С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа поэтического кружка «Живое слово». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить детей с теорией литературы. Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 6-8 классов в возрасте 12-14 лет. Занятия проводятся из расчёта 34 часа в год.
Похожие материалы
документ | Программа поэтического кружка «Живое слово» | Бердникова Ольга Анатольевна | 6 Июн 2015 |
документ | Программа поэтического кружка «Живое слово» | Ольга Анатольевна Бердникова | 13 Авг 2015 |
документ | Рабочая программа кружка » Живое слово» | Яковлева Галина Викторовна | 20 Мар 2015 |
документ | Программа кружка «Живое слово» | Рязанова Ольга Владимировна | 27 Сен 2015 |
документ | Стихи поэтического кружка «Колобок» | Власова Татьяна Ивановна | 30 Мар 2015 |
документ | План работы кружка «Живое слово» | Егорушкина Ирина Александровна | 31 Мар 2015 |
документ | Рабочая программа по курсу «Живое слово» | Шамсутдинова Светлана Николаевна | 20 Мар 2015 |
документ | Образовательная программа «Живое слово» | Зуюс Татьяна Владимировна | 26 Окт 2015 |
документ | Авторская программа спецкурса «Живое слово» | Тагирова Миляуша Финсуровна | 4 Апр 2016 |
документ | Авторская программа спецкурса «Живое слово» | Тагирова Миляуша Финсуровна | 4 Апр 2016 |
документ | Программа творческого объединения поэтического клуба «Содружество» | Кутузова Татьяна Сергеевна | 20 Мар 2015 |
документ | Календарно-тематическое планирование драматического кружка «Живое слово» | Сидоркин Николай Аркадьевич | 20 Мар 2015 |
документ | Календарно-тематическое планирование занятий драматического кружка «Живое слово» | Сидоркин Николай Аркадьевич | 12 Апр 2015 |
документ | Программа кружка в 1 классе «Художественное слово» | Исакова Елена Николаевна | 26 Окт 2015 |
документ | Программа кружка «Русское слово» | Левашова Елена Петровна | 19 Янв 2016 |
документ | программа кружка «Художественное слово» | Бирюкова Наталья Николаевна | 25 Мар 2016 |
разное | программа литературно-краеведческого творческого объединения «Живое слово»краеведение | Мудрякова Елена Николаевна | 20 Мар 2015 |
документ | Программа ТО «Живое слово» для подготовки одаренных детей к олимпиадам | Горох Надежда Геннадьевна | 1 Апр 2015 |
документ | Программа элективного курса по русскому языку в 9кл «Живое слово» | Ширап Римма Кан-ооловна | 27 Июн 2015 |
документ | Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Живое слово» | Евлампьева Ольга Николаевна | 3 Авг 2015 |
разное | Программа внеурочной деятельности младших школьников кружок «Живое слово» для учащихся 1-4 классов (научно — познавательное направление) | Медведева Татьяна Николаевна | 19 Фев 2016 |
разное | Борис Пастернак «Гамлет». Анализ поэтического текста. | Капущак Марианна Николаевна | 1 Апр 2015 |
документ | рабочая программа по литературному чтению для 3 класс «Живое слово З.И.Романовская | Усова Аэлита Алексеевна | 15 Окт 2015 |
разное | презентация к занятию кружка «Русское слово». тема : «Слово» | Гордиенко Татьяна Ивановна | 15 Окт 2015 |
документ | Программа кружка для внеурочной деятельности духовно-нравственных бесед и рассказов для детей «Доброе слово» | Фадеева Елена Анатольевна | 1 Апр 2015 |
документ | Авторская программа дополнительного образования (кружка) «Художественное слово» (3 года обучения) | Виноградова Татьяна Павловна | 30 Апр 2015 |
документ | Конспект НОД «Живое слово» (слово, предложение) | Куклина Светлана Александровна | 5 Апр 2015 |
документ | Воспитательная программа «Живое право» | Вешкельская Марина Владимировна | 1 Апр 2015 |
