Создание новой экскурсии по любой теме — сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.
Экскурсия — это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке.
В работе по подготовке новой экскурсии можно выделить два основных направления:
— разработка новой темы экскурсии (новой вообще или новой только для данного экскурсионного учреждения);
— подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее разработанной и проводимой в данном учреждении экскурсии.
Первое направление — процесс создания новой для экскурсионного учреждения экскурсии.
Как вести экскурсию на примере усадьбы И Котляревского
Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы. В большинстве своем это работающие в учреждении экскурсоводы. Часто в качестве консультантов приглашаются специалисты различных отраслей — научные работники музеев, преподаватели вузов и средних школ и т. д.
Обычно каждому из участников творческой группы поручается разработка одного из разделов, одной из подтем экскурсии или одного или нескольких вопросов подтемы. В целях контроля за работой выбирается руководитель творческой группы.
Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени:
В простейшем виде схема всех экскурсий независимо от темы, вида и формы проведения одинакова: вступление, основная часть, заключение.
Вступление, как правило, состоит из двух частей:
— организационной (знакомство с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте);
— информационной (краткое сообщение о теме, протяженности и продолжительности маршрута, времени отправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания экскурсии).
Заключение, как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5-7 минут и состоять из двух частей. Первая — итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии. Вторая — информация о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему. Заключение так же важно, как и вступление, и основная часть.
Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна. Но не менее важно, чтобы она не была перегружена потоком ненужной туристам информации, чтобы способ подачи материала не был утомительным, а способствовал бы наилучшему восприятию ее той или иной категорией экскурсантов.
В связи с этим тематика экскурсии непременно должна быть сориентирована на определенную категорию экскурсантов (взрослых или детей, молодежь, городских или сельских жителей, работников гуманитарных профессий, иностранцев и т. д.). Такой учет называется дифференцированным подходом к экскурсионному обслуживанию. Он должен учитывать не только интересы, но и цели потребителей. Если экскурсия предоставляется, например, в рамках фольклорного тура, то основной упор в рассказе и показе необходимо делать на историю, памятники, национальные особенности региона. Если же экскурсия входит в программу делового тура, то следует уделять внимание показу различных деловых и общественных центров и т. п. При организации экскурсионного обслуживания в рамках курортного отдыха привлекательны экскурсионные прогулки с наблюдением природных ландшафтов, памятников, объектов.
Начало экскурсии. Почему оно так важно. На что обратить внимание экскурсоводу вначале экскурсии.
В процессе подготовки новой экскурсии можно выделить ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке. Рассмотрим их в той последовательности, которая сложилась в практике работы экскурсионного учреждения.
Впервые понятие «этапы подготовки экскурсии» было введено в обиход в 1976 г. Тогда же было названо пятнадцать этапов:
1. Определение цели и задач экскурсии.
2. Выбор темы.
3. Отбор литературы и составление библиографии.
4. Определение источников экскурсионного материала. Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме.
5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.
6. Составление маршрута экскурсии.
7. Объезд или обход маршрута.
8. Подготовка контрольного текста экскурсии.
9. Комплектование «портфеля экскурсовода».
10. Определение методических приемов проведения экскурсии.
11. Определение техники ведения экскурсии.
12. Составление методической разработки.
13. Составление индивидуальных текстов.
14. Прием (сдача) экскурсии.
15. Утверждение экскурсии.
Определение цели и задач экскурсии
Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии — это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Назовем несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т. д. Задачи экскурсии — достичь целей путем раскрытия ее темы.
Выбор темы
Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.
Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой и убедительностью. Группировка тем лежит в основе существующей классификации экскурсий.
Отбор литературы и составление библиографии
В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка — определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста. Перечень литературы размножается в нескольких экземплярах для удобства в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсий по данной теме. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы. При большом количестве литературных источников список может быть разделен на две части: «Основная литература» и «Дополнительная литература».
Определение других источников экскурсионного материала
Помимо публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. Авторы экскурсии составляют их перечень, в который входят государственные архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные кинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий.
Однако при использовании мемуарных материалов во избежание неточностей и тенденциозности следует проявлять осторожность. Для рассказа должны быть отобраны только достоверные, тщательно проверенные факты и сведения. Значительную помощь в поиске и систематизации материала экскурсий могут оказать компьютерные энциклопедии, в том числе мультимедийные базы данных на лазерных дисках (СD-RОМ).
Отбор и изучение экскурсионных объектов
Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.
В настоящее время на государственном учете находится свыше 150 тыс. памятников истории, археологии и культуры, а в музеях страны хранится около 40 млн экспонатов.
В качестве объектов могут быть:
— памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства (например, Куликово поле, Бородино, места Курской битвы и др.);
— здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки;
— природные объекты — леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения и др.;
— экспозиции государственных и народных музеев картинных галерей, постоянных и временных выставок;
— памятники археологии — городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.;
— памятники искусства — произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и др. искусство.
Экскурсионные объекты классифицируются:
— по содержанию — одноплановые (произведение живописи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города);
— по функциональному назначению — основные, которые служат основой для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов (переходов) между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе;
— по степени сохранности — полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные.
Перед экскурсионными работниками при создании экскурсии стоит задача — отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую они с собой несут.
Правильный отбор объектов обеспечит зрительную основу восприятия экскурсионного материала и глубокое раскрытие темы. Следует так организовать это дело, чтобы одни и те же объекты не кочевали из экскурсии в экскурсию. По возможности у каждой темы должны быть «свои» объекты. Разнообразие объектов дает возможность обеспечить правильное чередование впечатлений у экскурсантов, позволяет сохранить элемент новизны при изучении различных тем.
Если невозможно исключить тот или иной объект из предполагаемого маршрута ввиду его уникальности (например, «Медный всадник» в Санкт-Петербурге, Красная площадь в Москве и др.), которые показываются в ряде экскурсий (обзорной, исторической, литературной, искусствоведческой), то такой объект должен быть раскрыт особо. При его показе должны быть выявлены те характерные черты, которые не нашли отражение в экскурсиях на другие темы. При показе и рассказе таких объектов в зависимости от темы каждый раз должен быть использован иной материал. Поэтому интерес экскурсантов при их повторном осмотре, как правило, не снижается.
В практике подготовки экскурсий выработана определенная методика оценки экскурсионных объектов. Применение этой методики особенно важно в тех случаях, когда создатели новой экскурсии, встречаясь на маршруте с несколькими объектами, сходными по содержанию, могут выбрать те из них, которые наиболее интересны для данной темы.
Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:
Познавательная ценность — связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.
Известность объекта, его популярность среди населения (например, такие объекты, как Красная площадь, Останкинская телевизионная башня, памятник «Тысячелетие России» в Новгороде, и др.).
Необычность (экзотичность) объекта. Имеется в виду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения (например, цельносварной мост имени Е.О. Патона через Днепр в Киеве). Необычность объекта может быть также связана с каким-то историческим событием, которое произошло в данном здании, на месте установки данного памятника, с легендой или историческим событием (например, церковь царевича Дмитрия в Угличе, храм «Спас-на Крови» в Санкт-Петербурге на месте гибели царя Александра II). Экзотичность может быть природного характера (например, сталактито-сталагмитовые карстовые пещеры в Новом Афоне, в Абхазии).
Выразительность объекта, т. е. внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой — зданиями, сооружениями, природой. Преимущество отдается тому объекту, который наилучшим образом вписывается в местность, гармонирует с другими объектами, с ландшафтом (например, здание Московского университета на Ленинских Горах, храм Покрова на Нерли (г. Владимир), мосты в Санкт-Петербурге).
Сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам.
Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.
Временное ограничение показа объекта (по времени суток, по дням, месяцам и сезонам) — это когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.
Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. Оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2-4 академ. часа, при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15-20 экскурсионных объектов.
В экскурсию могут входить объекты как одной группы (например, памятники архитектуры), так и нескольких групп (памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты). Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы. Неправильно, например, когда вся обзорная экскурсия построена исключительно на показе скульптурных памятников и монументов. Следует избегать однообразия построения зрительного ряда. Зрительные впечатления экскурсантов будут неполными, если в маршрут наряду с памятниками и монументами не будет введен показ отдельных зданий и улиц, площадей, памятных мест, объектов природы.
В ходе подготовки новой экскурсии больше внимания следует уделить изучению объектов на месте, в их естественной обстановке. Необходимые исходные данные дает изучение объектов по источникам — книгам, альбомам, фотографиям. Встреча с экскурсионным объектом непосредственно на месте его расположения, изучение различных его сторон позволяют экскурсоводу в будущем при работе с группой свободно ориентироваться у памятника, квалифицированно вести его показ.
Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий.
В карточку объектов вносятся следующие данные:
1) наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;
2) историческое событие, с которым связан памятник, дата события;
3) местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие и т. д.);
4) описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);
5) источник сведений о памятнике (литература, где описан памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);
6) сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);
7) охрана памятника (на кого возложена);
8) в каких экскурсиях памятник используется;
9) дата составления карточки, фамилия и должность составителя.
К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды.
В карточке на архитектурные, природные, археологические объекты могут быть включены и другие сведения. Например, в карточку на памятник архитектуры (здание) включаются сведения о наличии скульптуры, изразцов, стенописи в декоративном убранстве памятника (снаружи, внутри), о типе и конструкции здания, техническом состоянии его (степени сохранности).
Наличие карточек на все экскурсионные объекты, расположенные на территории данного края, ускоряет разработку новых экскурсионных тем, позволяет разнообразить использование памятников в экскурсиях на разные темы, делает их показ более активным. Во многих регионах России проведена паспортизация и составлены своды памятников. В 70-е годы Научно-исследовательским институтом культуры Министерства культуры РСФСР и управлениями культуры были подготовлены своды памятников истории и культуры России по территориям. Материалы свода включают в себя лишь одну группу недвижимых памятников — мемориальные дома, усадьбы, могилы, памятные места, связанные с именами выдающихся деятелей культуры и значительными событиями в жизни территории (края, области, автономной республики).
Решающее значение в успехе разработки новой экскурсионной темы имеют объекты. Именно они составляют тот познавательный материал, который составляет зрительную основу в раскрытии темы, главный аргумент в доказательствах экскурсовода.
Необходимо отметить зависимость экскурсионного процесса в целом, его содержания, методики преподнесения материала (показа и рассказа) от объектов, их состояния, подъездных путей, точек для наблюдения. Именно поэтому такую важную роль в данный момент играют связи экскурсионных учреждений с теми организациями, которые ведут работу по выявлению, реставрации и охране памятников истории и культуры. Активное участие экскурсионных работников в деятельности этих организаций создает условия для дальнейшего развития экскурсионного дела в России.
Контрольные вопросы
1. Принципы отбора экскурсионных объектов для показа в данной экскурсии.
2. Показатели оценки объектов.
3. Перечень и характеристика основных и дополнительных объектов.
4. Карточки (паспорта) памятников, вошедших в экскурсию.
5. Изучение особенностей каждого из памятников истории и культуры.
6. Оценка внешнего вида памятника — его эстетической выразительности, необычности, сохранности.
7. Объем информации в связи с познавательной ценностью и известностью объекта.
8. Особенности расположения объекта.
9. Охрана памятников истории и культуры.
Источник: tourlib.net
Экскурсионная программа
Экскурсионная программа – это продуманный маршрут мероприятий и посещений, разработанный для того, чтобы обеспечить группе людей, например, студентам или туристам, обогащающий опыт вне их обычной среды. В данной статье описывается процесс составления экскурсионной программы, выделяются основные этапы ее планирования и организации.
Постановка целей
Первым важным шагом в разработке экскурсионной программы является определение ее целей. Это включает в себя уточнение цели экскурсии и определение конкретных задач. Цели могут варьироваться от образовательных результатов и изучения культуры до формирования команды или проведения досуга. Четко определенные цели служат ориентиром при выборе направлений и мероприятий, которые соответствуют желаемым результатам.
Выбор места назначения
После определения целей следующим шагом является тщательный выбор мест назначения, которые наилучшим образом соответствуют этим целям. При этом учитываются возраст, интересы и образовательные требования группы. Выбранные места назначения могут включать исторические места, музеи, заповедники, культурные центры или любые другие достопримечательности, имеющие отношение к тематике экскурсии.
Планирование мероприятий
С учетом выбранных направлений, мероприятия программы планируются таким образом, чтобы создать увлекательный и образовательный опыт для участников. Мероприятия могут включать в себя экскурсии, семинары, интерактивные занятия, приключения на природе или другие соответствующие мероприятия. Каждый вид деятельности должен способствовать достижению общих целей экскурсии, обеспечивая всестороннее и содержательное путешествие.
Составление расписания
Мероприятия затем организуются в график или расписание, которое определяет последовательность событий на протяжении всей экскурсии. При этом учитывается продолжительность каждого мероприятия, время в пути между пунктами назначения и соответствующие периоды отдыха. Тщательное внимание уделяется балансу между предоставлением достаточного времени для каждого вида деятельности и недопущением поспешного или изнурительного графика.
Логистика и ресурсы
Экскурсионная программа требует тщательного рассмотрения логистических мероприятий для обеспечения беспрепятственного и приятного опыта. Сюда входит организация транспорта, например, автобусов, поездов или авиарейсов, а также размещение, если предполагается ночевка. Необходимо также предусмотреть питание и напитки, а также все необходимые разрешения и согласования. Кроме того, программа может потребовать привлечения гидов, преподавателей или экспертов для повышения эффективности обучения и вовлечения участников.
Безопасность и управление рисками
Безопасность имеет первостепенное значение при планировании экскурсионной программы. Для выявления потенциальных опасностей, связанных с выбранными направлениями и видами деятельности, проводится комплексная оценка рисков. На основе этой оценки разрабатываются стратегии по минимизации или смягчению этих рисков. Меры безопасности, такие как оказание первой помощи, протоколы действий в чрезвычайных ситуациях и соответствующий уровень контроля, включаются в программу для обеспечения благополучия всех участников.
Коммуникация и документация
После составления экскурсионной программы необходимо обеспечить эффективную коммуникацию. Подробная информация о маршруте, мероприятиях, ожиданиях и необходимых формах или разрешениях доводится до сведения участников, их родителей или опекунов, а также других заинтересованных сторон. Документация может включать отказ от ответственности, медицинскую информацию, контакты для экстренной помощи и любые особые указания, которым участники должны следовать во время экскурсии.
Оценка и обратная связь
После завершения экскурсии проводится процесс оценки для определения успеха программы и сбора отзывов участников. Эта обратная связь служит ценным вкладом в совершенствование будущих экскурсионных программ и обеспечивает лучшее соответствие целям и потребностям группы. Оценка может включать опросы, обсуждения или формальные оценки для определения эффективности программы и выявления областей, требующих улучшения.
Заключение
Составление экскурсионной программы включает в себя систематический и комплексный подход к созданию запоминающегося и образовательного опыта для участников. Благодаря четкой постановке целей, выбору подходящих направлений, планированию увлекательных мероприятий, управлению логистикой и безопасностью, а также эффективной коммуникации, экскурсионные программы могут предоставить ценные возможности для обучения вне традиционных аудиторных условий. Постоянная оценка и обратная связь позволяют постоянно совершенствовать программу, гарантируя, что каждая экскурсионная программа станет ступенькой на пути к обогащению знаний и опыта участников.
Источник: chemodansobran.ru
Понятие экскурсии. Виды и особенности проведения экскурсионных поездок.
Современное понятие экскурсии неразрывно связано с туризмом и подразумевает ознакомление с какими-либо историческими и архитектурными достопримечательностями, уникальными рукотворными и природными объектами. Обязательными составляющими любой экскурсии являются визуальный осмотр мест и познавательный рассказ о них и связанных с ними событиях. При этом ознакомительные мероприятия могут отличаться не только темой, но и особенностями проведения.
Путешествия экскурсионного характера известны с незапамятных времен. С развитием цивилизации менялись и виды экскурсий. Сегодня вниманию туристов предлагается огромное разнообразие программ – включая и совершенно экзотические варианты.
История появления экскурсий.
Само определение экскурсии произошло от латинского слова «excursio», подразумевающего поездку. Первые путешествия с целью отдыха, ознакомления либо развлечения были распространены еще в античные времена – стоит вспомнить Олимпиады в Древней Греции, посмотреть которые устремлялись тысячи людей. В Средние Века в Европе обрели популярность паломнические походы, во время которых верующие посещали святые места и храмы. В эпоху Просвещения влияние церкви на общество несколько ослабло, уступив место образованию – и в среде европейской знати возникла традиция путешествовать для повышения уровня знаний.
Поездки в далекие страны считались лучшим способом расширить кругозор. По этой причине дети богатых вельмож после окончания учебы отправлялись в длительные странствия по миру – для обретения нового опыта и познания культуры иных стран. Однако подобные поездки осложнялись трудностями передвижения. Поэтому с развитием в 20 столетии транспорта резко возросла и популярность туризма. Способствовали этому и положительные изменения в экономической и социально-политической сферах европейских государств.
«Длячеловека, которыйникогданепутешествовал, всякоеновое место, сколько-нибудь отличающееся отродного края, выглядит очень заманчиво».
Теодор Драйзер, из книги «Сестра Керри» прослушать.
В России понятие экскурсий появилось сравнительно недавно – оно вошло в обиход лишь в конце 18 века. Посещения интересных мест были признаны важной частью школьного учебного процесса. Внедрение в систему образования подобной составляющей произошло благодаря усилиям прогрессивных русских и европейских педагогов.
Уже в 1786 году в «Уставе народных училищ» появились отметки об обязательных экскурсиях учащихся по производственным предприятиям, мануфактурам, мастерским и просто окрестностям городов. А в конце 19 века в отдельных гимназиях начались организации дальних поездок – в Санкт-Петербург и Москву, к горам Кавказа и Крыма. В программу экскурсии обязательно входило посещение религиозных святынь, уникальных природных объектов и историко-культурных достопримечательностей.
В начале 20 столетия в Москве была образована Центральная экскурсионная комиссия, предназначенная для педагогов и учащихся школ. В то же время начали открываться первые экскурсионные организации, предлагающие культурно-просветительские путешествия. Наиболее известным подобным учреждением стала организация «Экскурсии по России», созданная Российским обществом туристов в 1907 году. Также в дореволюционной России издавались журналы, посвященные экскурсионной тематике – «Экскурсионный вестник», «Русский экскурсант».
С приходом советской власти значение школьных ознакомительных поездок не изменилось, оставшись обязательным элементом процесса обучения. В столице было образовано Центральное бюро экскурсий для школ. Параллельно путешествия культурно-просветительской направленности обретали популярность и в туризме – в 1930-х годах было основано Всесоюзное общество пролетарского туризма и экскурсий, в городах открывались экскурсионно-туристские станции Народного комиссариата просвещения.
В годы Великой Отечественной войны развитие туризма остановилось, однако после ее окончания вновь продолжилось. В высших учебных заведениях появился предмет «экскурсионное дело». По всей стране активно строились санатории, курортные учреждения и детские оздоровительные базы. А вместе с ними росла популярность местных музеев и других мест, интересных для посещения.
После образования Российской Федерации туристская отрасль практически полностью перешла в сферу коммерческой деятельности. Сегодня большинство туристических компаний предлагают самые различные виды и формы экскурсий, включая совершенно необычные и экзотические варианты. Ежегодно десятки тысяч путешественников устремляются в поездки, частью которых является посещение значимых мест и историко-культурных достопримечательностей.
Какие бывают виды экскурсий.
Экскурсионная деятельность представлена огромным числом вариантов. Многообразие существующих видов экскурсий классифицируется по нескольким критериям. В основе классификации лежат различные признаки, обуславливающие индивидуальные особенности подобных путешествий.
Экскурсии делятся на виды по следующим критериям:
- содержанию – выделяют обзорные и тематические формы;
- месту проведения – могут быть городскими, загородными, музейными, комплексными;
- составу и количеству участников – представлены индивидуальными и групповыми вариантами;
- способу перемещения группы – делятся на пешие и транспортные;
- продолжительности – выделяют однодневные, туры выходного дня, многодневные;
- форме проведения – подразумевают массовки, лекции, прогулки, концерты, спектакли.
Обзорные экскурсии относятся к наиболее распространенному виду. Они отличаются многоплановостью, так как обычно включают несколько подтем. Чаще всего организуются для ознакомления с каким-либо городом или регионом, крупным предприятием, природным объектом. При этом во время обзора объект описывается всесторонне и с охватом довольного большого отрезка времени его существования. Основанные на сочетании исторического и современного материалов, обзорные экскурсии позволяют туристу за короткий промежуток времени составить общее представление об объекте.
Тематические экскурсии посвящены одной определенной теме и делятся на шесть категорий.
В последние годы постоянно появляются все более новые виды экскурсий, способные удивить своей необычностью и абсолютным несоответствием нашему представлению о мире. Для любителей острых ощущений предлагаются подводные экскурсии к местам затонувших кораблей, ночевки в старинных домах с привидениями и даже космические полеты. Любое из подобных путешествий гарантирует максимум впечатлений – и станет незабываемым событием в жизни туриста.
Составляющие экскурсии. Что учитывать при выборе экскурсионной поездки.
Характер и особенности экскурсионного мероприятия обуславливаются конкретным видом экскурсии – а также подходом организаторов к разработке маршрута и сюжета. Все эти нюансы следует учитывать в процессе выбора тура. И уделить должное внимание подготовке к предстоящей поездке.
Вниманию путешественников предлагается огромное количество экскурсионных программ. Посмотреть туры и заказать наиболее интересный из них можно здесь:
Важной составляющей намеченной экскурсии является место отправления. Некоторые групповые путешествия с экскурсионным сопровождением предполагают выезд из крупных городов. До них нужно добраться заранее – то есть, определиться с видом требуемого транспорта, составить карту проезда, рассчитать время на дорогу.
Планируя добираться до города отправления на поезде, на автобусе, важно позаботиться о предварительной покупке билетов. Посмотреть расписание поездов и заказать билет можно здесь:
Обязательно следует уточнить, что конкретно входит в услуги туристической компании, осуществляющей проведение экскурсии. Важно узнать все подробности предстоящей поездки – и составить наиболее полное представление об ожидаемом уровне комфорта. К подобной информации относятся вид транспорта, места ночевок, обеспечение питанием, наличие или отсутствие дополнительных затрат. Не стоит забывать о традициях населения и климате в регионе назначения, а также о характере самой экскурсии. Так, если вам предстоит подъем к горным вершинам или спуск в ущелье, следует позаботиться о соответствующей экипировке.
Собираясь на экскурсию, сопряженную с тем или иным видом активного отдыха, следует подумать о покупке амуниции. Посмотреть перечень товаров и подобрать необходимые из них можно здесь.
Большинство многодневных экскурсионных туров предполагают наличие перерывов – туристам предоставляются часы отдыха для самостоятельного знакомства с городом, похода по магазинам и ресторанам. Лучше всего провести это время с максимальной пользой, заранее наметив для себя наиболее интересные места и достопримечательности, не вошедшие в программу экскурсии. А при желании остаться в городе по окончании организованной поездки стоит позаботиться о номере в местном отеле.
Планируя продлить время пребывания в новом для себя городе, важно заранее забронировать место в гостинице. Посмотреть список отелей и заказать бронь можно здесь:
Предлагаемые сегодня экскурсионные маршруты отличаются не только темами и программами, но и вариантами проведения мероприятий. Со всеми деталями запланированной поездки важно ознакомиться еще на этапе ее выбора – и подготовиться с учетом всех составляющих предстоящего путешествия. Лишь в этом случае время, проведенное за пределами родного города, подарит массу положительных эмоций и оставит приятные воспоминания.
Выводы об экскурсии. Советы специалиста.
Экскурсионные поездки представлены самыми различными видами и формами. Многообразие предлагаемых программ позволяют туристам подобрать вариант по душе. И, наряду с традиционными посещениями музеев, историко-культурных и археологических памятников, сегодня путешественники имеют возможность побывать в самых необычных уголках планеты – и открыть для себя немало удивительных фактов.
Собираясь в экскурсионный тур, стоит прислушаться к советам специалиста:
- внимательно изучить тематику предлагаемой экскурсии – она должна соответствовать интересам туриста;
- продумать детали поездки – при необходимости забронировать билеты на поезд или автобус, позаботиться о номере в отеле, решить вопрос с питанием;
- составить список интересных мест, не вошедших в программу экскурсии – посетить их можно будет во время перерывов;
- ответственно подойти к багажу – взять с собой лишь необходимые вещи, лекарства и документы.
И, разумеется, не забыть о памятных фотографиях и сувенирах. Снимки, сделанные на фоне живописных уголков природы или в местах исторических событий, будут долгие годы напоминать о полученных впечатлениях. А милые статуэтки станут прекрасным дополнением интерьера дома – и, возможно, послужат стимулом для новых путешествий.
Источник: turizmplus.ru