План аудиторской проверки: кто и как составляет
Внутренний и внешний контроль проводят для выявления ошибок в бухучете и финансово-хозяйственной деятельности организации. Для бюджетников периодические ревизии обязательны. Прежде чем провести проверку, администратор бюджетных средств составляет приказ и план графика аудита, согласовывая документы с контрольно-ревизионным управлением.
Что такое план аудиторской проверки
Внутренние и внешние проверки позволяют определить эффективность деятельности организации. Бюджетников проверяют не только налоговики, ПФР и другие ведомства, но и надзорные органы: контрольно-ревизионное управление (КРУ), контрольно-счетная палата (КСП). Периодичность и сроки проверки устанавливает администратор бюджета, он же разрабатывает план внутреннего финансового аудита на 2022 год (равно как и на другие отчетные периоды).
Внутренний финансовый аудит для бюджетников проводят главные распорядители бюджетных средств (ГРБС), администраторы бюджета (ст. 157, 160.2-1, 165 БК РФ). Для федеральных бюджетных и казенных учреждений, бюджетных организаций, которые финансируются из федерального бюджета, финансовый аудит обязателен. Порядок проведения внутреннего финаудита утверждает Минфин (Приказ № 143н от 21.09.2015).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УЧЕТ И АУДИТ»
Федеральный стандарт внутреннего финаудита для госсектора утвержден Приказом Минфина № 237н от 18.12.2019. А в Приказе Министерства финансов № 246 от 01.06.2021 приводятся методические рекомендации по формированию документов финаудита. В процессе проверки специалисты администраторов средств бюджета формируют такие документы:
- план проведения аудита;
- предложения по формированию плана проверки, внесению изменений в план и проведению внеплановых аудиторских мероприятий;
- программу аудита;
- предложения по изменению программы;
- объяснения, полученные в ходе ревизии;
- обращения к экспертам;
- предложения по приостановлению или продлению сроков аудиторского мероприятия;
- промежуточные и предварительные результаты проверки, аналитические записки;
- проект заключения и сами заключения;
- возражения и предложения субъектов контроля;
- план мероприятий по совершенствованию бюджетных процессов;
- годовую отчетность о результатах деятельности организации — субъекта внутреннего финаудита;
- реестр бюджетных рисков.
Под планом аудиторской проверки понимают перечень контрольных мероприятий в очередном году. Для каждого события указывают тему и дату окончания. Планирование финаудита проводят в соответствии с федеральным стандартом (п. 3–9 стандарта из приказа № 237н).
Ревизию проводят для подтверждения:
- достоверности бюджетной отчетности;
- соответствия порядка ведения бухучета по единой методологии;
- ведения финансово-хозяйственной деятельности в рамках законодательных норм (п. 5 ст. 264.1 БК РФ).
После утверждения плановых мероприятий разрабатывается программа финаудита. А процедуры контроля проводят уже в очередном финансовом году — по результатам отчетного года.
Что такое аудит?
Дополнительно: кого надо включать в состав инвентаризационной комиссии
Как составляют план внутреннего финаудита
Минфин приводит бланк плана в приложении № 1 к Методическим рекомендациям из приказа № 246. Это рекомендованная, но необязательная форма. То есть Минфин предлагает составлять плановые и другие документы проверки по формам из Методических рекомендаций, поскольку они разработаны с учетом федерального стандарта. Но планирование проверок в свободном письменном виде тоже допускается.
В плановых мероприятиях финаудита отражают тему и перечень контрольных вопросов, сроки проведения и окончания проверки. Обязательно указывают ответственных лиц. Администраторы бюджета вправе составить общий плановый документ для всех подведомственных учреждений или подготовить перечень отдельно для каждой организации.
Приведем пример составления внутреннего аудита бюджетной организации. Администратор подготовил плановый документ для одного подведомственного учреждения. Контролеры проверят годовую отчетность организации по итогам отчетного периода:
А вот как составить план по итогам финансовой проверки — описать мероприятия по совершенствованию бюджетного процесса:
- Описать выявленные недостатки, нарушения и риски для бюджета.
- Предложить мероприятия по совершенствованию организации и выполнению процедур бюджета и минимизации рисков. Один из вариантов — организовать внутренний финансовый контроль.
- Назначить ответственное должностное лицо.
- Установить сроки выполнения мероприятия.
- Указать реквизиты решения руководителя администратора средств бюджета.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как составить программу аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами. Используйте эти инструкции бесплатно.
Планирование мероприятий по совершенствованию процессов бюджета проводят по рекомендованной форме Минфина из приложения № 5 к Методическим рекомендациям (приказ № 246).
Порядок аудиторской проверки планируют на очередной год — в конце отчетного периода. А планирование мероприятий по совершенствованию процессов проводят по итогам внутреннего аудита. Плановые документы подписывают и утверждают должностные лица главного администратора или администраторов бюджетных средств.
Источник: clubtk.ru
План и программа аудита
По итогам оценки величины аудиторского риска, уровня существенности и объема аудиторской выборки аудиторы согласно MCA 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» должны разработать общую стратегию аудита и его план. В российской практике общая стратегия аудита известна под названием план аудита; международный план аудита у нас именуется программой аудита. Далее в учебнике будут использованы общепринятые в нашей стране термины.
План аудита — это рабочий документ, в котором отражается перечень подлежащих выполнению аудиторских работ, исполнители работ, сроки исполнения. Фактически план аудита структурирует аудиторскую проверку в разрезе основных направлений работы, а также определяет ответственных за реализацию тех или иных направлений работы.
- • заголовочной, в которой фиксируются сведения о проверяемой организации, периоде аудита, о руководителе и составе аудиторской группы;
- • табличной, где рекомендуется отражать планируемые виды аудиторских работ, период их проведения, исполнителей;
- • оформительской, содержащей подписи руководителя аудиторской организации и руководителя аудиторской группы.
Таблица 2.20
Проверяемый экономический субъект
Планируемые аудиторские работы
Руководитель аудиторской организации
Руководитель аудиторской проверки
Перечень аудиторских работ и логика их формирования зависят в первую очередь от объекта проверки. Так, если целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом, формируется план аудита, работами которого, как правило, выступает аудит отдельных объектов учета: активов, обязательств, источников финансирования, доходов и расходов. Каждый из перечисленных объектов учета может подразделяться на группы, подгруппы и виды, например активы подразделяются на внеоборотные и оборотные, последние, в свою очередь, классифицируются на запасы, денежные средства, дебиторскую задолженность и т.д. Как следствие, аудит активов сводится к аудиту групп активов: внеоборотных и оборотных, а затем их подгрупп и видов. Аналогичным образом формируются аудиторские работы по другим объектам учета.
Развитием плана аудита является программа аудита — рабочий документ, содержащий в себе детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для реализации плана аудита. Под аудиторскими процедурами понимаются конкретные действия аудитора, выполняемые в ходе поверки.
В соответствии с MCA 500 «Аудиторские доказательства» аудиторские процедуры подразделяются на тесты средств системы внутреннего контроля и процедуры проверки по существу.
Тесты средств системы внутреннего контроля используются в первую очередь для оценки уровня аудиторского риска, подробное их описание представлено в параграфе 2.3 настоящего учебника.
В составе процедур проверки по существу выделяются, во-первых, процедуры проверки правильности отражения хозяйственных операций, оборотов и остатков средств на счетах бухгалтерского учета, во-вторых, аналитические процедуры.
Рассмотрим порядок формирования программы аудита, включающей процедуры проверки по существу.
В связи с отсутствием в аудиторских стандартах требований к типовой форме программы аудита состав реквизитов данного рабочего документа определяется аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) самостоятельно. Как правило, в ней указываются сведения об аудируемом лице, аудиторской организации, по каждой процедуре указываются исполнители, сроки исполнения, фиксируются ссылки на рабочую документацию аудитора. Одна из форм программы аудита приведена в табл. 2.21.
Таблица 2.21
Программа аудита (вариант 1)
Источник: studme.org
Планирование аудита
Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.
При планировании аудита выделяют следующие этапы:
- предварительное планирование аудита;
- подготовка и составление общего плана аудита;
- разработка программы аудита.
Общий план аудита
При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:
- общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;
- особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;
- общий уровень компетентности руководства;
- учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;
- влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
- планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;
- ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;
- установление уровней существенности для аудита;
- возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;
- выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;
- относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;
- влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;
- существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;
- привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
- привлечение экспертов;
- количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;
- количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;
- возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;
- обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;
- особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;
- срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;
- форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.
Получение информации о деятельности аудируемого лица
Аудитор должен обладать соответствующими знаниями и получить информацию о деятельности клиента в объеме, достаточном для выявления и понимания событий, хозяйственных операций и методов работы, которые могут оказать существенное влияние на отчетность, подходы к аудиту либо аудиторское заключение. Требования к пониманию деятельности аудируемого лица определены в Федеральном правиле (стандарте) № 15 «Понимание деятельности аудируемого лица», утвержденном постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 № 532.
Понимание деятельности клиента также используется аудитором при оценке неотъемлемого риска и риска средств контроля, определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур. Уровень знаний аудитора, необходимый для выполнения задания, включает в себя: общее знание экономики и отрасли, в которой действует субъект; конкретные знания о том, каким образом субъект функционирует. Уровень знаний, необходимый аудитору, как правило, ниже уровня знаний руководства клиента.
В Федеральном правиле (стандарте) № 15 раскрыты положения в отношении получения знаний деятельности клиента и их применения. До заключения договора аудитор должен иметь предварительные сведения об отрасли, структуре собственности, руководстве и собственниках клиента, необходимые для проведения аудита.
После заключения договора следует расширить объем и степень детализации информации, получив ее в начале аудита. В ходе аудита эта информация оценивается, обновляется, пополняется.
Приобретение знаний о деятельности клиента осуществляется на всех стадиях аудита и представляет собой непрерывный процесс сбора и оценки информации, а также соотнесения ее с аудиторскими доказательствами. При повторяющемся аудите выполняют процедуры, позволяющие выявить значительные изменения в деятельности клиента, произошедшие после предыдущего аудита. Сведения о деятельности клиента можно получить из различных источников, например рабочих документов, нормативно-правовых актов, официальных публикаций, относящихся к данной сфере деятельности, внутренних документов клиента, от сотрудников аудируемого лица, других аудиторов, юристов, третьих лиц. Применение знаний о деятельности клиента помогает оценивать риски и выявлять проблемы, эффективно планировать и осуществлять проверку, анализировать аудиторские доказательства, обеспечивать высокое качество аудита и обоснованность выводов.
Программа аудита
Аудитор должен проконтролировать, чтобы сотрудники, назначенные выполнять аудиторское задание, получили достаточный объем информации о деятельности аудируемого лица, позволяющий выполнить порученную работу. Кроме того, надо добиться осознания этими сотрудниками необходимости запрашивать дополнительную информацию и обмениваться ею с аудитором и членами аудиторской группы.
Программа аудита является набором инструкций для аудитора, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.
В соответствии с аудиторскими стандартами различают программу тестов средств контроля и программу сальдо счетов и групп однотипных операций. При разработке программы аудита необходимо принимать во внимание вопросы, аналогичные возникающим при подготовке общего плана аудита.
Изменения в общем плане и программе аудита
Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.
Важно заметить, что аудиторская организация является независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженный в общем плане и программе и несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой, но аудиторская организация при возникшей необходимости может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана и программы аудита.
Этапы и принципы планирования аудита
Планирование — подготовительный этап аудита, на котором вырабатывается оптимальная стратегия и тактика проведения аудита с учетом индивидуальных особенностей аудируемого лица.
Цель планирования состоит в разработке общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур для эффективного проведения аудита.
Можно выделить следующие принципы планирования аудита:
- Комплексность, то есть обеспечение взаимосвязи и согласованности всех этапов планирования.
- Непрерывность — установление сопряженных заданий группе аудиторов и увязка этапов планирования по срокам и хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, филиалам, представительствам).
- Оптимальность — выбор наиболее благоприятного варианта общего плана и программы аудита.
Принцип непрерывности деятельности организации состоит в том. что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, т.е. руководство не намерено в течение, по крайней мере, ближайших 12 месяцев ликвидировать организацию или существенно сократить ее деятельность. Гарантия соблюдения этого принципа очень важна для пользователей аудиторской информации.
Процесс планирования подразделяется на два этапа.
1. Этап предварительного планирования, включающий в себя знакомство аудитора с аудируемым лицом, составление и направление ему письма-обязательства, а также заключение договора.
При знакомстве с организацией уделяется внимание вопросам:
- понимания ее бизнеса и его организации, масштабов, надежности;
- проверки соблюдения принципа непрерывности деятельности;
- тестирования системы внутреннего контроля.
2. Этап непосредственного планирования, состоящий из процессов составления общего плана и программы аудита.
Целью предварительного планирования является оценка возможности проведения аудита, объема (длительности, стоимости) предстоящих работ, а также подготовка информационной базы для последующего этапа планирования.
Процесс предварительного планирования начинается с общего знакомства проверяемого субъекта и заканчивается заключением с ним договора.
Для понимания бизнеса экономического субъекта аудитору необходимо изучить:
- организационно-правовую форму, структуру и его организационно-управленческую иерархию;
- виды осуществляемой деятельности, выпускаемой продукции, специфику отрасли:
- организацию и технологию производства;
- требования к персоналу, принципы оплаты труда работникам;
- соблюдение действующего законодательства при осуществлении финансовых и хозяйственных операций;
- формы ведения учета, степень его автоматизации;
- структуру и организацию работы бухгалтерской службы;
- состояние учетной документации (полнота, систематизация и т.д.);
- состав и качество организационно-распорядительной документации, определяющей деятельность бухгалтерии (приказ об учетной политике организации, положение о документообороте, рабочий план счетов, должностные инструкции и т.д.);
- организацию работы с нормативно-справочной литературой;
- участие главного бухгалтера в вопросах заключения сделок, налогового планирования.
Аудитор собирает данную информацию об аудируемой организации с помощью опроса в виде анкетирования, собеседования с ее руководством, анализирует экономические показатели финансовой (бухгалтерской) отчетности и основные положения приказа об учетной политике.
Источники информации о деятельности аудируемого лица
К источникам информации о деятельности аудируемого лица относятся:
- результаты предыдущих проверок;
- информация, полученная от внутренних аудиторов;
- учредительные и регистрационные документы;
- приказы об учетной политике организации;
- бухгалтерская отчетность, регистры учета;
- контракты (договоры) на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг;
- результаты осмотра организации, его производственных площадей, офисных помещений;
- результаты бесед и переговоров с руководством, главным бухгалтером, работниками организации;
- результаты наблюдения за производственным процессом;
- информация, полученная от юристов, консультантов и прочих специалистов (заказчиков, поставщиков).
Результаты предварительною планирования следует документировать. Федеральные стандарты не содержат указаний об этом, но, учитывая ответственность принимаемых решений на основе предварительного планирования, сведения о форме и содержании рабочих документов предварительного планирования должны раскрываться во внутрифирменных стандартах.
Общий план и программа аудита
На следующем этапе планирования составляется общий план и программа аудита.
Общий план аудита представляет собой документ, утвержденный руководителем аудиторской организации, и содержащий следующие элементы:
- объем аудита;
- затраты времени по видам запланированных работ на каждом этапе проверки (подготовительного, основного, заключительного);
- сроки выполнения работы каждым аудитором:
- размер уровня существенности;
- величину аудиторского риска.
Руководитель аудиторской группы доводит до сведения всех ее членов о возложенных на них обязанностях и знакомит их с результатами финансово-хозяйственной деятельности клиента, общим планом и программой аудита.
Затраты времени на весь процесс планирования составляют до 20% от времени, затраченного на аудит. Основная причина столь значительных затрат времени на планирование заключается в тщательном изучении особенностей деятельности и условий экономической среды, окружающей клиента.
При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:
- общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;
- эффективность работы систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
- размер аудиторского риска и значение уровня существенности;
- влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета;
- существование подразделения внутреннего аудита;
- возможность привлечения экспертов и других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
- возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;
- существование аффилированных лиц;
- сроки подготовки и представления аудиторских заключений.
Программа аудита представляет собой документ, подробно детализирующий виды работ, запланированные в общем плане аудита. В программе приводятся аналитические процедуры, каждая из которых выполняется аудитором в зависимости от его квалификации.
Программа аудита подписывается руководителем аудиторской группы и утверждается руководителем аудиторской организации.
При подготовке общего плана и программы аудита рассчитывается уровень существенности и аудиторский риск.
Общий план и программа аудита по мере необходимости уточняются и пересматриваются в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.
Источник: www.grandars.ru
Планирование и программа аудита
В соответствии с Федеральным стандартом № 3 «Планирование аудита» аудиторы обязаны планировать каждую аудиторскую проверку.
Планирование аудита осуществляется до направления клиенту письма-обязательства по проведению аудита и заключения договора на аудит. Планирование сопровождается составлением ряда обязательных документов, расчетами и прочей аналитической работой.
Планирование аудита необходимо для:
· эффективного распределения затрат времени и труда членов аудиторской группы в ходе проверки с возможностью организации контроля за их работой со стороны руководителя аудиторской группы;
· обоснования суммы аудиторского вознаграждения на основе планирования затрат времени на проверку по каждой категории работников аудиторской группы.
Планирование осуществляется на основе изучения открытой информации, характеризующей деятельность клиента, специфику работы его бухгалтерии, возможности дальнейшего развития и т.д. Для этого используются документы, предоставленные будущим клиентом, интервьюированием его руководства и бухгалтерии, данные из прочих источников:
· устав и прочие учредительные документы:
— организационно-правовая форма клиента;
— основные вида деятельности;
— доля государственной собственности;
— функции и полномочия основных органов управления;
— легитимность положения устава.
— основные показатели для финансового анализа (имущественная обеспеченность, структура активов и источников их образования, динамика их изменения за отчетный период, финансовое положение клиента, деловая активность, рентабельность и т.д.);
— наиболее существенные показатели отчетности (наличие, динамика, влияние на структуру активов и пассивов и т.д.);
— информация для расчета уровня существенности.
· учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения:
— соответствие требованиям законодательства;
— выбранные способы ведения учета и налогообложения;
— структура бухгалтерии, распределение полномочий, график документооборота и т.д.
· общение с руководством и главным бухгалтером:
— предпосылки к проведению аудита;
— желаемые сроки проведения проверки и получения аудиторского заключения;
— потребность в дополнительных сопутствующих аудиту услугах.
· информация СМИ, интернет, общение с третьими лицами.
На основе выше изложенного определяется сложность и специфика предстоящей проверки, оценивается величина аудиторского риска (неотъемлемого риска и риска средств внутреннего контроля).
В результате аудитор выделяет критические (наиболее существенные) области предстоящей проверки, определяет штатный состав аудиторской группы, состав аудиторских процедур, объем выборки и время на их выполнение, уровень существенности.
На основе этого составляется программа аудита — детализированный план проверки, содержащий поэтапное перечисление аудиторских процедур по каждому объекту учета с указанием объема выборки, времени и ответственного за выполнение каждой процедуры. Программа аудита, сгруппированная по фамилиям исполнителей, служит планом – графиком и заданием на работу для каждого аудиторской группы. Такое задание для руководителя группы включает в себя особые процедуры по контролю выполнения заданий его подчиненными.
На основе программы аудита составляется общий план аудита, содержащий перечисление основных объектов проверки и ее этапы. В общем плане может быть отражено:
· состав и объемы аудиторской выборки по каждому объекту;
· общее время на проверку;
· прочие условия проверки.
Общий план проверки вместе с письмом-обязательством направляется клиенту до начала работы. К ним прилагаются выкладки аудитора об оценке неотъемлемого риска и риска средств внутреннего контроля, предложение о стоимости аудиторских услуг.
После согласования существенных условий проверки заключается договор, делается предоплата и аудитор приступает к работе.
После заключения договора на оказание аудиторских услуг аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, которая определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита. При составлении программы аудиторской проверки необходимо принимать во внимание существенность и аудиторский риск.
Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.
Источник: studopedia.ru
Программа аудиторской проверки — является набором инструкций для аудитора, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.
В соответствии с аудиторскими стандартами различают программу тестов средств контроля и программу сальдо счетов и групп однотипных операций. При разработке программы аудита необходимо принимать во внимание вопросы, аналогичные возникающим при подготовке общего плана аудита.
Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией для ассистентов аудитора, а для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы — одновременно и средством контроля качества работы [5, с. 58].
Аудитору следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы иметь возможность в процессе работы ссылаться на них в своих рабочих документах.
Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.
Программа тестов средств контроля — это перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Тесты средств контроля помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.
Аудиторские процедуры по существу — это детальная проверка правильного отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу бухгалтерского учета.
В зависимости от условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.
Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
В общем программе аудиторской проверки рекомендуется предусмотреть:
ь какие конкретные области надо изучить, чтобы аудит был объективен;
ь какие существенные моменты следует охватить;
ь какие выборочные планы надо разработать;
ь формирование аудиторской группы, ее численность и квалификацию специалистов;
ь распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам проверки;
ь с какими стандартами, процедурами или документами необходимо ознакомить рабочую группу;
ь бюджет рабочего времени для каждого этапа проверки;
ь предполагаемые сроки работы группы;
ь инструктирование всех членов группы об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, с положениями общего плана аудита;
ь контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации.
Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации общего плана аудита. Программа необходима для наиболее эффективного распределения работы внутри аудиторской группы и для контроля за ходом аудиторской проверки со стороны руководства аудиторской фирмы [7, с. 123].
Аудитор документально оформляет программу аудиторской проверки, присваивает код каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы иметь возможность в процессе работы делать ссылки ни них в рабочих документах.
Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.
Программа тестов средств контроля представляет собой совокупность действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Ее цель — выявление существенных недостатков средств контроля экономического субъекта.
Программа аудиторских процедур по существу включает в себя перечень действий аудитора для детальной проверки верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Аудитор должен составить программу аудиторской проверки по каждому разделу бухгалтерского учета, который он будет проверять. Программа может пересматриваться в процессе проверки в зависимости от изменений условий проведения проверки и результатов аудиторских процедур.
Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудиторской проверки должны быть документально оформлены и завизированы в установленном порядке.
Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита.
В процессе проведения аудиторской проверки у аудиторской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана.
В общем плане предусматриваются сроки проведения аудиторской проверки, график ее проведения, подготовки отчета и аудиторского заключения. В общем плане определяется способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля и рисков аудита.
Программа аудиторской проверки должна включать перечень всех аудиторских процедур, необходимых для сбора достаточного количества достоверных свидетельств; подробные описание каждой процедуры.
На основании выводов аудитора по каждому разделу аудиторской программы составляется аудиторский отчет и аудиторское заключение, а также формируется объективное мнение аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта [10].
Надежность аудиторских доказательств зависит от источника и формы их предоставления. Набор имеющихся в распоряжении аудитора доказательств предоставлен в таблице:
Устное заявление работника аудируемого лица, подтверждающее, что производственное помещение является собственностью аудируемого лица
Письменная справка нотариуса, о том, что у аудируемого лица имеются документы, подтверждающие владение производственными помещениями
Оригиналы документов, представленных нотариусом, имеющим государственную регистрацию, подтверждающие владение аудируемым лицом производственными помещениями
Устное заявление генерального директора аудируемого лица, подтверждающее владение производственными помещениями
Заявление на имя руководителя аудиторской проверки, подписанное генеральным директором аудируемого лица, подтверждающие владение аудируемым лицом производственными помещениями
Задание: проставьте по 5-бальной шкале приоритеты в приведенном наборе аудиторских доказательств, призванных подтвердить факт, что производственное помещение является собственностью аудируемого лица. Оценка 1 балл — самый высокий приоритет (самое надежное доказательство), оценка в 5 баллов — низший приоритет (наименее надежное доказательство).
Устное заявление работника аудируемого лица, подтверждающее, что производственное помещение является собственностью аудируемого лица
Письменная справка нотариуса, о том, что у аудируемого лица имеются документы, подтверждающие владение производственными помещениями
Оригиналы документов, представленных нотариусом, имеющим государственную регистрацию, подтверждающие владение аудируемым лицом производственными помещениями
Устное заявление генерального директора аудируемого лица, подтверждающее владение производственными помещениями
Заявление на имя руководителя аудиторской проверки, подписанное генеральным директором аудируемого лица, подтверждающие владение аудируемым лицом производственными помещениями
Источник: vuzlit.com