Что такое подробная программа в музыке

Это «Осенняя песнь» Чайковского и «Буря» Россини, пьесы из «Карнавала» Шумана и «Картинок с выставки» Мусоргского.

Чтобы полнее раскрыть свой замысел перед слушателями и исполнителями, композиторы нередко, помимо названия, дают к своим произведениям литературное предисловие. Лядов, например, в предисловии к сказочной пьесе для оркестра «Кикимора» использовал слова из народного сказания, которыми было навеяно это произведение: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах.

От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн – говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору в хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастет Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым малешенька, с наперсточек, а туловище не спознать с соломиной. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной». Такое предисловие помогает «услышать» в одном из эпизодов произведения «хрустальную колыбельку», в которой укачивают Кикимору:

Литературные предисловия, как и заголовки пьес (а они могут быть заимствованы из литературы, живописи, подсказаны самой жизнью), являются своеобразной программой произведений. Поэтому инструментальные сочинения, которые их имеют, называют программными, или программной музыкой. В программных произведениях находят яркое воплощение правдивые и фантастические истории, изображаются картины природы, птицы и звери, герои известных сказок из литературных произведений.

Элегантный Джаз — Расслабляющая Музыка Утреннего Кофе и Босса Нова Музыка для работы, учебы

Композиторы часто обращаются к программной музыке. Программные пьесы есть в «Детском альбоме» Чайковского, «Детской музыке» Прокофьева, «Альбоме для юношества» Шумана, во многих сборниках педагогического репертуара. Специально для детей французский композитор Бизе написал для фортепиано сюиту «Детские игры», Сен-Санс «Карнавал животных».

Н.А. Римский-Корсаков. «Шахерезада». Можно назвать немало других замечательных произведений программной музыки. Среди них симфоническая сюита Римского-Корсакова «Шехеразада». На ее создание композитора вдохновили увлекательные арабские сказки «Тысяча и одна ночь».

Но чтобы слушатели связали эту музыку с образами известных сказок, автор назвал свое сочинение по имени сказочницы Шехеразады. «Я хотел лишь немного направить фантазию слушателя на ту дорогу, по которой шла моя собственная фантазия, – писал он. Мне хотелось, чтобы слушатель вынес бы впечатление, что это, несомненно, восточное повествование о каких-то многочисленных и разнообразных сказочных чудесах».

П.И. Чайковский. «Зимние грёзы». Но есть и совсем иные примеры. Первая симфония Чайковского названа композитором «Зимние грезы». Такое название настраивает слушателей на лирический лад, вызывая в памяти картины зимней природы и пробуждая чувства, которые они навевают. А вот одиннадцатая симфония Шостаковича имеет программный заголовок «1905год».

Композитор посвятил ее событиям первой революции в России, свой замысел он раскрыл в названиях каждой из четырех частей: «Дворцовая площадь», «9-е января», «Вечная память», «Набат».

Музыка – искусство звуков, она способна воспроизводить многое из того, что мы слышим вокруг себя. Это и голоса птиц, и шелест леса, и плеск волн, и раскаты грома, то есть различные звуки природы и всевозможные звуки и шумы, возникающие в процессе деятельности людей (перезвон колоколов, движение поезда и т.д.). Звукоподражательные, или, по-другому, звукоизобразительные возможности музыки помогают композиторам создать яркие картины природы, передать в звуках то или иное событие, явление.

Л.В. Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная». Немало звукоизобразительных приемов можно встретить в программной музыке, воплощающей образы природы. Такова шестая симфония Бетховена, имеющая программное название «Пасторальная». («Пасторальный» значит «пастушеский».

Пасторальными называют произведения, в которых изображены сцены сельской жизни, картины природы. «Пасторальная» симфония Бетховена – одно из величайших произведений программной музыки). В симфонии есть и «Сцена у ручья» (вторая часть), и «Сцена грозы» (четвертая часть). Один из эпизодов второй части известен как «птичье трио». В нем флейта подражает трелям соловья, гобой пению перепелки, а кларнет голосу кукушки:

Подобная «звуковая живопись» призвана не только изобразить что-либо, но и выразить определенное настроение – радостное или грустное, спокойное или взволнованное, задумчивое или полное смятения и страха. Использование композитором приемов звукоподражания значительно обогащает выразительные возможности музыки, делает ее язык более образным и понятным.

Читайте также:
Математические программы для компьютера виды памяти

Слушая и разбирая далее произведения Чайковского, Мусоргского и Прокофьева, вы пополните свои представления о программной музыке, о звукоизобразительности, познакомитесь с тем, как используются различные выразительные средства композиторами столь разной творческой индивидуальности.

Часто встречаются циклы песен, хоров, инструментальных пьес, например, «Времена года» Чайковского. Симфонии, сюиты, состоящие из нескольких частей, также относятся к циклическим произведениям). Композитор создал его под впечатлением рисунков своего друга, безвременно скончавшегося художника В.А.Гартмана. Каждая из пьес служит иллюстрацией к какому-либо из его рисунков. Об этом говорят их программные названия: «Гном», «Старый замок», «Балет не вылупившихся птенцов», «Богатырские ворота» и т.д.

Пьеса «Избушка на курьих ножках» навеяна рисунком Гартмана, на котором были изображены часы в виде избушки Бабы яги. Фантазия композитора оказалась щедрой. В эскизе художника он увидел целую сценку в духе русских народных сказок, где есть и фантастический полет Бабы-Яги, и чудеса глухого таинственного леса.

В пьесе три части. Первая и третья изображают полет Бабы-Яги, а средняя – картину дремучего сказочного леса. Музыка начинается с сильных и резких звуков – это удары клюки Бабы-Яги. Причудливо звучат акцентированные скачки на большую септиму.

Впечатление чего-то фантастического, страшного далее еще больше усиливается. Полет Бабы-Яги в ступе изображает стремительная неустойчивая тема. В ней угловатые, резко подчеркнутые скачки в басу и отрывистые аккорды с форшлагом в верхнем регистре. «Пестом погоняет, метлой след заметает» – так говорится в народных сказках.

В вихре звуков вырисовывается энергичная, лихая мелодия дикой пляски.

Но вот вихрь стихает. Баба-Яга возвращается в свою избушку в дебри заколдованного леса. Начинается средняя часть пьесы. Характер музыки здесь совсем иной – глухой, таинственный, настороженный.

Более сдержанный темп, приглушенная звучность, контрасты регистров, угловатые скачки мелодии на фоне непрерывного тремоло (Тремоло – это быстрое многократное чередование двух звуков или созвучий). Так и кажется, будто сейчас увидишь лесную «нечисть». Вскоре, однако, все умолкает и воцаряется зловещая тишина.

Музыку к пьесе в драматическом театре композитор создает обычно в содружестве с драматургом или по заказу театра.

Это песни, танцы, хоры, а также инструментальные эпизоды. Музыка усиливает воздействие спектакля на зрителя. Она помогает ярче обрисовать тот или иной момент действия, передать настроение героя.

Музыку к драматическим спектаклям писали многие великие композиторы – Бетховен и Мендельсон, Бизе и Григ, Глинка и Чайковский, Прокофьев и Хачатурян. Порою созданная ими музыка выходила за пределы театра и приобретала самостоятельную концертную жизнь. Лучшие произведения театральной музыки вошли в сокровищницу классического искусства.

Эдвард Григ. «Пер Гюнт». «Пер Гюнт» – пьеса выдающегося норвежского драматурга, соотечественника Грига, Генриха Ибсена.

Герой драмы, крестьянин Пер Гюнт покидает родную деревню и отправляется в дальние странствия. Он переживает удивительные приключения, многие из которых Ибсен связал с эпизодами из старинных норвежских легенд и преданий.

