Подходы к проектированию образовательных программ в области
Современные педагогические проблемы зачастую разрешаются путем создания и внедрения в образовательный процесс инновационных систем, что требует тщательного проектирования, которое выражается не только в предварительном планировании будущих изменений, но и в предвидении последствий их влияния на жизнь и здоровье подрастающего поколения. Это выводит проблему проектирования на одно из первых мест в теории педагогики и практике образовательной деятельности (Яковлева, 2007).
Яковлева Н.О. в своей работе отмечает, что «привлечение понятия «проектирование» к образовательной сфере, его адаптация к новой среде, трансформация в понятие «педагогическое проектирование» связано с решением целого ряда методологических проблем, поскольку влечет расширение терминологического пространства науки, пересмотр представлений о некоторых традиционных категориях, необходимость их соотнесения между собой» (Яковлева, 2007).
Ю.Г. Татур отмечает, что к концептуальным основам системного проектирования в сфере высшего образования относятся:
Вебинар «Проектирование образовательной программы от результата»
- — определение общенаучных категорий проектирования (цель, этапы, стратегия, структура объекта проектирования);
- — установление принципов проектирования, учитывающих сложность и специфические особенности образовательных систем и процессов.
Целью проектирования в сфере образования является подготовка и создание новых или преобразование имеющихся условий функционирования и развития образовательных систем или их элементов (Татур, 2006).
По мнению Ю.Г. Татура процесс проектирования состоит из трех последовательных этапов: предварительного и двух основных.
На предварительном этапе уточняется понятийный аппарат применительно к объекту проектирования, формируется необходимая база исходных данных, анализируется правовое и ресурсное обеспечение, наличие временных и иных ограничений и т. д. (Татур, 2006).
На первом этапе, который Ю.Г. Татуром назван концептуальным, разрабатывается стратегия, устанавливаются принципы проектирования, структурируется объект, уточняется и декомпозируется генеральная цель (Татур, 2006).
Второй этап, как считает Ю.Г. Татур, посвящен разработке организационных механизмов, различных способов и средств, которые позволили бы реализовать концептуальный замысел при имеющихся ограничениях. На этом же этапе проводится апробация в экспериментальных условиях опытного образца созданного конструкта. В связи с его сущностью этап был назван автором технологическим (Татур, 2006).
В свое работе Ю.Г. Татур считает, что очень важным является тезис о том, что процесс проектирования вне зависимости от поставленных целей должен соответствовать определенным принципам. К таким принципам в сфере образования относят принцип системности и принцип саморазвития (Татур, 2006).
При проектировании образовательных программ, как отмечает в своей работе С.В. Сидоров, с 1990-х по настоящее время прослеживается два основных подхода: знаниевый и компетентностный (Сидоров, 2013).
Основная образовательная программа: проектирование и планируемые результаты
В настоящее время, образовательные программы в области ветеринарии в ведущих зарубежных и российских вузах спроектированы на основе компетентностного подхода.
Так, например, образовательная программа по специальности «Ветеринария» реализуемая на ветеринарном факультет Шведского университета сельскохозяйственных наук (Sveriges Lantbruksuniversitet) спроектирована на основе компетентностного подхода.
Данная образовательная программа рассчитана на 5,5 лет общей трудоемкостью 330 Кредитов. Для программы определены образовательные результаты, которые базируются на подробном описании профиля выполняемых трудовых операций, включая необходимые знания, навыки и «ключевые квалификации» и делятся на общие и специальные.
К общим образовательным результатам отнесены такие, как «готовность студентов принимать самостоятельные решения и критически оценивать их», «собирать и интерпретировать научную информацию» и т.д. К специальным образовательным результатам отнесены такие, как «демонстрация общих и специализированных знаний в ветеринарной медицине», «продемонстрировать способность самостоятельно диагностировать наиболее частые заболевания и травмы животных и провести соответствующее медицинское и хирургическое лечение» и т.п.
Дисциплины, включенные в учебный план по специальности «Ветеринария», направлены на достижение образовательных результатов программы. Все дисциплины разделены на 2 блока:
- — 1 блок — доклинические дисциплины, которые характеризуются изучением структуры и функций организма здоровых и больных животных, а также изучением факторов, влияющих на здоровье животных. Кроме этого, изучается законодательство и благополучие животных как основа продовольственной безопасности. Во время изучения доклинических дисциплин, учебный процесс состоит из лекций, семинаров и индивидуальных или групповых практических занятий. Групповые занятия проводятся в соответствии с принципами проблемного обучения. Изучение доклинических дисциплин завершается написанием проекта, в котором студенты демонстрируют применение знаний, навыков и подходов по доклиническим дисциплинам. Обучение по этому блоку длится 3 года.
- — 2 блок — клинические дисциплины, который в свою очередь делится на 2 цикла:
- 1. общей подготовки: профилактика, диагностика и лечение основных видов сельскохозяйственных животных, срок обучения 1 год;
- 2. специализированной подготовки: профилактика, диагностика и лечение лошадей, мелких непродуктивных, сельскохозяйственных животных.
Образовательной программой предусмотрено большое количество стажировок. Так между блоками доклинических и клинических дисциплин предусмотрена полугодовая стажировка — осенний семестр 4 курса, 5 недель в течение 1 года клинической подготовки, стажировка во время 1 года специализированной подготовки не имеет временной регламентации, количество отводимого на нее времени зависит от области специализации.
