Что такое поэтическая программа

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа поэтического кружка «Живое слово». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить детей с теорией литературы. Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 6-8 классов в возрасте 12-14 лет. Занятия проводятся из расчёта 34 часа в год.

Похожие материалы

Тип Название материала Автор Опубликован
документ Программа поэтического кружка «Живое слово» Бердникова Ольга Анатольевна 6 Июн 2015
документ Программа поэтического кружка «Живое слово» Ольга Анатольевна Бердникова 13 Авг 2015
документ Рабочая программа кружка » Живое слово» Яковлева Галина Викторовна 20 Мар 2015
документ Программа кружка «Живое слово» Рязанова Ольга Владимировна 27 Сен 2015
документ Стихи поэтического кружка «Колобок» Власова Татьяна Ивановна 30 Мар 2015
документ План работы кружка «Живое слово» Егорушкина Ирина Александровна 31 Мар 2015
документ Рабочая программа по курсу «Живое слово» Шамсутдинова Светлана Николаевна 20 Мар 2015
документ Образовательная программа «Живое слово» Зуюс Татьяна Владимировна 26 Окт 2015
документ Авторская программа спецкурса «Живое слово» Тагирова Миляуша Финсуровна 4 Апр 2016
документ Авторская программа спецкурса «Живое слово» Тагирова Миляуша Финсуровна 4 Апр 2016
документ Программа творческого объединения поэтического клуба «Содружество» Кутузова Татьяна Сергеевна 20 Мар 2015
документ Календарно-тематическое планирование драматического кружка «Живое слово» Сидоркин Николай Аркадьевич 20 Мар 2015
документ Календарно-тематическое планирование занятий драматического кружка «Живое слово» Сидоркин Николай Аркадьевич 12 Апр 2015
документ Программа кружка в 1 классе «Художественное слово» Исакова Елена Николаевна 26 Окт 2015
документ Программа кружка «Русское слово» Левашова Елена Петровна 19 Янв 2016
документ программа кружка «Художественное слово» Бирюкова Наталья Николаевна 25 Мар 2016
разное программа литературно-краеведческого творческого объединения «Живое слово»краеведение Мудрякова Елена Николаевна 20 Мар 2015
документ Программа ТО «Живое слово» для подготовки одаренных детей к олимпиадам Горох Надежда Геннадьевна 1 Апр 2015
документ Программа элективного курса по русскому языку в 9кл «Живое слово» Ширап Римма Кан-ооловна 27 Июн 2015
документ Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Живое слово» Евлампьева Ольга Николаевна 3 Авг 2015
разное Программа внеурочной деятельности младших школьников кружок «Живое слово» для учащихся 1-4 классов (научно — познавательное направление) Медведева Татьяна Николаевна 19 Фев 2016
разное Борис Пастернак «Гамлет». Анализ поэтического текста. Капущак Марианна Николаевна 1 Апр 2015
документ рабочая программа по литературному чтению для 3 класс «Живое слово З.И.Романовская Усова Аэлита Алексеевна 15 Окт 2015
разное презентация к занятию кружка «Русское слово». тема : «Слово» Гордиенко Татьяна Ивановна 15 Окт 2015
документ Программа кружка для внеурочной деятельности духовно-нравственных бесед и рассказов для детей «Доброе слово» Фадеева Елена Анатольевна 1 Апр 2015
документ Авторская программа дополнительного образования (кружка) «Художественное слово» (3 года обучения) Виноградова Татьяна Павловна 30 Апр 2015
документ Конспект НОД «Живое слово» (слово, предложение) Куклина Светлана Александровна 5 Апр 2015
документ Воспитательная программа «Живое право» Вешкельская Марина Владимировна 1 Апр 2015
презентация Рождественская презентация поэтического клуба «Мы пробуем перо». Камай Екатерина Сергеевна 1 Апр 2015
документ «Марина Цветаева. Лирика. Своеобразие поэтического стиля». Пугачёва Ирина Петровна 20 Ноя 2015
документ Анализ поэтического текста Н. А. Некрасова «Элегия». Пивоварова Елена Вениаминовна 30 Мая 2015
документ Анализ поэтического текста Н. А. Некрасова «Элегия». Пивоварова Елена Вениаминовна 30 Мая 2015
документ Сценарий детского поэтического фестиваля «Ручеек» Анна Константиновна Уланова 18 Окт 2015
документ Сценарий агитбригады «Живое слово» Иванова Галина Борисовна 20 Мар 2015
документ Сценарий агитбригады «Живое слово» Иванова Галина Борисовна 20 Мар 2015
презентация «Живое слово» презентация Курилова Марина Валентиновна 1 Апр 2015
документ «Живое слово о войне» Светова Ирина Евгеньевна 16 Апр 2015
документ Факультативный курс по литературному чтению «Живое слово». Вересова Наталья 2 Сен 2015
документ План работы кружка «Родное слово» Кузнецова Фарида Фаритовна 20 Мар 2015
документ Занятие кружка «Художественное слово» Щетинина Елена Васильевна 30 Мар 2015
Читайте также:
Чем перевести программу на русский язык

Источник: pedportal.net

Литературно поэтическая программа

Поэтическая программа к всемирному дню поэзии

Режиссура поэтического представления в клубе

Поэтическое слово благодаря своей емкости, образности,, метафоричности»—одно из основных идейно-эмоциональных выразительных средств в клубе. Ни один тематический вечер, ни одно театрализованное представление не обходится бе» включения в’ сценарий тематической подборки стихов.

Стихи-монологи’ используются в прологах и эпилогах пред­ставления. Стихи-информаторы как бы вводят зрителей в предлагаемые обстоятельства, комментируют происходящие на сцене события или кинофотомонтаж на экране. Стихи-связки служат смысловыми мостиками между эпизодами. И, наконец, инсценированные стихи выступают в представлении как самостоятельные сценические образы.

Режиссер клубного массового представления все чаще об­ращается к такой разновидности сценического действия как поэтическое представление. Поэтические представления, при­рода которых требует ухода от быта и конкретизации, про­ложили дорогу к театру поэзии.

Если цель стиха—раскрытие в художественной, образной

форме.глубин человеческого.мышления, поэтизация слов по­литического лексикона, таких как. «революция», «класс», «пролетариат», «партия», «коммунизм», то задача театра по­эзии-—вызвать у зрителей такую, цепь ассоциаций, которая создаст обобщенный поэтический образ, эмоционально рас­крывающий мысль представления. Продолжая.свое развитие, клубный театр поэзии опирается в. своем поиске на опыт про­фессионального поэтического театра. Не случайно принципы агитационно-поэтического монтажа, которыми руководство­вался при создании,, поэтического представления сценарист и актер В. Яхонтов,.взяты на вооружение современным клуб-, нымтеатром.поэзии, В. Яхонтов, пришел на сцену как публи­цист, агитатор, пронизав свои программы газетными статья-, ми,.политическими манифестами и документами. Независимо от того, какие бы композиции он не читал., будь то «Ленин», «Октябрь», все его работы прежде всего подчинялись сквоз­ной мысли. Он, всегда стремился «проникнуть в суть», считая, что каждый художник обязан думать, «писать свое время». Путь прихода стиха на сцену определялся В. Яхонтовым «тремя этапами»:

1. Врастание в стих, т. е. освоение поэтической структуры произведения.

2. Проникновение в мир авторов, освоение идеологической стороны произведения, изучение сюжета и действующих лиц.

3. Отражение, т. е. воплощение художественного произве­дения». 1

Яхонтов,во всем любил контрасты, относя их к важнейшим принципам создания литературной композиции. Несомненно, что в формировании этих принципов большую роль сыграл «монтаж эпизодов» В. Мейерхольда, киномонтаж Дзиги Вер­това и Сергея Эйзенштейна. Сталкивая в композиции различ­ные темы, контрастные сопоставления, различные планы, он стремился создать определенный ритм, динамику и гармони-‘ ческую устойчивость.

Читайте также:
Чем программа отличается от стратегии

В 1945 году режиссер С. Михоэлс ставит спектакль «Фрей-лехс», определяя зерно спектакля через свадебный стол емкой метафорой — «стол жизни». Свадебные обряды, песни, пляски, пантомимы — вот основа спектакля.

В 1964 году в Москве открывается театр поэта. Его основ­ной принцип — содружество поэтов с профессиональными ак­терами. Главную роль в спектакле играет сам поэт, а весь полифонический спектр — свег, музыка, цветовые гаммы, ил­люстрации, вокализы чтецко-хорового ансамбля служат для наиболее полного раскрытия его поэтического мира. Были по­ставлены спектакли: «О времени и о нас», «Жаворонок ве­сенний», «Революция и поэты». В спектаклях приняли уча­стие К. Симонов, М. Алигер, В. Боков.

(В последующие 1965—1970 годы было осуществлено много поэтических,, спектаклей. Режиссер В. Любимов поставил «Антимиры» А. Вознесенского; Б. Львов-Анохин — «Думу про Опанаса» Э. Багрицкого. Театр имени Моссовета — спектакль «Театр Гарсия Лорки» по стихам и документам Фредерико Гарсия Лорки; Театр им. Ермоловой—«Лейтенант Шмидт» и «905-й» Б. Пастернака (в основу их были положены также письма лейтенанта Шмидта). Для театра на Таганке поэзия стала лучшей формой публицистики, послужив основой спек­таклей «Павшие и живые», «Послушайте» и других.

Опыт этих профессиональных театров помог утвердить жанр поэтического представления на клубной сцене.

‘Спектаклем «Парабола» на стихи А. Вознесенского от­крылся в Иваново самодеятельный театр поэзии. А театр поэ­зии Челябинского политехнического института начал свои представления с «Любавы» Б. Ручьева. За два года со дня открытия Театра поэзии при Доме культуры строителей г. Череповца в его репертуар вошли «Письмо в 30 век» Р. Рождественского, «Песня о Буревестнике» М. Горького, «Сказка о царе Салтане» А. Пушкина, «Братская ГЭС» Е. Евтушенко.

Ленинградский театр поэзии ДК Ленсовета за пять лет своего существования поставил свыше десяти поэтических представлений, среди которых наиболее значительными стали такие представления как «Левый марш» и «Мое открытие Америки» по стихам В. Маяковского, «Я — зайчик солнечный» по стихам Д. Хармса, «На поверке» по стихам поэтов, погиб­ших во время Великой Отечественной войны.

Сложное и многообразное сочетание стихов, песен, прозы, писем, документов, фактов — весь этот синтез служил мате­риалом композиционного построения сценариев, характерных для поэтических театрализованных массовых представлений.

Анализируя обширный сценарно-режиссерский материал поэтических спектаклей, можно выделить основные принци­пы их создания:

1. Открытая публицистичность, политическая заострен-

ность, служащая важнейшей принципиальной исходной точ­кой отбора и выстраивания поэтического материала.

В экспериментальном поэтическом представлении «Балла­да о.красном цвете» театра поэзии ДК Ленсовета в прологе-эпизоде Красная площадь как бы полемизирует с шумихой западных радиостанций о том, что, якобы, «советская моло­дежь 70-х годов безвольна, инертна, политически неустойчива и недоверчива к историческому прошлому». В образной цепи эпизодов показывается вся несостоятельность этих измышле­ний. Знание социальной структуры своего времени, расстанов­ка сил на политической арене — это исходный момент для сце­нариста-режиссера агитационно-поэтического представления.

2. Умение гармонично и точно подбирать художественный материал так, чтобы он всегда работал на основную мысль. Главные критерии такого отбора материала:

б) художественные достоинства,

в) эмоциональное воздействие,

г) возможность пластического решения на сцене.

Отбор материала исходя из его потенциальной возможно­сти стать художественным образом на сцене — важнейший шаг к будущему спектаклю.

Читайте также:
Что такое программа core

3. Поиск образного зрелищного раскрытия стиха.

Этот творческий принцип поэтического театра отвечает самой сути театрализации. Однако, неправильно было бы думать, что зрелищность необходима театру поэзии для боль­шей доступности или развлекательности, хотя это и немало­важно в клубе как институте организации досуга. Зрелищ­ность в данном случае выступает как способ повышения эфг фективности идейно-эмоционального воздействия на личность.

Стремления некоторых режиссеров, особенно в самодея­тельном поэтическом театре взять этот принцип под сомнения свидетельствует о недостаточном понимании ими поэтическо­го театра как средства коммунистического воспитания..

Создавая в Ленинграде экспериментальный поэтический театр, мы поставили задачу обосновать необходимость образ­ного решения зримого показа стиха, а также показать нераз­рывную связь этой образности с воздействием на интеллекту­альный мир человека, то есть экспериментально обосновать важнейший творческий принцип театра поэзии и театрализа­ции в целом. Мы считали необходимым показать, что поэтш-ческий; спектакль обязательно допжен быть.зрелищным;, Но зрелище — не во имя развлекательности, а ради эмоционально­го воздействия на мысль и воображение зрителя.

Стих — напряженная, ритмически организованная форма речи. Условный театр — ритмически организованная и напря­женная форма действия. Через единство этих закономернос-. тей и определяется условная форма поэтического представле­ния на клубной сцене.

В ходе работы нашего экспериментального поэтического театра отрабатывались пути зрелищного открытия стиха.

При этом мы стремились через пластический рисунок фо­новой группы действия расширить рамки стиха, усилить его эмоциональное звучание, что позволило нам создать образ коллективного действия через театрализацию. Вот как, напри­мер, создавался сценический образ стиха Е. Евтушенко «Тре­щина» в экспериментальном театрализованном представлении «Баллада о красном цвете».

Молодежь, приехавшая на строи­тельство Братской ГЭС со всех уголков страны, танцует пос­ле рабочего дня на танцплощадке. Танец современный и не обязательно требует партнера. Но вот событие: «В плотине трещина!». Из разрозненной танцующей массы моментально организуется отряд, подчиненный единой задаче: спасти пло­тину.

Медленно цепляясь друг за друга руками, как бы нахо­дясь под напором водной стремнины, участники образуют еди-°ную стенку и начинают ее постепенно сплачивать. И наконец, приблизившись к трещине, в едином порыве рук, закрывают ее.

Этот поэтический эпизод решался как м-ассовое танцеваль-, ное действие, переходящее в пантомиму борьбы со стихией. ‘Контрастность действия хорошо передавала атмосферу стиха и его ритмическое построение.

Такой способ зрелищного раскрытия стиха широко исполь­зовался нами не только непосредственно в поэтической компо­зиции, но и в прологе, в массовых сценах, в финале театра­лизованного клубного представления, помогая их образному решению.

Другой путь, испробованный нами, — использование плас­тического рисунка, в котором действует сам чтец, превраща­ющийся в «персонаж» представления.

В этом случае происходит «персонификация» стиха, кото­рая помогает осмыслению предлагаемых обстоятельств. Вот типичный пример из композиции, построенный на материале Великой Отечественной войны.

Участники экспериментального спектакля в.солдатских

плащпалатках и касках построены развернутым углом, как ••бы чуть пригнувшись от тяжести лафета перетаскиваемой пу-аи’ки. В центре построения — чтец, как один из этих солдат. Стихи звучат как его внутренний монолог.

Солдатские дороги. Коричневая грязь. С трудом волочишь ноги, На климат разъярясь.

А у нас на Руси. Музыкально-поэтическая программа

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru