Презентация на тему: » ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «ЭФФЕКТИВНАЯ ВЛАСТЬ 2014-2018» (проект) Московская область март 2013 г.» — Транскрипт:
1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «ЭФФЕКТИВНАЯ ВЛАСТЬ » (проект) Московская область март 2013 г.
2 2 Приоритеты в сфере государственного управления в Российской Федерации Приоритеты в сфере государственного управления в Российской Федерации Совершенствование системы государственного управления (Указ Президента РФ от ) Совершенствование системы государственного управления (Указ Президента РФ от ) Реализация приоритетов в Московской области Реформирование и развитие системы государственной службы (Указ Президента РФ от ) Реформирование и развитие системы государственной службы (Указ Президента РФ от ) Развитие информационного общества (Распоряжение Правительства РФ от р) Развитие информационного общества (Распоряжение Правительства РФ от р) Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышение устойчивости бюджетов субъектов РФ (Распоряжение Правительства РФ от р) Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышение устойчивости бюджетов субъектов РФ (Распоряжение Правительства РФ от р) Повышение эффективности управления государственным имуществом (Распоряжение Правительства РФ от р) Повышение эффективности управления государственным имуществом (Распоряжение Правительства РФ от р) Обеспечение массового использования ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития РФ (Указ Президента РФ от ) Обеспечение массового использования ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития РФ (Указ Президента РФ от )
Мир-системный анализ и история / Власть факта / Телеканал Культура
3 Государственная программа «Эффективная власть» Цель: Повышение эффективности государственного управления, развитие информационного общества в Московской области Задачи: 1.Совершенствование системы государственного управления Московской области 2.Снижение административных барьеров, повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Московской области 3.Внедрение в деятельность исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Московской области эффективных информационных технологий и современных методов управления 4.Достижение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Московской области 5.Развитие и повышение эффективности управления имущественным комплексом Московской области 6.Развитие институтов общественного участия в процессе формирования и согласования принимаемых решений на государственном и муниципальном уровням 7.Создание и развитие информационных систем и информационных ресурсов Московской области, обеспечивающих эффективное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления Московской области с населением и организациями
4 Перечень подпрограмм Государственная программа «Эффективная власть» Государственная программа «Эффективная власть» Внедрение информационных технологий Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием ГЛОНАСС Развитие имущественного комплекса Повышение качества управления государственными финансами Развитие государственной гражданской службы Развитие информационно- коммуникационных технологий для создания благоприятных условий жизни и ведения бизнеса 4 Снижение адм. барьеров, повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе МФЦ Создание и развитие региональной геоинформационной системы Минфин Минимущества ГКУ ГУ Г и МС ГУ с ФОИВ МГУИТС Обеспечивающие подпрограммы
Эксперимент, который доказал что свобода выбора это миф
5 Государственная программа «Эффективная власть» Государственная программа «Эффективная власть» Структура государственной программы Снижение адм. барьеров, повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе МФЦ Внедрение информационных технологий в процессы управления Московской областью Развитие информационно-коммуникационных технологий для создания благоприятных условий жизни и ведения бизнеса в Московской области Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического и инновационного развития Московской области Развитие государственной гражданской службы Московской области Повышение качества управления государственными финансами Московской области Развитие имущественного комплекса Московской области Создание и развитие региональной геоинформационной системы Московской области Обеспечивающие подпрограммы Создание, развитие и сопровождение государственных информационных систем и ресурсов МО, иных систем и баз данных в интересах Министерства финансов МО Обеспечение защиты информации, безопасности информационных систем и баз данных, содержащих конфиденциальную информацию Мероприятия Подпрограммы Создание МФЦ и «окон доступа» на базе привлеченных организаций Оптимизация предоставления государственных (муниципальных) услуг Модернизация существующей информационно- телекомуникационной инфраструктуры Правительства МО Развитие центров обработки данных для размещения централизованных региональных информационных систем Поддержка и развитие Регионального портала государственных и муниципальных услуг Московской области Поддержка и развитие интернет-портала «Наше Подмосковье» Создание единого регионально-навигационного центра Московской области, включающего единую платформу навигационных приложений, систему обеспечения информационной безопасности, подсистему информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, средства, обеспечивающие взаимодействие с внешними системами и подсистемами на базе государственного казенного учреждения «Центр безопасности дорожного движения Московской области»
6 Государственная программа «Эффективная власть» Государственная программа «Эффективная власть» Подпрограмма 1 «Снижение административных барьеров, повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг» Подпрограмма 1 «Снижение административных барьеров, повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг» Задача 1.1 подпрограммы 1 Создание и развитие в Московской области системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» Задача 1.1 подпрограммы 1 Создание и развитие в Московской области системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» Мероприятия Подпрограммы Создание МФЦ Создание окон ПО Оптимизация предоставления гос. услуг Мероприятия Подпрограммы Создание МФЦ Создание окон ПО Оптимизация предоставления гос. услуг Иерархия целей и задач Показатели мероприятий Доля граждан, имеющих доступ услугам на базе МФЦ – 90% к 2015г. … Показатели мероприятий Доля граждан, имеющих доступ услугам на базе МФЦ – 90% к 2015г. … Задача 1 государственной программы Снижение административных барьеров и развитие системы предоставления государственных и муниципальных услуг в Московской области Задача 1 государственной программы Снижение административных барьеров и развитие системы предоставления государственных и муниципальных услуг в Московской области Цель ГП Повышение эффективности государственного управления, развитие информационного общества в Московской области Цель ГП Повышение эффективности государственного управления, развитие информационного общества в Московской области Цель Подпрограммы Создание условий для снижения адм. барьеров, повышение доступности и качества предоставления гос. и мун. услуг, в том числе по принципу «одного окна» Цель Подпрограммы Создание условий для снижения адм. барьеров, повышение доступности и качества предоставления гос. и мун. услуг, в том числе по принципу «одного окна» Ожидаемый результат мероприятия Количество созданных МФЦ к 2015г ед. Доля регламентированных государственных услуг к 2014 г — 100% Ожидаемый результат мероприятия Количество созданных МФЦ к 2015г ед. Доля регламентированных государственных услуг к 2014 г — 100%
7 Подпрограмма «Снижение административных барьеров, повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг» Задача подпрограммы : Создание и развитие в Московской области системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», в том числе на базе МФЦ Контрольные показатели подпрограммы: Доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в МФЦ — 90% к 2015г. Уровень удовлетворенности граждан РФ качеством предоставления гос. и мун. услуг — 90% к 2018г. … Ожидаемые результаты подпрограммы : Количество созданных МФЦ к 2015г ед. Доля регламентированных государственных услуг от общего количества государственных услуг, включенных в Сводный перечень государственных услуг и государственных функций – к 2013 г. 100% …
8 Показатели подпрограммы по годам ПоказательГод План Правительства РФ План Московской области Доля граждан, имеющих доступ к услугам по принципу «одного окна», % Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления услуг, % Доля граждан, использующих механизм получения услуг в электронной форме, % Снижение среднего числа обращений представителей бизнес- сообщества в орган власти доля получения одной услуги, связанной со сферой предпринимательства, ед Сокращение времени ожидания в очереди для получения услуги, мин
9 Количество МФЦ Охват населения Планируемый результат Указ Президента РФ 601 – обеспечение доступа к услугам в МФЦ 90% для каждого населённого пункта Решение 2015г. 2013г. 2012г. 2014г. До начала программы
10 Текущее положение: Отсутствие нормативной правовой базы по размещению и эксплуатации информационных систем (ИС) Децентрализованное размещение ИС Отсутствие инженерной инфраструктуры в помещениях с серверным оборудованием – «падение» серверов Нерегулируемая стоимость эксплуатации ИС и качества технической и функциональной поддержки ИС Решение: Перенос информационных систем в созданный Центр обработки данных Правительства Московской области Инструменты: Единые стандарты интеграции Единая эксплуатационная политика Централизованная служба поддержки пользователей ИС Централизованная служба технической поддержки размещенных ИС Единые системы отказоустойчивости и балансировки нагрузки Единая инженерная инфраструктура для серверов всех ведомств Общая политика информационной безопасности в ЦОД Результат: Снижение стоимости владения ИС Повышение защищенности ИС Обеспечение отказоустойчивости ИС Подпрограмма «Внедрение информационных технологий в процессы управления Московской областью»
11 Доля информационных систем в ЦОД Показатель мероприятий Год Подпрограмма «Внедрение информационных технологий в процессы управления Московской областью»
12 1. Повышение эффективности деятельности органов власти 2. Удовлетворенность граждан качеством государственных и муниципальных услуг 3. Повышение уровня доверия населения к региональной и муниципальной власти 4. Сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Московской области 5. Повышение эффективности управления имущественным комплексом Московской области … 12 Результаты Государственной программы
13 Контакты Ссылка на раздел ГП «Эффективная власть» на сайте Мингосуправления: Контактные телефоны: Заместитель министра (Руководитель рабочей группы) Белозерова Светлана Михайловна – (498) Заведующий планово-экономическим отделом управления планирования, координации и развития (проект ГП «Эффективная власть») Володин Владимир Владимирович – (498) Начальник управления государственного регулирования (проект подпрограммы «Снижение административных барьеров») Падилья Сароса Людмила Юрьевна – (498) Заведующий отделом стандартизации, анализа и мониторинга управления государственного регулирования (координация и взаимодействие) Князюк Роман Юрьевич – (498)
Источник: www.myshared.ru
На эффективную власть Подмосковья потратят 169 млрд рублей
«Что касается чиновников, останутся только профессионалы – те, кто реально хочет работать и работает на результат. Это нормальный современный подход. Коллеги, которые добросовестно трудятся на разных направлениях в администрациях, не должны беспокоиться, все, кто хочет и умеет работать, — у нас на вес золота».
Правительство Подмосковья, судя по всему, поняло его слова буквально и тут же подробно рассказало о желании потратить из бюджета региона на эффективность власти 169 млрд руб. Таким образом, действительно, каждый чиновник может стать золотым для налогоплательщиков. Проект данной программы, прошедший антикоррупционную экспертизу, опубликовало Министерство госуправления, информационных технологий и связи Московской области.
Министр госуправления, информационных технологий и связи Московской области Максут ШАДАЕВ
Основные затраты программы «Эффективная власть» планируются для обслуживания госдолга Подмосковья в размере 79 млрд руб. Долг к концу этого года Министерство финансов региона намерено эффективно довести до 118 млрд рублей. Не совсем понятно, почему эти траты внесены в программу развития власти. Возможно, увеличение долговых обязательств — это основное направление эффективного развития региона?
17 млрд руб. отдадут в муниципальные образования с низким уровнем доходов. 21,2 млрд на «развитие и поддержание инфраструктуры органов власти». На организацию деятельности министерств и ведомств — 14,1 млрд. Здесь планируется внедрение «эффективных кадровых технологий» и «раскрытие потенциала и мотивация» госслужащих в сумме 4,1 млрд.
На личное страхование чиновников набросили 3,2 млрд руб. Ну и на своё дополнительное образование и повышение квалификации — 896 и 457 млн руб. соответственно.
Давненько мы не слышали о ГЛОНАСС
Никогда не было и вот опять! Неубиваемая тема по исчезновению денег — это подключение общественного транспорта и коммунальной техники к навигационной системе на базе ГЛОНАСС. Где-то прослезился бывший глава Одинцовского района Александр ГЛАДЫШЕВ.
Но областная власть пойдет дальше — ГЛОНАСС не только каждому автобусу и трактору, даёшь всем многоквартирным домам по два интернет провайдера и в школы электронные учебники. Видимо, других проблем у жителей Подмосковья на сегодня нет.
«Да, на это, действительно, понадобятся миллиарды», — застенчиво анализируют чиновники. Хочется ответить — мы знаем.
Стандарт благополучия
Последнее время Правительство и Дума Московской области всё чаще удивляют население своими непродуманными и непрофессиональными действиями, объединяя, оптимизируя и реформируя всё — от больниц до органов местного самоуправления. При этом бюджет области выглядит настоящей чёрной дырой, куда миллиардами исчезают деньги налогоплательщиков региона. Но и они уже не оригинальны в своей шоковой терапии для жителей.
И вот уже 5 декабря спикер Совета Федерации Валентина МАТВИЕНКО предложила утвердить единый стандарт благополучия.
«Считаю, что государство должно стремиться обеспечить всем своим гражданам, в каком бы регионе они ни проживали, достаточный и, что очень важно, неснижаемый уровень качества жизни. Для этого необходимо утвердить единый стандарт благополучия, который будет гарантировать необходимые объём, качество и доступность государственных и муниципальных услуг»
Наш одинцовский журналист предложил дать название этому стандарту. Назвать его в честь автора — «одна матвиенка. Так как это очень крупная единица благополучия получится — это что-то типа фарады. Все остальные пляшут от нее вниз, типа пикофарад — пикоматвиенка, наноматвиенка. То есть наше благополучие где-то 0,0000000000000000004 от Матвиенки». Мысль интересная.
Так, мы сможем рассчитать такую норму благополучия пенсионеров от эффективных подмосковных чиновников, которые будут, как сказал Губернатор, на вес золота.
Спикер Совета Федерации Валентина МАТВИЕНКО
Результаты программы «Эффективная власть»
В итоге, израсходовав 169,1 млрд рублей, Правительство Московской области прогнозирует, что жители получат… сокращение ожидания в очереди на получение госуслуг с 13,5 минут до 11. Ловлю себя на мысли, что уже не осуждаю тех, кто уходит от уплаты налогов. Я бы постояла дополнительно 2,5 минуты в очереди если бы эти деньги пошли на здравоохранение, образование и другие социальные программы.
Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
комментариев 52 1 234
vogebor 08.12.16, 14:04:00
Нашли наши народные слуги кого пугать очередями… За жопабумагой не так давно по 2-3 часа отстаивали, а про крестики на ладошках лучше и не вспоминать
maslov 08.12.16, 14:06:28
Губернатору Воробьеву не удастся «наложить лапу» на муниципальные бюджеты Подмосковья. У противников реформы МСУ нашлись федеральные защитники.
Хотелось бы думать, что, замышляя реформу местного самоуправления, подмосковный губернатор Андрей Воробьев хотел «переплюнуть» славу «собирателя земли русской» Ивана III. Но увы, на самом деле, главе региона очень захотелось взять под свой контроль 50 млрд рублей муниципальных бюджетов, которые пока распределяются на местном уровне без участия Воробьева.
Привет господину губернатору пришел из Москвы. Теперь ему, как автору идеи проведения реформы муниципального самоуправления, придется бороться уже не только с местными, пусть даже и объединившимися депутатами. Эти самые депутаты, а точнее, совет депутатов города Запрудня попросили Госдуму оценить воробьевскую инициативу. Ответ категоричный — реформа МСУ «противоречит действующему законодательству и всей логике муниципального развития, базирующегося на Конституции».
Господин губернатор, напомним, задумал превратить все районы Московской области в округа, но укрупнение фактически уничтожает местное самоуправление! В думском комитете по федеративному устройству и муниципальному управлению считают, что объединение в первую очередь, приведет к тому, что все ресурсы будут концентрироваться в центре объединенного округа.
Даже если представить себе какую-нибудь параллельную Вселенную, где «воробьевы» не расставляют на местах лояльных себе людей, и деньги на развитие доходят даже до самых маленьких деревушек, участие населения в самоуправлении после реформы МСУ снижается до антиконституционного уровня.
Президенту будет доложено
Кстати, раскритиковали реформу Воробьева и в Совете по правам человека при Президенте РФ.
«Если мы сейчас за МСУ не заступимся, о нем можно вообще забыть. Будет чиновничий капитализм, в этих городских округах, особенно в Московской области, все будет застроено высотными зданиями», — заявил член президиума совета Евгений Бобров. Правозащитник уже «нажаловался» на подмосковные власти первому замглавы администрации Президента Сергею Кириенко.
Но что еще хуже для подмосковного губернатора — правозащитники из СПЧ намерены поднять эту тему и в разговоре с главой страны.
А рассказывать есть что. Так как протест против реформы МСУ регулярно, несмотря на погоду, собирает жителей Подмосковья на акции протеста. А муниципальные депутаты массово отказывают губернатору в доверии и требуют отставки Воробьева. Главное требование всех этих народных и депутатских волеизъявлений — немедленная отставка губернатора Мособласти. Более 40 муниципальных депутатов уже выявили отказали Воробьеву в доверии.
«Достал» даже «своих»
«Депутатские» митинги в России происходят нечасто. Но не в Московской области. Собравшиеся на акцию протеста 20 ноября муниципальные депутаты высказали губернатору свое несогласие с уничтожением местного самоуправления. И договорились, что собираться будут каждое воскресенье — до тех пор, пока Андрей Воробьев не освободит губернаторское кресло.
К депутатскому митингу присоединились и жители области, которые припоминали губернатору и массовую застройку, и «кидалово» с пенсионными льготами, и плодящиеся по Подмосковью свалки. Например, очередного запланированного «мусорного ада» в Серпуховском районе, где грядет настоящая экологическая катастрофа.
Получается, губернатор не то чтобы об исторической памяти не думал — он просто думал о деньгах, распределение по «правильным карманам» он все еще никак не контролирует?
А деньги господину Воробьеву нужны «до зарезу». Ведь траты на фактический пиар подмосковного главы всегда оплачивались из бюджета более, чем щедро. Настолько щедро, что в 2015 году «Общероссийский народный фронт» пришел к выводу, что деньги налогоплательщиков областное правительство тратит неэффективно.
С этим можно согласиться: на так называемое «информационное сопровождение» областные власти потратили аж 5,6 млрд рублей. На «улучшение имиджа» губернаторской особы из этих денег выделили 2,6 млрд рублей! Учитывая размер областного бюджета — 400 млрд рублей — подобная щедрость вряд ли является уместной. К слову, те же фронтовики выяснили, что команда Воробьева на одну только аренду «достойных» для чиновничьего передвижения автомобилей истратила более 1,77 млрд бюджетных рублей. В итоге энная часть этой суммы «перекочевала» в офшоры.
Как Воробьевы строят «светлое будущее»
Да и про упомянутую Бобровым застройку области высотками — тоже чистая правда. Тем более, что чем больше высоток, тем, скорее всего, благополучнее семейный бюджет Воробьевых. А объединение поселений в городские округа автоматически развязывает руки тем застройщикам, которые зарабатывают на этажности.
Например, пока подмосковное поселение Селятино не присоединили к городскому округу, строить там можно не выше семи этажей. Как только очередной муниципалитет «накроет» реформа Воробьева, законным станет и многоэтажная застройка, которую областная инфраструктура не выдерживает уже «вчера».
В 2013 году Андрей Воробьев пришел в Подмосковье губернаторствовать, а год спустя на строительном рынке дебютировал и «Самолет-Девелопмент» и уже к 2016 году назвала себя «одним из лидеров рынка». Все правильно, ведь строит «Самолет», в основном, в Мособласти, а владеет компанией… Максим Воробьев, родной брат губернатора.
В июле текущего года выяснилось, что проект застройщика IT City, место для которого властями было любезно предоставлено по соседству с деревней Мякинино в Одинцовском районе, «разросся» с 500 000м² до 900 000м²! Кстати, превращение этого района в городской округ было отложено только из-за активного протеста местных властей и населения. А так бы Воробьев-бизнесмен уже присматривал там новые территории для многоэтажек.
Осенью «Самолет» рассказал, что подмосковные власти уже и новые разрешения на застройку выдали — на этот раз жилые комплексы «вырастут» в Ленинском и Люберецком районах. Их общая площадь — 660 000м². Ах да, это же еще не все «подарки» от возглавляемых Воробьевым-губернатором властей — областной градостроительный совет уже дал добро на застройку еще 2 млн м².
leader21 08.12.16, 14:11:18
Я вот одного понять не могу. Зачем электронные табло развесили в Одинцово? Там интервал движения транспорта не более 5 минут. Да и все находится в пешей доступности. А вот на районе, интервал движения доходит до часа, да и не факт что автобус будет. Рассписаний, на остановках, даже нет.
Можно в сугроб превратиться в ожидании, ну или окачуриться.
Источник: oinfo.ru
Все о проекте «Эффективный регион» («Бережливый регион»)
Проект «Эффективный регион» («Бережливый регион») стартовал в 2017 году по инициативе Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», у которой был к этому моменту накоплен большой опыт реализации Lean-подхода в производственной системе «Росатома» (ПСР). Проект реализуется «Росатомом» совместно с субъектами Российской Федерации с целью оптимизации и улучшения процессов в любых сферах жизнедеятельности региона с использованием методов и инструментов бережливого производства ПСР.
На сегодняшний день проект представляет собой повышение эффективности органов государственного и муниципального управления с применением методов бережливого производства (ПСР в версии Росатома) с целями направленными на двух главных лиц клиентов — население и власть.
«Бережливый регион» начал свое развитие по следам захода в проект по созданию Бережливых поликлиник (стартовавший в 2016 году). На апрель 2022 года его участниками являются 32 региона, которые изъявляли желание работать по данному направлению с ГК «Росатом». Часть из них приостановило совместную работу, перешло самостоятельную.
Подобное развитие проекта программа Росатома допускает, но отмечаются проблемы при смене руководителя региона.
«У нас право у обоих сторон спокойно в любой момент притормозить (реализацию проекта «Бережливый регион»). И, как правило, это связано, к сожалению, с заменой высшего должностного лица в регионе. Т.е. не всегда этот проект перешел в стадию преемственности», — говорил директор проекта «Проектного офиса» по развитию производственных систем в отрасли ГК «Росатом» Константин Грабельников.
Тем не менее спикером также отмечено, что количество локальных проектов по улучшениям ежегодно хорошо растет, в том числе в ковидные годы, по которым предполагалось снижение активности. На апрель 2022 года это более 22,5 тысяч бережливых проектов в разных сферах.
Как Росатом работает с регионами
В рамках проекта Росатом с регионами работает по трем моделям — это объединенный проектный офис, вахтовая работа в регионе присутствия и лидерство региональных команд.
Практически работают по двум, т.к. по первой модели работают только с Нижегородской областью, в которой большое присутствие предприятий Росатома. Здесь было принято решение создать объединенный проектный офис с администрацией региона, который сегодня значительно разросся и «накрывает практически все регионы Приволжского федерального округа».
С 2019 года в рамках проекта «Бережливый регион» создаются лучшие практики по трем уровням — федеральный, региональный и местный. Это локальные процессы-образцы и образцовые объекты в отраслях социальной сферы, государственного и муниципального управления, которых на апрель 2022 года 93 примера в 18 регионах.
В декабре 2019 года регионы — участники проекта «Эффективный регион» создали «Клуб губернаторов». В первом заседании клуба приняли участие руководители 10 регионов: Нижегородской, Ростовской, Сахалинской, Рязанской, Орловской и Челябинской областей, республик Саха (Якутия) и Адыгея, Забайкальского и Ставропольского краев.
Идея создания такого клуба была предложена Госкорпорацией «Росатом» и губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным в рамках Всероссийского форума «Производительность 360» и поддержана участниками секции «Эффективный регион» форума.
Подробнее в презентации Константина Грабельникова по проекту «Бережливый регион», представленной на Первом Сибирском форуме «Производительность и устойчивое развитие» в Томске.
Эксперты рассказали, когда и как в Росатоме пришла идея реализовывать так называемые “бережливые проекты” в российских органах власти, государственных учреждениях, производстве, здравоохранении и образовании. Какие проекты были первыми, как они развивались, а также с какими трудности они сталкивались в процессе этой деятельности.
Источник: algoritminfo.ru