Вдохновленный образами драмы, Григ написал к ней музыку. Она сопровождает отдельные эпизоды спектакля, звучит перед началом действий. Композитор воспел суровую и прекрасную природу Норвегии, фантастику и старинный быт, простые и искренние человеческие чувства. Красота музыки и ее национальное своеобразие обессмертили произведение Грига.

Большой популярностью в симфонических концертах пользуются две оркестровые сюиты, составленные композитором из отдельных номеров музыки к драме «Пер Гюнт».

Первая сюита состоит из четырех частей, контрастных по характеру.

Первая часть, «Утро», рисует картину светлой, безмятежной природы. Вторая часть, «Смерть Озе», передает настроение скорби. Третья – «Танец Анитры» – легкая и грациозная пьеса, напоминающая мазурку. Последняя, четвертая часть – «В пещере горного короля» изображает сказочное шествие. Музыка каждой части построена на развитии и варьировании одного музыкального образа.

«Утро». Нежные краски утренней зари и мягкость их переливов, картины пробуждения природы не раз привлекали внимание композиторов. Выразительные возможности музыки позволяют воспроизвести это в звуках.

Пьеса Грига «Утро» – один из наиболее поэтичных музыкальных пейзажей. Ее музыка передает не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности. В основе пьесы лежит небольшой мотив. Он напоминает пастушеский наигрыш и исполняется поочередно флейтой и гобоем.

На протяжении пьесы мотив неоднократно повторяется и варьируется. Композитор умело использует регистровые и тембровые краски, приемы звукоизобразительности. Музыка рисует картину постепенного пробуждения природы – солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника. «Утро» Грига – один из лучших образцов пасторальной музыки.

Читайте также:
Требовалось написать программу при выполнении которой с клавиатуры

Очень любил это произведение великий русский писатель Алексей Максимович Горький. «Слушая Грига, – говорил он, – видишь чудесные картины северной природы: туманное утро, солнечные лужайки, фьорды и скалы, мирное пастбище, тихий ручеек. ».

Полная глубокой скорби, в медленном размеренном движении, музыка напоминает похоронное шествие, а ее аккордовое изложение печальные и величественные звуки органа. Начинаясь приглушенно в низком регистре оркестра, тема постепенно, как бы уступами, поднимается выше и выше. Ее звучание усиливается. Как печальное эхо, отвечают ей тихие вздохи – хроматические полутоны в верхнем голосе.

К концу пьесы звучание перемещается в нижний регистр и постепенно замирает. Исполняется «Смерть Озе» только струнными инструментами оркестра.

«Танец Анитры». Анитра – девушка, с которой Пер Гюнт встречается во время своего странствования по Аравийской пустыне. Она исполняет танец легкий, изящный и грациозный.

Словно насмешливый и непостоянный нрав Анитры, музыка танца очень изменчива. Каждое построение, начинаясь в одной тональности, завершается в другой. Аккордовый танцевальный аккомпанемент сменяется октавами стаккато. Мелодические фразы часто обрываются, откликаясь, как эхо, в другом голосе.

«В пещере горного короля». Пер Гюнт попадает в пещеру – во дворец короля гор. В тронном зале собираются придворные горного короля – тролли, кобольды, гномы, чтобы праздновать свадьбу своей принцессы с Пером (тролли, кобольды, гномы – сказочные существа в норвежском фольклоре).

Музыка Грига образно и ярко рисует фантастическое шествие.

В основе пьесы – всего одна тема в характере сказочного марша. Она несколько раз повторяется, оставаясь неизменной. Зато композитор каждый раз варьирует ее сопровождение.

Вначале тема марша звучит в самом низком регистре, настороженно и таинственно.

Постепенно мелодия переносится все выше, а сопровождение начинает варьироваться. Появляются более мелкие длительности, они вносят в движение некоторую суетливость. Звучность усиливается. Вступает весь оркестр. Ускоряется темп – к концу он становится очень быстрым.

И кажется, будто сказочные обитатели пещеры, точно подгоняемые неведомой силой, завертелись в стремительном вихре.

