМ не действуют. В число таких входит право на отзыв произведения, предусмотренное ст. 1269 ГК РФ. Эта оговорка имеет целью ограничить случаи, когда реализация автором своего права на отзыв могла бы поставить под угрозу реализацию прав иных лиц [2, с. 176].
Особенность компьютерной программы проявляется и в том, что законодатель выделил исходный код, объектный код, подготовительные материалы, аудиовизуальные отображения программы как формы ее выражения в качестве объекта авторского права. Из формулировки статьи 1261 ГК РФ следует, что перечень не является исчерпывающим.
Исходный код есть компьютерная программа в текстовом виде, написанная на каком-либо языке программирования [15]. Этот текст доступен для восприятия человеком. Под объектным кодом обычно понимается код, полученный путем преобразования исходного кода специальной программой (компилятором) [9]. Соответственно, в зависимости от используемой программы-компилятора один исходный код может порождать различный объектный код, однако полученные результаты в связи с единством исходного кода, будут тождественны с точки зрения права.
Объектный код представлен в виде единиц и нулей, понятен только процессору компьютерного устройства. Как уже отмечалось, объект авторского права обязательно является результатом творческого труда человека, но трансформация исходного программного кода, написанного автором, в объектный, есть результат деятельности компьютера, которой пока еще не свойственно творческое начало.
Несмотря на это, большинство исследователей придерживаются позиции, что и объектный код программы является объектом авторского права, и приводят убедительную аргументацию. Так, например, В. А. Корнеев сравнивает объектный код со звуковой записью музыкального произведения, которая также должна быть преобразована специальным устройством в форму, доступную для восприятия человеком, и тем не менее, охраняется нормами авторского права [3, с. 18–19]. А. И. Савельев отмечает, что именно в форме объектного кода программа обычно становится предметом незаконного воспроизведения, и непризнание кода в качестве объекта авторского права было бы нерациональным в плане защиты его от незаконного использования [4, с. 18]. Действительно, инструкции и команды, образующие программу, передаются пользователю путем запуска именно объектного кода на устройстве.
Подготовительные материалы представляют собой созданные автором программы данные для последующего написания на их основе соответствующего программного обеспечения. Эта информация может стать необходимым для понимания программы средством, а программист с большой вероятностью сможет воссоздать на основе такой документации саму программу. Отсюда вытекает очевидная необходимость предоставления подготовительным материалам защиты авторским правом. Однако материалы, полученные в ходе разработки программы, не предназначены непосредственно для функционирования компьютера, и, строго говоря, не являются частью программы. Так, Д. А. Янковенко рассматривает их в качестве обособленного объекта правовой охраны и считает, что они в целом должны быть исключены из понятия программы для ЭВМ [8, с. 8].
Аудиовизуальные отображения, генерируемые программой, представляют собой некоторую последовательность звуков, изображений, выводимых на экран пользователя, которые сопровождают организационную структуру компьютерной программы. Незаконное использование аудиовизуального отображения, необходимо рассматривать как нарушения прав на саму программу, а не отдельную ее составляющую в виде аудиовизуального отображения. Тем не менее, интерфейс программы может являться самостоятельным охраняемым объектом. В частности, это касается интерфейса компьютерных игр [1, с. 65].
Таким образом, компьютерная программа является неклассическим объектом авторского права, отличаясь от литературных произведений в силу природы и характера своего создания — прикладного. Для всесторонней и эффективной правовой защиты программы для ЭВМ в качестве объектов авторско-правовой защиты необходимо рассматривать и саму программу, и отдельные ее составные элементы (формы выражения) — исходный код, объектный код, подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы и аудиовизуальные отображения. Поскольку авторское право защищает лишь форму произведения, сторонников приобретает идея введения дополнительной охраны программ патентным правом.
- Архипов, В. В. Интеллектуальная собственность в индустрии компьютерных игр: проблемы теории и практики / В. В. Архипов. — Текст: непосредственный // Закон. — 2015. — № 11. — С. 61–69.
- Близнец, И. А. Интеллектуальная собственность в современном мире. Монография / И. А. Близнец. — Москва: Проспект, 2017. — 672 c. — Текст: непосредственный.
- Корнеев, В. А. Программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем как объекты интеллектуальных прав. / В. А. Корнеев. — Москва: Статут, 2010. — 165 c. — Текст: непосредственный.
- Савельев, А. И. Лицензирование программного обеспечения в России: законодательство и практика. / А. И. Савельев. — Москва: Инфотропик Медиа, 2012. — 432 c. — Текст: непосредственный.
- Смирнова, Е. Ю. Правовая охрана элементов, составляющих программу для ЭВМ / Е. Ю. Смирнова. — Текст: непосредственный // Журнал суда по интеллектуальным правам. — 2015. — № 3. — С. 50–54.
- Чурилов, А. Ю. Особенности правовых режимов охраны программного обеспечения / А. Ю. Чурилов. — Текст: непосредственный // Хозяйство и право. — 2017. — № 8. — С. 35–44.
- Чурилов, А. Ю. Проблемы охраны программ для ЭВМ / А. Ю. Чурилов. — Текст: непосредственный // Вестник СГЮА. — 2020. — № 1. — С. 94–101.
- Янковенко, Д. А. Способы передачи исключительного права на программы для ЭВМ по праву Германии и России: специальность 12.00.03 «Гражданское право»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Янковенко Дмитрий Анатольевич; Российский университет дружбы народов. — Москва, 2013. — 26 c. — Текст: непосредственный.
- Янковский, Р. Исходный код: что нужно знать, чтобы успешно защитить права на программное обеспечение? / Р. Янковский. — Текст: электронный // Юридический онлайн журнал «Шортрид»: [сайт]. — URL: https://shortread.ru/ishodnyj-kod-chto-nuzhno-znat-chtoby-uspeshno-zashhitit-prava-na-programmnoe-obespechenie/ (дата обращения: 29.01.2021).
- Lemley, M. A. Software Patents and the Return of Functional Claiming / M. A. Lemley. — Текст: непосредственный // Stanford Public Law Working Paper. Wisconsin Law Review. — 2012. — № 2117302.
- ст. 1261 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая) (в ред. от 10 января 2021 г.) // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2006 №52, ст. 5496.
- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. N 10 г. Москва «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2019. №96
- Whelan Assoc., Inc. v. Jaslow Dental Laboratory, Inc., 797 F.2d 1222, 1233 (3rd Cir. 1986).
- Проект Обзора практики Суда по интеллектуальным правам по вопросам, возникающим при применении норм Гражданского кодекса Российской Федерации о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных // URL: http://ipcmagazine.ru/official-cronicle/review-of-the-practice-of-the-intellectual-property-rights-court-on-issues-arising-from-the-application-of-the-norms-of-the-civil-code-of-the-russian-federation-on-the-legal-protection-of-computer-programs-and-databases (дата обращения: 28.03.2021)
- Информационные технологии. Свободное программное обеспечение. Общие положения : ГОСТ Р 54593—2011 : Стандартинформ : дата введения 2012-01-01
Основные термины (генерируются автоматически): исходный код, объектный код, компьютерная программа, программа, ГК РФ, правовая охрана, ЭВМ, сама программа, ходя разработки программы, аудиовизуальное отображение.
Источник: moluch.ru
Программное обеспечение как объект авторских прав
987 просмотра (ов)
Сегодня технологическая индустрия стремительно развивается. Без передовых технологий невозможно представить сферу бизнеса или развлечений. Поэтому программный продукт — востребованный и дорогостоящий объект интеллектуальной собственности. И актуальность его легального распространения возрастает с каждым днем.
Программа для ЭВМ как объект авторского права
Программное обеспечение — специфический объект авторского права. ГК РФ определяет программу для ЭВМ как выраженную в объективной форме совокупность данных и команд, которые предназначены для работы компьютера в целях получения определенного результата (ст. 1261 ГК РФ). Может существовать в форме исходного или объектного кода, подготовительных материалов и аудиовизуальных отображений.
Не подпадают под защиту авторского права языки программирования, идеи и принципы организации программы, в том числе, пользовательский интерфейс, алгоритмы.
