Предпрофильная подготовка – это специально организованная деятельность, которая направлена на оказание обучающимся необходимой психолого-педагогической помощи в разработке вариантов дальнейшего обучения в профильных и непрофильных старших классах школы, а также в учреждениях профессионального образования.
Определение 2
Профильное обучение – это система специализированной подготовки учащихся старших классов, заключающаяся в том, чтобы сделать процесс обучения в старших классах общеобразовательной школы индивидуальным, соответствующим их ориентациями и запросами, способным направить учащегося на осознанный выбор будущей профессии.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Цель предпрофильной подготовки
Основной целью предпрофильной подготовки является формирование у выпускников готовности к определению и выбору собственной оптимальной образовательной траектории обучения.
Большое значение в предпрофильной подготовке занимает организованное преподавание дополнительных учебных дисциплин, представленное в виде комплекса факультативных занятий.
В школах реализуется программа предпрофильного и профильного образования «Педагогические классы»
Основная задача введения дополнительных учебных дисциплин заключается в следующем:
- компенсирующая функция, направленная на устранение пробелов в знаниях учащихся;
- развивающая функция, направленная на решение практических задач и повышения уровня предметной подготовки учащихся.
Целесообразнее вводить предпрофильную подготовку учащихся с 9-го класса, посредством введения разнообразных практических занятий (например, разработка и представление проектов в различных сферах трудовой деятельности).
В процессе предпрофильной подготовки, реализуемые в рамках учебного заведения образовательные программы, представляют учащимся широкий спектр образовательных услуг по различным направлениям. Педагоги, занимающееся предпрофильной подготовкой учащихся, оказывают им помощь в поисках своего собственного пути развития. Совместно с учащимся и его родителями (опекунами) они могут спроектировать индивидуальную образовательную программу с учетом запросов и потребностей учащегося, а также реализуемой предпрофильной подготовкой.
«Предпрофильная подготовка и профильное обучение»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Цель профильного обучения
Большое значение в дополнительном образовании имеет система профильного обучения.
Замечание 1
Сущность профильного обучения состоит в организации образовательной деятельности, соответствующей способностям и интересам учащихся.
В рамках профильного обучения реализуются следующие варианты обучения:
- По основным образовательным дисциплинам.
- По различным направлениям обучения (политехническое, гуманитарное, естественнонаучное и т.д.).
- В зависимости от ориентируемого профессионального образования (высшее, среднее и т.д.).
- В зависимости от структуры образовательного процесса (соотношение прикладных и теоретических элементов обучения).
Замечание 2
Выпуск 2022. Предпрофессиональные программы
Основная цель профильного обучения – обеспечение учащимся старших классов и выпускникам школы необходимой подготовки к последующему профессиональному обучению.
В соответствии с концепцией профильного обучения, учащимся предоставляется возможность изучения трех типов учебных дисциплин:
- Базовые – представлены учебными дисциплинами, являющимися основой обязательной общеобразовательной подготовки учащихся по программе полного среднего образования.
- Профильные — учебные дисциплины, изучаемые учащимися на повышенном уровне, связанные с выбранным профилем подготовки.
- Элективные – учебные дисциплины, являющиеся обязательными компонентами обучения, определяются по выбору учащегося. В свою очередь подразделяются на:
- надпредметные – направлены на повышение уровня изучения профильных предметов;
- межпредметные – направлены на расширение блока профильных предметов;
- практико-ориентированные – представлены прикладными дисциплинами различных видов деятельности.
Успешность организации профильного обучения в старших класса общеобразовательной школы необходимо соблюдать ряд условий:
- обеспечение многоуровневого обучения по различным предметам учебного плана школы;
- создание комплексной системы практико-ориентированного обучения учащихся с учетом выбранной сферы профессиональной деятельности;
- оказание психолого-педагогической помощи и сопровождения в рамках реализации индивидуального плана образовательной деятельности;
- использование всех ресурсов образования в комплексе.
Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения
Предпрофильная подготовка и профильное обучение реализуются в рамках образовательного учреждения с привлечение педагогических кадров дополнительного образования. Только педагоги дополнительного образования способны обеспечить качественную подготовку учащихся, которая заключается в:
- Организация прикладных ориентационных курсов или разделов, профильного обучения или предпрофильной подготовки.
- Организация практической предпрофессиональной подготовки.
Полноценное функционирование системы профильного обучения и предпрофильной подготовки основано на ряде принципов:
- Принцип обеспечения равного доступа для всех учащихся школы к получению выбранной категории профильного обучения и предпрофильной полготовки.
- Принцип совмещения профессионально-ориентирующей и общекультурной функции школы.
- Принцип предоставления учащимся возможности смены профиля во время обучения.
- Принцип осознанности выбранного направления профильного обучения и предпрофильной подготовки.
- Принцип развития интереса к выбранной профессии в процессе обучения.
- Принцип ориентации на реальные потребности и возможности учащихся, а также потребности рынка труда конкретного региона.
Замечание 3
В настоящее время общеобразовательная школа не является монополистом в сфере предоставления предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся выпускных классов. С этой целью все чаще создаются учреждения дополнительного образования, которые имеют колоссальный потенциал в подготовке учащихся и составлении индивидуально-личностного маршрута профильного обучения старшеклассников.
Источник: spravochnick.ru
Предпрофильное обучение (подготовка)
Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования.
К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация учащихся 9-х классов в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования.
Курсы по выбору могут иметь предметно-ориентированный, межпредметный и надпредметный характер.
Содержание курсов по выбору должно быть не только оригинальным, а, прежде всего, ориентированным на формирование интереса и положительной внутренней мотивации у учащихся к освоению того или иного профиля обучения; включать не только информацию, расширяющую знания по традиционным учебным предметам, но и знакомить ученика со способами деятельности, с примитивными профессиональными навыками.
Предметно-ориентированные курсы являются пропедевтическими по отношению к профильным курсам повышенного уровня. Они помогают обосновать выбор учеником профиля, установить его возможности в режиме обучения на повышенном уровне профильной школы.
Задачами этих курсов являются:
- создание условий для реализации интереса учащегося к избранному предмету;
- определение готовности и способности ученика к освоению избранного им предмета на повышенном уровне;
- подготовка учащегося к экзаменам по выбору.
Межпредметные (профориентационные) курсы должны исполнять роль ознакомительных. Они вводят ученика в мир современных профессий.
Задачами курсов данного вида являются:
- создание базы для профильной и профессиональной ориентации учащихся;
- обеспечение внутрипрофильной специализации.
Рекомендуемая продолжительность курса – от 3-х недель, месяца до одной четверти.
Надпредметные курсы призваны:
- организовать пробы выбора учеником различных курсов;
- организовать участие ребят в проектной деятельности по выбранному профилю;
- уточнить готовность к освоению выбранного профиля.
Курсы по выбору (элективные) разрабатываются в научно-методических центрах, а также самими педагогами, методистами, причём в некоторых экспериментальных регионах уже созданы десятки самых разнообразных элективных курсов.
Методические особенности профильного обучения
Концепция профильного обучения акцентирует внимание на двух системообразующих принципах предпрофильной подготовки: введение курсов по выбору, считая при этом одной из основных их функцией – профориентационную, и модернизация системы итоговой аттестации, оценки.
Мотивация. Изначально предполагается, что курс по выбору должен сам по себе вызывать познавательную мотивацию ребенка, однако первоначальная мотивация под действием тех или иных обстоятельств может значительно изменяться. Поэтому учитель, ведущий курс, должен постоянно формировать мотивацию, используя все возможные методические приемы:
- интересное преподавание; рождающее увлеченность
- успех, умножающий желание;
- ставку на самостоятельность и самодеятельность детей, повышающую эффективность работы;
- включение практических, деятельностных форм работы;
- требовательность, основанную на доверии;
- применение воздействий через коллектив и др.
Источник: studfile.net
«Предпрофильная подготовка в школе как важнейший компонент самоопределения учащихся»
статья на тему
В современной школе предпрофильная подготовка является важнейшим компонентом, одним из условий индивидуализации обучения и подготовки учащихся к жизненно важному выбору, точность которого будет зависеть от умения реально оценивать свои силы, принимать и осуществлять решения, нести ответственность за свой выбор.
В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования ведётся профильное обучение. Очевидно, что основная школа должна активно включиться в этот процесс: необходимо проведение системной подготовительной работы в конце обучения в основной школе.
В Концепции профильного обучения отмечается, что «реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора — предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности».
Важность подготовки к этому ответственному выбору — профиля обучения, а в перспективе и будущей профессии — определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе.
На сегодняшний день можно сказать, что предпрофильная подготовка — это система
содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности.
Предпрофильная подготовка является частью профильного обучения, выполняя подготовительные функции, помогая ученику девятого, еще лучше восьмого класса, определиться с направлением его дальнейшего обучения.
Какую сферу деятельности выбрать? Гуманитарную, математическую, естественно — научную?
Школа не избирает профессию, а лишь профиль, по которому ученик будет обучаться в 10-11 классах или ином учебном заведении. Т.е. он сам выбирает образовательную траекторию после окончания основной школы.
Основная цель предпрофильной подготовки в основной школе : формирование у детей способности делать осознанный выбор дальнейшего профиля образования.
Школьники должны уметь объективно оценивать свои способности в выборе профиля, быть готовыми для получения качественного образования.
Основными составляющими предпрофильной подготовки являются:
- Курсы по выбору , которые должны помочь учащимся реально оценить свои возможности и сориентировать их в дальнейшем выборе профиля обучения.
- Создание образовательной сети , которая будет включать в себя самые разные типы образовательных учреждений: школы, учреждения дополнительного образования, профессионального обучения.
- Информационная работа , т.е. спланированные действия по информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им образовательной сети.
- Профильная ориентация — специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения, а также на повышение готовности подростка к социальному, профессиональному, культурному самоопределению в целом.
Образовательный рейтинг выпускника основной школы определяется :
— результатами итоговой аттестации ;
— «портфолио», т. е. совокупностью индивидуальных образовательных достижений (личный «портфель учебных достижений»), достигнутых учеником во образовательной деятельности.
Основной целью нашей школы является создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки , способствующей самоопределению обучающихся относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения и выбору способа получения дальнейшего образования.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
- Выявление интересов и склонностей, способностей обучающихся, формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе.
- Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным самоопределением.
- Развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности.
- Формирование способности принимать адекватное решение относительно выбора дальнейшего направления образования, пути получения профессии.
На основе регионального базисного учебного плана 2004 года разработан и утверждён учебный план для обучающихся девятых классов. Из часов, отведенных на компонент образовательного учреждения, были выделены часы на организацию предпрофильной подготовки.
В 2013-2014 учебном году в рамках предпрофильной подготовки педагогами нашей школы реализуются следующие программы курсов по выбору для обучающихся 9 класса:
- «Я и моя профессия»;
- «К тайнам мысли и слова»;
- «Элементы комбинаторики и теории вероятностей».
В школе создан банк программ курсов по выбору:
- «Элементы комбинаторики»
- «Компьютерные технологии»
- «Основы электротехники»
- «Агрономия – ведущая отрасль сельскохозяйственного производства» и др.
Все представленные программы курсов по выбору соответствуют требованиям.
Курсы по выбору проводятся на достаточном методическом уровне. Учителя используют разнообразные формы и методы обучения, элементы новых педагогических технологий, связь с жизнью.
На всех курсах постоянно идет расширение области изучаемого материала за рамки программы, умело создается атмосфера творчества, ситуация успеха и полного взаимопонимания.
На каждой из этих курсов методически грамотно излагается изучаемый материал, используется индивидуальный подход к учащимся, активные формы работы, используется современное компьютерное оборудование, Интернет-ресурсы.
Самыми популярными и востребованными курсами являются:
«Биология твоего здоровья»,
«Культура общения делового человека» и др.
В рамках данных курсов реализованы учебные проекты «Будь здоров!», «Грамотный покупатель», «Я и моя профессия».
По завершению курсов учащимися были представлены:
- рефераты,
- творческие работы;
- информационные буклеты;
- мультимедийные презентации;
- сочинения и т.п.
В рамках предпрофильной подготовки формируется портфолио достижений учащегося, куда включаются важные показатели учебной и внеучебной деятельности. Портфолио позволяет учащемуся реально с учетом требований времени планировать, прогнозировать и составлять свой индивидуальный маршрут непрерывного образования с учетом личностных качеств и желаний.
Ведется непрерывная работа с родителями .
- родительские собрания на темы:
«Все работы хороши – выбирай на вкус»
«Все профессии важны, все профессии нужны»
«Самые востребованные профессии Рязанской области» и др.
- анкетирование и собеседования ;
- День открытых дверей «Дорога в будущее »;
- Презентация курсов по выбору для учащихся и их родителей
С целью профильной ориентации учащихся 8-9 классов при участии социального педагога школы, учителей – предметников, классных руководителей ежегодно проводятся следующие мероприятия:
Весь информационный материал для учащихся и родителей размещен и постоянно обновляется на школьном сайте.
В рамках сетевой формы реализации образовательных программ по типу взаимоотношений: «школа-школа», «школа – ПУ», «школа-лицей», «школа-техникум», идет работа по взаимодействию с ПУ и СУЗами р.п. Пронск, г. Скопин, г. Рязань.
Предпрофильная подготовка в старших классах основной школы позволяет учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, то есть, по сути, совершить первичное профессиональное самоопределение.
Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей ждет молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала.
Учащиеся, оканчивающие 9-й класс, должны быть готовы не только к профильному обучению, но и к дальнейшему жизненному, профессиональному и социальному самоопределению.
И мы обращаемся к детям с такими словами:
Друзья, берегите минуту и час
Любого из школьных дней.
Пусть станет профессором каждый из вас
В профессии нужной своей.
Расширение представления о мире профессий происходит, начиная с начальной школы.
В начальной школе дети в игровой форме знакомятся с миром профессий. Участвуя в ролевых играх, в интерактивных викторинах, ребенок получает возможность, соответственно своему возрасту, освоить первичную информацию о профессиональном поле.
Готовясь к переходу в среднее звено, каждый ученик принимает участие в проектах «Зажги свою звезду», «Профессии моих родителей», в конкурсе рисунков «Моя будущая профессия».
А создание портфолио – это увлекательная совместная кропотливая работа детей и их родителей.
Источник: nsportal.ru