презентация | Рождественская презентация поэтического клуба «Мы пробуем перо». | Камай Екатерина Сергеевна | 1 Апр 2015 |
документ | «Марина Цветаева. Лирика. Своеобразие поэтического стиля». | Пугачёва Ирина Петровна | 20 Ноя 2015 |
документ | Анализ поэтического текста Н. А. Некрасова «Элегия». | Пивоварова Елена Вениаминовна | 30 Мая 2015 |
документ | Анализ поэтического текста Н. А. Некрасова «Элегия». | Пивоварова Елена Вениаминовна | 30 Мая 2015 |
документ | Сценарий детского поэтического фестиваля «Ручеек» | Анна Константиновна Уланова | 18 Окт 2015 |
документ | Сценарий агитбригады «Живое слово» | Иванова Галина Борисовна | 20 Мар 2015 |
документ | Сценарий агитбригады «Живое слово» | Иванова Галина Борисовна | 20 Мар 2015 |
презентация | «Живое слово» презентация | Курилова Марина Валентиновна | 1 Апр 2015 |
документ | «Живое слово о войне» | Светова Ирина Евгеньевна | 16 Апр 2015 |
документ | Факультативный курс по литературному чтению «Живое слово». | Вересова Наталья | 2 Сен 2015 |
документ | План работы кружка «Родное слово» | Кузнецова Фарида Фаритовна | 20 Мар 2015 |
документ | Занятие кружка «Художественное слово» | Щетинина Елена Васильевна | 30 Мар 2015 |
Источник: pedportal.net
Литературно поэтическая программа
Поэтическая программа к всемирному дню поэзии
Режиссура поэтического представления в клубе
Поэтическое слово благодаря своей емкости, образности,, метафоричности»—одно из основных идейно-эмоциональных выразительных средств в клубе. Ни один тематический вечер, ни одно театрализованное представление не обходится бе» включения в’ сценарий тематической подборки стихов.
Стихи-монологи’ используются в прологах и эпилогах представления. Стихи-информаторы как бы вводят зрителей в предлагаемые обстоятельства, комментируют происходящие на сцене события или кинофотомонтаж на экране. Стихи-связки служат смысловыми мостиками между эпизодами. И, наконец, инсценированные стихи выступают в представлении как самостоятельные сценические образы.
Режиссер клубного массового представления все чаще обращается к такой разновидности сценического действия как поэтическое представление. Поэтические представления, природа которых требует ухода от быта и конкретизации, проложили дорогу к театру поэзии.
Если цель стиха—раскрытие в художественной, образной
форме.глубин человеческого.мышления, поэтизация слов политического лексикона, таких как. «революция», «класс», «пролетариат», «партия», «коммунизм», то задача театра поэзии-—вызвать у зрителей такую, цепь ассоциаций, которая создаст обобщенный поэтический образ, эмоционально раскрывающий мысль представления. Продолжая.свое развитие, клубный театр поэзии опирается в. своем поиске на опыт профессионального поэтического театра. Не случайно принципы агитационно-поэтического монтажа, которыми руководствовался при создании,, поэтического представления сценарист и актер В. Яхонтов,.взяты на вооружение современным клуб-, нымтеатром.поэзии, В. Яхонтов, пришел на сцену как публицист, агитатор, пронизав свои программы газетными статья-, ми,.политическими манифестами и документами. Независимо от того, какие бы композиции он не читал., будь то «Ленин», «Октябрь», все его работы прежде всего подчинялись сквозной мысли. Он, всегда стремился «проникнуть в суть», считая, что каждый художник обязан думать, «писать свое время». Путь прихода стиха на сцену определялся В. Яхонтовым «тремя этапами»:
1. Врастание в стих, т. е. освоение поэтической структуры произведения.
2. Проникновение в мир авторов, освоение идеологической стороны произведения, изучение сюжета и действующих лиц.
3. Отражение, т. е. воплощение художественного произведения». 1
Яхонтов,во всем любил контрасты, относя их к важнейшим принципам создания литературной композиции. Несомненно, что в формировании этих принципов большую роль сыграл «монтаж эпизодов» В. Мейерхольда, киномонтаж Дзиги Вертова и Сергея Эйзенштейна. Сталкивая в композиции различные темы, контрастные сопоставления, различные планы, он стремился создать определенный ритм, динамику и гармони-‘ ческую устойчивость.
В 1945 году режиссер С. Михоэлс ставит спектакль «Фрей-лехс», определяя зерно спектакля через свадебный стол емкой метафорой — «стол жизни». Свадебные обряды, песни, пляски, пантомимы — вот основа спектакля.
В 1964 году в Москве открывается театр поэта. Его основной принцип — содружество поэтов с профессиональными актерами. Главную роль в спектакле играет сам поэт, а весь полифонический спектр — свег, музыка, цветовые гаммы, иллюстрации, вокализы чтецко-хорового ансамбля служат для наиболее полного раскрытия его поэтического мира. Были поставлены спектакли: «О времени и о нас», «Жаворонок весенний», «Революция и поэты». В спектаклях приняли участие К. Симонов, М. Алигер, В. Боков.
(В последующие 1965—1970 годы было осуществлено много поэтических,, спектаклей. Режиссер В. Любимов поставил «Антимиры» А. Вознесенского; Б. Львов-Анохин — «Думу про Опанаса» Э. Багрицкого. Театр имени Моссовета — спектакль «Театр Гарсия Лорки» по стихам и документам Фредерико Гарсия Лорки; Театр им. Ермоловой—«Лейтенант Шмидт» и «905-й» Б. Пастернака (в основу их были положены также письма лейтенанта Шмидта). Для театра на Таганке поэзия стала лучшей формой публицистики, послужив основой спектаклей «Павшие и живые», «Послушайте» и других.
Опыт этих профессиональных театров помог утвердить жанр поэтического представления на клубной сцене.
‘Спектаклем «Парабола» на стихи А. Вознесенского открылся в Иваново самодеятельный театр поэзии. А театр поэзии Челябинского политехнического института начал свои представления с «Любавы» Б. Ручьева. За два года со дня открытия Театра поэзии при Доме культуры строителей г. Череповца в его репертуар вошли «Письмо в 30 век» Р. Рождественского, «Песня о Буревестнике» М. Горького, «Сказка о царе Салтане» А. Пушкина, «Братская ГЭС» Е. Евтушенко.
Ленинградский театр поэзии ДК Ленсовета за пять лет своего существования поставил свыше десяти поэтических представлений, среди которых наиболее значительными стали такие представления как «Левый марш» и «Мое открытие Америки» по стихам В. Маяковского, «Я — зайчик солнечный» по стихам Д. Хармса, «На поверке» по стихам поэтов, погибших во время Великой Отечественной войны.
Сложное и многообразное сочетание стихов, песен, прозы, писем, документов, фактов — весь этот синтез служил материалом композиционного построения сценариев, характерных для поэтических театрализованных массовых представлений.
Анализируя обширный сценарно-режиссерский материал поэтических спектаклей, можно выделить основные принципы их создания:
1. Открытая публицистичность, политическая заострен-
ность, служащая важнейшей принципиальной исходной точкой отбора и выстраивания поэтического материала.
В экспериментальном поэтическом представлении «Баллада о.красном цвете» театра поэзии ДК Ленсовета в прологе-эпизоде Красная площадь как бы полемизирует с шумихой западных радиостанций о том, что, якобы, «советская молодежь 70-х годов безвольна, инертна, политически неустойчива и недоверчива к историческому прошлому». В образной цепи эпизодов показывается вся несостоятельность этих измышлений. Знание социальной структуры своего времени, расстановка сил на политической арене — это исходный момент для сценариста-режиссера агитационно-поэтического представления.
2. Умение гармонично и точно подбирать художественный материал так, чтобы он всегда работал на основную мысль. Главные критерии такого отбора материала:
б) художественные достоинства,
в) эмоциональное воздействие,
г) возможность пластического решения на сцене.
Отбор материала исходя из его потенциальной возможности стать художественным образом на сцене — важнейший шаг к будущему спектаклю.
3. Поиск образного зрелищного раскрытия стиха.
Этот творческий принцип поэтического театра отвечает самой сути театрализации. Однако, неправильно было бы думать, что зрелищность необходима театру поэзии для большей доступности или развлекательности, хотя это и немаловажно в клубе как институте организации досуга. Зрелищность в данном случае выступает как способ повышения эфг фективности идейно-эмоционального воздействия на личность.
Стремления некоторых режиссеров, особенно в самодеятельном поэтическом театре взять этот принцип под сомнения свидетельствует о недостаточном понимании ими поэтического театра как средства коммунистического воспитания..
Создавая в Ленинграде экспериментальный поэтический театр, мы поставили задачу обосновать необходимость образного решения зримого показа стиха, а также показать неразрывную связь этой образности с воздействием на интеллектуальный мир человека, то есть экспериментально обосновать важнейший творческий принцип театра поэзии и театрализации в целом. Мы считали необходимым показать, что поэтш-ческий; спектакль обязательно допжен быть.зрелищным;, Но зрелище — не во имя развлекательности, а ради эмоционального воздействия на мысль и воображение зрителя.
Стих — напряженная, ритмически организованная форма речи. Условный театр — ритмически организованная и напряженная форма действия. Через единство этих закономернос-. тей и определяется условная форма поэтического представления на клубной сцене.
В ходе работы нашего экспериментального поэтического театра отрабатывались пути зрелищного открытия стиха.
При этом мы стремились через пластический рисунок фоновой группы действия расширить рамки стиха, усилить его эмоциональное звучание, что позволило нам создать образ коллективного действия через театрализацию. Вот как, например, создавался сценический образ стиха Е. Евтушенко «Трещина» в экспериментальном театрализованном представлении «Баллада о красном цвете».
Молодежь, приехавшая на строительство Братской ГЭС со всех уголков страны, танцует после рабочего дня на танцплощадке. Танец современный и не обязательно требует партнера. Но вот событие: «В плотине трещина!». Из разрозненной танцующей массы моментально организуется отряд, подчиненный единой задаче: спасти плотину.
Медленно цепляясь друг за друга руками, как бы находясь под напором водной стремнины, участники образуют еди-°ную стенку и начинают ее постепенно сплачивать. И наконец, приблизившись к трещине, в едином порыве рук, закрывают ее.
Этот поэтический эпизод решался как м-ассовое танцеваль-, ное действие, переходящее в пантомиму борьбы со стихией. ‘Контрастность действия хорошо передавала атмосферу стиха и его ритмическое построение.
Такой способ зрелищного раскрытия стиха широко использовался нами не только непосредственно в поэтической композиции, но и в прологе, в массовых сценах, в финале театрализованного клубного представления, помогая их образному решению.
Другой путь, испробованный нами, — использование пластического рисунка, в котором действует сам чтец, превращающийся в «персонаж» представления.
В этом случае происходит «персонификация» стиха, которая помогает осмыслению предлагаемых обстоятельств. Вот типичный пример из композиции, построенный на материале Великой Отечественной войны.
Участники экспериментального спектакля в.солдатских
плащпалатках и касках построены развернутым углом, как ••бы чуть пригнувшись от тяжести лафета перетаскиваемой пу-аи’ки. В центре построения — чтец, как один из этих солдат. Стихи звучат как его внутренний монолог.
Солдатские дороги. Коричневая грязь. С трудом волочишь ноги, На климат разъярясь.