Права на программный код
Основной охраняемый элемент программы для ЭВМ — исходный текст. Представляет собой код, написанный на языке программирования и доступный для восприятия человеком. Поэтому программы для ЭВМ приравнены к литературным произведениям (ст. 1261 ГК РФ). Исходный код предназначен для передачи компьютеру инструкций по выполнению заданий.
Объектный код — результат взаимодействия исходного кода и программы-переводчика (компилятора). Представляет собой текст в виде нулей и единиц, который надлежит исполнить компьютеру. Этот код понятен только процессору, который воспроизводит программу при запуске и использовании.
После компиляции получить исходный текст невозможно, только если его не передал сам разработчик. Это позволяет автору и правообладателю контролировать программу и изменения исходного кода.
Права на порождаемые программой изображения, тексты
Режимом программы для ЭВМ охраняются порождаемые ею аудиовизуальные отображения. Их рассматривают как еще одну форму программы — визуальный результат ее работы.
Отображения подлежат защите, если появляются в результате выполнения соответствующих команд программного продукта. Они могут полностью порождаться программой. Либо воспроизводиться ею, когда соответствующая команда выводит на экран изображение, не являющееся исходным кодом. Также отображения могут создаваться программой на основании материалов, не являющихся ее частью. Это происходит в случае, когда в компьютерных играх на трехмерную модель, созданную самим продуктом, накладываться отдельный элемент — текстура.
Также закон охраняет подготовительным материалы программы, которые получены в ходе разработки: комментарии в исходном коде, не предназначенные для исполнения компьютером; документация по отдельным аспектам ее работы, созданная во время тестирования; предварительные версии приложения.
Есть ли права у искусственного интеллекта
Искусственный интеллект — программа, которая путем сбора и обработки данных, анализа и интерпретации полученной информации отображает поведение, имитирующее интеллект. Такая система обладает автономностью в совершении действий, чтобы достигнуть поставленную цель. Она создает тексты, рисунки, прогнозы и аналитические материалы.
Вопрос в том, как защищать авторские права на программы и произведения, созданные искусственным интеллектом. Такие объекты генерируются в результате взаимодействия компьютера и программы без творческого участия человека — не имеют автора. Кроме того, интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель, в котором выражен результат интеллектуальной деятельности. И право собственности на компьютер и исключительное право на программу могут принадлежать разным лицам.
Этот пробел предлагают устранить законопроектом об изменениях части IV ГК РФ: право на объект, созданный искусственным интеллектом, будет возникать у правообладателя программы для ЭВМ, автоматически его сформировавшей.
Программный продукт как сложный объект
Современное программное обеспечение состоит из совокупности отдельных программ, изображений, звуков, текстов и баз данных. Эти результаты интеллектуальной деятельности являются самостоятельными объектами авторского права. И после их взаимодействия между собой возникает новый продукт, характеризуемый как единой целое. Он охраняется как сложное произведение (ст. 1240 ГК РФ).
Этим же режимом защищаются и авторские права на сайт, имеющий в своем составе программу для ЭВМ.
Лицо, организовавшее создание такой программы, приобретает право использования всех входящих в ее состав элементов. Для этого оно заключает соответствующие договоры о переходе прав с авторами. Если же элементы создаются специально для такого сложного объекта, то организатор по умолчанию приобретает на него исключительное право.
Регистрация программы для ЭВМ
По общему правилу регистрация программы, как и других объектов авторского права, не требуется. Но, так как, из-за особенностей ее создания, доказать авторство сложно, законодатель предусмотрел механизм регистрации в Роспатенте.
При подаче заявки программа не проверяется на работоспособность, не сверяется с кодами, зарегистрированными ранее. Поэтому свидетельство не подтверждает исключительное право на программу, но доказывает существование исходного текста.
Для получения услуги правообладателю необходимо заполнить специальную форму. Но проблема в том, что она ограничена по объему. Это значит, что для большой программы разработчику придется вырезать фрагменты ее кода. И критерии к таким участкам кода не установлены — сложно определить, какую часть информации предоставлять.
После регистрации программы для ЭВМ в Роспатенте надлежит также регистрировать переход прав на программу, а также каждую ее версию, если подвергалась существенным изменениям. Это тормозит процесс лицензирования программ и заключения договоров отчуждения, поскольку минимальный срок предоставления услуги регистрации Роспатентом — два месяца.
Зарегистрировать программное обеспечение можно в течение 5 минут с помощью системы COPYTRUST . Для разработчиков такой способ удобнее тем, что предварительная обработка исходного текста не требуется. Для депонирования правообладатели предоставляют программный код в одном экземпляре, описание технических и функциональных характеристик программы. Свидетельство также подтверждает существование текста программы в конкретный момент времени и может быть использовано в любой судебной инстанции.
Общие сведения о договорах
Переход прав на программное обеспечение зависит от того, создавал автор программу на заказ за плату, по своей инициативе и за свой счет или в рамках служебных обязанностей.
Договор отчуждения исключительных прав
Если автор создавал программу самостоятельно и в собственных интересах, то передача прав на программный продукт происходит по договору отчуждения, который заключается в письменной форме. В этом случае исключительное право передается в полном объеме новому правообладателю. Автор же утрачивает право на ее использование.
Лицензионные договоры и их виды
Лицензионный договор позволяет передавать права пользования способами, определенными в нем. Автор остается правообладателем исключительного права, но разрешает использовать свой продукт наравне с ним. Он может оставить за собой право выдавать лицензию другим лицам — простая лицензия. Или обязуется предоставить право пользования только одному обладателю — исключительная лицензия.
В сфере лицензирования программ распространено предоставление доступа на условиях открытой лицензии (ст. 1286.1 ГК РФ). Правообладатель предлагает любому лицу воспользоваться программой, не запрашивая разрешения. Условия такого договора присоединения размещаются так, чтобы пользователь мог с ними ознакомиться. Начало использования такой программой означает согласие на заключение договора.
Кроме того, для программ ЭВМ существует упрощенный порядок предоставления прав пользования — «коробочная» лицензия. Ее условия размещают на коробке с диском либо в электронном виде в окне установки программного обеспечения. Таким способом правообладатель распространяет свой продукт и предлагает заключить с пользователем стандартный договор в упрощенном порядке. Если пользователь приступил к использованию программы, то он согласился с условиями.
Свободные лицензии
Правообладатель может предоставить право бесплатного пользования неограниченному кругу лиц с помощью свободной лицензии. Так пользователь получает максимальный объем полномочий практически без каких-либо условий: использовать программу без ограничения целями или сферами применения, создавать и свободно распространять копии программы и модифицировать ее. Разработчик предоставляет также доступ к исходному коду. Такие лицензии могут быть либеральными, когда автор запрещает использовать свое имя для продвижения производных программ. Или взаимными — предусматривают обязанность пользователя распространять модифицированную программу на тех же условиях, что и оригинальная программа.
Программа, созданная по заказу
Если программный продукт еще только предстоит написать, то для получения прав будущий правообладатель использует договор авторского заказа. По его условиям физическое лицо по заданию заказчика создает программу на заказ в указанный срок. К такому соглашению применяются правила лицензирования либо отчуждения прав, в зависимости от того, переходит право частично или в полном объеме.
Программа, созданная при выполнении служебных обязанностей
Разработку программы также оформляют трудовым договором как создание служебного произведения. В нем помимо выплаты заработной платы обязательно предусматривается право программиста на выплату авторского вознаграждения.
Здесь же прописывают правила, по которым произведение считается служебным: создано в рамках исполнения трудовых обязанностей, в рабочее время и по заданию работодателя. Права на программное обеспечение, материалы и разработки по умолчанию принадлежат работодателю. Он должен начать их использование или засекретить в течение трех лет с момента передачи. В противном случае права переходят автору.
Разработка компьютерной программы — творческий и интеллектуальный труд, в него вкладывают много сил, времени и денег. Поэтому исходный код сегодня — дорогой ресурс. И, чтобы получать из него прибыль, задумываться об авторских правах необходимо еще до начала создания программы.
Поделиться
Авторское право Ливана. 116 просмотра (ов)
Авторские права скульптора. 360 просмотра (ов)
Авторское право Словении. 104 просмотра (ов)
Источник: www.copytrust.ru