Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении подразумевает разработку системы предстоящей деятельности, процедуру формирования целей и задач деятельности. Кроме этого, перспективное планирование в детском саду представляет собой динамический процесс, который нуждается в постоянной корректировке в связи с конкретными результатами.
Основная задача перспективного планирования – обеспечить научно-обоснованный подход к образовательному процессу и такую его организацию, которая позволила бы вести систематическую работу.
В дошкольном учреждении для осуществления воспитательно-образовательной работы используют несколько видов перспективного планирования:
Стратегическое (долгосрочное) планирование составляется согласно программе развития детского дошкольного учреждения и соответствует образовательной программе, по которой данное учреждение работает.
- во-вторых, одним из видов перспективного планирования является тактическое планирование;
Современные требования к воспитательно-образовательному процессу рекомендуют использовать принцип тематического планирования. То есть в определённый промежуток времени (1- 2 недели), вся воспитательно-образовательная деятельность подчинена какой-то определённой теме.
Обзор Trello — Лучший инструмент для планирования и продуктивности / Как использовать
Перспективное планирование в детском саду по рисованию 2 мл. гр.
Перспективное планирование в детском саду должно соответствовать определённым педагогическим требованиям:
- обеспечение единства целей, задач, содержания, методов и организационных форм воспитательно-образовательного процесса;
- разумное сочетание различных методов и форм работы;
- соответствие содержания возрасту и индивидуальным особенностям детей;
- реальность плана, его систематичность и последовательность;
- согласованность плана воспитателя с планом работы всего дошкольного учреждения.
Автор — воспитатель Субботина Елена Викторовна, детский сад № 22, г. Воткинск.
Ежедневно описываем, какая предметно-развивающая среда будет актуальна в этот день (пишем так: «Создавать условия и помогать организовывать сюжетно-ролевую игру «Магазин» или «Способствовать развитию интереса детей к миру животных путём внесения в уголок природы книг Н.Сладкова, В.Бианки и М.Пришвина» и т.д.)
Тематическое планирование ООД и СДВД в общеобразовательных группах старшего (и младшего) дошкольного возраста
Планирование воспитательно — образовательной работы (на неделю) по программе «От рождения до школы» (разновозрастная группа)
Простой способ планирования
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ ФГОС В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Авторы: Таранюк Мария Васильевна. Евсеенко Тамара Ивановна
Работа педагога детского сада — это не только креативное общение с малышами, но и систематическая реализация ряда формальностей, связанных с организацией процесса обучения и воспитания. И, прежде всего, речь идёт о написании планов работы с детьми. Поскольку каждый из аспектов эффективного педагогического взаимодействия с ребятами требует составления алгоритма выполнения, вопросы методически грамотного написания плана приобретают особую актуальность.
Педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) в соответствии со своими должностными инструкциями ведёт два вида документации:
- обязательную (планирование работы учебно-воспитательного характера, график посещаемости малышей);
- рекомендуемую (нормативную документацию — должностные предписания, нормативные акты и т. д., общие сведения о коллективе малышей — поимённый список, распорядок работы группы и пр., а также методическое обеспечение работы — перечень направлений взаимодействия с детьми, диагностические карты, дидактические материалы и т. п.).
Планирование в ДОУ — это алгоритм выстраивания последовательности психолого-педагогического сотрудничества с воспитанниками детского сада.
Планирование составляется для всех видов деятельности в детском саду
Виды планов
В ДОУ практикуется несколько видов планов, систематизирующих работу в том или ином аспекте реализации миссии процесса образования:
Это интересно. В педагогической литературе выделяется ещё один вид планирования — методическое. Это перечень мероприятий для осуществления учебно-воспитательного сотрудничества воспитателей с детьми, учителей с родителями и педагогов между собой.
Планирование позволяет увидеть динамику развития малышей в той или иной образовательной деятельности
Формы составления планов
Иными словами, способы записи планирования. Их существует три вида:
- текстовый (подразумевает описание плана текстом, обычно применяется для временного, перспективного плана);
- блочно-схематичный, то есть распределяющий этапы изучения темы по блокам;
- табличный, имеющий форму записи таблицей;
- модульный — вид формы записи плана, создающий общий алгоритм распределения способов работы с ребятами на указанный временной отрезок (обычно на неделю), при котором педагог лишь конкретизирует приёмы работы с малышами (например, определяет темы бесед, виды и краткое описание игр, объекты экспериментирования).
Миссия составления календарно-тематического планирования
- последовательном выполнении программы обучения и воспитания по всем векторам образовательного взаимодействия с ребятами;
- систематизации работы с подопечными детского сада;
- достижении поставленных образовательной программой целей и задач с возможностью отслеживать динамику этого процесса (например, в сентябре во второй младшей группе дети знают 2–3 подвижные игры, к концу календарного года — 5–6).
Задачи написания календарно-тематического планирования заключаются в:
- обеспечении связи теории и практики сотрудничества с детьми (к примеру, применение инновационных технологий в работе — ИКТ, или внедрение технологии проектов в освоение той или иной темы);
- решении задач, поставленных программой, через комбинацию видов сотрудничества с ребятами, самостоятельную деятельность малышей, а также через выстраивание стратегии работы с семьями детей;
- выстраивании порядка реализации задач учебно-воспитательного процесса и в рамках НОД (непосредственной образовательной деятельности, то есть занятий), и при выполнении режимных моментов, подготовки и проведения развлечений и пр.;
- выборе оптимальных приёмов сочетания видов образовательной деятельности для малышей того или иного возраста (например, в младших и средней группах это игровая активность, в старших — акцент на познание, но обязательно в игровой форме);
- интеграции векторов процесса образования в соответствии с возрастной категорией и особенностями личностного развития малышей (к примеру, акцент на работу в мини-группах для старших дошкольников, у которых есть сложности с социализацией, в частности в выстраивании взаимоотношений с одногодками).
Планирование позволяет найти оптимальные пути интеграции образовательных областей
Объекты составления плана
Как уже упоминалось выше, планы прописываются для всех (!) направлений деятельности в детском саду:
- НОД, то есть занятий (например, ознакомление с миром вокруг, куда включаются и элементы изучения естествознания, и направления учебно-воспитательной деятельности в целом, к примеру, правовое воспитание), а также вариативной части, то есть части программы, реализуемой на усмотрение конкретного ДОУ при наличии часов и педкадров (английский язык, немецкий язык);
- режимных моментов (прогулки, работы перед сном и пр.);
- кружковой работы (например, деятельность кружка по краеведению, где описываются все виды организации взаимодействия с ребятами, в том числе и работа мини-музея);
- нерегламентированной деятельности, то есть совместной с дошкольниками и их семьями активности (так, в аспекте воспитания навыков личной гигиены это может быть санитарно-просветительская работа, в контексте трудового воспитания — домоводство, в вопросах организации учебно-воспитательной работы — взаимодействие с одарёнными малышами, а при организации сотрудничества с семьями воспитанников — консультационный пункт, например, по адаптации детей в садике или материнская школа);
- работы узких специалистов (к примеру, деятельности дефектолога).
Видео: вопросы организации и планирования работы воспитателя детского сада в освещении руководителя кафедры развития образовательных систем Института развития образования Орловской области
Методика составления тематического планирования
План работы группы согласно требованиям документов нормативно-правового характера, регулирующих деятельность ДОУ, оформляется по следующей схеме:
- Первый лист с указанием вида планирования, возраста детей группы, названием ДОУ, а также ФИО воспитателя и его регалий. Формат записи на титульном листе определяется детским садом и является единым для всех педагогов.
- Общие задачи образования в ДОУ на учебный год.
- Задачи комплексного плана для конкретной группы.
- Список нормативно-правовой документации.
- Список используемых педагогом программ, методов и технологий в работе с детьми.
- Поимённый перечень малышей.
- Схема размещения ребята за столами.
- Распорядок дня.
- Расписание НОД.
- Перечень видов образовательной деятельности в процессе выполнения режима.
- Содержание самостоятельной деятельности малышей.
- Список упражнений для утренней гимнастики.
- Перечень упражнений, которые выполняются после сна.
- Суть взаимодействия с семьями воспитанников.
- Направления оформления предметно-развивающей среды группы исходя из возраста ребят.
- Рекомендации узких специалистов по выстраиванию стратегии взаимодействия с детьми.
- Таблицы с планом по темам и всеми видами образовательной активности на все дни недели.
Порядок ведения документации педагога ДОУ регламентируется нормативно-правовыми актами
Таблица: примерный план по темам для младших групп на сентябрь и октябрь
Алгоритм составления календарно-тематического и ежедневного планов
Перечисленные в тематическом плане темы конкретизируются разными видами образовательной активности, в частности НОД, то есть тематикой занятий по разным направлениям обучения, воспитания и развития (развитие речи, рисование, музыка, физическая культура и пр.). Например, календарный план по темам курса математики в средней группе.
Используя основу тематического плана, а также календарно-тематический план по отдельным образовательным направлениям, то есть занятиям, предусмотренным расписанием в качестве основного вида деятельности, педагог составляет ежедневный план. Ознакомиться с примером ежедневного плана можно здесь.
Грамотно составленные планы позволяют вовлечь в деятельность всех малышей
Тематические недели
В детском саду обязательным элементом методической работы является проведение тематических недель и дней.
Тематическая неделя — углублённое рассмотрение темы при помощи разных видов деятельности на различных занятиях. Такое погружение в тематику позволяет систематизировать, углубить и обобщить знания, умения и навыки малышей разного (!) возраста по конкретной теме. Тематическая неделя реализуется следующими формами работы с детьми:
- НОД, то есть занятия;
- праздники;
- игры;
- экспериментирование;
- экскурсии.
Такой формат планирования позволяет;
- добиться от детей глубокого рассмотрения материала в разных формах проведения работы;
- привлечь к рассмотрению темы детей разного возраста, их родителей (малыши усваивают новое, при этом у них остаётся время для разных видов деятельности);
- развлечь участников учебно-воспитательного процесса.
Тематические недели, как правило, разрабатываются методистом детского сада одновременно для всех групп. Ознакомиться с примером плана тематических недель для всех групп можно здесь.
Проведение тематических недель позволяет малышам глубже погрузиться в тему
Конспект занятия по теме недели
ПЕРВЫЕ ЛИСТЫ ПЛАНА
ПОСЛЕДУЮЩИЕ ЛИСТЫ ПЛАНА
(для своей возрастной группы)
ПЕРСПЕКТИВНО-КАЛЕНДАРНЫЙ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Если тема месяца одна, указывать ее периоды, дату итогового мероприятия и ответственных за каждый период.
- Работу в режимные моменты обязательно интегрировать со всеми видами детской деятельности, придерживаясь основной темы.
- Самостоятельную детскую деятельность планировать через создание условий (способствование развитию) для развертывания игр, организации концертов, драматизаций, конструирования, двигательной активности и т.д.
- Работу с родителями заполнять конкретно, не менее 4-5 пунктов ежемесячно.
- Индивидуальную работу с детьми заполнить на весь месяц воспитателям и специалистам (переносить затем в ежедневную работу).
Данное портфолио ведется наравне с планом ВОР в группе и предъявляется по первому требованию контролирующему.
Дополнительно вести папку со всеми методическими рекомендациями, которые получаете из педкабинета – в отдельных файлах, аккуратно. Следить, чтобы все распространяемые в группы методматериалы были в группе (не терять).
- Задачи воспитательно – образовательной работы МБДОУ на 20___ — 20___ учебный год.
Реализуемая в группе программа, ее цель. Парциальная программа, ее цель.
Задачи воспитания и обучения в ____________ группе детского сада.
- Список детей с датой рождения.
- Социальный паспорт группы. Список детей группы; из какой семьи (полная, неполная, малообеспеченная, опекаемый ребенок); личностные особенности, интересы; уровень двигательной активности; какая сфера развития ребенка нуждается в коррекции.
- Расписание организованной образовательной деятельности; графики проведения утренней зарядки, график занятости залов при неблагоприятных погодных условиях.
- Тематика (по месяцам) художественного чтения и работы с детьми в книжном уголке.
- Состав родительского комитета, председатель. Член родительского комитета МБДОУ.
- Список используемой литературы по разделам программы (и Плана).
- Папка – скоросшиватель с приложениями к Плану (все материалы в файлах):
- уровни двигательной активности;
- физическое развитие данного возраста;
- лист здоровья детей группы;
- звуковая страничка;
- результаты реализации Программы;
- результаты реализации ФГТ;
- рекомендации по планированию тематических дней;
- другие нормативно – правовые рекомендации, требования СанПиНов;
- сведения о детях и родителях;
- тетрадь учета родительской платы;
- фильтровой журнал;
- протоколы родительских собраний.
(Данная папка является рабочим материалом наравне с Планом; предъявляется проверяющему по требованию, т.е. не обязательно сдается на проверку ежемесячно ).
В группах необходимо иметь картотеки (или папки), содержащие описание упражнений, заданий при проведении разных режимных моментов:
- физкультминутки;
- динамические паузы (или игры малой подвижности);
- фольклорный материал;
- другие картотеки (по желанию и необходимости) с играми, упражнениями и т.д.
В план вкладываются:
ПЕРСПЕКТИВНО-КАЛЕНДАРНЫЙ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Итоговое мероприятие ______________________________________________________
Интеграция образовательных областей (по теме месяца)
Реализуемые задачи и тематика мероприятий по интеграции образовательных областей в соответствии с темой месяца
- Составление рекомендаций по режиму дня для детей младшего и старшего школьного возраста манипуляция
- Методика обучения техники плавания способом брасс кратко
- Основная задача школы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями это
- Судебная система в годы гражданской войны кратко
- Сценарий воркшоп для педагогов доу
Источник: obrazovanie-gid.ru
Перспективное планирование (стр. 2 из 6)
Стратегический анализ и определение альтернатив. Фирма сравнивает цели (желаемые результаты) и результаты исследования факторов внешней и внутренней среды, ограничивающих достижение желаемых результатов, определяет разрыв между ними и формируются различные варианты стратегического развития;
Выбор стратегии. Производится выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка;
Подготовка окончательного стратегического плана. Дается окончательный стратегический план;
Среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы и программы;
Краткосрочное планирование. На основе стратегического плана и его результатов фирма разрабатывает среднесрочные планы;
Эти этапы определяют предпосылки для создания новых планов, которые должны учитывать: что организации удалось сделать; каков разрыв между фактическими и плановыми показателям [2].
Глава 2. Перспективное планирование как единая система управления предприятия
2.1 Сущность перспективного планирования
При переходе к рыночной экономике, прежде всего, меняется субъект планирования. Принимать план может только собственник или уполномоченный, им работающий по контракту и ответственный за результаты хозяйственной деятельности предприниматель. Это значит, что государство может планировать лишь то, что оплачено бюджетными инвестициями, федеральными, региональными и муниципальными программами и контрактами, либо выполняется бюджетными организациями. Для большинства предприятий в государственном плане содержатся лишь прогнозы и ориентиры, указывающие наиболее целесообразные и стимулируемые с помощью налоговых и иных льгот направления развития.
В настоящее время сущность перспективного планирования приобрела весомое значение. Этот вид планирования имеет отличие от других. Перспективный план — это план, разрабатываемый на период 10 — 20 лет (наиболее распространенный вариант — 10-летний план). Перспективное планирование предусматривает прогноз долгосрочного характера, т.е. развитие предприятия в перспективе [2].
2.1.1 Задачи перспективного планирования
Основные задачи, которые помогает решать перспективное планирование, выглядят следующим образом:
1. Выделение источников финансирования инвестиционных вложений, их размеры и направления;
2. Внедрение передовых разработок техники и технологий;
3. Диверсификация производства;
4. Капиталовложения в международном масштабе в случае расширения рынка;
5. Совершенствование управленческой структуры, кадровой политики [2].
2.2 Система перспективного планирования. Виды планов
В современных условиях, когда развитие экономики может происходить стихийно и непредвиденно, перспективное планирование призвано определять количественные показатели в отличие от других видов планирования, отражающих качественные показатели.
Система перспективного планирования включает в себя такие виды планов, как долгосрочные и стратегические. В системе долгосрочного планирования используется метод применения фактических результатов за истекшие периоды с оптимистическим прогнозом, с некоторым завышением показателей на будущее. Стратегическое планирование предусматривает комплексное изучение проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, на основании чего и формируются плановые показатели [6].
При разработке планов за основу берутся:
1. Анализ перспектив с учетом факторов, влияющих на результат производства;
2. Анализ конкурентоспособности продукции;
3. Выбор стратегии и определение приоритетов для достижения эффективности деятельности предприятия;
4. Анализ существующих видов деятельности и анализ новых, более результативных видов [6].
При разработке стратегии необходимо учитывать возможности предприятия.
При долгосрочном планировании разрабатываются планы действий и финансовых результатов, к которым необходимо стремиться в течение планового периода. По истечении отчетного периода, фактические показатели сравниваются с плановыми, выявляются отклонения и факторы, повлиявшие на эти отклонения.
Долгосрочное планирование подразумевает прогноз финансового состояния на долгосрочный период, и это достаточно трудоемкий процесс, так как здесь необходимо учитывать не только план развития предприятия, но и развитие экономики в целом [5].
Именно от полноценного анализа и учета всех (даже самых незначительных) деталей зависит успех перспективного планирования. Текущее планирование определяет развитие предприятия в краткосрочном периоде. Стратегический план формируется на основе стратегии предприятия, что подразумевает решения относительно сфер и направлений деятельности. Такие планы разрабатываются руководством высшего звена.
2.3 Перспективное планирование как основа стратегического управления предприятием
Объект прогнозирования и планирования, который до 90-х годов был практически единым снизу доверху, при переходе к рынку принципиально различается на макро-, микро — и первичном уровне. В первом случае прогнозируются структурные сдвиги и основные пропорции в экономике страны или крупного региона, во втором — научно-технический уровень производства и конкурентоспособность фирмы в целом, ее инвестиции и их окупаемость, прибыль и ее распределение, в третьем — процесс производства конкретных товаров от закупки сырья до сбыта готовых изделий и услуг [7].
Существенно меняется и роль планирования в управлении предприятием. Выполнение плана — не самоцель, а средство эффективной организации работы фирмы. План может и должен корректироваться с учетом ситуации на рынке. Работа цехов и участков оценивается не по процентам выполнения или тем более перевыполнения планов, а по выполнению графиков поставок, качеству продукции (число дефектов на 100 изделий), использованию производственной мощности, уровню и динамике издержек производства и прибыли (по внутрифирменным расчетным ценам на детали, полуфабрикаты, услуги и т.д.).
По содержанию перспективное планирование предприятия в новых условиях обычно включает долгосрочный прогноз на 5 — 15 лет (обоснованное вероятностное предположение об изменениях в структуре и запросах рынка, технике и технологии производства и их социально-экономических последствиях), план развития на 3 — 5 лет с разбивкой по годам и целевые программы решения важнейших проблем.
На многих предприятиях принята следующая структура перспективного плана (5-летнего):
1. Цели развития предприятия;
2. Инвестиции и обновление производства;
3. Улучшение использования ресурсов;
4. Совершенствование управления;
5. Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия и пути их решения;
6. Распределение ресурсов между структурными единицами фирмы и стратегическими проектами;
7. Перспективные ориентиры фирмы и задания ее структурным единицам по эффективности производства [5].
Цель такого планирования — согласование различных направлений развития предприятия.
Перспективное (средне-, долгосрочное) планирование, находясь в тесной взаимозависимости с текущим планово-расчетным обоснованием деятельности предприятий сферы услуг, реализуемое в течение 2 — 5 лет и более на основе результатов текущего планирования, своим функциональным предназначением, тем не менее, отличается от текущего планирования, так как направлено на планово-расчетное обоснование динамики изменения (роста) экономического результата и эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов предприятия (Рис.2.1) [8].
К примеру, рассмотрим перспективное планирование развития производственной мощности государственного строительного предприятия, которое складывается из следующих направлений [9]:
Направление экономической работы, где следует:
изучить рынок строительной продукции;
изучить перспективы технической политики предприятия;
провести анализ основных факторов, влияющих на производственную мощность;
Направления развития производственной мощности, где следует по-возможности пересмотреть:
изменение профиля работ;
передислокацию производственных подразделений;
изменение структуры внешних связей;
изменение поставок строительных материалов.
Так же существуют и предпосылки планирования развития производственной мощности, к которым следует отнести:
Изменения в структуре работ.
Новые виды строительной техники.
Новые виды строительных материалов.
Новые технологии и т.д.
2.3.1 Этапы перспективного планирования
Перспективное планирование на предприятии включает следующие этапы:
1. Прогноз развития предприятия на основе маркетинговых исследований и оценки ее конкурентоспособности.
Рис. 2.1. Схема взаимодействия текущего, перспективного и стратегического планирования социально-экономического развития предприятия.
2. Выявление основных проблем, сдерживающих улучшение рыночных позиций, обоснование вариантов их разрешения, оценка возможных последствий того или иного выбора.
3. Разработка долгосрочного плана, устанавливающего цели развития и соответствующие нормативные показатели.
4. Целевые программы по стратегическим зона хозяйствования [2].
Рассматривая зарубежные предприятия, можно увидеть, что перспективное планирование ведется снизу вверх или сверху вниз. Где в первом случае руководство предприятия выдвигает стратегические идеи и разрабатывает общий прогноз развития, а небольшой плановый отдел устанавливает единую форму плановых документов, методику расчетов и экономических обоснований, а также координирует работу структурных единиц. Такой порядок распространен в крупных акционерных компаниях [6].
Источник: smekni.com
§ 2. Планы, различающие по срокам реализации Перспективное планирование
- определение направлений и размеров капиталовложений и источников их финансирования;
- внедрение технических новшеств и прогрессивной технологии;
- диверсификация производства и обновление продукции;
- формы осуществления заграничных инвестиций в условиях приобретения новых предприятий;
- совершенствование организации управления по отдельным подразделениям и кадровой политике.
- анализ перспектив развития предприятия, задачей которого является выяснение факторов, влияющих на развитие соответствующих тенденций;
- анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого состоит в определении того, насколько конкурентоспособна продукция предприятия на разных рынках и что оно может сделать для повышения результатов работы в конкретных направлениях, если будет следовать оптимальным стратегиям во всех видах деятельности;
- выбор стратегии на основе анализа перспектив предприятия в различных видах деятельности и определение приоритетов по конкретным видам деятельности с точки зрения ее эффективности и обеспеченности ресурсами;
- анализ направлений диверсификации видов деятельности, поиск новых, более эффективных видов деятельности и определение ожидаемых результатов.
17.03.2016 135.66 Кб 15 ФИЛОСОФИЯ Платон. Пир — royallib.ru.rtf
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net