Обучение по программе завершается написанием и защитой магистерской диссертации.
Образовательная программа по специальности «Ветеринария», реализуемой в Национальной ветеринарной школе Тулузы (L’Ecole nationale veterinaire de Toulose), также спроектирована в соответствии с компетентностным подходом. В ней также определены общие и профессиональные образовательные результаты.
- — общепрофессиональные (биохимия, анатомия, физиология, гистология, зоология и т.д.);
- — зоотехнические (животноводство, овцеводство, коневодство, свиноводство, разведение и гигиена сельскохозяйственных животных и т.п.);
- — клинические (хирургия, акушерство, анестезия, клиническая анатомия, терапия, эпизоотология, паразитология и т.п.);
- — экономические и правовые (этика и закон, экономика и управление и т.п.).
Единственная гуманитарная дисциплина, привычная для содержания образовательных программ реализуемых в России, это иностранный язык (английский), который реализуется в течение всего периода базового обучения.
Необходимо отметить, что все лабораторные и практические занятия по клиническим дисциплинам проводятся в лабораториях и на площадях клиник, которые являются структурными подразделениями Национальной ветеринарной школы Тулузы: клиника по лечению собак и кошек, клиника по лечению лошадей, клиника по лечению диких и экзотических животных, клиника по лечению жвачных животных (коровы и овцы), клиника по лечению свиней и птицы.
Особое место в содержании образовательной программы отведено стажировкам (практикам). Прохождение стажировок обязательно на 1, 2, 4 и 5 курсах. На первом курсе на прохождение стажировки отводится 4 недели, на 2 курсе — минимум 6 недель, на 4 курсе — 4 недели, на 5 курсе срок стажировки не регламентируется, так как он зависит от выбранного направления специализации и составляет приблизительно половину времени отводимого на обучение.
Образовательные программы по специальности «Ветеринария» в российской практике до 2011 года проектировались на базе знаниевого подхода, исходя из чего, использовались и соответствующие педагогические технологии.
На практическое обучение в структуре образовательной программы отводилось 28 недель, из них 14 недель на учебную практику и 14 недель на производственную практику.
Структура образовательных программ в области ветеринарии, реализуемых в соответствии с ГОС ВПО была более приближена к структуре образовательных программ по специальности «Ветеринария», реализуемых в ведущих европейских вузах.
С 2011 года образовательные программы по специальности «Ветеринария» в российских вузах проектируются на базе компетентностного подхода. Мы не будем здесь дискутировать насколько принципы компетентностного подхода реализуются при проектировании данных программ, отметим только, что структурально образовательные программы, проектируемые в соответствии с ФГОС ВО, очень сильно пострадали: из структуры и содержания образовательных программ исчезла специализация. В рамках действующих образовательных стандартов на реализацию более узкой специализированной подготовки просто не отводится времени. Также необходимо отметить, что очень сильно пострадал блок практической подготовки, который сократился с 28 недель, при реализации образовательных программ в соответствии ГОС ВПО по специальности «Ветеринария» до 16 недель, при реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС ВО по специальности « Ветеринария».
Исходя из того, что в настоящее время очень расширился рынок ветеринарных услуг в городах, в сельскохозяйственном производстве стали появляться предприятия, специализирующиеся на разведении других видов сельскохозяйственной птицы (страусы, цесарки и т.п.), кроликов и т.п., мы считаем необходимым предоставление возможности студентам, для их дальнейшего успешного трудоустройства, получения дополнительных специализаций. В проектируемой нами дополнительной образовательной программе в области ветеринарии, мы учитываем современные тенденции в развитии ветеринарной медицины и опыт ведущих ветеринарных школ Европы в подходах к:
- — структурированию и содержанию образовательной программы;
- — организации учебного процесса;
- — формированию практических навыков студентов;
- — использованию педагогических технологий.
Источник: studwood.net
Проектирование образовательных программ
Ниже представлена структура и технология проектирования ООП, используемые при разработке образовательных стандартов и программ в Национальном исследовательском Томском политехническом университете. Структура образовательной программы академического бакалавриата соответствует образовательным стандартам 3+, приведенным в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Технология проектирования является общей для программ всех уровней высшего образования.
Структура и технология проектирования основной образовательной программы
Область применения и характеристики основной образовательной программы
Структура и технология проектирования образовательной программы академического бакалавриата применяется к программам, реализуемым в вузе при использовании очной, очнозаочной и заочной форм обучения. На всех этапах образовательного процесса (при проектировании ООП, организации обучения и оценке качества освоения студентами образовательных про грамм) реализуется компетентностный подход — планирование, обеспечение и оценка результатов обучения (компетенций) в кредитах ECTS.
Общие характеристики образовательной программы
Объем программы академического бакалавриата составляет 240 кредитов ECTS вне зависимости от формы обучения и применяемых образовательных технологий. Он сохраняется при реализации программы в сетевой форме, по индивидуальному плану, в том числе при ускоренном обучении.
Срок получения образования независимо от применяемых образовательных технологий в очной форме составляет 4 года, включая каникулы, предоставляемые после прохождения итоговой аттестации, в очно-заочной или заочной форме, независимо от применяемых образовательных технологий, составляет от 4,5 до 5 лет в зависимости от направления подготовки.
Объем программы в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 кредитов ECTS. При обучении по индивидуальному плану независимо от формы обучения объем программы, осваиваемый за 1 учебный год, составляет не более 75 кредитов ECTS. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования по индивидуальным планам может быть увеличен не более чем на 1 год.
При реализации основной образовательной программы могут применяться электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. По техническим направлениям подготовки не допускается реализация образовательной программы с использованием исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Возможна реализация образовательной программы в сетевой форме с использованием как русского, так и иностранного языка и с привлечением научных, учебных и других российских и зарубежных организаций и предприятий.
Область образования.
- 2.3. Укрупненная группа (кластер) направлений подготовки.
- 2.4. Направление подготовки (код, наименование).
- 2.5. Направленность ООП (профили подготовки).
- 2.6. Характеристики профессиональной деятельности выпускников ООП.
- 2.6.1. Область профессиональной деятельности.
- 2.6.2. Объекты профессиональной деятельности.
- 2.6.3. Виды профессиональной деятельности.
- 2.6.4. Задачи профессиональной деятельности.
- 2.7. Характеристики конкурентоспособности ООП.
- 2.7.1. Актуальность — подготовка кадров для развития приоритетных отраслей экономики региона (страны).
- 2.7.2. Уникальность — отсутствие аналогов в регионе (стране, мире), использование новейших результатов научных исследований и технологических разработок вуза.
- 2.7.3. Востребованность — привлекательность ООП на рынке образовательных услуг и трудоустройство выпускников на рынке труда региона (страны).
- 2.7.4. Ресурсоэффективность — наличие и эффективность использования учебных, методических, информационных, материальных, организационных, кадровых и других ресурсов для реализации ООП.
- 2.7.5. Партнерство — привлечение научных, образовательных, материальных, кадровых и других ресурсов ведущих организаций и предприятий — лидеров в регионе (стране, мире) для совместной реализации ООП с целью повышения качества подготовки бакалавров по соответствующему направлению (профилю).
Цели образовательной программы
Цели программы определяются на основе миссии вуза компетенциями выпускников, развитыми и консолидированными за счет приобретения опыта профессиональной деятельности.
Представляют собой широкие формулировки, отражающие особенности программы с учетом национальных и международных профессиональных стандартов, критериев сертификации профессиональных квалификаций, требований стандартов образования и критериев профессионально-общественной аккредитации программ. Достигаются цели через 3—5 лет после окончания программы на основе результатов обучения, сформированных в вузе.
Цели должны быть понятны как преподавателям и студентам, так и основным заинтересованным сторонам вне вуза. Для ООП по техническим направлениям и специальностям это в первую очередь работодатели реального сектора экономики, представители инженерной профессии и прикладной науки, занимающиеся разработкой, проектированием, производством и применением техники и технологий.
Для основной образовательной программы определяются, как правило, 5-7 целей, которые документируются в описании программы. Для всех целей программы определяются индикаторы их достижения, которыми могут быть экспертные данные, полученные методом опроса (анкетирования, интервью) работодателей и других заинтересованных сторон относительно качества подготовки выпускников к профессиональной деятельности, мнения самих выпускников, а также объективные данные о достижениях выпускников в процессе их профессиональной карьеры (портфолио). Для каждой цели ООП определяются критерии оценки ее достижения.
Результаты освоения программы (результаты обучения)
Результаты освоения программы определяются профессиональными и универсальными компетенциями, позволяющими выпускникам ООП приступить к профессиональной деятельности. Данные компетенции приобретаются студентами в период освоения программы в вузе за счет интеграции знаний, умений и опыта применения их на практике.
Результаты обучения направлены на подготовку выпускников к достижению целей образовательной программы. Результаты обучения планируются исходя из этих целей, согласуются с работодателями и другими заинтересованными сторонами. Результаты обучения должны соответствовать требованиям образовательных стандартов, профессиональным стандартам и запросам рынка труда. Для ООП по техническим направлениям результаты обучения должны соответствовать требованиям критерия 5 «Подготовка к профессиональной деятельности» профессионально-общественной аккредитации АИОР, согласованным с международными стандартами EUR-АСЕ Framework Standards for Accreditation of Engineering Programmes и IEA Graduate Attributes and Professional Competences.
Результаты обучения представляют собой описания того, что выпускник способен делать (демонстрировать) после освоения образовательной программы. Они должны быть понятны преподавателям, студентам, а также основным заинтересованным сторонам вне вуза.
Для ООП по техническим направлениям результаты обучения должны соответствовать подготовке выпускников к комплексной инженерной деятельности при реализации жиз5.1. Структура и технология проектирования основной образовательной. 149 ненного цикла технических объектов, процессов и систем: планирование — проектирование — производство — применение (Стандарт 1 CD 10). При определении требований к планируемым комплексным результатам обучения учитываются требования Стандарта 2 CDIO (CDIO Syllabus) на втором уровне декомпозиции.
Согласно критериям АИОР профессионально-общественной аккредитации ООП выпускники академического бакалавриата по техническим направлениям должны готовиться к решению комплексных инженерных проблем, связанных с исследованиями, анализом и проектированием объектов, систем и процессов. Комплексные инженерные проблемы решаются на основе базовых знаний математики, естественных, технических и других наук, соответствующих направлению подготовки, а также углубленных знаний, в том числе междисциплинарных, соответствующих профилю подготовки. Программы академического бакалавриата в области техники и технологий могут быть ориентированы на экспериментально-исследовательскую, проектноконструкторскую, производственно-технологическую и другие виды деятельности.
Академический бакалавр в области техники и технологий должен обладать теоретическими и практическими знаниями в области физики, химии и других естественных наук, высшей математики, а также системно владеть численными методами, статистикой, информатикой, компьютерными технологиями и методами моделирования.
Для создания новых технических объектов и систем в процессе комплексной инженерной деятельности требуется непосредственное применение знаний естественнонаучных законов и принципов. Важными для комплексной инженерной деятельности являются также знания основ проектирования в условиях неоднозначности и противоречивости требований, умение мыслить абстрактно и анализировать сложные многокомпонентные проблемы, не имеющие однозначного решения. Академический бакалавр должен уметь эффективно действовать индивидуально и в команде, в том числе иметь навыки лидерства. Он должен быть готов к управлению междисциплинарными проектами, владеть принципами менеджмента, осуществлять эффективную коммуникацию в обществе и профессиональном сообществе.
Комплексная инженерная деятельность, в значительной мере влияющая на общество и окружающую среду, имеет существенные социальные и экологические последствия. Академический бакалавр в области техники и технологий должен решать инженерные проблемы с учетом юридических и культурных аспектов, вопросов охраны здоровья и техники безопасности, осознавать ответственность за принятые решения. Ему необходимо понимать потребности и иметь способности к постоянному самообразованию и профессиональному совершенствованию.
Для образовательной программы определяются, как правило, не более 12—15 комплексных результатов обучения. При этом руководствуются следующими принципами:
- • результаты обучения должны соответствовать как минимум одной цели программы (обычно цель достигается 2—3 результатами обучения);
- • для однозначного толкования результатов обучения всеми заинтересованными и обеспечивающими учебный процесс сторонами, а также мониторинга их качества результаты обучения должны иметь четкую и ясную формулировку;
- • результаты обучения должны быть реалистичны (достижимы), а их достижение контролируемым и оцениваемым;
- • в формулировке результата обучения должны использоваться глаголы (не более 2—3), которые определяют действие (деятельность), находящееся в центре внимания при оценивании этого результата;
- • результат обучения должны формулироваться, как правило, одним предложением.
Взаимное соответствие результатов обучения: профессиональных (РК| — Р] „) и универсальных (Р2, — Р2л>) компетенций целям ООП (Ц, — Ц^) представляется матрицей (табл. 5.1).
Для контроля и оценки результатов обучения определяются соответствующие индикаторы и критерии. Индикаторами достижения результатов обучения являются успешные практические действия студентов в реальных или максимально приближенных к профессиональной деятельности условиях. Ими могут быть также:
• данные анкетирования (опроса) студентов выпускного курса (последнего года обучения) относительно оценки уровня сформированное™ профессиональных и универсальных компетенций;
- • усредненные оценки, полученные студентами при курсовом проектировании, выполнении учебно-исследовательских работ и прохождении практик;
- • усредненные данные работы государственной аттестационной комиссии: оценки, полученные выпускниками при защите выпускной квалификационной работы и сдаче междисциплинарного экзамена.
Источник: ozlib.com
Что такое проектирование образовательной программы это
Осуществление социальных и экономических реформ сделало необходимым и возможным построение в Российской Федерации информационного общества, что ставит перед системой образования задачу формирования информационной культуры у всех граждан страны и делает информатизацию отрасли одним из важнейших направлений реформы образования.
«Информатизация как процесс перехода к информационному обществу коснулась всех сфер человеческой деятельности. Объем мирового рынка информационных технологий ежегодно возрастает. Свободный доступ к информации становится важнейшей чертой демократического общества. Уровень развития государства теперь непосредственно связан с проникновением информационных технологий во все сферы жизни. В то же время информатизация, в основе которой лежит быстро усложняющаяся техника и соответствующие ей технологии, может стать и препятствием развитию общества из-за возникающего информационного неравенства. Поэтому принципиально важна опережающая информатизация образования как основа развития интеллектуального потенциала страны ». [2]
«Изменение технологической структуры общества, переход от индустриального общества к постиндустриальному, информационному обществу оказывает существенное влияние на рынок труда, номенклатуру специальностей профессионального образования и систему образования в целом. Система образования вступила в период реформ. Традиционная модель учебного процесса была ориентирована, прежде всего, на деятельность репродуктивного типа. Еще несколько лет назад о преподавателе говорили как о человеке, транслирующем знания. Сейчас роль преподавателя в корне изменилась – это человек, организующий познавательную деятельность обучаемого, консультант, наставник, менеджер учебного процесса»[3].
Законом РФ «Об образовании» [4] определено право учителя на самостоятельную разработку рабочих программ учебных курсов и дисциплин. «В педагогических инновациях всегда существует открытая самим учителем или заимствованная новая идея, поэтому новаторский опыт должен быть осмыслен в виде идеи или концепции. В этой связи учителю необходимо овладеть научной рефлексией, которая позволяет соотносить ту или иную инновационную систему с множеством задач конкретного исследования»[5].
Учитель перестал быть пассивным исполнителем, новые нормативы в образовании позволили ему выстраивать собственный проект по реализации содержания образования. Современные примерные программы, рекомендованные Министерством Образования РФ, дают простор для педагогического творчества, отражая ведущие мировоззренческие идеи развития общества, определяя лишь основные направления реализации содержания образования и требования к организации образовательного процесса, к базовым знаниям, умениям и навыкам с учетом специфики конкретного учебного предмета. Они служат основанием для составления рабочих программ.
Существует достаточно большое количество определений программ в образовании. В большинстве зарубежных стран «учебный план, учебная программа и рекомендации к их использованию, а так же материалы по самостоятельной работе учащихся» определяются как куррикулум.
В российском образовании государственную часть куррикулума составляют Базисный учебный план (БУП) и Примерные учебные программы, на основе которых в образовательных учреждениях создаются рабочие программы, отражающие практическую и личностно-ориентированную часть куррикулума.
1. общеобразовательные (основные и дополнительные)
2. профессиональные (основные и дополнительные).
Определение понятия рабочей программы дает В.И. Смирнов:
Примерная (типовая) программа — определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера. На основе примерных программ создаются рабочие программы. Здесь к месту вспомнить такой термин как адаптация — (лат.) приспособление к изменяющимся условиям. Процесс создания рабочей программы предполагает адаптацию примерной программы к определенным условиям. Учебная программа может быть адаптирована на уровне, принципов, особенностей, атак же — целеполагания, содержания методики и т. д.
Рабочая программа непосредственно отражает требования образовательного стандарта, в отличие от примерной, в ней описывается национально-региональный уровень, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки слушателей, отражается специфика обучения в данном образовательном учреждении, в конкретной социально — педагогической ситуации. Как правило, рабочие программа составляются преподавателями-предметниками по определенному учебному курсу» [8].
В Письме Министерства образования России от 24.06.97 г. № 12-52-91 ин/12-23 «О разработке рабочих планов по специальностям и рабочих программ по учебным дисциплинам в учебных заведениях» рабочая программа учебной дисциплины определена как «документ, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки студента по конкретной учебной дисциплине рабочего учебного плана образовательного учреждения; разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно на основе Примерной программы учебной дисциплины; должна содержать требования к подготовке слушателя по результатам изучения данной дисциплины»[7].
«На основе рабочей программы может быть разработана авторская программа, которая, учитывая требования образовательного стандарта, может содержать иную логику построения учебного предмета, авторские подходы к рассмотрению тех или иных теорий, соответственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов»[8].
Мельникова И.Ю. и Петровская О.В. в своей работе «Основы проектирования» заключают следующее:
«Проектирование учебного процесса предусматривает определение уровня планирования программы. Анализ определений показывает. что в программе выделяются различные аспекты планирования и проблемы, которые возникают при проектировании. Уровень планирования программы взаимообусловлен основными положениями, общими для всех, независимо от специфики содержания образования и подхода, используемого составителем программы:
· соответствие нормативным требованиям
· рассматриваемые аспекты (методический, алгоритмический, содержательный и др.)
· компоненты и структура
Рабочая учебная программа — это документ, созданный на основе примерной программы Министерства Образования РФ. с учетом национально — региональных условии, типа образовательного учреждения, средств обучения, особенностей контингента учащихся и отражающий пути реализации содержания через авторский проект.»[19]
Главное назначение рабочей программы — обеспечение гарантии в получении слушателями обязательного минимума образования в соответствии с государственным стандартом и учетом специфики местных условий, позволяющее более, полно реализовать себя. Определяемые требования к данному документу будут основой для его построения:
ü концептуальность — обоснованность идеи проекта,
ü системность — взаимообусловленность компонентов программы,
ü полнота — сохранение обязательного базисного компонента содержания образования, учет региональных и национальных особенностей, образовательных и социокультурных потребностей,
ü целостность — необходимость и достаточность компонентов, их внутренняя взаимосвязь по отношению к цели образования, основанной на модели выпускника, анализа потребностей и возможностей школы,
ü сбалансированность — рациональное распределение содержания образования в рамках федерального и регионального компонентов, а так же между разделами и темами программы,
ü преемственность в реализации содержания образования,
ü гибкость тематического планирования, наличие резервов в способах обучения во избежание перегрузки слушателя,
ü управляемость — наличие диагностического инструментария
ü эффективность — оценка качества обучения по данной программе.
Структурные составляющие рабочей программы которые выделяют Мельникова И.Ю. и Петровская О.В.:
1. Пояснительная записка
a) обоснование актуальности курса.
b) основная идея курса (концептуальные положения), цели и задачи курса
c) воспитательные возможности курса, подходы, принципы, специфика курса.
d) требования к уровню компетенции слушателя окончившего курс.
e) нормативные документы и примерные программы, лежащие в основе курса, обоснование внесенных изменений и дополнений
f) место программы в образовательном процессе
g) структура программы (описание частей программы их объём и взаимосвязь)
h) особенности контингента слушателей и условия реализации программы.
