Федосова Н.А., кандидат педагогических наук, зав. лабораторией интеграции общего и дополнительного образования Федерального института развития образования (ФИРО) Минобрнауки РФ. Нина Алексеевна — автор прописей по русскому языку для начальной школы, составленных в соавторстве с Всеславом Гавриловичем Горецким. Прописи Федосовой и Горецкого вошли в серию «Обучение грамоте в начальной школе», выпущенной издательством «Просвещение». Нина Федосова также автор программы «Преемственность». Программа Федосовой основана на духовно-нравственных традициях воспитания в школе.
Плешаков А.А., кандидат педагогических наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования, один из постоянных авторов журнала «Начальная школа», член редколлегии и редакционного совета журнала.
Новицкая М.Ю., заведующая лабораторией содержания и стандартов начального общего образования Федерального института развития образования Минобрнауки РФ, специалист по вопросам народной культуры в обучении, воспитании и развитии детей.
Преемственность Программы формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному и основному обще
Шпикалова Т.Я., доктор педагогических наук, профессор кафедры изобразительных искусств и методики преподавания НовГУ.
Волкова С.И., автор учебников и тетрадей по математике и конструированию, написанных в соавторстве с Марией Игнатьевной Моро.
«Преемственность» — программа, предназначенная для подготовки дошкольников 5-7 лет к школе, может быть использована учителями начальных классов, воспитателями ДОУ, педагогами дополнительного образования, работающими в группах кратковременного пребывания детей 5-7 лет.
В программе «Преемственность» дошкольное и начальное образование рассматриваются в системе непрерывного образования. Пособия комплекта позволяют обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе.
Материал, представленный в пособиях, не допускает дублирования материала 1 класса.
Концепция Программы «Преемственность» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным, начальным и основным образованием. Концепция программы «Преемственность» рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям. Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.
Концепция базируется на следующих принципах:непрерывности развития ребенка;общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;развития творческих способностей у детей;развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;развития и укрепления здоровья личности;развития духовно-нравственных убеждений личности;развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;преемственности между обучающими, обучающимися и родителями.
Программа преемственности в образовании
Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются:ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»;создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения;организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности;подготовка перехода от игровой деятельности к учебной;обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности.
В основе подготовки к обучению в школе программы «Преемственность» лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии. Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.
Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности. Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой «Преемственность», соответствует возрастным особенностям детей 5—6-летнего возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий.
В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе программа «Преемственность» не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе по программе «Преемственность» инварианта. Ее цель — подготовить дошкольника к любой системе школьного образования.
Программа «Кроха»
Авторы:
Григорьева Г.Г., научный руководитель и один из ведущих авторов, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета дошкольного образования ГОУ ДПО НИРО.
Кочетова Н.П., старейший специалист факультета дошкольного образования, автор многих пособий и книг по проблеме физического воспитания ребенка-дошкольника.
Груба Г.В., канд. пед. наук, доцент.
В психологии и педагогике доказаны уникальность, неповторимость и огромное значение раннего возраста для всей последующей жизни человека. Именно поэтому взрослым так важно правильно общаться с малышами, воспитывать и развивать их грамотно.
Программа и комплект пособий «Кроха» созданы для родителей и педагогов, воспитывающих детей раннего возраста, и ставят своей целью популяризацию идей отечественной педагогики раннего детства. Комплект пособий подготовлен на основе анализа, отбора, систематизации и обобщения материалов в первую очередь отечественной и зарубежной науки по проблемам психологии и педагогики раннего возраста.
Пособие с программой для родителей является первой попыткой создать систему личностно-ориентированного воспитания малышей в условиях семьи. Оно ставит своей целью помочь родителям осознать самоценннность и особую значимость раннего периода в жизни человека, необходимость воспитывать ребенка с учетом общих закономерностей и индивидуальности ребенка, оказать помощь в выборе адекватных путей, средств и методов воспитания малыша.
При всей приоритетности семейного воспитания детей раннего возраста в последние годы повысился приток этих детей в дошкольные образовательные учреждения, и пособие с программой для родителей «Кроха» оказалось востребовано педагогами. Это повлекло за собой подготовку серии методических пособий. В 2007 году вышли в свет «Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений» и «Методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений». Для педагогов программа уникальна тем, что ее можно использовать в дошкольных образовательных учреждений независимо от того, по какой программе с детьми занимаются в старших группах.
Программа и пособия разработаны в лаборатории проблем дошкольного образования Нижегородского института развития образования. Руководитель и научный редактор Галина Григорьевна Григорьева.
Основные авторы и составители комплекта методических пособий по программе «Кроха» — высококвалифицированные преподаватели нижегородских и московских ВУЗов, психологи и педагоги-практики.
Источник: megalektsii.ru
Что такое преемственность программы
195265, Санкт-Петербург, ул. Черкасова, д.7, к.2
195271, Санкт-Петербург, Кондратьевский пр., д.68, к.3
195274, Санкт-Петербург, ул. Демьяна Бедного, д. 4, к. 2
- Отделение дошкольного образования на Д. Бедного
- Школа на Черкасова
- Начальная школа на Черкасова
- Основная и средняя школа на Черкасова
- Дополнительное образование на Черкасова
- Начальная школа на Кондратьевском
- Основная и средняя школа на Кондратьевском
- Дополнительное образование на Кондратьевском
- ШСК «Олимп». Спортивная кафедра
- Бассейн
- Служба здоровья
- Концертный зал
- Загородная дача
- Столовая
- Информационно-библиотечный центр
- Поступление в 1 класс
- Информация для родителей
- Инновационная деятельность
- Функциональная грамотность
- Визитная карточка
- Символы школы
- Этапы развития
- Достижения
- Награды школы
- Нормативы сдачи
- Расписание
- Протоколы
- Семинары и методические рекомендации
- Нормативные документы
- Контакты школы
- Сервис подачи электронных обращений
- Гостевая книга
- Вакансии
- Сбор сведений
- Часто задаваемые вопросы
Школьное ТВ
Добро пожаловать
Школа № 619 Калининского района Санкт-Петербурга – лидер образования, интерактивная площадка, куда съезжаются для обмена опытом взрослые и дети из разных регионов России и других стран.
Один из слоганов школы, родившийся 25 лет назад – «Дети и взрослые, объединяйтесь!» — стал общим направлением движения: дети и взрослые вместе обсуждают вопросы совершенствования системы образования, вместе совершают научные открытия, вместе творят и выходят на сцену, – вместе идут к общему успеху!
В области образования грядут глобальные изменения. Чтобы добиться реального успеха, нужно развивать в себе те способности, которые недоступны искусственному интеллекту, — креативность, воображение, инициативу, лидерские качества.
Школа № 619 делает ставку на развитие личности ребенка. Здесь ребенок пробует свои силы в разных видах творческой, научной, спортивной и общественной деятельности. В школе создано пространство, в котором ученику предоставлены возможности для раскрытия своей индивидуальности.
Научно-практическая конференция «Многогранная Россия» и STA-лаборатория, проект «Абитуриент», лидерское движение, Малые Олимпийские игры, студии танца и вокала, легоконструирование и робототехника, детский театр, студия КВН и школьное ТВ, многообразие спортивных секций и литературно-художественный журнал, обучение с оздоровлением, поддержка одаренных учащихся, творческие выезды во время каникул – вот он, праздник интеллекта, творчества, здоровья, воображения.
Школа 619 – ты как оркестр, где каждый музыкант, инструмент ведет свою партию, а в целом – рождается искусство. Ведь только тогда, когда школа поднимается от ремесла до искусства, она способна дать образование и воспитание.
Источник: www.school619.ru
Преемственность в образовании. Программа преемственности и ее реализация
Система образования должна постоянно изменяться для того, чтобы соответствовать условиям, в которых она реализуется. Потребности общества могут быть удовлетворены только развивающейся школой. Образовательную систему необходимо проектировать в соответствии с конкретными условиями, а затем планировать и реализовывать переход к желаемой схеме обучения. Это требует определенных сил и уровня педагогической культуры.
Преемственность в системе непрерывного образования
Особенности исследования
Вопросы преемственности в образовании изучались в работах многих авторов. В частности, размышления по теме можно встретить в трудах Ганелина, Дорофеева, Лебедевой и других. По мнению ряда авторов, успех процесса заключается в последовательности изучения и усвоения знаний, формирования способностей и навыков обучающихся, учитывая принцип преемственности в образовании.
Особое внимание уделяется содержанию процесса, отдельному предмету. Достаточно интересный подход к исследованию преемственности между школами и ВУЗами предложил Годник. В своих рассуждениях он указывает на двойственность ее характера. Это доказывается на примере взаимодействия средней и высшей школ. Между тем его выводы актуальны и для осуществления преемственности между ДОУ и начальным учебным заведением, средними и старшими ступенями.
Взаимодействие
Изучая преемственность в образовании, постоянно присутствует необходимость исследовать особенности взаимоотношений, которые строятся между субъектами процесса. Взаимодействие имеет место и внутри учебного заведения, и между школами и прочими институтами детства. Большое значение имеют взаимоотношения школы и семьи, ученых и практиков, управленцев всех уровней и пр.
Ключевые направления
При определении основных тенденций развития педагогических систем в международной практике образование рассматривается как формирование способности эффективно и адекватно реагировать на общественные запросы, сохраняя вместе с этим положительный опыт, накопленный ранее. Главным в этом процессе считается личностно-ориентированное направление. Это, в свою очередь, требует формирования целостной системы непрерывного обучения. Она рассматривается как процесс и итог развития личности в действующих структурах общественных и государственных учреждений, обеспечивающих различные уровни подготовки.
Дошкольное и начальное обучение
Программа преемственности в образовании рассматривается преимущественно в вопросах содержания педагогического процесса. При этом явно недоработанными представляются подходы на методическом, психологическом и дидактическом уровнях. При формировании единого педагогического пространства необходимо учитывать приемы и методы, позволяющие оптимизировать весь процесс обучения, устранить перегрузку, предотвратить стрессы у школьников. Преемственность в образовании в условиях ФГОС между дошкольным и начальным звеном рассматривается сегодня как один из факторов постоянного обучения ребенка. Между тем это не значит, что основной целью ДОУ является подготовка к первому классу.
Основные заблуждения
В настоящее время некоторые авторы рассматривают вопрос целесообразного формирования содержания дошкольного образовательного процесса в качестве более раннего изучения программы начальных классов. В результате цели педагогического процесса сводятся к передаче узкопредметных навыков, умений и знаний. В такой ситуации преемственность в системе образования будет определяться не уровнем развития у будущего школьника качеств, необходимых для осуществления им новой деятельности, сформированностью предпосылок к получению знаний, а исключительно его готовностью к усвоению конкретных школьных предметов.
Теоретический аспект
Рассматривая преемственность в образовании, ключевой задачей выступает формирование цепочки взаимосвязанных звеньев. На данном этапе основными задачами являются:
- Определение специфических и общих целей педагогического процесса на каждой конкретной ступени. На их основе формируется поступательная взаимосвязь преемственных целей, которые сохраняются и развиваются от этапа к этапу.
- Построение согласованной и единой структуры с обоснованием связей используемых элементов на тех или иных возрастных этапах.
- Формирование общей содержательной линии в предметных сферах. Она должна согласовываться с обоснованием методической структуры и исключать необоснованные перегрузки на дошкольной ступени, направленность на формированное получение знаний и умений, дублирующих школьные предметы.
Практическое решение
Реализация преемственности может осуществляться разными способами. В качестве одного из вариантов выступает создание комплексных педагогических планов дошкольного и школьного обучения одним коллективом или несколькими взаимодействующими группами. Другим способом является общетеоретическое решение задач на основании элемента «готовность к обучению». Этот компонент характеризуется как сформированность на определенном необходимом уровне таких личностных качеств ребенка, которые помогают ему учиться, то ест, делают его школьником.
Особенности Концепции Минобразования
В этом документе отмечается качественное различие между непрерывностью и преемственностью образования. Первая категория относится в первую очередь к области организации педагогической деятельности, его методического обеспечения и дидактического наполнения. То есть, в данном случае речь о развитии самого учебного заведения. Преемственность в образовании относится больше к личности ребенка. Такое отличие, по мнению экспертов, вполне перспективно и имеет 3 важных следствия. В частности, выводы можно сделать следующие:
- Непрерывное образование выступает как согласованность, связь и нацеленность на будущее всех элементом процесса (средств, методов, задач, форм организации, содержания и пр.). Она проявляется на каждом этапе обучения.
- Преемственность трактуется как формирование качеств, необходимых для осуществления учебной деятельности. В частности, речь идет о любознательности, самостоятельности, инициативности, творческом выражении, произвольности. Ключевым элементом в младшем школьном возрасте выступает способность ребенка к самоизменению.
- Решение вопроса преемственности и эффективности непрерывности образования связано с социально-индивидуальным развитием, успешностью адаптации детей в обществе. В содержательном плане для этого необходимо формирование коммуникативной и социальной компетенции ребенка, освоение навыков психологической и организационной культуры.
Основные проблемы
Современная ситуация в педагогической практике характеризуется наличием значительных отличий в требованиях, которые предъявляет школа к детям. При приеме в первый класс, в процессе обучения выявляется уровень сформированности у ребенка узкопредметных способностей и навыков (умение считать, читать и пр.).
Собеседования фактически превращаются в своего рода экзамен, что, в свою очередь, противоречит положениям ФЗ «Об образовании». У многих экспертов вызывает обеспокоенность эта ситуация. При таком понимании преемственности задачи дошкольного развития могут быть сведены к конкретной подготовке. При этом родители будут вынуждены форсированно эксплуатировать детский организм.
В настоящее время достаточно распространены конкурсные отборы, тестирования, собеседования. Такая практика противоречит интересам ребенка и нарушает его конституционное право. Проведение диагностики допустимо только в качестве этапа организации предстоящей индивидуализации педагогического процесса.
Как показывает практика, порядка 80% детей, посещающих школы раннего развития, являются воспитанниками ДОУ. Родители стремятся подтянуть своего ребенка до надлежащего уровня, хотят сделать из него самого умного, начитанного, способного. Вместе с этим они лишают его здоровья и зачастую провоцируют потерю интереса к учебе.
Заключение
Безусловно, преемственность является процессом двусторонним. В первую очередь значение имеет дошкольная ступень. Она призвана сохранять ценность детства, формировать фундаментальные индивидуальные качества ребенка, которые послужат основой для успешности его обучения в будущем. С другой стороны, на школе лежит ответственность за дальнейшее развитие детей.
Образовательное учреждение должно «подхватить» достижения ребенка, дать ему возможность совершенствоваться и реализовывать свой потенциал в разных областях. Анализ педагогической практики указывает на то, что в настоящее время необходимо более активно внедрять в жизнь разработанные теоретические положения. Принцип преемственности должен реализовываться уже сейчас.
Источник: fb.ru