Что такое программа аис налог 3

Я вам уже рассказывал про «План деятельности ФНС России на 2021 год». И я рассказывал о том, какие цифровые системы и платформы налоговики введут в этом году, чтобы всех нас поставить под контроль. И в комментариях меня спросили: «Туров, откуда у тебя информация про АИС «Налог-3»? Это же, типа, секретная информация». На самом деле, эта информация не секретная, и сегодня я расскажу вам об этой системе.

Когда появилась АИС «Налог-3»

Что нужно знать про АИС «Налог-3»

«АИС «Налог-3» представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (в действующей редакции, далее — Положение о ФНС России), в том числе прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям».

3. Вебинар «Интеграция с АИС «Налог 3»

Для чего создана «АИС Налог-3»

«АИС «Налог-3» направлена на решение следующих задач:

а) обеспечение «открытости» налоговых органов для налогоплательщика, путем упрощения процедур его взаимодействия с ФНС России и перевода их в электронный вид;

б) создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации;

в) гарантированное соблюдение регламентных процедур налогового администрирования, качество и сроки их реализации;

г) снижение текущих издержек налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки поступающих в налоговые органы сведений;

д) совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;

е) обеспечение контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику («досье» налогоплательщика), в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов;

ж) обеспечение автоматизированного мониторинга деятельности Федеральной налоговой службы со стороны руководства налоговых органов;

з) повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования созданного единого информационного ресурса и подключения налоговых органов к новым внешним источникам информации;

и) повышение качества принятия решений, анализа и прогнозирования за счет создания аналитических инструментов, позволяющих проводить анализ и прогнозирование налоговых поступлений с учетом макроэкономических показателей и внешних факторов».

Понимаете, когда я весь прошлый год твердил, что на вас ведется досье, кто-то мог бы там повертеть у виска и сказать, что я вас просто запугиваю и т.д. Я всего-навсего это прочитал в официальных правительственных документах. Это не я придумал! Просто напомню, что по каждому конкретному налогоплательщику собирается информация. В том числе в это досье собираются сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов.

Налоговый мониторинг: переход, интеграция с АИС «Налог-3»

«Пользователями информации и сведений АИС «Налог-3» также являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и налогоплательщики (в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и действующими соглашениями, далее — внешние пользователи)».

То есть у вас есть небольшое право доступа. Потому что в АИС «Налог-3» есть открытая часть информации. А есть еще так называемая «информация ограниченного доступа». Что в ней про вас написано вы, конечно же, никогда не узнаете.

Все государевы органы могут получать информацию из АИС «Налог-3». Другое дело, что доступ к ним прослеживается. Видно, кто куда заходил, кто что копировал. По этому документу должна быть обеспечена защита информации. Мы сейчас не говорим о том, что информация из АИС «Налог-3» должна утечь на Митинский рынок и продаваться в даркнете.

Мы исходим из того, что государственные органы – честные люди, и когда они получают эту информацию о вас, они ее не разглашают и не будут использовать против нас для организации рейдерских захватов и иных неправомерных действий.

Но вот что интересно, «открытость для интеграции АИС «Налог-3» с существующими и создаваемыми государственными и иными информационными ресурсами, ведомственными и межведомственными информационными системами на основе единой системы справочников, классификаторов и единых стандартов информационного взаимодействия».

Вывод

Когда заработают те платформы, о которых я говорил, они будут подстыкованы все к АИС «Налог-3». На самом деле, мы получим Большого Брата. Реального Большого Брата, которого можно будет использовать как во вред гражданам нашей страны, так и во благо. Я очень надеюсь, что этот Большой Брат будет использоваться во благо.

Читайте также:
Как перевести программу Телеграмм на русский

Напишите в комментариях, понравилась вам АИС «Налог-3» или нет? Жду ваших комментариев. А также жду вас на моих семинарах.

Спасибо и удачи в делах.

Ссылка на документы:

Что из себя представляет автоматизированная информационная система «Налог-3»?