2. Содержание программы:
a) тематический план с указанием количества часов и формы деятельности слушателей, формы и типа контроля сроков выполнения
c) примерный перечень заданий, практических работ, упражнений
d) примерный перечень учебно-методического и дидактического сопровождения.
3. Краткие методические рекомендации, (средства обучения, методические и технологические аспекты управления и организации учебно-познавательным процессом, межпредметные связи, система измерения результатов).
Именно в этом разделе можно дать рекомендации по методам обучения. Стоит вспомнить и порекомендовать возможные методы, конечно, если они применимы к данной образовательной программе и к данным формам занятий, например из широко распространенных, таких как проблемный (поисково-исследовательская деятельность), программированный (алгоритм небольших взаимосвязанных доз учебного материала), интерактивный (при помощи телевидения или компьютерных сетей как дистанционное обучение) и многих других. Каждый метод безусловно имеет свои плюсы и минусы, поэтому в данном пункте они выступают всего лишь как рекомендации составителя образовательной программы.
4. Учебно-методическое сопровождение.[19]
Специфика каждого предмета по содержанию, характеру применения знаний на практике по видам деятельности обуславливает вариативность структуры программы. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета осуществляется индивидуально каждым преподавателем в соответствии с его авторскими задумками.
Составитель образовательной программы должен учитывать передовые тенденции, в том числе и тенденции в формировании человеческих потребностей, интересов и ценностных предпочтений.
Рекомендуется учитывать следующие принципы формирования содержания образования [10]:
ü соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности;
ü единой содержательной и процессуальной стороны обучения; необходимо учитывать технологии передачи и усвоения содержания образования;
ü структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования;
ü гуманитаризации; связан с созданием условий для усвоения обучаемыми общечеловеческой культуры;
ü фундаментализации; опора на осознание обучаемыми методологии познавательной и практической деятельности.
Содержание образования должно включать в себя следующие виды знаний (в порядке их иерархии);
1. методологические; способы научной деятельности, методы получения научного знания;
2. теоретические; система научных знаний об объектах, их взаимосвязях и взаимодействиях, процессах развития;
3. базовые; основные законы науки, раскрывающие существенные, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения между объектами и явлениями;
4. понятийные; тезаурус, основные понятия и термины;
5. оценочные; знания о нормах отношений, установленных в обществе;
6. фактологические; факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей.
В настоящее время профессионализм учителя определяется его способностью к диагностике, прогнозированию и моделированию педагогического процесса (В.П.Беспалько, В.А.Сластенин, С.Д.Смирнов), иными словами, уровнем владения проектировочными умениями.
«Новая парадигма образования, в соответствии с которой происходит индивидуализация и дифференциация, вариативность и альтернативность образовательных систем и учебных заведений, гибкость и динамичность учебно—программной документации, ее прогностичность и адаптивность к изменяющимся условиям, индивидуальным интересам и способностям обучающихся, обеспечила учителю свободу программного творчества.» [9]
Закон Российской Федерации об образовании [4] дал образовательным учреждениям и учителям правовые гарантии в проектировании воспитательных и образовательных систем. Возросла роль творческой индивидуальности педагога. В связи с этим происходят изменения и в сфере педагогического образования.
Теоретические основы проектирования в отечественной педагогике сформулировал А.С.Макаренко. Дальнейшую ее разработку мы находим в работах Л.Ю.Гордина, И.Ф.Козлова, В.М.Коротова, Б.Т.Лихачева, И.С.Марьеико, В.А.Леднев. и др.
Методические рекомендации по проектированию образовательных систем (созданию концепции и разработке программы развития образовательных учреждений) сделаны М.М.Поташником, В.С.Лазаревым и рядом других ученых.
Большая часть исследований проведена в области дидактического проектирования. Вопросы подготовки и планирования урока освещены в работах Ю.К.Бабанского, Г.Д.Кирилловой, Ю.Н.Кулюткина, М.И.Махмутова, Г.Е.Муравьевой, В.А.Онищука, А.М.Сохора, Г.С.Сухобской, Н.М.Яковлева и др. Проблему конструирования учебного курса, учебной темы рассматривают В.П.Беспалько, С.И.Высоцкая, В.В.Гузеев, В.В.Краевский и др. В серии работ В.И.Загвязинского, Н.В.Кузьминой, Т.С.Поляковой, И.П.Раченко, В.А.Сластенина, А.И.Щербакова и др., посвященных анализу структуры педагогической деятельности, дана характеристика элемента, отражающего проектирование. Представление о педагогической деятельности как процессе управления деятельностью учащихся и выделение в его механизме компонента, связанного с проектированием, характерно для исследований педагогов и психологов: С.И.Архангельского, А.И.Берга, В.П.Беспалько, П.Я.Гальперина, Т.И.Ильиной, А.И.Китова, Н.Ф.Талызиной, Л.И.Уманского, В.А.Якунина и других.
1. Иванов В., Шагаева Ф. Дополнительное профессиональное образование: новые подходы/Научно-педагогический журнал министерства образования РФ «Высшее образование в России» №2, 2002. с. 103-106
2. Торина Е. Г. Организационно-педагогические основы проектирования информационного пространства в педвузе/Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тульский государственный педагогический университет им Л. Н. Толстого. 1999.
3. Алсынбаева Л. Г. Система образования. Современное состояние и тенденции развития/ Аналитическая записка для семинара в ЮНИИ ИТ, 03.06.03.
4. Об образовании/ Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 (ред. 05.03.2004)
5. Сластенин В. А. и др Педагогика: инновационная деятельность/ М.,Наука 1997
6. Ожегов С. И. Советский энциклопедический словарь/М.,1979
7. О разработке рабочих планов по специальностям и рабочих программ по учебным дисциплинам в средних специальных учебных заведениях/ Письмо Министерства образования России от 24.06.97 г. № 12-52-91 ин/12-23
8. Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях/ Пед. Общество России, М., 2000
9. Лебедева Г. А. Обучение педагогическому проектированию в процессе профессиональной подготовки учителя/Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., Институт развития личности российской академии образования. 1997
10. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении/ М., Академия, 1999
Источник: kurszop.ru
Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. — презентация
Презентация на тему: » Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения.» — Транскрипт:
1 Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения
2 Образовательная программа разрабатывается каждым образовательным учреждением: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. 373
4 Образовательная программа: -четко структурирована — (инвариант 80% содержания) — проблемный анализ минимален; — концептуальные основы касаются конкретных разделов программы (более практико ориентированы); — конкретные планы и программы расположены в структуре документа. Программа развития: — менее структурирована; — является более концептуальной; — более основательно проводится проблемный анализ; — конкретные планы и программы разрабатываются к качестве приложений (или подпрограмм) В практике работы школы могут использоваться оба документа или образовательная программа
5 — право учреждения на выбор УМК; — особенности УМК и его возможности по реализации в образовательном процессе фундаментального ядра содержания НОО; — условия реализации принципа преемственности дошкольного и начального образования; — особенности образовательного учреждения. При разработке Программы необходимо учитывать:
6 При разработке программы используются следующие документы: — Федеральный государственный образовательный стандарт — Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения — Программа развития образовательного учреждения — Учебно-методический комплект (совместно с концептуальными положениями)
7 Образовательная программа содержит: — обязательную часть (80% содержания программы), которая включает в себя требования Стандарта и Примерной программы; — вариативную часть (20% содержания программы) — используемый УМК и специфика образовательного учреждения. Соотношение 80/20 предлагается использовать для каждого раздела программы.
8 Структура образовательной программы: — пояснительная записка; — планируемые результаты освоения программы; — учебный план начального общего образования; — программа формирования УУД; — программы учебных предметов; — программа духовно-нравственного развития, воспитания; — программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; — программа коррекционной работы; — система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы
9 1. Структура пояснительной записки — введение; — цели и задачи реализации программы; — принципы и подходы к формированию программы; — общая характеристика программы; — состав участников образовательного процесса.
10 Согласно Стандарта и Примерной программы: Цель программы: Обеспечение достижения планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) Задачи программы: — становление основ гражданской идентичности — формирование основ умения учиться — духовно-нравственное развитие — укрепление здоровья учащихся
11 При разработке пояснительной записки дополнительно используются: — цели и задачи применяемого УМК; — цели и задачи образовательного учреждения с учетом его вида и (или) стратегии развития (согласно программе развития); — региональные (муниципальные) особенности
12 Проектирование пояснительной записки Структурные компоненты пояснительной записки Используемые документы (материалы)Итоговый вариант ФГОС НШПримерная основная образова- тельная программа УМК (или СУ из УМК) Типовое положения об ОУ Особен- ности ОУ Цели Задачи Принципы (подходы) к формированию документа Общая характеристика документа
13 2. Определение планируемых результатов л ичностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные), предметные. Предполагается экспертная оценка существующих вариантов планируемых результатов:
14 3. Учебный план начальной школы 2 варианта: — БУП-2004 (приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. 1312) — БУП-2010 (в качестве проекта-ориентира, представлен в примерной основной образовательной программе образовательного учреждения)
15 Учебный план определяет : — Общий и максимальный объем нагрузки учащихся; — состав и структуру предметных областей и направлений внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность как часть учебного плана организуется по направлениям: спортивно- оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Два варианта проектирования внеурочной деятельности: один УМК или несколько УМК.
16 — ценностные ориентиры содержания образования; — характеристики УУД и типовые задачи их формирования; — преемственность УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию. Это основа структуры программы формирования УУД. 4. Программа формирования УУД включает в себя:
17 Типовые задачи формирования УУД Типы задач (заданий) Виды задач (заданий) ЛичностныеСамоопределения; смыслообразования; нравственно-этической ориентации РегулятивныеЦелеполагания; планирования; осуществления учебных действий; прогнозирования; контроля; коррекции; оценки; саморегуляции ПознавательныеОбщеучебные; знаково-символические; информационные; логические Коммуникатив- ные Инициативного сотрудничества; планирования учебного сотрудничества; взаимодействия; управление коммуникацией.
18 4. Программа формирования УУД Преемственность при переходе от дошкольного к начальному школьному образованию должна быть показана на уровне: — целей и задач; — содержания образования; — организационных форм; — планируемых результатов
19 5. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения Образовательной программы
20 Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: — пояснительную записку — общую характеристику учебного предмета — описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета — результаты освоения учебного предмета, курса — тематическое планирование — описание материально-технического обеспечения Программы предметов и программа формирования УУД основа рабочих программ по предметам
21 6. Проектирование программы духовно- нравственного воспитания предусматривает использование: — возможностей применяемого УМК — воспитательного потенциала образовательного учреждения — взаимосвязи направлений воспитания, ценностных установок, планируемых результатов и форм воспитания. Задача образовательного учреждения определение тематики и сроков реализации воспитательных мероприятий.
22 7. Проектирование программы формирования культуры здорового образа жизни предполагает: — использование инварианта целей и задач, структуры системы работы; — опору на потенциал, возможности используемого УМК (или вариантов УМК); — существующие традиции, опыт работы образовательного учреждения. Задача образовательного учреждения определение тематики и сроков реализации здоровьесберегающих мероприятий
23 8. Программа коррекционной работы создается совместно с педагогами-психологами, логопедами, дефектологами, медицинскими работниками, учителями физкультуры для детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа может включать в себя 5 модулей: — концептуальный — диагностико-консультативный — коррекционно-развивающий — лечебно-профилактический — социально-педагогический
24 Программа коррекционной работы предусматривает: — работу с отдельными учащимися и с классом; — взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности; — использование следующих документов: карта медико-психолого-педагогического сопровождения диагностическая карта школьных трудностей индивидуальный образовательный маршрут дневник наблюдений.
25 Изучение ребенка Содержание работыГде и кем выполняется работа Медицин ское Выявление состояния физического и психического здоровья. Изучение медицинской документации. Физическое состояние учащегося. Школьный медицинский работник, педагог. Наблюдения во время занятий, в перемены, во время игр и т. д. (педагог).
Обследование ребенка врачом. Беседа врача с родителями. Психолог о- логопеди ческое Обследование актуального уровня психического и речевого развития, определение зоны ближайшего развития. Внимание. Мышление. Память. Наблюдение за ребенком на занятиях и во внеурочное время (учитель).
Специальный эксперимент (психолог). Беседы с ребенком, с родителями. Изучение письменных работ (учитель). Специальный эксперимент (логопед). Социальн о- педагоги ческое Семья ребенка. Состав семьи. Условия воспитания.
Умение учиться. Организованность, выполнение требований педагогов, самостоятельная работа, самоконтроль. Мотивы учебной деятельности. Эмоционально-волевая сфера. Преобладание настроения ребенка. Особенности личности. интересы, потребности, идеалы, убеждения. Наличие чувства долга и ответственности. Посещение семьи ребенка (учитель, соц. педагог).
Наблюдения во время занятий. Изучение работ ученика (педагог). Анкетирование по выявлению школьных трудностей (учитель). Беседа с родителями и учителями- предметниками. Специальный эксперимент (педагог, психолог). Анкета для родителей и учителей.
Наблюдение за ребёнком в различных видах деятельности. Программа медико-психолого- педагогического изучения ребёнка
26 НаправленияИсследовательские задачи Содержание и формы работы Ожидаемые результаты Диагностиче ское Повышение компетентности педагогов по проблеме исследования. Диагностика школьных трудностей обучающихся. Реализация спецкурса для педагогов. Изучение индивидуальных карт диагностики Анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение.
Характеристика образовательной ситуации в школе. Диагностические портреты детей (карты диагностики, карты школьных трудностей). Характеристика групп учащихся ПроектноеПроектирование образовательных маршрутов.
Консультирование учителей при разработке индивидуальных образовательных маршрутов Индивидуальные карты медико-психолого- педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ. Аналитичес кое Обсуждение возможных вариантов решения проблемы. Медико-психолого- педагогический консилиум. План заседаний медико- психолого-педагогического консилиума школы. Направления и задачи коррекционной работы
27 8. Проектирование системы оценки достижения планируемых результатов: происходит в соответствии с планируемыми результатами и программой формирования УУД
28 Проектирование системы оценки достижения планируемых результатов: — личностные результаты (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) не подлежат итоговой оценке; — объект оценки метапредметных результатов регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД (оценка умения учиться); — оценка предметных результатов происходит по отдельным предметам
29 Управление разработкой Образовательной программы : 1. Создание рабочей группы по разработке программы (приказ директора): — определение состава рабочей группы; — назначение руководителя группы; — определение порядка и плана ее работы. 2. Разработка программы и ее утверждение. 3. Реализация программы.
30 Управление разработкой Образовательной программы Определение учебно-методических комплектов (учебников, учебных пособий), используемых в Образовательной программе в соответствии с ФГОС НОО
31 Управление разработкой Образовательной программы Определение и реализация моделей взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования по организации внеурочной деятельности
32 Разработка нормативно-правовой базы: — решение о введении ФГОС НОО — приказ об утверждении сетевого графика и создании рабочей группы — внесение изменений в должностные инструкции — дополнительное соглашение к трудовому договору — договор с родителями — внесение изменений в Устав и локальные акты, устанавливающие стимулирующие надбавки и доплаты
33 Управление разработкой Образовательной программы — Разработка и реализация плана методической работы образовательного учреждения — Повышение квалификации педагогов — Разработка плана и осуществление внутришкольного контроля — Обеспечение информационного сопровождения
34 Спасибо за внимание!
Источник: www.myshared.ru