Понятие «образовательная программа» общеизвестно, но при этом его содержательное наполнение отличается бесконечным разнообразием. Ниже мы попробуем дать наиболее распространённые определения данного понятия:
Образовательная программа – это:
Ø документ, в котором фиксируется и логически, аргументировано представляется цель учебного процесса, тематический и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения;
Ø нормативный текст, определяющий цели, ценности образования, учебный план, учебные программы, педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата;
Ø индивидуальный образовательный маршрут учащегося, при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, в соответствии со стандартом, гарантированным этой программой;
Ø совокупность учебных, досуговых и других программ, отвечающих образовательным потребностям ребёнка, направленных на его самореализацию, достижение им определённого уровня образованности, гармонического развития и адаптации в социальной среде;
Образовательная программа как предмет госконтроля (надзора) в сфере образования и аккред. экспертизы
Ø организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с различными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования;
Определение «образа будущего» и организация собственной деятельности в движении к нему.
В переводе с греческого слово «программа» означает «распоряжение, объявление». В Законе «Об образовании» нет прямого определения образовательной программы, но им устанавливается место и значение её в системе образования. Образовательная программа определяет уровень документа об образовании или уровень образованности личности. Компетенция и ответственность образовательного учреждения, управление и регламентация его деятельности устанавливаются в зависимости от показателей образовательной программы.
Итак, образовательное учреждение называется таковым, если оно осуществляет образовательный процесс – реализует одну или несколько образовательных программ. Содержание образовательного процесса в учреждении разделяется на учебные курсы, дисциплины и года обучения по ним, обеспеченные в обязательном порядке учебными планами и программами курсов.
Таким образом, образовательная программа – это тот нормативно-управленческий документ, который вместе с Уставом служит основанием для лицензирования, сертификации, изменением параметров бюджетного финансирования и введения платных образовательных услуг в соответствии с потребностями и интересами детей и родителей.
Существует несколько категорий образовательных программ:
Ø Примерные образовательные программы разрабатываются на основе государственных образовательных стандартов.
Ø Основные и дополнительные программы в структуре общего и профессионального образования бывают определённого уровня направленности содержания образования.
Примерная основная образовательная программа «Миры Детства»
Ø Дополнительные образовательные программы, как программы различной направленности, реализуются:
а) в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
б) в образовательных учреждениях дополнительного образования;
в) посредством индивидуальной образовательной деятельности.
Обратим внимание, что разделение на основные образовательные и дополнительные образовательные программы приводиться в рамках двух образовательных структур, где есть обязательный минимум содержания основной программы (общеобразовательной или профессиональной), установленный в соответствии с государственными образовательными стандартами. Основная образовательная программа имеет также чётко установленные сроки освоения в образовательных учреждениях, что утверждается Законом «Об образовании» и Типовым положением об образовательном учреждении, или образовательным стандартом.
Исходя из этого, следует, что дополнительные образовательные программы общего и профессионального образования развивают, углубляют, меняют, исправляют образовательный стандарт и корректируют сроки его освоения.
Содержание деятельности образовательного учреждения в основном определяется педагогами с учётом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, а также авторских программ, утвержденных педагогическим или методическим советом учреждения.
К сожалению, сегодня к понятию «авторская программа», относятся весьма скептический. Разногласия возникают не только относительно её объёма и содержания, но и относительно правомерности её употребления. С годами выработался некий идеологический постулат, согласно которому программа – это стандартный де персонализированный документ, который может использовать любой учитель, что разработка, обсуждение, оценка и утверждение программ осуществляется организованно и контролируется специальными государственными органами управления образованием; что для сохранения единого образовательного пространства и равных социальных гарантий на образование педагогическое творчество обязательно контролируется и рецензируется вышестоящими инстанциями.
Появление инновационных и альтернативных школ, признание государством права на эксперимент в образовании стали серьёзными факторами поддержки педагогического творчества.
Право на авторскую программу имеют все педагогические работники. Содержание, характер и особенности организации превращают это право сначала в потребность, а затем в осознанную необходимость. Педагоги имеют право самостоятельного выбора, могут использовать для своей деятельности примерные образовательные программы разных уровней и направленности общего образования или могут разработать новую программу, в соответствии со своими профессиональными интересами и творческими способностями. Это может быть предметная учебная – программа одной тематической направленности или комплексная интегрированная программа, сочетающая разные тематические направления, образовательные области или области деятельности.
Большое распространение сегодня получили модифицированные образовательные программы, в которых сохраняются основные параметры содержания предметных программ, но изменяются средства, методики, способы, формы реализации цели и задач, что не требует от педагога большого творческого напряжения.
Проблемой, известным недостатком школьного образования было то, что учащиеся обязаны осваивать, запоминать разнообразную информацию, которая не имеет для них никакого личного или жизненного смысла. Культурные способы мышления и деятельности, выработанные прошлыми поколениями людей и закрепленные в этих знаниях для решения исключительно практических вопросов, остались неизвестными выпускникам средних школ, техникумов. Усвоение учащимися навыков и умений сводилось к отработке и доведения до известного автоматизма простого набора специализированных операций в стандартной ситуации. Способность импровизировать, гибко реагировать на нестандартные ситуационные изменения, грамотно строить свои действия и доводить решения до конца, практический не прививались на личном уровне. Эта тенденция, к сожалению, прослеживается, иногда, и сегодня.
Педагог при такой организации учебного процесса поставлен на «пьедестал транслятора истины» и контролёра за результатами его массового репродуктивного усвоения. Последствием такого образования, как известно, стала гипертрофия функций запоминания и исполнительства с одновременной атрофией функций понимания, абстрактного мышления, рефлексии, творческого действия.
Такая ситуация есть следствие отождествления содержания образования с учебным материалом и отстранение от него человека.
Для правильного определения содержания образования важно перевести внимание с результатов деятельности на саму деятельность и пойти дальше – к признанию содержания образования как способа развития личности.
Образовательная программа, составленная правильно, творчески – это средство развития познавательной мотивации, способностей ребёнка в процессе совместной добровольной деятельности со сверстниками и взрослыми. Средство активного общения. Это не программный документ, который составляется единожды и обязателен для всех, кто будет делать то, что в нём зафиксировано.
Дети, включённые программой в образовательный процесс, должны реализовать себя в этих областях, получив знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений в том объёме и форме, которая наиболее адекватна их возрасту, психофизиологическим показателям, уровню культурогенеза.
Не менее значимо и такое назначение программы, как развитие индивидуальности через создание среды «рождения и развёртывания» личности, через освоение ребёнком культуры, её ценностей и определения себя в этой культуре, конкретном историческом процессе. Это означает, что в обучении, и учении каждый овладевает способностью строить различные типы деятельности, способы мышления и стили поведения при учёте соответствующих норм и на основе рефлексии. Иными словами, чтобы чему-то научиться, важно не только усвоить, накопить в своей памяти, какой то объём информации, умений, навыков, но также необходимо овладеть средствами, способами мышления и действия, умением использовать, воспроизводить их в своей жизни, т.е. быть компетентным.
Процесс усвоения, перенимания ценностей предполагает и присвоение той социальной формы, в которой она функционирует в действительности, той системы общественных связей, которые отражаются в ценностных отношениях. Поэтому обучение не может замыкаться на передаче отдельных ценностей и должно быть направлено на широкий процесс развития личности, его целостного становления.
Горизонтальная направленность– это последовательные этапы продвижения учащихся от первого знакомства, ориентации, адаптации в новой среде общения, занятости, репродуктивной деятельности к освоению базовых основ деятельности и области знания, информации, навыков более высокого уровня, закрепления их в продуктивно-творческих способностях, коммуникативных умениях. Далее, на следующих этапах, усиливается воздействие на самостоятельность каждого обучаемого, которая проявляется в расширении и углублении его уровня, в авторском творчестве (от идеи до её реального воплощения в предмете, результате, поступке), в активном выражении способности к персонализации: умении жить, работать, общаться в гармонии с самим собой и с окружающими людьми.
Способность к персонализации, хотя и задана человеку соответствующей врождённой потребностью, нуждается в развитии до степени осознанного полагания себя и своей жизни среди людей как цели. В этом плане большое значение имеют предлагаемые образовательными программами виды и формы творческой деятельности по выбору детей.
Если программа составлена на несколько лет, то горизонтальное деление на этапы соотноситься с возрастом детей и их ведущей деятельностью.
Вертикальная направленность – это движение по этапам естественного формирования умственной деятельности ребёнка при обязательном интерактивном изложении и освоении образовательного материала. Это движение во времени, но с возвратом в обучении, периодическим повторением по «спирали» усложнения или углубления содержательной наполненности тематического плана программы.
Соединению намеченной программной цели с образовательным результатом в наиболее плодотворном варианте способствуют социокультурные функции метода деятельности.
Известно, что метод деятельности выполняет центральную роль в функционировании и развитии культуры. Вместе с методом в обучении человек приобретает способность продуктивно осваивать общественные достижения и ценности. В обучении человек развивается посредством всё более полной рефлексии методов познания и реконструкции опыта, культуры своей собственной практики.
Одной из актуальнейших проблем образования, является проблема активности обучающихся, развёртывание всех его потенций, инициативы, пытливости и любознательности, проблема становления субъекта культуры. Один из путей решения данной проблемы – включение в образовательный процесс методов активного и интенсивного обучения. Отличительными характеристиками таких методов являются:
1. Активность учащегося и педагога предполагает самостоятельность, свободу самовыражения, суверенность и наличие собственной позиции.
2. Суверенность и самостоятельность не означают попустительство, декларативность, самотёк, а обязывают к созданию системы свободного выбора, в основе которой — те виды деятельности и познания, которые входят в интересы, планы детей и педагогов. Принципиально важно, чтобы в ходе занятий дети осваивали ценности ситуаций, посредством своего занятия, деятельности или общения, преодолевали проблемы, возникающие перед ними. Иначе говоря, они осваивают определённую сферу своей будущей практической жизнедеятельности, вырабатывают культуру, адекватную состоянию этой сферы.
3. Акцент в обучении переноситься с манипуляций действий учащегося на воспроизводство, проектирование учебных ситуаций. От преподавателя требуется помочь функционированию этих способностей, дополнить их. Такое самоопределение должно состояться на всех фазах образовательного процесса — от выбора направления занятий до выбора способа, алгоритма решения практических или теоретических проблем.
4. Многомерность своеобразия и индивидуальности – это особенность учреждения, его образовательная специализация, состояние педагогического потенциала, средств и педагогических технологий, уникальность участков образовательного процесса. В этом аспекте активность есть творческое дерзание каждой личности.
5. Задействованность всех человеческих резервов, их интенсификация – эффективное, рациональное, экономное расходование человеческой энергии за счёт внутренней самоорганизации, совершенства, культурной ценности.
6. Использование преимуществ неформального коллективного общения. Учебная группа не может быть организованна формально: по количественному, возрастному или иному признаку. Это всегда общность единомышленников, соучастников одного, интересного для всех дела, это всегда ролевая организация, воспроизводящая индивидуальные позиции каждого, но общие задачи, с разумной организацией управления и саморегуляции. Идейной основой такого общения служит педагогика сотрудничества.
7. Использование в учебном процессе наиболее «культурогенных», богатых педагогическими возможностями технологий и соответствующей инфраструктуры образовательного процесса. Такие технологии, с одной стороны, впитывают в себя современные достижения человеческой практики во всех сферах общественной жизни, с другой стороны, способны воздействовать на все пласты человеческой деятельности – от элементов репродукции до творческого открытия, от рационального, интеллектуального до эмоциональных и подсознательных структур, от интимно – личностного переживания до широкого гражданского, общественного действия.
Одной из важных характеристик образования является его процессуальность. Процесс всегда можно структурировать, выделив в нём начальную точку движения (исходное состояние образованности личности, её интересы, потребности, стремления), этапы развёртывания, изменение качественного состояния, проба своих возможностей и поиск себя, своего дела, ориентация и адаптация новых в новых требованиях обучения и воспитания, овладение навыками, приобретение умений, освоение, конечный результат: деятельная способность к саморазвитию, самооценке, самоопределению, рефлексии, который в свою очередь может стать началом нового уровня развития. В этом отражается суть непрерывного образования личности как индивидуального освоения и воспроизводства культуры деятельности, мышления, общения, длительного процесса, разделённого во времени и формах – в зависимости от собственного осознанного планирования, определения своего движения в окружающей образовательной среде.
Другой особенностью современного процесса образования является то, что он развёртывается на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности детьми и их родителями своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата. Эта специфика выражается в необходимости конструирования в образовательной программе особой методики творческого сотрудничества, совместной деятельности педагога и ребёнка, методики активного и интенсивного обучения.
Прежде всего, это предполагает отказ от авторитарных отношений и переход к отношениям творческого соучастия в едином процессе деятельностной коммуникации, в достижении общей цели. При такой организации участники, дополняя друг друга, образуют систему отношений содействия, в которой творческие возможности и способности партнёров реализуются наиболее полно. Дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня развития.
Ситуация совместной продуктивно-творческой деятельности педагога и ребёнка сегодня выступает смысловой и конструктивной единицей инновационного характера процесса активного становления продуктивности личности. Продуктивность означает, что человек ощущает себя в качестве «преобразователя» своих сил, своей социализации, духовного, культурного, профессионального самоопределения и в качестве действующей силы позитивных преобразований общества.
Опираясь на практику и современное состояние программной деятельности учреждения можно проследить тенденцию понимания общественным сознанием образовательной программы как альтернативной, возвращающей образованию развивающую функцию.
Образовательные программы также разнообразны и составляют в каждом конкретном учреждении уникальную иерархическую структуру и определённый тип связи (модульный, комплексного объединения, интеграции, автономности) между отдельными её ступенями.
Источник: poisk-ru.ru
Что такое примерная образовательная программа это определение
- Вы здесь:
- Защита Прав
- Право на образование
- Право на получение образования в РФ
- Образование в РФ
- Образовательные программы: Содержание образования в РФ
Образовательные программы: Содержание образования в РФ
- статьей 12 «Образовательные программы» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018);
- статьей 13 «Общие требования к реализации образовательных программ» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- статьей 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- статьей 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности;
- учитывать разнообразие мировоззренческих подходов;
- способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений;
- обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Содержание профессионального образования и профессионального обучения:
- должно обеспечивать получение квалификации.
Виды образовательных программ
По уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются:
- основные образовательные программы.
По дополнительному образованию реализуются:
- дополнительные образовательные программы.
К основным образовательным программам относятся:
- основные общеобразовательные программы:
- образовательные программы дошкольного образования,
- образовательные программы начального общего образования,
- образовательные программы основного общего образования,
- образовательные программы среднего общего образования;
- образовательные программы среднего профессионального образования:
- программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих,
- программы подготовки специалистов среднего звена;
- программы бакалавриата,
- программы специалитета,
- программы магистратуры,
- программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре),
- программы ординатуры,
- программы ассистентуры-стажировки;
- программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих,
- программы переподготовки рабочих, служащих,
- программы повышения квалификации рабочих, служащих.
К дополнительным образовательным программам относятся:
- дополнительные общеобразовательные программы:
- дополнительные общеразвивающие программы,
- дополнительные предпрофессиональные программы;
- программы повышения квалификации,
- программы профессиональной переподготовки.
Разработка образовательных программ
Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Образовательные программы дошкольного образования:
- разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность,
- в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и
- с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам:
- разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и
- с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Исключение из этого правила — образовательные программы высшего образования, реализуемые на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно.
Образовательные организации высшего образования, имеющие право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты:
- разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.
Примерные основные образовательные программы
Примерные основные образовательные программы разрабатываются:
- с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов,
- если иное не установлено Законом об образовании.
Примерные основные образовательные программы включаются:
- по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ,
- являющийся государственной информационной системой;
- информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.
Разработка и экспертиза основных образовательных программ
Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ:
- устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ:
- с учетом их уровня и направленности в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей
- привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ.
Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре:
- обеспечивают федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством РФ предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в войсках национальной гвардии РФ.
Разработку примерных программ ассистентуры-стажировки:
- обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.
Разработку примерных программ ординатуры:
- обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных Законом об образовании, разрабатываются и утверждаются:
- примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы;
- примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.
статья 12 «Образовательные программы» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Реализация образовательных программ
Общие требования к реализации образовательных программ установлены статьей 13 Закона об образовании.
В соответствии с этой статьей Закона об образовании образовательные программы реализуются:
- организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации;
- при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение;
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
- при реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.
Система зачетных единиц
Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц.
Зачетная единица представляет собой:
- унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося,
- включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом,
- в том числе аудиторную и самостоятельную работу, практику.
Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается:
- соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом.
Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе:
- устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Практика обучающихся
Основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся.
Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется:
- организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
- на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля;
- практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, и ее виды утверждаются:
- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Дополнительные особенности реализации образовательных программ:
- использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, ЗАПРЕЩАЕТСЯ;
- федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Статья 13 «Общие требования к реализации образовательных программ» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Сетевая форма реализации образовательных программ
Порядок использования сетевой формы реализации образовательных программ установлен статьей 15 Закона об образовании.
В соответствии с этой статьей Закона образовании сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает:
- возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций;
- в реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется:
- на основании договора между указанными организациями;
- для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.
В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:
- вид, уровень и направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;
- статус обучающихся, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;
- условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;
- выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;
- срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.
Статья 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Порядок реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий регламентируется статьей 16 Закона об образовании.
Под электронным обучением в соответствии с этой статьей Закона об образовании понимается:
- организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и
- обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств,
- а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации,
- взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются:
- образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ:
- в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:
- в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды,
- включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и
- обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым НЕ ДОПУСКАЕТСЯ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:
- утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:
- местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся;
- организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
Источник: moiprava.info
Формирование содержания образования в профессиональной образовательной организации. Примерные образовательные программы. Разработка основной образовательной программы образовательной организации
Поскольку Федеральный закон «Об образовании в Российский Федерации» часто и с разным смыслом использует название «программа», попробуем разобраться, о чем же идет речь.
Закон содержит определения образовательной программы и примерной образовательной программы.
Схематично определение образовательной программы можно представить следующим образом:
Рисунок 5. Состав определения образовательной программы
Закон предлагает следующую классификацию образовательных программ среднего профессионального образования:
- программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
- программы подготовки специалистов среднего звена.
Примерные образовательные программы
Второе ключевое понятие в ряду образовательных программ, с которыми оперирует закон – это примерные образовательные программы.
Примерные основные образовательные программы разрабатываются на основе федеральных государственных образовательных стандартов Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ устанавливаются министерством образования и науки, что реестр примерных основных образовательных программ, является государственной информационной системой, а информация, содержащаяся в реестре, является общедоступной.
На основе стандарта разрабатываются программы, которые размещаются в реестре, это значит, что программ будет много. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетомсоответствующих примерных основных образовательных программ.
Если посмотреть чем примерная образовательная программа и образовательная программа отличаются, то окажется, что таких отличий несколько:
1. Примерная программа должна определять условия образовательной деятельности, а образовательная программы только организационно-педагогические условия.
Условия образовательной деятельности должны включать примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы, однако эти расчеты не требуются в образовательной программе. Можно предположить, что примерная образовательная программа будет использоваться не только для создания образовательных программ, но и для иных целей. Например органами государственной власти субъектов Российской Федерации, учредителями для определения нормативов финансирования, поскольку принятый закон определяет что определение нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение образования и нормативных затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования в муниципальных общеобразовательных организациях проводится в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
2. Образовательная программа в отличие от примерной содержит блок связанный с комплексом форм аттестации и соответствующих оценочных и методических материалов. В данном случае эти материалы образовательная организация должна разрабатывать самостоятельно.
С одной стороны закон достаточно четко определил состав образовательной программы образовательной организации, а с другой он говорит о том, что образовательный стандарт должен определить требования к «структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему».
Статьей 12 Закон устанавливает следующие нормы, регулирующие вопросы примерных основных образовательных программ:
«9. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.
11. Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации».
Вместе с тем, примерные основные образовательные программы не должны использоваться для оценки качества образовательной деятельности, они не должны использоваться как обязательные при определении нормативных затрат на образовательную услугу. На данный момент это именно примерная программа, от которой образовательная организация может отступить без всякий негативных для себя последствий. Примерные расчеты нормативных затрат, включаемые в примерную программу, также служат лишь для общей ориентации учредителя, и не могут рассматриваться (например, финансовыми органами) как ограничение, выше которого образовательная программа конкретной образовательной организации, разработанная с учетом данной примерной программы, профинансирована быть не может.
Разработка основной образовательной программы образовательной организации
Закон гарантирует образовательным организациям широкие права и высокий уровень самостоятельности. В соответствии с текстом Закона образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и уставом образовательной организации.
Для нас принципиально важным моментом является то, что образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
Представляется очень важным установить меру самостоятельности образовательного учреждения при формировании своей образовательной программы, что стоит за словами в соответствии со стандартом и с учетом примерной образовательной программы.
Необходимо отметить, что прямого указания на это Закон не содержит, однако косвенно такое понимание может быть сформировано. Итак, примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация определенного уровня и (или) определенной направленности, и примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности
Если с «уровнем» ситуация достаточно ясная, то вопрос о направленности программы необходимо рассмотреть особо. Прямой записи на этот счет закон не содержит, вместе с тем в ч. 12 ст. 12 «Образовательные программы» записано, что к экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ.
Таким образом, направленность программ может определяться региональными, национальными и этнокультурными особенностями.
Пункт 23 ст. 2 Закона говорит о возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Таким образом, образовательной программа образовательной организации может содержать региональные, национальные и этнокультурные особенности, она может быть ориентирована на конкретные области знания, а так же содержать различные виды учебной деятельности.
Далее уже на основе этой программы учреждение может провести работу по индивидуализации образовательной программы для конкретного обучающегося или группы обучающихся.
Как отдельный случай разработки программ на основе нескольких стандартов закон выделяет случай получения среднего профессионального образования на базе основного общего образования. Получение среднего общего образования должно проводиться в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.
Отметим, что в состав образовательной программы образовательной организации вложены еще несколько видов программ. Это могут быть программы развития, воспитания и социализации обучающихся, программа коррекционной работы и т.д. Закон содержит еще один важнейший вид программ – рабочие программы учебных курсов.
По использованию примерных образовательных программ и разработки образовательных программ организациями принятый закон содержит важный сюжет, связанный с сетевой формой организации образования, в этом случае для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы. То есть появляется еще один элемент многообразия – совместные программы.
Возникает вопрос кадрового обеспечения разработки образовательных программ. Он может решаться на уровне образовательной организации различным образом – соответствующие обязанности могут возлагаться на педагогических работников, кроме того, как по трудовому, так и по гражданско-правовому договору организация может привлечь методистов, специалистов в какой-либо конкретной сфере деятельности и иных лиц для использования их знаний, навыков и опыта при разработке образовательной программы.
Поделитесь с Вашими друзьями:
Источник: psihdocs.ru