Внезапно все прерывается резкими аккордами. Еще дважды мелодия пытается возобновить свой бег. Но настойчивые аккорды с взлетающими форшлагами, словно повелительные жесты пещерного владыки, прекращают шествие. Мираж сказочной картины мгновенно исчезает.

Вторая сюита «Пер Гюнт» включает пять пьес. Наиболее известна из них «Песня Сольвейг» – невесты Пера Гюнта, которая долгие годы ждала его возвращения. Печальная и нежная мелодия песни одно из самых вдохновенных творений Грига.

Источник: libr.link

Что такое программная и не программная музыка?

Какая музыка программная?

Что такое программное музыкальное произведение?

Чем отличается программная музыка от не программный?

Что означает Непрограммная музыка?

Слайд 7: Непрограмная музыка- это музыка без названия. Например, у Фридерика Шопена вся музыка не програмна. он называл их просто по жанрам. этюд, полонез, вальс и.

Какая музыка называется не программной?

Что такое программная музыка примеры?

И «Франческа да Римини», и симфония «Зимние грезы» Чайковского, и Фантастическая симфония Берлиоза — примеры так называемой программной музыки.

Что значит программное сочинение?

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений.

Какие программные произведения?

К программным относятся музыкальные произведения, которые имеют определенный заголовок или литературное предисловие, созданное или избранное самим композитором. Благодаря конкретному содержанию программная музыка более доступна и понятна слушателям. Ее выразительные средства особенно рельефны и ярки.

Какие есть жанры инструментальной музыки?

Жанры инструментальной музыки делятся на две большие группы: симфонические и камерные жанры. К симфоническим относятся следующие жанры: симфония, симфониетта, симфоническая поэма, симфоническая картина, симфоническая фантазия, симфоническая сюита, концерт, увертюра, симфонические вариации.

Что такое Программность и Программность в музыке?

Что такое Картинная Программность?

— картинная программность (музыкальной картины природы, народных празднеств, битв и т. . используются методы развития, позволяющие «следовать» за сюжетом, не нарушая собственно-музыкальных закономерностей. В их числе: вариационность и связанный с ней принцип монотематизма, выдвинутый Ф.

Что мы называем музыкальным образом?

Музыкальным строем называют систему отношений звуков по высоте, принятой в той или иной практике настройки музыкальных инструментов, которая характеризуется заданием частот звучания нот.

Что значит форма в музыке?

-греч. μορφή вид, очертания; внешность; красота) — многозначный музыкальный термин, описывающий строение музыкального произведения. . Форма-тип определяется рассмотрением музыкальной конструкции в статике (схема последования разделов, которую описывают последовательностью латинских букв, например, ABA, ABACA и т.

Источник: fcessentuki.ru

Что такое музыкальное программирование — кто и почему им занимается, устраивая настоящие live-сессии

Ранее мы говорили об инструменте OpenMusic. Он позволяет писать музыку, используя объектно-ориентированный подход. Сегодня речь пойдет о людях, которые создают композиции с помощью специализированных языков программирования. И зачастую делают это «в прямом эфире».

Читайте также:
Авторами программы я ты мы являются

Фото Pixino / PD

Краткая история компьютерной музыки

Первым компьютером, который использовали для создания музыки, был CSIRAC. Его спроектировала группа австралийских инженеров в конце 40-х годов. Тогда математик Джеф Хилл (Geoff Hill) разработал специальную алгоритмическую программу для синтеза музыкальных произведений. В 1951 году CSIRAC успешно исполнил популярный «Марш полковника Боги» («Colonel Bogey March»). Но на этом его музыкальные достижения закончились.

Поэтому первым «компьютерным музыкантом» считают Макса Мэтьюса (Max Mathews). Он начал воспроизводить музыку с помощью мейнфрейма IBM. Пример такой композиции:

С тех пор музыкальное программирование проделало большой путь. Под этим термином чаще всего понимают процесс создания треков с помощью секвенсоров, синтезаторов и специального ПО. Но некоторые инженеры-музыканты считают такой подход моветоном. Сторонники этой точки зрения используют программный код и специализированные ЯП для создания своих композиций.

