Беседа — специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна.
Беседа — получение информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.
Беседа — диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого.
Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента:
- на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т. д., и
- на последнем этапе — в форме постэкспериментального интервью.
- клиническую беседу — составную часть «клинического метода»,
- целенаправленный опрос «лицом к лицу» — интервью.
Клиническая беседа не обязательно проводится с пациентом клиники. Это способ исследования целостной личности,
Ее цель — в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания и т.д.
Обзор программы «Классические Беседы»
Клиническая беседа чаще всего проводится в особо оборудованном помещении.
Интервью — целенаправленный опрос. Метод интервью получил широкое распространение в социальной психологии, психологии личности, психологии труда.
Главная сфера применения интервью — социология. Поэтому по традиции его относят к социологическим и социально-психологическим методам.
Интервью определяется как «псевдобеседа» — интервьюер все время должен:
- все время помнить, что он — исследователь,
- не упускать из внимания план,
- вести разговор в нужном ему русле.
Существует масса конкретных методических рекомендаций по поводу построения и проведения интервью.
Правила проведения беседы:
- Содержание задаваемых вопросов должно соответствовать стоящей перед психологом задаче.
- Вопросы, которые задает психолог, не должны носить сугубо клинический характер, т.е. не должны быть направлены на выявление признаков болезненного состояния.
- В беседе психолог должен получить психологическую информацию, касающуюся особенностей познавательной деятельности (памяти, мышления, внимания, речи).
- Целесообразно также включать в беседу вопросы, позволяющие определить особенности ориентировки в месте, времени, собственной личности, характеризующие состояние сознания на момент обследования.
- Беседа, проводимая с детьми, должна помимо этого давать общее представление об уровне интеллектуального развития, о соответствии этого уровня возрасту ребенка.
- Особое внимание в беседе с детьми стоит уделять вопросам, касающимся особенностей и мотивов поведения, отношения к семье и школе, интересов, склонностей, затруднений в учебе, характеру взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, отношения к своему дефекту, ситуации обследования.
Кроме диагностической функции, связанной с получением информации об особенностях психической деятельности и личности больного, беседа выполняет еще и «настроечную» (психокоррекционную и психотерапевтическую) функцию.
Беседа о программе домашнего образования «Классические беседы»
От отношения испытуемого к ситуации обследования, от его мотивации, настройки на работу и сотрудничество с экспериментатором, от его эмоционального состояния во многом зависит результат и процесс дальнейшего экспериментального исследования.
Многими испытуемыми ситуация обследования воспринимается как экспертная (а в ряде случаев она таковой и является), т. е. ситуация, в ходе которой интеллект и личность обследуемого подвергнутся определенной оценке.
Любая экспертная ситуация должна вызывать у человека определенный эмоциональный отклик. Однако, если вызванные такой ситуацией волнение, тревога, желание произвести благоприятное впечатление (или страх произвести неблагоприятное) приобретают гипертрофированный характер, то такая реакция может привести к нарушению или торможению деятельности испытуемого.
Неадекватной является и противоположная реакция на экспериментальную ситуацию — когда человек безразлично, незаинтересованно относится к предстоящей работе.
С этой целью во время беседы психолог должен затратить определенные усилия на создание позитивной установки у больного на дальнейшую деятельность, на сотрудничество:
- Испытуемых, относящихся к обследованию несерьезно, пренебрежительно, надо убедить в его значимости в плане лечения, перспективы выписки, принятия экспертного заключения и т. п.
- У других испытуемых необходимо снять страх перед обследованием, убедить их в принципиальной возможности выполнения предлагаемых заданий, внушить им уверенность в своих силах.
В ходе беседы создается определенный настрой на дальнейшую деятельность, корректируются неадекватные установки испытуемых.
Патопсихологическое исследование вообще, и беседа в частности,
не являются жестко алгоритмизированными, а должны гибко следовать логике развития взаимоотношений между психологом и испытуемым.
Нет и быть не может единой для всех унифицированной схемы беседы.
Общие рекомендации продуктивного и грамотного построения беседы:
- Беседа должна быть построена в соответствии с принципами и технологией клинического интервью, применяемого в психологическом консультировании и психотерапии.
- Основа для успешного проведения беседы — умение устанавливать, доверительные отношения с испытуемым.
Соблюдение деонтологических принципов является обязательным для патопсихолога.
- Искусство беседы — в том, какие вопросы и как задает психолог. В беседе следует избегать прямых вопросов, вопросов «в лоб», особенно если они касаются болезненных для больного тем (в качестве которых могут выступить вопросы оценочного характера, затрагивающие конфликтные, неприятные моменты его жизни и переживания).
Не стоит задавать закрытые вопросы, требующие какого-либо однозначного ответа. В клинической беседе предпочтение должно отдаваться открытым вопросам, стимулирующим речевую активность больного.
- Для установления эмоционально-доверительного контакта с больным беседа должна носить неформальный характер.
Однако внешне непринужденная и неформальная беседа должна быть хорошо продумана, четко спланирована психологом.
Программа беседы должна строиться заранее, на основе анализа предварительных данных о будущем испытуемом (полученных из анамнеза, из бесед с лечащим врачом, близкими).
На форму проведения беседы и характер задаваемых вопросов влияют:
- возраст,
- образовательный (культурный) уровень больного,
- особенности приема и переработки информации, характерные для него,
- возможность негативного отношения к исследованию,
- речевые особенности будущего испытуемого и др.
Ключевые слова:
- Психодиагностика
- методы психодиагностики
Источник: hr-portal.ru
Занятие 2. Метод беседы
Беседа — один из основных методов психологии, который предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей.
Основные цели метода беседы: сбор данных и оказание воздействия на человека;
Научная ценность метода заключается в установлении личного контакта с объектом исследования, возможности получить данные оперативно, уточнить их в виде собеседования.
Основные типы бесед в исследовании личности
Возможности беседы как диалога — инструмента встречи человека с человеком — связаны, в частности, с широтой выбора типа беседы в спектре от «полностью контролируемой» до «практически свободной».
Основными критериями отнесения беседы к определенному типу являются особенности предварительно подготовленного плана (программа и стратегия) и характер стандартизации беседы, т. е. ее тактика.
Под программой и стратегией, как правило, подразумевают составленный психологом в соответствии с целями и задачами беседы набор смысловых тем и последовательность движения между ними. Чем выше степень стандартизации беседы, тем более строг, определен и неизменяем набор и форма вопросов психолога в ней, т, е. тем более жесткой и ограниченной является его тактика. Стандартизация беседы означает также и то обстоятельство, что инициатива в ней перемещается на сторону психолога, задающего вопросы.
Программа – план действия, деятельности, работы.
Стратегия – общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, являющейся главной на данный момент, в дальнейшем корректируемой под изменившиеся условия существования.
Тактика – это линия поведения, а также совокупность приёмов и способов для достижения какой-либо цели.
Таким образом, полностью контролируемая беседа предполагает жесткую программу, стратегию и тактику, а противоположный полюс — практически свободная беседа — отсутствие заранее сформулированной программы и наличие инициативной позиции в беседе у того, с кем она проводится. Между ними располагаются следующие основные типы бесед:
— стандартизированная беседа— стойкие программа, стратегия и тактика;
— частично стандартизированная — стойкие программа и стратегия, тактика значительно более свободная;
— свободная — программа и стратегия заранее не определяются или же только в основных чертах, тактика совершенно свободная.
Полностью и частично стандартизированная беседа дает возможность сравнения разных людей; беседы такого типа являются более емкими в отношении времени, могут опираться на меньший клинический опыт психолога и ограничивать непреднамеренное воздействие на испытуемого. Однако их большим недостатком является то, что они представляются не вполне естественной процедурой, имеющей более или менее выраженный оттенок экзаменационного опроса, и поэтому сковывающей непосредственность и вызывающей к действию защитные механизмы.
Как правило, к подобного типа беседам прибегают в том случае, если психологом уже установлено сотрудничество с собеседником, исследуемая проблема несложна и носит скорее частичный характер.
Источник: studfile.net
Характеристика беседы как метода исследования в психологии
1. В сравнении с анкетированием беседапредполагает бóльшую свободу опрашиваемого в формулировке ответов, их бóльшую детализацию и развернутость.
2. Беседа как метод исследования имеет структуру и цель.
3. Исследование предполагает непосредственное взаимодействие между респондентом и исследователем.
4. Беседа не является разговором равных партнеров, так как исследователь определяет и контролирует ситуацию.
6. Центральным моментом метода и его основным инструментом выступает вопрос.
7. Вопросы, задаваемые в беседе, могут представлять собой как бы задания, направленные на выявление качественного своеобразия изучаемого процесса, но при этом такие задания должны быть максимально естественным и нестандартными.
8. Будучи таковой, беседа не должна носить шаблонно-стандартный характер, она всегда должна быть максимально идеализирована.
В основе беседы лежит схема: S®R. В ситуации беседы в качестве стимула S выступает вопрос, а в качестве реакции R – ответ респондента.
Назначение беседы.Метод беседы применяется в работе школьного психолога при изучении личности ребенка, его прошлой жизни, его интересов, домашней обстановки, его родителей, товарищей и т.д.
Беседа как метод исследования используется в работе психолога организации при профотборе.
Беседа используется в психологическом консультировании на этапе сбора данных о клиенте.
В научном исследовании беседа используется при первоначальном знакомстве, когда начинается какое-либо исследование; когда необходимо получить информацию непосредственно от респондента; при применении других методов исследования для получения дополнительных данных (подтверждение, уточнение того, что было выявлено).
Виды беседы.На сегодняшний день в психологии выделяют стандартизированную, частично стандартизированную и свободную беседу.
Стандартизированная (формализованная) беседа предполагает стандартизированную постановку вопросов и регистрацию ответов на них. Такая форма позволяет быстро группировать и анализировать полученную информацию.
Подобный тип беседы не требует специфической подготовки психолога.
Частично стандартизированная беседа – это беседа, предполагающая свободную постановку вопросов, но в строгом соответствии с планом. Такая форма помогает исследователю подстраиваться под респондента, делая беседу более конструктивной.
Как правило, к подобного типа беседам прибегают в том случае, если психологом уже установлено сотрудничество с собеседником, исследуемая проблема несложна и носит скорее частичный характер.
Свободная (неформализованная) беседа предполагает избегание стандартизированных форм взаимодействия исследователя и респондента, уход от формальных вопросов, что дает возможность последовательно ставить дополнительные вопросы, исходя из сложившейся ситуации. В ходе беседы этого вида, как правило, достигается более тесный контакт между исследователем и респондентом, что способствует получению наиболее полной и глубокой информации, программа и стратегия заранее не определяются или же только в основных чертах, тактика совершенно свободная.
В основе метода беседы лежат вопросы. С их помощью можно:
— вести процессы передачи информации собеседником в определенном направлении, соответствующем программе беседы;
— взять инициативу в беседе; активизировать собеседника, чтобы от монологической речи перейти к диалогу;
— дать возможность собеседнику проявить себя, доказать свои знания, продемонстрировать свои мнения, оценки, взгляды и позиции.
Основная проблема при использовании беседы в исследовании состоит в том, как получить надежные и валидные знания социального мира на основании разных взглядов взаимодействующих между собой людей.
В процессе исследования с помощью беседы можно выделить следующие этапы:
1) определение цели исследования, выбор респондентов;
2) составление плана беседы, формулировку вопросов;
3) непосредственно проведение беседы;
4) интерпретацию результатов.
Цель беседы зависит от места беседы в исследовании. Если беседа используется как вводный метод, цель состоит в знакомстве с респондентами, выявлении личностных особенностей; если беседа является одним из методов сбора данных, цель – сбор информации в соответствии с задачами исследования в целом.
Выбор респондентов основывается на задачах исследования.
Несмотря на очевидное многообразие типов беседы, все они имеют ряд постоянных структурных блоков, последовательное движение по которым обеспечивает беседе полную целостность. В частности, в структуре беседы можно выделить вводную, основную и заключительные части.
Вводная часть беседы играет очень важную роль в композиции. Именно здесь необходимо заинтересовать собеседника, привлечь его к сотрудничеству, т.е. настроить его на совместную работу.
Принципиальным является то обстоятельство, кто инициировал проведение беседы. Если она происходит по инициативе психолога, то ее вводная часть должна заинтересовать собеседника темой предстоящего разговора, пробудить желание участвовать в нем, сделать понятной значимость его личного участия в беседе. Чаще всего это достигается посредством апеллирования к прошлому опыту собеседника, проявлением доброжелательного интереса к его взглядам, оценкам, мнениям. Соответственно психолог должен владеть этой информацией. Если инициатором предстоящей беседы является не сам психолог, а его собеседник, обращающийся к нему по поводу своих проблем, то вводная часть беседы должна отчетливо продемонстрировать главным образом следующее: что психолог тактично и бережно относится к позициям собеседника, он ничего не осуждает, но и не оправдывает, принимая его таким, каков он есть.
Также учитывается информация о примерной продолжительности беседы, ее анонимности и, если это представляется возможным, то о ее целях и дальнейшем использовании результатов.
При планировании вводной части необходимо подумать о стилизации беседы: о наборе выражений и оборотов в зависимости от возраста, пола, социального положения, жизненной среды, уровня знаний респондентов.
Также необходимо заготовить общие открытые вопросы по теме беседы, вызывающие как можно больше свободных высказываний собеседника, изложение им своих мыслей и переживаний. Такая тактика позволяет психологу накопить определенную фактическую событийную информацию.
При подготовке основной части нужно продумать построение вопросов. Цель этой части беседы – получение основной информации. Соответственно принципиальное значение в подготовке основной части беседы имеют вопросы.
Известно, что между вопросом и ответом существует достаточно строгая смысловая и формальная координация. Вопрос строится в зависимости от потенциального ответа.
При построении беседы целесообразно использовать разные виды вопросов. Например, можно использовать следующие виды вопросов.
Закрытые вопросы – это вопросы, на которые ожидается ответ «да» или «нет». Пример: «Система профессиональной ориентации старшеклассников в нашем городе работает?»
Закрытые вопросы могут привести к созданию напряженной атмосферы в беседе, поскольку резко сужают «пространство для маневра» у собеседника, легко могут нарушить ход мыслей говорящего. Следовательно, использование такого типа вопросов осуществляется не случайно, а только со строго определенной целью – расширить или сузить первоначальное сообщение говорящего, нацелить непосредственно на принятие решения,
Открытые вопросы – это вопросы, требующие какого-то объяснения. Например: «Каково ваше мнение по вопросу профессиональной ориентации учащихся старших классов?»
Выясняющие вопросы – это вопросы-обращения к говорящему за уточнением. Они вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что уже было сказано. Например:
«В этом ли состоит проблема организации профессиональной ориентации, как вы ее понимаете?».
При формулировке выясняющих вопросов используется прием перефразирования. При перефразировании выбираются только главные, существенные моменты сообщения, иначе ответ вместо уточнения понимания может стать причиной путаницы.
Альтернативные вопросы содержат в себе самих тот возможный выбор, который предстоит сделать собеседнику. Ответы на них будет охватывать лишь часть (большую или меньшую) смысла, содержащегося в вопросах. Например: «На выбор профессии старшеклассниками влияют внешние или внутренние факторы?»
Избирательные вопросы задают некоторый круг «предметов», не называя их конкретно, из которых можно сделать выбор. Этот выбор содержится в ответе на избирательный вопрос. Например: «В каком вузе вы бы хотели учиться: в гуманитарном или техническом?».
Иксовые вопросы – вопросы, не подсказывающие ответа. Например: «Что вы скажете?»
На вопрос такого типа могут последовать любые ответы, которые явным образом не связаны с теми смысловыми ориентирами, которые содержатся в вопросе.
Прямые вопросы – это те вопросы, в которых делается попытка охарактеризовать испытуемого. Прямые вопросы могут быть сформулированы в личной форме. Например: «Знаете ли вы…?»
Косвенные вопросы опосредованно касаются исследуемого предмета, оставляя испытуемому достаточно широкий выбор ответа, например: «Как вы поступаете, когда вам необходимо сделать выбор?»
Независимо от конкретного вида вопросов и их классификации существует ряд общих правил относительно неприемлемых в беседе типов высказываний. В частности, при построении беседы следует избегать наводящих вопросов:
— самой своей формулировкой подсказывающих ответ. Например: «Вы, конечно, выберете для учебы гуманитарный вуз?»;
— первая часть которых содержит любую оценочную позицию или точку зрения экспериментатора: «Я знаю, что такие уверенные в себе люди, как вы, легко делают выбор. Не так ли?»;
— носящих произвольный, непроверенный, альтернативный характер: «Вам легко выбрать будущую профессию или вам это трудно сделать?» (испытуемый может придерживаться третьей точки зрения, которая вовсе не задана этим вопросом, и потому может остаться невысказанной);
— слишком широко сформулированных относительно предмета обсуждения: «Как вы относитесь к выбору профессии?»
Переход к завершающей части происходит после успешного и достаточно полного планирования предшествующего этапа исследования. При построении завершающей фазы беседы необходимо спроектировать действия, направленные на ослабление напряжения, возникающего в ходе беседы, не забыть выражения признательности за сотрудничество. Если беседа предполагает последующее продолжение, то в ее завершающей части необходимо сохранить готовность собеседника к дальнейшей совместной работе.
Описанные этапы беседы не имеют жестких границ. Переходы между ними являются постепенными и плавными. Однако перескакивание через отдельные фазы беседы может привести к резкому снижению достоверности получаемых данных, нарушить процесс общения, диалога собеседников.
При проведении беседы наибольшие трудности возникают при попытке контролировать сам процесс диалога. Задача состоит в уменьшении субъективности результатов, вводимой субъектами, участниками беседы.
Обычно процесс беседы не сопровождается протоколированием. Однако исследователю можно при необходимости делать для себя некоторые пометки, которые позволят ему после окончания работы полностью восстановить весь ход беседы. Протокол, или дневник, как форму регистрации результатов исследования лучше всего заполнять после окончания беседы.
В отдельных случаях могут использоваться технические средства ее регистрации – магнитофон или диктофон. Но при этом респондент обязательно должен быть проинформирован о том, что запись беседы будет осуществляться с применением соответствующей техники. В случае его отказа использование названных средств не рекомендуется.
В основу беседы заложено непосредственное общение исследователя и респондентов. При проведении беседы психолог должен обращать внимание на использование вербальных и невербальных средств общения.
Вербальное общение в процессе беседы в общем смысле предполагает умение правильно обращаться к своему собеседнику, задавать вопросы и слушать его ответы.
Невербальное общение включает в себя такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Невербальное общение содержит достаточно элементов, которые позволяют убедиться в достоверности того, что сказано словами.
При проведении беседы психолог должен контролировать как свои невербальные проявления, так и следить за невербаликой респондента для получения более полной и достоверной информации. В частности, особому контролю должны подвергаться выражение лица, интонация и тембр голоса, позы и жесты, межличностные дистанции.
При организации исследования посредством беседы исключительно важным элементом общения является визуальный контакт. Легко поддерживается визуальный контакт при обсуждении приятной темы; собеседники избегают его, обсуждая запутанные или неприятные вопросы. Визуальный контакт помогает регулировать беседу. По завершении своего высказывания психолог должен прямо смотреть в глаза собеседнику, как бы предлагая тому вступить в разговор.
В практике психологических исследований выработаны определенные правила применения метода беседы:
— беседовать только по вопросам, непосредственно связанным с исследуемой проблемой;
— формулировать вопросы четко и ясно, учитывая степень компетентности в них собеседника;
— подбирать и ставить вопросы в понятной форме, побуждающей респондентов давать на них развернутые ответы;
— избегать некорректных вопросов, учитывать настроение, субъективное состояние собеседника;
— вести беседу так, чтобы собеседник видел в исследователе не руководителя, а товарища, проявляющего неподдельный интерес к его жизни, думам, чаяниям;
— не проводить беседу второпях, в возбужденном состоянии;
— выбирать такое место и время проведения беседы, чтобы никто не мешал ее ходу, поддерживать доброжелательный настрой.
Интерпретация результатов – завершающий этап исследования. Работая с результатами, сначала необходимо выбрать наиболее часто даваемые ответы, обобщив их, перейти к единичным ответам, делая их анализ.
При анализе беседы также необходимо обратить внимание на следующее.
— Получилась ли беседа, если нет, то почему?
— Какие приемы использовались: поощрения, кивки, изменения голоса, рисунки и пр.?
— Особенности поведения респондента, его мимика, жесты, интонация речи, оговорки?
— На какие вопросы собеседник наиболее активно отвечал и почему?
— Были ли вопросы, оставшиеся без ответа, и почему?
— Какие вопросы достигли цели и почему?
— Характер окончания беседы?
— Какие задачи решены в результате беседы?
Беседа как метод психологического исследования имеет и преимущества, и недостатки.
К преимуществам беседы относится универсальность метода, небольшие материальные затраты, установление личного контакта с объектом исследования, возможность получить данные оперативно, уточнить их в виде собеседования.
К основным недостаткам беседы относятся сложности при проектировании беседы, большие затраты времени.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Что называют беседой как метод психологического исследования?
2. В чем заключается специфика беседы как метода психологического исследования?
3. Перечислите сферы применения беседы.
4. Назовите виды беседы. Дайте им краткую характеристику.
5. Перечислите основные этапы процедуры исследования. Дайте им краткую характеристику.
6. Назовите основные виды вопросов, используемых в беседе. Приведите примеры.
7. Охарактеризуйте структуру беседы.
8. В чем состоят достоинства и недостатки беседы?
1. Как на результат беседы может повлиять отсутствие ответа у респондента?
2. На конкретном примере покажите опасность искажения, вызываемого формулировкой вопросов.
3. Сравните достоинства и недостатки проведения исследования посредством методов анкетирования и беседы.
4. Подумайте, в каких исследованиях более целесообразно использовать анкетирование, а в каких беседу?
5. Определите тему исследования, проводимого с помощью беседы. Спроектируйте беседу. Проведите исследование.
Рекомендуемая литература: [5–7, 15].
8. Тестирование как метод
психологического исследования
Психологическое тестирование – исследование определенных психологических качеств и свойств личности путем использования психологических тестов.
Психологический тест – стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого.
Возникновение тестологических процедур было обусловлено потребностью сопоставления (сравнения, дифференциации и ранжирования) индивидов по уровню развития или степени выраженности различных психологических качеств.
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 6555 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.net