Кризисное состояние сельского хозяйства в начале 1980-х годов было не только признано руководством советского государства и партии, но и озвучено решение о необходимости принятия комплекса мер по преодолению негативных тенденций в его развитии.
На майском пленуме ЦК КПСС 1982 г. было принято решение о разработке Продовольственной программы СССР на период до 1990 года, которая должна была определить новую стратегию партии в области сельского хозяйства.
Подготовительная работа, которую возглавлял и координировал подготовку М. С. Горбачев, на тот период секретарь ЦК КПСС, курирующий вопросы сельского хозяйства, велась примерно в течение двух лет.
Для решения поставленных задач намечалось увеличить основные производственные фонды в сельском хозяйстве в 1,5 раза, энергетические мощности — в 1,6 раза, поставки селу минеральных удобрений — в 1,7 раза (Продовольственная программа СССР на период до 1990 года и меры по ее реализации: Материалы Майского пленума ЦК КПСС в 1982 году. М.: Политиздат, 1984).
Особая забота. Выполнение Продовольственной программы. Документальный фильм (1982)
При этом акцент в аграрной политике переносился на отдачу от капитальных вложений и рост продуктивности сельского хозяйства. К 1990 году планировалось повысить производительность труда в колхозах и совхозах примерно в 1,5 раза, а производство сельскохозяйственной продукции с гектара земельных угодий увеличить не менее чем на одну треть.
Примечательно, что ни в официальных документах, посвященных Продовольственной программе, ни в научных изданиях, вышедших вскоре после ее принятия, не проводился конкретный анализ ситуации, вызвавшей дефицит продовольствия в СССР.
Среди основных причин, приведших к трудностям со снабжением населения продовольственными товарами одинаково назывались, во-первых, несоответствие между ростом денежных доходов населения и темпов прироста сельхозпродукции (т.е. доходы граждан позволяли им покупать куда больше продуктов питания, чем таковых производилось).
Во-вторых, указывалось на значительный отток сельского населения, и как следствие, увеличение покупок продовольственных товаров в государственной торговой сети, при этом не рассматривалось, чем было вызвано столь массовое переселение сельских жителей в города (Продовольственная программа: проблемы разработки и реализации / Отв. ред. В. А.Тихонов. М.: Наука, 1983.
С. 11-12; Продовольственная программа: нормативные акты. М.: Юрид. лит-ра, 1984. С. 9-10; В. В. Дюков. Аграрные отношения развитого социализма и реализация Продовольственной программы. Казань: Изд-во Казанского университета, 1985.
С. 126; и т.д.).
Планирование потребления продуктов питания
Принятие Продовольственной программы официально мотивировалось не столько необходимостью преодоления кризисных явлений в развитии аграрной сферы, сколько важностью повышения благосостояния, удовлетворения растущих потребностей советского человека. В частности, предлагалось сбалансировать рацион питания и обеспечить следующие нормы потребления: (табл.3).
Продовольственная программа 1982 г.
Таблица 3 Планирование потребления продуктов питания в СССР на 1980-1990 годы (на душу населения в год, кг)*
Наименование продуктов
1980 год
1985 год
1990 год
Мясо и мясопродукты
Рыба и рыбопродукты
Молоко и молочные продукты
Овощи и бахчевые
*Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам: сб. документов. Т. 14. Апр. 1981 г. — дек. 1982 г. М: Политиздат, 1983.
С. 404.
Таким образом, потребление продовольствия к 1990 году должно было в среднем увеличиться на 20-30 %. Необходимость этих действий обосновывалась не столько растущими проблемами в развитии сельского хозяйства и АПК, сколько несовершенством структуры рациона питания.
Мероприятия были рассчитаны на XI и XII пятилетки. За 1981-1985 годы наряду с удовлетворением потребностей населения в хлебе, хлебобулочных и макаронных изделиях, картофеле и сахаре, намечалось полностью обеспечить спрос на такие продукты, как крупа, кондитерские изделия, маргарин, яйца, рыба, улучшить снабжение мясом, растительным маслом и плодоовощной продукцией.
В следующей пятилетке предусматривалось увеличить потребление мяса, растительного масла и овощей до рациональных норм на основе дальнейшего увеличения их производства.
Реализация Продовольственной программы в 1980-е годы на примере Оренбургской, Челябинской и Курганской областях
При выполнении заданий Продовольственной программы важнейшем показателем являлось потребление продуктов питания на душу населения, так как именно этот аспект определялся центральным в процессе ее разработки.
Результаты к 1990 году показывают, что к концу XII пятилетки ни в одной из рассматриваемых областей не соблюдался пищевой рацион питания, среди них Курганская область находилась к рекомендуемым нормам потребления ближе всех, а наибольшее отставание отмечено по Челябинской области .
Потребление продукции животноводства в Оренбургской и Курганской областях было даже больше, чем в среднем по СССР и РСФСР. В то же время уровень потребления продукции растениеводства в регионе в течение 1980-х годов снижался.
Данные статистики подробно иллюстрируют причины подобной ситуации. Если валовое производство основных продуктов животноводства в течение 1980-х годов на Южном Урале постоянно росло, то валовая продукция растениеводства в регионе снижалась.
По Курганской области за XII пятилетку валовые сборы зерновых культур сократились на 38 %, в сравнении с уровнем X пятилетки, по Оренбургской и Челябинской областям на 26 % и 29 % соответственно. [Народное хозяйство РСФСР в 1990 г.: стат. ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1991. С. 426].
Причины, вызвавшие спад в земледелии можно рассмотреть на примере Курганской области. Если до 1980 года в области шел процесс увеличения посевных площадей, занятых зерновыми (к 1980 году они составили 1827,3 тыс. гектар), то за 1980-1990 годы они сократились до 1565,4 тыс. гектар, или на 14 %. Снижалась также урожайность зерновых, с 15,1 центнера с гектара в среднем за 1976-1980 годы до 10,4 центнеров с гектара в 1986-1990 годы (на 31 %). [Область в цифрах за 60 лет: стат. сб. Курган: Курганский облкомстат, 2003. С. 104, 105].
В целом же по стране, если рассматривать выполнение Продовольственной программы СССР, то можно отметить тенденцию: почти полное выполнение намеченных объемов по потреблению продукции животноводства и снижение потребления продукции растениеводства.
Скорее всего, в начале 1980-х годов в обществе сильное недовольство вызывал неудовлетворенный спрос на животноводческую продукцию, и поэтому власть принимала меры по приоритетному развитию именно данной отрасли. Это проявлялось в повышении закупочных цен, переводе производства на индустриальные технологии путем комплексной механизации и строительства различных комплексов, механизированных площадок и птицефабрик, выделении дотаций за сдачу продукции более высокого качества (сортность, упитанность) и т.д.
Свою роль сыграло и развитие личных подсобных хозяйств населения, которым в этот период были сделаны существенные послабления. В Продовольственной программе СССР советским, хозяйственным и общественным организациям ставилась задача «. создать условия для того, чтобы каждая семья, проживающая на селе, могла иметь приусадебный участок, содержать скот и птицу». [Продовольственная программа СССР на период до 1990 года и меры по ее реализации. С. 43].
В Оренбургской области в 1985 году в личных хозяйствах произвели 36,7 тысяч тонн мяса всех видов (19 % от производства во всех категориях хозяйств), 318,5 тысяч тонн молока (27 %), 164,9 млн. штук яиц (25 %), 758 тонн шерсти (9 %). [Оренбургская область в одиннадцатой пятилетке, 1981-1985 гг. С. 42].
В Челябинской области на долю личных подсобных хозяйств в 1984 году приходилось 23 % производства мяса, 24 % молока и 19 % яиц от общего объема производства этих продуктов во всех категориях хозяйств. В 1985 году здесь заготовительными организациями потребительской кооперации было закуплено сельскохозяйственной продукции на сумму 21 млн. рублей, на колхозных рынках продано населению продуктов питания на сумму более 100 млн. рублей.
В Курганской области производство сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах населения за 1980-1990 годы выросло по мясу на 68 %, по молоку на 17 %, по яйцам на 25 %. [Курганская область в двенадцатой пятилетке С. 76].
При этом в личных хозяйствах на продажу производили в основном продукцию животного происхождения, что касается производства картофеля, овощей, ягод и другой растениеводческой продукции в хозяйствах населения, то оно сдерживалось из-за небольших размеров приусадебных участков, отсутствия средств малой механизации, удобрений и средств защиты растений.
Интересен факт, что после обнародования Продовольственной программы пропаганда объявила ее выполнение всенародным делом, цели и задачи широко обсуждались в прессе, на производстве, первые мероприятия по реализации контролировались со стороны власти. Однако с годами, вследствие масштабных реформ второй половины 1980-х годов, она как бы отодвигается на второй план, а затем и вовсе предается забвению.
Анализ процесса реализации Продовольственной программы на на примере Оренбургской, Челябинской и Курганской областях показывает, что главная причина ее неудачи заключалась в отсутствии стимулов для более полного выполнения заданий, механизмов ресурсосбережения в сельскохозяйственном производстве, низкой мотивации работников к высокопроизводительному труду.
Основы производственных отношений, несмотря на многочисленные декларации, она не затронула. К тому же изначально программа не содержала в себе сколько-нибудь радикальных новшеств, отражающих потребности современной ей деревни. Она приспосабливала сельских тружеников к выполнению общегосударственных задач.
Механизм торможения развития сельского хозяйства не был сломлен, и экономика на селе во многом продолжала оставаться экстенсивной, ориентируясь, как и прежде, на валовые показатели. Ее структура сохраняла в основном затратный характер.
Вместе с тем, несмотря на определенные неувязки, программа являлась документом государственной важности, характеризующим практику реформирования властью аграрной сферы, коренным образом отличаясь от разрабатываемых ранее пятилетних и годовых планов развития сельского хозяйства и связанных с ним отраслей.
Таким образом, Продовольственная программа стала последней масштабной попыткой придать ускорение развитию сельского хозяйства, сохранив при этом фундаментальные теоретические и хозяйственные основы аграрной и продовольственной политики КПСС.
Пересёлкова З.Ю. Аграрная политика Советского государства и ее реализация на Южном Урале в 80-е годы XX века. — Оренбург, 2010.
Источник: istoriirossii.ru
Продовольственная программа СССР
Продовольственная программа СССР — государственная программа, принятая в СССР на майском (1982) Пленуме ЦК КПСС для преодоления товарного дефицита в стране. Программа, принятая на период 1982—1990 годов, должна была интенсифицировать производство в сфере сельского хозяйства и улучшить ситуацию с продовольственным снабжением в СССР.
- 1 Предыстория
- 2 Принятие и реализация Программы
- 3 Итоги
- 4 Примечания
- 5 Ссылки
- 6 Литература
Предыстория
Постоянное субсидирование цен на различные товары, включая продовольствие, стало традицией и вызывало перекосы в экономическом развитии страны. Производство товаров питания становилось хронически дотируемым государством. Отпускная цена мяса в конце 1970-х годов была в 2—3 раза ниже цены его производства [1] . В 1960—1980-x годах темпы роста ВВП СССР хронически отставали от темпов роста денежной массы в среднем на 10 %. Политика искусственного сдерживания цен вела к товарному дефициту, а ввиду наибольшего консерватизма властей в отношении продовольственных товаров, дефицит в значительной мере сказывался в этой сфере [2] . Серьёзные проблемы с продовольственным снабжением в СССР порождали социальное напряжение. Одной из причин волнений рабочих в Новочеркасске в 1962 году стало повышение цен на мясо. Они не были единственными событиями подобного рода. Массовые выступления граждан происходили в Караганде, Темиртау, Александрове, Муроме, Тбилиси, Грозном, Одессе [3] .
Проводимая в 1970—1980-х годах программа интенсификации развития сельского хозяйства, включавшая развитие кооперативного движения, не давала результатов [4] . Если в начале 1970-х годов СССР импортировал около 7 млн тонн пшеницы в год, то в 1982 году импорт зерна достиг 45 млн тонн. В 1981 году Советский Союз стал крупнейшим импортером мяса — 1 млн тонн в год. По оценкам экономиста Гэйла Джонсона, недопоставки продовольствия достигали 18 млрд долларов в год [5] .
Принятие и реализация Программы
Принятие программы на майском пленуме ЦК КПСС 1982 года стало открытым признанием крайне негативной ситуации в сфере поставки продовольствия [3] . Автором программы называли Михаила Горбачёва, курировавшего тогда в Политбюро вопросы сельского хозяйства [6] . Программа констатировала основные проблемы развития сельского хозяйства, и в её рамках был предложен комплекс мер, направленных на преодоление кризиса. Производство пищевых продуктов предполагалось увеличить к 1990 году в 2,3—2,5 раза. Основное внимание при этом уделялось формированию и развитию агропромышленных комплексов (АПК), предусматривались меры по дальнейшей механизации, химизации, улучшению кормовой базы, использованию новых интенсивных технологий, также предлагалось всемерно внедрять материальное стимулирование колхозников [4] . Было запланировано развитие и интенсификация земледелия и животноводства в Нечернозёмной полосе России, Поволжье и Урале [7] [8] . В значительной мере эффективность сельского хозяйства должны были повысить АПК. Продовольственная программа ориентировала на повсеместное улучшение условий труда и быта колхозников [9] .
В некоторых республиках и регионах СССР были приняты местные продовольственные программы. В связи с внедрением Программы были внесены изменения в 11-й и затем 12-й пятилетние планы. По оценкам специалистов, в целом Программа не предусматривала каких либо революционных мер по преодолению застоя, и изменения были скорее косметические. Основные хозяйственные процессы оставались без изменения [10] .
Итоги
По данным официальной статистики, цели, поставленные программой, по ключевым показателям были выполнены. Так были достигнуты задачи увеличить потребление: мяса и мясопродуктов в расчёте на душу населения с 58 кг в 1980 году до 70 кг в 1990 году; молока и молочных продуктов — с 314 до 330 кг; яиц — с 239 до 265 штук [11] [12] [13] .
С другой стороны, авторитетные экономисты ставят под сомнение результаты, упоминая экономический кризис, наступивший перед распадом СССР. Поставленные Продовольственной программой цели не были достигнуты [6] . По мнению Гэйла Джонсона, 11-й и 12-й пятилетние планы в части продовольственных товаров были совершенно нереалистичными. Даже благоприятные погодные условия периода 12-й пятилетки не спасли ситуацию, и сохранение уже достигнутых результатов было бы успехом для народного хозяйства СССР [14] .
Андрей Илларионов назвал Продовольственную программу попыткой найти чудодейственный эликсир для оживления стагнирующей экономики [3] . По отзывам Александра Бовина, проблема была в том, что её создатели до сих пор мыслили категориями колхозов и совхозов, тогда как её необходимо было плотнее связать с индивидуальными хозяйствами [ источник не указан 290 дней ] .
Часть результатов, поставленных Продовольственной программой, в России не достигнута и по состоянию на 2011 год: россияне в среднем потребляют 63 кг мяса, около 230 кг молока и молочных продуктов; по овощам же, фруктам и ягодам показатели превышены [15] .
Примечания
- ↑Горланов, 1986, с. 8.
- ↑Никита Мендкович.Питание в СССР в эпоху застоя(рус.) . Актуальная история. Архивировано 6 ноября 2014 года.
- ↑ 3,03,13,2Илларионов, 2010, с. 1.
- ↑ 4,04,1Корнилов, 2008.
- ↑Johnson, 1983, с. 91.
- ↑ 6,06,1Овсепян, 1996, с. 179.
- ↑Johnson, 1983, с. 106.
- ↑Горланов, 1986, с. 92.
- ↑Горланов, 1986, с. 216.
- ↑Johnson, 1983, с. 92.
- ↑Производство мяса и молока: до и после реформы(рус.) . Белая книга России (28.04.2014). Архивировано 29 ноября 2014 года.
- ↑Алексей Кузьменко.В России едят мясо, как доктор прописал(рус.) (06.03.2013). Архивировано 22 ноября 2014 года.
- ↑Горланов, 1986, с. 345.
- ↑Johnson, 1983, с. 105.
- ↑Семен Новопрудский.Невкусное государство(рус.) . gazeta.ru. Архивировано 25 ноября 2014 года.
Ссылки
- Иван Хлебов. Надежда колхозника: какие плоды дала Продовольственная программа СССР // dp.ru — «Деловой Петербург», 22 мая 2020
Литература
- Корнилов Г. Е.Аграрная модернизация России в XX в.: Региональный аспект(рус.) // Уральский исторический вестник. — 2008. — Т. 19 , № 2 . — С. 16 . Архивировано 26 ноября 2014 года.
- Андрей Илларионов.Трудный путь к свободе(рус.) // Континент. — 2010. — № 145 . — С. 11 .
- David Gale Johnson.Prospects for Soviet Agriculture in the 1980s. — Indiana University Press, 1983. — С. 2. — 214 с. — ISBN 9780253346193.
- Горланов И. А., Флорентьев Л. Я., Копанев Н. Г.Продовольственная программа СССР: вопросы и ответы. — Изд-во полит. лит-ры, 1986. — С. 9. — 214 с. — ISBN 9780253346193.
- Овсепян Р. П.История новейшей отечественной журналистики. — Издательство Московского Университета, 1996. — С. 5. — 208 с. — ISBN 5-211-03646-8.
Источник: xn--h1ajim.xn--p1ai