В настоящее время ФНС России является одним из самых развитых федеральных ведомств в Российской Федерации в части внедрения современных информационных технологий. Основной целью цифровизации ФНС России является автоматизация и ускорение процессов, связанных с налоговым учетом и отчетностью, а также улучшение взаимодействия с налогоплательщиками и контролирующими органами.

Что из себя представляет автоматизированная информационная система «Налог-3»?

Часть 1 Что же такое АИС «Налог-3»?

Современный комплекс АИС «Налог-3» — это полностью централизованная система на основе единой базы данных, необходимых для работы ФНС. Она позволяет организовать единое рабочее пространство для всех территориально и организационно распределенных пользователей, создавать центры компетенций и обеспечивать обслуживание системы по всей стране.

По своей сути, АИС «Налог-3», является программным комплексом, который аккумулирует в себе и обрабатывает информацию с целью автоматизации деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям. Посредством АИС «Налог-3» можно получить сведения о физических и юридических лицах, о движениях денежных средств на банковских счетах, их наличие и остатки, о налоговых деклараций, бухгалтерских отчетах, показатели контрольно-кассовой техники и так далее.

Также в систему интегрированы сведения, получаемые при осуществлении межведомственного обмена, предоставляемые Федеральной таможенной службой (ФТС), МВД России, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Центральным банком Российской Федерации (ЦБ РФ), Управление записи актов гражданского состояния (Управление ЗАГС) и так далее.

Часть 2 Организация работы ФНС с учетом технологических возможностей АИС.

Базовым технологическим компонентом всей работы АИС «Налог 3» является автоматизация процессов. На основе имеющейся в программном комплексе информации и заложенной для ее обработки алгоритмов ведомство принимает, обрабатывает и анализирует полученные сведения с целью автоматизации налогового администрирования. Показательным примером является алгоритм интеллектуального поиска, который дает возможность, на основе данных, представленных кредитными учреждениями, автоматически выстраивать цепочки движения денежных средств между юридическими и физическими лицами и сопоставлять, в числе прочего, на основе данных, представленных организациями, уплачен ли НДС в этих цепочках.

Современная система налогового контроля и администрирования построена на основе вышеуказанного алгоритма работы, прогнозирующей риски, в том числе с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, что позволяет налоговому органу применять в контрольно-надзорной деятельности риск-ориентированный подход и в автоматизированном режиме выявлять налогоплательщиков умышленно или по неосторожности ведущих свою деятельность с высоким налоговым риском.

При этом функционал программного комплекса АИС «Налог-3» сводится не только к процессам налогового администрирования, также ФНС России на основе имеющихся данных и действующих ресурсов, осуществляет электронное взаимодействие с налогоплательщиками, формирует информационные ресурсы налоговых органов, статистические данные и отчеты, которые предоставляются, в том числе и внешним потребителям.

На официальном сайте ФНС России размещены интерактивные сервисы, с помощью которых можно обратиться в ведомство, записаться на прием в инспекцию, проверить контрагента или получить выписку из реестра, сообщить об открытии за пределами России счета в банке, заполнить налоговую декларацию и отправить её в электронном виде и так далее.

Часть 3 Задачи, решаемые комплексом «АИС Налог-3».

Таким образом, комплекс «АИС Налог-3» направлен на решение следующих задач:

  • обеспечение открытости налоговых органов для налогоплательщика, путем упрощения процедур его взаимодействия с ФНС России и перевода их в электронный вид;
  • создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации;
  • гарантированное соблюдение регламентных процедур налогового администрирования, качество и сроки их реализации;
  • снижение текущих издержек налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки сведений, поступающих в налоговые органы;
  • совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;
  • обеспечение контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику, в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов;
  • обеспечение автоматизированного мониторинга деятельности ФНС России со стороны руководства налоговых органов;
  • обеспечение возможности внутреннего аудита результатов работы сотрудников территориальных налоговых органов и центрального аппарата ФНС России.

Правовые документы

  • Письмо Минкомсвязи России от 07.07.2017 N П11 — 15054 — ОГ
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.12.2022 N 37

Об авторе статьи

Рунова Юлия

Рунова Юлия
Руководитель практики

С 2017 года является автором и научным редактором электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Комментарии

Нормативные документы

В части разработки и внедрения автоматизированной информационной системы «Налог-4» отсутствует конкретная информация.

Упоминания по разработке АИС «Налог-4» содержатся только в опубликованном Федеральной налоговой службой плане деятельности на 2021 год, утвержденного министром финансов А.Г. Силуановым, согласно которому планируется — «разработка концепции автоматизированной системы четвертого поколения в условиях динамического внешнего окружения с учетом применения технологий импортозамещения». Форма реализации обозначена в виде утвержденной ФНС России концепции АИС «Налог-4». Срок реализации – 31.12.2021.

Читайте также:
Программа выпечка в мультиварке сколько

Источник: nalogexpert-kazan.ru

Инструменты инспектора (АИС Налог-3, АСК НДС)

«Все транзакции с налоговым риском автоматически попадают в зону внимания налоговых органов через инструменты дистанционного мониторинга и предиктивной аналитики с четкой градацией налогоплательщиков по зонам риска», — Михаил Мишустин (бывш. рукводитель ФНС РФ).

Некоторое «оптимизаторы», представители «площадок» при продаже своих услуг забывают рассказать о побочном эффекте таких манипуляций, а именно то, что ФНС использует порядка 30 информационных ресурсов для проверки налогоплательщиков и их отбора на выездную налоговую проверку, вычисление потенциальных выгодоприобретателей и участников схем.

В общем и целом, когда ваш контрагент какой-нибудь «Миша Альварес» или «Анжела» — все это будет видно. Сегодня раскроем тайные тайны, обсудим принципы работы: АИС «Налог-3», АСК НДС и ПП «Контроль НДС».

Цель работы указанных ресурсов – понять, как именно выгодоприобретатель обманывает государство, выявить потенциал для роста поступлений в бюджет. Затем начинается самое интересное – побуждение к добровольному уточнению налоговых обязательств за прошлые периоды посредством «комиссий», проверок итд.

Так вот, сегодня мы хотели бы описать арсенал цифровых инструментов инспектора, без воды глазами инспекторов. Думаю, будет полезно.

В свою очередь, если вам нужен профессиональный взгляд, способный найти ошибки налоговиков даже и представить свои контр-инрументы в сфере цифровизации пишите нам смело.

РАЗДЕЛ II.

Автоматизированная информационная система АИС «Налог-3» (далее — АИС «Налог-3»).

АИС «Налог-3» это комплекс программно-технических средств, объединенных в единую систему, которая представляет собой отдельные ресурсы/связи/функции для налогового администрирования (древовидное меню, состоящее из отдельных веток (подветок), разделов (подразделов), систем (подсистем) и направлений), одними из которых являются АСК НДС-2 (ее еще называют ПП Контроль НДС (ПП-прикладная подсистема) и ИАС КБ (Информационно-аналитическая система контрольного блока).

Вся работа Инспекторов ФНС сводится к отработке тех или иных НП, которые попали в выборку, сформированную с помощью АИС «Налог-3», по следующим критериям:

  • Расхождения вида «Разрыв» и вида «НДС»
  • Расхождения по Журналам полученных и выставленных счетов-фактур
  • Расхождения ниже порогового значения, установленного для автоматизированного отбора
  • Суммы налога, исчисленные к уплате в бюджет, и фактически неуплаченные
  • Применение налоговых вычетов по счетам-фактурам, датированным до 01.01.2015 года в разделе 8 НД по НДС
  • Применение отдельных кодов видов операций в разделе 8 НД по НДС
  • Применение отдельных кодов видов операций в разделе 8 НД по НДС
  • Нарушение контрольных соотношений
  • Расхождения после завершения КНП
  • Применение налоговых вычетов по счетам-фактурам, датированным до 01.01.2015 года в разделе 11 НД по НДС
  • Применение отдельных кодов видов операций в разделе 8 НД по НДС
  • Нарушения налогового законодательства по журналам учета полученных и выставленных счетов-фактур, в том числе не в составе НД по НДС
  • Нарушения налогового законодательства по журналам учета полученных и выставленных счетов-фактур не в составе НД по НДС — в части 2 содержатся некорректные КВО
  • Нарушения налогового законодательства — в разделе 9 НД по НДС содержатся отрицательные значения

Для справки: Фискальное ведомство модернизировало свой самый мощный инструмент, комплекс АСК НДС-2 — заменили на ПП«Контроль НДС».

Раздел III.

ПП «Контроль-НДС»

Как работает ПП «Контроль-НДС» ?

В подсистеме осуществляется еженедельное сопоставление по счетам-фактурам, указанным в декларации по налогу на добавленную стоимость продавца со счетами-фактурами покупателя. Если указанная продавцом счет-фактура отсутствует в декларации покупателя, то система формирует запись об «отложенном» налоговом вычете.

  • Расхождение – противоречия между сведениями об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, или несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком, или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, в случае, если такие несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению.

Расхождения, выявленные ПП «Контроль-НДС», могут быть следующих видов:

  1. Расхождение вида «Проверка НДС»
  2. Расхождение вида «Разрыв».

Расхождение вида «Проверка НДС» — это расхождение, при котором записи о счете-фактуре у покупателя и продавца совпали, но сумма НДС по данному счету-фактуре у покупателя больше чем у продавца (завышение вычета).

Расхождение вида «Разрыв» — это расхождение, при котором сведения об операциях, отраженные в декларации покупателя не отражены в декларации контрагента или по записям не в полной мере совпадают реквизиты счета-фактуры (правила сопоставления).

«Сумма не устраненных операций особого контроля».

Считается как разница между суммой по операциям особого контроля, полученным налоговыми органами н отработку по налоговым декларациям за соответствующий налоговый период, и суммой по операциям особого контроля, устраненным налогоплательщиками.

Операции особого контроля («скрытые» налоговые разрывы) – это операции с признаками нарушения налогового законодательства, попадающие под автоматизированный контроль, а также позволяющие налогоплательщику избежать формирования расхождений вида «Проверка НДС» и «Разрыв» в налоговых декларациях по разделу 8 «Сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период».

  • Операции особого контроля, выявленные ПП «Контроль-НДС», могут быть следующих видов:
  1. Расхождения по журналам – это сумма открытых расхождений вида «Разрыв» в налоговых декларациях по разделу 11 «Журнал учета полученных счетов-фактур»;
  2. Контрольные соотношения – это несоблюдение налогоплательщиками порядка заполнения налоговой декларации, позволяющее сформировать налоговые вычеты без начисления соответствующих налоговых обязательств;
  3. Сомнительные начисления – это начисления, позволяющие сформировать налоговые вычеты покупателем без уплаты соответствующих налоговых обязательств продавцом;
  4. Несопоставляемые операции – это операции, отраженные в декларации с признаками риска, позволяющие налогоплательщику избежать автоматизированного контроля.
Читайте также:
Как работает программа lizaonair

Существует также отработка так называемых «Наши ВП» (выгодоприобретатели), когда УФНС присылает цепочки звеньев от НП у которого произошел разрыв АСК НДС-2. ИФНС со своей стороны должна определить кто ВП (выгодоприобретатель), написать заключение, при необходимости на отработку и доначисление направить документы в Инспекцию по месту регистрации ВП.

Также проставляют комментарии в АИС «Налог-3» о присвоенном статусе ВП, который видят все Инспекторы ФНС.

  • На практике этот процесс очень сложный и продолжительный из-за того, что УФНС и ИФНС по результатам работы с АСК НДС иногда не соглашаются с определением конечного выгодоприобретателя схемы по уклонению уплаты налогов и начинается «качание», кто же будет доначислять выгодоприобретателю и отрабатывать транзитеров.

Также, существует отработка с помощью АИС «Налог-3 по «сложным разрывам», туда могут войти НП с любым разрывом по НДС, на основании которого будут проводится глобальные мероприятия по устранению разрыва и доначисления в бюджет.

По рассказам инспекторов: Согласно данным АИС «Налог-3 у налогоплательщика сформировался разрыв на 5 звене (контрагент представил нулевую НД, тем самым не подтвердил сделку). Этот разрыв переходит от звена к звену, на практике все последующие начинают представлять нулевки и подтверждают, что они транзитеры, и так доходит до выгодоприобретателя, который либо использует замену КА на другого (ИФНС замены сразу берет подконтроль и в 99% составляет акт), либо представляет УНД к доплате в бюджет и убирает схемного КА.

ИАС КБ (Информационно-аналитическая система контрольного блока)

ИАС КБ – система аналитических инструментов, обеспечивающая автоматизированное управление жизненным циклом рисков и схем уклонения от этапа их выявления до анализа результатов их отработки ТНО и принятия управленческих решений.

ИАС КБ состоит из набора функциональных модулей: СУР (Система управления рисками), Типологии схем, Досье проверки, ВСА (Визуально-сетевого анализа), Реестра рисков ИАС КБ.

Реестр рисков ИАС КБ реализует автоматизацию технологического процесса «Ведение реестра паспортов рисков налогоплательщиков, возникающих в ходе проведения камеральных налоговых проверок».

Целью формирования Реестра рисков ИАС КБ в части КНП является учет рисков деятельности налогоплательщиков, а также мер по их минимизации в форме паспортов рисков.

СУР реализует автоматизацию технологического процесса «Управление рисками контрольно-надзорной деятельности».

СУР на языке налоговика, это какой СУР присвоен налогоплательщику (красный, желтый, зеленый).

Примеры на вышеуказанных НП, как выглядят цепочки построения

СУР осуществляет автоматизированный отбор налоговых деклараций или налогоплательщиков, соответствующих условиям, заданным в профиле риска и характеризующим наличие риска.

Типология схем реализует автоматизацию технологического процесса «Управление типологией схем уклонения от уплаты налогов».

Типология схем осуществляет автоматизированный отбор деклараций или налогоплательщиков из числа потенциальных выгодоприобретателей и его окружения из числа контрагентов, соответствуют условиям, а также связям, заданным в шаблоне схемы.

Досье проверок реализует автоматизацию технологического процесса «Взаимодействие налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля в отношении потенциальных участников схем».

В Досье проверок осуществляется учет вновь выявленных рисков и потенциальных схем уклонения.

ВСА (Визуально-сетевой анализ) реализует автоматизацию технологического процесса «Анализ налоговой отчетности и окружения налогоплательщика в целях выявления кооперации, подконтрольности, согласованности действий».

ВСА является инструментом визуализации выявленной схемы, а также выявления и визуализации взаимосвязей налогоплательщиков: кооперации, подконтрольности, согласованности действий, а также иных характеристик, бизнес-ролей и аналитических ролей НП.

Карточка риска:

В настоящее время АИС «Налог-3» используется ФНС для выявления различного рода схем и минимизации налога, но в практике, для пресечения того или иного нарушения, требуется проведения огромных мероприятий налогового контроля со стороны ФНС.

Ведь одно дело, что программа выявила нарушение и другое провести мероприятия и доказать факт нарушения.

Все цепочки, доведенные до Инспектора ФНС отрабатываются вручную, Инспектор сам анализирует все организации и присваивает им статус ВП или транзитер. Транзитеров стараются искоренить сразу (допрос, нулевка), а вот по ВП предстоит еще повозиться, так как не все добросовестно уточняются и доплачивают в бюджет.

Налоговый адвокат, Бугрушев Александр

В свою очередь, если вам нужен профессиональный взгляд, способный найти ошибки налоговиков даже и представить свои контр-инрументы в сфере цифровизации пишите нам смело.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru