Что такое предпрофессиональная программа

Одним из целевых ориентиров деятельности организации дополнительного образования детей является адаптация обучающихся к жизни в обществе, их профессиональная ориентация. Профессиональная ориентация обеспечивается реализацией дополнительных общеобразовательных программ и программ предпрофессиональной подготовки.

Последний вид программ получил свое развитие в связи с появлением нового закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. До этого идея предпрофессиональной подготовки терминологически звучала, как «допрофессиональная подготовка». Допрофесси- ональная подготовка была актуализирована в связи с рекомендациями ЮНЕСКО и Международной конференции труда (1965) по профтехобразованию и подготовке, согласно которым уровень трудового обучения в общеобразовательных школах определен как допрофессиональ- ный. В советской литературе этот термин употребляется сравнительно редко. Предпрофессиональная и начальная профессиональная подготовка в области образования реализуется посредством дополнительных общеобразовательных программ, в области физической культуры и спорта, в области искусства реализуются дополнительные предпро- фессиональные программы.

Дополнительные общеразвивающие программы: варианты разработки

Предпрофессиональная и начальная профессиональная подготовка в контексте социализации и социального становления детей могут иметь многоаспектную направленность по целям, содержанию, методам, результатам.

Исследования предпрофессиональной и начальной профессиональной подготовки детей в сфере ДОД позволили создать следующую модель ее организации.

Цели: воспитание трудолюбия, формирование потребности в труде, осознанное отношение к нему, стремление и умение постоянно совершенствовать основы мастерства; развитие значимых для профессиональной деятельности психофизиологических функций организма, профессионально важных качеств личности, общих (интеллектуальных, творческих, физических и др.) и специальных (математических, художественных и др.) способностей; формирование профессионализма (профкомпетентности) в избранной деятельности в сочетании с широким политехническим кругозором и профессиональной мобильностью; включение в реальные трудовые отношения, накопление социального опыта в коллективном труде; воспитание культуры личности; овладение современными экономическими знаниями, формирование нового экономического мышления, предприимчивости, участие в реальной экономической деятельности; воспитание самостоятельности, инициативности, формирование готовности творчески разрешать проблемные ситуации, принимать нестандартные решения; приобщение детей к конструкторской, научно-исследовательской деятельности.

Содержание обеспечивается на уровне допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки.

Предпрофессиональная подготовка в ДОД может включать в себя:

Начальная профессиональная подготовка в ДОД может включать в себя:

  • • профессиналъно-учебную адаптацию, процесс постепенного приспособления, «привыкания» новичка к требованиям, режиму работы, содержанию профессиональных обязанностей, особенностям рабочего места;
  • • начальное профессиональное образование, процесс получения знаний, умений и навыков в конкретной профессии;
  • • учебно-производственная деятельность детей, процесс участия детей в производственной деятельности УДО в составе детских производственных бригад.

Методы также можно подразделить на методы допрофессиональ- ной и начальной профессиональной подготовки.

Дополнительная предпрофессиональная программа «Инструменты эстрадного оркестра»

Методы предпрофессионалъной подготовки:

  • • Для дошкольников — игра, общение, доступный ручной труд, позволяющие с ранних лет накапливать положительный трудовой опыт, развивать эмоциональную сферу в процессе выполнения доступных трудовых заданий.
  • • Для младших школьников — интеграция трудового обучения и занятий: уроки творчества, проба сил в различных видах труда (техническое и художественное творчество, прикладное творчество и др.).
  • • Для средних школьников — дифференциация по видам осваиваемых трудовых операций (например, обработка металла, древесины, других природных материалов, кулинарные работы и т. д.) в соответствии с желаниями и потребностями детей.

Методы начальной профессиональной подготовки. До уровня начальной профессиональной подготовки доходят в основном старшеклассники. Основными для них будут следующие методы: ведение научно-исследовательской работы, создание проблемных ситуаций, самостоятельное изготовление продукта, творчество, работа в детских производственных бригадах и др.

Результат на уровне предпрофессионалъной подготовки: появление у ребенка профессионального интереса, профессиональное самоопределение.

Результат на уровне начальной профессиональной подготовки:

адаптация к избранной профессии, получение знаний, умений и навыков по профессии; решение социальных и финансовых проблем через участие в детской производственной деятельности.

В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ констатируется следующее: «Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями». Так для предпрофессиональной подготовки приоритетными определены области физической культуры и спорта, искусства. Они являются подготовительным этапом профессионального образования.

Читайте также:
Программа обучения программированию самостоятельно

Цели дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и в области искусств предусматривают выявление одаренных детей и создание условий для их соответствующего образования:

  • — в первом случае — физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) подготовку к освоению этапов спортивной подготовки;
  • — во втором — художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств.

Специфика дополнительных предпрофессиональных программ

состоит в следующем:

  • 1) нормативная регламентированность;
  • 2) особый порядок набора;
  • 3) особый порядок аттестации обучающихся.

В целях регламентации дополнительных предпрофессиональных программ закон определяет федеральные государственные требования, включающие:

  • — обязательные требования к минимуму содержания,
  • — структуре дополнительных предпрофессиональных программ,
  • — условиям их реализации и срокам обучения по этим программам.

В соответствии с ФЗ «Об образовании» Федеральные государственные требования должны будут утверждаться уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (соответствующими министерствами — Министерством культуры, Министерством спорта, Министерством образования). В области физической культуры и спорта федеральные государственные требования должны учитывать требования федеральных стандартов спортивной подготовки.

Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам (как в области физической культуры и спорта, так и в области искусств) проводится на основании результатов индивидуального отбора. Цель такого отбора — выявить тех, кто имеет необходимые для освоения соответствующей образовательной программы способности (творческие способности и физические данные или способности в области физической культуры и спорта). Освоение дополнительных предпрофессиональных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся.

Порядок такого отбора и формы и порядок проведения итоговой аттестации по дополнительным предпрофессиональным программами должны определить Министерство культуры (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере культуры) и Министерство спорта (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта), а согласовать порядок призвано Минобрнауки (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования).

Источник: studme.org

Что такое предпрофессиональные классы, как туда поступить и какие бонусы они дают

У родителей всегда много вопросов по поводу образования ребёнка: в какую школу пойти, как успешно сдать ЕГЭ и поступить в вуз мечты. Заместитель директора городского методического центра Михаил Бородин в эфире программы «Радиошкола» рассказал, что такое предпрофессиональное образование, как попасть в такой класс и почему успешные компании готовы сотрудничать со школьниками.

Что такое предпрофессиональные классы и чем они отличаются от профильных?

Во время профильного обучения школьники углублённо изучают некоторые предметы, им дают академические знания и базу. А в программы предпрофильного образования, помимо этого, включены ещё и практико-ориентированные курсы, которые знакомят детей с будущей профессией.

Они организованы по формуле школа+ вузы-партнеры + работодатели. То есть это образование не только внутри школьной среды.

Ребята посещают практикумы, экскурсии и мастер-классы на площадках столичных университетов. Они заранее знакомятся с теми преподавателями, с тем вузом, в который планируют поступать. Например, в инженерном классе школьники серьёзно занимаются математикой и физикой, но при этом в учебном плане у них есть и программирование, и робототехника, и прототипирование. Важно, что это не теоретические курсы. Они проводятся в предпрофессиональных лабораториях, то есть это слово применимо и к учебной среде.

Школы, которые участвуют в проектах предпрофессионального образования, оснащены современным оборудованием, там есть 3D-принтеры, сканеры, сканирующие микроскопы

В общем, это серьёзная среда, в которой есть профессиональные инструменты для современных востребованных профессионалов: врачей, инженеров, специалистов в сфере информационных технологий и сфере науки.

Есть ещё один нюанс. Когда ребёнок выбирает себе направление, например связанное с лабораторным химическим анализом, и тратит на это своё время, ходит на практикумы в университете и на площадки работодателей, ему нужна поддержка школы. И она идёт навстречу интересам и достижениям ученика. Его участие в предпрофессиональной конференции и мероприятиях университетов часто засчитывается как результаты школьной программы.

Читайте также:
Как работает программа продюсер

На мой взгляд, сегодня у московских школьников, в принципе, есть множество возможностей дополнительно показать себя и приобрести преимущество за счёт городских проектов. Это не только предпрофессиональное образование: есть масса разных мероприятий, конференций, комплекс ГТО, благодаря которым можно получить дополнительные баллы для вуза.

В каком классе начинается предпрофессиональное обучение?

Предпрофессиональное образование начинается в 10–11-х классах, но определиться с направлением лучше ещё раньше. Тогда у ребёнка заранее будет доступ к лабораторному оборудованию, занятиям в университетах и на площадках работодателей, потому что предпрофессиональное образование открыто для всех.

На нашем сайте есть мероприятия, на которые может зарегистрироваться любой ученик. А сами школы, которые развивают предпрофессиональное образование, используют все ресурсы, чтобы дать ребёнку возможность попробовать себя на практике. В этом смысле предпрофессиональное обучение связывает основное и дополнительное образование, потому что в этих школах и лабораториях часто проводят разные технологические кружки.

«Большая трагедия для медицины, когда со второго-третьего курса уходят 30% студентов»

Сейчас в каждом районе Москвы ребёнок может найти такую школу и такую среду. Самый востребованный проект — инженерный класс, они открыты в 110 московских школах. Причем эти инженерные лаборатории доступны не только ученикам из этой школы, но и из соседних. Получается, она работает как межрайонный центр предпрофессионального образования.

Второе направление — медицинский класс. Семьдесят одна школа в Москве открыла их, начала сотрудничество с медицинскими учреждениями и подготовку будущих врачей. Ещё одно очень важное направление — академический, или научно-технологический класс. В 2019 году появился также информационно-технологический класс. Есть востребованное и уже организованное кадетское образование.

И самое новое направление — педагогический класс, оно было открыто только в этом году.

В предпрофессиональный класс может попасть любой ребёнок?

Сейчас никаких дополнительных испытаний для этого не требуется: мы и так видим весь образовательный путь ребёнка. Электронный журнал, электронная школа, отчёты классных руководителей, работа школьного коллектива демонстрируют то, где ребёнок себя уже пробовал. При этом, конечно, самое главное — это желание самого ученика.

Пожалуй, единственным исключением можно назвать IT-класс. При запуске этого проекта проводили предварительное онлайн-тестирование для того, чтобы дети себя попробовали и поняли, насколько им сложно решать задачи, связанные уже с серьезным IT. После этого они уже принимали решение, идти в IT-класс или попробовать себя в чем-то другом.

Чем вузы-партнёры помогают школам?

Вместе со школами они создают программы курсов, практикумов, проводят на своей площадке много разных занятий, в том числе неучебных. Сегодня все университеты ввели правила приёма, благодаря которым учитывают индивидуальные достижения ребят при поступлении. На данный момент предпрофессиональное образование даёт от пяти до десяти баллов дополнительно.

У каждого школьника в предпрофессиональном классе есть возможность приобрести эти дополнительные баллы, участвуя в трёх ключевых городских мероприятиях.

1. Экзамен. В нём участвуют распределенные по сети университетов-партнеров проекты, и результаты засчитываются как дополнительные баллы при поступлении в университет.

2. Предпрофессиональная олимпиада (соревнования, олимпиады, а также электронные задачи на компьютере).

3. Предпрофессиональные конференции (для инженеров — «Инженеры будущего», для медиков — «Старт в медицину», для академиков проводятся конференции «Наука для жизни»).

Такие конференции не про чтение рефератов или обсуждение каких-то абстрактных идей. Ученики предпрофессиональных классов выполняют практико-ориентированные исследования и проекты. В качестве экспертов приглашаются работодатели, представители университетов. И, естественно, чем качественнее исследование, тем больше шансов стать победителем.

Откуда приходят работодатели?

На самом деле, в сотрудничестве больше заинтересованы именно работодатели, и они сами ищут интересные для них школы. Она, в свою очередь, в выборе никак не ограничена, выбирает любого партнера и занимается любым из направлений.

5 опасных мифов об образовании, которые могут лишить ребёнка будущего

Каждый год на конференциях ученики представляют чуть больше 4000 проектов, большая часть которых имеет потенциал для продолжения и внедрения. Все они выполнены под руководством университетов и потенциальных работодателей. Это один из самых важных моментов в нашем сотрудничестве. Например, в инженерном классе ребята выступали совместно с потенциальным работодателем и показывали свои достижения на Международном инженерном форуме.

Читайте также:
В программе 1с бухгалтерия 8 курсы валют могут быть

Сейчас все работодатели широко используют формат экскурсии, приглашения на практику. Стажировка — это пока новый опыт, который на сто процентов ещё не используют. Но уже есть такая практика, как составление отложенных трудовых договоров. Московские школьники заключают с работодателями соглашения, где прописано, куда их пригласят после того, как они приобретут необходимую компетенцию и получат высшее образование.

Разговор прошёл в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 16:00 на радио «Говорит Москва».

Фото: Shutterstock (SFROLOV)

Источник: mel.fm

Что такое предпрофессиональная программа

  • Об институте
  • Об институте
  • Сведения об образовательной организации
  • Новости
  • Проекты
  • Образование
    • Повышение квалификации
    • Энциклопедия СПО
    • Контакты
    • Войти

      Предпрофессиональная подготовка. Получение первой профессии

      Предпрофессиональная подготовка. Получение первой профессии

      Современным подросткам нелегко определиться с выбором профессии, ведь море специальностей сегодня огромно. Самоопределение может быть проведено с помощью профориентации, но это не всегда эффективно. Поэтому подготовка молодёжи к осознанному выбору профессии должна быть интегрирована в учебно-воспитательный процесс.

      Предпрофессиональные программы наряду с общеразвивающими программами являются подразделами дополнительных общеобразовательных программ. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

      Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ определяются в соответствии с частями 3 — 7 статьи 83 и частями 4 — 5 статьи 84 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция, действующая с 1 сентября 2020 года). Предпрофессиональная подготовка – это психолого-педагогическое содействие, обеспечивающее личностное самоопределение учащихся в области выбора профессий.

      Это инструмент, расширяющий представление учеников о дальнейшем образовании, будущей карьере, образе жизни и успешной социальной адаптации. Предпрофессиональной подготовкой в нашей стране занимаются школы, учреждения дополнительного образования, а также учреждения среднего профессионального образования и вузы. Основная работа идёт в школах с учениками 8-9 и 10-11 классов.

      Так, первая группа учеников в рамках школьной предпрофессиональной подготовки получают информацию о возможных путях продолжения образования, а также уже могут верно оценить свои силы и принять решение. С подростками проводят информационно-ознакомительную работу. Классные и общешкольные часы, индивидуальные консультации, анкетирование, презентации, ярмарки профессий.

      Интересный опыт предпрофессиональной подготовки учащихся 10-11 классов имеют московские школы. С 2015 года в столичной системе образования реализуется мегапроект «Интеграция разных уровней образования для достижения высоких образовательных результатов». Задачей данного проекта является формирование у ученика умений и навыков, необходимых для жизни в современном мире и будущей профессии. В рамках данного проекта предполагается новая роль школы как интегратора всех ресурсов города для формирования умений и навыков учащихся (выстроена система взаимодействия московских школ, колледжей, вузов и высокотехнологичных предприятий). Проект создает для московских школьников возможности глубокого знакомства и серьёзного понимания содержания, особенностей и перспективности самых различных видов профессиональной деятельности, востребованной в Москве.

      • медицинский класс;
      • инженерный класс;
      • академический класс;
      • ИТ-класс
      • новый педагогический класс;
      • кадетский класс.

      Образовательные программы в таких классах составляются с учетом запросов колледжей, техникумов и вузов, с которыми сотрудничают школы. А по окончанию программы дети сдают предпрофильный экзамен.

      На данный момент экзамен проводится по четырём направлениям: медицинскому, инженерному, академическому и военному. Испытание показывает, насколько ребята освоили азы будущей профессии.

      Экзамен состоит из теоретической и практической части. Практика проходит на базе колледжей или вузов.

      Формат практической части свой для каждого направления. Например, будущие медики показывают умение оказания первой помощи и навыки проведения медицинских процедур. Инженеры проектируют или собирают различные устройства.

      Учреждения среднего профессионального образования и учреждения дополнительного образования обычно практикуют в работе по предпрофессиональной подготовке такие методы:

      1. Профессиональное информирование.

      2. Профессиональная активизация.

      Нацелена на привлечение детей к к деятельности, которая способствует активизации их внутреннего потенциала, помогает расширять спектр знаний и навыков, активизирует познавательную заинтересованность.

      3. Профессиональные пробы.

      Учащиеся «примеряют» профессию на себя и оценивают свои возможности освоения какого-то направления.

      4. Профессиональное самоопределение.

      Непосредственный выбор профессии, на основе полученных знаний и навыков.

      Источник: irpo-site.ru

      Рейтинг
      ( Пока оценок нет )
      Загрузка ...
      EFT-Soft.ru