Под эргономическим обеспечением проектирования понимается установление эргономических требований и формирование эргономических свойств системы «человек— машина (предмет)» в частном случае, и «человек — машина (предмет) — окружающая среда» в общем виде на стадиях ее разработки и использования.
Основные прикладные задачи, решаемые эргономикой, нижеследующие
Одновременно ведется разработка средств профессиональной подготовки и отбора персонала для работы с техникой.
Следующая задача — на основе моделирования деятельности эксплуатирующего персонала разработка требований к инструкциям по эксплуатации и обслуживанию изделий, техники, облегчающих их освоение. Это не только серьезная научная проблема, но и искусство, по словам английского эргономиста Д Оборна
Особо надо подчеркнуть, что разработка ведется с учетом половых, возрастным и прочих моментов, в т.ч. особенностей организма женщин, детей, подростков, пожилых людей. Актуальнейшая проблема — проектирование изделий, оборудования для лиц с пониженной трудоспособностью, инвалидов.
Эргономическое проектирование Оценка Анализ аналогов 01 11 2017
Использование в проектной дизайн-практике оборудования эргономики позволяет перейти от техники безопасности к безопасной технике, не забывая о эстетических моментах.
Так же в дизайне среды на основании эргономических данных становится возможным создание средовых систем высокого потребительского качества, комфортных и эстетически выразительных. Положительная эмоционально-чувственная оценка возможна только при «подогнанности» среды и ее элементов под человека, обеспечении удобства, надежности, безопасности в сочетании с гармоничностью объемно-планировочного и цвето-фактурного решения.
2.2.2. Эргономическая программа проектирования среды обитания
Проектная деятельность по созданию среды обитания, как уже отмечалось выше, базируется на интуиции и спонтанности (область искусства), информации и методологии (наука и техника). Она характеризуется балансированием между фактами и искусством. К фактам (факторам), определяющим планировку и оборудование средовых объектов, относятся, в первую очередь, виды процессов жизнедеятельности и группы потребителей. Общие исходные моменты для решения проектных задач с учетом требований и пожеланий потребителей приведены в эргономической программе создания производственно-бытовой среды.
Представленная в данном разделе информация (по материалам американского специалиста Дж. Е. Харригана [33]) рассчитана на то, чтобы помочь проектировщику уяснить, какое значение имеют пространство, здание, оборудование или организованная среда обитания для потребителей и их деятельности, чтобы предотвратить создание неэффективных, несовершенных и небезопасных условий, дать потребителю возможность реализовать свой личный выбор и, в сущности, достич оптимальной для человека окружающей среды.
Решить задачу создания проекта с учетом человеческих факторов, критериев и требований помогает представленная ниже эргономическая программа (табл. 13). Она включает вопросы, на которые нужно дать ответ, чтобы спроектировать производственно-бытовую среду в соответствии с пожеланиями и требованиями потребителя.
Алексей Копылов. Введение в пользовательские интерфейсы
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Эргономическая программа организована по принципу «изнутри наружу»: от рода деятельности внутри сооружения к опорным элементам сооружения, а затем — к окружающему пространству.
Проектировщик не может считать, что знает достаточно о проектируемом объекте, пока не получит определенное представление о его особенностях в максимально полном объеме. Каждый пункт в эргономической программе охватывает четко обозначенный круг проблем.
Источник: studopedia.org
13.8. Эргономическое обеспечение
Эргономическое обеспечение автоматизированной системы — совокупность взаимосвязанных требований, направленных на согласование психологических, психофизиологических, антропометрических, физиологических характеристик и возможностей человека-оператора, технических характеристик КСА, параметров рабочей среды на рабочем месте.
Эргономическое обеспечение (ЭО) — как совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и функционирования АС, предназначено для создания оптимальных условий высококачественной, высокоэффективной и безошибочной деятельности человека в АС, для ее быстрейшего освоения.
Эргономика — научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности, связанной с использованием машин (технических средств).
Человек, машина, среда рассматривается в эргономике как сложное функциональное целое, в котором ведущая роль принадлежит человеку. Эргономика является одновременно научной и проектировочной дисциплиной, т.к. в ее задачу входит разработка методов учета человеческих факторов при модернизации действующей и создании новой техники и технологий, а также соответствующих условий труда (деятельности).
Эргономика рассматривает технический и человеческий аспекты в неразрывной связи. Стремление раскрыть закономерности этого синтеза характеризует эргономику как науку особого типа. Общая цель эргономики формулируется как единство двух аспектов исследования и проектирования: повышения эффективности деятельности и соответственно функционирования человеко-машинных систем и охраны здоровья людей, участвующих в трудовом процессе.
Методической базой эргономики является системный подход. На его основании возможно использование в эргономическом исследовании методов различных наук, на стыке которых возникают и решаются качественно новые проблемы изучения систем “человек-машина”. При этом происходит определенная трансформация используемых методов, приводящая к созданию новых методических приемов исследования. В эргономике используются методы исследования, сложившиеся в социологии, физиологии и гигиене труда, в функциональной анатомии, кибернетике, системотехнике и др.
Эргономическое обеспечение проектируется на основе информационной модели деятельности. Информационная модель есть организованная в соответствии с определенной системой правил совокупность информации о состоянии и функционировании объекта управления и внешней среды. Она является для оператора своеобразным имитатором, отражающим все существенно важное для управления, т.е. тем источником информации, на основе которого он формирует образ реальной обстановки, производит анализ и оценку сложившийся ситуации, принимает решение, обеспечивает правильную работу системы и выполнение возложенных на нее задач, а также наблюдает и оценивает их реализации.
В работе по созданию информационных моделей, предшествующей выбору технических средств ее реализации, т.е. средств отображения информации, необходимо руководствоваться следующими эргономическими требованиями:
— по содержанию: информационные модели должны адекватно отображать объекты управления, рабочие процессы, окружающую среду и состояние самой системы управления;
— по количеству информации: информационные модели должны обеспечивать оптимальный информационный баланс и не приводить к таким нежелательным явлениям, как дефицит или излишек информации;
— по форме и композиции: информационные модели должны соответствовать задачам трудового процесса и возможностям человека по приему, анализу, оценке информацией управляющих воздействий.
Всесторонний учет этих требований в процессе проектирования обеспечивает необходимую оперативность и точность трудовой деятельности человека и, в частности, эффективное выполнение функций системой “человек-машина”.
Опыт разработки и эксплуатации информационных моделей, а также специальный анализ деятельности операторов с ними позволяет сформулировать ряд важнейших характеристик информационных моделей.
1. В информационной модели представлены лишь те свойства, отношения, связи управляемых объектов, которые существенны, имеют функциональное значение, т.е. “участвуют в игре”.
2. Модель должна быть наглядной, т.е. оператор должен иметь возможность воспринимать сведения быстро и без кропотливого анализа. Только при этих условиях ему не потребуется много времени на информационную подготовку решения, включающую стадии формирования ОКМ и формирование в необходимых случаях модели проблемной ситуации.
3. Одним из важнейших средств достижения легкой воспринимаемости, или “читаемости” информационной модели является правильная организация ее структуры. Это означает, что в информационной модели должны быть представлены не коллекция или набор сведений, так или иначе упорядоченных, а они должны находиться в определенном и очевидном взаимодействии.
4. Восприятие ситуации, как проблемной облегчается, если в информационной модели предусмотрено:
— отображение конкретных изменений свойств элементов ситуации, которые происходят при их взаимодействии. В этих случаях изменения свойств отдельных элементов воспринимается не изолированно, а в контексте ситуации в целом. Более того, изменение свойств одного элемента воспринимается как симптом изменения ситуации в целом, что провоцирует поиск и распознание оператором того или иного симптома неисправности комплекса;
— отображение динамических отношений управляемых объектов. При этом связи и взаимодействия информационной модели должны отображаться в развитии. Допустимо и полезно даже утрирование или усиленное отображение тенденций развития элементов ситуации, их связей или ситуации в целом;
— отображение конфликтных отношений, в которые вступают элементы ситуации.
5. Информация об объектах управления представляется оператору не в натуральном, а в закодированном виде. При этом становится особо важной проблема создания особого языка, понятного человеку и одновременно могущего быть использованным машиной.
6. Объем информации того или иного рода, который может быть хорошо усвоен оператором, не может быть задан ему произвольно. Он должен быть определен для данных условий работы или уже на основе имеющихся количественных оценок работы оператора, или при помощи специального эксперимента.
Информационная модель является базой для разработки пользовательского интерфейса, важнейшего компонента автоматизированного рабочего места (АРМ) пользователя. Правильно спроектированный и реализованный интерфейс определяет успешность всей автоматизированной деятельности.
Источник: studfile.net
Техническая документация
разработка техдокументации по ГОСТ без бумаги и расстояний
(4.3.12) Требования к эргономическому обеспечению
Требования к эргономическому обеспечению — пункт технического задания на АС, разрабатываемого согласно ГОСТ 34.602. Как элемент иерархической структуры или «дерева» техзадания может быть представлен так: Требования к системе (разд. 4) ⇨ Требования к видам обеспечения (подр. 4.3) ⇨ Требования к эргономическому обеспечению (п. 4.3.12).
Соотносится с п. 4.1.6 Требования по эргономике и технической эстетике. Редакция от 03.04.2021.
Создан 08.05.2018 19:53:37
Из толкового словаря
- соотн. с сущ. эргономика, эргономист, связанный с ними
- Свойственный эргономике, характерный для нее.
Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.
Термины и определения
Эргономическое обеспечение АС — Совокупность реализованных решений в АС по согласованию психологических, психофизиологических, антропометрических, физиологических характеристик и возможностей пользователей АС с техническими характеристиками комплекса средств автоматизации АС и параметрами рабочей среды на рабочих местах персонала АС [из 2.11 ГОСТ 34.003-90], «человек — машина» — Установление эргономических требований и формирование эргономических свойств системы «человек-машина» на стадиях ее разработки и использовании [из 7 ГОСТ 26387-84].
Система эргономического обеспечения — Совокупность взаимосвязанных организационных мероприятий, научно-исследовательских и проектных работ, реализующих эргономическое обеспечение СЧМ [из 8 ГОСТ 26387-84].
Эргономических стандартов великое множество, некоторое их количество было упомянуто здесь, существует еще целый ряд систем эргономических стандартов, это ГОСТы 12.2.ххх — безопасности труда и рабочего места, 29.05 — стандарты эргономических требований и эргономического обеспечения, человеко-машинные, для проведения офисных работ, по проектированию.
Следует заимствовать из перечисленных выше документов по мере необходимости.
- Этап 7.6 «Проведение предварительных испытаний» по ГОСТ 34.601-90;
- Этап 7.7 «Проведение опытной эксплуатации» по ГОСТ 34.601-90;
- Этап 7.8 «Проведение приемочных испытаний» по ГОСТ 34.601-90.
Источник: tdocs.su