Кто программирует музыку

В качестве примера можно привести инженера Эндрю Соренсена (Andrew Sorensen). Он доктор компьютерных наук и обладатель степени бакалавра в сфере джаза. Эндрю пишет музыку с 2005 года. Примеры треков можно найти на его Vimeo-канале. Вот одна из его работ (музыка начинается со второй минуты). Такие музыканты часто устраивают live-сессии и пишут треки перед живой аудиторией.

Например, этим занимается Эллисон Уокер (Allison Walker) — саунд-дизайнер в игрострое из Мельбурна. По её словам, на таких выступлениях аудитория лучше понимает, насколько сложную работу проделывает композитор цифровой музыки.

К слову, на подобные перформансы можно попасть и в России. Например, в минувшие выходные в Екатеринбурге прошел алгорейв — дискотека, на которой диджеи в реальном времени писали код. Слушатели могли наблюдать, как наборы переменных и цифр превращаются в мелодию.

Некоторые авторы не просто программируют цифровую музыку. Они создают системы машинного обучения, которые помогают составлять музыкальные композиции и даже пишут их самостоятельно.

В этом направлении работает композитор Дэвид Коп (David Cope) из Университета Калифорнии. Он разработал и запатентовал алгоритм, генерирующий музыкальные треки на основе существующих. Например, на видео выше представлена композиция, основанная на творчестве Баха.

На чем пишут

Для создания музыки такого рода используют специальные языки программирования. Их число довольно обширно, поэтому дальше мы приведем лишь некоторые из них.

Примером может быть ORCA — это эзотерический ЯП для создания процедурных секвенсоров, в котором каждая буква алфавита представляет собой отдельную операцию. Один из резидентов Hacker News отметил, что написание мелодии с помощью операторов ORCA напоминает сборку пазла. Исходники и подробную инструкцию можно найти в репозитории на GitHub.

Вот пример мелодии, сгенерированной на ORCA:

Некоторые музыканты создают собственные языки. Например, уже упомянутый Эндрю Соренсен представил Extempore. Он разработан специально для проведения живых выступлений.

В 2014 году Эндрю выступил на конференции для разработчиков OSCON. Там он продемонстрировал возможности своего языка и написал мелодию с нуля. Запись есть на YouTube.

Также стоит выделить язык ChucK, который разработали инженеры из Принстонского университета еще в 2003 году. Он поддерживает параллельное выполнение нескольких потоков и дает возможность изменять программу прямо во время её исполнения. Подробная документация с примерами есть на сайте проекта.

Считать ли программную музыку искусством

Есть мнение, что программно-сгенерированные треки — это не настоящая музыка («искусственная»). В прошлом многие музыканты отказывались играть мелодии, сгенерированные программой Дэвида Копа, когда он просил их об этом. По словам Дэвида, они считали, что это негативным образом повлияет на их профессиональный имидж. Но ситуация изменилась.

Все больше людей и композиторов считает, что компьютеры и вычислительные системы созданы для расширения человеческих возможностей и развития творческих способностей. И все чаще музыканты экспериментируют с новым ПО, техникой и звуками — подбирают и создают необычные семплы. Едва ли музыкальное программирование станет массовым. Но это определенно то явление на стыке сразу нескольких областей знаний и культур, на которое стоит обратить внимание.

Дополнительное чтение в нашем «Мире Hi-Fi»:

Каков юридический статус систем ИИ, создающих музыку
Рождение и смерть альбома: как менялись музыкальные форматы за последние 100 лет
Как IT-компания боролась за право продавать музыку
От критиков к алгоритмам: как демократия и технократия пришли в музыкальную индустрию
Исследование: музыка вредит творческому мышлению — обсуждаем альтернативные мнения
На IT-фестивале представили первый «гендерно-нейтральный» голосовой помощник

  • Блог компании Аудиомания
  • Занимательные задачки
  • Программирование
  • Звук

Источник: habr.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru