Цель проекта «Чистая вода» – улучшение качества питьевой воды, подаваемой населению, и доведение услуги по водоснабжению до уровня, отвечающего потребностям жизнедеятельности человека. Также проект направлен на повышение качества управления объектами водоснабжения; определение требований по обеспечению потребителей питьевой водой при нарушениях функционирования централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения.
Проблема нехватки чистой воды с каждым днем становится все более острой. Сегодня каждый третий житель России вынужден использовать для питьевых целей воду, не удовлетворяющую санитарно-гигиеническим требованиям. Более половины сточных вод по составу не соответствует установленным нормам. Это связано с высокой изношенностью аварийных водопроводных сетей, отсутствием во многих населенных пунктах водоочистных сооружений. Капитальные затраты российских организаций водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (далее – ВСиВО) составляют в среднем 13 % от выручки, в то время как в мире этот показатель равен 43 %. Неудивительно, что с такими низкими капитальными инвестициями инфраструктура в России стремительно изнашивается.
Программа «Чистая вода»
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. (Концепции-2020) были обозначены следующие приоритеты водного хозяйства страны:
— совершенствование технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод;
— реконструкция, модернизация и строительство новых водопроводных и канализационных сооружений;
— использование наиболее эффективных и безопасных в экологическом отношении реагентов для очистки воды, внедрение новых технологий;
— модернизация промышленных предприятий и внедрение в технологические схемы производственных оборотов водоснабжения.
По информации Роспотребнадзора, свыше 55 % населенных пунктов обеспечены доброкачественной питьевой водой; условно доброкачественной питьевой водой обеспечено еще чуть больше 30 % населенных пунктов; число населенных пунктов, где питьевая вода недоброкачественная, составляет меньше 5,32 %.
Водная стратегия РФ
На основе Концепции-2020 была принята Водная стратегия РФ на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 27.08.2009 г. № 1235-р. Как задачу общегосударственного масштаба Водная стратегия рассматривает обеспечение населению гарантированного доступа к качественной воде путем проведения запланированных в рамках Программы мероприятий.
В ходе реализации Программы должны быть достигнуты следующие основные цели:
— созданы условия для привлечения долгосрочных частных инвестиций путем совершенствования законодательства в части долгосрочного тарифообразования, развития законодательства о конкуренции и государственно-частном партнерстве (далее – ГЧП), а также экологического законодательства;
— модернизированы системы ВСиВО посредством поддержки региональных программ субъектов РФ.
Программа «Чистая вода» — Россия
Основные задачи программы:
— совершенствование нормативно-правовой базы, развитие системы государственного регулирования в секторе ВСиВО, включая установление современных целевых показателей качества услуг, эффективности и надежности деятельности этого сектора;
— создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор ВСиВО путем совершенствования законодательства о тарифном регулировании в сфере ЖКХ в части долгосрочного тарифообразования, законодательства о ГЧП и экологического законодательства;
— модернизация систем ВСиВО посредством поддержки региональных программ субъектов РФ, направленных на развитие ВСиВО.
Программа предполагает переход к установлению долгосрочных тарифов на срок от трех до пяти лет с применением метода доходности инвестированного капитала (РАБ). Этот метод, с одной стороны, гарантирует возврат инвестиций для частного оператора, с другой – снижает растущий тариф для населения на первом этапе, так как возврат инвестиций осуществляется в течение длительного периода. Вместе с тем при переходе на РАБ компания будет нести ответственность за реализацию инвестиционной программы, выполнять обязательства по сокращению операционных расходов и потерь, росту надежности и качества услуг.
В ряде субъектов страны, например в Республике Башкортостан, Волгоградской, Новгородской, Оренбургской, Пензенской, Ярославской областях, началась самостоятельная реализация водных проектов. Масштабные региональные программы «Чистая вода» были приняты в Ульяновской области и Ханты-Мансийском автономном округе. В Ульяновской области в рамках программы планируется построить более 1100 км водопроводов, а в Югре на региональную программу выделяется почти 7 млрд рублей. Реализация таких программ не потребует больших затрат от федерального бюджета.
Контроль над ходом реализации Программы и организация комплексных проверок возложены на Минрегион России. В ходе реализации программы предполагается достичь:
— увеличения доли населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям безопасности;
— сокращения потерь воды в сетях централизованного водоснабжения с одновременным снижением числа аварий в системах ВСиВО;
— роста доли сточных вод, соответствующих нормативам.
Проблема нехватки чистой воды с каждым днем становится все более острой. Сегодня каждый третий житель России вынужден использовать для питьевых целей воду, не удовлетворяющую санитарно-гигиеническим требованиям.
«Чистая вода» в Татарстане
Проблемы в сфере водоснабжения Республики Татарстан не новые и знакомы большинству регионов: высокая протяженность водоводов и, как следствие, «вторичное» загрязнение подаваемой питьевой воды, невостребованные крупные эксплуатационные запасы разведанных месторождений пресных подземных вод; отсутствие обустроенных зон санитарной охраны в некоторых населенных пунктах республики; дефицит питьевой воды, особенно в летнее время, в отдельных городах и населенных пунктах республики; низкий уровень обеспечения услугами водоснабжения и водоотведения сельского населения.
Подача воды в целях питьевого и хозяйственно-бытового назначения в коммунальную сеть из поверхностных источников составляет более 80 % от всего подаваемого объема. Поверхностные источники используются для питьевого водоснабжения таких городов, как Казань, Набережные Челны, Елабуга, Нижнекамск, Нурлат, Менделеевск, Мензелинск, Альметьевск и других населенных пунктов.
По информации Роспотребнадзора, свыше 55 % населенных пунктов обеспечены доброкачественной питьевой водой; условно доброкачественной питьевой водой обеспечено еще чуть больше 30 % населенных пунктов; число населенных пунктов, где питьевая вода недоброкачественная, составляет меньше 5,32 %.
Уровень благоустройства жилищного фонда республики водопроводом составляет почти 86 %.
Уровень износа основных фондов водопроводно-канализационного хозяйства составляет 49 %. Доля сетей, нуждающихся в замене, в системе водоснабжения – 31,9 %. Средний износ сетей меньше, чем в среднем по регионам России. Тем не менее, имеют место повышенные потери воды. В среднем по РТ утечки и неучтенные расходы воды составляют 16,8 %. Удельный вес электроэнергии на производство и транспортировку 1 м3 питьевой воды составляет 1,22 кВт/час.
В 2009 г. в целях обеспечения населения качественной питьевой водой утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие водопроводно-канализационного хозяйства и систем теплоснабжения Республики Татарстан». Инвестиционные потребности в сферу водоснабжения составляют 31 млрд рублей (в ценах 2008 г.): в том числе на замену водопроводных сетей – 18,5 млрд рублей; на реконструкцию, модернизацию систем водоснабжения – 6,5 млрд рублей; строительство объектов и сетей водоснабжения – 6 млрд рублей.
Программой «Чистая вода» определен порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета на софинансирование региональных программ в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
В рамках программы «Чистая вода» в РТ установлены лимиты выделения средств софинансирования: 1,39 млрд рублей – на разработку проектно-сметной документации и почти 6 млрд рублей – на строительно-монтажные работы.
В настоящее время формируются адресные инвестиционные проекты и программы для участия в ГЦП «Чистая вода».
В республике успешно развиваются механизмы государственно-частного партнерства. Например, по проекту «Реконструкция станции очистки воды третьего водоподъема и системы водоснабжения г. Нижнекамска (1-я очередь)» привлечены средства инвесторов в размере свыше 470 млн рублей; по проекту «Хозяйственно-питьевое водоснабжение г. Альметьевска. Станция доочистки Камской воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Альметьевска Республики Татарстан» внебюджетное финансирование составило 404 млн рублей.
В рамках Программы осуществлено внедрение новых эффективных технологий и оборудования, в том числе:
— на водоподготовке: в Елабуге – система «Лазурь» (ультрафиолетовое обеззараживание и ультразвук); в Набережных Челнах (УФ-обеззараживание); в Нижнекамске завершено строительство станции очистки воды, обеспечивающей выполнение современных нормативов качества питьевой воды; введена станция доочистки воды и подготовки гипохлорита натрия в Альметьевске; в пгт Джалиль Сармановского района введена станция доочистки воды; в Лениногорске внедрена геоинформационная система инженерных коммуникаций города; на Заинской ГРЭС внедрена мембранная очистка воды и сточных вод;
— в сфере очистки сточных вод и улучшения экологической ситуации: используются фильтры глубокой очистки, осуществлена замена установок жидкого хлора на гипохлорит в городах Казань, Лениногорск, Азнакаево, Джалиль, внедрен ультрафиолет на очистных сооружениях канализации в н.п. Базарные Матаки, Верхний Услон, Камское Устье; система «Лазурь» – ультрафиолет и ультразвук в п. Крутушка (г.
Казань), произведены установка ультрафиолета на ОСК н.п. Уруссу (УДВ-144), озонирование в р.ц. Алексеевск, вакуумная очистка в п. Васильево Зеленодольского района. В Набережных Челнах ЗАО «Челныводоканал» осуществлен ввод цеха обезвоживания осадка сточных вод методом центрифугирования, использующий выделяемый в метантенках биогаз для собственных нужд (обогрева производственных помещений).
Источник: www.prominf.ru
Что такое программа чистая вода
1. Цель федерального проекта:
Повышение качества питьевой воды для населения Российской Федерации.
2. Задачи и результаты федерального проекта:
2.1. Повышение качества питьевой воды для населения .
Обеспечение населения, проживающего как в городских, так и в сельских населенных пунктах Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург), в которых по данным Федеральной службы по надзору защиты прав потребителей и благополучия человека пробы питьевой воды, подаваемой в многоквартирный жилой дом из систем централизованного водоснабжения, не соответствуют требованиям безопасности;
2.2. Повышение качества питьевой воды для населения, обеспеченного современными системами централизованного водоснабжения.
Обеспечение 90,8 % населения Российской Федерации, в которых по данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека по состоянию на 31 декабря 2017 г. Пробы питьевой воды, подаваемой в многоквартирный, жилой дом из систем централизованного водоснабжения соответствуют требованиям безопасности;
2.3. Повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения с использованием перспективных технологий водоподготовки, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса.
Реализация в городских и сельских населенных пунктах Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург), в которых по данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по состоянию на 31 декабря 2017 г. Пробы питьевой воды, подаваемой в многоквартирный, жилой дом из систем централизованного водоснабжения не соответствует требованиям безопасности, комплекса мероприятий по модернизации систем централизованного водоснабжения с использованием перспективных технологий водоподготовки, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса.
Федеральный проект «Чистая вода» разработан в рамках национального проекта «Экология» в соответствие с абзацами 3 и 4 подпункта «а», с абзацами 7,8 подпункта «б» пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ № 204); пунктом 1 поручения Первого Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Министра финансов Российской Федерации А.Г. Силуанова от 04 июня 2018 г. № СА-П13-3072.
В соответствие с абзацами 3 и 4 подпункта «а» пункта 7 Указа № 204 Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере экологии исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить достижение целей и целевых показателей по повышению качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населенных пунктов не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения.
Согласно абзацам 7,8 подпункта «б» пункта 7 Указа № 204 Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере экологии исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить решение задач и по повышению качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения с использованием перспективных технологий водоподготовки, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса.
На основании предоставленной всеми субъектами Российской Федерации информации была выявлена потребность в строительстве и модернизации (реконструкции) объектов централизованного водоснабжения поселений, городских округов в количестве 25 808 шт. на общую ориентировочную стоимость 943,75 млрд. рублей. (средняя стоимость объекта 36,6 млн. рублей).
Субъекты Российской Федерации указывают на наличие 1578 разработанной ПСД, в том числе по 812 имеется положительное заключение экспертизы на общую сумму порядка 78 млрд. рублей.
Контактные лица, курирующие Федеральный проект «Чистая вода»:
Источник: www.pvgo.ru
Национальный проект «Экология»: проекты «Чистая вода» и «Сохранение лесов»
Национальный проект «Экология» – это программа стратегических мероприятий в области охраны окружающей среды, разработанная в соответствии с указом главы государства о национальных приоритетах и в рамках стратегии экологической безопасности страны, направленная на внедрение экологических технологий, решение проблемы отходов, обеспечение чистоты воздуха и воды, а также сохранение биоразнообразия.
Значение национального проекта «Экология»
Статья 42 Основного закона страны гарантирует каждому гражданину право на благоприятную окружающую среду, а также на предоставление достоверных сведений о состоянии окружающей среды и возмещение ущерба, который причинен здоровью или имуществу правонарушением в области экологии. Конкретизацию указанное конституционное положение получает в принципах экологической политики государства, закрепленных Основами государственной политики в области экологического развития страны. Кроме того, обеспечение указанного конституционного права главой государства признано национальной целью и стратегической задачей развития страны.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Итак, национальный проект «Экология» был разработан и реализуется в рамках указа главы государства о национальных целях и стратегических задачах развития страны, определенных на период до 2024 г. Это подчеркивает взаимосвязь национальных проектов для решения общенациональных задач. Так, решение экологической проблемы:
- позволит обеспечить повышение продолжительности жизни;
- станет стимулом технологического развития производства и, соответственно, инновационного экономического развития.
Важно отметить, что разработка и реализация стратегических мероприятий по решению экологической проблемы во взаимосвязи с экономическим развитием государства сегодня актуальны для каждого государства, поскольку проблема экологической катастрофы – это общемировая проблема. Так, по результатам экологических исследований крупные мировые организации приняли программные документы и декларации, основное значение которых заключается в поддержке национальных и региональных инициатив по повышению эффективности ресурсоснабжения, по повышению экологичности производственных процессов. В соответствии с указанными рекомендациями сегодня государствами внедряется так называемая зеленая экономика, то есть такая экономическая система, которая, обеспечивая рост благосостояния общества, выполнение социальных гарантий, ориентирована на сокращение экологических рисков, преодоление дефицита природных ресурсов. Зеленая экономика должна обеспечить баланс между интересами личности и задачами сохранения природной среды.
«Национальный проект «Экология»: проекты «Чистая вода» и «Сохранение лесов»»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
В России национальный проект «Экология» рассчитан на период с 2019 по 2024 гг. и предусматривает реализацию национальных целей развития в следующих основных сферах:
- в сфере экологических технологий;
- в сфере переработки отходов;
- в сфере чистоты воздуха;
- в сфере чистоты воды;
- в сфере сохранения биоразнообразия.
Наибольшее внимание со стороны общественности при реализации национального проекта вызвала проблема обращения с отходами. В сфере обращения с отходами с момента начала реализации проекта произошли следующие изменения:
- реформа по вопросу обращения с отходами была проведена на 70 региональных территориях;
- параметр качества окружающей среды был включен в перечень параметров для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц региональных территорий;
- реализация ликвидации объектов накопленного экологического ущерба в соответствии с мероприятиями федеральной программы «Чистая страна»;
- реализация мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок;
- организация мониторинга параметров национального проекта Счетной палатой страны;
- организация общественного мониторинга по вопросам обращения с отходами, в частности мониторинг Общественной палаты и др.
При этом объективно наличествуют факторы, тормозящие сегодня реализацию программы. К ним относятся:
- перенесение сроков реформы обращения с отходами более чем в 10 регионах;
- отсутствие проработанного механизма сбора, хранения, транспортировки вторичных ресурсов и др.
Федеральный проект «Чистая вода» как элемент национального проекта «Экология»
В рамках национального проекта «Экология» разработан и реализуется федеральный проект «Чистая вода», целью которого является обеспечение качественной питьевой водой посредством системы центрального водоснабжения более 90 % российского населения, а на городских территориях – до 99 %. Кроме того, в рассматриваемой сфере реализуются и иные федеральные проекты:
- «Оздоровление Волги»;
- «Сохранение озера Байкал»;
- «Сохранения уникальных водных объектов».
В качестве положительных характеристик указанного проекта можно рассматривать следующие аспекты:
- введение учета риска здоровью при оценке технологий, отнесенных к перспективным технологиям водоподготовки и при оценке эффективности модернизации систем, используемых для водоснабжения и водоподготовки;
- реализация строительных работ и работ по модернизации общественных сооружений, которые позволят сократить объемы сброса загрязнений в водные объекты;
- расчистка участков, прилегающих к водным объектам, в частности расчистка участков вдоль реки Волга, сокращение загрязненных территорий на берегах озера Байкал, экологическая реабилитация других водных объектов страны.
Недостатком названного проекта можно считать отсутствие эффективных инструментов поиска и привлечения к ответственности виновных в загрязнении водных объектов лиц для взыскания с них компенсации в целях финансирования работ по реабилитации водных объектов.
Федеральный проект «Сохранение лесов» как элемент национального проекта «Экология»
Федеральный проект сохранения лесов реализуется совместно с другими проектами – «Сохранение биоразнообразия» и «Развитие экотуризма». В качестве положительных аспектов федерального проекта можно выделить:
- увеличение площадей искусственного лесовосстановления;
- формирование инфраструктуры для развития экотуризма;
- увеличение площадей особо охраняемых природных территорий.
При этом негативными аспектами проекта являются:
- недостаточная эффективность контрольных мероприятий в отношении особо охраняемых природных территорий;
- недостаточная эффективность мероприятий по противодействию незаконным вырубке леса и обороту древесины.
Источник: spravochnick.ru